Кружковая работа «Грамотейка» Направление: Познавательно-речевое Старшая - подготовительная группа.
материал по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Плетнева Ирина Сергеевна

Цель программы: Сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте.

Основные задачи:

1. Формирование направленности на звуковую сторону речи:

— развитие умения вслушиваться в слово;

— выделять звуки;

— различать звуки близкие по звучанию;

— делить речевой поток на предложения, предложения – на отдельные слова,

делать графическую запись, моделирующую последовательность слов

в предложении.

2. Развитие умений ориентироваться в звуковом составе слова:

— последовательно выделять звуки;

— устанавливать их место в слове.

Обучение грамоте - это сложный процесс, который  рассчитан на 2 года обучения и включает несколько этапов:

подготовительный этап - (старшая группа)

основной этап - (подготовительная группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gramoteyka_pletneva_starshaya_gruppa.docx87.96 КБ
PDF icon otchet_po_kruzhku_pletnva.pdf2.74 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа рабочего посёлка (посёлка городского типа)

Ерофей Павлович

                                                                                                              Утверждаю:

                                                                                                                                       ________________________

подпись руководителя учреждения                                                                                                                                                                                                                                                                                                

 «_____»_________________2016__г

«Грамотейка»

Направление: Познавательно-речевое

Старшая - подготовительная группа.

H:\Documents and Settings\Aida\Рабочий стол\канцелярия учёба ученик\sb_main.jpg

Воспитатель: Плетнева И.С.

2016-2018 учебный год

Список детей

Ф. И.О. ребенка

Дата рождения

1

Азевич Алена

22.05.2011

2

Басынина Ульяна

31.05.2010

3

Белявский Владислав

29.10.2010

4

Василенко Алексей

29.03.2011

5

Вяткина Евгения

03.09.2011

6

Дащинский Степан

25.02.2011

7

Дергач Маргарита

24.07.2011

8

Друк Михаил

09.11.2011

9

Ермаков Степан

07.03.2011

10

Калягин Денис

28.11.2011

11

Карпусева Светлана

23.04.2011

12

Карякин Ярослав

17.06.2011

13

Кудратова Фарида

05.01.2011

14

Кухлевская Карина

13.06.2011

15

Маркова Валерия

30.05.2011

16

Менавщиков Сергей

25.09.2011

17

Плесков Радион

04.10.2011

18

Попов Данил

21.11.2011

19

Рогова Карина

25.02.2011

20

Романова Виктория

15.07.2011

21

Симонова Ярослава

10.09.2011

22

Скобельцин Егор

10.10.2011

23

Соболевский Артем

16.06.2011

24

Фатеева Валерия

23.01.2011

25

Хохлова Ангелина

15.02.2011

26

Чупракова Варвара

14.11.2011

27

Шалагинова Виктория

01.12.2011

28

Плесков Александр

Для овладения грамотой, то есть первоначальными

 навыками чтения и письма, прежде всего необходимо

достаточное развитие фонематического слуха

произносительной стороны речи, что служит основой

 овладения навыками звукобуквенного анализа.

А.Р. Лурия

Пояснительная записка.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

В последние годы многие учителя начальных классов и школьные логопеды отмечают большой рост детей с нарушениями письма и чтения (дисграфия, дислексия).  Это связано с не сформированностью фонетико-фонематического восприятия и слуха у старших дошкольников. В связи с этим большое внимание необходимо уделять формированию звуковой культуры речи и элемента подготовки обучения грамоте у старших дошкольников.

Подготовка к обучению грамоте находится в тесной связи со звуковой культурой речи. Если ребёнок не будет правильно произносить звуки, не сможет их различать и выделять, подбирать слова с определённым звуком, то и процесс овладения первоначальными элементами грамоте будет затруднён.

В кружковой деятельности у детей будут вырабатываться умения ориентироваться в звуко-буквенной системе родного языка, формироваться фонематические процессы, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка; звуковая сторона речи, т.е. ребёнок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров).

Специально подобранные творческие и дидактические игры, упражнения и задания позволяют расширить словарный запас детей, учат правильно строить фразы, излагать свои мысли, проявлять своё творчество, одним словом, развивают грамотность ребёнка.

Практический  опыт  работы с детьми дошкольного возраста показывает, что именно у детей в возрасте 5-6 лет   развито в определенной степени самосознание, сформированы речевые, двигательные навыки, элементарные навыки в художественных видах деятельности, а также  появляется  интерес к буквам и желание научиться читать.

“Программа обучения и воспитания” в детском саду не предусматривает  подготовку детей к  обучению грамоте.  Основная часть воспитанников  детского дома нуждается в коррекционном обучении; в отличие   от  «домашних  детей», поступая в школу, они очень трудно адаптируются;  есть проблемы в социализации  таких детей; требуется колоссальная затрата времени для индивидуальной работы. Зато есть прекрасная возможность начать подготовку таких детей с 5-6 лет. Поэтому мною было принято решение организовать кружковую работу по подготовке обучению грамоте. Данная кружковая форма работы позволяет решить задачу обучения элементарным навыкам чтения со значительно  большим эффектом, так как учитывает индивидуальные особенности детей, а также позволяет оптимально дозировать нагрузку на каждого ребенка в группе.

