Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Волшебные кубики» (обучение чтению с использованием методики Н.Зайцева) для дошкольников с 3 до 7лет срок реализации программы 1 год
рабочая программа по обучению грамоте

Туева Екатерина Александровна

Актуальность программы определена тем, что дошкольники имеют высокую мотивацию к обучению чтению. Занятия помогут детям научиться читать, проявлять интерес к познавательной деятельности, развивать «зрительную зоркость» и фонематический слух, так же будут способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Кроме этого реализация данной программы позволит развивать у детей умение работать самостоятельно и в группах, уметь слушать других, быть внимательным к товарищам.

А также актуальность данной программы в ее здоровьесберегающей направленности, а именно в разработке таких методов и приемов обучения, которые позволяли бы полноценно образовывать детей, сохраняя и укрепляя их здоровье. Техника чтения Зайцева даёт интенсивное развитие таких психических функций, как внимание, память, абстрактное мышление. На занятиях чтения по методике Зайцева малыш должен достичь всего сам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnye_kubiki.docx43.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 17 «Журавлик»

Принято:                                                                   Педагогическим советом

Протокол № 1 от 25.08.2022г.

                  Утверждено:

 Заведующий МБДОУ д/с № 17    Мухина О.Р.

 Приказ  №117 от 26.08.2022 г.

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа социально-педагогической направленности  «Волшебные кубики»

(обучение чтению с использованием методики Н.Зайцева)

для дошкольников с 3 до 7лет

срок реализации программы 1 год

Разработчик программы:

Педагог Туева Е.А.

Верхнеуфалейский городской округ

 2022 г

Содержание

Паспорт программы

3

1

Целевой раздел

4

1.1.

Пояснительная записка

4

1.2.

Учебный план

6

1.3.

Структура занятия

6

1.4.

Принципы программы

7

1.5.

Возрастные особенности речевого развития детей           

7

1.6.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

8

2

Содержательный раздел

9

2.1.

Содержание программы обучения

9

3

Организационный раздел

12

3.1.

Материально-техническое обеспечение программы

12

3.2.

Учебно-методический комплект к программе

12

3.3.

Работа с родителями

12

3.4.

Список литературы

12

Паспорт программы

Наименование программы

«Волшебные кубики»

Чтение по методике Н. Зайцева

Руководитель программы

Туева

Екатерина Александровна

Организация-исполнитель

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Центр развития ребенка - детский сад №17 «Журавлик»

Адрес организации исполнителя

К. Маркса, 184а

Цель программы

обучение  дошкольников чтению по складам.

Направленность программы

социально-педагогическая

Срок реализации программы

1 учебный год

Уровень реализации программы

дошкольное образование

Система реализации контроля за исполнением программы

координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения


1.Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебные кубики» разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО»

Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

Данная программа разработана на основе пособия «Кубики Зайцева. Учебник для родителей, воспитателей, учителей» Спб., 2012. Содержание программы соответствует познавательным возможностям дошкольников в возрасте 3-7 лет.

Направленность программы – социально-педагогическая.

Колесо истории крутится, всё ускоряясь и его никак нельзя повернуть вспять. Сегодняшние дети, родившиеся на заре века цифровых технологий, развиваются заметно быстрее своих родителей, это видно даже не специалистам в области педагогики и психологии. Новое время – новые требования и вызовы. Многие родители хотят, чтобы их ребёнок преуспел в обучении и с детских лет, научился быть заметно более развитым по сравнению с окружающими. Николай Александрович Зайцев, создатель и разработчик великолепной методики «кубиков Зайцева». Николай Александрович уже на протяжении двадцати лет старается донести до учителей и родителей, что устаревшие способы обучения детей чтению нынче уже неактуальны и существуют новые, более продвинутые методики, требующие меньших затрат времени и усилий от ребёнка и педагога, а также не создающие проблем с обучением в будущем.
На занятиях по данной программе ребёнок легко, ненавязчиво и в игровой форме выучит  246 самых популярных складов русского языка. При этом ребёнок будет сам являться активным участником и главным действующим лицом в процессе своего обучения.

