ПРОЕКТ ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ «СЛОВОЛОДОЧКИ»
проект по обучению грамоте (старшая группа)

Антонова Юлия Геннадьевна

обучение детей чтению в игровой форме,  формирование интереса к чтению и книгам (на основании методики Пчелинцевой Ю.А.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_slovolodochki.docx222.69 КБ

Предварительный просмотр:


Содержание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        

ГЛАВА I.  СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА        ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ         

ГЛАВА II. СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ        

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ       

2.1. Особенности подготовки ребенка к обучению чтению       

2.2 Структура обучающего процесса чтению по методике «Словолодочки»       

2.3 Взаимодействие с родителями в процессе обучения чтению         

ГЛАВА III. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ      

Список литературы        

Проект «Словолодочки»

Возраст детей: 4 - 6 лет (средняя и старшая группа).

Срок реализации: 2 года

Участники проекта: дети, родители, педагоги.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность данной программы обусловлена всё возрастающими требованиями к ученикам начальной школы в вопросах самостоятельного чтения, понимания прочитанного, пересказа прочитанного, выразительного чтения, чтения по ролям и т .д . И несмотря на то, что чтение – является фундаментальным  навыком,  его  отработка  не  входит  в  компетенцию дошкольных учреждений, но и в начальной школе – этому не оказывается должного внимания , поэтому зачастую ребёнок должен прийти в школу уверенно читающим .

Кроме того, насыщенность программы обучения самих учителей и воспитателей  настолько  велика,  что  уделить  внимание  углублению  в именно эту тему просто не представляется возможным . Осведомленность родителей по вопросу обучения своего ребёнка чтению часто не позволяет им научить ребёнка делать это правильно , а наоборот, создает проблемы для дальнейшего обучения в школе .

Цель проекта заключатся в обучении детей чтению в игровой  формирование интереса к чтению и книгам .

Задачи в рамках поставленной цели обучения:

-   подготовка   к   обучению   чтению:   развитие   фонематического восприятия;  развитие  познавательных  способностей  ребёнка,  внимания, памяти, мышления, мелкой моторики; развитие речевых способностей;

- изучение звуков, запоминание слогов, как основной структурной единицы слова;

- чтение слов по словолодочкам и отработка правильной структуры чтения слов;

-  работа  над  пониманием  прочитанного  и  развитие  образного восприятия.

Принципы построения проекта

 -  учет  индивидуальных  особенностей, возможностей и степени готовности к обучению чтению детей

 - создание на уроке атмосферы праздника и волшебства;

- вовлеченность каждого ученика в процесс, наглядность материала .

-    недопустимость    выставления    любых    оценок    работы    и

сравнительных моментов;

- положительная оценка лучшего достижения ребенка за урок;

- проведение занятий с учетом специфики дошкольного возраста;

Формы и режим занятий.

Основной     формой     работы     с     детьми     являются     занятия, продолжительность которых соответствует возрастным нормам детей - 2 раза в неделю по 30 мин.

Всего 64 занятия  в год.

ГЛАВА I .  СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Содержание  проекта      позволяет  в  игровой  форме  усвоить дошкольниками такие понятия, как звук, слог, слово, образ и научиться одному из фундаментальных навыков в обучении – чтения .

Залогом       правильного       обучения       является      развитие фонематического  восприятия  ребенка. В  занятия  включены  задания  с неречевыми    звуками,    анализом    и    синтезом,    игры    на    развитие фонематического слуха.

Изучение  звука  базируется  на  запоминании  образа  буквы русского алфавита, акцент делается именно на звуках, понятие буквы даем в конце учебного года, когда ученики будут владеть умением сливать звуки в слоги и прочитывать слова целиком .

Для запоминания используются фантастические сюжеты, яркие игрушки, выдерживается общая сюжетная линия (морская тема). Дети идут не заниматься, а плавать и играть в волшебные словолодочки .

Используется     определенная     последовательность     изучения звуков:  один  гласный  (начало  с  АОУЫЭ)  плюс  три  согласных .  Это позволяет уже после нескольких занятий работать над процессом слияния звуков в слоги и ускоряет для ребенка процесс отработки навыка чтения .

Содержание проекта  позволяет   достичь   двух   следующих   результатов: обучение  правильному  чтению  (чтению  с  пониманием  прочитанного)  и поддержанию интереса и любви к этому навыку за счет легкости и высокой наглядности обучающего материала .

Программный     материал     систематизирован     и     изучается     в определенной последовательности: звуки, слоги, слова, смысл . Переходы через один из этапов в программе не допускаются, что позволяет избежать в дальнейшем серьезных ошибок в чтении: побуквенного чтения, слогового чтения, чтения без понимания смысла, прочитывание по два и более раза .

ГЛАВА II. СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

2.1. Особенности подготовки ребенка к обучению чтению

Выделим   4   этапа   процесса    обучения   чтения   по    методике «Словолодочки» . Звуки . Слоги . Слова . Смысл . Прежде чем приступить к изучению звуков, нужно проверить , готов ли дошкольник к обучению .

