Мастер-класс: Методы обучения чтению с помощью нетрадиционных техник и упражнений в работе с детьми ОВЗ.
статья по обучению грамоте (подготовительная группа)

Колос Елена Ивановна

Обучение чтению детей ОВЗ. Упражнения и нетрадиционные техники  для работы с детьмс ОВЗ. Для развития зрительной, слуховой , наглядно -образной памяти. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление на ГМО21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс:

Методы обучения чтению с помощью нетрадиционных техник и упражнений в работе с детьми ОВЗ.

Воспитатель: Колос Е.И.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Чтение, несомненно, играет огромную роль в развитии личности. Чтение – это источник различной информации, знаний, средства нравственного и духовного воспитания.

Сформированный навык чтения - залог не только успешного обучения в школе, но и путь к дальнейшему устройству в жизни. Он является фундаментом всего последующего образования человека.

Формирование у детей навыка чтения является одной из важнейших задач обучения.

Под словосочетанием «навык чтения» понимается совокупность нескольких компонентов: темп, способ, выразительность, правильность, осознанность.

В целом навык чтения складывается из смысловой и технической сторон.

Полноценное владение чтением предполагает освоение ребенком в равной мере и той и другой стороны. Но ведущую роль в этом комплексе играет понимание прочитанного (осознанность), так как цель чтения – извлечь необходимую информацию, понять смысл прочитанного.

Чтение – это сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие несколько анализаторов (зрительный, речедвигательный, речеслуховой)

Модернизация дошкольного образования:

совершенствование системы работы - необходимость поиска

новых подходов к планированию и организации работы с

детьми. Прослеживается тенденции к ухудшению здоровья детей,

большинство детей с ОВЗ, имеет своеобразную задержку

развития, которая проявляется в замедленности мыслительных

операций, неравномерности развития отдельных

познавательных процессов, нарушении координации движений,

низкое развитие мелкой моторики и быстрой утомляемости.

Новая модель выпускника детского сада – изменение

характера и содержания педагогического взаимодействия с

ребенком. Акцент – развитие качеств и социальная адаптация.

Цель:

Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросе использования инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в рамках ФГОС ДО.

Задачи:

Представить личный педагогический опыт педагогам по использованию инновационных технологий в работе с детьми ОВЗ

Показать педагогам эффективные технологии в работе по подготовке к обучению грамоте дошкольников

Сформировать у участников мастер-класса практические навыки по использованию эффективных технологий в работе с детьми в речевом развитии

Создать условия продуктивного педагогического общения


Осознанное чтение, является значимой единицей в развитии личности человека, так как при чтении человек самостоятельно добывает информацию, развивается духовно и нравственно, получает необходимые знания.

Но не все могут с легкостью овладеть этим навыком. Для детей с ОВЗ в силу их физического и психического здоровья возникают трудности различного характера: медленный темп приёма и переработки информации, установления связей между зрительным, слуховым и речевым двигательным центрами, низкий темп протекания мыслительных процессов, слабость самоконтроля.

До обучения чтению необходимо чтобы у ребенка было развито зрительное восприятие, так как без этого ребенку будет трудно соотносить букву с соответствующими звуками.

#1050;онцентрация внимания. Внимание представляет собой определенный психологический процесс, способность человека концентрироваться на необходимом действии. От того, насколько хорошо оно развито, во многом зависит успех ребенка в школе, поэтому очень важно приступить к работе в дошкольном возрасте, создавать условия для того, чтобы непроизвольное внимание переросло в произвольное, волевое умение сосредотачиваться. И лучшее, что могут сделать родители, – развивать умение концентрироваться при помощи игры.

#1057;луховая память – один из видов образной памяти, благодаря которой мы запечатлеваем слуховые образы, сохраняем их и воспроизводим.

В дошкольном возрасте у малышей преобладает непроизвольная память, при которой запоминается «само по себе», без участия воли и сознания, всё яркое, эмоциональное, интересное, необычное. Произвольную же память придётся развивать, и без приложения определённых усилий этого не добиться.

3.Зрительная память. Память – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей ребёнка. По результатам исследования установлено, что у большинства людей зрительная память является ведущим видом запоминания. Хорошо развитая зрительная память – удивительный инструмент, который помогает крохе освоить письмо, чтение и научить лучше ориентироваться в пространстве.

#1053;аглядно-образное мышление. Образное мышление считается основополагающим, и даже можно сказать, что оно является главным среди остальных типов мышления у детей дошкольного возраста. Именно от образного мышления будет зависеть уровень подготовленности ребенка к поступлению в первый класс, освоение им школьной программы. Для того, чтобы малыш умел проявлять фантазию и смекалку, необходимо как можно больше с ним заниматься.