Цель программы: Сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте.

Основные задачи:

1. Формирование направленности на звуковую сторону речи:

— развитие умения вслушиваться в слово;

— выделять звуки;

— различать звуки близкие по звучанию;

— делить речевой поток на предложения, предложения – на отдельные слова,

делать графическую запись, моделирующую последовательность слов

в предложении.

2. Развитие умений ориентироваться в звуковом составе слова:

— последовательно выделять звуки;

— устанавливать их место в слове.

Обучение грамоте - это сложный процесс, который  рассчитан на 2 года обучения и включает несколько этапов:

подготовительный этап - (старшая группа)

основной этап - (подготовительная группа)

Подготовительный этап обучения

Цель этапа:  подготовка детей к овладению звуковым анализом слова; формирование основы для дальнейшего овладения детьми грамотой (чтением и письмом)

Задачи этапа:

- формирование фонематического восприятия (способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы))

-правильное произношение всех звуков родного языка

-развитие  элементарных навыков звукового анализа (определение порядка слогов и звуков в слове; выделение основных качественных характеристик звука)

 Основной этап  обучения

Цель этапа - формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.

Задачи этапа:

Знакомство со всеми звуками и буквами русского языка.

Развитие звукобуквенного анализа слова.

Обучение чтению.

Формирование первоначальных навыков письма.

В основу данной программы  положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей старшего и подготовительного к школе  возраста.

Занятия  на подготовительном этапе  проходят в форме игры и игровых упражнений с использованием  специальных символов, наглядного материала, игрушек, сказочных персонажей

Для определения позиции звука в слове используются схемы слов и фишки (красного, зеленого и синего цветов), карточки с условным обозначением: слово - предмет, слово- признак, слово- действие; схемы предложений; широко используются пальчиковые игры, логоритмические упражнения.

На основном  этапе  включаются игры с буквами (кроссворды, ребусы), работа с кассой букв, «звуковыми линейками», карточками – схемами; задания на развитие моторики, ориентировку на рабочем листе бумаги, графические диктанты, печатание слов и предложений Таким образом, во время занятий у детей, кроме развития элементарных навыков чтения и письма, происходит  всестороннее развитие (умственное развитие, развитие творческих, психофизических процессов), а также развитие  устойчивого интереса к новым знаниям, желание учиться в школе.  

                                             Планирование  кружковой работы

группа

количество занятий в неделю

количество занятий в

месяц

продолжительность занятия

Старшая группа

1

4

20-25 мин

Подготовительная группа

2

8

25-30 мин

 

 

Календарно - тематическое планирование занятий по обучению грамоте (подготовительный этап; старшая группа)

 

Сентябрь

краткое содержание занятия

1

Понятие о слове и звуке; о коротких и длинных словах.

Дифференциация звуков: музыкальных, механических и речевых.

Д/и «В гости к Вини-Пуху» (картинки)

2

Знакомство со звуком «А» (его символом). Дать понятие «гласный звук. Выделение в словах первого гласного звука.

Знакомство со схемой слова (начало, середина и конец слова)

Д/И «Загадки кота Васятки». Игры с картинками.

3

Знакомство со звуком «У» (его символом). Выделение в словах первого гласного звука.  Д/и «Для кого картинка?»

4

Знакомство со звуком «И» (его символом).  Раскрашивание символа «И» в тетради.

Анализ и синтез сочетаний из двух гласных (АУ, УА)

Д/и «Разные загадки  кота Васятки» (игрушки картинки)

 

Октябрь

краткое содержание занятия

1

Знакомство со звуком «О» (его символом). Рисование пальчиком на манке символа  звука «О». Определение первого и последнего гласного звука  фишкой красного цвета  (работа со схемой слова) 

 Анализ и синтез сочетаний из двух гласных (ИА, АО, ИА)

Определение наличия либо отсутствия в словах гласного звука (А, У, И, О) (картинки)

2

Знакомство со звуком «Ы» (его символом).

Выделение первого и последнего гласного звука (ОсЫ, АвтобусЫ, УдочкА, ИголкА…) (работа со схемой слова) 

Выделение ударного гласного в словах  (посУда, Ослик,  картИны..)

Д/и «Назови словечко с нужным звуком» (О, Ы)

Д/и «Разложи картинки к символам»

3

Закрепление артикуляции  гласных звуков и их зрительными символами.

Рисование  символов звуков пальчиком на манке.

Разные загадки кота Васятки» (определение первого звука в словах)

4

Закрепление артикуляции   гласных  звуков и их зрительными символами.

Д/и «Подарки для Ани и Оли» (подбор картинок с нужным звуком)

Д/и «Назови словечко с нужным звуком»

Анализ и синтез сочетаний из трех гласных (ИАУ, ОАИ, ИУЫ…)

 

Ноябрь

краткое содержание занятия

1

Знакомство со звуком «М», с его артикуляцией, зрительным символом

Дать понятие «согласный звук». Учить определять «звонкость» согласного.