Общая методическая концепция заключается в том, что в основе обучения детей чтению лежит давно известный принцип обучения чтению не по буквам или слогам, а по складам, так называемый «складовой» принцип чтения.

Актуальность программы определена тем, что дошкольники имеют высокую мотивацию к обучению чтению.Занятия помогут детям научиться читать, проявлять интерес к познавательной деятельности, развивать «зрительную зоркость» и фонематический слух, так же будут способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Кроме этого реализация данной программы позволит развивать у детей умение работать самостоятельно и в группах, уметь слушать других, быть внимательным к товарищам.

А также актуальность данной программы в ее здоровьесберегающей направленности, а именно в разработке таких методов и приемов обучения, которые позволяли бы полноценно образовывать детей, сохраняя и укрепляя их здоровье. Техника чтения Зайцева даёт интенсивное развитие таких психических функций, как внимание, память, абстрактное мышление. На занятиях чтения по методике Зайцева малыш должен достичь всего сам.

Психолого-педагогическая целесообразность Программы заключается в комплексном подходе к интеллектуальному развитию личности ребенка, который включает решение задач раннего обучения чтению, а так же использование здоровьесберегающей методики, что позволяет полноценно развивать и образовывать детей.

Цель: обучение дошкольников чтению по складам.

Задачи:

Обучающие задачи:

Введение в чтение, предполагающее не ставить цель научить читать каждого ребёнка, но дать возможность каждому проявить свои способности в чтении.  

Формировать умение  различать звуки: глухой (деревянные кубики) – звонкий (железные кубики), твёрдый (большие кубики) – мягкий (маленькие кубики).  

Формировать умение читать по складам.

Формировать умение «писать» (собирать) слова из кубиков и по таблицам.

Развивающие задачи: развитие артикуляционного аппарата, улучшение дикции; развитие фонематического слуха.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к чтению; воспитывать самостоятельность и инициативность.

Возраст детей: от 5 до 7 лет.

Срок реализации программы: 1 учебный год.

Форма детского образовательного объединения: кружок.

Количество обучающихся в подгруппе - 6-10 человек.

Недельная нагрузка на 1 год обучения

дети 5-6 лет- 1 занятие по 25 минут в неделю;

дети 6-7 лет -1 занятие по 30 минут в неделю.

Основными формами образовательного процесса являются: игровые занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: - индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей); - подгрупповая.

Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.

1.2.Учебный план программы «Волшебные кубики»

Возрастная группа

Количество занятий в неделю

Количество занятий в год

Длительность занятий

Старшая (5-6 лет) 

1

32

Не более  25 мин.

Всего занятия

32

1.3.Структура занятия

  1. Мотивация. Педагог предлагает познакомиться со складовыми кубиками (картинками, таблицами, карточками), используя рассказ, беседу, проблемную ситуацию – создающие мотивацию к действию, заканчивающиеся словами: «Хотите?», «Сможете?».
  2. Опора на знания детей (предлагается предметная деятельность с диалогом, в ходе которой они вспоминают, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Дидактическая игра на повторение изученного материала.
  3.  Проблема в игровой ситуации. Дидактическая обучающая игра. Решение проблемы. Открытие нового знания и умения.
  4. Закрепление нового в типовой ситуации с использованием складовых кубиков и таблиц.
  5. Итог. Анализ (дети фиксируют в речи, что нового узнали, подводим совместный итог, привлекая детей к самооценке результатов деятельности)

1.4.Принципы программы

Здоровьесбережения (во время занятия дети активно двигаются)

 систематичности (непрерывность и регулярность занятий)

игровой (чтение по методике происходит только в игре)

 наглядности (звенящие и стучащие кубики позволяют без излишних определений услышать и прочувствовать особенности звуков русского языка)

 повторяемости материала (повторение вырабатываемых навыков чтения);

 сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение ребенка к своим действиям).

