Знания о предложениях. Звуковой анализ слова.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Дмитренко Елена Борисовна

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nodobuchenie_v_starshey_gruppe.docx25.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Познавательное   развитие»

«Обучение грамоте»

«Знания о предложениях. Звуковой анализ слова» в старшей группе

Цель: закрепить знания о предложениях. Звуковой анализ слова.

Программные задачи:

Образовательные:

  • Закрепить у детей  знания о предложении.
  • Формировать умение составлять предложения. 
  • Закрепить умение делить слова на слоги.

Развивающие:

  • Познакомить детей со схемой звукового состава слова.
  • Развивать умение определять место звука в слове.
  • Развивать  умение делать звуковой анализ слова АУ.

Воспитательные:

  • Воспитывать мелкую моторику и усидчивость.

Материал и оборудование:

Демонстрационный материал: мел, указка, картинка с изображением белки.

Методы и приёмы:

Игровой: организационный момент - чтение стихотворения «Станем рядышком, по кругу», дидактическая игра «Телеграф».

Словесный: чтение стихотворения «Станем рядышком, по кругу», составление предложения о белке, хоровое  произнесение слова АУ. 

Ход НОД.

  1. Вводная часть.

Организационный момент: чтение стихотворения.
Воспитатель: Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем вам скажем «Добрый день!»

                Если каждый улыбнется –

                Утро доброе начнется!

Воспитатель: Все готовы заниматься?

Дети: Будем очень мы стараться!

Воспитатель показывает картинку с изображением белки.

Воспитатель: Кто здесь нарисован?

Дети: Белка.

Воспитатель: Что мы сейчас сказали?

Дети: Слово белка.

 Дети получают задание составить предложения, в которых рассказывалось бы что-нибудь о белке.

 Дети: Белка живет в дупле. У белки пушистый хвост. Белка грызет орешки.  И т. п.

  1. Основная  часть.

Воспитатель предлагает детям поиграть.

Воспитатель: Представьте себе, что вы пошли в лес. Одни зашли за деревья и не видят, где остальные.  Это будут дети первого ряда. Вот они посоветовались между собой и решили позвать своих товарищей, покричать им. Крикните хором:

«Ау!»

Дети первого ряда кричат «Ау!».

Воспитатель:  Еще раз!

Дети кричат.

Воспитатель:  Молодцы! Остальные ребята — второй ряд — услышали друзей и отвечают им так же: «Ау!»

Дети отвечают.

Воспитатель: Еще раз. Тоже молодцы!

Дети отмечают, что слово АУ очень короткое.

Воспитатель: Коротенькое, но какое нужное слово. Многих людей из беды выручило, не дало заблудиться. Интересно, а какие звуки в этом коротком слове, сколько их?

Воспитатель произносит слово, интонационно подчеркивая каждый звук: аауу., Воспитатель: Ребята, вслушайтесь и произнесите так же.

Дети произносят.

Воспитатель: Послушайте и скажите: какой первый звук в слове ау?

Дети: А.

Воспитатель: Посмотрите, я нарисую для этого звука домик.

 Воспитатель рисует на доске квадрат.

Воспитатель затем произносит слово с интонационным выделением второго звука: ауу.

Воспитатель: Какой второй звук в слове?

  Ответы детей.

Воспитатель рисует рядом с первым квадратом второй.

Воспитатель: В слове два звука, и мы нарисовали для них две клеточки. Какой звук живет в первой клеточке?

Дети: Звук «а».

Воспитатель: А второй?

Дети: Звук «у».

Воспитатель:  Первая клеточка — звук «а», вторая клеточка — звук «у». Если я произнесу звуки друг за другом, плавно (ведет указкой под клеточками), то прочитаю слово ау.

Воспитатель: Посмотрите внимательно, как я читаю: веду указкой под первой клеточкой и произношу звук «а», когда перехожу ко второй клеточке, начинаю произносить звук «у»: аауу.

  Воспитатель медленно ведет указкой от первой клеточки ко второй.

Дети вместе с воспитателем хором произносят слово АУ  в соответствии с движением указки под схемой.

 Повторяют 3-4 раза.

Потом 2-3 человека «читают» самостоятельно. Воспитатель следит, чтобы никто из детей «не обгонял» указку и «не отставал» от нее.

   

  1. Заключительная  часть.

Дидактическая игра «Телеграф».

Воспитатель произносит дву- или трехсложные слона (окно, доска, указка, ковер, карандаш и т.д.).

Вызванный ребенок отхлопывает в ладоши количество слогов в названном слове — «передает слово по телеграфу».

 Итог НОД.

Воспитатель: Что новое вы узнали сегодня?

  Ответы детей.

Воспитатель: Какие задания выполняли?

  Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила звукового анализа слова и анализа предложения

Памятка поможет правильно проводить звуковой анализ слова и анализ предложения...

Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.

В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...

Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»

Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»Задачи:закреплять у детей умение произносить слово в соответс...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты»  (схемы для звукового анализа слов)...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги! Предлагаем сегодня поговорить о подготовке детей к обучению грамоте, а именно о проведении звукового анализа слов.Всем известно, что письмен...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

С помощью этого пособия Ваши дети научатся последовательно интонационно выделять звуки в слове, называть и характеризовать гласные и согласные звуки, обозначать их цветными фишками в виде схемы звуков...