Игровая ситуация по развитию речи и обучению грамоте Буква Ц и звук Ц
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Жук Лариса Ивановна

Материал данного конспекта включает в себя знакомство с согласным, твердым, глухим звуком Ц и
печатной буквой Ц

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с №8 комбинированного вида г.Чебаркуль

Занятие для педагогов школы № 11

Игровая ситуация по развитию речи и обучению грамоте

Буква Ц и звук Ц

Воспитатель 1 квалификационной категории

Жук Лариса Ивановна

г. Чебаркуль

2014г.

Цели: 1. Способствовать развитию звука -буквенного анализа,

               развитию фонематического восприятия.              

           2. Познакомить с согласным, твердым, глухим звуком Ц и

              печатной буквой Ц.

           3. Развивать умение интонационно выделять звук Ц в словах.

           4. Упражнять в словообразовании и словоизменении.

           5.Закреплять умение проводить фонематический разбор слов.

           6. Закреплять умение отгадывать загадки, развивать

              логическое мышление, память.  

Оборудование: игрушка- цыпленок, картинки- кузнечик, овца, курица, огурцы, перец, цветы(нарциссы, гладиолусы, настурция, цикламены, циннии), синица, скворец, алфавит.

ХОД НОД

1 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ:  Эй, ребята не зевать

                                                                       Будем звуки повторять

                                                                       Будем буквы повторять

                                                                       Будем весело играть.

- Вы любите играть?

- Какие игры вы знаете? ( народные, старинные, настольные, компьютерные, спортивные, подвижные, пальчиковые, музыкальные)

- Как вы думаете интереснее играть одному или с друзьями?

2 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

- Отгадайте загадку: Явился в желтой шубке,

                                    Прощайте 2 скорлупки.

- Кто это?

- У нас появился друг, цыпленок ЦЫП

Изобразите цыпленка, сидящего в яйце. Покажите как он появляется из скорлупки: сначала высунул голову, потом- правое крыло, затем- левое, выпрыгнул из скорлупы, встряхнулся, сел отдохнуть.

- Вдруг Цып услышал Ц….

- Кто так громко стрекочет?

Повторите как стрекочет кузнечик.

- Послушал ЦЫП кузнечика и просит его не шуметь Ц…(не шуми)

- Когда произносим звук Ц, нам что-то мешает

- Какой это звук? Согл., тв., глух.

ЗВУК Ц ВСЕГДА ТВЕРДЫЙ

-Какой фишкой будем обозначать?

Вышел ЦЫП погулять во двор.

Посмотрел вокруг и удивился: АЦ, ОЦ, УЦ

Увидел овцу испугался: ЦА, ЦО, ЦУ

Мама курица успокоила: ЦА, ЦО, ЦА

- ЦЫП заглянул в огород.

Что он увидел? Огурцы, а много….. Огурцов

                            Перец, а много….. Перцев

Недалеко на клумбе росли цветы, а много…. Цветов

Это нарциссы, гиацинты, настурции, бархатцы, цикламены, циннии.

- Какие цветы вы запомнили?

- Определите позицию звука в слове? ( где находится звук Ц)

А на дереве сидела…. Птица

И зовут ее…. Синица

- Разделите слово синица на слоги.

- Сколько слогов?

Назовите 1,2,3 слог.

Придумайте предложение со словом синица.

- Сколько слов в предложении?

- Запишите графически                          .

- Добавьте звук Ц в конце слова, и вы услышите загадку о другой птице.

На шесте дворе…

Во дворце певе…

А зовут его скворе…

- Найдите лишнее слово в ряду.

Дворец, певец, скворец, цапля.

- Скажем дружно «Скворцы и синицы- полезные птицы»

- Скажите так, чтобы четко слышался звук Ц

Цыпленок подружился со скворцом и синицей. Они играли в разные игры. ЦЫП хочет поиграть с нами в игру. ЦЫП говорит «У меня есть», а вы отвечаете «У меня нет». (курица, лисица, мельница, львица, рукавица, медведица, пуговица, луковица, пицца, мыльница, конфетница.

