Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Осеннее путешествие»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Светлана Викторовна Елисеева

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе на тему: "Осеннее путешествие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyattiya_27.11.2019g.docx30.64 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад» №36 «Колокольчик»

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе

на тему: «Осеннее путешествие»

Подготовила воспитатель:

Елисеева С.В.

Рубцовск 27.11.2019г

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе

на тему: «Осеннее путешествие»

Цель:

  • Учиться составлять предложение устно и с помощью схемы.
  • Закреплять умение определять количество слогов в слове.
  • Побуждать детей составлять небольшие описательные рассказы по картинке.
  • Закреплять знания детей об осенних пословицах, приметах, умении отгадывать загадки.
  • Совершенствовать фонематический слух, внимание.

Задачи:

Образовательные:

  • Развивать связную речь.
  • Расширять словарный запас по теме «Осень», название признаков предметов, активизация словаря.
  • Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе, уточнить приметы осени.
  • Обучать детей составлять рассказ об осени с опорой на сюжетные и предметные картинки.
  • Учить составлять предложения из слов, фразой.

Развивающие:

  • Развивать и укреплять мелкую моторику рук.
  • Развивать самостоятельность, инициативу.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания педагога.
  • Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
  • Формировать чувство товарищества.
  • Воспитывать у детей любовь к родной природе.

Интеграция образовательных областей:

  1. Познавательное развитие.
  2. Социально - коммуникативное развитие.
  3. Речевое развитие.
  4. Физическое развитие

Используемая образовательная программа:

 «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой.

Оборудование и материалы:

-сюжетные картинки по теме «Осень»;

- предметные картинки с изображениями явлений природы, характерных для осени;

- мольберт

Здоровье сберегающие технологии:

  • физкультминутка;
  • пальчиковая гимнастика;
  • гимнастика для глаз;
  • дыхательная гимнастика.

Материалы и оборудование: Корзина, конверт с письмом, конверты с заданиями, знаки-символы слогов, простые карандаши, смайлики с разным эмоциональным настроением: радость, задумчивость, грусть, цветные карандаши.

Раздаточный материал:

  • цветные квадратики (красные, синие, зеленый);
  • бумага для составления схем предложений;
  • листы бумаги для звукового анализа слова.
  • карандаши простые;
  • узенькие полоски бумаги.

Ход занятия

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Организационный момент

Цель: установление контакта, создание положительного настроя на занятии.

Задачи: активизировать мыслительную деятельность, развивать воображение, создавать эмоциональный настрой на занятии.

Дети: Хорошее, радостное, веселое.

Воспитатель и дети под музыку входят и становятся в круг.

Воспитатель: Ребята, скажите мне, какое у вас сегодня настроение?

Воспитатель: Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Воспитатель:

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Повторяют действия за воспитателем.

Основная часть

Цель: побуждать детей составлять небольшие описательные рассказы по картинке.

Задачи: закреплять знания детей об осенних пословицах, приметах, умении отгадывать загадки, расширять словарный запас по теме «Осень», название признаков предметов, активизация словаря.

Дети становятся в круг.

Ответы детей:

Наступила осень.

Стало холодно. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Иногда пригревает тёплое, ласковое солнышко. Часто идут дожди и на дорогах много луж. Листья на деревьях желтеют и краснеют.

Дует ветер. Когда дует ветер, листья опадают с деревьев. Это явление называют листопадом.

В садах и огородах люди собирают урожай фруктов и овощей выкапывают картофель. Ходят в осенний лес и собирают грибы.

Птицы улетают в тёплые края.

В жизни животных происходят изменения.

Дети идут в школу.

Люди надевают тёплую одежду, прячутся от дождя под пёстрыми зонтами. Наступила Осень.

Соня  – три

Даша Ч. – сентябрь, октябрь, ноябрь

Диана - Еще ярко светит солнце, много ягод и грибов, много овощей и фруктов, еще видны насекомые, дни стоят теплы.

