Методика Пчелинцевой Юлии по обучению чтению дошкольников.
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа)

Черноморченко Елена Николаевна

Автор данной методики Юлия Александровна Пчелинцева разработала свои пособия, свой алфавит, свою последовательность обучения чтению. Эта методика рассчитана на детей дошкольного возраста, без фонематических отклонений. Но я решила попробовать использовать её в своей работе. И сегодня вкратце хочу рассказать о ней.

Содержание программы позволяет в игровой форме усвоить такие понятия, как звук, слог, слово, образ и научиться одному из фундаментальных навыков в обучении – чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на тему:

 «Использование методики Юлии Пчелинцевой для обучения детей чтению».

Подготовила и провела

 Черноморченко Е.Н.

Автор данной методики Юлия Александровна Пчелинцева разработала свои пособия, свой алфавит, свою последовательность обучения чтению. Эта методика рассчитана на детей дошкольного возраста, без фонематических отклонений. Но я решила попробовать использовать её в своей работе. И сегодня вкратце хочу рассказать о ней.

Содержание программы позволяет в игровой форме усвоить такие понятия, как звук, слог, слово, образ и научиться одному из фундаментальных навыков в обучении – чтению.

Залогом правильного обучения является развитие фонематического восприятия ребенка. В занятия включены задания с неречевыми звуками, анализом и синтезом, игры на развитие фонематического слуха. Изучение звука базируется на запоминании образа буквы русского алфавита, акцент делается именно на звуках, понятие буквы даем тогда, когда ученики будут владеть умением сливать звуки в слоги и прочитывать слова целиком. Для запоминания используются фантастические сюжеты, яркие игрушки, выдерживается общая сюжетная линия (морская тема). Дети идут не заниматься, а плавать и играть в волшебные словолодочки. Используется определенная последовательность изучения звуков: один гласный (начало с АОУЫЭ) плюс три согласных. Это позволяет уже после нескольких занятий работать над процессом слияния звуков в слоги и ускоряет для ребенка процесс отработки навыка чтения. Программа позволяет достичь двух следующих результатов: обучение правильному чтению (чтению с пониманием прочитанного) и поддержанию интереса и любви к этому навыку за счет легкости и высокой наглядности обучающего материала. Программный материал систематизирован и изучается в определенной последовательности: звуки, слоги, слова, смысл. Переходы через один из этапов в программе не допускаются, что позволяет избежать в дальнейшем серьезных ошибок в чтении: побуквенного чтения, слогового чтения, чтения без понимания смысла, прочитывание по два и более раза.

Особенности подготовки ребенка к обучению чтению

Выделим 4 этапа процесса обучения чтения по методике «Словолодочки». Звуки. Слоги. Слова. Смысл. Прежде чем приступить к изучению звуков, нужно проверить, готов ли ребёнок к обучению.

Этап 1 – это интерес ребенка. Листает книжки с увлечением? Просит почитать ему сказки? Сам выбирает книжки? Интересуется буквами и пробует писать сам? А может просит научить его писать свое имя? Все это сигнализирует – готов.

Этап 2 – отсутствие возможных нарушений развития, способных помешать формированию навыка, отсутствие проблем речевого спектра (консультация логопеда обязательна).

Этап 3 — это хорошая ориентация в пространстве, ребёнок должен знать где право, где лево, где верх, где низ. Чтение осуществляется слева направо и сверху вниз, и обучение проводится точно также. Алфавит будет читаться слева направо и сверху вниз, также, как и по слогам будет петься слоговая таблица.

Этап 4 — это фонематический слух. Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, с помощью которого можно различать и узнавать фонемы, составляющие звуковую оболочку слова. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, можно получить совершенно иное слово: "кот-ком", "фата-вата", "кочка-мочка".

Структура обучающего процесса чтению по методике «Словолодочки»

Этап 1. Изучение звуков с помощью алфавита «Капельки чтения»

В русском алфавите 33 буквы, 31 звук, из них 10 гласных и остальные согласные буквы. Про гласные говорим, что они голосом могут быть показаны, на эти звуки нет препятствия ни языка, ни зубов, ни губ - можем легко потянуть, например, О-О-О. Разделение на гласные и согласные должно быть при обучении обязательно для дальнейшего слияния слогов и прочтения слов. Согласные звуки бывают мягкие и твердые, глухие и звонкие. Есть гласные, придающие мягкость согласному звуку (е, ё, ю, и, я), а еще такие, которые дают совсем другой звук, например, звука Ё нет в русском языке, а иногда буква Ё дает целых два звука –Й и О. Пригодятся ли эти знания для чтения – нет. Но слоговая таблица построена таким образом, что это разделение показано визуально, что позволит ребёнку легче овладеть фонетическим разбором слова. Алфавит используется без опорных картинок, т. к. закрепление образа за каждой буквой мешает началу правильного чтения и оттягивает его. Он представлен в последовательности, в которой он и есть, но гласные буквы выделены красным цветом,

согласные - чёрным цветом. Под каждой буквой стоит капелька. Объем этой капельки указывает на длительность произношения звука и дает возможность отличить гласную от согласной. Одно из упражнений каждого урока первых месяцев обучения – прочитать весь алфавит. Педагог читает и показывает одновременно – дети повторяют: АААА, Б (не БЭ), В, Г, Д, ЕЕЕЕ и так далее.