Этап 1 – это интерес ребенка . Листает книжки с увлечением? Просит почитать  ему  сказки?  Сам  выбирает  книжки?  Интересуется  буквами  и пробует писать сам? А может просит научить его писать свое имя? Все это сигнализирует – готов.

Этап  2 – отсутствие возможных нарушений развития,  способных помешать  формированию  навыка,  отсутствие  проблем речевого  спектра (консультация логопеда обязательна).

Этап 3 — это хорошая ориентация в пространстве, ребёнок должен знать где право, где лево , где верх , где низ . Чтение осуществляется слева направо  и  сверху  вниз,  и  обучение  проводится  точно  также .  Алфавит (Приложение 1) будет читаться слева направо и сверху вниз, также , как и по слогам будет петься слоговая таблица (Приложение 2).

Этап 4 — это фонематический слух . Фонематический слух - тонкий систематизированный  слух,  с  помощью  которого  можно  различать  и узнавать          фонемы,          составляющие          звуковую          оболочку слова . Фонематический  слух  является  основой  для  понимания  смысла сказанного .  Ведь,  заменив  даже  один  звук  в  слове,  можно  получить совершенно иное слово: "кот -ком", "фата-вата", "кочка-мочка".

2.2 Структура обучающего процесса чтению по методике «Словолодочки»

Этап 1. Изучение звуков с помощью алфавита «Капельки чтения» (см .  Приложение  1). В русском  алфавите  33 буквы ,  31 звук,  из них  10 гласных  и  остальные  согласные  буквы .  Про  гласные  говорим,  что  они голосом могут быть показаны, на эти звуки нет препятствия ни языка, ни зубов, ни губ - можем легко потянуть, например, О-О-О . Разделение на гласные   и   согласные   должно   быть   при   обучении   обязательно   для дальнейшего слияния слогов и прочтения слов . Согласные звуки бывают мягкие и твердые, глухие и звонкие . Есть гласные, придающие мягкость согласному звуку (е, ё, ю, и, я),  а еще такие, которые дают совсем другой звук, например, звука Ё нет в русском языке, а иногда буква Ё дает целых два звука – Й и О . Пригодятся ли эти знания для чтения – нет . Но слоговая таблица построена таким образом, что это разделение показано визуально, что  позволит  ребёнку  легче  овладеть  фонетическим  разбором  слова  в первом классе .

Алфавит  используется  без  опорных  картинок,  т .  к .  закрепление образа за каждой буквой мешает началу правильного чтения и оттягивает его . Он представлен в последовательности, в которой он и есть, но гласные буквы выделены красным цветом, согласные - чёрным цветом . Под каждой буквой стоит капелька .   Объем этой капельки указывает на длительность произношения звука и дает возможность отличить гласную от согласной . Одно из упражнений каждого урока первых месяцев обучения – прочитать весь алфавит . Педагог читает и показывает одновременно – дети повторяют: АААА, Б (не БЭ), В, Г, Д, ЕЕЕЕ  и так далее .

Чтобы ребенок запомнил образ буквы - ему нужно ее потрогать, и нужно   смоделировать   эту   букву:   разукрасить,   вырезать,   нарисовать красками,  слепить  из  пластилина,    на  картоне  сделать  аппликацию  из цветной бумаги, или посыпать горохом, бусинками, блестками, фасолью,

макаронами, можно писать букву на муке, песке, земле, собирать из спичек, ватных палочек, орешков, изюма, сухариков .

Этап 2. Со слогами работа очень большая и может быть поделена на два направления: работа со слоговой таблицей (Приложение 2,3) и работа по слиянию слогов .

Для  обучения  чтению  по  данной  методике  используются  только открытые  слоги .  Это  слоги,  в  которых  первый  звук  согласный,  второй гласный , потому что в случае, если ребенку на начальном этапе сложения звуков в слоги давать понятие закрытого слога , то малыш будет видеть его везде , в том числе там, где не нужно . Например, слово ОЗЕРО он прочтет ОЗ-ЕР-О и смысла прочитанного не усвоит . Гласные буквытакже выделены красным, как и в алфавите, а согласные буквы выделены чёрным для того, чтобы  ребёнок  визуально  мог  запомнить  и  легко  разделить  гласные  и согласные . Потому что слог складывается из согласного звука и гласного . И только в такой последовательности они садятся в лодочку и никак иначе – рассмотрим игровой момент .

Итак,  в  таблице  море,  поэтому  много-много  лодочек  (пиратских шлюпок, корабликов и т . д . на фантазию педагога). ММММММ, а рядом ААААААА, начинает песню ММММММ, но он очень короткий и петь не умеет, помогает ему АААААААА, читаем ММММААААА . А потом сразу МО, МУ, МЫ, МЭ . Почему гласные отдельно? И без лодочки? Потому, что они задают темп чтения и повторяются с каждым согласным .

Второй  вариант игры:  придумываем легенду:  буква  О  это у нас, например, мешок с подарками от Деда Мороза . Мешков очень много и подарков тоже очень много . Мешки все круглые - как буква О . Задача - помочь Деду Морозу собрать эти все мешки , чтобы все зверюшки в лесу остались с подарками . Одновременно с прочитыванием слога - указывать на него . Цель - закрепить визуальное со звуковым его сопровождением . То есть, когда говорим лу - показываем лу и т . д .