 эмоциональности

 самостоятельности (ребенок сам должен правильно сложить кубики, чтобы получилось слово)

Занятия рассчитаны на мини – групповую и индивидуальную работу. Они построены с максимальным использованием крупной моторики ребенка, чтения посредством пения, подвижных игр. Таким образом, на занятии ребенок постоянно передвигается: бегает, прыгает, ищет слова в специально созданных сенсорных игрушках, поет. Все это позволяет превратить такую сложнейшую мыслительную деятельность, как чтение в игру-забаву, что ведет к сохранению здоровья и радость от получения знаний.

1.5.Возрастные особенности речевого развития детей

 К пяти годам отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи детей, у большинства из них заканчивается процесс овладения звуками. Речь в целом становится чище, отчетливей. Возрастает речевая активность детей, они все чаще и чаще задают вопросы взрослым. Дети начинают овладевать монологической речью.

 Рост активного словаря, употребление предложений более сложной структуры (пятилетние дети могут употреблять предложения, состоящие из 10 и более слов) часто являются одной из причин увеличения количества грамматических ошибок. Дети начинают обращать внимание на звуковое оформление слов, указывать на наличие знакомого звука в словах. 

 К концу шестого года ребенок достигает довольно высокого уровня в речевом развитии. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями, содержательней, выразительней и точнее становятся его высказывания. У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы. 

К моменту поступления ребенка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносит, имеет определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь: строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже, точно спрягает часто употребляемые глаголы; свободно пользуется монологической речью: способен рассказать о пережитых событиях, пересказать содержание сказки, рассказов, описывать окружающие предметы, раскрыть содержание картины, некоторые явления окружающей действительности. Все это дает возможность ребенку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом. 
 

1.6.Ожидаемые результаты и способы их проверки.

В результате освоения программы:

Дети будут уметь различать звуки: глухой (деревянные кубики) – звонкий (железные кубики), твёрдый (большие кубики) – мягкий (маленькие кубики),

читать по складам.

Уметь «писать» (собирать) слова из кубиков и по таблицам.

Улучшится работа артикуляционного аппарата, развитие фонематического и музыкального слуха.

У детей сформируется интерес к самостоятельному чтению складов и слов, дети будут более самостоятельны и инициативны во время занятий.

В декабре и мае высчитывается средний % успеваемости воспитанников и эффективности педагогических действий, лежащих в основе дальнейшего планирования деятельности.

2.Содержательный раздел

2.1.Содержание программы обучения.

месяц

Содержание занятий

октябрь

1

Знакомство с таблицей и кубиками Н.А.Зайцева.  Знакомство детей с правилами поведения на занятии.

2

Сопоставление складов на кубиках и в таблице

Озвучивание складов на кубиках выбранных детьми

3

Озвучивание складов на кубиках выбранных детьми

Классификация кубиков: большие и маленькие.

4

Озвучивание складов на кубиках выбранных детьми

Классификация кубиков: большие и маленькие; железные и деревянные.  Дидактическая игра: «Угадай какой кубик звучит?» формировать умение узнавать на слух -  какой кубик звучит – глухой или звонкий.

ноябрь

5

Классификация кубиков: большие и маленькие; железные и деревянные. Сопоставление складов на кубиках и в таблице.

Написание имён детей кубиками.

6

Классификация «Паровозики».  Кубики «А»-«я».  Игровое упражнение «Братишки и сестрёнки».  Собрать вместе «Братишек» и «сестрёнок» (например Ба-бя, Ва-вя и т.д.)

7

Озвучивание складов на кубиках выбранных детьми. Игровое упражнение «Какую песенку тебе спеть?» (блоки складов из таблиц). Написание кубиками слов мама, папа, баба, дед.

8

Классификация «Паровозики».  Кубики «О»-«ё». Написание кубиками слов мама, папа, баба, дед. Предложить детям показать- прочитать  слово по просьбе воспитателя.

декабрь

9

Классификация «Паровозики».  Кубики «У»-«ю». Написание кубиками слов мама, папа, баба, дед. Сопоставление с напечатанными словами. Предложить детям показать- прочитать  слово по просьбе воспитателя.

