Подготовка детей к обучению грамоте "Определение количества слогов в словах. Нахождение определенного звука в словах стихотворного текста и выделение голосом определенного звука."
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Цель: упражнение детей в определении количества слогов в словах

Задачи:

Образовательные: составлении предложений и их графической записи; закреплять знания о предложении (количество и порядок слов); учить находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, произносить слова, выделяя голосом нужный звук;

внимательно слушать и понимать на слух текст рассказа, отвечать на вопросы по содержанию текста.

Развивающие:  развивать глазомер и мелкую моторику.

Воспитательные: воспитывать умение слушать педагога и сверстников; воспитывать бережное к канцелярским предметам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_detey_k_obucheniyu_gramote.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

        Технологическая карта ООД № 12  в старшей группе.

Образовательная область: Подготовка детей к обучению грамоте

Тема: Определение количества слогов в словах. Нахождение определенного звука

в словах стихотворного текста и выделение голосом определенного звука. Работа с литературным текстом. Составление предложений

Цель: упражнение детей в определении количества слогов в словах

Задачи:

Образовательные: составлении предложений и их графической записи; закреплять знания о предложении (количество и порядок слов); учить находить звук, чаще всего встречающийся в стихотворении, произносить слова, выделяя голосом нужный звук;

внимательно слушать и понимать на слух текст рассказа, отвечать на вопросы по содержанию текста.

Развивающие:  развивать глазомер и мелкую моторику.

Воспитательные: воспитывать умение слушать педагога и сверстников; воспитывать бережное к канцелярским предметам.

Материал и оборудование: картина из серии «Наши маленькие друзья»; игрушки; трафареты шубы и шапки (по количеству детей); тетради; карандаши; предметные картинки с объектами, которые делятся на слоги (односложные: сом, сыр; двусложные: коза, чашка; трехсложные: собака, корова и т.д.).

Ход :

Организационный момент.

Психогимнастика

Посмотрите на эти лица.

Детям показываются пиктограммы.

Какие они разные!

Дети называют эмоциональное состояние человека: радостный, огорченный, печальный, сердитый. Мимические упражнения.

Проблемная ситуация.

В: Здравствуйте ребята, посмотрите, какой у нас порядок и всё стоит на своих местах. Сегодня я пришла и увидела, что у нас появилась пирамида, и она вся разбросана по полу, это, наверное, зимний ветерок залетел к нам и решил с ней поиграть, а собрать не сумел, а вы умеете собирать правильно пирамиду? Кто мне поможет её сложить и поставить на место.

В:Посмотрите, основанием пирамидки должно быть самое большое кольцо, потом меньше, меньше и меньше, а верхушка пирамиды самое маленькое колечко. Вот какие молодцы, как хорошо и правильно у вас получилось. А сейчас давайте сложим волшебную пирамидку из слов. В нижний ряд поместим слово, которое состоит из трёх частей, во втором ряду — из двух частей, в третьем ряду — из одной части.

Основная часть.

Выложить на столе пирамиду из картинок на тему Новый год. В нижний ряд поместить картинки, названия которых состоят из трех частей ,во второй — из двух , третий ряд — односложные слова .

В: Посмотрите ребята, какая у нас получилась замечательная пирамида и как хорошо вы все справились. Но что вы можете сказать о словах из которых состоит пирамида? (Это ассоциации с наступающим праздником – Новым годом).

В:Вот какие вы молодцы! Конечно же эти слова связанны с Новым годом. посмотрите за окно, какое время года у нас за окном?

В:Осень поздняя, а скоро у нас наступит праздник, который любят и взрослые и дети – это праздник? (Новый год)

Игровое упражнение (на определение количества слов и их порядок в предложении)

На доске расположены схемы предложений. Дети составляют по

картине предложения; делают анализ предложений с использованием

этих схем.

___ . Гостья.

___ ____ . Скоро праздник.

___ ___ ___ . Мама купила елку.

___ ___ . Она пушистая.

___ ___ ___ ___ . Мы будем наряжать елку.

Игра «Кто что делает?» (с мячом)

Дети стоят в кругу, воспитатель из центра бросает каждому по

очереди мяч и задает вопросы на тему профессий (например, Строители что делают?); дети отвечают (Строят дома.)

Опорные слова: капитан, комбайнер, учитель, врач и т.д.

Физкультминутка:«Кунечики»

Раз — согнуться, разогнуться,

Два — нагнуться, потянуться,

Три — в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять, шесть — тихо сесть.

Работа с текстом (на основе стихотворения А. Усачева «Божья коровка»)

Дети отвечают на вопросы по содержанию текста.

•Что делала Божья коровка за городом?

• Что с ней случилось на прогулке?

• Как повела себя Божья коровка в спичечном коробке?

• О чем тосковала бедняжка?

• Какой поступок говорит о смелости, отважности нашей героини?

• Где оказалась Божья коровка, когда выбралась из спичечного

коробка?

• Остановила эта неудача беглянку?

• Оказалась ли Божья коровка на свободе, когда преодолела (проползла) замочную скважину?

• Как упорное насекомое оказалось на свободе?

• Как изменилась Божья коровка после того, что с ней приключилось?

• Что пугает Божью коровку?

• Что вы посоветуете Божьей коровке? Как успокоите ее?

Практическая работа в тетрадях

Составить и «записать» в тетрадях короткими черточками три

предложения о Божьей коровке, например, Божья коровка весело

гуляла.

___ ___ ___ ___ .

Игровое упражнение «Теплая меховая шуба»

Дети обводят по трафарету силуэты шубы и шапки и имитируют мех, рисуя короткие штрихи, завитки в полученном контуре.

6.Рефлексия. 
В:
 Как хорошо у всех получилось.

В:Вы все очень старались молодцы.

В:Скажите мне, пожалуйста, вам понравились вам наши игры, а что вам больше всего понравилось и запомнилось?

В:Спасибо большое за внимание, вы все молодцы, мне понравилось с вами играть, вы замечательно отвечали, были очень внимательными


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звука [Р] в стихотворных текстах

После постановки звука "Р" наступает этап автоматизации звука в речи ребёнка. К эффективным и интересным приёмам коррекционного воздействия можно отнести заучивание стихотворных текстов...

Автоматизация звука [Р] в стихотворных текстах.

После постановки звука "Р" наступает этап автоматизации  звука в речи ребенка.  К эффективным и интересным приемам коррекционного воздействия можно отнести заучивание стихотворных текст...

Памятка для родителей по подготовке детей к обучению грамоте. Звуко-буквенный анализ слова.

Памятка  предназначена для родителей с целью восполнить пробелы в знаниях фонетического разбора слов (звуках речи русского языка), грамотно выполнять с детьми домашнее задание....

Авторские логопедические стихотворные тексты для автоматизации и дифференциации звуков

Использование стихотворных текстов в процессе автоматизации поставленных звуков речи является важным этапом работы по введению поставленных звуков в речь, а также в последующей дифференциации схожих з...

Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной к школе группы Тема «Звук, слог, слово, предложение»

В конспекте  указаны задания на закрепление знаний о звуке, слоге, слове, предложении....

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания старого пирата. Звук, слог, слово, предложение».

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания старого пирата. Звук, слог, слово, предложение»....