Синтез  слов, состоящих из двух звуков: гласного и согласного (АМ, УМ)

2

«Звук «М». Дать представление о твердости и мягкости согласного звука

(обозначение  фишками синего и зеленого цвета)

Д/и «Вата и камень»;

Д/и «Сигнальщики»

Д/и «Загадки кота Васятки»  (картинки, в названиях   которых есть  твердый или  мягкий звук «М» в начале слова)

3

Знакомство со звуком «Н», с его артикуляцией, зрительным символом

Характеристика звука «Н» (по таблице: согласный, звонкий, твердый (мягкий))

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах

Д/и «Магазин» (картинки)

Синтез слов, состоящих из двух звуков: гласного и согласного  (ОН)

4

Звук «Н». Характеристика звука «Н»

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах

Синтез слов, состоящих из двух звуков; АН, ОН, УН. ЫН, ИН, НА, НО, НУ…

Д/и: «Подставь символ к картинке», «Пропускаем  мы во двор слов особенных подбор»

 

Декабрь

краткое содержание занятия

1

Знакомство со звуком «В», с его артикуляцией, зрительным символом

Синтез слов, состоящих из двух звуков: ВА, ВО, ВУ, ВЫ, ВИ

Д/и «Эхо», «Повтори правильно», «Какой звук пропущен?»

2

Звук «В». Характеристика звука «В» (по таблице: согласный, звонкий, твердый (мягкий))

Д/упр. «Сундучок. Звуки перепутались» (дифференциация гласных и согласных звуков)

Синтез слов, состоящих из двух звуков: АВ, ОВ, УВ. ЫВ, ИВ.

3

Знакомство со звуком «Б», с его артикуляцией, зрительным символом.

Игровой момент: приход в Гости Буратино.

Характеристика звука (по таблице).

Д/и «Кубик» (отыскать выставленные  картинки, в названиях которых есть звук «Б»)

Синтез  звукосочетаний: АБ, ОБ, УБ. БА, БУ, БЫ. БО…

4

Звук «Б». Д/и «Угостим Буратино»  (картинки)

«Разные загадки от кота Васятки»

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах

Демонстрация сказки с использованием мелких игрушек и картинок.

Синтез  односложных звукоподражательных слов (БАМ, БОМ, БУМ)

 

Январь

краткое содержание занятия

1

Знакомство со звуком «П»

Характеристика звука «П» (по таблице: согласный, глухой, твердый (мягкий))

Игровой момент «Паровозик из Ромашково» (выбрать картинки со  звуком «П»)

Синтез  звукосочетаний: АП, ОП. УП, ИП, ЫП, ПА, ПО, ПУ, ПИ, ПЫ

2

Звук «П»

Игра с мячом  - деление слов на слоги

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах

Д/и «Чудесный мешочек» - назови словечки с нужным звуком

Демонстрация  сказочного сюжета про поросенка и попугая (картинки)

3

Дифференциация звуков «Б-П»

Д/и: «Доскажи словечко», «Какой игрушки не стало?», «Волшебная стрелка» (подбор слов с нужным звуком)
Синтез  звукосочетаний

 

Февраль

 

краткое содержание занятия

1

Дифференциация звуков «Б-П»

Д/и: «Доскажи словечко», «Какой игрушки не стало?», «Волшебная стрелка» (подбор слов с нужным звуком)
Синтез  звукосочетаний

2

Дифференциация звуков «Б-П»

Д/и: «Доскажи словечко», «Какой игрушки не стало?», «Волшебная стрелка» (подбор слов с нужным звуком)
Синтез  звукосочетаний

3

Закрепление полученных навыков

Д/и «Паровозик из Ромашково» (деление слов на слоги)

Д/и «Сундучок» Звуки перепутались (дифференциация гласных и согласных)

Д/и: «Живые звуки», «Волшебный кубик» (подбор слов  с нужным звуком)

Синтез  звукосочетаний

4

Знакомство со звуком «Д»;  с его артикуляцией, зрительным символом

 Характеристика звук «Д» (по таблице: согласный, звонкий, твердый (мягкий))

Д/и «Поможем кукле Даши» (набор предметов или игрушек в названии которых есть звук «Д»)

Д/и «Разные загадки от кота Васятки» (картинки)

 

Март

краткое содержание занятия

1

Звук «Д»

Д/и «Сигнальщики» (определение мягкого и твердого звуков)

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах

Д/и «Выбери словечки из стихотворения»

Синтез  звукосочетаний: АТ, ОТ, УТ, ЫТ, ИТ, ТА, ТО, ТУ…..

