Мастер-класс для педагогов «Технология «Лэпбук» как средство формирования основ читательской грамотности дошкольников».
методическая разработка по обучению грамоте

Сундеева Наталья Александровна

***

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx674.86 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

«Детский сад № 22 «Журавушка» общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением деятельности по художественно - эстетическому  

направлению развития детей»

Мастер-класс для педагогов

«Технология «Лэпбук» как средство формирования основ                         читательской грамотности дошкольников».

  Воспитатель: Сундеева Наталья Александровна

   МБДОУ №22 «Журавушка»

        

г. Шарыпово, 2023 г.

     Добрый день, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс «Технология «Лэпбук» как средство формирования основ  читательской грамотности дошкольников».

I Теоретическая часть:

Цель мастер-класса:

Повышение компетентности педагогов по формированию основ читательской грамотности через технологию «Лэпбук».

Задачи:

  1. Расширить  представление  педагогов о читательской грамотности.
  2. Познакомить с различными методами и приёмами формирования основ читательской грамотности дошкольников.
  3. Сформировать представление о практическом использовании пособия «Лэпбук по читательской грамотности».

 

  Актуальность

      Дошкольное детство – это именно то время, когда стоит приобщать ребёнка к книге. И речь идёт не столько об обучении чтению, сколько о формировании интереса к этому процессу, умение и желание работать с книгой, воспитание читательской культуры.

        В дошкольном образовании мы говорим о закладывании основ читательской грамотности. Мы не ставим себе задачу воспитать грамотного читателя, наша задача воспитать грамотного слушателя (пассивного читателя).

И, несмотря на то, что читательскую грамотность сегодня мы считаем чем-то новым в дошкольном образовании, вот что об этом говорили в своё время известные педагоги новаторы и классики:

  • «Быстрота чтения должна развиваться сообразно с быстротой понимания. Если дитя читает быстрей, чем может понимать, то значит оно читает бессознательно. Быстрота чтения придёт сама собой, вместе с развитием понимания; а в начале преподавания она не только ни к чему не пригодна, но даже вредна»
                                                                                                         К.Д. Ушинский
  • «Ребёнок должен научиться говорить прежде, чем он может перейти к разумному чтению»

                                                                                                                И.Г. Песталоцци

  • «Художественная литература – это союз волшебных звуков, чувств и дум»

                                                                                                               А.С. Пушкин

    Читательская грамотность - это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения жизненных задач, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Существует ряд методов и приёмов формирования основ читательской грамотности дошкольников:

  1. Чтение педагогом по книге или наизусть, при котором происходит дословная передача текста.
  2. Прослушивание записей народного творчества и просмотр видеоматериала.
  3. Беседа по прочитанному, которая способствует более глубокому восприятию литературного текста детьми, выражению своего отношения к услышанному.
  4. Чтение с продолжением, развивающее у детей устойчивый интерес к книге;
  5. Разучивание стихотворений.
  6. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала.
  7. Проектная деятельность.
  8. Самостоятельное обсуждение прочитанного в ходе которого дети могут делиться своими впечатлениями.

     Формированию предпосылок читательской грамотности, а также развитию внимания, памяти, речевой активности, творческого воображения, познавательной мотивации способствует использование интерактивной тематической папки – Лэпбук.

Лэпбук - самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. 

   Демонстрируемый мной лэпбук является учебным пособием, в котором представлен материал для разных возрастных групп, т.е. предполагается его использование в течении нескольких лет. В него вошло 25 дидактических упражнения разного уровня сложности.

  1. Особое место в нём занимают мнемотаблицы.

В результате использования мнемотаблиц расширяется словарный запас детей, знания об окружающем мире, появляется желание пересказывать, а с опорой на зрительный образ, это сделать совсем не сложно.

  1. Дидактическая игра «Составь рассказ по картинке».

Задания развивают логическое мышление, активизируют речь, расширяют словарный запас.

  1. Дидактическая игра «Чья книжка?»

Игра формирует знания детей об авторах детских произведений. В помощь педагогам лэпбук содержит краткие биографии представленных писателей и поэтов с перечнем написанных произведений.

  1. Дидактические упражнения «Составь предложение» и «Назови

действие». Упражнения активизируют мыслительный процесс, речевую деятельность, расширяют словарный запас.

  1. Дидактические упражнения «Составь слово» и «Лишняя буква».

