Занятие на автоматизацию [Ш]. Тема: «Царевна - лягушка»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Алла Александровна Тадтаева

Занятие на автоматизацию [Ш]. Тема: «Царевна - лягушка»

Цель: закрепление правильного произношения [Ш].

Задачи: преодоление речевого негативизма; автоматизация у детей [Ш] в словах, словосочетаниях и предложениях; уточнение артикуляционного уклада звука; развитие общей и  артикуляционной моторики; развитие фонематического слуха.

Оборудование: презентация «Царевна - лягушка»; картинный материал к артикуляционной гимнастике; зеркало; конверты с заданиями Кощея; предметы: шампунь, кошелек, шоколадка, шапка, машина; 5 листов бумаги А4.

Речевой материал: горошина, груша, парашют, шапка, петушок, воробышек, лошадь, мышонок, больше, меньше; Это Дашин кошелек. Это Мишина машинка. Это Алешина шоколадка. Это Наташина шапка. Это Пашин шампунь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_1.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие на автоматизацию [Ш]. Тема: «Царевна - лягушка»

Цель: закрепление правильного произношения [Ш].

Задачи: преодоление речевого негативизма; автоматизация у детей [Ш] в словах, словосочетаниях и предложениях; уточнение артикуляционного уклада звука; развитие общей и  артикуляционной моторики; развитие фонематического слуха.

Оборудование: презентация «Царевна - лягушка»; картинный материал к артикуляционной гимнастике; зеркало; конверты с заданиями Кощея; предметы: шампунь, кошелек, шоколадка, шапка, машина; 5 листов бумаги А4.

Речевой материал: горошина, груша, парашют, шапка, петушок, воробышек, лошадь, мышонок, больше, меньше; Это Дашин кошелек. Это Мишина машинка. Это Алешина шоколадка. Это Наташина шапка. Это Пашин шампунь.

Ход занятия

Организационный момент

(Дети заходят в кабинет и садятся на стульчики возле компьютера. На экране 1 слайд. Логопед садится рядом с компьютером).

Логопед: Дети вы любите сказки?

Дети :"Да!"

Логопед: Сейчас мы с вами отправимся в сказку «Царевна - лягушка». Смотрим.

(Включается 2 слайд).

Логопед: Поможем Ивану Царевичу?

Дети :"Да!"

Логопед: Злой Кощей очень любит занятия логопеда и поэтому обижается, что его не приглашают в качестве героя. Вот он и украл Василису Прекрасную.

(Включается 3 слайд).

Логопед: Кощей заколдовал лошадь Ивана Царевича. Давайте поможем снять волшебные чары. Ребята посмотрите, где же находится 1 испытание?

(Конверт №1 лежит у зеркала. Дети его находят).

Логопед: Молодцы! Нам нужно сделать артикуляционную гимнастику, чтобы расколдовать лошадь.

(Логопед и дети садятся возле зеркала. Логопед показывает картинку с упражнением и выполняет его вместе с детьми).

  1. Артикуляционная гимнастика

1) Накажем непослушный язычок - положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлепывая его губами, произносить: пя-пя-пя… Остановиться и удерживать широкий язык в спокойном положении.

2) Лопаточка - рот открыть. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Занести «лопатку» в рот, стараясь не напрягать язык.

3) Чашечка - открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края.

4) Грибок - улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.

5) Гармошка - рот приоткрыть. Язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы должны быть в улыбке!

6) Конфета - губы сомкнуть. Напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую.

7) Вкусное варенье - рот приоткрыть. Широким языком облизывать верхнюю губу, делая движения сверху вниз. Нижняя челюсть неподвижна!

8) Качели - открыть рот, как при произнесении звука А. Языком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку.

9) Почистим зубки - «почистить» кончиком языка верхние зубы с внутренней стороны (слева - направо, сверху вниз). Нижняя челюсть неподвижна!

10) Погреем ладошки - рот открыть. Губы вытянуть вперед. Произносить на выдохе звук Х (х-х-х), как бы согревая ладошки.

11) Бублик - рот приоткрыть. Губы округлить и немного вытянуть вперед. Упражнение делается без напряжения, одними губами. Нижняя челюсть неподвижна!

12) Лошадка - присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна!

Логопед: Ура! У нас получилось!

(Включается лошадь на 3 слайде. Включается 4 слайд до слов Кощея - 2 испытание)

Логопед: Кто видит где 2 конверт Кощея?

(Конверт №2 лежит на полу. Дети его находят. 5 листов выкладываются на полу друг за другом).

Логопед: Сейчас мы с вами попадем в пещеру. Какие звуки бывают в пещере?

Дети:"Эхо!"