2

Знакомство со звуком «Т» с его артикуляцией, зрительным символом

 Характеристика звук «Т» (по таблице: согласный, глухой, твердый (мягкий))

Д/и «Цветик - семицветик» (подбор слов со звуком «Т»)

Синтез  односложных звукоподражательных слов  (ТОМ, ТАМ, ТОП-ТОП)

3

Звук «Т»

Д/и «Умная удочка» (игра с магнитом)

Д/и «Гномики в гостях. Подарки для Тома и Тимы» (определение мягких и твердых звуков)

Игра с мячом « Я знаю 5 названий» (названия транспорта, насекомых, имена людей, животных, которые  начинаются со звука «Т»)

Синтез  звукосочетаний

4

Дифференциация звуков «Д-Т»

Д/и «Добавь звук «Т» (добавление и определение последнего согласного звука в словах)

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах

Д/и «Подарки для  Тима и Димы»

Д/и «Вспомни сказку»

 

Апрель

краткое содержание занятия

1

Закрепление полученных навыков

2

Знакомство со звуком «Х» »;  с его артикуляцией, зрительным символом

 Характеристика звук «Х» (по таблице: согласный, глухой, твердый (мягкий))

Игровой момент Хомяк Хомка и Петух.

Д/и «Разные загадки от кота Васятки» (картинки)

Синтез  звукосочетаний: АХ, ОХ, УХ

3

Звук «Х»

Д/и «Волшебный клубочек» (подбор слов со звуком «Х»)

Звуковой анализ и синтез слов с использованием зрительных символов

МОХ, ПУХ, МУХА

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах

4

Знакомство со звуком «Г» с его артикуляцией, зрительным символом

 Характеристика звук «Г» (по таблице: согласный, звонкий, твердый (мягкий))

Д/и «Магазин» (подбор слов)

Д/и «Сигнальщики» (определение мягкого и твердого звуков)

Синтез односложного слова, состоящего из трех звуков  (ГАМ)

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах

Д/и «Разные загадки от кота Васятки» (картинки)

 

Май

краткое содержание занятия

1

Знакомство со звуком «К», с его артикуляцией, зрительным символом

 Характеристика звук «К» (по таблице: согласный, звонкий, твердый (мягкий))

Д/и «Цепочка слов» (подбор слов)

Д/и «Вспомним сказку»

2

Дифференциация звуков «Г-К»

Игры с Карлсоном.

Д/и «Продолжи словечко» (ка…., ко…., ку……, ки…)

Д/и «Продолжи словечко» (га…, го,…., гу…., ги…)

Синтез односложного слова, состоящего из трех звуков  (МАК)

Работа со схемой слова, определение  позиции звука в словах

3

Знакомство со звуком «Ф», с его артикуляцией, зрительным символом

 Характеристика звук «Ф» (по таблице: согласный, звонкий, твердый (мягкий))

Синтез  звукосочетаний, коротких слов

4

Закрепление полученных навыков

Определение количества слогов в словах  (одного, двух и трех)

Д/и «Заселим домики», «Паровозик», «Какой игрушки не стало?»

Разгадывание ребусов, кроссворда

 

 

Календарно - тематическое планирование

занятий по обучению грамоте (основной этап; подготовительная группа)

Сентябрь

 

краткое содержание занятия

1

Вводное занятие (повторение пройденного  материала)

2

Деление слов на слоги;   «Засели слова в домики»

3

Звук и буква «У»  Отгадывание  «загадок от кота Васятки». Деление слов на слоги.Печатание буквы.    Раскрашивание буквы «У»

4

Звук и буква «А». Отгадывание  «загадок от кота Васятки». Деление слов на слоги.Печатание буквы.   Найди букву «А» (газетная вырезка)

5

Знакомство со схемой предложения. Д/упр. «Скажи одним  словом» (пылесос, скалолаз, ледоход, снегопад)

6

Буква «О». «Рисование буквы «О» фасольками», Д/упр. «Цепочка слов». Печатание буквы.  Чтение слогов

7

Составление предложений по картинкам. Составление схем предложений. (Дети играют. Зайчик прыгает.  Рыбка плавает.)

8

Звук и буква «Ы» Отгадывание  «загадок от кота Васятки» Д/упр. «Один- много». Печатание буквы; чтение слогов.

Октябрь

краткое содержание занятия

1

Знакомство с предлогами. Работа со схемами

2

Звук и буква «Э» Д/упр. «Цепочка слов». Печатание буквы.  Чтение слогов

3

Звук и буква «И». Звукобуквенный анализ (АУИ, АИУ, ИУА…)Работа с предложением

4

Звуки «Ы-И» Дифференциация. Работа со звуковыми линейками

5

Знакомство сложными словами

6

Звук и буква «М». Назови первый звук в слове. Печатание буквы

8

Определение позиции звука в слове. Анализ слогов (АМ, МА) Составление из букв разрезной азбуки

 

Ноябрь

 

                                                           краткое содержание занятия

1

Звук и буква «П». Печатание буквы. Игровые упражнения.