Чтобы ребенок запомнил образ буквы - ему нужно ее потрогать, и нужно смоделировать эту букву: разукрасить, вырезать, нарисовать красками, слепить из пластилина, на картоне сделать аппликацию из цветной бумаги, или посыпать горохом, бусинками, блестками, фасолью, макаронами, можно писать букву на муке, песке, земле, собирать из спичек, ватных палочек, орешков, изюма, сухариков.

Этап 2. Со слогами работа очень большая и может быть поделена на два направления: работа со слоговой таблицей и работа по слиянию слогов.

Для обучения чтению по данной методике используются только открытые слоги. Это слоги, в которых первый звук согласный, второй гласный, потому что в случае, если ребенку на начальном этапе сложения звуков в слоги давать понятие закрытого слога, то он будет видеть его везде, в том числе там, где не нужно. Например, слово ОЗЕРО он прочтет ОЗ-ЕР-О и смысла прочитанного не усвоит. Гласные буквы также выделены красным, как и в алфавите, а согласные буквы выделены чёрным для того, чтобы ребёнок визуально мог запомнить и легко разделить гласные и согласные. Потому что слог

складывается из согласного звука и гласного. И только в такой последовательности они садятся в лодочку и никак иначе – рассмотрим игровой момент.

Итак, в таблице море, поэтому много-много лодочек (пиратских шлюпок, корабликов и т. д. на фантазию педагога). ММММММ, а рядом ААААААА, начинает песню ММММММ, но он очень короткий и петь не умеет, помогает ему АААААААА, читаем ММММААААА. А потом сразу МО, МУ, МЫ, МЭ. Почему гласные отдельно? И без лодочки? Потому, что они задают темп чтения и повторяются с каждым согласным.

Второй вариант игры: придумываем легенду: буква О это у нас, например, мешок с подарками от Деда Мороза. Мешков очень много и подарков тоже очень много. Мешки все круглые - как буква О. Задача - помочь Деду Морозу собрать эти все мешки, чтобы все зверюшки в лесу остались с подарками. Одновременно с прочитыванием слога – указывать на него. Цель - закрепить визуальное со звуковым его сопровождением. То есть, когда говорим лу - показываем лу и т. д. Работа второго направления – по слиянию слогов следующая: педагог называет ребенку только первый согласный звук (если он сам затрудняется) и напоминает, что второй звук сегодня А (например, но каждый урок – новая гласная). Получается  педагог говорит ЛЛЛЛ, ребенок подхватывает и говорит ЛЛЛЛАААА, вот и получился слог, затем педагог говорит ММММ, он ММММАААА и процесс запущен.

С каких букв лучше начать складывать слоги – с тех, которые можно потянуть: это- м, р, с, л, н, ж, ш, в. Эти звуки необходимы только на начальном этапе запуска механизма чтения – чтобы исключить ненужное Б А, БА. Если ребенок будет сливать звуки таким образом, то будет прогрессировать побуквенное чтение, а избавиться от него трудно, легче его не допустить.

Чтобы игра в слоги для ребёнка показалась увлекательной и интересной, нужно рисовать. Одно из любимых занятий для ребенка – это рисование. Пример одного из уроков: «Лодки, много и отдельные буквы – наверное был шторм и все пассажиры (буквы) рассыпались, и ты должен рассадить их по местам. Первым в лодке сидит, вспоминаем, согласный звук (капитан), второй – гласный (принцесса). В первую лодку посадим Б и А, прочитаем БА. Как думаешь, кто же плывет в этой лодке? БААААА – баран, верно! Кто плывет на следующей лодке? КО, КОООО, корова? Здорово! Куда они плывут МЫ – МЫЛО – за мылом?» И так далее.

Этап 3. Комплексность подхода — это принципиальное отличие методики «Словолодочки» от других. Детки учат капельки, лодочки, а потом просто их соединяют в слово. Ценность карточек-словолодочек в следующем: слово не разбито на слоги (ни вертикальными чертами, ни горизонтальными), ребенок видит слово ЦЕЛИКОМ. И это очень важно. Важно для понимания прочитанного, важно для скорости чтения. Если ребенок учится читать по книжкам, в которых слоги разбиты, ему будет крайне сложно перейти на чтение словами. Ведь, всё, что от него требуется – это назвать отдельные слоги. Кроме того, формат изображения – карточка – очень подходит для правильного дозирования количества слов. Например, сегодня ребенок прочитал 5 словолодочек, завтра 7, послезавтра 9 и т. д.

