ПРОЕКТ «ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ОСНОВА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ: ФГТ (ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ) И ФГОС (НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)»
статья (подготовительная группа) по теме
На сегодняшний день – главная потребность общества и государства в первую очередь в преемственности дошкольного образования и школьного образования. Сегодня стоит задача: выравнивание стартовых возможностей детей, идущих в 1 класс. Следовательно, необходимо предшкольное образование. А значит, предшкольную подготовку необходимо рассматривать как первый этап всеобщего обязательного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoriya_proekta.docx | 87.72 КБ |
Предварительный просмотр:
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА:
«ПРЕДШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – ОСНОВА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ:
ФГТ (ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ)
И
ФГОС (НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)»
ИДЕЯ ПРОЕКТА
Человек родился. Много фаз существует в процессе человеческого развития. Но встает вопрос, где наиболее сложный и уязвимый период?
Детство, как нам кажется, с высоты нашего возраста – самый прекрасный период. А оказалось, что
переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным.
Сегодня важнейшим приоритетом образования в России, обозначенным в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» является обеспечение КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ. Чтобы достичь качества, должны быть созданы УСЛОВИЯ.
Приоритетным условием достижения такого качества является ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕПРЕРЫВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ. В соответствии с «Концепцией содержания непрерывного образования» что такое непрерывность:
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» ключевым стратегическим приоритетом непрерывного образования при осуществлении преемственности обозначено формирование умения учиться, который включает в себя не только умение обучаться в течение всей жизни в школе, после школы, но и необходимость начать целенаправленное развитие ребенка в более раннем возрасте.
Основой в продвижении решения данной проблемы является
- Принятие в ноябре 2009 г. первого в истории российского образования документа ФГТ, в котором на федеральном уровне определены принципы, по которым необходимо перестраивать образовательную работу в ДОУ.
- Принятие новых стандартов начального общего образования (ФГОС) в октябре 2009г.
Первый шаг нашей работы – изучение этих документов.
Поэтому в структуру образовательной программы был внесен раздел «Преемственность ДОУ и школы», в котором определены цели и задачи преемственности, выделены показатели и критерии « портрета выпускника» дошкольного учреждения, определены критерии сформированности предпосылок учебной деятельности, универсальных действий.
ФГТ ДО | ФГОС начального общего образования |
ТРЕБОВАНИЯ | |
|
|
ФГТ (дошкольное образование) и ФГОС (начальное общее образование) – единая теоретико-методологическая основа – системно-деятельностный подход, который предполагает:
- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики;
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Чтобы четко ставить перед собой задачи, сравним требования
Требования к выпускнику ДОУ (ФГТ) | Требования к результатам обучающихся начального общего образования (ФГОС) | |
|
| |
|
| |
|
|
ЦЕЛЬ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ: создание предпосылок для плавного перехода развития метапредметных, предметных, личностных результатов.
На сегодняшний день – главная потребность общества и государства в первую очередь в преемственности дошкольного образования и школьного образования. Сегодня стоит задача: выравнивание стартовых возможностей детей, идущих в 1 класс. Следовательно, необходимо предшкольное образование. А значит, предшкольную подготовку необходимо рассматривать как первый этап всеобщего обязательного
Под содержанием предшкольного образования понимаются сферы деятельности, которые в том или ином объеме усваиваются старшими дошкольниками.
Предшкольное образование обеспечивает развитие ребенка по основным направлениям, включая области по ФГТ в интеграции:
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
- физическая культура
- здоровье
ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
- музыка
- художественное творчество
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
- коммуникация
- познание
- чтение художественной литературы
СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИТЕ
- социализация
- труд
- безопасность
ОСНОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В обучении предшкольном
Все же главное – здоровье.
И не только сохранить,
А надежно укрепить.
Это значит:
- создание адаптивной образовательной среды
- использование педагогических технологий в соответствии с возрастными особенностями
- нормализация нагрузки
- основная форма работы – совместная познавательная деятельность детей и педагогов
- сохранение игры как ведущего типа деятельности
Программа предшкольного образования ориентирована на сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Сегодня отмечается у первоклассников трудности в обучении: медлительность, недостаточное развитие памяти, связной речи. Графические навыки формируются достаточно длительное время. Куда идут корни? В дошкольное обучение, в предшкольную подготовку. Исследования доктора мед.наук Кольцовой Л.А. показали взаимосвязь развития моторики руки с уровнем развития речи у детей. На сегодняшний день есть такие упражнения, которые влияют на развитие мозга, улучшают память, координацию движений, графические навыки.
СТЕПЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА - ОСНОВА РАЗВИТИЯ
Согласно определению М.Монтессори «развитие – это рост степени самостоятельности».
Главная задача воспитателя и учителя предшкольной подготовки – увидеть картину развития детей. Самостоятельность - главный критерий оценки уровня сформированности общеучебных навыков.
Уровни сформированности общеучебных навыков
I уровень - уровень сформированности навыка, на котором ребенок действует под руководством взрослого
II уровень - самостоятельная деятельность по образцу. Ребенок может самостоятельно
определять последовательность действий в знакомой ситуации
III уровень - способность организовать деятельность партнера, группы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ
Чтобы эффективно организовать образовательный процесс, необходимо учитывать возможности использования современных компьютерных технологий.
Знает нынче вся страна –
Модернизация нужна.
Как сказал наш президент –
ИКТ – важный момент.
У дошкольников преобладает наглядно – образное мышление, поэтому основной способ взаимодействия с ИКТ – это игра.
Путь к дальнейшим вершинам знания –
Наша Программа непрерывного образования:
ПРОГРАММА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКИЙ САД – НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Реализация программы происходит поэтапно. Первая задача – создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. В связи с этим в первую очередь проводится методическая работа:
1. Семинары – практикумы, которые включают взаимопосещение занятий в подготовительных группах детского сада и уроков в 1-ых классах
2. Круглые столы воспитателей и педагогов.
Посвящены адаптации уч-ся 1-ых классов к обучению в школе, определению уровня готовности к обучению в школе
3. Совместные заседания метод. Объединений
Темы:
- Как поддержать интерес к познанию
- Как найти «ключик» к каждому ребенку
НЕПРЕРЫВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ
РЕАЛИЗУЕТСЯ В ШЕСТЬ ЭТАПОВ:
1 ЭТАП - РАБОТА С ДЕТСКИМИ САДАМИ
Включает в себя:
- экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу;
- проведение учащимися школы концертов в детском саду;
- участие в совместных мероприятиях: конкурсах рисунков и стихов, праздниках, соревнованиях и т.д.
2 ЭТАП - РАБОТА С ДЕТЬМИ
На основании Письма Министерства общего образования РФ от 22.07.97 № 990/14-15 «О подготовке детей к школе».
Включает в себя:
1. Занятия с воспитателями по определенным программам
2. Занятия 1 раз в неделю с учителем, психологом и логопедом в классе «Здоровье» c детьми, посещающими детский сад
3. Занятия во второй половине дня по программе «Завтра в школу» с детьми, не посещающими детский сад, которые чередуются с занятиями художественно-эстетического цикла (по выбору, по желанию).
3 ЭТАП - РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Это направление предусматривает выход учителей будущих первых классов и школьного психолога на родительские собрания в детский сад в начале и в конце учебного года.
Темы собраний: «Задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе», «Психологическая готовность ребенка к школе»
4 ЭТАП - ДНИ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ
В феврале проводится день открытых дверей, для родителей будущих первоклассников – собрание, где сообщается об особенностях комплектования первых классов, об УМК, проходит знакомство с учителями, правилами приема.
5 ЭТАП - ПЕРВЫЕ ДНИ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ (1 – 15 СЕНТЯБРЯ)
Работа с детьми в рамках преемственности не заканчивается с приходом в школу. Наблюдение происходит в течении всего первого года обучения. Проводится контроль
1. Стартовые возможности (логопед)
2. Оценка степени адаптации детей к школе (психолог)
3. Администрация организует в октябре по теме « Организация обучения первоклассников»
6 ЭТАП - КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИЙ
На основе диагностических данных, полученных на предыдущем этапе, через систему индивидуальных, групповых занятий проводит работу психолог, логопед, учитель, родители.
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА
ВОСПИТАТЕЛЬНО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
I. Отслеживание динамики развития каждого ребенка
II. Оценивание успешности усвоения принятой программы
III. Определение направлений работы педагогического коллектива детского сада
Кто готов учиться в школе?
Вам поможет мониторинг.
ОЦЕНКА ИНТЕГРАТИВНЫХ КАЧЕСТВ
Результаты формирования интегративных качеств отражаются в карте развития, которая включает данные наблюдения воспитателя и учителя за ребенком в образовательном процессе и выполнения самим ребенком некоторых диагностических заданий.