Работа  второго  направления  –  по  слиянию  слогов  следующая: педагог  называет  ребенку  только  первый  согласный  звук  (если  он  сам затрудняется)  и  напоминает ,  что  второй  звук  сегодня  А  (например,  но каждый урок – новая гласная). Получается педагог говорит ЛЛЛЛ, ребенок подхватывает и говорит ЛЛЛЛАААА, вот и получился слог, затем педагог говорит ММММ , он ММММАААА и процесс запущен .

С каких букв лучше начать складывать слоги – с тех, которые можно потянуть: это м, р,  с, л, н,  ж,  ш,  в .   Эти звуки необходимы только  на начальном этапе запуска механизма чтения – чтобы исключить ненужное Б А,  БА .  Если  ребенок  будет  сливать  звуки  таким  образом,  то  будет прогрессировать побуквенное чтение, а избавиться от него трудно, легче его не допустить .

Чтобы  игра  в  слоги  для  ребёнка  показалась  увлекательной  и интересной, нужно рисовать . Одно из любимых занятий для ребенка – это рисование .  Пример одного из уроков: «Лодки, много и отдельные буквы – наверное был шторм и все пассажиры (буквы) рассыпались, и ты должен рассадить их по местам . Первым в лодке сидит, вспоминаем, согласный звук, второй – гласный . В первую лодку посадим Б и А, прочитаем БА . Как думаешь, кто же плывет в этой лодке? БААААА – баран, верно! Кто плывет на следующей лодке? КО, КОООО, корова? Здорово! Куда они плывут МЫ – МЫЛО – за мылом?»  И так далее .

Этап 3.   Комплексность подхода — это принципиальное отличие методики  «Словолодочки»  от  других .  Детки  учат  капельки,  лодочки,  а потом просто их соединяют в слово (Приложение 4). Ценность карточек-словолодочек в следующем: слово не разбито на слоги (ни вертикальными чертами, ни горизонтальными), ребенок видит  слово ЦЕЛИКОМ . И это очень  важно .  Важно для  понимания  прочитанного,  важно для  скорости чтения . Если ребенок учится читать по книжкам, в которых слоги разбиты, ему будет крайне сложно перейти на чтение словами . Ведь , всё, что от него

требуется – это назвать отдельные слоги . Кроме того, формат изображения – карточка – очень подходит для правильного дозирования количества слов . Например, сегодня ребенок прочитал 5 словолодочек, завтра 7, послезавтра 9 и т . д .

Этап 4. Это чтение не слогами, не словами, не предложениями, а образами . Для этого необходима образная память . Именно она нужна для понимания прочитанного с первого раза .  Педагог должен дать понять, что каждое слово – это определенный образ . Например, колобок . У кого -то он желтый, у кого-то с розовыми бочками, у кого -то с глазами, в травинках . Или король – у каждого свой (старый, молодой, стоит, сидит, с короной, в мантии и т . д .)

Прежде ,    чем    даем   ребёнку    очередную    карточку    –   нужно заинтриговать ребенка максимально . Например, «сейчас ты прочитаешь о том, о чем я мечтаю уже пять дней (море), а теперь самое мое нелюбимое блюдо (каша), а теперь животное, которое мы видели вчера на прогулке (собака), а это что-то волшебное, что помогает маленькой мышке найти дорогу к сыру (карта)» и т . д . Чем ярче и неординарнее будет представление того или иного слова, тем больше будет интереса у ребенка к осознанному прочтению .

На  каждом уроке  в данной  программе  включены  упражнения по мнемотехнике «цепочка ассоциаций» .  Цель – построить цепочку из слов . Например, слон – подушка, подушка – луна, луна – компот, компот – чеснок, чеснок – носорог и т . д . Есть ряд правил:

1)    Ярко представлять оба образа;

2)    Связать два образа в один;

3)    Помнить, что в связке только два слова (как кольца цепочки);

4)    Сделать образ необычным и сказочным .

Неотъемлемой частью занятия является чтение педагогом ребенку . Но чтение с обязательными последующими вопросами:

1.     Автор

2.     Название

3.     Главный герой

4.     Положительные качества героя

5.     Почему добро победило зло? Или чему учит нас автор в этом

произведении?

6.     Какого цвета было ……

7.     Сколько времени было , когда, или понадобилось, чтобы … .

8.     В какое время?

9.     В каком месте?

10.   В чём одет … .

Чем   конкретнее   вопросы   –   тем   старательнее   будет   малыш запоминать   следующий   рассказ .   Он   будет   стараться   запомнить   и представить  рассказ,  чем  и  будет  тренировать  свою  образную  память, которая поможет ему читать быстро и понимать прочитанное с первого прочтения .

