Главные вкладки

    Конспект фронтального занятия по автоматизации звука [р] в слогах, словах, предложениях, скороговорках на тему «Как звук [р] нам в садик попал?» ОНР (ІІІ) минимальные проявления дизартрии подготовительная группа
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Конспект занятий по автоматизации звука [Р] в словах, предложениях.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_frontalnogo_zanyatiya_pot_avtomatizatsii_zvuka.doc59.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект фронтального занятия  по автоматизации звука  [р] в слогах, словах, предложениях, скороговорках

    на тему «Как звук [р]  нам в садик попал?»

    ОНР (ІІІ) минимальные проявления дизартрии

     подготовительная группа

    Цель:

    - закрепление знаний  об характеристики звука.

    - развитие фонематического слуха и фонематического слуха..

    Задачи:

    • закреплять произношение звука изолированного звука [р], работа над голосом;
    •   закреплять произношение звука [р] в слогах, слоговых сочетаниях и словах;
    • развитие навыков языкового анализа и синтеза;
    • развития умения подбирать антонимы;
    • формировать умение согласовать существительное в творительный падеж;
    • формировать умение согласовывать существительное и  прилагательное в роде;
    • формирование буквенного анализа и синтеза;
    • знакомство с буквой Р.
    • развитие мелкой моторики и психологической базы речи.

    Оборудование: картинки с изображением зверей и птиц: (крокодил, кенгуру, жираф, зебра, тигр,  сорока, ворона, страус, воробей, дятел); фруктовые деревья (грушевое, персиковое, гранатовое), виноградная лоза;  цветы (раза, ромашка, астра);  картинки с изображением Буратино, Крокодил Гена, Дракон, символ звука [р]; картинки с изображением (радуги, гор, замка).

    Лексический материал:

    Имена существительные: крокодил, зебра, кенгуру, ворона, воробей, сорока, экскаватор, экскурсия, гора, роза, астра, грант, персик, виноград, лоза, дерево, Буратино, Крокодил Гена, дракон, страус, радуга, тигр, носорог, охрана, ворота, качество.

    Имена прилагательные: добрый, храбрый, трудолюбивый, хороший,  дружелюбный, фруктовый, гранатовый, виноградный, грустный, радостный.

    Глаголы: собрать, расти, хлопнуть, расступилась, упал, дружить,  радоваться.

    І. Организационный момент

    Приветствие.

    Логопед: Сегодня мы с вами на занятие  превратимся в животных, для этого нужно сказать волшебные слова  - раз, два, повернись и в животных превратись.

    Логопед:  Послушайте меня внимательно, изобразите сердитого тигра и покажите, как грозно он рычит; изобразите дятла, сидящего на дереве, и как он стучит по дереву. (Тр-р-р, тр-р-р.): изобразите, как мурлычет ласковая кошечка. (Мур-р-р-р.); изобразите ворону, кричащую из гнезда. (Кар-р-р, кар-р-р.) 

    ІІ. Сообщение темы занятия

    Вы догадались, какой звук мы будем изучать сегодня?

     Дети Звук [р].

    Логопед: сегодня мы с вами будем путешествовать со звуком [р] и познакомимся с буквой Р.

    Присказка: В некотором царстве, в некотором государстве, высоко в горах жил звук [р]. Произнесите этот звук. Что вы могли сказать об этом звуке, глядя на эту таблицу?

    Характеристика звука.

    ІV. Ход занятия

    1. Произношение изолированного звука. Работа над голосом

    Логопед: Одиноко ему стало и загрустил звук  [р].

    Пролетала мимо сорока и говорит: «Что ты грустишь, иди в детский сад, там все буквы и звуки живут в волшебных Замках, и дети научились их произносить». Обрадовался звук [р] этому известию и отправился в дорогу. А сейчас мы будем помогать звуку [р].

     2. Игра «Узнай звук»

    Логопед: Приготовите ладони, я буду поизносить слова, когда вы услышите звук [р], хлопните в ладоши один раз . (раз, дом, стол, дерево, роза, тигр, сутки, зима, рыба,…)

    3.Произношение звука [р] в слогах, слоговых сочетаниях и словах

    Выставляется картинка с изображением гор.

    Логопед: Шел, шел звук[р]   и пришел к чему?

    Дети: К горе.

    Логопед: Звуку [р] надо пройти эту гору.

    А, как вы могли помочь  пройти такое препятствие?

    Дети:…

    Логопед: Чтобы ему помочь нужно поймать звуки. Я буду бросать звуки ,вы их будите ловить и соединять в слоги. Приготовит руки.

    р-а-р-у-р-ы-р-о; р-о-р-ы-р-у-р-а

    Логопед: Получилось волшебное заклинание:

     ра-ру-ры-ро; ро-ры-ру-ра. Повторите его.

    Логопед: Расступилась гора, а за ней огромные ворота, а у ворот стоит охрана.

    4.Подбор антонимов. Развитие навыков языкового анализа и синтеза

    Логопед: Чтобы охрана пропустила звук [р] через ворота нужно выполнить задание. Я буду называть слова, а вы будете произносить противоположные им по смыслу.

    Логопед: Зло.

    Дети: добро

    Логопед: лень.

    Дети: труд

     Логопед: трусость.

      Дети: храбрость

     Логопед: грусть.

      Дети: радость

     Логопед: Ура! Ворота открылись! За воротами — звери и птицы Если отгадаете их названия, они помогут звуку [р], укажут ему путь.

    Логопед:  Отгадайте животного в названии, которого первый звук [т'], последний — [р]. Кто это?

    Дети: Тигр

    Выставляется картинка тигра.

     Логопед: Какое животное  носит детеныша в кармане?

