Главные вкладки

    "Преемственность ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования с учётом интересов всех участников образовательного процесса".
    презентация к занятию (старшая группа) на тему

    Федотова Татьяна Григорьевна

           Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования. Анализ ситуации показывает, что эта тенденция должна оставаться характерной чертой системы образования в будущем.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Преемственность ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования с учетом интересов всех участников образовательного процесса».

    СЛАЙД 2 

           Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования. Анализ ситуации показывает, что эта тенденция должна оставаться характерной чертой системы образования в будущем.

    СЛАЙД 3

           Так называемые точки соприкосновения мы видим в решении проблем, которые представлены как направления:

    1.      Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне.

    2.      Отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образования и психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с ФГОС.

    3.      Обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.

     СЛАЙД 4

           Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

    В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.

     СЛАЙД 5

    Что такое деятельностный подход?

    Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку сформировать  у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

           Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

    СЛАЙД 6

           Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности. Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

           Учитывая то, что непрерывное образование выступает как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы на каждой ступени образования можно выделить следующие задачи:

    СЛАЙД 7

    Основные задачи сотрудничества ДОУ и школы:

    •         установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;

    •         выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;

    •         создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;

    •         всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;

    •         оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;

    •         формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

           Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности.

    САЙД 8

    Мы определили общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

    •         воспитание нравственного человека;

    •         охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

    •         сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое, психическое развитие детей.

    Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

    СЛАЙД 9

    На дошкольной ступени:

    •       приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

    •       обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

    •       развитие, инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

    •       формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;

    •       развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста ).

     

     

     СЛАЙД 10

    В соответствии со Стандартом на ступени начальной школы осуществляется:

    ·                становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности

    ·                умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

    · духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

    · осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;

    · индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

     Принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

          Принцип развития.

          Принцип гуманитаризации.

          Принцип целостности. 

          Принцип культуросообразности.

          Принцип содержания образования.

    Реализация общей цели и задач образования детей 3 - 10 лет требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий:

    На дошкольной ступени:

    - личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

    - формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка

    - построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности.

    На ступени начальной школы:

    - опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;

    - направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития;

    - сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.

    СЛАЙД 11

    Формы осуществления преемственности

                  Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов ДОУ, учителей начальных классов по созданию условий для эффективного и безболезненного перехода детей в начальную школу.

    Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений образовательных учреждений.

    Формы осуществления преемственности:

    СЛАЙД 12

       1. Работа с детьми:

    •         экскурсии в школу;

    •         посещение школьного музея, библиотеки;

    •         знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

    •         участие в  совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;

    •         выставки рисунков и поделок;

    •         встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы);

    •         совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

    •         участие в театрализованной деятельности;

    •         посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).

    СЛАЙД 13

       2. Взаимодействие педагогов:

    •         совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

    •         семинары, мастер- классы;

    •         круглые столы педагогов ДОУ и  учителей школы;

    •         психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;

    •         проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

    •         взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

    •         открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

    •         педагогические и психологические наблюдения.

    Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:

    СЛАЙД 14

       3. Сотрудничество с родителями:

    •         совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

    •         круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

    •         родительские конференции, вечера вопросов и ответов;

    •         консультации с педагогами ДОУ и школы;

    •         встречи родителей с будущими учителями;

    •         дни открытых дверей;

    •         творческие мастерские;

    •         анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе;

    •         образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей детей предшкольного возраста, деловые игры, практикумы;

    •         семейные вечера,  тематические досуги;

    •         визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.);

    •         заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско-родительских пар). 

    СЛАЙД 15, 16.

    Приоритеты при ФГОС – игровая деятельность. Игра — свободно развивающаяся деятельность, предпринимаемая ради удовольствия от самого процесса, а не от результата. Игре присущ творческий, импровизационный, активный характер, т. е. игра  является своеобразным «полем творчества» для ребенка. Почему игра является ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника? Ответ прост: игра ведет к формированию новых качеств психики и личности ребенка. К семи годам игра исчерпывает свое развивающее влияние: семилетний ребенок уже способен обучаться по школьному типу, т. е. может подчиняться правилам поведения на уроке без излишней перегрузки нервной системы. Но это происходит лишь в том случае, если ребенок развивался до семи лет преимущественно в рамках игровой деятельности, одновременно имея возможность полноценно заниматься всеми видами дошкольных детских занятий. Таким образом, полноценная игровая деятельность в дошкольном возрасте способствует преемственности образования между дошкольным и младшим школьным возрастом.

           Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.

    СЛАЙД 17

    ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик выпускника:

    • Любящий свой народ, свой край, свою Родину.
    • Уважающий  и принимающий ценности семьи и общества.
    • Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир.
    • Владеющий  основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности.
    • Готовый  самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом.
    • Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
    • Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

      СЛАЙД 18  

    Полная преемственность ФГОС дошкольного и начального общего образования является содержательной основой для решения проблемы определения статуса дошкольного образования (от 3 до 7 лет) - в качестве первой ступени системы общего образования Российской Федерации.

                 Используемая литература.

    1.Детский сад и школа будущего: основы сотрудничества и партнёрства. Под редакцией Н.В.Микляевой. - М.,2011.

    2.Современное понимание реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования. А.В.Белошистая. Начальная школа: плюс-минус.-2012.-№2.

    3.Свищева Е.Е.Обеспечение преемственности дошкольного образования  и начальной школы. Справочник дошкольного учреждения.-2011.-№9.

    4.Губанова Н.Ф.Игровая деятельность в детском саду. М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ-2010.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПРОЕКТ «ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ОСНОВА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ: ФГТ (ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ) И ФГОС (НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)»

    На сегодняшний день – главная потребность общества и государства в первую очередь в  преемственности дошкольного образования и школьного образования. Сегодня  стоит задача: выравнивание стар...

    Обеспечение преемственности между ДОУ и школой по формированию предпосылок учебной деятельности в рамках внедрения ФГТ дошкольного образования и ФГОС общего начального образования

    Главное условие непрерывного образования- преемственность. Врамках внедрения ФГТ дошкольного образования и ФГОС начального образования  воспитатели и педпгоги сталкиваются с множеством проблем, в...

    ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования: проблемы преемственности.

    ФГОС – представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Стандарт вк...

    ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования: проблемы преемственности

    Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится ...

    Программа сотрудничества образовательных учреждений на этапе дошкольного и начального общего образования с учётом ФГОС и ФГТ

    Программа составлена с учётом федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной пр...

    Обеспечение преемственности между ДОУ и школой по формированию предпосылок учебной деятельности в рамках внедрения ФГТ дошкольного образования и ФГОС общего начального образования

    Преемственность является двусторонним процессом, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребёнка и формируются его фундаментальные качества- те достижения , которые служат...

    Преемственность ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования (Педагогическая диагностика)

    Необходимость преемственности отдельных ступеней системы образования — проблема давняя. Более того, вместе с ростом вариативности форм и методов обучения ( в частности, с появлением в нашей стра...