В заключении хочется отметить ценность представленной методики с нескольких позиций:

- с позиции детей – яркие, красочные материалы и понятные образы (лодочка, капелька), отражающие суть предмета изучения;

-  с  позиции  педагога  –  разделение  процесса  обучения  на  этапы позволяет присоединиться к обучению в любое время, в зависимости от умений дошкольника;

- с позиции мам – всесторонняя поддержка – как по воспитательным моментам, так и по моментам обучения, так и по моментам подготовки к обучению .

2.3 Взаимодействие с родителями в процессе обучения чтению

Осуществление полноценного образовательногопроцесса обучениячтению не будет максимально результативным без включения и активного участия родителей дошкольников .Овладение   навыком   чтения   в   дошкольном   возрасте   требует ежедневной  актуализации  и  закрепления  знаний   о  звуках  и  слогах, полученных на занятиях, так как объем долгосрочной памяти еще не велик . Без поддержки и систематических упражнений в домашних условиях, без заинтересованности родителей дошкольников в успехе процесса обучения невозможно полноценное овладение навыком чтения .

На  протяжении  всей реализации  содержания учебного  материала проекта     родители       являются       неотъемлемыми       участниками образовательного процесса: они ознакомлены с требованиями, целями и задачами    обучения    и    осведомлены    о   необходимости    постоянного закрепления материала , изученного с педагогом .

Основные  правила  для  родителей  по  закреплению  материала  с дошкольниками в процессе обучения чтению:

1.  Используйте  игровую деятельность ,  как  ведущую ,  в  моментах обучающих занятий дома .

2. Поддерживайте интерес к занятиям, используйте разнообразные игры и пособия .

3.  Постройте  свою  систему  занятий  (лучше  чаще  и  короче,  чем наоборот), ведь детям в системе комфортно и удобно .

4. Будьте последовательными в обучении чтению, не перескакивайте через этапы .

5. Обязательно раз в год посещайте логопеда, а если есть очевидные проблемы – чаще .

6. Внимательно и дотошно отнеситесь к рекомендациям педагога, не сомневайтесь в его квалификации, доверяйте профессионалу .

ГЛАВА III . КАЛЕНДАРНО  ТЕМАТИЧЕСКОЕ          ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ

Месяц

Структура занятия

Цель занятия

Октябрь  (8 ЧАСОВ)

1

Легенда ««По следам пирата Флинта» Знакомство       с алфавитом              «Капельки чтения» .   Чтение   короткого рассказа . Игра с карточками «цепочка ассоциаций» .

Знакомство            с           учениками . Определение  степени  готовности  к обучению                   (логопедические проблемы,    фонематический    слух, ориентация в пространстве).

2

Изучение звука О . Лепим из пластилина .  Закрепляем  5-ю образами      (Огурец,      Оля, Облако         и         пр)         и соответствующим рассказом . Упражнение                         на фонематический             слух . Чтение  рассказа  и  вопросы . Знакомство  с  1-ой  слоговой таблицей .      Проговаривание всего алфавита (звуки).

Дать        понятие        звук .        Слог . Сформировать     последовательность пропевания   слогов   для   ребенка   в соответствии           с           таблицей . Познакомиться со звуком О .

3

Повторение        звука        О, изучение   звука   М   (делаем аппликацию) Упражнение на фонематический      слух      с мячом .   Чтение   рассказа   и вопросы .                    Цепочка ассоциаций .         Работа     со слоговой  таблицей  на  слоги со звуком А .

Повторить     предыдущий     звук     и познакомиться  с  новым .  Закрепить понятия «слог» по слоговой таблице и звук по алфавиту «Капельки чтения» . Развить фонематическое восприятие . Запустить образное восприятие слов .

4

Работа     с     алфавитом     по закреплению         выученных звуков .                   Написание выученных        звуков        на помощниках     –     круге     и квадрате .    Упражнение    на фонематический слух – игра в слова        на        пополнение словарного   запаса .   Чтение рассказа и вопросы . Работа со слоговой        таблицей        – пропевание    всех    твердых, звонких звуков верхнего ряда таблицы .                 Рисование заготовки «Море» .

Развить       фонематических       слух, пополнить  словарный  запас  новыми словами .          Познакомиться           с помощниками     и     дать     ребенку границы  написания  буквы .  Повтор выученных     звуков .     Работа     по закреплению понятия «Слог» .

Ноябрь     (8 ЧАСОВ)

5

Капельки алфавита . Гласные А    и    О .    Согласный    М . Графическое       закрепление изученных букв . Знакомство со       слоговой       таблицей .

Познакомиться со звуком М . Развить фонематических    слух,    пополнить словарный   запас   новыми   словами . Развить фонематическое восприятие . Запустить образное восприятие слов .

Проговаривание  алфавита (звуки).

всего

6

Капельки алфавита . Гласный У    и    Ы .    Согласный    Н . Образовать          слоги          с пройденными звуками .

Познакомиться со звуком Н .  Развить фонематических    слух,    пополнить словарный   запас   новыми   словами . Развить фонематическое восприятие . Запустить образное восприятие слов .

7

Капельки алфавита . Гласный Э . Согласный Р и Л .

Повторить предыдущий звук и               познакомиться с новыми звуками Р и Л, гласной Э .                                                  Развить фонематических слух,                пополнить словарный запас новыми      словами .