Упражнения заставляют задуматься над произношением слов, букв, порядком их написания.  В лёгкой игровой форме позволяют запускать процесс чтения и письма.

  1. Лэпбук содержит вспомогательный материал – игры, позволяющие

развивать внимание, мышление, память, тренирует устный счёт, периферическое зрение, что также способствует дальнейшему приобщению детей к чтению.

К ним относятся дидактические игры «Лабиринты», «Таблицы Шульте», «Найди предмет», «Найди различия».

  1. «Синквейн» —в переводе с французского означает «стихотворение из

пяти строк» (белый стих).

Применяется для активизации познавательной деятельности. С помощью синквейна может быть подведён итог какой-либо деятельности, проанализирован прочитанный текст или составлены загадки.

  1. Лэпбук содержит и обычные загадки на тему сказок. Рекомендую интересоваться у детей почему они в загадках дают тот или иной ответ. 

  1. «Ромашка Блума», «Кубики Блума» (приложением).

Инновационные методы, позволяющие добиться позитивных результатов                                    в формировании мыслительной деятельности дошкольников, являются технологиями развития критического мышления. Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон                               в познаваемом объекте. Работая в режиме данной технологии, воспитатель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Для детей дошкольного возраста более адаптирован именно кубик.

  1. «Рассказ с дырками».

Работа с рассказами с дырками предполагает прочтение некоторого текста, по которому детям будут заданы вопросы с целью уточнения сути прочитанного. После непродолжительной беседы детям предлагается прослушивание того же текста, но воспитатель делает паузы в определённых местах, предлагая детям подсказать следующее слово в рассказе. Затем продолжает до следующей остановки и так до завершения текста. В рассказе с хвостами дети заканчивают предложение.
Дети слушают, учатся анализировать прочитанное, развёрнуто отвечать на вопросы. Помогают воспитателю заполнять «дырки», «хвосты». Активизируется память, мышление, речь.

  1. «Работа с текстами»

Упражнение содержит тексты из сборников Елены Матвеевой.

Это, как правило, небольшие рассказы или стихотворения, которые эмоционально насыщены и содержат диалоги. От возраста к возрасту размер текстов увеличивается. После прочтения (прослушивания) текста следуют вопросы, которые требуют от ребёнка небольшого анализа и развернутого ответа.

Также можно использовать тексты из методического пособия Натальи Валентиновны Нищевой «Обучение детей пересказу по опорным картинкам»

Небольшая справка.

Елена Матвеева – это педагог, филолог, методист, автор образовательных программ. Автор развивающей и художественной литературы для детей дошкольного возраста. Книги и пособия Елены Матвеевой побуждают интерес к чтению, формируют читательскую грамотность.

II Практическая часть.

А сейчас, уважаемые коллеги, предлагаю вам попробовать выполнить несколько заданий из моего лэпбука, и сделаем мы это в виде игры – соревнования. Приглашаю принять участие в игре 6 человек. Разделимся на две команды. За победу в заданиях команда- победитель получает жетон.

Задание 1.

Знакомство детей с книгой чаще всего начинается со сказки. В нашем лэпбуке есть кармашек со сказочными персонажами, сейчас мы ими и воспользуемся. Участникам предстоит вытянуть одного из персонажей.

Задание: назвать 5 сказок с участием этого персонажа. Тот кто пишет, тот и должен будет нажать на звонок. (Приложение №1)

Задание 2.

Чтение любых произведений должно сопровождаться знакомством с автором. Поэтому сейчас игрокам предстоит выполнить следующее задание: соедините стрелками авторов с произведениями, которые они написали. Выигрывает команда, которая сделает это быстрей и без ошибок или с наименьшим количеством ошибок. (Приложение №2)

Задание 3.

Следующее задание связано с «Таблицами Шульте». К мольбертам пригашаются по одному игроку из каждой команды, по сигналу начинают находить числа от 1 до 25. Выигрывает тот, кто справился с заданием быстрее. (Приложение №3)

Задание 4.

Следующее задание: командам предстоит сочинить загадку в форме синквейна. Кто вперёд справится, нажимает звонок.

Задание 5.

Задание называется «Внимательный слушатель».

1 этап. Командам раздаются карточки с картинками. Ведущий зачитывает небольшой текст, участники находят картинки к каждому сюжету.

2 этап. Командам необходимо разложить картинки в логической последовательности.