2

Характеристика звука. Дифференциация  (П и Пь). Самостоятельный анализ слова папа

3

Звук и буква «Б». Игры и задания на дифференциация  (на слух и на произношение)

4

Характеристика звука «Б» Работа со звуковыми линейками. Составление схем из кружков, анализ (баба, Бим)

5

Дифференциация «Б-П»  Игровое упражнения: «Сигнальщики» (Б-П)

«Исправь словечко», «Хлопни, если услышишь»

6

Чтение слогов, звуковой анализ слов (составление схем). Составление предложений с предлогами (на, над, под)

7

Звук и буква «Т» Характеристика звука «Т» Проговаривание чистоговорки

Игры: «Договори последний звук». Печатание буквы

8

Чтение слогов, звуковой анализ слов (Тим, Том). Печатание предложения (Тут Тим.)

 

Декабрь

 

                                                краткое содержание занятия

1

Звук и буква «Д» Характеристика звука «Д» Работа со звуковыми линейками

Отгадывание загадок Печатание буквы, чтение и анализ слогов: да, ду, ды, ад, од, ид.

2

Дифференциация «Д-Т»  Игры: «Скажи наоборот», Найди ошибку», «Убери лишнюю картинку» Составление слов из букв разрезной азбуки  (Тима- Дима, том-дом)

3

Звук и буква «К» Характеристика звука «К» Отгадывание  «загадок от кота Васятки»

Печатание буквы «к», составление из букв, чтение и анализ  слов: коты, маки, тук-тук

4

Печатание под диктовку: мак- маки, кот - коты, кит - киты. .Работа с предложением: составь предложение из деформированной фразы, составь  предложений с предлогом «к»

5

Звук и буква «Г» Характеристика звука «Г» Назови первый звук в отгаданных загадках (горох, гриб, гнездо), игра с мячом «Мяч- смягчитель). Печатание буквы.

6

Дифференциация «Г-К» «Назови лишнее слово», «Один - много»,

Анализ и чтение предложения. Зрительный диктант: Вот Гога.

7

Составление слогов, слов и предложений из букв разрезной азбуки. Работа с предложением: составь предложение из предложенных слов, составь  предложений с предлогом «в-на-за»

8

Звук и буква «В» Характеристика звука «В» Отгадывание  «загадок от кота Васятки»

Д/упр. «Назови ласково» (или полное имя), Печатание буквы, чтение и анализ слогов

 

Январь

 

                                                краткое содержание занятия

1

Звук и буква «Н» Характеристика звука «Н»  «Поймай звук» - дифференциация «н-нь»; составление предложений с предлогами на, над;

2

Составление и преобразование слов из букв разрезной азбуки (нота - Ната; нота- ноты; ива- Иван). Чтение и анализ текста, нахождение предложений с предлогом  «У»

3

Звук и буква «Х» Характеристика звука «Х» Разучивание логоритмического упр. «Хомка, хомка, хомячок…»; «Подбери слова по его началу»; печатание буквы «Х» в тетради; чтение слогов и слов.

4

 Буква «Х» Разучивание   скороговорки; Д/и: «Буквы перепутались» (гласные и согласные); «Шифровальщики» (Найди букву);  самостоятельный звуко-буквенный анализ.    Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки                                     

5

Звук и буква «С» Характеристика звука «С» Д/и :» « Отгадай загадки, назови первый звук в отгадках», «Найди лишнее слово», «Объясни значение слова: листопад, снегопад, пылесос…»; Знакомство с буквой «С», чтение слогов и слов.

6

Звуко-слоговой анализ слов, составление схем их кружков; выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение, списывание; подсчет слов в предложении, нахождение предлога и определение его места в предложении. (Вот Сима. У Симы стакан. У Симы сок. У Тимы и Димы стаканы. Там сок)

7

Звук и буква  «З» Характеристика звука «З» Отгадывание  «загадок от кота Васятки»

Д/упр: «Замени первый звук в слове», «Найди ошибку»;   печатание буквы З», чтение слогов

Февраль

 

                                                краткое содержание занятия

1

Дифференциация «З-С» Д/упр: «Хлопни в ладоши»: «Составь слово». Чтение, анализ предложений. Составление схемы предложения. Списывание: Вот Сима. У Симы  сова. Вот Зина. У  Зины коза. Тут Сима и Зина.

2

Звук и буква  «Ш» Характеристика звука «Ш» Д/упр: «Закончи слово слогом ША(ШИ); «Замени первый звук в словах на звук «Ш». Печатание буквы «Ш» в тетради; чтение слогов и слов.

3

Самостоятельный звукко-буквенный анализ слов (шуба, Миша, кошка, душ, шум). Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки (мишка-мышка, мушка, мошка…) Диктант:  Вот Даша. У Даши шуба.

4

Звук и буква  «Ж» Характеристика звука «Ж» Отгадывание  «загадок от кота Васятки». Д/упр: «Большой-маленький», «Назови все отгадки», «Повтори предложения». Печатание буквы «Ж».   Звуко- буквенный анализ: жаба, жук, ёжик.

Правило «ЖИ-ШИ»

5

Дифференциация «Ш-Ж» Д/упр: Закончи слово подходящим слогом: «жи-ши»; «Замени звук «Ш» на звук «Ж»; «Подарки Жене и Шуре». Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки (ужи-уши). Чтение, списывание, запись предложений по памяти: У Маши  мишка. У мишки ушки.