8

Слоговая                    таблица . Выделение   ударного   слога . Тренировка межполушарного взаимодействия .

Сформировать     последовательность пропевания   слогов   для   ребенка   в соответствии с таблицей

Декабрь     (10 ЧАСОВ)

9

В  плаванье!  Знакомство  со Словолодочками .    Из    чего состоит   экипаж .    Игра    на ассоциативное запоминание .

Развить фонематических слух,         пополнить словарный запас новыми словами, воображение .                      Повторить пройденный материал .

10

Капельки                 алфавита . Согласные  Б  и  П .  Игра  на развитие      фонематического слуха .

Повторение пройденного .                          Познакомиться со звуком Б и П .  Развить фонематических слух .

11

Капельки                 алфавита . Согласные  В  и  Ф .  Игра  на развитие    пространственных представлений .

Познакомиться со звуком В и Ф . Развить фонематических       слух,       пополнить словарный    запас    новыми     словами . Познакомиться  с  помощниками  и  дать ребенку    границы    написания    буквы . Повтор выученных звуков .

12

Капельки                 алфавита . Согласные  Г  и  К .  Игра  на развитие внимания

Познакомиться со звуком Г и К .  Развить фонематических       слух,       пополнить словарный запас новыми словами .

13

Капельки                 алфавита . Согласные  Д  и  Т .  Игра  на развитие воображения .

Познакомиться со звуком Г и К .       Развить фонематических слух,         пополнить словарный запас новыми словами, воображение .                      Повторить пройденный материал

Январь     (6 ЧАСОВ)

14

Капельки                 алфавита . Согласные  З  и  С .  Игра  на развитие      фонематического слуха .

Повторение            пройденного . Познакомиться со звуком Б и П . Развить фонематических слух .

15

Капельки                 алфавита . Согласные Ж и Ш . Игра на развитие      фонематического слуха .

Повторение            пройденного . Познакомиться со звуком Б и П . Развить фонематических слух .

Февраль   (8 ЧАСОВ)

16

Капельки                 алфавита . Согласные  Х  и  Ц .  Игра  на развитие воображения

Познакомиться со звуками Х и Ц   . Развить       фонематических       слух, пополнить  словарный  запас  новыми словами .    Развить    фонематическое восприятие .      Запустить      образное восприятие слов

17

Читаем

Словолодочки,

закрепляем

пройденные

буквы .

Игры             на

дифференциацию       парных

согласных .

Повторить пройденные звуки . Чтение с     помощью     слоговой     таблицы, называть звук по алфавиту «Капельки чтения» .    Развить    фонематическое восприятие .      Запустить      образное восприятие слов .

18

Капельки алфавита . Гласные Я   и   Е .   Игра   на   развитие воображения .

Познакомиться  со  звуками  Я  и  Е  . Развить       фонематических       слух, пополнить  словарный  запас  новыми словами .    Развить    фонематическое восприятие .      Запустить      образное восприятие слов

19

Капельки алфавита . Гласные И   и   Ё .   Игра   на   развитие фонематического слуха .

Познакомиться со звуками И и Е   . Развить       фонематических       слух, пополнить  словарный  запас  новыми словами .    Развить    фонематическое восприятие .      Запустить      образное восприятие слов

Март

(8 ЧАСОВ)

20

Капельки  алфавита .  Гласная Ю  и  согласная  Ч .  Игра  на развитие      фонематического слуха

Познакомиться со звуками Ю и Ч   . Развить       фонематических       слух, пополнить  словарный  запас  новыми словами .    Развить    фонематическое восприятие .      Запустить      образное восприятие слов

21

Капельки                 алфавита . Согласные Ш и Щ . Игра на развитие      фонематического слуха .

Познакомиться со звуками Ш и Щ   . Развить       фонематических       слух, пополнить  словарный  запас  новыми словами .    Развить    фонематическое

восприятие .      Запустить      образное

восприятие слов

22

Читаем       закрепляем буквы .

Словолодочки, пройденные

Повторить пройденные звуки . Чтение с     помощью     слоговой     таблицы, называть звук по алфавиту «Капельки чтения» .    Развить    фонематическое восприятие .      Запустить      образное восприятие        слов .       Игры       на дифференциацию шипящих .

23

Читаем       закрепляем буквы .

Словолодочки, пройденные

Чтения     по     слоговым    таблицам . Развитие образного врсприятия букв похожих   по   написанию .   Игры   на дифференциацию  букв,  похожих  по написанию .

Апрель     (8 ЧАСОВ)

24

Читаем       закрепляем буквы .

Словолодочки, пройденные

Игры   на   дифференциацию   звуков, близких по артикуляции и написанию (Ш,Щ,Ц)

25

Знакомство с Й .

Познакомиться со звуком Й .  Развить фонематических     слух .     И     и    Й различаем написание .

26

Знакомство с Ъ и Ь знаком .

Развить фонематических слух . Учить определять Ъ и Ь знак .

27

Читаем  Словолодочки  на  3 слога .

Чтение карточек .