#1052;немотехники. В основе мнемотехники лежит принцип визуализации абстрактных объектов, которые заменяются конкретными понятиями или образными определениями. Для легкого и быстрого запоминания необходимой информации нужно ассоциативно связать ее с каким-либо зрительным представлением, звуковым образом или ощущением. Ассоциации ― установление связей с известными образами и явлениями.

#1056;итмичность мышления. Несформированность ритмических процессов у детей приводит к нарушению их моторного и психического развития. И, как правило, к отставанию в развитии речи. В коррекционной работе с данной категорией детей давно используется речевая ритмика и музыкально-ритмические занятия, что, по мнению исследователей, положительным образом сказывается как на формировании произносительных навыков детей, так и на развитии их слухового восприятия.

#1056;азвитие новых межполушарных связей. Человек рождается с огромным количеством активных нейронов, но они не имеют особого смысла если между ними не формируются нейронные цепочки.

Обычно межполушарные связи у детей формируются сами собой — в процессе игры, бытовых занятий, обучения и беседы. Чем больше самостоятельности, разнообразных занятий, новых впечатлений и поддержки взрослого есть у ребенка, тем быстрее идет этот процесс, и детская личность развивается гармонично. Но, к сожалению, так бывает не всегда. Иногда по каким-то причинам нейронные связи могут формироваться хуже, и им нужно немного помочь.

#1048;зучаем буквы. БУКВЫ – это, прежде всего графические знаки. Они являются объектами зрительного восприятия. Перед ребенком встает задача зрительного различения и распознавания этих знаков.

Буквы обозначают определенные, более или менее сложные, звуковые комплексы. Ребенку необходимо запомнить, установить ассоциативные связи между зрительным и слуховым образами.

#1058;аблицы Шульте. Благодаря регулярным занятиям с таблицами Шульте у ребенка улучшается внимание, умение концентрироваться на определенном задании, улучшается память и мышление, развивается периферийное зрение.

Главная задача педагога при обучении чтению– сделать звуковую оболочку слова, не только ощутимой, но и привлекательной, интересной для обучающихся. Когда ученики в игре, научились различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные, ставится следующая задача запомнить букву, которой обозначается на письме данный звук. Для более легкого запоминания начертания букв используются следующие приемы работы: выкладывания буквы из палочек, карандашей; рисование на листе бумаги в воздухе, на спине соседа; штриховка; обводка букв.

Параллельно проводится работа по активизации и обогащению словарного запаса, совершенствованию звукопроизношения, развитию диалогической и монологической речи.

Сейчас актуально обучать чтению с ранних лет. Ребёнку необходимо прийти в школу подготовленным.

Дети, когда учатся читать могут столкнуться с характерными проблемами. Если их вовремя не преодолеть, то это приведет к нарушению чтения.

Для понимания текста ребенок должен знать слова, которые читает.

Сейчас у многих детей недостаточный словарный запас, так как они позже положенного времени начинают говорить; кроме того им мало читают взрослые.

При обучении чтению ребенок может сталкиваться с рядом трудностей:

  • освоение начертаний букв;
  • соотнесение буквы со звуком;
  • ориентирование в тексте
  • восприятие слова целиком;
  • включение периферического зрения;
  • угадывание слов;
  • узнавание смысла слов;

Для детей с ОВЗ, у которых возникают трудности в овладении чтением, можно использовать все вышеперечисленные способы, нетрадиционные техники и упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Нетрадиционная техника рисования в практике работы с детьми дошкольного возраста"

В работе раскрыты основные методы и приемы работы  педагогов с детьми по освоению  различных нетрадиционных техник рисования....

Мастер-­класс для родителей на тему: «Использование смешанных нетрадиционных техник рисования в одной работе»

Цель. Ознакомление родителей  с основами изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.Задачи....

Мастер-класс для педагогов «Танцующие краски» или использование нетрадиционной техники рисования - "Эбру" в работе с дошкольниками.

Здравствуйте дорогие коллеги, рада приветствовать вас на нашем семинаре.Меня зовут Смирнова Елена Николаевна, в детском саду  я работаю не так давно, но мне направиться узнавать что то новое и ин...

Мастер-класс в средней группе «Рисуем ракету» в нетрадиционной технике при помощи поролоновой губки.

Рисование губкой для детей — оригинальная и увлекательная техника, способствующая развитию воображения и улучшению моторики пальцев, положительно влияющая на психоэмоциональное состояние. Необыч...

Родительское собрание «Мастер-класс для родителей на тему: «Удивительное рисование. Нетрадиционные техники рисования с детьми младшего возраста»

Цель мастер-класса: повысить мотивацию родителей дошкольников к использованию нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей, познакомить родите...

Мастер- класс на тему: «Использование нетрадиционной техники пейп –арт в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

Мастер- класс на тему: «Использование нетрадиционной техники пейп –арт в работе с детьми старшего дошкольного возраста»Цель: создание педагогических условий для обучения детей и взро...