Карта развития представляет собой таблицу, в которой даны характеристики поведения, деятельности и некоторых представлений ребенка, относящиеся к каждому интегративному качеству. В зависимости от того, насколько устойчиво сформирована каждая характеристика у ребенка ( проявляется крайне редко, иногда, часто), она оценивается количественно (0, 1 или 2 балла соответственно).
К каждому интегративному качеству относится несколько характеристик. Полученная сумма баллов за каждое интегративное качество переводится в уровневый показатель, который позволяет определить, какому уровню – низкому, среднему или высокому - соответствует его развитие у конкретного ребенка на данном возрастном этапе.
МИССИЯ ПРОЕКТА
Создание условий для плавного перехода от успешного овладения универсальными предпосылками учебной деятельности, предпосылками овладения умениями и навыками (ФГТ) к успешному овладению метапредметными, предметными, личностными результатами в 1 классе (ФГОС).
ЦЕЛИ ПРОЕКТА
- Создание системы непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.
- Создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.
- Создание благоприятных условий в детском саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.
- Расширение и разнообразие взаимодействия образовательного учреждения, родителей и общества в контексте организации предшкольного образования.
- Постепенное выравнивание возможностей детей в возрасте 6-7 лет, получающих дошкольное образование, целенаправленная подготовка детей к переходу от игровой деятельности к учебной.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
- Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения
- Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни
- Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению
- Формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в разных видах деятельности.
SWOT – АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА ПРОЕКТА
Внутренняя среда
Фактор, оказывающий влияние на проект | Сильная сторона фактора | Слабая сторона фактора |
1. Система непрерывного повышения квалификации кадров | Повышение компетентности в области преемственности ФГТ и ФГОС в практику введения содержания ОС «Школа – 2100» | Отсутствие внутренней мотивации для осуществления идей проекта у некоторых сотрудников |
2. Обобщение педагогического опыта | Привлечение наибольшего количества педагогов к овладению, использованию основных тенденций преемственности ФГТ и ФГОС. | Подмена функциональности результатов обучения их формальному соответствию целям проекта |
3. Создание инфраструктуры для реализации проекта | Создание полноценного пространства в школе | |
4. Создание мониторинга качества освоения ОП на основе ФГТ | Создания инструментария для мониторинга | Наличие разных подходов к оценке готовности выпускника детского сада |
Внешняя среда
Фактор, оказывающий влияние на проект | Благоприятные возможности | Опасности |
1. Общественная поддержка проблемы непрерывности образования | Положительная динамика освоения ООП каждым ребенком | Медленное внедрение основ ФГТ в образовательный процесс в связи с кадровым обеспечением |
2. Демографический: рост заболеваемости детей по многим формам инфекционной и хронической патологии | Обусловленное внедрение в образовательный процесс информации о здоровом образе жизни | Замедленное развитие детей |
3. Социально-экономический: сохранение базовых прав ребенка на здоровье, свободное развитие, вытекающих из Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» | Гармоничное развитие каждого ребенка | Сложность в обеспечении соответствующего режима и условий в ДОУ и массовой школе |
4. Материально-техническое и финансовое обеспечение групп и классов, работающих по преемственности ФГТ и ФГОС | Эффективность применения основ непрерывного образования , продвижение полученного опыта в практику учреждений | Нестабильное бюджетное финансирование по статье: оборудование, ремонт, мебель |
РАНЖИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМ И ПРЕИМУЩЕСТВ
Проблемы:
- Отсутствие внутренней мотивации педагогов для осуществления идей проекта
- Подмена функциональности результатов обучения их формальному соответствию целей проекта
- Медленное внедрение комплексного методического сопровождения программы преемственности ФГТ и ФГОС
Преимущества:
- Создание положительной динамики освоения ОП каждым ребенком.