Май

(8 ЧАСОВ)

28

Читаем     Словолодочки    со

стечением согласных .

Чтение карточек .

29

Читаем Словолодочки с Й иhttps://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2023/01/25/slowolodochki1.docx_image6.jpg

.

Чтение карточек .

30

Финальная диагностика

Уровень  развития  фонематического восприятия,   произношения   звуков,

построение               самостоятельного высказывания,                     зрительно- пространственного           восприятия, внимания,

мотивации .(высокий,средний,низкий)

31

Праздник чтения

Читаем слова .

Список литературы

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12. 12. 1993)

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред . от 01.05.2019) "Об          образовании в Российской Федерации"                                                            

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации            (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г . N 1155 г . Москва "Об             утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"                                                                                

 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации            (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г . N 2562 г . Москва "Об             утверждении Типового положения о дошкольном образовательном            учреждении"

1. Азаров, Ю .П . Семейная педагогика . Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве / Ю .П . Азаров . - М .: Эксмо, 2015. - 496 c.

2. Безрукова, В .С . Педагогика: Учебное пособие / В .С . Безрукова . - Рн/Д: Феникс, 2018. - 381 c.

3. Бережнова, Л .Н . Этнопедагогика: Учебник для студентов учреждений        высшего профессионального образования / Л .Н . Бережнова, И .Л . Набок, В .И . Щеглов . - М .: ИЦ Академия, 2018. - 240 c.

4. Крившенко, М .Е . Вайндорф-Сысоева . - М .: Проспект, 2016. - 488 c.

5. Василькова, Т .А . Социальная педагогика: педагогический опыт и методы работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т .А .  Василькова . - М .: ИЦ Академия, 2016. - 208 c.

6. Галигузова, Л .Н . Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л .Н . Галигузова, С .Ю . Мещерякова -    Замогильная . - Люберцы: Юрайт, 2016. - 284 c.

7. Глухов, В .П . Коррекционная педагогика с основами специальной психологии

(курс лекций): Учебное пособие / В .П . Глухов . - М .: Секачев В ., 2017. - 256 c.  

 8. Гогоберидзе, А .Г . Теоретическая педагогика . Путеводитель для студента /     А .Г . Гогоберидзе, В .А . Деркунская . - М .: ЦПО, 2017. - 128 c.                                

 9. Дмитриев, А .А . Специальная (коррекционная) педагогика . / А .А . Дмитриев . - М .: Высшая школа, 2017. - 295 c.                                                                                Подымова, Е .А . Дубицкая, Н .Ю . Борисова . - М .: Юрайт, 2017. - 332 c.                

 10. Ефремов, О . Педагогика: Учебное пособие / О . Ефремов . - СПб .: Питер,       2018. - 352 c.                                                                                                                  

11. Пчелинцева Ю .А . «Словолодочки: мама, научи меня читать», - Ростов-на-

Дону: Феникс, 2020.                                                                                                

 12. Столяренко, Л .Д . Психология и педагогика: Учебное пособие для             бакалавров / Л .Д . Столяренко, В .Е . Столяренко . - М .: Юрайт, 2017. - 671 c.    13. Титов, В .А . ВПС: Общая педагогика . Конспект лекций / В .А . Титов . - М .: Приор, 2017. - 272

Консультации для педагогов. Выступление на районном методическом обьединении, на педагогическом совете ДОАУ 45

Текст выступления

Федеральная образовательная программа подразумевает обучение грамоте детей с младшего возраста. В младших возрастах мы обучаемся через различные игры, а в старших применяются всевозможные  методики

По данным исследований, оказывается, в возрасте от 2 до 5 лет детям очень интересно заниматься звуковой составляющей речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести ребенка в удивительный мир звуков и таким образом привести его к чтению к шести годам. В помощь педагогам авторская игровая методика Юлии Александровны  Пчелинцевой  «Словолодочки». Слайд 1

 «Словолодочки»- успешная современная комплексная система обучения чтению детей 4-7 лет, которая основана на традиционном звуковом аналитико-синтетическом методе, который впервые ввел К. Д. Ушинский. Там есть слоги слияния, где согласные и гласные сидят в одной лодке. Слоги слияния получаются, когда сначала стоит согласный, а потом гласный звук.

Возникает разумный вопрос «Чем «Словолодочки» отличаются традиционной методики?» Как утверждает автор методики: «Словолодочки»- волшебные. Юлия Александровна взяла слоги слияния и добавила немного волшебства для того, чтобы детям было интереснее овладевать навыком чтения. Ребенок усваивает новую информацию лучше, если в процессе обучения он находится в своей ведущей ИГРОВОЙ деятельности.

Он не думает, как выучить буквы или читать слоги. На каждом занятии он пускается в увлекательное приключение. В методике игровая деятельность вшита в обучающую, и это приносит потрясающий результат.

Обучающий процесс построен на определенных этапах, строго следующих друг за другом. Этапы – это жесткий каркас, основа методики.

А сейчас приглашаю Вас, в этот интересный и удивительный мир «Словолодочек».

