Главные вкладки

    Обеспечение преемственности между ДОУ и школой по формированию предпосылок учебной деятельности в рамках внедрения ФГТ дошкольного образования и ФГОС общего начального образования
    статья (старшая группа) на тему

    Маликова Светлана Викторовна

    Преемственность является двусторонним процессом, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребёнка и формируются его фундаментальные качества- те достижения , которые служат основой для успешного обучения в школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_malikova_konferentsiya.doc50 КБ

    Предварительный просмотр:

    Обеспечение преемственности между ДОУ и школой  по формированию предпосылок учебной деятельности в рамках внедрения ФГТ дошкольного образования и ФГОС общего начального образования

          По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, именуемая «детством». Но переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

         Главной стратегической установкой в реформировании современной системы образования, обозначенной в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», является обеспечение качества образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики страны, потребностям личности и социума. Важным условием достижения такого качества является обеспечение непрерывности образования, которое в соответствии с «Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)» понимается как согласованность, преемственность всех компонентов образовательной системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования.

          Преемственность является двусторонним процессом, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребёнка и формируются его фундаментальные личностные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе.

       Необходимость реальной преемственности - проблема давняя и сохраняет свою актуальность и на современном этапе. Однако, с ростом вариативности форм и методов обучения, внедрении в детском саду и школе  вариативных программ и технологий отмечается рассогласование преемственных связей. Подготовка детей к школе, до сегодняшнего дня,  сводилась в подгонке социально-педагогических приоритетов детского сада к требованиям  и особенностям школы, что привело к вытеснению в детском саду специфических формы активной деятельности ребенка – дошкольника, игры. Все больше она   уступала место «обучению на занятиях», или существенно изменялась «дидактизировалась». В результате, по данным  школьного мониторинга готовности детей к школе,  отмечается  уменьшение детей  с  познавательной мотивацией, как одним из основных показателей сформированной внутренней позиции школьника. Вот почему построение преемственности между детским садом  и   школой в вопросах подготовки детей к школе, сегодня,  требует нового подхода.

          В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» ключевым стратегическим приоритетом непрерывного образования при осуществлении преемственности обозначено – формирование умения  учиться, который включает в себя не только умение обучаться в течение всей жизни в школе и после школы, но и необходимость начать целенаправленное развитие ребенка в более раннем возрасте.  Решение данного направления отражается в ФГОС начального общего образования, где одним из приоритетных задач является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных). 

    Решение данной задачи возможно при условии  обеспечения преемственности детского сада и школы, где детский сад на  этапе дошкольного возраста  осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.      

          С 1 сентября 2010 года в соответствии с приказом МО и науки РФ № 655 в дошкольном образовательном учреждении введены Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

    В свою очередь в школах с 01.09.2011г. вводятся Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования. Изучив основополагающие положения вышеуказанных нормативных документов, нами  были внесены изменения в структуру и содержание образовательной программы ДОУ:    добавлен раздел, описывающий содержание  образовательной работы педагога с детьми  по основным направлениям развития ребенка, представленных в Концепции непрерывного образования (физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие) в соответствии с  образовательными областями.  

    Разработан и включен  в структуру образовательной программы  раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования», в котором впервые по сравнению  с предыдущей структурой образовательной программы  обозначены планируемые промежуточные  результаты освоения детьми программы, описывающие интегративные личностные качества, необходимые знания, умения и навыки, а также универсальные  предпосылки учебной деятельности на каждом  возрастном этапе дошкольного возраста (раннем, младшем, среднем, старшем),   также описаны планируемые итоговые результаты на выходе ребенка из образовательного учреждения перед поступлением в школу. (портрет выпускника ДОУ), что позволяет отслеживать качество организуемой педагогической работы с детьми.

    В структуру образовательной программы также был добавлен раздел «Преемственность ДОУ и  школы», в котором определены цели и задачи преемственности, выделены показатели и критерии «портрета выпускника» детского сада, определены  критерии сформированности  предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС.

