«Развитие речи и обучение грамоте». Игровая образовательная ситуация на тему: «Лексические игры и упражнения»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Клименко Анжела Сергеевна

в данную огровую образовательную ситуацию я включила проблемную ситуацию, которая понятна и доступна для детей старшего дошкольного возраста.  Для  включения детей в работу использовала мощный стимул - помочь персонажу, заинтересовала детей к действию, к самовыражению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: развитие фонематического восприятия.

Задачи:

  1. Воспитательные.

Воспитывать доброжелательное отношение между детьми, желание помогать другим;

  1. Развивающие.
  1. Активизировать речь детей;
  2.  Развивать фонематический слух; развивать двигательную и познавательную активность;
  3. Совершенствовать умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной модели;
  1. Образовательные.  

Учить детей находить свое местоположение; учить ориентироваться по карте, ориентироваться в пространстве; закреплять умение выполнять движения согласно тексту.

Материалы и оборудование: коробка с запиской и картой; картинка с буквой «У»; карточки с заданием для игры «Живые звуки»; карточка со  звуковой моделью к слову «лук»; карточка с трехзвуковой моделью; фланелеграф; мяч; ИКТ- песня «Солнышко лучистое любит скакать»; 9 медалек.

Раздаточный материал: 9 карточек с трехзвуковой моделью слова, 9 кленовых листа, 18 фишек синего цвета.

Ход

Дети свободно передвигаются по группе.

  1. Организационный момент.

Раздается громкий звук в дверь.

Воспитатель: Богдан, посмотри,  кто стучится.

Ребенок открывает дверь и находит коробку.

Воспитатель вместе с детьми открывают крышку и находят под ней записку и карту.

В записке написано, что ребят приглашают в волшебную страну звуков и прилагают карту с маршрутом.

Воспитатель: Ребята, я очень люблю путешествовать. А вы любите?

Ответы детей.

  1. Основная часть.

Воспитатель:  Мы с вами отправляемся в гости к звуку. А к какому звуку, вы узнаете, если правильно отгадаете мои загадки.

Воспитатель загадывает загадки.

  1. Мы учим детишек

Читать и писать,

Природу любить,

Стариков уважать. (учитель);

  1. Теремок ползет,

На себе его везет.

Хозяюшка богатая,

Богатая, рогатая. (улитка);

  1. Полна коробушка

Золотых воробушек. (угли).

Воспитатель: Учитель, улитка, угли  (интонацией выделяет звук «У»).

Какой звук вы слышите чаще всего?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, сегодня мы отправимся в гости к звуку «У».

(показывает картинку с буквой «У»)

Воспитатель: Какой это звук?

Дети: Гласный, его можно пропеть. (Поют: у-у-у).

Воспитатель: а давайте этот звук споем с разной интонацией?

Звучит музыкальная заставка с высокими аккордами: дети поют.

Звучит музыкальная заставка с низкими аккордами: дети поют.

Воспитатель хвалит детей, показывает карту.

Воспитатель: Чтобы попасть в гости к звуку «У» в волшебную страну, нужно следовать маршруту карты.  А на карте задания и, чтобы правильно дойти и не сбиться с правильного пути, нам нужно выполнить эти задания. Давайте посмотрим на первое.

Воспитатель вместе с детьми смотрят на  карту.

Воспитатель : Здесь написано –«Встань лицом на Восток, сделай три приставных шага вправо».

Ребята, где Восток? Где правая сторона? Поднимите все правую руку. Покажите куда мы должны идти. Давайте вместе посчитаем шаги? Я начну, а вы мне поможете.

Воспитатель вместе с детьми отсчитываю три шага. Подходят к первому столу. На столе карточка с заданием.

Игра «Живые звуки».

Цель: развивать восприятие фонем и фонематический слух, развивать двигательную и познавательную активность, закреплять умение выполнять движение согласно тексту.

Воспитатель читает:

  1. Если услышите звук «У» -хлопните в ладоши один раз;

(а, п, н, в, ю, э, у, ц, ф, у, й, г, д, у, о, л, у)

  1. Если в слоге услышите звук «У» - топните ногой один раз;

(на, не, ну, ни, ры, зу, то, же, су, ти, ме, лу)

  1. Если в слове услышите звук «У» - кивните головой один раз.

(сук, мак, пол, забор, пух, мыло, пена, лук, рама, ваша, луг).

Воспитатель: Вы все правильно сделали. Теперь снова посмотрим на карту. Второе задание. Здесь написано- «Встань лицом на Северо-восток, сделай три шага вперед». Ребята, где Север? Где Восток? Правильно. Как вы думаете, где будет находится Северо-восток? Правильно, между Севером и Востоком, по диагонали. Покажите куда мы должны идти. Давайте вместе посчитаем шаги.  Я начну, а вы мне поможете.

