Обучение грамоте "Звуковой анализ слова"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Перелыгина Валентина Сергеевна

Цель: формировать у детей представление о твердых и мягких согласных звуках; об их соответствии друг-другу.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте

«Звуковой анализ слова. Твердые и мягкие согласные»

Программное содержание:

- формировать у детей представление о твердых и мягких согласных звуках; об их соответствии друг-другу;

- учить детей дифференцировать твердые и мягкие согласные;

- упражнять в составлении схемы  слова с мягкими согласными;

- совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, определять гласные- согласные звуки (мягкие – твердые), место звука в слове, делить слова на слоги, определять количество слогов, составлять слова из звуков;

- развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мышление, внимание, память.

- развивать умение отвечать на вопрос полным ответом;

- активизировать словарный запас детей: звук, слог и слово;

- воспитывать у детей чувство товарищества, умение быть активным и самостоятельным

Материал: указка, звуковые схемы слов, фишки: красные, синие, зеленые. Схемы предметных картинок.

Ход занятия.

  • Придумано кем-то просто и     мудро При встрече здороваться

  • Доброе утро!

  • Доброе утро! Солнцу и птицам

  • Доброе утро! Улыбчивым лицам

  • каждый становится добрым, доверчивым

Доброе утро длится до вечера».

-Ребята давайте посмотрим, друг на друга, на гостей, и улыбнёмся. Пусть наши улыбки будут с нами на протяжении всего занятия. Настроение у нас хорошее, мы готовы начать занятие.

  • Напомните, что мы изучаем на занятии по обучению грамоте? (мы изучаем звуки и умение их выделять в слове).

  • Давайте вспомним, из чего состоит наша речь. (Наша речь состоит из предложений).

  • Из чего состоят предложения? (из слов)

  • А слова? (из звуков, букв).

-Чем отличаются звуки и буквы? (звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем).

  • Какие бывают звуки? (звуки бывают гласные и согласные).

  • Как произносятся гласные звуки? (поются, не встречают преград при произношении, образуют слог).

  • Как произносятся согласные звуки? (не поются, встречают преграду при произношении, не образуют слог).

«Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребёнка

Но не желают свистеть и ворчать».

«А согласные согласны

Шелестеть, шептать, шипеть,

Но не хочется им петь».

- А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Поймай слово».

Платок, шаль, носки, кофта, шуба, плащ, шапка.

Игра «Шаг вперед»

Творог, сметана, сахар крупа, батон, яйцо, кефир, салат, соус, ряженка, молоко, сыр.

Игра «Найди свой домик». Деление слов  на слоги.

Физминутка 

Буквой Л расставим ноги.

Словно в пляске руки в боки.

Наклонились влево - вправо,

Влево - вправо.

Получается на славу.

Влево - вправо,

Влево - вправо.

Звуковой анализ слов БАНКА и БАНЬКА, выкладывание схемы слова цветными фишками.

- Составим схему слова БАНКА. Что обозначает это слово? (Выполняется полный разбор слова с определением количества звуков и слогов,  количества и позиции гласных звуков, количества и позиции согласных звуков, с определением ударного слога, с называнием звонких согласных)

- Составим схему слова БАНЬКА

Карандаш:

- А можно я составлю схему слова БАНЬКА? Она у меня уже готова, посмотрите. (Дети сравнивают и замечают несоответствие)  

- Стоп, Карандаш! Что-то здесь не так! Слова-то разные, а схемы получились одинаковые. Давайте сравним каждый звук в этих похожих словах: Б-Б, А-А, Н-НЬ, К-К, А-А. Вот где ошибка!

В слове БАНКА третий звук Н, а в слове БАНЬКА – НЬ. Звук НЬ произносится мягко, его надо обозначить на схеме по-другому, чтобы было видно, что это разные слова. Давайте заменим синюю фишку, которая обозначает твердый звук на зеленую. ЗЕЛЕНОЙ ФИШКОЙ МЫ БУДЕМ ОБОЗНАЧАТЬ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ, КОТОРЫЕ ПРОИЗНОСЯТСЯ МЯГКО.

 

 Формирование представлений о твердых и мягких согласных.

- Послушайте, я расскажу вам о твердых и мягких согласных звуках.