- Овладение детьми интегративными качествами, универсальными предпосылками учебной деятельности, овладение умениями и навыками
- Повышение компетентности педагогов в области непрерывного образования
- Привлечение наибольшего количества педагогов к овладению и использованию основ преемственности ФГТ и ФГОС при осуществлении предшкольной подготовки
- Наличие мониторинга качества освоения ОП на основе ФГТ
Внешние обстоятельства реализации Внутренний потенциал проекта | О - возможности | Т - опасности |
S – сильные стороны 1. Профессиональный, стабильный педагогический коллектив 2. Наличие хороших условий для организации образовательной программы предшкольной подготовки (два помещения: учебный класс и игровая, комната психологической разгрузки) | 1. Понимание педагогическими сотрудниками необходимости непрерывности образования, высокая мотивация к проектной деятельности, общественная поддержка внедрения ФГТ и ФГОС 2. Возможность приобретения необходимого оборудования за счет привлеченных средств и создание тренажеров своими силами | 1. Замена реального осознания целей и задач проекта формальным подходом у некоторых сотрудников возможно преодолеть включением в экспериментальную и фронтально-обучающую среду учреждения по тематике проекта 2. Создание системы практической помощи родителей в реализации проекта |
W – слабые стороны 1. Низкая ответственность родителей за воспитание и образование детей 2. Сложность во внедрении проекта в связи с высокими затратами для приобретениями средств, необходимых для полноценной реализации 3. Отсутствие мониторинга по определению уровня готовности детей к обучению в 1-ых классах по конкретному УМК. | 1. Возможность организации лектория по теме «Завтра в школу» 2. Использование привлеченных средств 3. Разработка инструментария - автоматизированного анализа потенциала ребенка | 1. Повышение нагрузки педагогов |
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА
Заместитель директора по УВР Харитонович Е.И.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
- заместитель директора по УВР Харитонович Е.И.
- учитель Щедрина О.В.
- психолог Самойлова И.А.
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН ( ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ )
Наименование этапа | Сроки реализации |
1. Предпроектное исследование 2. Разработка проекта 3. Реализация проекта 4. Внедрение проекта 5. Анализ опыта реализации проекта | 2010 – 2011 2011 – 2012 2012 – 2013 в начальной школе 2012 – 2013 в дошкольном учреждении 2013 – 2014 2013 – 2014 |
АКТИВНЫЕ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: воспитатели ДОУ, учителя начальных классов
ПАССИВНЫЕ УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: воспитанники ДОУ, обучающиеся 1 –ых классов
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Ресурсы | Имеются | Не имеются | Частично имеются |
1. Кадровые | + | ||
2. Материально – технические | + | ||
3. Помещения | + | ||
4. Учебно – методический комплекс | + | ||
5. Финансирование | + (привлеченные средства) |
ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ
Наименование этапа | Объем | Источник |
1. Предпроектное исследование | Обучение сотрудников 15 000 рублей | Средства, полученные от реализации платных образовательных услуг |
2. Разработка проекта | 3000 рублей – ремонт помещения | Бюджетное финансирование |
3. Реализация проекта | 15 000 рублей Приобретение средств обучения | Привлеченные средства |
4. Внедрение результатов проекта | 10 000 рублей Издание брошюры | Средства, полученные от реализации платных образовательных услуг |
5. Анализ опыта |
НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
- Конвенция о правах ребенка
- Закон РФ «Об образовании»
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
- «Концепция непрерывного образования»
- Санитарные правила для ГОУ и ДОУ
- В.Ф.Базарный «Сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение»
ТЕКУЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ТРЕТЬЕГО ЭТАПА)
Мероприятия Реализация проекта | Сроки реализации | Ответственные |
1. Издание приказа о начале деятельности по проекту «Предшкольное образование – основа преемственности: ФГТ (дошкольное образование) и ФГОС (начальное общее образование)» 2. Создание наблюдательного Совета проекта 3. Подготовка материальной базы и оборудование помещений тренажерами 4. Проведение обучения сотрудников школы :
| 2010 – 2011 | Директор |
Заместитель директора по УВР | ||
Заместитель директора по УВР | ||
Заместитель директора по УВР | ||
Реализация проекта на базе ДОУ | 2011 – 2012 2012 – 2013 | Заместитель директора по УВР |
Мониторинг овладения универсальными предпосылками образования универсальных действий, овладения умениями и навыками (ФГТ) | 2011 – 2012 2012 – 2013 | Участники проекта |
Диагностика удовлетворенности реализации проекта участников (учителя, родители) | 2012 – 2013 | Участники проекта |
