Звуковой анализ слова. Консультация для родителей
консультация по обучению грамоте (старшая группа)

Консультация для родителей, как правильно выполнять звуковой анализ слова с дошкольниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovoy_analiz_slova._konsultatsiya.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Что такое звуковой анализ слова?»

Обучение грамоте детей в детском саду – это целенаправленный систематический процесс по подготовки к овладению письмом и чтением. Обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:

- требования начальной школы стали выше, и многие родители заинтересованы в обучении детей чтению;

- появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;

- не все дети справляются с темпом, предложенной школьной программой.

Письменная речь формируется на базе устной. И первыми шагами к обучению грамоте должно быть не знакомство с буквами, а усвоение звуковой системы языка.

Необходимо обращать внимание не только на правильную артикуляцию звука, но и на умение ребенка выделять, то есть слышать звуки в слове.

Этот навык вырабатывается в ходе систематической работы как педагогов в детском саду, так и родителей дома в таких играх, как:

«Назови первый звук в слове», «Подбери словечко», «Определи позицию звука в слове», «Найди место картинке» и др.

Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определения последовательности звуков в слове: выделять данную последовательность нужно при помощи неоднократного произнесения слова с интонационным выделения каждого звука. Так, при анализе слова «КОМ» ребенок должен произнести его три раза: «ККом», «кООм, «коММ».

Для того чтобы ребенок мог анализировать какое-то явление, оно должно быть понятно, материально представлено.

Также детям необходимо знать, что:

- звуки мы слышим и произносим;

- буквы мы видим, пишем и читаем.

Звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды (гласные  звуки можно петь на мотив любой песенки). Согласные звуки – звуки, которые петь нельзя, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду в виде губ, зубов, неба.

Гласных звуков шесть: А, У, О, И, Э, Ы.

Гласных букв десять: А, У, О, И, Э, Ы – соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я – [йа], Ю – [йу], Е – [йэ], Ё – [йо].  

Гласные звуки на схеме обозначаются красным цветом.

Согласные звуки бывают мягкими и твердыми:

всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц;

всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твердые звуки на схеме обозначаются синим цветом, а мягкие согласные  - зеленым.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых связок, детям объясняем, что когда произносим глухой звук, горлышко не дрожит, а при произнесении звонких звуков  - горлышко дрожит (положить руку на горлышко).

Согласные звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Согласные глухие звуки: П, Ф,  К, Т, Ш, С, Щ, Ч, Х, Ц.

Примерные игровые задания:

Игра «Поймай звук». 

Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зеленый квадратик. Потом слово. Если в начале слова слышится твердый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зеленый.

Игра «В каком окошке живет звук»

Задача: учить определять нахождение звука в начале, середине или конце слова.

Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»

Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Выложить схему к слову ДОМ.

- Сколько звуков в слове ДОМ? (В слове ДОМ три звука)

- Какой первый звук в слове ДОМ? (первый звук [Д])

- Звук [Д] какой? (звук [Д] – согласный, звонкий, твердый).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Д]? (синим квадратиком)

- Какой второй звук в слове ДОМ? (второй звук [О])

- Звук [О] какой? (звук [О] – гласный)

- Каким кружочком на схеме обозначим звук [О]? (красным)

- Какой третий звук в слове ДОМ? (третий звук [М]).

- Звук [М] какой? (звук [М] – согласный, звонкий, твердый).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [М]? (синим).

- Звуки подружились.  Что получилось?  (ДОМ)

Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

Буквы являются графическим символом звуков.  Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, то есть, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, бэ, эм… В результате получается «дэомэ», вместо «дом». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создает дополнительные трудности в обучении детей чтению.

В методике обучение в детском саду предусматривает название букв по их звуковым обозначениям: м, н, т… Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения.

Для того, чтобы ребенок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:

- «На что похожа буква?»

- В ряду букв обвести в круг заданную букву.

- Выкладывание букв из счетных палочек, камушек, веревочки, вылепить из пластилина и т.д.

- Обвести по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

Уважаемые родители!

Обучение грамоте – ответственные период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Помните о том, что требования детского сада и семьи должны быть едины!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое звуковой анализ слова? Консультация для родителей.

Что такое звуковой анализ слова? Консультация для родителей. Подробное описание как знакомить со звуками и звуковым анализом слова....

Что такое звуковой анализ слова? Консультация для родителей.

Что такое звуковой анализ слова? Консультация для родителей. Подробное описание как знакомить со звуками и звуковым анализом слова....

Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.

В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты»  (схемы для звукового анализа слов)...

"Звуковой анализ слова. Памятка для родителей"

Звуковой (или фонематический) анализ слова часто вызывает затруднения не только у детей, но и у их родителей. Памятка поможет родителям учеников начальной школы разобраться в этом непростом вопросе....

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги! Предлагаем сегодня поговорить о подготовке детей к обучению грамоте, а именно о проведении звукового анализа слов.Всем известно, что письмен...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

С помощью этого пособия Ваши дети научатся последовательно интонационно выделять звуки в слове, называть и характеризовать гласные и согласные звуки, обозначать их цветными фишками в виде схемы звуков...