Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности, на этапе завершения ими дошкольного образования.
учебно-методический материал по обучению грамоте (старшая группа)

Чебыкина Ольга Витальевна

Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком (Л. С. Выгодский)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности, на этапе завершения ими дошкольного образования.

Школьное обучение никогда не начинается

с пустого места, а всегда опирается на определенную

стадию развития, проделанную ребенком»

(Л.С. Выготский) 

В единой системе образования, дошкольное образование является первым звеном. На дошкольной ступени образования формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешности его обучения в школе.

В то же время школа строит свою работу не с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и развивает накопленный им потенциал.

Слайд 3

На дошкольном уровне образовательная деятельность по подготовке к обучению грамоте выстроена с учетом следующих условий:

- ребенок должен быть психологически готов;

- обучение проводится с использование игровых методик;

- обучение проходит на положительно эмоциональном фоне;

- процесс обучение грамоте строится только на материале правильно произносимых звуков.

 Обучение грамоте строится по принципу, от более простого к более сложному. В первую очередь изучаются звуки раннего онтогенеза: гласные (А, О, У, И, Ы, Э), затем согласные и в последнею очередь йотированные гласные: Я, Е, Ё, Ю и сонорны буквы: Л- Р, Ль – Рь, Й. Слайд 4

Чтобы научить детей читать, я знакомлю их со всеми единицами речи. Метод предполагает разделение связной речи на предложения, предложений – на слова, слова – на слоги, слоги – на звуки и наоборот объединения звуков в слоги, слогов - в слова, слов – в предложения, предложений – в текст.

На вводных занятиях учу детей слушать и в дальнейшем различать речевые и неречевые звуки. Дети в большинстве случаев затрудняются вычленять отдельные звуки, как живой и неживой природы, так и речевые звуки из ряда речевых.

По различению неречевых звуков, я учу детей слушать звуки природы с начало с опорой на зрение, что значительно легче воспринимается детьми и предшествует изолированному слуховому восприятию.

Гуляя на детской площадке мы наблюдаем, что окружает нас. Учимся различать звуки, которые мы слышим: шум машин, пение птиц, лай собак.

- «Ой, что это за звук? Посмотри, это собачка лает». «послушай, как дует ветер». «А вон в дереве спрятались воробьи. Слышишь, как они чирикают чик-чирик». После того, как ребёнок научится хорошо различать эти звуки с опорой на зрение (слышать и видит одновременно), мы учимся слушать звуки с закрытыми глазами (с опорой только на слух). «Закрой глаза и угадай, какие птички прилетели». Слайд 5

На материале речевых звуков мы отрабатываем слоговые ряды с акустическо схожими звуками: па-ба-па, ка- га – га, вычленяем лишнее слова в ряду состоящих из таких слов как: том- дом – том.

Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков и не у всех детей  к концу дошкольного возраста он формируется. Поэтому работа по развитию фонематического слуха должна начинаться уже в раннем возрасте. Для развития фонематического слуха использую такие игры как: «Попугай», «Поймай звук», «Глухие телефончики». Так же используются музыкальные инструменты и различные шумовые коробочки.

2. Следующий этап- работа со словом и его с графической схемой. Слайд 6

Объясняю детям, что у каждого слова есть свое значение, слова могут быть короткие и длинные. Знакомлю детей с понятием слово: предмет, действие, признак.

Учу задавать правильные вопросы к тем или иным словам.

Детям объясняется, что слова предметы отвечают на вопросы:

- кто? - живой предмет;

- что? не живой предмет.

Слова действия отвечают на вопросы:

- кто делает? – задается к живому предмету;

- что делает? – задается не живому предмету;

Слова признаки отвечают на вопросы:

- какой? какая? какие? Слайд 7

Далее рассказываю, что если слова дружат между собой и несут какую-то мысль, они называются предложением.

 Для закрепления используются такие игры: 

- игра «живое предложение» (детям даются каточки с изображением слов, они должны подружить слова и встать в правильной последовательности. Затем дети берутся за руки и озвучивают составленное предложение); Слайд8

- «найди и исправь ошибку» (детям предлагается несколько слов, не согласованных между собой, после чего они самостоятельно должны переставить слова, что бы получилось связное предложение).  Слайд 9

А в дальнейшем предлагаю для работы «маленькие слова» союзы и предлоги.

- «найти и исправить ошибку, с использованием предлогов».

Знакомлю детей с графическим обозначением предложения.  Слайд10,11

 Большое внимание уделяю анализу и синтезу слов в предложении (дети учатся из предложенных слов составлять предложения и наоборот, разбивать предложения на слова, определять и называть их последовательность.

 На этапе работы с предложением обращаю внимание детей, что первое слово пишется всегда с большой буквы, а еще с большой буквы пишутся имена. И очень важно помнить, что в конце предложения ставится: точка, восклицательный или вопросительный знак, который показывает, что предложение закончилось.