Видео 1

Наши занятия мы начинали в начале ноября, занимались два-три раза в неделю, как правило, во вторую половину дня. Здесь важный нюанс: для индивидуальных занятий я беру детей с УЖЕ сформировавшейся речью, и одновременно рекомендовала родителям посещения логопеда.

Слайд 2

Итак перед нами широкое море, где плавает много много лодочек и капелек. Каждое занятие мы начинаем с прокапывания волшебного алфавита. В нашем алфавите, не буквы, а волшебные капельки, причем они разного размера (большие и маленькие), и разного цвета : гласные выделены красным, согласные-черным.Это нужно для того, чтобы дети могли визуально запомнить и легко разделить гласные и согласные. Здесь очень важный прием: детям мы не озвучиваем, что звуки бывают гласные и согласные, но мы их учим различать эти звуки (наши капельки, прокапываем долго и коротко).

Видео 2

Затем на каждом занятии, мы пропеваем слоговую таблицу. Слоговая таблица – это еще один уникальный и многофункциональный инструмент, разработанный Ю. А. Пчелинцевой. 

Слайд 3

Видео3

Во-первых, слоговая таблица, позволяет автоматизировать поставленные звуки.

Во-вторых, слоговая таблица помогает автоматизировать навык чтения слогов.

В-третьих, слоговая таблица составлена таким образом, что ребенку легче в дальнейшим будет усвоить такие понятия, как парные и не парные согласные и звонкие и глухие согласные.

Слайд 4

После того, как ребенок полностью освоил капельки и слоговую таблицу, переходим к чтению волшебных писем, на которых написаны уже целые слова.В чем главная ценность словолодочек? В том, что слово не разбито на слоги(ни вертикальными чертами, ни горизонтальными). Ребенок видит слово целиком и это очень важно и для понимания прочитанного, и для скорости чтения в последующем.

 Но это у нас будет не сейчас, надеемся к концу года. А сейчас мы научились читать слоги

Видео 4 и 4(2)

Таким образом, незаметно для ребенка, он овладевает навыком чтения, играя.

Но для овладения качественным навыком чтения, недостаточно работать только по слоговой таблице и читать волшебные словолодочки. Необходимо работать над развитием памяти и внимания. Причем развивать необходимо все виды памяти: и образную и словесно-логическую и двигательную и эмоциональную.

Видео 5 и видео 5(2)

Для развития этих психических функций есть великое множество приемов, всевозможных игр

В современной системе образования обучение чтению детей до школы является обязательным условием для успешного обучения.

Наша задача – донести до ребенка всю прелесть этого удивительного и волшебного навыка – чтения!

Консультация для родителей.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Когда вступили в действие ФОП-мы перед нами встал вопрос: как, каким образом реализовать поставленные задачи, а именно раздел речевого развития.

Я изучила разные методики и совершенно случайно наткнулась на авторскую методику Юлии Пчелинцевой «Словолодочки»

И хочу сказать, что это не только игровая методика по обучению чтению, но и подготовка детей к обучению грамоте.

Итак, «Словолодочки» технология ,основанная  на традиционном звуковом аналитико-синтетическом методе. Там есть слоги слияния, где согласные и гласные сидят в одной лодке. Слоги слияния получаются, когда сначала стоит согласный, а потом гласный звук.

Вы спросите меня «Чем «Словолодочки» отличаются от других методик

Как утверждает автор Юлия Пчелинцева - «Словолодочки» - волшебные! Юлия Александровна взяла слоги слияния и добавила немного волшебства для того, чтобы детям было интереснее овладевать навыком чтения.

Ребенок усваивает новую информацию лучше, если в процессе обучения он находится в своей ведущей - ИГРОВОЙ деятельности.

Он не думает, как выучить буквы или читать слоги. На каждом занятии он пускается в увлекательное приключение. В технологии основанной на методике Ю. А. Пчелинцевой игровая деятельность вшита в обучающую, и это приносит потрясающий результат.

Обучающий процесс построен на определенных этапах, строго следующих друг за другом. Этапы – это жесткий каркас, основа методики.

С помощью «Словолодочек» мы автоматизируем чтение как навык и фоном даем фонетику, с которой у словолодочных детей, как правило, не возникает проблем в школе, дети идут в школу читающими с удовольствием, с пониманием прочитанного, со знанием характеристики звуков.

А сейчас приглашаю Вас, в этот интересный и удивительный мир «Словолодочек».

Каждое занятие мы начинаем с прокапывания волшебного алфавита. В нашем алфавите, не буквы, а волшебные капельки, причем они разного размера (большие и маленькие)Здесь очень важный прием: детям мы не озвучиваем, что звуки бывают гласные и согласные, но мы их учим различать эти звуки.

Затем на каждом занятии, мы пропеваем слоговую таблицу. Слоговая таблица – это еще один уникальный и многофункциональный инструмент, разработанный Ю. А. Пчелинцевой.

Во-первых, слоговая таблица позволяет автоматизировать изученные звуки.

Во-вторых, слоговая таблица помогает автоматизировать навык чтения слогов.

