ООД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Космическое путешествие на планету Грамотейка"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Е.В.Сибирякова

Занятие рассчитано на детей подготовительной к школе группе, по обучению дошкольников грамоте. Занятие подготовлено по методике  Л.Е. Журовой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_kosmichesoe_puteshestvie_na_planetu_gramoteyka.docx51.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

детский сад №2 «Солнышко» городского округа город Шахунья

Конспект открытого ООД

по  развитию речи и подготовке к обучению грамоте

в подготовительной к школе группе

«Космическое путешествие на планету Грамотейка».

Работу выполнила

воспитатель: Е.В.Сибирякова

2020 г.

Программные задачи

Образовательные задачи:

  1. Способствовать формированию умений делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, определять и изолированно произносить первый звук в слове.
  2. Продолжать учить различать  на слух  гласные и твердые и мягкие согласные звуки.
  3. Закреплять умения  составлять предложения из двух и трех слов.
  4. Продолжать учить называть слова определенной звуковой структуры.

Развивающие задачи:

  1. Развитие   фонематического   слуха, через игровую деятельность.
  2. Развитие  логического  мышления, внимания, речи детей.
  3. Развитие коммуникативных качеств: дружелюбие, взаимопомощь.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитание  умения слушать друг друга.
  2. Воспитание культуры поведения у детей при проведении игр и заданий.
  3. Воспитание интереса к занятию, усидчивости  у детей.

Словарная работа: познакомить детей с понятием идентификация – сравнение, установление совпадения.

Предварительная работа: дидактические игры «Слоговое лото», «Поиграем, почитаем»; дидактическое упражнение «Составь предложение»; беседа с детьми о космосе. Подбор фонограммы,  подбор картинок к презентации, сборка компьютера, подборка карточек, изготовление тюбиков со схемами.

Оборудование: тюбики со слоговыми схемами, мультимедийная установка, конверт, карточки для составления предложения (раздаточные), набор квадратов из цветного картона (на каждого ребёнка), музыкальное сопровождение.

Методы и приемы:

Словесные: объяснение, вопросы,  художественное слово, поощрения, анализ.

Здоровьесберегающие технологии,

Наглядные: показ, рассматривание, сюрпризный момент, показ презентации

ИКТ

Практические: игры, задания, физкультурная минутка.

ТРИЗ

Индивидуально - дифференцированный подход к детям:побуждать Ваню С. Отвечать на вопросы, учить Машу Г. подбирать картинку к схеме слова.

Ход ООД

Изложение содержания частей ООД

Предполагаемые ответы детей, результаты выполнения заданий

Приемы организации работы в каждой части ООД и обоснование их использования

Формы организации деятельности детей на ООД

Рефлексия деятельности  детей.

Вводная часть

(1 Слайд).

– Ребята, сегодня я вам предлагаю совершить путешествие в космическое пространство, побывать на неизвестных планетах. Согласны?

Основная часть

 На чём мы можем совершить это путешествие? 

Почему?

– Да, на космическом корабле (или ракете) (2 слайд).
– Но прежде чем отправиться в полёт, я предлагаю вам познакомиться с языком инопланетных цивилизаций и собрать вещи, необходимые для путешествия.
– Начнём с языка инопланетян. Наверняка он нам в полёте пригодиться. Повторяйте за мной:
(3 слайд).

Чистоговорка

Ли-лэ-ла
Ри-рэ-ра
Эни-бэни, 
Рики-таки, 
Шурба-урба, 
Синти-бряки, 
Дэо-дэо, 
Шах-мадэо, 
Вац!

– С языком ознакомились. Теперь, нужно собрать вещи, необходимые для полёта. Перед вами карточки с изображением предметов, выбирайте нужную и кладите в отсеки. У нас два отсека (синий и зелёный). В синий отсек – карточки с изображением предметов, название которых начинается с какого звука?

-в зелёный отсек?

(Карточки: фонарик, часы, диски, носки и т. д.)

– Берём по одной карточке и объясняем, почему выбрали один из отсеков

-С заданием справились блестяще!

– Итак, с языком ознакомились, вещи собраны. К путешествию готовы? 


– Тогда прошу пройти в космический корабль.
(4 слайд).
– Перед вами бортовой компьютер. Для того чтобы, вас допустили к полету надо ответить на вопросы компьютера.
– Сейчас каждому будет задан вопрос, ответ должен быть полным.

-Я думаю,  вы с любыми вопросами сможете справиться.

Вопросы:( вопросы высвечиваются на слайде)

– Чем звук отличается от буквы?


– Звук б – это гласный или согласный?
– Звук а – это гласный или согласный?
– Назови 3 слова, которые начинаются с твёрдого звука – к.
– Сколько слогов в слове машина?