10

Игровое упражнение «Какую песенку тебе спеть?» (блоки складов из таблиц).  Дидактическая игра: «Найди такой же»

Игра «Какое слово тебе написать?», написание кубиками слов по желанию детей.

11

Классификация «Паровозики».  Кубики «Ы»-«и». Игра «Сардельки» и «Сосиски». Разобрать «поезд» из больших кубиков на «Сардельки», из маленьких на «Сосиски» по 3-4 кубика, прочитать с помощью беленького кубика (ударение)

12

Классификация «Паровозики».  Кубики «Э»-«е». Игра «Сардельки» и «Сосиски». Игровое упражнение «Братишки и сестрёнки».  Собрать вместе «Братишек» и «сестрёнок» (например Бы-би, Вы-ви и т.д.)

январь

13

Озвучивание складов на кубиках выбранных детьми

Повторить классификацию кубиков: большие и маленькие; железные и деревянные. Игра «Какое слово тебе написать?», написание кубиками слов по желанию детей.

14

Классификация кубиков: большие и маленькие; железные и деревянные. Сопоставление складов на кубиках и в таблице.

Написание имён детей кубиками. Написание слов по желанию детей

15

Написание слов по желанию детей. Игра «Кубики в слове перепутались». Предложить детям восстановить простые слова (из двух кубиков)

16

Игровое упражнение «Братишки и сестрёнки».  Собрать вместе «Братишек» и «сестрёнок». Написание слов указкой по таблице.

февраль

17

Озвучивание складов на кубиках выбранных детьми.Классификация «Паровозики» (по желанию детей). Ударение (слова замок, машина и др). Игра «Сардельки» и «Сосиски» и«ударение»

18

Игра «Какую песенку тебе спеть?» (Спеть склады по таблице).  Закреплять с детьми названия кубиков. Д.игра: «Найди кубик, какой я назвала»; написание слов по желанию детей.

19

Игра «Найди слово», педагог сначала составляет несколькокоротких слов на глазах у детей, затем переставляет слова и предлагает ребенкунайти названное слово.

20

“Смешные слова”, дети из любых кубиков, выбранных наугад, составляют слово, а затем с помощью педагога пробуют прочитать его, а затем решают, у кого получилось смешнее.

март

21

Озвучивание складов на кубиках выбранных детьми. Игра “Угадай-ка”, педагог ставит перед детьми от 4 до 10 игрушек и выкладывает изкубиков название только одной. Дети пробуют угадать, с помощью метода исключения, какое слово выложено, ориентируясь на игрушки.

22

Игра «Какую песенку тебе спеть?» (Спеть склады по таблице).Дидактическая игра: «Угадай какой кубик звучит?», формировать умение узнавать на слух - какой кубик звучит – глухой или звонкий.

23

 Дидактическая игра: «Найди кубик, какой я назвала», закреплять с детьми названия кубиков. Игра: в два обруча разложить деревянные и железные кубики, сравнить их количество.Написать слова кубиками по карточке-картинке (списывание).

24

Игра “Посмотри и повтори”, педагог сначала составляет несколько коротких слово на глазах у детей, затем перемешивает кубики и предлагает восстановить слова.

апрель

25

Озвучивание складов на кубикахвыбранных детьми.Дидактическая игра «Найди такой же кубик» (Показать склад в таблице

26

Игра «Какую песенку тебе спеть?» (Спеть склады по таблице)

Собрать названия животных, живущих в зоопарке из кубиков, написать по таблице. Дид.игра: «Кто пришел в гости?», отгадать загадки, сложить из кубиков

27

Дид.игра: «Закончи слово» цель: учить использовать знакомые кубики при составлении слова. Чтение по таблице (Пирамидки).

Составление отгадок к загадкам

28

Игра “Посмотри и повтори”, педагог сначала составляет короткое слово на глазах у детей, затем перемешивает кубики и предлагает ребенку воспроизвести слово вновь.

май

29

Озвучивание складов на кубиках выбранных детьми.«Кто поселился в домике» цель: прочтение знакомых складов.