Этап 4. Это чтение не слогами, не словами, не предложениями, а образами. Для этого необходима образная память. Именно она нужна для понимания прочитанного с первого раза. Педагог должен дать понять, что каждое слово – это определенный образ. Например, колобок. У кого-то он желтый, у кого-то с розовыми бочками, у кого-то с глазами, в травинках. Или король – у каждого свой (старый, молодой, стоит, сидит, с короной, в мантии и т. д.) Прежде, чем даем ребёнку очередную карточку – нужно заинтриговать ребенка максимально. Например, «сейчас ты прочитаешь о том, о чем я мечтаю уже пять дней (море), а теперь самое мое нелюбимое блюдо (каша), а теперь животное, которое мы видели вчера на прогулке (собака), а это что-то волшебное, что помогает маленькой мышке найти дорогу к сыру (карта)» и т. д. Чем ярче и неординарнее будет представление того или иного слова, тем больше будет интереса у ребенка к осознанному прочтению.

На каждом уроке в данной программе включены упражнения по мнемотехнике «цепочка ассоциаций». Цель – построить цепочку из слов. Например, слон – подушка, подушка – луна, луна – компот, компот – чеснок, чеснок – носорог и т. д. Есть ряд правил:

1) Ярко представлять оба образа;

2) Связать два образа в один;

3) Помнить, что в связке только два слова (как кольца цепочки);

4) Сделать образ необычным и сказочным.

 Неотъемлемой частью занятия является чтение педагогом ребенку. Но чтение с обязательными последующими вопросами:

1. Автор

2. Название

3. Главный герой

4. Положительные качества героя

5. Почему добро победило зло? Или чему учит нас автор в этом произведении?

6. Какого цвета было ……

7. Сколько времени было, когда, или понадобилось, чтобы ….

8. В какое время?

9. В каком месте?

10. В чём одет ….

Чем конкретнее вопросы – тем старательнее будет ребёнок запоминать следующий рассказ. Он будет стараться запомнить и представить рассказ, чем и будет тренировать свою образную память, которая поможет ему читать быстро и понимать прочитанное с первого прочтения.

В заключении хочется отметить ценность представленной методики с нескольких позиций:

- с позиции детей – яркие, красочные материалы и понятные образы (лодочка, капелька), отражающие суть предмета изучения;

- с позиции педагога – разделение процесса обучения на этапы позволяет присоединиться к обучению в любое время, в зависимости от умений учащегося;

 

СТРУКТУРА КАЖДОГО УРОКА по СЛОВОЛОДОЧКАМ❗🛶
⭐Повтор предыдущего урока обучения
⭐Алфавит «Капельки чтения» 💧
⭐Изучаем и читаем новую букву 📚
⭐Попевка «лодочек» (слоговая таблица) 🎶
⭐Упражнения на развитие фонематического слуха 👂🏻
⭐Задачи на интеллект, логику, внимание 👨‍🎓👩‍🎓
⭐Читаем «Словолодочки»


 

Методика обучения чтению «Словолодочки»»

Чтобы ребенок запомнил образ буквы - ему нужно ее потрогать, и нужно смоделировать эту букву: разукрасить, вырезать, нарисовать красками, слепить из пластилина, на картоне сделать…

На каждом уроке в данной программе включены упражнения по мнемотехнике «цепочка ассоциаций»

Онлайн НПК и вебинары для учителей

Онлайн вебинары и НПК для учителей

Бесплатный просмотр. Свидетельства участникам
для аттестации за минуту.

Открыть в новом окне

https://avatars.mds.yandex.net/get-direct/4357491/R6eHDp3kOuyM1V3KUXnolg/x450

https://favicon.yandex.net/favicon/bb.neirotoys.com?size=32&stub=2

bb.neirotoys.com

РЕКЛАМА

Нейроигрушки для детей которые рекомендуют психологи

Полезные игрушки повышающие пластичность мозга. Развивают концентрацию и мышление

|Балансборды

|Межполушарные лабиринты

|Новогодние подарки

Узнать больше

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.

Скачать материал

Вверх


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сущность подготовительного периода обучения чтению дошкольников с нарушением слуха.

В статье  раскрыты  психологические аспекты  процесса чтения. Рассматриваются два этапа обучения чтению дошкольников с нарушением слуха: первый...

Использование "глобального чтения" как средства обучения чтению дошкольников с речевыми нарушениями.

Статья посвящена проблемам обучения чтению детей с речевыми нарушениями. Автор раскрывает  проблемы, возникающие при традиционном методе обучения чтению и предлагает использование альтернати...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ», КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ», КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ....

Обучение чтению дошкольников по методике Н.А.Зайцева

Данный материал может быть интересен и полезен педагогам дополнительного образования, воспитателям ДОУ, родителям, желающим обучить чтению детей дошкольного возраста по методике Н.А.Зайцева....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ», КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ», КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ....

Использование «глобального чтения», как средства обучения чтению дошкольников с речевыми нарушениями

Использование «глобального чтения», как средства обучения чтению дошкольников с речевыми нарушениямиВ современном мире умение читать необходимо человеку не только для обеспечения процесса ...

Методика обучения чтению дошкольников

Представлена поэтапная методика обучения чтению старших дошкольников. Включены игры и упражнения, позволяющие облегчить процесс формирования навыка чтения....