3. Следующий этап - формирование понятия буква и представление, чем звук отличается от буквы. Слайд 12

Детям даются такие понятия:  

- звуки мы слышим и произносим;

- буквы мы видим и пишем (в дошкольном возрасте, пишем только печатные буквы!) Слайд 13

Здесь я применяю символьные обозначение звуков: гласные – красным цветом; согласные синим (твердые звуки), зеленым (мягкие звуки). Слайд 14

Для лучшего понимания не видимой единицы звук, детям предлагаются символы  в виде звуковичков или смайликов соответствующего цвета. Можно предложить символы звуков в виде квадратов (это школьный вариант), для того, чтобы дети в дальнейшем не испытывали трудности на переход с одного символа на другой. Слайд 15

Одновременно для согласных звуков водим понятия: звонкий и глухой звук. Детям дается графическое изображение звонкого и глухого звука, для зрительного восприятия. А для отличия на слух используем такие приемы как: тактильный и слуховой.

Просим ребёнка закрыть ушки руками и произнести звуки: [Д], [Т]. После произнесения каждого звука спрашивайте, что слышит ребенок: только свой голос или голос и шум. При произнесении звонкого согласного звука мы слышим голос, а при произнесении глухого звука - голос и шум. Ещё один распространенный способ, прикладывание тыльной стороны ладони к горлу: при звонком звуке – происходит вибрация голосовых связок. При произношении глухого звука, голосовые связки остаются в покое, и вибрация не ощущается.

Знакомлю детей с артикуляцией    гласных звуков.

Для этого использую: Слайд 16

- карточки с правильной артикуляцией;

- д/и «Сломанный телевизор» (произношу беззвучно гласные звуки, дети произносят с использованием голоса);

- попеваем логопедические песенки «Гласных звуков». Слайд 17

Закрепляю умение слышать и выделять гласный звук с начало среди звуков, затем среди слогов и слов. Используя игровые приемы: «Услышишь звук, подай сигнал», «Берегись автомобиля» - используя сигнальные карточки. Учу детей определять место положения звука в слове в (начале, середине, конце). Для подсказки выделяю звук голосом, обращаю внимания ребенка на свое положение губ, во время произношения заданного звука или дублирую графическим изображением артикуляции нужного звука. Слайд 18

Знакомлю детей с графическим изображением звука (буквой). Для лучшего запоминания мы рассматриваем из скольких частей состоит изучаемая буква. Прорисовываем изучаемую букву: в воздухе, у себя на ладошках, у соседа на спине. Придумываем зрительный образ, для лучшего запоминания (на что похожа бука). Сопровождаем зрительный образ буквы чтением не сложной рифмовки. Затем прописываем буквы в тетрадях.

Например звук А- гласный (во рту нет преграды, можно пропеть), обозначаем красным цветом , состоит из трех частей ( палочек)  Слайд 19-25

На этом этапе я использую игры:

- пластилиновые заплатки «Азбука»;

- буква по образцу;

- шифровальщик;

- угадай букву на ощупь;

- составь слово от самой большой буквы к самой маленькой.

Одновременно эти игры направлены профилактику дисграфии.

После того, как дети познакомились с гласными мы переходим к знакомству с согласными звуками и буквами. Слайд 26

Порядок знакомства такой же, только вносим дополнения присущи только к согласным. Например: звук Т- согласный (встречает преграду в виде языка), глухой, твердый звук  (обозначаем синим светом). У твердого звука Т есть брат мягкий звук Ть (обозначаем зеленым цветом).

Учу составлять и читать  слоги и слова, делать звуковой и слоговой анализ  и синтез слогов и слов. Например

Прочитать слово — значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, "живое" слово.

Например  С –О – К  =  СОК и наоборот из слова вычленить все звуки, то есть сделать анализ слова.

Дети самостоятельно называют сколько в слове звуков и сколько слогов (сколько в слове гласных, столько и слогов). Составляют звуковые схемы слов.

Последний этап по обучению дошкольников грамоте, это совершенствование, навыков звукового анализа и синтеза слов, анализа предложений.  


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение преемственности между ДОУ и школой по формированию предпосылок учебной деятельности в рамках внедрения ФГТ дошкольного образования и ФГОС общего начального образования

Главное условие непрерывного образования- преемственность. Врамках внедрения ФГТ дошкольного образования и ФГОС начального образования  воспитатели и педпгоги сталкиваются с множеством проблем, в...

Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности по ФГОС.

Целевые ориентиры при завершении ДОО. Презентация для родительского собрания в подготовительной группе, по теме "У школьного порога"....

Обеспечение преемственности между ДОУ и школой по формированию предпосылок учебной деятельности в рамках внедрения ФГТ дошкольного образования и ФГОС общего начального образования

Преемственность является двусторонним процессом, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребёнка и формируются его фундаментальные качества- те достижения , которые служат...

Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО

Сообщение«Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО»   Круглый ст...