Занятие по подготовке обучению грамоте "Выделение первого звука в слове"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Королева Юлия Павловна

Занятие на развитие фонематического слуха у детей в старшей группе по подготовке к обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskoe_zanyatie.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

   МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад № 40

города ЛИКИНО-ДУЛЁВО

Занятие

на развитие фонематического слуха

у детей 5-6 лет

по подготовке к обучению грамоте

на тему:

     «Выделение первого звука в слове».

Воспитатель:

Королева Ю.П.

                                             Январь 2022г.

     

Образовательная область: Речевое развитие

Занятие: Обучение грамоте

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие»

Цель: учить называть слово с заданным звуком.

Задачи:

Образовательные:

- Закреплять представление детей о слове.

- Закреплять умения интонационно выделять звук в слове, различать на слух твердые и мягкие согласные звуки, определять первый звук в слове.

Развивающие:

- Развивать фонематический слух.

- Развивать память, внимание, речевое дыхание.

Воспитательные:

- Воспитывать познавательный интерес к русскому языку.

-Воспитывать умение внимательно слушать ответы своих товарищей.

- Воспитывать активность на занятии.

Предварительная работа:

Формы работы: Индивидуальная, совместная деятельность воспитателя с детьми.

Методы:

Словесные: вопросы к детям, разминка с «язычком», игра «Скажи, как я», «Назови слово».

Наглядные: изображение Буратино и Мальвины, картинки с изображением предметов с твердыми и мягкими звуками (лимон, пирамидка, лампа, вишня, волк, пароход)

Практические: физкультминутка.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная. Индивидуальная работа: произносить вместе с ребенком слова, заостряя внимание на звуке.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: изображение Буратино и Мальвины, картинки с изображением предметов с твердыми и мягкими звуками (лимон, пирамидка, лампа, вишня, волк, пароход), мяч, фишки.

Раздаточный материал: планшеты «Логико-малыш», карточки с заданиями.

Ход занятия:

I.Вводная часть

Мотивационный момент:

Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришел Буратино. Мальвина задала ему задание определить, где же находятся звуки в словах, и просит вас помочь ему. Ну что поможем? (ответы детей) Но прежде чем мы начнем помогать Буратино, давайте немного разомнем наш язычок, чтобы хорошо можно было выполнять задания, которые дала Мальвина Буратино.

Артикуляционная  гимнастика.

  Проснулся язычок, вокруг  темно и страшно. Стал он выход искать. В одну щечку постучал, в другую, не открывается. В это время ротик зевнул и открылся. Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки его не пропустили, а стали тихонько покусывать. Язычок спрятался за зубки. А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали немного нижнюю губу, а затем верхнюю. Нижняя губа обиделась (оттопырить нижнюю губу). Язычок думает: «Почему зубки такие сердитые?». Решил язычок зубки помыть. Сначала помыл верхние, а потом нижние зубки. Зубкам очень понравилось и они  промолвили: «Ах, какая чистота! Спасибо язычок. Мы больше не станем тебя кусать».

Воспитатель: Все молодцы! Ну а теперь пришла пора помочь Буратино.

II. Основная часть.

  1. Воспитатель: На столе у детей по 5-6 фишек. Ребята, предлагаю вам «собрать» в коробку разные слова. Для этого нужно вспомнить какое-нибудь слово, например - цветок, и положить в коробку фишку. (Дети называют свои слова и кладут их в коробку, с которой воспитатель ходит между рядами. Затем он выбирает наиболее яркие по звучанию ("звонкие" - звонок, зеркало, "тихие" - мышка, шишка, "громкие" - гром, помидор) и предлагает вслушаться в их звучание.

  1. Воспитатель: Игра «Скажи, как я». Вы, ребята, встаёте в круг, а я в середину с мячом. Игра заключается в том, что я буду бросать мяч кому-либо из вас, называя слово с интонационным выделением любого из согласных звуков (ррука, саммолёт, трубба, нножик, домм и т. д.) Вы должен повторить слово так, как его произнесла я, перебрасывая мяч обратно.

  1. Воспитатель: (на доске выставляются картинки с изображением лимона, вишни, пирамидки, лампы, волка, парохода) предлагаю вам ребята сказать слово лимон так, чтобы все хорошо услышали первый звук - ллимон. Какой первый звук в слове ллимон?- «ль». Звук Ль - маленький братец, а какой у него большой братец? - «л». Какое слово начинается со звука Л? - Ллампа. (Воспитатель снимает с фланелеграфа картинки с лимоном и лампой). 

     Предлагаю вам послушать, а затем сказать, с каких звуков начинаются слова на картинках. Посмотрите на эту картинку, что нарисовано на ней - пирамида, и скажите это слово так, чтобы был хорошо слышен первый звук. Ребёнок подчёркивает голосом звук «п». (Далее проводится аналогичная работа с другими картинками).

Физкультминутка

Буратино потянулся.

Руки в боки, и нагнулся.

Встал, присел и снова встал.

На носочки встал легонько.

И за стол тихонько сел.

 (дети выполняют движения в соответствии с текстом).

  1. Внимательно рассмотрим карточку. Мы видим  6 изображений на основном поле (они отмечены кружками в цвет фишек). И 6 изображений в правом вертикальном ряду. Между ними нужно найти связь - подобрать пары.

   Выберите одно изображение из основного поля, найдите фишку соответствующего цвета и передвиньте ее к правильному ответу в правом вертикальном ряду карточки. И так далее со всеми изображениями.

  После выполнения  всего задания, переворачиваем карточку  для проверки результата. Цвета фишек на планшете и кружков на карточке должны совпадать.

III. Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, кому мы сегодня помогали? А для чего мы ему помогали?

Воспитатель: Ну что, Буратино теперь ты понял, как различать звуки в начале слова.

Ребята, а сейчас я приглашаю вас поиграть в любимые игры.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке обучению грамоте "Звуки Т, Т\' ".

Конспект занятия в подготовительной к школе группе " Звуки Т, Ть"....

Конспект занятия по обучению детей грамоте «Звук, буква, слово» в подготовительной группе детского сада

На занятие по обучению детей грамоте   учим делить слова на слоги, читать слоги с пройденными буквами.  С помощью игры «Теремок» выясняем, что звуки мы слышим, а буквы – видим. Дальше с...

Конспект занятия по подготовке обучению грамоте в старшей группе на тему " гласные звуки А,У,О,И" с элементом песочной терапии

Конспект занятия по подготовке обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему « Гласные звуки А,У,О,И» с элементом песочной терапии.Цель: закрепить знания детей о гласных зв...

Методическая разработка «Интегрированной занятие по подготовке обучению» грамоте» Тема: «Звуки «П», «Пь» «Б» «Бь».

Методическая разработка  «Интегрированной занятие по подготовке обучению» грамоте»  Тема:   «Звуки «П», «Пь» «Б» «...

Картотека упражнений по подготовке к обучению грамоте «Определи первый звук в словах»

Игровая задача: определить первый звук в словах и правильно обозначить его буквой...

Игры на выделение первого звука в слове и подбор слов на заданный звук

Игры на выделение первого звука в слове и подбор слов на заданный звук...