– Составь предложение из 2-х слов
– Составь предложение из 3-х слов

– Чем отличаются гласные от согласных звуков?


– Назови слова, состоящие из 1, 2 слогов.

– Итак, на все вопросы ответили. Мы отправляемся. Занимаем места в космическом корабле, пристёгиваем ремни безопасности.(5 слайд).

Сейчас я буду говорить слова. Вы закроете глаза. Начинается наш полет. Вы не заснете по-настоящему. Будете все слышать, но не будете двигаться, и открывать глаза пока я не скажу «Всем открыть глаза».

Итак, слушай мою команду.  (Звучит аудиозапись музыки для релаксации на слайде.)«Сядьте ближе к краю стула, обопритесь на спинку, руки свободно положите на колени, ноги слегка расставьте. Команда готова к полету?

Тогда в путь. Закройте глаза.

Сейчас корабль поднимается в небо. Вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох. Крепко-крепко сожмите в кулачках штурвалы и сильно-сильно надавите ступнями на педали. Держите, держите! Молодцы! А теперь отпустите штурвалы и педали… Вдох – выдох. Чувствуете, как приятная тяжесть растекается по телу. Прижимает вас. Корабль взлетает. Нам становится легко. Важно сейчас ровно дышать. Вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох. Мы летим в космосе. На нас приветливо смотрят звезды, приглашают к себе в гости. Но наша цель – планета Грамотейка. И вот она уже близко, яркая, голубая. Давайте сделаем главную посадку. (Музыка заканчивается.) Потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза.

Вот мы и на месте! Предлагаю экипажу подкрепиться. Перед вами тюбики с космической едой. А вместо названия, изображена звуковая  схема слова. У вас есть возможность выбрать пищу самим, но названия её должны состоять из того же количества звуков, что и на вашем тюбике. Если будете затрудняться, перед вами подсказка. (6 слайд)

– Ну вот мы и подкрепились.

(7 слайд)

Компьютер: Внимание! Внимание! Наш корабль совершил посадку на неизвестной планете. Предлагаю экипажу надеть космические скафандры и выйти на поверхность планеты.

Ребята, а мы можем выйти в открытый космос без скафандра? (8 слайд).

Почему?

Ребята, а вдруг жители этой планеты подумают, что мы прилетели с плохими намерениями. Давайте исполним мирный танец-приветствие, и они поймут, что мы желаем им добра.

Физкультминутка

(9 слайд).

Танец под музыку (типа аэробики).

– Теперь нам нужно осмотреться. Как же называется эта планета? Посмотрите, какое-то письмо:

«Жителям планеты земля. От жителей планеты Грамотейка»

– Давайте вернёмся на космический корабль, (дети рассаживаются на места) Что же находится в конверте?

-Карточки, а что написано на них непонятно (на карточках слоги с недописанными буквами из которых надо составить слова, чтобы получилось предложение).

Земляне, давайте дружить. Грамотейцы.
– Что же это может значить?

-Как же мы сможем прочитать. Что там написано?

(10 слайд).

Путешествие наше подходит к концу. Предлагаю взять курс на планету Земля. Постойте, мы не сможем вернуться, надо произнести кодовое слово, а оно зашифровано.

(11 слайд).

– Ну вот, вы просто замечательно справились с этим заданием, кодовое слово отгадали. Отправляемся на Землю.

Команда готова к полету?

Тогда в путь! Итак, слушай мою команду: (Звучит аудиозапись музыки для релаксации на слайде.)

 «Сядьте ближе к краю стула, обопритесь на спинку, руки свободно положите на колени, ноги слегка расставьте. Закройте глаза. Корабль поднимается в небо. Вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох. Крепко-крепко сожмите в кулачках штурвалы и сильно-сильно надавите ступнями на педали. Молодцы! А теперь отпустите штурвалы и педали… Вдох – выдох. Представьте себе ночное небо с яркими звездами, жителей планеты Грамотейка, так жаль нам с ними расставаться. Вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох. И вот наш корабль опускается на Землю. Мы приземлились! (Музыка заканчивается.) Потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза и встать».

 Мы приземлились! Земля, встречай нас!

(12 слайд).

Итог занятия

Понравилось вам путешествие?

 Какие трудности мы встречали на своём пути?

 Что вам запомнилось? 

-Вы  просто молодцы! Не побоялись отправиться в космическое путешествие. Отлично справились со всеми заданиями.

-как вы думаете, а почему у нас все получилось?

(13слайд).

Компьютер: Внимание! Внимание! Наш космический корабль совершил посадку на планете Земля. Желаю успехов и прощаюсь с вами!

А на прощание возьмите себе портрет жителя Грамотейки. Но они все с разными изображениями эмоций. Выберите себе сами.