Василиса - Часто идут дожди, листья опадают, улетают птицы, насекомые и дикие животные готовятся к зиме.

Арина Н. - Уже холодно, птицы улетели в теплые края, листья облетели, дикие животные и насекомые уже спрятались, первые заморозки и снег.

Полина – с берёзы

                 берёзовый

Соня – с дуба

               дубовый

Алёна – с клёна

               кленовый

Арина Н. – с рябины

                   рябиновый

Диана – с осины

               осиновый

Василиса работает у доски.

Дети:

-Осень, замечательное, красивое время года. Я люблю осень за мелкий моросящий дождик. За те лужицы, по которым можно ходить в резиновых сапогах. За эти опавшие листья, которые шуршат под ногами. Хочется собрать кучу листьев и подкинуть их вверх.

Вот за что я люблю осень.

Воспитатель:

-Ребята, посмотрите, вот что сегодня я нашла в нашей группе. Письмо. Посмотрим, что в нем лежит? Становитесь по удобнее и прочитаем письмо.

Воспитатель:

-Пишет нам Мудрая Сова.

«Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы любите играть, отгадывать загадки, решать задачи, читать книги. А еще умные и трудолюбивые, не боитесь никаких трудностей и вообще – смелые и дружные ребята. Если вы справитесь со всеми моими заданиями, это значит, что вы начали готовиться к школе. Будьте внимательны: вас ждут трудности. Если вы ответите на мои вопросы, которые я спрятала в вашей группе, то найдете «самое ценное на свете сокровище». Я желаю вам удачи! (Мудрая Сова.)

Воспитатель:

- Слушайте задание № 1:

«Необходимо определить какое сейчас время года, расставив картинки по порядку. Составить небольшой рассказ»

Воспитатель: Молодцы, ребята! Задание № 2.

«Назовите 3 осенних месяца и опишите приметы каждого осеннего месяца»

1. Сколько месяцев у времени года- осени.

2. Перечислите осенние месяцы по порядку.

3. Назовите приметы сентября.

4. Назовите приметы октября.

5. Назовите приметы ноября.

Воспитатель:

-Ребята, давайте вспомним про это время года стихотворение

И. Михайлова «Как обидно»:

Дыхательная гимнастика

«Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья.

Красный, желтый, золотой,

Как хорош ты, лист резной!

А ветер щеки толстые надул, надул, надул,

(Дети надувают вдыхают и надувают щёки)

И на деревья пестрые подул, подул, подул.

(Выдыхают и дуют сначала сильно, потом медленно)

Красный, желтый, золотой.

Облетел весь лес цветной!

Как обидно как обидно.

Листьев нет, лишь ветки видно.

Воспитатель:

-Ребята, давайте соберём красивый букет из листьев!

Дети собирают листья по ковру в букет.

Воспитатель:

-Молодцы, садитесь на ковер.

-Мы с вами собрали много листочков. Они такие красивые и разные. Давайте отгадаем с каких деревьев они упали.

-Я буду показывать лист, а вы называть с какого дерева он упал.

-С какого дерева этот лист? (с березы)

- Значит он какой? (березовый)

-С какого дерева этот лист? (с дуба)

- Значит он какой? (дубовый)

-С какого дерева этот лист? (с клена)

- Значит он какой? (кленовый)

-С какого дерева этот лист? (рябины)

- Значит он какой? (рябиновый)

-С какого дерева этот лист? (с осины)

- Значит он какой? (осиновый)

Воспитатель:

-Молодцы!

Физминутка

С неба падают снежинки, (потягиваются)

Как на сказочной картинке. (фонарики)

Будем их ловить руками. (хватательные движения)

А потом покажем маме. (вытянули руки перед собой)

А вокруг лежат сугробы, (руки в стороны)

Снегом замело дороги (руки вверх, покачивают руками)

Не завязнуть в поле чтобы, (покачивают головой)

Выше поднимаем ноги (шаг на месте высоко поднимая ноги)

Вон лисица в поле скачет, (ладошку приложили ко лбу)

Словно рыжий, мягкий мячик (прыжки на месте)

Ну а мы идём идём (ходьба на месте)

И к себе домлой придём (проходят и садятся на стульчики)

Воспитатель: Задание № 3.