Дать кубики, из которых можно собрать определенные слова. Дети должны собрать как можно больше слов из этих кубиков.

Написать по таблице слова, которые составил из кубиков

30

Игра «Какую песенку тебе спеть?» (Спеть склады по таблице). Чтение складовых картинок. Написание слов по складовым картинкам.

31

Игра «Напиши слово», дети сами пробуют писать любые слова (с помощью педагога, если требуется): свои имена, имена родителей и любимых животных, названия игрушек, мультфильмов, сладостей и т. д. В случае затруднений показать нужные склады на таблице, дети ищут сначала нужный кубик, затем нужный склад на нем и выкладывают слово, которое хотят написать.

32

Открытое занятие для родителей

3.Организационный раздел

3.1.Материально-техническое обеспечение программы

Кабинет обеспечен мебелью.

К работе в объединении дети приступают после проведения руководителем соответствующего инструктажа по правилам техники безопасности.

Результат реализации программы во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.

Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.

Оборудование: столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала.

Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПиН и правилам техники безопасности.

3.2.Учебно-методический комплект к программе

  • диск с попевками;
  • аудио проигрыватель;
  • складовые таблицы;
  • складовые картинки;
  • длинная указка

3.3.Работа с родителями

Цель работы – расширение и укрепление связей родителей с ДОУ.

 Формы работы:

  • индивидуальная, для совместного поиска педагогически оправданных методов и средств воспитания обучающихся (беседы, консультации, рекомендации);
  • коллективные – родительские собрания, информация об успехах воспитанников, о требованиях, предъявляемых педагогом к воспитанникам и т.д.

3.4.Список литературы

  1. «Кубики Зайцева. Учебник для родителей, воспитателей, учителей» Спб., 2012.
  2. Комплект для дома, группы, класса. Учебник для родителей, воспитателей, учителей.                 Санкт-Петербург 2007
  3. А.А.Горбатова «Быстрое обучение чтению» издательство АСТ Москва, 2016.
  4. Е.Лазарь «Читаем правильно» Москва; Эксмо. – 2016.
  5. Н.Н.Павлова «Читаем после «Азбуки с крупными буквами» Москва; Эксмо. – 2008.
  6. И.Е.Светлова «Грамматика в картинках» Москва; Эксмо-прес. – 2002.
  7. О.Л.Соболева «Новый букварь для дошкольников и первоклассников» Москва «Дрофа-плюс» 2007
  8. М.Т.Карпенко «Сборник загадок» Москва «Просвещение» 1988
  9. Игры и занимательные занятия по быстрому и увлекательному обучению чтению детей 2-7 лет на основе методики Н.А.Зайцева Санк-Петербург И. «Сова» 1993


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа Социально - педагогического направления Обучение чтению и письму «Школа Букваря»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа социально - педагогического направления  Обучение чтению и письму «Школа Букваря». Предлагаемая программа расс...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа Социально-педагогической направленности «Говорушки» на 2019-2020 учебный год Средняя группа «Колокольчик» Возраст воспитанников: 4-5 лет Срок реализации: 1 год

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программаСоциально-педагогической направленности «Говорушки»на 2019-2020 учебный годСредняя группа «Колокольчик»Возрас...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по обучению старших дошкольников 5-7 лет первоначальным навыкам чтения.

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа  социально-педагогической направленности по обучению старших дошкольников 5-7 лет первоначальным навыкам чтения "Как хорошо уметь...

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направления «Волшебный пластилин» для детей дошкольного возраста (3-4 лет) на 2022-2023 учебный год (срок реализации - 1 год)

Дополнительная образовательная программахудожественно-эстетического направления«Волшебный пластилин»для детей дошкольного возраста (3-4 лет)на 2022-2023 учебный год(срок реализации - 1 год...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЗНАЙКА» ПО РАННЕМУ ОБУЧЕНИЮ Ч

Дополнительная общеразвивающая программа ориентирована на использование методики и технологии педагога – новатора  Н.А.Зайцева «Раннее обучение грамоте детей дошкольного возраста&raqu...