(14 слайд).

-Согласны.

-На космическом корабле

-На ракете

-Потому, что в космос летают только ракеты.

Дети проговаривают  чистоговорку

- с твёрдого согласного звука

– карточки с изображением предметов, название которых начинается с мягкого согласного

-Фонарик название картинки начинается с твердого согласного звука Ф, кладу ее в синий отсек

-Носки, кладу картинку в синий отсек, потому что название ее начинается с твердого согласного звука (н)

-Диски, кладу в ящик зеленого цвета, потому что название картинки начинается с мягкого согласного звука (дь)

-Готовы.

-Звуки мы произносим,  а буква это графическое изображение звука

-Звук-б–это согласный звук

Звук -а - это гласный звук.

-Кошка, котелок, крапива

-В слове машина три слога.

-Ракета летит

-В ракете дети

-Гласные звуки можно петь, тянуть и во рту ничего не мешает, их мы обозначаем красными фишками,

 а при произнесении согласных  во рту встречаются препятствия, они бывают твердыми и мягкими согласными.

Твердые обозначаются синими фишками, мягкие согласные звуки- зелеными фишками.

-Нос - один слог

-Ка-ша - два слога

-Да, готовы.

-В моем тюбике  мясо, т.к. в слове мясо

  4 звука:

1 звук - мягкий  согласный,

2-гласный,

 3- твердый согласный звук,

4-глассный звук

-В моем тюбике

Рыба, т.к. в  этом слове 4 звука:

1-твердый согласный звук,

2-гласный звук,

3-твердый согласный звук,

4- гласный звук.

 -В моем  тюбике сыр, т.к. это слово состоит из трех звуков:

1-твердый согласный звук.

2-гласный звук,

3-твердый согласный звук.

-Нет, потому что в космосе нет воздуха, и мы не сможем дышать

-Это планета Грамотейка

-Карточки

-письмо

-послание

-Может быть, жители планеты Грамотейка что-то хотят  передать на Землю.

-Надо  дописать буквы и тогда мы узнаем, что там написано

-Надо расшифровать

-поехали!

-Да, готовы.

-Да, понравилось

-Трудно было прочитать послание жителей планеты Грамотейка

-Мне запомнилось, как мы отгадывали еду в тюбиках

-А мне понравилась, как  летели на корабле

-Потому что мы делали все сообща.

Мотивация

Вопросы, способствуют поиску  решения  проблемы

Проговаривание чистоговорки

(артикуляционная гимнастика)

Словесная инструкция, которая позволяет выполнить задание, опираясь на имеющиеся знания

Выполнение

 задания

Поощрение способствует созданию позитивного микроклимата

Создание ситуации успеха

«Мозговой штурм»

Прослушивание фонограммы, способствует поддержанию интереса к занятию

Проводится игра–релаксация «Полет в космос»

Игра «Отгадай слово»

Вопросы, способствующие развитию памяти

Танец под музыку

способствует смене деятельности

Появление письма, способствует активизации внимания

Вопрос, способствующий развитию мышления

Упражнение

«Допиши букву».

Детиотгадывают зашифрованное слово (поехали)

(берется первый слог от каждого слова: помидор, енот, халат, лимон).

Релаксации способствует раслаблению

Беседа, способствует развитию памяти, мышления, речи

Поощрение, способствует созданию позитивного микроклимата, помогает детям  быть уверенными

Вопрос, способствует оценке детской деятельности

Это задание поможет детям дать оценку своему  настроению после  путешествия

Групповая

Фронтальная

Групповая

фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная работа детей

групповая

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

Думаю, что этот прием настроит  детей на необычное путешествие

Эти вопросы помогут детям поразмышлять

Думаю, что затруднения могут возникнуть у  Маши Г. с произношением звука р

Думаю, все дети справятся с заданием

Думаю, все дети справятся

Думаю, дети воспользуются  подсказками

Думаю, дети ответят правильно, потому что эта тема им знакома.

Думаю, дети получат удовольствие

Думаю, что дети справятся самостоятельно

Думаю, танец поднимет настроение у детей.

Думаю, что задание не вызовет затруднений, потому что ребусы они отгадывали и раньше.

Думаю, дети  справятся

Думаю,  дети осознанно подойдут к выбору карточек и смогут обосновать свой выбор

Самоанализ

 непосредственно образовательная деятельность по  развитию речи и подготовке к обучению грамоте «Космическое путешествие на планету Грамотейка».

Направление познавательно – речевое.

Данная непосредственно образовательная деятельность проводилась с детьми старшего дошкольного возраста 6-7 лет.

В непосредственно образовательной деятельности основная образовательная область коммуникация была в интеграции с образовательными областями: здоровье, познание, социализация, безопасность, чтение художественной литературы, музыка.