Все согласные звуки в русском языке  делятся на твердые и мягкие. Большинство твердых и мягких согласных звуков образуют пары: Б-БЬ, В-ВЬ, М-МЬ. Слышите, как отличается их произношение. Когда мы произносим мягкие звуки, спинка нашего  языка поднимается вверх, к небу. А еще сужается проход для воздушной струи. Поэтому мягкие звуки звучат более мягко, нежно, нерезко.

Не у всех твердых звуков есть мягкие пары. Бывают звуки-одиночки. Согласные Ж, Ш, Ц всегда твердые, а согласные Ч, Щ, Й – могут быть только мягкими.

 Различение на слух  твердых и мягких согласных

- Слушайте звуки, если услышите мягкий звук, поднимите вверх зеленый сигнал.

Ш, З, ЗЬ, НЬ, Р, К, ЛЬ, СЬ, С, ПЬ, П, Л, РЬ, Ч, Щ, ДЬ, Й

Звуковой анализ слов ЛИМОН, выкладывание схемы слова цветными кружками.

- Как всегда, загадка поможет вам назвать слово, с которым мы сегодня будем работать.

Ярко-желтый, ароматный,

Кислый, но на вкус приятный.

Как хорош с чаем он.

Называется … (лимон).

- Скажите слово ЛИМОН так, чтобы мы услышали первый звук.

- Звук [л’] произносится твердо или мягко? (Мягко.)

- Положите кружок, который обозначает мягкий согласный звук.

- Положите кружки, обозначающие следующие звуки. (Перечисляют.)

- Сколько всего звуков в слове ЛИМОН? (Пять звуков.) Прочитайте слово.

- Назовите согласные звуки в этом слове и покажите их на схеме. (ЛЬ, М, Н)

- Сколько в слове гласных? (Два гласных звука.) На каких местах в слове они стоят?

Назовите гласные. (И, О)

- Какой слог ударный? (Слог МОН.) Поставьте знак ударения. Какой по счету в слове

ударный слог? (Второй.)

- Уберите со схемы кружки в следующем порядке:

а) первый гласный; в) второй согласный;

б) второй гласный; г) третий согласный.

- Какой звук остался стоять на схеме? Расскажите все, что знаете об этом звуке. (Звук [л’] – согласный, звонкий, мягкий, стоит в начале слова.)

Дидактическая игра «Будь внимательным»

Слова: УГОЛ-УГОЛЬ, ГАЛКА-ГАЛЬКА, ШЕСТ-ШЕСТЬ, ЛУК-ЛЮК, БАНКА-БАНЬКА, КЛАД-КЛАДЬ, МЕЛ (уточнить значение каждого слова).

Итог  занятия

- Какими кружочками мы обозначаем согласные звуки?
- Если в слове вы услышите звук «мь», то поднимите… (зелёный кружок). Если услышите звук «м», поднимите… (синий кружок)- Миша, Маша, машина, мел, сом, семейка, матрас, пирамидка, мёд, малина, магазин.
- Ребята, я рада за вас, вы выполнили все задания, которые я вам приготовила.
- Какое задание понравилось больше всего?
Какое занятие показалось трудным? Спасибо вам за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение звуковому анализу слов

Как известно, работа со звуками начинается с самых первых занятий еще в детском саду и ведется в течение всех лет обучения языку. Вопросы развития фонематического слуха у детей, а именно формирование ...

Обучение звуковому анализу слов детей старшего дошкольного возраста

Основная цель фонематического анализа - научить ребенка с нарущением речи ориентироваться в звуковой системе русского языка, познакомить с устройством языковой формы, с важнейшими характеристиками зву...

«Обучение звуковому анализу слов»

Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтети­ческим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.При обучении, как письму, та...

Мастер-класс для родителей "Обучение звуковому анализу слова"

У детей с нарушениями речи в силу объективных причин к 6 годам оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому  коррекционная работа по перемещению вниман...

Консультация для воспитателей «Обучение детей анализу слов, образованию существительных с помощью суффиксов»

Специальные задания и упражнения помогают ребенку вслушаться в слово и объяснить его. Умение ориентироваться на звуковое оформление слова позволяет детям легко образовывать существительные по аналогии...

Статья. Обучение звуковому анализу слова

Развитие фонематического слуха, навыка звукового анализа слов является основой успешного обучения дошкольников грамоте. Фонематический слух – очень важное понятие для овладен...

Обучение звуковому анализу слова. Гласный звук.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение диффере...