6

Дифференциация «С-Ш» Д/игры: «Цепочка слов», «Найди одинаковый первый звук в словах», «Повтори  пару слов», «Разложи картинки, в названиях которых первый звук С(Ш)» Звуко-буквенный анализ  слов с помощью кружков: сушка, Саша, сушки.

Разучить скороговорку  «Шла Саша по шоссе..»

7

Звук и буква  «Ф» Характеристика звука «Ф» Д/упр. «Найди картинку», «Кто-что?», «Найди ошибки в предложении». Печатание буквы «Ф».    Чтение слогов: фан, фук, фта, фон, наф, нуф.

8

Буква «Ф». Дифференциация звуков (Ф-Фь);  Д/упр «Эхо», «Мяч- смягчитель»,

Звуко-слоговой анализ слов. Составление схемы их кружков, подсчет слогов в слове; составление слов из букв разрезной азбуки, чтение. (Вот Фима. У Фимы дом. Фима дома.)

Март

                                                    краткое содержание занятия

1

Дифференциация «В-Ф»

«Исправь ошибку», Найди лишнюю картинку».  Составление звуковой схемы слов. Чтение и анализ предложений. Списывание: Вот Вова. У Вовы вата.

2

Д/упр. «Хлопни в ладоши, если услышишь», «Скажи наоборот», «Закончи слово слогом Вы или ФЫ.» «Из названный слов назови слова, в которых есть звук  «Ф» и «В» Составление предложений с предложенными словами: фокус, фикус, фартук, вафли.

3

Д/упр. «Подарки Вите и Фиме», «Разучивание стихотворения «В огороде Фекла…»;

Работа со  звуковыми линейками и перфокартами. Чтение и анализ текста, нахождение предложений с предлогом  «В»

4

Звук и буква  «Л» Характеристика звука «Л» Деление слов на слоги Д/упр.» Засели домики», «Убери из слов звук «Л»; «Мяч- смягчитель»

Отгадывание  «загадок от кота Васятки». Печатание буквы «Л», чтение слогов и слов., определение местонахождение звука Л» в слове.

5

Д/игры: «Буквы перепутались (согласные: глухие и звонкие), «Подбери слово к схеме»; разгадывание ребусов; Чтение и анализ предложений. Составление схем предложений (Лиза шла в магазин. У Луши кукла. Луша мыла куклу. Луша мыла куклу в тазу.)

6

Звук и буква  «Р» Характеристика звука «Р» Д/упр. «Повтори серию слогов», «Вспомни как можно больше слов  по первому слогу: ра, ро, ру, ры. Печание буквы «Р». Чтение слогов и слов: рыба, раки, куры, икра, дырка.

7

Отгадывание  «загадок от кота Васятки». Д/упр. «Подарки для Ромы и Риты»

Звуко-слоговой анализ слов. Составление слов из букв разрезной азбуки: рука, рубаха, радуга, рис, репка. Запись предложения под диктовку: У Ромы репка. У Риты марка.

8

Дифференциация «Р-Л» Д/упр. «Найди лишнее слово», «Хлопни в ладоши», « Повтори слоговой ряд», «Разложи картинки на две стопки (Ль-Рь). Составь  предложения со словами: корабль, камель, лагерь, ларек, зеркало, карусель.

Преобразование слов с помощью разрезной азбуки: игла- игра,: иглы- игры, лак- рак; лама- рама;  жил-жир;

Апрель

                                                    краткое содержание занятия

1

Звук и буква  «Ч» Характеристика звука «Ч» Отгадывание  «загадок от кота Васятки

Д/упр. «Назови первый звук в отгадках», «Замени первый звук на звук «Ч»;  печание буквы «Ч»; чтение, списывание: часы, час, удача, задача. Правила «ЧА»

2

Дифференциация «Ч-Т» Д/упр. «Замени звук «Ч» на звук «Т», «Найди и исправь ошибки», «Слоговые часы». Чтение по индивидуальным карточкам.

3

Звук и буква  «Е-Ё» Характеристика звуков «Е-Ё» Д/упр. «Скажи наоборот» (парные гласные); «Эхо», «Определи  наличие и место звука Е-Ё в слове». Отгадывание  «загадок от кота Васятки». Печатание букв в тетради. Чтение слогов, слов: село, лес, мед, река, лён.

4

Буквы «Е-Ё». Д/упр. «Слоговые часы», «Слоги перепутались», «Разгадай кроссворд»

Чтение  и звуковой анализ слов: кресло, весло, песик, ёлка, вес.

5

Звук и буква  «Щ» Характеристика звука «Щ».  Скороговорка» Два щенка, щекой к щеке, грызли щетку в уголке», Д/упр.: Закончи слова одинаковым звуком «Щ», «Кто это?». Печатание буквы «Щ». Составление звуковой схемы слов с помощью кружков: щенок, щука, щит,  плащ)

6

Составь схему предложения и определи, каким по счету стоит слово со звуком «Щ» (Щука плавает. Барабанщик барабанит.  Щенок ел мясо.. Кошка поймала щуку.)