При планировании НОД были учтены возрастные особенности детей.

Для решения поставленных задач мной использовались разнообразные методы и приёмы.

Методы:

  • Словесные – беседа, объяснение, художественное слово;
  • Наглядные – показ иллюстраций, слайдов, приемов работы;
  • Практические – игровые упражнения, д/и, динамическая пауза, самостоятельная работа;
  • Игровые – игровая мотивация, загадки;
  • Метод похвалы.

Была проведена предварительная работа: коллективные индивидуальные беседы с детьми о  космосе. Чтение художественной литературы.

Формы организации совместной деятельности: игровая, двигательная,  продуктивная, коммуникативная, коллективная, фронтальная, индивидуальная.

Выполнению поставленных мной задач так же помогали наводящие вопросы, которые подталкивали детей на самостоятельные высказывания. Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе.

Вопросы были просты и понятны детям, если вопрос вызывал затруднение, то создавалась проблемная ситуация, что активизировало мыслительную речевую деятельность, приводило к необходимости самостоятельно и с побуждения воспитателя находить решение..

Структура занятия  

- Водная часть: (организация детей) – 3 минуты

- Основная часть: (практическая деятельность) - 24 минуты

На протяжении всего занятия старалась активизировать  познавательную деятельность детей, через создание различных ситуации ( игру, создание проблемных ситуаций).

- Заключительная часть (подведение итогов) 3 минуты

Данная  структура вполне оправдана, так как каждая часть  НОД направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов.

Водная часть непосредственно образовательной деятельности (НОД) предполагала  организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, установку на предстоящую деятельность, объяснение. Это было  сделано с помощью   сюрпризного момента, беседы.

Для повышения мотивации к участию в  предстоящей деятельности, на каждый момент занятия были подобраны наглядные пособия, мультимедийное оборудование для создания  настроя и просмотра презентаций, которые стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве НОД.

Основная часть  НОД - этосамостоятельная   умственная и практическая деятельность детей, направленная на самостоятельную умственную и практическую деятельность, выполнение всех поставленных   задач.

В основную часть НОД были включены задания на повторение изученного и активизацию опорных знаний с целью повторения пройденного и подведения к восприятию новых знаний, систематизацию имеющихся знаний детей в самостоятельной деятельности.

В середине занятия с целью снятия статического напряжения, повышения  умственной работоспособности, снижения утомления была проведена  физкульминутка.

Непосредственно образовательная деятельность была построена с использованием элементов современных образовательных технологий: индивидуально-дифференцированного обучения, информационно-коммуникационных технологий, развивающих дидактических пособий.

Индивидуализация   обучения проявлялась  в  оказании затрудняющимся  при выполнении заданий детям помощи, напоминания, дополнительного объяснения,  а также в  учёте педагогом особенностей  мышления и темп восприятия каждого ребенка.  Во время НОД старалась общаться с детьми на одном уровне, «глаза в глаза», а не доминировать над детьми. Отношения между мной и детьми выстраивались по принципу субъект-субъектных. Я старалась быть в позиции «рядом».

В заключительной части НОД подводился итог  деятельности, используя  беседу и смайлики.

            Длительность НОД соответствует гигиеническим нормам для детей данного возраста – 30 минут. Воздушный, тепловой, санитарный режим были соблюдены. НОД динамичная, она включает пять приемов, которые придусматривают смену деятельности. Беседа – стоя в группе,  имитирование процесса полета на ракете, игры стоя и сидя ан стульях, динамическая пауза, продуктивная деятельность – сидя на стульях. Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течении НОД позволили избежать утомляемости детей. Использование мультимедийной установки соответствовало рекомендациям СанПин( не более 15 минут). Обращала внимание на осанку детей.

На протяжении всего занятия старалась создавать ситуацию успеха.

Я считаю, что мне удалось добиться поставленных задач. Образовательная деятельность получилась насыщенной, интересной. Логичность построения различных видов деятельности, позволило провести ее не выходя,  за рамки времени – 30 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну Читания"

План-консект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.  Цель: познакомить де...

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Путешествие на воздушном шаре"

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Путешествие на воздушном шаре"...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие по стране Грамматики»

Занятие способствующее развитию звуко буквенного анализа и фонематического слуха....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие по стране Грамматики»

Занятие способствующее развитию звуко буквенного анализа и фонематического слуха....

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие на воздушном шаре»

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в игровой форме в подготовительной группе....

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну грамматики»

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну грамматики»...

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие на остров звуков».

Цель: Выявить знания детей о гласных и согласных звуках. Закреплять           навык чтения, умение делить слова на слоги. Уточнить знание детей опредл...