КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ на тему: «Методы и приёмы работы воспитателя по обучению детей грамоте в детском саду»
консультация по обучению грамоте
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
на тему: «Методы и приёмы работы воспитателя по обучению детей грамоте в детском саду»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 149.93 КБ |
![]() | 25.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Знакомство с гласными звуками
Знакомство с буквами
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ромашка»
Консультация для воспитателей
на тему: «Этапы и приёмы работы с детьми по обучению грамоте».
Р.Ф. Ахмадуллина
учитель-логопед
г.Советский, 2023г.
Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.
Мы считаем, что обучение грамоте детей дошкольного возраста необходимо, потому что:
- требования начальной школы стали выше, и многие родители искренне заинтересованы в обучении детей чтению;
- появилось много трудностей в обучении детей письму и чтению в школе;
- не все дети справляются с темпом, предложенным школьной программой;
- физиологическая и психологическая готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не заканчивается в первом классе.
Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:
- Сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
- Полная сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове: Знакомство детей с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения.
Работу по обучению грамоте целесообразно проводить в несколько этапов.
I этап. Подготовительный этап.
Предлагаем начать работу со знакомства с неречевыми звуками. Этим мы формируем тональное звукоразличение, или другими словами шумовое восприятие. На этом этапе даётся понятие "звук".
- сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);
- затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен);
- узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек:)
Предлагаемые игры: "Узнай, что звучит?", "Где звучит колокольчик?", "Покажи картинку", "Громко - тихо", "Кто сказал?":
Знакомство с гласными звуками.
Предлагаемые игры:
- "Немые звуки": логопед показывает артикуляцию звука, дети называют его, и наоборот.
- "Фотография звука": логопед произносит звук, дети показывают карточку-символ и наоборот;
- "Разложи картинки": подарим кукле Оле картинки, название которых начинается на звук [о], а Ирине - на звук [и].
Предлагаем следующий порядок работы над гласными звуками, используя символ или букву:
- Выделение данного звука среди других звуков а, у, и, а, а, о (с показом артикуляции, позднее без показа);
- Выделение данного звука из ряда слогов (ом, ум, ам, ан, ас);
- Выделение данного звука среди слов (обруч, астра, аист, Аня, ирис);
- Выделение слов из текста на заданный звук. (Аня с Аликом гуляли в саду астры собирали).
На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове:
1. В начале обучения детям можно предложить фигурки животных, где голова животного указывает на начало, туловище - на середину, а хвост - на конец слова.
Дети ставят символ опознаваемого звука в нужный квадратик.
2. Аналогичная работа проводится со звуковыми линейками.
II этап. Знакомство с согласными звуками.
Рекомендуем начинать со звуков [м], [н], потому что:
- Артикуляция очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие.
- Именно эти звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового чтения.
При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать.
Подробнее остановимся на знакомстве со звуком [м].
Чтобы определить звонкость и глухость согласного, используем прием с горлышком - если горлышко "гудит", значит, звук звонкий, если нет - глухой. В данном случае звук звонкий. Используем символ звонка. Можно применить другой прием - во время произнесения звука плотно прижать ладошки к ушам.
Используем символ звонка. Можно применить другой прием - во время произнесения звука плотно прижать ладошки к ушам.
Чтобы определить твердость и мягкость, предложите детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, артикуляция напрягается. Для характеристики согласных звуков используются символы. Орех - твердый, облачко - мягкий, колокольчик - звонкий звук, перечеркнутый колокольчик - глухой.
Большая работа проводится по дифференциации звуков по акустическим (Т-Д, Г-К, Б-П) и артикуляторным (С-Ш, Т-К, З-Ж) признакам. Звуки сравниваются после знакомства и усвоения смешиваемых звуков. Каждый звук подробно характеризуется, затем эти характеристики сравниваются. Дети под руководством педагога выясняют, чем они похожи и различаются.
Далее проводится работа по делению слов на части (слоги), дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание:
Мы используем игры, в соответствии с лексической темой, например, при изучении темы "Овощи" мы делим на слоги слова: лук, капуста, кабачок, перец:
И в соответствии с этим применяем следующие дидактические пособия:
- паровозики: количество вагонов соответствует количеству слогов;
- гаражи: цифра на гараже, соответствует количеству слогов в названиях машин;
- домино: количество точек соответствует количеству слогов и т.д.
III этап. Знакомство с буквами.
На этом этапе начинаем знакомить детей с буквами. В своей работе мы букву произносим как звук. Говорим, что буква читается. Помогаем её запомнить через ассоциации ребёнка. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа. Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба, я - яблоко).
Рассматриваются элементы, их количество. Можно предложить стишок для запоминания образа буквы.
Например, при знакомстве с буквой С, мы заучиваем стишок:
Села мышка в уголок,
Съела сыра кусок.
Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов. Важен эмоциональный настрой!
- Написать букву в воздухе, на столе;
- Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
- Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
- Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок,
- фасоли и другие мелкие предметы;
- Вырывать из бумаги образ буквы;
- Получить в подарок букву;
- Угостить фигурным печеньем в виде буквы;
- Вылепить из пластилина, теста;
- Написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:
- Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
При знакомстве с согласными ведётся работа по звуковому анализу слов. Рекомендуем начинать:
- с обратных слогов, имеющих значение (ум, он, ам, ан:);
- прямые слоги, также имеющие значение (му, на, но:);
- односложные слова без стечения согласных (дом, дым, кот:);
- двусложные слова с прямыми открытыми словами (кино, вата, духи:);
- односложные со стечением согласных (стол, крот, мост..);
- двусложные со стечением (скала:);
- трёхсложные с прямыми открытыми слогами (малина:).
Например, рассмотрим звуковой анализ слова . Символ слова - это полоска, слоги - короткие полоски. Далее выполняем звуковой анализ каждого слога. Обозначим каждый звук соответствующей буквой. Существует много приемов работы со схемой слова:
- назвать количество звуков в слове;
- назвать звуки по-порядку;
- сколько в слове гласных звуков в слове? Назовите их по-порядку;
- сколько согласных;
- назвать первый звук, последний, третий:
После подробного звукового анализа слова обозначим каждый звук соответствующей буквой. Слово прочитывается, записывается в тетради, выкладывается в кассе букв. С этим словом можно составить предложение, словосочетания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/02/picture-156349-1354458019.jpg)
Консультация для родителей «Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях»
Консультация для родителей «Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях»Игра - одно из самых ярких и светлых воспоминаний детства, ведущая деятельн...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/17/picture-374162-1416238079.jpg)
Обучение детей грамоте в детском саду.
Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. При обучении, как письму, та...
Консультация для родителей «Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях»
Консультация для родителей«Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/26/picture-1107963-1548495291.jpg)
Консультация для родителей «Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях
Игровой материал для родителей по подготовке детей к обучению детей грамоте...
Доклад на тему:"Использование игровых методов и приёмов при обучении детей грамоте"
Трёхступенчатая мотивация игры: "хочу!"-"надо!"-"могу!"...
Консультация для родителей «Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях»
Консультация для родителей«Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях»...
Консультация для родителей «Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях»
Консультация для родителей "Использование игровых методов и приёмов в обучении детей грамоте в домашних условиях"...