7

Звук и буква  «Й»     Отгадывание  «загадок от кота Васятки».    Характеристика звука «Й» Д/упр. «Закончи слово слогом:  КА (май…, гай.., чай.., лай…, зай..). Печатание буквы в тетради. Составление слов из букв  разрезной азбуки: май, чай, лай, гайка.

8

Буква «Й». Самостоятельный слого-звуковой анализ слов, письмо печатными буквами, чтение слов: май, чайник, лайка, зайка. Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки: зайка- майка-гайка-шайка-чайка. Чтение с доски: Кто тут? Тут Зина. У Зины зайка. Тут Дима. У Димы майка. Тут Сима. У Симы чайка.

 

Май

                                                     краткое содержание занятия

1

Буква «Ь». Д/упр. «Ответь на вопросы»; «Какие  гласные  дают мягкость согласному звуку?»,  Преврати слова- предметы в слова- действия. Печатание буквы «Ь».  Составление слов из букв разрезной азбуки: уголь, ель, мель, пыль, зверь.

2

Буква «Ъ».Д/упр. «Эхо». Составление слов из букв разрезной азбуки (подъезд, объявление, объезд)

Д/упр. «Слоговые часы», «Разгадывание кроссворда»

3

Звук и буква  «Я» Характеристика звуков «Я» Д/упр. «Скажи наоборот» (парные гласные); «Эхо», «Определи  наличие и место звука Я в слове». Отгадывание  «загадок от кота Васятки». Печатание букв в тетради. Чтение слогов, слов:  яма, Яна, Яша, мята.

4

Звук и буква  «Ю» Характеристика звука «Ю» » Д/упр. «Скажи наоборот» (парные гласные); «Эхо», «Определи  наличие и место звука Ю в слове». Отгадывание  «загадок от кота Васятки». Печатание букв в тетради. Чтение  и звуко - буквенный анализ слогов, слов; юнга, Юра, юла.

5

 «Викторина «Веселая азбука» Разгадывание ребусов, кроссворда.  Составление предложений с предлогами  по предложенной схеме.

6

«В стране Звуковичков» Закрепление пройденного материала: игры со словами, загадывание загадок. Подбор слов к звуковым  схемам. Чтение короткого рассказа.

Предполагаемые результаты:

К концу 2 –ого года  обучения дети умеют ориентироваться на листе бумаги, печатать слова, предложения, небольшие тексты; у дошкольников значительно обогащается словарный запас; дети  правильно строят предложения и согласовывают в нем слова. Многолетний опыт подготовки детей к грамоте свидетельствует: дошкольники способны успешно овладеть начальными навыками звукобуквенного анализа и синтеза, что является основой для формирования чтения и письма.

Методическое обеспечение программы.

Содержание программы   позволяет в занимательной игровой форме усвоить дошкольниками такие понятия, как звук и буква, понять их различия и особенности.  

Известно, что одной из важных составляющих обучения чтению является хорошо развитый фонематический слух. В процессе освоения программы используются специальные игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память дошкольников к работе со звуками речи. Играя со сказочными персонажами, дети знакомится с гласными и согласными звуками, их правильной артикуляцией.  

В структуру каждого занятия входят также различные игры, способствующие развитию у детей навыков фонематического анализа и синтеза.  Гласные и согласные звуки на занятиях соотносятся с образами соответствующих букв, при этом графический образ подкрепляется двустишием о букве, что способствует более быстрому запоминанию материала.

B каждой возрастной группе предусматривается работа по развитию графических навыков и моторики (гимнастика для пальцев) c целью подготовки руки ребенка к письму.  

Развитию мышления способствует отгадывание детьми загадок, дидактические игры.

Веселые рисунки, игровые упражнения, которые присутствуют на каждом занятии, делают процесс обучения ориентированным на ребенка-дошкольника, развивают его образное мышление.  

При составлении программы учитывались индивидуальные и возрастные особенности детей, их потенциальные возможности и способности.

Программа направлена не только на конечный результат  -  изучение букв и умение читать, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка.

Программный материал систематизирован и изучается в определенной

последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах.

Важным условием реализации программы является психолого-педагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей.  

Используемый на занятиях дидактический материал понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции, служит адаптацией в новых для него условиях обучения.

Очень важным в программе является формирование у ребенка учебных умений:

 1. Понимание учебных задач, которые проходят через весь учебно-воспитательный процесс, выполняя в нем самые различные функции: активизируют и мотивируют ребенка, побуждают его к учебной деятельности.

2. Формирование умения провести самоконтроль и самооценку выполненной работы.  

Данная программа предусматривает формирование этих умений у ребенка уже c 5 лет.

Они являются важным компонентом в развитии учебной деятельности. Самоконтроль - это способность сравнивать результат своей работы, руководствуясь данными объяснениями, c образцами. Такой самоконтроль является основой для развития у ребенка внимания к процессу обучения. Он не только начинает слушать задание, но и слышит его.  