Текущая корректировка плана, содержания программ, используемых в проекте | 2012 – 2013 | Заместитель директора по УВР |
Подготовка отчета и его презентация общественности о результатах проекта | 2012 – 2013 | Заместитель директора по УВР |
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Максимальное обеспечение образования детей старшего дошкольного возраста (результаты мониторинга в «Картах развития»)
- Реализация ведущей идеи проекта: обеспечение успешности ребенка на начальных этапах обучения
- Снижение процента первоклассников с высоким уровнем дезадаптации к школьному обучению
ПОКАЗАТЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
- Создание системы преемственности ДОУ и школы как необходимое условие непрерывного образования
- Положительная динамика освоения основных общеобразовательных программ каждым ребенком
- Общая положительная динамика психического и физического здоровья детей
- Мотивационная готовность детей к обучению в школе
СИСТЕМА ИНФОРМИРОВАНИЯ О ПРОЕКТЕ
- Презентация
- Видеофильм
- Публикации в СМИ
СОЗДАНИЕ МОНИТОРИНГА
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПРЕДШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
КАРТА РАЗВИТИЯ
Ф.И. ребенка _____________________________
Возраст __________________________________№ группы_________________-
Дата заполнения___________________________
Характеристика интегративных качеств
I. Любознательный, активный | Часто 2 балла | Иногда
1 балл | Крайне редко 0 баллов |
1. Проявляет интерес к новым предметам, событиям, явлениям, которые непосредственно не наблюдает | |||
2. Задает вопросы об известных ему предметах, событиях, явлениях для получения новой, неизвестной информации | |||
3. Самостоятельно исследует предметы, если их свойства и использование неизвестны и / или в случаях затруднений | |||
4. Интересуется прошлым и будущим взрослых и сверстников | |||
5. Проявляет интерес к различным областям | |||
6. Активно участвует в занятиях (задает вопросы, обращает внимание на ошибки сверстников и свои ошибки, предлагает свои варианты решения стоящей перед ним задачи) | |||
7. Инициирует общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Самостоятельно предлагает способы позитивного общения и взаимодействия | |||
8. Сочетает (интегрирует) различные усвоенные движения и действия в зависимости от особенностей ситуации и своих целей | |||
Сумма баллов | |||
Уровневый показатель |
Высокий – 12 – 16 б. Средний – 5 – 11 б. Низкий – 0 – 4 б.
II. Эмоционально отзывчивый | Часто 2 балла | Иногда
1 балл | Крайне редко 0 баллов |
1. На поведение ребенка указывает эмоциональное состояние взрослого или сверстника | |||
2. Использует различные выразительные средства для передачи своих эмоциональных состояний, эмоциональных состояний персонажей игры, художественных произведений | |||
3. Эмоционально переживает содержание художественного произведения (рассказа, сказки, песни, мелодии, картины, иллюстрации), без специального воздействия со стороны взрослого | |||
4. Обращает внимание на изменение настроения взрослого или сверстников, спрашивает о его причинах | |||
Сумма баллов | |||
Уровневый показатель |
Высокий – 6 – 8 б. Средний – 3 – 5 б. Низкий – 0 – 2 б.
III. Овладевший способами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками | Часто 2 балла | Иногда
1 балл | Крайне редко 0 баллов |
1. Преобладают конструктивные формы общения и взаимодействия: договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве | |||
2. Способен успешно работать в коллективе сверстников (договариваться, распределять обязанности, организовывать коллективный труд, контролировать себя и других детей в контексте общей цели, возникающих сложностей) | |||
3. Способен изменять стиль общения со взрослыми и сверстниками в зависимости от ситуации | |||
4. В общении со взрослыми и сверстниками свободно владеет диалогической, прямой и косвенной речью | |||
5. Способен ясно выразить свое отношение к содержанию прочитанного и дать его оценку | |||
Сумма баллов | |||
Уровневый показатель |
Высокий – 8 – 10 б. Средний – 3 – 7 б. Низкий – 0 – 2 б
IV. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения | Часто 2 балла | Иногда
1 балл | Крайне редко 0 баллов |
1. Независимо от эмоционального отношения к ситуации, взрослому, сверстнику, выполняет усвоенные правила поведения и взаимодействия | |||
2. Ссылается на элементарные социальные нормы (в том числе и на представления о гендерных стереотипах поведения), отстаивая необходимость того или иного поведения (своего или сверстников) | |||
3.Эмоционально реагирует на соблюдение / нарушение им правил, даже если взрослый ему на это не указывает | |||
4. Способен дать этическую оценку сверстникам и себе за соблюдение и / или нарушение правил поведения и взаимодействия | |||
Сумма баллов | |||
Уровневый показатель |
Высокий – 6 – 8 б. Средний – 3 – 5 б. Низкий – 0 – 2 б.
V. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту | Часто 2 балла | Иногда
1 балл | Крайне редко 0 баллов |
1. Играет в дидактические игры, самостоятельно придумывает проблемные ситуации, используя усвоенную информацию | |||
2. Успешно использует обобщенные наглядно – образные средства (схемы, планы, чертежи) для решения различных познавательных задач и проблемных ситуаций | |||
3. Адекватно использует элементарные словесно – логические средства при решении различных познавательных задач и проблемных ситуаций | |||
4. Творчески подходит к выполнению различных видов деятельности, создавая разнообразные и оригинальные образы | |||
5. Может достигать цели в познавательной, продуктивной и иных видах деятельности, независимо от их привлекательности | |||
6. Может рассказать о своем замысле (цели), способах его реализации, последовательности действий | |||
7. Может контролировать промежуточные и конечные результаты своей деятельности (находить ошибки, анализировать успешность, (эффективность) действий, полученный результат | |||
8. Способен планировать взаимодействие с другими детьми (договариваться о цели деятельности, распределять, согласовывать действия) | |||
9. В общении со сверстниками и взрослыми может отстаивать свою точку зрения конструктивными (позитивными) способами | |||
10. При взаимодействии и общении со сверстниками и взрослым руководствуется социальными нормами и правилами | |||
11. Может решать интеллектуальные задачи (проблемы), не прибегая к помощи взрослого | |||
12. Может решать личностные задачи, не прибегая к помощи взрослого | |||
Сумма баллов | |||
Уровневый показатель |
Высокий – 17 - 24 б. Средний – 8 - 16 б. Низкий - 0 – 7 б.
VI. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе | Овладевший материалом программы в полном объеме 2 балла | Овладевший примерно половиной объема материала, предусмотренного программой 1 балл | Овладевший менее половиной объема материала, предусмотренного программой 0 баллов |
1. Знает свое имя, отчество, фамилию, полный возраст, полный адрес, свои особенности, достоинства и перспективы развития | |||
2. Способен составит словесные портреты знакомых людей, отражая особенности внешности и значимые качества | |||
3. Знает простейшую структуру государства, его символы, имеет представление о малой и большой Родине, определяет собственную принадлежность государству | |||
4. Имеет представления о планете Земля, многообразии стран и государств (европейские, африканские, азиатские), населении и своеобразии природы лпанеты | |||
5. Знает сезонные закономерности и потребности в жизни растений и животных | |||
6. Имеет представление о некоторых видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства | |||
Сумма баллов | |||
Уровневый показатель |
Высокий – 9 – 12 б. Средний – 4 – 8 б. Низкий – 0 – 3 б.
Предпосылки к овладению универсальными учебными действиями | Да 1 балл | Нет 0 баллов |
1. Способен работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкцию | ||
2. Способен под руководством взрослого и самостоятельно оценить результат собственной деятельности, определить причины допущенных ошибок, наметить пути их исправления и добиться результата | ||
Сумма баллов | ||
Уровневый показатель |
Выше среднего - 2б. Средний – 1 б.
Предпосылки к овладению необходимыми умениями и навыками | Да 1 балл | Нет 0 баллов |
1. Труд | ||
2. Коммуникация | ||
3. Познание | ||
4. Игровая деятельность | ||
5. Музыка | ||
6. Художественное творчество | ||
Сумма баллов | ||
Уровневый показатель |
Выше среднего – 5 – 6 б. Средний – 3 - 4 б. Низкий – 1- 2 б.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение преемственности между ДОУ и школой по формированию предпосылок учебной деятельности в рамках внедрения ФГТ дошкольного образования и ФГОС общего начального образования
Главное условие непрерывного образования- преемственность. Врамках внедрения ФГТ дошкольного образования и ФГОС начального образования воспитатели и педпгоги сталкиваются с множеством проблем, в...
ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования: проблемы преемственности.
ФГОС – представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования. Стандарт вк...
ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования: проблемы преемственности
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится ...
"Преемственность ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования с учётом интересов всех участников образовательного процесса".
Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) – важный этап преемственности деятельности детского сада и школы. Введение утвержденн...
Преемственность ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования (Педагогическая диагностика)
Необходимость преемственности отдельных ступеней системы образования — проблема давняя. Более того, вместе с ростом вариативности форм и методов обучения ( в частности, с появлением в нашей стра...
Статья «Психологическая готовность выпускников ДОУ к школьному обучению по ФГОС. Преемственность между дошкольным образованием и начальным звеном общего образования"
Проблема психологической готовности к школьному обучению всегда являлась одной из важнейших проблем образования. Эта тема всегда интересна педагогам, а сейчас, в связи с введением ФГОС, она особ...
«ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования: проблемы преемственности»
Одним из современных требований к российскому образованию, изложенных в Концепции модернизации российского образования является достижение нового качества образования, которое определяется, прежде все...