В-третьих, слоговая таблица составлена таким образом, что ребенку легче вдальнейшим будет усвоить такие понятия, как парные и не парные согласные и звонкие и глухие согласные.

После того, как ребенок полностью освоил капельки и слоговую таблицу, переходим к чтению волшебных писем, на которых написаны уже целые слова.

Таким образом, незаметно для ребенка, он овладевает навыком чтения, играя.

Но для овладения качественным навыком чтения, недостаточно работать только по слоговой таблице и читать волшебные словолодочки. Необходимо работать над развитием памяти и внимания.

Для развития этих психических функций в дошкольном возрасте, я на своих занятиях использую сюжетные карточки, которые выкладываю в ряд, а потом скрываю изображение от детей и прошу восстановить данный ряд.

А еще в момент закрепления изученного звука, когда дети лепят, рисуют, обводят. Я придумываю или читаю им разные истории (2-3мин.), а потом мы анализируем прочитанное. И что самое удивительное, оказывается, в момент продуктивной деятельности ребятам легче запомнить, понять и ответить. И даже самые молчуны с удовольствием отвечают на вопросы.      Ну а сейчас, прислушайтесь!

Кажется, дождь начинается! Открывай ладошки, мы будем ловить капельки чтения! Посмотри, из этих капель образовалось море! Большое и глубокое! Нам нужны лодки! Первым в лодку садится Капитан согласный звук, который обязательно пригласит с собой голосистую Гласную принцессу. А вот и сундук с сокровищами от волшебницы Оли, которая живет на острове., Открывай его скорей!

- а в сундуке-то цветные карточки

- А мы с вами фотографы – фотографируем, запоминаем. Потом я прячу, а вы называете! (4-5 карточек)

- А сейчас мы нарисуем букву О, ведь это следующее задание из сундука.

- а кто – же нам принес букву О? (облако)

- а знаете, кто на облаке сидел? (ослик)

- а то у ослика подружка (оля)

- думаю, Оле очень понравятся ваши буквы О

- какое же следующее задание? (лодки)

Раз есть лодки, значит нужно и море (синий фон) А ведь это наши с вами спасатели! А здесь упали и даже могут утонуть пассажиры!

- черные – это капитаны. Они всегда говорят «Здравствуйте, Я капитан М и я знаю как рулить!

- Садится в лодку самым первым и берет с собой принцессу О

«Посадили в лодку О получилась лодка МО»

----- Если ребенок не может слиять два звука, то этот стишок очень помогает и слияние проходит очень легко!

- следующий капитан …. Кто поедет на следующей лодке?

- мы всех спасли, мы молодцы!

- а, оказывается таких лодок приплыло очень много. Давайте проведем перекличку между капитанами (пропевание слог.таблицы)

- а у нас осталось еще одно задание. Найди О (словолодочки)

- ура! Вот и кристаллы, которое прислала волшебница Оля, скорее наклеиваем их на карту!

+ В Мои закладки

https://yandex.ru/video/preview/17810673280515216926

ПРИЛОЖЕНИЕ 1  АЛФАВИТ «КАПЕЛЬКИ ЧТЕНИЯ»

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2023/01/25/slowolodochki1.docx_image1.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ 2  СЛОГОВАЯ ТАБЛИЦА (твердая)

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2023/01/25/slowolodochki1.docx_image3.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ 3  СЛОГОВАЯ ТАБЛИЦА (мягкая)

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2023/01/25/slowolodochki1.docx_image2.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ 4  СЛОВОЛОДОЧКИ

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2023/01/25/slowolodochki1.docx_image5.jpg

9k4t4cpimng.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по обучению чтению дошкольников с ОНР «Как хорошо уметь читать!»

Дети с общим недоразвитием речи испытывают ряд специфических трудностей, осложняющих процесс обучения грамоте, поэтому при знакомстве с буквами большое внимание уделяетсяосвоение  детьми оптическ...

Рабочая программа" Обучение чтению" дополнительной платной услуги "проведение занятий по раннему обучению слоговому чтению" для детей 6-7 лет

Рабочая программа "Обучение чтению"  дополнительной  платной  услуги «Проведение занятий по раннему обучению слоговому чтению» для детей 6-7 лет разработана  в соответствии с требо...

Обучение чтению. Олеся Жукова "Простые и увлекательные упражнения по обучению чтению"

Олеся Жукова "Простые и увлекательные упражнения по обучению чтению"(не весь материал)...

Обучение детей дошкольного возраста чтению. Методики обучения чтению.

Одни родители начинают знакомить ребенка с буквами уже с пеленок. Другие убеждены, что для этого есть начальная школа. Когда же на самом деле стоит приступать к обучению чтению и какие для этого сущес...

Презентация проекта по обучению детей вязанию крючком на пед .чтениях

Ознакомление старших дошкольников с доступным им по возрасту рукоделием – вязанию крючком с целью гармонизации личности ребёнка....

Система обучения детей чтению «Словолодочки» Юлии Пчелинцевой.

Сегодня я хочу поделиться опытом работы по обучению детей чтению с использованием методики Юлии Пчелинцевой «Словолодочки»....