ФИЗМИНУТКА:Вокруг себя повернись и в цыплят превратись

                              Забежали как-то в сад

                               10 маленьких цыплят

                                Завела их с улицы

                               Мать наседка-курица

                                Ты ошиблась улицей

                                Хоть наседка умница

                                Этот славный детский сад

                                 Для детей, не для ребят

                                Вокруг себя повернись и в ребят превратись

Мама курица пришла

И цыпленка домой позвала.

- Попрощаемся с другом. ( до свидание, еще увидимся, до новых встреч.)

- Садимся за столы

- Что вы можете ему пожелать? ( расти большой, слушайся маму)

- Мы пришли с прогулки

ЦО-ЦО-ЦО – МЫ ВЫМЫЛИ ЛИЦО. Повторите

- Чем мыли? (водицей, мыльцем)

- Чем вытирали? (полотенцем)

- Какое чистое лицо!

- Сколько звуков в слове лицо? (4)

Назовите 1,2,3,4 звук.

- Выложите слово ЛИЦО фишками на столе самостоятельно

- Проверьте, если есть ошибки, исправьте.

- Поставьте ударение.

- Произнесите слово ЛИЦО с ударением

- На какой звук падает ударение? ( на звук О)

- Значит звук О какой? (гл., ударный)

- Убираем звуки под диктовку (И,Л,О, ударение)

- Какой звук остался? Ц

- Звук Ц какой? ( согл., тв.)

ЗВУК Ц ОБОЗНАЧАЕТСЯ БУКВОЙ Ц

Букву вижу и пишу. Напишем букву Ц в воздухе.

- Напишите букву Ц на спинах своих друзей.

Посмотрите на азбуку. Покажите букву Ц.

- Назовите соседей буквы Ц( Х,Ч)

Работа в тетрадях стр. 52.

ИТОГ : Вам понравилось играть с цыпленком?

- Что нового узнали?

- Чем занимались?

- Что запомнилось?

- Что понравилось?

- Вы ребята молодцы! Вы готовы идти в школу.

Я хочу вам пожелать.

Голосок свой развивайте

Ушки слушать приучайте

Каждый день и каждый час

Будет лучше речь у вас.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОДпо обучению грамоте "Буква "Ы" и звук "Ы"

НОД по подготовке и обучению детей подготовительной группы грамоте. Знакомство со звуком "Ы"  и буквой "Ы"....

«Развитие речи и обучение грамоте». Игровая образовательная ситуация на тему: «Лексические игры и упражнения»

в данную огровую образовательную ситуацию я включила проблемную ситуацию, которая понятна и доступна для детей старшего дошкольного возраста.  Для  включения детей в работу использовала мощн...

Организованная образовательная деятельность по развитию речи и обучению грамоте " В поисках пропавших букв"

Предлагаю вашему вниманию организованную образовательную деятельность с включением образовательной ситуации. В занятии вы увидите постановку проблемы и то, как дети выдвигали гипотезы и искали верное ...

Организованная образовательная деятельность По развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. Тема "Звук М, буква М"

Тема: «Звуки М и М`»Буква МЦель и задачи:Познакомить со звуками М и М`; Учить определять позицию звука в слове;Определять гласный и согласный звук;Делить слова на слоги;Определять твё...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы - обучение грамоте буква Х. и звуки Х – Хь.

Цель: формировать правильное произношение звуков  [х], [х′]  в слогах, словах, фразах, отличать их на слух и в произношении от других звуков. Задачи:Познакомить с буквой...

Игровые ситуации по развитию речи, направленная на дифференциацию звука «Ф»

Игровые ситуации   по развитию речи, направленная на дифференциацию звука «Ф»[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"20131290","attributes":{"alt":"","class":"media-...

Конспект игрового занятия по развитию речи и обучению грамоте (6-7 лет)

Конспект игрового занятия для детей старшего дошкольного возраста, подготовительной к школе группы.На основе авторской сказки с помощью игры детям предлагается вспомнить алфавит, закрепить знания о бу...