3 этап. Команды получают по 5 начал вопросов, которые должны продолжить в соответствии с текстом. Команда соперников отвечают на эти вопросы. (Приложение №5)

Подводим итоги игры, определяем команду победителя.

III Рефлексия.

   Итак, уважаемые коллеги, сегодня мы с вами познакомились с использованием технологии «лэпбук» для формирования основ читательской грамотности у детей дошкольного возраста. Надеюсь, что каждый их вас сегодня услышал и увидел что-то для себя полезное. Пришло время подвести итог. И я предлагаю это сделать очередным заданием из нашего лэпбука.

     Так как было сказано, что для детей дошкольного возраста больше адаптирован «Кубик Блума», воспользуемся именно им.

 

    А закончить наш мастер класс я хочу словами Елены Матвеевой:

«Хотите, чтобы ребёнок читал с удовольствием? Забудьте слово «Надо!» Не делайте из детей учеников, играйте сами, играйте вместе с детьми, учитесь это делать весело и непринуждённо. Дайте детям свободу – в мыслях и словах, в выражении эмоций!                   И тогда огромный мир Литературы станет для ребёнка радостным, манящим, многогранным».

Спасибо за внимание!

Приложение №1

Сказочный персонаж: ______________________________

Сказки:

Приложение №2

Перечень произведений:

  1. «Лесная газета»
  2.  «Вовка- добрая душа»
  3. «Усатый полосатый»
  4. «Живая шляпа»
  5. «Праздник непослушания»
  6. «Приключение Буратино»
  7. «Винни-Пух»
  8. «Как я ловил человечков»

Приложение №3

Таблицы Шульте

3

12

5

8

16

10

13

6

7

1

9

2

14

4

11

15

5

1

13

17

8

18

9

11

3

21

15

24

19

7

16

23

2

22

14

10

12

6

4

25

20

Приложение №4

Синквейн - загадка

_______________

______________              ______________

_______________             _______________              ______________

        

________________________________________________________________________

_________________

http://en.academic.ru/pictures/enwiki/66/Bolboreta95.jpg http://flowers-abakan.ru/assets/images/products/458/50-ger.jpg

Приложение №5

1 этап

  1. Весь день Наташа читала книгу. Там были интересные сказки о животных.
  2. Мама подарила ей красивое платье. Бабушка связала внучке чудесную шапочку и шарф.
  3. У Наташи был день рождения. Она получила много подарков.
  4. От сестры Наташа получила альбом и краски. Папа купил дочке книгу.
  5. На другой день девочка взяла альбом и краски. Она решила рисовать картинки к сказкам.

3 этап  

 Читайте начало вопросов и продолжайте

для 1 команды

  1. У кого…?
  2. Что мама…?
  3. От кого она получила…?

Читайте начало вопросов и продолжайте

для 2 команды

  1. Что она…?
  2. Кто ей связал…?
  3. О чём была…?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование основ читательской грамотности у дошкольников с использованием разных форм и методов работы"

quot;Формирование основ читательской грамотности у дошкольников с использованием разных форм и методов работы"...

Педсовет «Экономическое воспитание как средство формирования основ финансовой грамотности дошкольников»

Цель: обогащение знаний педагогов по экономическому воспитанию дошкольников....

Мастер-класс для педагогов на тему: «Использование ИКТ технологий в работе по формированию основ безопасного поведения дошкольников в быту и социуме»

Мастер-класс для педагогов на тему:«Использование ИКТ технологий в работе по формированию основ безопасного поведения дошкольников в быту и социуме»...

Семинар практикум для педагогов: "Экономическое воспитание как средство формирования основ финансовой грамотности дошкольников"

Семинар-практикум«Экономическое воспитание как средство формирования основ финансовой грамотности дошкольников»...

Мастер класс по формированию основ финансовой грамотности дошкольников Игра Брейн Ринг «Юные Финансисты» Подготовила педагог высшей квалификационной категории Павлова И.М.

Мастер класс  по формированию основ финансовой грамотности дошкольников.  Игра Брейн Ринг  «Юные Финансисты».  Подготовила педагог высшей  квалификационной к...

Лэпбук как средство формирования основ патриотизма у дошкольников

Лэпбук как средство формирования основ патриотизма у дошкольников...

Экономическое воспитание как средство формирования основ Финансовой грамотности дошкольников

Экономическое воспитание как средство формирования основ Финансовой грамотности ...