Воспитатель вместе с детьми подходят ко второму столу. На столе карточки с заданием. Смотрят.

Воспитатель: Что нарисовано на карточке?

Дети: Лук.

Воспитатель:  Что еще лежит на столе?

Дети: листья.

Воспитатель:  Какому дереву принадлежат эти листы?

Дети: Клену.

Воспитатель:  какого цвета кленовые листы?

Дети: Желтого.

Воспитатель:  Почему они желтого цвета?

Дети: Потому, что наступила осень.

Воспитатель:  Посмотрите, на столе лежат еще карточки, они помогут нам выполнить задание. Мы должны узнать где находится звук «У» в  слове «Лук» в начале, в середине или в конце слова. Для этого посмотрите на карточки. Сколько клеточек на них?

Дети: Три.

Воспитатель: Правильно. Сколько звуков в слове «Лук»? Давайте посчитаем?

Воспитатель вместе с детьми проговаривает слово четко.

Дети: Три звука.

Воспитатель: А где находится звук «У»?

Дети: В середине слова.

Воспитатель вместе с детьми кладет кленовый листочек  на вторую клеточку.

Воспитатель: А какой звук первый?

Воспитатель проговаривает слово еще раз, интонационно выделяя первый звук.

Дети: Это звук «Л».

Воспитатель: А какой это звук? Мы его можем пропеть?

Дети: Звук «Л» твердый,  мы его пропеть не можем, потому, что он согласный.

Воспитатель: Правильно, этот звук твердый, согласный, его мы обозначим синей карточкой.

Воспитатель вместе с детьми на первую клеточку кладут синюю фишку.

Воспитатель: Напомните мне, какой звук в слове «Лук» второй.

Дети: «У».

Воспитатель: Третий звук какой?

Воспитатель вместе с детьми проговаривает слово, интонационно выделяет звук «К».

Дети: Это звук «К».

Воспитатель: Какой это звук? Мы его можем пропеть?

Дети: Звук «К» твердый,  мы его пропеть не можем, потому, что он согласный.

Воспитатель: Правильно, этот звук твердый, согласный, его мы обозначим тоже синей карточкой. Звуки мы посчитали, сколько их?

Дети: Три.

Воспитатель: Сколько слогов?

Воспитатель вместе с детьми считают слоги.

Дети: Один слог.

Воспитатель: Правильно. С этим заданием мы тоже справились. Посмотрим на карту. На ней написано- « Встань лицом на Восток и сделай два приставных шага вправо».

Воспитатель с детьми считают и идут. Подходят к фланелеграфу. На нем прикреплена карточка с трехзвуковой моделью.  Задание: «Подбери слово».

Воспитатель: Какие звуки обозначены на карточке?

Дети: согласный твердый, гласный звук «У» и твердый согласный.

Воспитатель: Нам нужно подобрать такие слова, чтоб в середине слова находился гласный звук «У», а первый и третий звук был твердым согласным.

Игра «Назови слова».

Цель: совершенствовать умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной модели, развивать фонематический слух.

Воспитатель: Для этого встанем в круг и с каждым названным словом будем передавать мяч друг другу.

3.Заключительная часть.

Воспитатель: Хорошо дети, молодцы. Со всеми заданиями справились и попали в гости к звуку «У».

В зал входит звук «У», в руках у него коробка с сюрпризом.

Звук «У»: Здравствуйте ребята, я так рад, что вы справились со всеми заданиями и пришли ко мне в гости.

Воспитатель: Ребята, давайте вместе со звуком «У» потанцуем?

Танец: «Солнышко лучистое любит скакать».

Звук «У»: Вы такие умные, смышленые! В знак нашего знакомства я хочу вам подарки эти медальки. На них нарисован Я- звук «У». берите их, надевайте и про меня не забывайте. А мне пора бежать в свою волшебную страну букв. Досвидания!

Воспитатель вместе с детьми прощаются со звуком.

Воспитатель: Нам ребята тоже пора уходить.

Дети проходят и садятся на стулья, воспитатель садится рядом.

Воспитатель: Что помогло нам попасть в волшебную страну звуков?

Какое задание было самым трудным?  Какая игра вам больше всего понравилась? Что вы расскажете родителям о нашем путешествии в волшебную страну звуков?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Лексические игры и упражнения. Игра по станциям».

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы по образовательной области «Речевое развитие» на тему: «Лексические игры и упражнения. И...

Конспект ООД по развитию речи и обучению грамоте для подготовительной группы на тему «Поиграем с Машей»

Конспект ООД по развитию речи и обучению грамотедля подготовительной группына тему «Поиграем с Машей»Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое ра...

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Осеннее путешествие»

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Осеннее путешествие"...

Игровая ситуация по развитию речи и обучению грамоте Буква Ц и звук Ц

Материал данного конспекта включает в себя знакомство с согласным, твердым, глухим звуком Ц ипечатной буквой Ц...