Развитие навыков самоконтроля и самооценки готовит детей к школе.  

 Взаимодействие с родителями в процессе обучения грамоте:

Осуществление полноценного образовательного процесса  обучения невозможно без включения и активного участия родителей дошкольников.  

Овладение навыками обучение грамоте особенно в дошкольном возрасте требует ежедневной актуализации и закрепления знаний о звуках и буквах, полученных на занятиях.

Без поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение необходимыми навыками.

Процесс обучения строится на общедидактических и специфических   принципах:

1. принцип систематичности и последовательности: концентрическое усвоение программы;  организация и последовательная подача материала («от легкого к трудному», «от простого к сложному обучения;

2. принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников;

3. принцип доступности и посильности: реализуется в делении  изучаемого материала на этапы и в преподнесении  его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи;

4. онтогенетический принцип:  учет возрастных особенностей обучаемых.

Методы обучения:

1. Словесные методы (рассказ, беседа).

2. Наглядные методы.

3. Практические, игровые  методы (деятельность воспитателя  и детей).

4. Объяснительно-иллюстративный метод.

5. Репродуктивный метод (умственные упражнения).

Материально-техническое обеспечение программы:

  1. Тетради с заданиями на каждого ребенка.
  2. Карандаши (простой и цветные) на каждого ребенка.
  3. Счетные палочки.
  4. Игрушки-персонажи (первая буква в названии соответствует изучаемой букве).
  5. Столы, стулья для детей по росту.
  6. Зеркало.
  7. Мольберт, магниты, мел.
  8. Магнитная азбука.
  9. Звуковые фонарики (красные, синие, зеленые)
  10. Схемы для составления звукового анализа слова.
  11. Схема составления предложения.
  12. Профили обозначения звуков.
  13. Игровые пособия для выработки сильной воздушной струи и правильного речевого дыхания.
  14. Дидактический материал для обследования речи ребенка.  
  15. Авторские дидактические игры для развития фонематического слуха и фонематического восприятия.
  16. Картотеки пальчиковых игр.
  17. Картотека артикуляционной гимнастики.

Список  литературы.

1. Ткаченко Т.А.  «Специальные символы в подготовке детей  4 лет к обучению грамоте». – М.: ТЦ Сфера, 2000г.

2. Давыдова Г.В.  Игры, считалки, загадки. Стихи для развития речи. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.

3. Климентьева О.Л. Подготовка детей к обучению грамоте и профилактика нарушений письма. - Детство - пресс, 2010.

4. Ковригина Т.Е., Шеремет Р.Е. Занимательное обучение чтению -  Волгоград: Учитель, 2009.

5. Кубышкина Т.А., Леденева О.В. Волшебный мир звуков и слов. -  М.: Дрофа, 2010.

6. Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

7. Поваляева М.А. Справочник логопеда. -  Ростов - на- Дону:  Феникс, 2001.

8. Понятийно-терминологический словарь логопеда./Под ред. проф. Селиверстова В.И. -  Москва: Владос,1997.

9.Репина З.А. Уроки логопедии. Методическое пособие. - Екатеринбург, 2001.

10. Рыбникова О.М. Комплексные занятия по обучению чтению детей. - Волгоград: Учитель, 2009.

11. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи.//Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида  для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008.

12. Цуканова С.П., Бетц Л.Л.  Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. (I II III периоды). – М.:  Гном и Д, 2010.

Литература:

13..Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи», Москва, 1991г

14.Морозова И.А., Пушкарева М.А, «Занятия по развитию речи в специализированном детском саду»; Москва, Владос, 2006

15.Доронова В.И., Дриняева О.А. «Предшкольное обучение грамоте в ДОУ», Москва, Аркти, 2007

16.Ельцова О.М. «Подготовка дошкольников к обучению грамоте».

17.Кыласова А.Е. «Развитие речи».

18.Арушанова А.Г. «Формирование грамматического строя речи».

19. Рыбникова О.М. «Обучение чтению и грамоте».


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фотоотчет по кружковой работе в летний период в старшей- подготовительной группе

Цель программы: Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умение планировать свою деятельность, предвидеть результат; форм...

Рабочая программа кружковой работы по обучению чтению "АБВГДЕйка" в подготовительной группе.

Материал содержит перспективный план кружковой работы по обучению чтению....

План работы кружковой работы по нравственно - патриотическому воспитанию в подготовительной группе

Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие ...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательно-речевое развитие» в подготовительной группе. Название: «Зачем нужно знать правила работы в интернете?»

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательно-речевое развитие». в подготовительной группе на тему "Информационная безоп...

РАЗНООБРАЗНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КРУЖКОВОЙ РАБОТЕ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28097390","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28097396","attributes":{"alt":"","class"...

Отчёт по кружковой работе по духовно – нравственному воспитанию в подготовительной группе «Дружба начинается с улыбки»

Дошкольный возраст характеризуется большими возможностями для духовно-нравственного воспитания детей. Формирование нравственных и этнических ценностей родной культуры с раннего дет...