Звук и буква "Я" Чтение слогов, слов.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Эльвира Жанбырбаевна Иванова

Цель: Познакомить детей с гласной буквой «Я» и ее печатным написанием. Учить читать слоги и слова. Познакомить детей с мягкими согласными и их обозначением на схеме (зеленый квадрат). Учить проводить фонетический разбор прочитанных слов. Продолжать формировать умение проводить фонетический разбор прочитанных слов, определять место звука в слове. Развивать у детей ориентировку в звуковой системе языка. Воспитывать интерес к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obucheniyu_gramote.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук и буква Я. Чтение слогов, слов»

Программное содержание: Познакомить детей с гласной буквой «Я» и ее печатным написанием. Учить читать слоги и слова. Познакомить детей с мягкими согласными и их обозначением на схеме (зеленый квадрат). Учить проводить фонетический разбор прочитанных слов. Продолжать формировать умение проводить фонетический разбор прочитанных слов, определять место звука в слове. Развивать у детей ориентировку в звуковой системе языка. Воспитывать интерес к чтению.

Материал: Демонстрационный материал: «Звуки и буквы» (лист 14) Е. В. Колесникова, разрезная азбука большого формата. Картинка с изображением девочки. Раздаточный материал: набор магнитных букв; карточки со словами МАЛ и МЯЛ, цветные карандаши.

Методы и приемы: Рассматривание, называние детьми букв, игровой прием, вопросы к детям, худ. слово, работа с раздаточным материалом; чтение слогов, индивидуальная помощь, итог.

Ход занятия:

Организационный момент:

- Ребята, давайте мы друг другу пожелаем доброго утра.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся,

Если каждый улыбнется

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО, ребята!

– ДОБРОЕ УТРО, Татьяна Викторовна!

- Сегодня к нам в гости пришли вот эти буквы, давайте посмотрим на доску. Эти буквы вы уже знаете. Они хотят, чтобы вы их назвали.

– Назовём гласные (а,о,у,ы,э).

– Теперь согласные (м, л, н, с, р).

– А чем отличаются гласные от согласных? (При произнесении гласных звуков воздух, выходящий изо рта, не встречает преград. Их можно долго и громко произносить. А при произнесении согласных звуков воздух, выходящий изо рта, встречает преграды в виде языка, зубов, губ и преодолевает их).

- А скажите, пожалуйста, чем отличается буква от звука? Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.

- Пришла ещё одна буква Я, но она не знает, куда ей поселиться: к гласным или согласным. Давайте поближе познакомимся с буквой Я и поможем ей найти своё место в домике.

– Произнесём вместе Я.

- Звук Я необычная, имеет двойной звук, два звука : Й,А, вот послушайте: йаблоко, йакорь, йащик. Нет звука Я, есть только буква Я, которая обозначает два звука.

- А теперь давайте посмотрим, как выглядит эта буква

Показать детям букву «Я» и прочитать про нее стихотворение И. Блюмкина.

Дядя Яша, тра-ля-ля,

Стал похож на букву «Я».

Он ужасно растолстел,

Потому что много ел.

Работа с раздаточным материалом

- Ребята, найдите букву Я среди других букв в своих кассах.

- Проведите по ней пальчиком (обследование пальчиком буквы Я).

Буква Я самая большая хвастунишка. Только и повторяет ЯЯЯ. Вот как гордо ножка отставлена у буквы Я.

- Букву мы с вами нашли, теперь предлагаю поселить ее в домик. Я гласная или согласная?

- Правильно гласная, каким цветом ее домик? Красный

Читаем слоги

- Ребята, согласные звуки хотят подружиться с гласной Я. Если соединить гласную и согласную, то получится? (слог).

Выставляю на доску лист 14

- Прочитайте слоги «ЛА-ЛЯ», «МА-МЯ», «НА-НЯ» (одновременно веду указкой от согласной к гласной, добиваясь от детей слитного чтения слогов).