Логопед: Чтобы нам не заблудится, каждый из вас будет повторять мою песенку. До кого я дотронусь, тот и будет петь.

  1. Упражнение «Песенки»

ША-ША-ШО

ШО-ШИ-ШО

ШИ-ШУ-ШУ

АШ-ОШ-АШ

АШ-ИШ-ИШ

(За каждую песенку дети с логопедом делают шаг на листы бумаги, которые расположены на полу (Включается 4 слайд).

Логопед: Посмотрите, мы получили кусочек от стрелы! Идем дальше?

Дети :"Да!"

(Включается 5 слайд до слов Кощея - 3 испытание)

(Логопед достает 3 конверт. Задание на экране презентации)

  1. Игра «Что больше?»

Логопед: Ребята посмотрите на экран. Вспомните и скажите, что из этих предметов больше?

(Горошина - груша, парашют - шапка, петушок - воробышек, лошадь - мышонок).

Логопед: Отвечайте полным ответом.

Дети выполняют задание.

(Включается 10 слайд)

Логопед: Молодцы! У нас уже почти целая стрела, осталась еще одна часть!

(Включается 11 слайд до слов Кощея - 4 испытание и превращения его в дракона)

  1. Игра «Чьё это?»

Логопед: Наш Кощей похитил не только Василису Прекрасную, но и вещи детей, которые не справились с его сложными заданиями. Давайте вернем эти вещи хозяевам.

(Из коробки достаются вещи - шампунь, кошелек, шоколадка, шапка, машина)

Слова логопеда

Слова детей

У Даши был кошелек.

У Миши была машинка.

У Алеши была шоколадка.

У Наташи была шапка.

У Паши был шампунь.

Это Дашин кошелек.

Это Мишина машинка.

Это Алешина шоколадка.

Это Наташина шапка.

Это Пашин шампунь.

Логопед: Ах, смотрите!

 (Логопед нажимает на слайд. Вылетает 3 часть стрелы - как подтверждение прохождения всех  испытаний. Этой стрелой Иван Царевич убивает дракона. Включаются 12 и 13 слайд.)

Логопед: Молодцы! Мы справились с испытанием Кощея Бессмертного! И благодаря вам освободили Василису Прекрасную и вернули вещи владельцам!

Ритуал прощания. Оценка работы детей

Логопед: Мы с вами большие молодцы! Кто может ответить, в какую сказку мы с вами сегодня попали? Кого мы с вами спасали? Какие испытания проходили? Что вам больше всего понравилось? Надеюсь, что всем было весело и интересно и мы с вами встретимся в следующий раз! До свидания ребята!

Литература:

  1. Азова Е.А., Чернова О.О. «Учим звуки Ш, Ж. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5 - 7 лет» - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 32 с.
  2. Жихарева - Норкина Ю.Б. «Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми: пособие для логопедов и родителей: вып. 7. Звуки Ш, Ж» / Ю.Б. Жихарева - Норкина. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 136 с.
  3. Комарова Л. А. «Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях» Альбом дошкольника  / Л. Л. Комарова.- М.: Издательство ГНОМ, 2016. - 32с.
  4. Саморокова О.П., Кругликова Т.Н. «Шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ  называем и различаем» Альбом упражнений для детей 5-7 лет с ОНР. Москва: издательство" Гном",2013. - 40с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие с детьми старшего возраста "Царевна - лягушка"

открытое занятие с детьми старшего возраста...

Конспект интегрированного занятия в младшей группе. Сказка «Царевна-Лягушка»

Данное методическое пособие предназначено для детей 1.5-3 лет. Упражнения помогут развивать слуховую память малышей, улучшить фонематическое восприятие,скоордениовать мышцы речевого аппарата, расширит...

Конспект развития непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе на тему: «Царевна-лягушка»

настоящая публикация представляет собой конспект развития непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе детского сада на тему: ...

Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации в подготовительной группе на тему "Царевна - лягушка"

Образовательная область: аппликация.Интеграция с другими областями: конструирование, рисование, развитие речи.Цель: Закрепление технических навыков и приемов техники оригами.Развитие творческих способ...

Конспект занятия по лепке на тему «Царевна-лягушка» в подготовительной группе №8

Тема:  «Царевна-лягушка»Цель: Продолжать знакомить детей различными видами рельефной пластики – горельеф.Задачи:Обучающие:Учить детей  создавть горельеф в спичечнойм коробк...

Конспект занятия по речевому развитию Тема: «Царевна-лягушка»

Тема: «Царевна-лягушка». Цель: Формирование интереса и любви к русским сказкам. Задачи: Образовательные: - Формировать универсальные предпосылки учебной деятельности (умение работать по пр...