«Отгадай загадку. Составь схему слова-отгадки».

«Солнцу тёплому не верьте-

Впереди метели.

В золотистой круговерти

Листья полетели.

Это я пришла с дождями,

Листопадом и ветрами».

(осень)

«Льётся он косой стеной

И стучит по нашим окнам.

Сам косой и проливной,

А в саду беседки мокнут.

Лист осенний долго кружит,

Чтоб потом спуститься в лужу».

(дождь)

«Осенью он часто нужен,

Если лупит дождь по лужам.

Если небо в чёрных тучах,

Он для нас помощник лучший,

Над собой его раскрой,

И навес себе устрой».

(зонтик)

Гимнастика для глаз «Осенний лес»

Вот стоит осенний лес!

В нём много сказочных чудес

(Выполняют круговые движения глазами)

Слева – сосны, справа – дуб

Дятел сверху, тук да тук.

Глазки ты закрой – открой

И скорей беги домой!

(Выполняют движения глазами ввёрх – вниз)

Воспитатель:

-Мы справились, ребята!

Задание № 4.

Воспитатель: «Напиши схему предложения».

Воспитатель. На ваших столах есть чистые листочки и простые карандаши. На этих листочках вы должны записать схемы предложений.

Наступила осень.

Часто идут дожди.

1___.

2___ ___.

Воспитатель просит гостей проверить будущих учеников.

Воспитатель:

-Мы справились, ребята!

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять (соединить вместе руки)

Будем листья собирать (перебирая пальчиками обеих рук).

Листья березы (соединяем мизинцы, безымянные, средние, указательные и большие пальчики)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем (руки сжать в замок)

Маме осенний букет отнесем (вытягиваем руки).

И наше последнее задание!

Воспитатель: Задание № 5.

 «Расскажи, за что ты любишь осень».

Составление описательного рассказа об осени.

Отвечают на поставленные вопросы.

Выполнение дыхательной гимнастики.

Отвечают на вопросы.

Выполняют движения за воспитателем.

Дети отгадывают загадки и составляют схемы слов-отгадок. 

Выполняют задание следуя указаниям воспитателя. Объективно оценивают свои работы.

Выполнение гимнастики для глаз.

Выполняют задание следуя указаниям воспитателя. Объективно оценивают свои работы.

Дети на листах составляют схему предложения.

Выполнение пальчиковой гимнастики.

Ответы детей на поставленный вопрос.

Заключительная часть

Цель: подведение итогов.

Задачи: учить детей делать самоанализ проделанной работы.

Дети отвечают на вопросы воспитателя.

Воспитатель: Вот молодцы!

- Скажите, вам понравились задания от Мудрой Совы?

- Какое задание было, по-вашему, самым лёгким?

- А какое самым трудным?

- Ребята, в корзине у Мудрой Совы лежат смайлики, но они разные.

Они отличаются настроением (весёлые, задумчивые, грустные). Если вам сегодня было легко при выполнении заданий, то берите весёлый смайлик, возникли затруднения, то задумчивого, а если всё было трудно, то грустного.

Самоанализ детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Путешествие за солнечными лучиками».

-Закрепить  представления о весне и ее приметах;-уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Весна», «Птицы», «Дикие животные»;-совершенствовать навыки составления описательного рассказ...

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе

Обобщение знаний детей по обучению грамоте и развитию речи....

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе: “Волшебный сундучок Деда Грамотея»

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе:“Волшебный сундучокДеда Грамотея»Подготовила: воспитатель подготовительной группы «Муравьишки...