- Одинаково ли звучат согласные? (Нет)

Объяснить детям, что согласные звуки бывают твердые и мягкие. Для обозначения твердого и мягкого согласного звука служит одна и та же буква. Если после согласных пишется гласная «А», то они звучат твердо, если пишется «Я» - мягко.

Пояснить, что мягкий согласный звук обозначается на схеме зеленым ква-дратом.

- Как обозначаются на схеме твердые согласные? (Синим квадратом.)

Работа в тетради Чтение слов. Фонематический разбор

- Прочитайте слова. МАЛ, МЯЛ

- Закрасьте в прямоугольнике квадраты условными обозначениями.

- Какой первый звук в слове мал?

- Каким цветом закрасили? Почему? И т. д.

Физминутка «Вновь у нас физкультминутка»

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (вращение головой)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка (садятся за столы)

Игровое упражнение «Как зовут девочку

- Ребята, к нам в гости пришла девочка (выставляю картинку)

- Давайте узнаем, как ее зовут. Для этого нам нужно написать под каждым предметом букву, с которой начинается его название.

- Саша, какой предмет нарисован первым? Якорь

- Какой первый звук в слове якорь?

- Маша, найди букву обозначающую звук ЙА, и поставь ее под картинкой якорь.

По аналогии разбор слов нож и арбуз.

- Давай прочитаем имя девочки. Яна.

- Яна принесла картинки, посмотрите и назовите предметы: мяч, мясо, пряники, яблоко, семья, ящерица, змея, лисья, якорь.

Определение позиции звука Я в словах.

- Нам нужно помочь Яне определить, где находится звук ЙА

- В названии, каких предметов звук «Я» слышится в начале слова?

- В названии, каких предметов звук «Я» слышится в начале слова?

- В названии, каких предметов звук «Я» слышится в начале слова?

Записываем предложение.

- Ребята, на прошлом занятии мы говорили, что слова складываются в предложения. Значит, предложения состоят из слов. Сейчас я покажу вам фотографию, которую принесла Яна

На доску вывешивается карточка «Девочка поливает цветы»

- Попробуйте придумать предложение про Яну. (ответы детей)

- Ребята, я уже говорила, что предложение можно обозначить графической записью, давайте вспомнить правила написания предложения:

Предложение всегда начинается с заглавной буквы (показ карточки).

Слова в предложении пишутся на расстоянии друг от друга, т. е. между словами существует пауза. В конце предложения всегда ставится точка, т. е. закончен смысл предложения.

Яна поливает цветы

- Сколько слов в этом предложении?

- Маша, назови первое слово? «Девочка»

- Аня, как пишется первое слово в предложении? Оно пишется с большой- заглавной буквы.

- Рома, назови второе слово и запиши его. Р: второе слово «поливает», я отступлю от первого слова;

- Рита, назови третье слово? Р:третье слово «цветы», предложение закончено, в конце я поставлю точку.

Итог:

- С каким звуком вы сегодня познакомились? Какой это звук?

- Что заметили? Буква Я «дружит» с мягкими согласными

- Молодцы ребята. Вы сегодня хорошо работали на занятии. Познакомились с новой буквой. Дома найдите и приклейте 5 картинок, в названии которых есть звук (Я).

Конспект НОД «Знакомство с буквой «Ю» для старшей группы

Яковлева Дарья

Конспект НОД «Знакомство с буквой «Ю» для старшей группы

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [з] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [з] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [з] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ж] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ж] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ж] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [р] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [р] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [р] в слогах, словах, предложениях...

Индивидуальное занятие по автоматизации звука «Р» в слогах, словах, предложениях и тексте с прямыми слогами «День рождения Раи»

Индивидуальное интерактивное логопедическое занятие с анимационными и звуковыми эффектами по автоматизации звука [р] в слогах, словах, предложениях и тексте с прямыми слогами...