        В содержании образовательной и учебных рабочих программ ДОУ были внесены следующие изменения: определены приоритетные направления образовательной работы с детьми на разных возрастных ступенях дошкольного образования (раннего, младшего и среднего, старшего дошкольного возраста) в соответствии с реализуемой в детском саду основной общеобразовательной программой «Из детства – в отрочество». Так, в  группах старшего дошкольного возраста выделено следующее приоритетное  направление  работы педагогов с детьми  - это обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, а также определено следующее содержание образовательной деятельности, одниим из которых является формирование предпосылок  учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

        Новым подходом в образовательной программе  стала  реализация  содержания основной общеобразовательной программы на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.   Данный  принцип  позволяет педагогу интегрировать содержание   программы в различные виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой,  двигательной, познавательно-исследовательской и др.), что способствует  формированию у ребенка целостной картины мира с учетом возрастных особенностей, повышать качество освоения программного материала. Внедрение данного принципа расширяет возможности педагогов активно использовать  при организации образовательного процесса проектный метод обучения и воспитания, который  позволяет развивать познавательный интерес у детей,  формировать умения принимать и сохранять цели и задачи предлагаемой познавательно-исследовательской  деятельности, искать способы их решения, что в свою очередь способствует формированию универсальных предпосылок учебной деятельности. При этом   образовательный процесс строиться с учетом основной формы работы с детьми и ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте - игры.  

          Одним из принципов организации педагогического процесса в образовательной программе является принцип деятельностного подхода, который   изменил взгляды на роль   воспитанника в образовательном процессе.

    Ребенок  не должен быть     пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом.  Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию  коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности.

        Учитывая ведущий вид мышления дошкольников – наглядно –действенное, наглядно-образное -  одним из ведущих методов, используемых педагогами при организации познавательной деятельности в процессе реализации  образовательной программы является  метод наглядного моделирования, который позволяет обучать детей    умению  использовать знаково-символические  средства  изучаемой информации (создание моделей, схем). Это помогает ребенку осваивать явления окружающего мира, которые невозможно воспринимать непосредственно, а также формирует у детей  понимание связей между явлениями окружающего мира, их особенности, умения устанавливать причинно-следственные связи.

          Одним из итоговых результатов дошкольного образования должно стать развитие у детей целеполагания  (способности принимать и сохранять  (ставить) цели и задачи деятельности, искать средства ее осуществления, добиваться получения результата. В этом нам помогает  использование в работе с детьми схемы трудовых процессов, так называемые  «пооперационные карты», позволяющие ребенку воспринимать любую планируемую деятельность, трудовой процесс сначала расчленено, дети учатся строить наглядно –схематическую, а затем и мысленную модель своей деятельности.  

        Педагогическая технология использования моделирования весьма эффективна. В модели, образно названной «Лесенка» представлено общее поступательное движение трудового процесса от замысла к результату.

    Важную роль в обеспечении эффективной преемственности  дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами  дошкольного учреждения,  школы и родителями воспитанников. Наше образовательное учреждение, как и другие детские сады, взаимодействует с близлежащими школами, в которые поступают воспитанники нашего детского сада. Ежегодно заключается договор о сотрудничестве детского сада с  начальной школой.

    Организация работы по преемственности нашего детского сада со школой осуществляется по трем основным  направлениям:

    • методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев «портрета выпускника»), поиск путей их разрешения, изучение  и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и школы и др.);
    •  работа с детьми (знакомство  детей  со школой, учителями, организация совместных мероприятий);
    • работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

      Таким образом, новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенных в вышеуказанных нормативных документах требует нового подхода  к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что  позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРОЕКТ «ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ОСНОВА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ: ФГТ (ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ) И ФГОС (НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)»

    На сегодняшний день – главная потребность общества и государства в первую очередь в  преемственности дошкольного образования и школьного образования. Сегодня  стоит задача: выравнивание стар...

    ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования: проблемы преемственности.

    ФГОС – представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Стандарт вк...

    ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования: проблемы преемственности

    Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится ...

    "Преемственность ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования с учётом интересов всех участников образовательного процесса".

         Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденн...

    Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности в рамках внедрения ФГОС дошкольного образования

    Данная работа направлена на формирование общечеловеческих ценностей, на развитие духовно-нравственного воспитания,  уважения  и интерес к культуре, к женщине, матери, будущего поколения...

    ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    В  материале представлена преемственность дошкольного и начального общего образования в рамках введения ФГОС дошкольного образования...

    Преемственность ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования (Педагогическая диагностика)

    Необходимость преемственности отдельных ступеней системы образования — проблема давняя. Более того, вместе с ростом вариативности форм и методов обучения ( в частности, с появлением в нашей стра...