    Дети: Кенгуру

    Логопед: Отгадайте птицу в названии, которой первый  слог − со-последний — ка. Кто это?

    Дети:  Сорока

    Логопед раздает детям картинки с изображением букв.

    Логопед: Соберите  из букв название животного.

    Какое слово у вас получилось?

    Логопед:  Какой слог в этом слове первый?

    Дети: В этом слове первый слог – жи-

    Логопед:  Какой слог в этом слове второй?

    Дети: В этом слове второй слог –раф-

    Логопед: А сколько всего слогов в этом слове?

    Логопед: Давайте, посчитаем, сколько слогов в этом слове, приготовили ладони жи-раф.

    Дети: В этом слове два звука.

    Логопед раздает  карточки с надписью животных каждому ребенку  свое  слово, « разбитое» на слоги (Крокодил, кенгуру, зебра, носорог, ворона, сорока)

    Логопед:  С кем подружился звук [р] за воротами?

    Дети: Звук [р] подружился с крокодилом, зеброй, носорогом, кенгуру,  вороной, сорокой.

    Логопед: Животные подсказали дорогу звуку [р], и он пошел дальше. Но дорога была очень длинная, и решил звук [р] отдохнуть. И мы с вами сейчас отдохнем. Встали.

    5.Динамическая пауза

     Дети утром рано встали,
    За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)
    Приседали, приседали,
    Белый гриб в траве нашли. (Приседания.)
    На пеньке растут опята,
    Наклонитесь к ним, ребята,
    Наклоняйся, раз-два-три,
    И в лукошко набери! (Наклоны.)
    Вон на дереве орех.
    Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)
    Если хочешь дотянуться,
    Надо сильно потянуться. (Потягивания — руки вверх.)
    Три часа в лесу бродили,
    Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.)
    Утомил всех долгий путь —
    Дети сели отдохнуть. (Дети садятся.)

    6.Падежное управление

     Логопед: Идет звук [р], и вдруг перед ним сад . Как называется сад, где растут фрукты.

    Дети: Сад, в котором растут фрукты,  называется фруктовым садом.

    Логопед: Как называется дерево, на котором растут (груши, персики, гранаты)

    Дети: Дерево, на котором растет груша, называется грушевое (персиковое, гранатовое)

    Логопед: В этом саду было много цветов. Назовите  цветы,  в название которых есть звук [р]?

    Дети:

    Логопед: Звук [р] любовался в саду  какими цветами?

    Дети: Звук [р] любовался ромашками, розами, георгинами.

    7.Произношение звука [р] в предложениях. Словообразование

    Логопед: Какие фруктовые деревья угощали звук [р] плодами.

    Дети: Грушевое дерево угостило его грушами, персиковое дерево — персиками, виноградная лоза — виноградом.

    Логопед: Поблагодарил звук [р] фруктовые деревья и пошел дальше.

    9.Произношение звука [р] в словах и подбор определений

    Логопед: Слышит звук [р] чьи-то рыдания.

    Логопед прикрепляет на доску картинки с изображением сказочных героев, под каждой картинкой ее название с пропущенным звуком. Ребенок должен узнать какой звук отсутствует.

    Логопед: Назовите этих сказочных героев?

    Дети: Буратино, Красная шапочка, Крокодил Гена

    Логопед: А как вы думаете, что случилось с нашими героями?

    Дети:…

    Логопед:  Они рыдают потому, что Дракон забрал у них один звук. Я буду называть их без этого звука, а вы попробуйте угадать, кто это? Там плачут Бу...атино, , К...асная шапочка , К...окодил Гена,  Какой звук забрал у них Дракон?

    Дети: звук [р]

     Логопед: А, как вы думаете, для чего понадобилось звук [р] дракону?

    Дети: …

    Логопед: Чтобы еще больше рычать и быть более сердитым. Скажем ему добрые и ласковые слова, чтобы он вернул им звук [р]. Я буду называть слова, а вы будете называть их ласково?

    У дракона не гора, а …

    Дети: горка

     Логопед: У дракона не рот, а

    Дети: ротик

    Логопед: Дракон не друг, а …

    Дети: дружек

    Логопед: Дракон живет не в гору, а …

    Дети: в горке.

    Логопед: Каким стал Дракон?

    Дети: Хорошим, добрым.

     Логопед: Дракон вернул нашим героям звук [р].

     Логопед: С кем он подружился?

    Дети: Буратино, Крокодил Гена

    Логопед: Он стал их ...?

     Дети: другом.

    Логопед: Крокодил Гена предлагает вам запомнить такую пословицу: «Дружба и братство дороже богатства». Как вы понимаете эту пословицу?

    Дети:…

    Логопед: Эта пословица говорит о том, что никакое богатство не заменит настоящей человеческой дружбы.

    Дети несколько раз повторяют пословицу.

    11. Буквенный анализ и синтез слова «радуга»

    Выставляется слово «радуга», без буквы р.

    Логопед: «Куда же мне идти дальше?» — спросил звук [р] у Дракона. «Я покажу тебе волшебную дорогу, — сказал Дракон, — если отгадаешь мою загадку: "Разноцветное коромысло над рекой повисло"».

    Дети: Радуга.

     Логопед:  В слове радуга звук пропала буква  р. У нашего звука [р] есть своя буква , большая и маленькая. А на, что похожа буква р?

    — Звук [р], посмотри — вот это твоя буква.

    Букву р писать несложно.

    Справа к палке осторожно

    Подрисуем мы кружок —

    И получится флажок.

     Возьмите крупу  и напишите букву р, сначала указательным пальцем, а потом мизинцем.

    Логопед: По волшебной дороге-радуге друзья ушли в свои сказки, а звук [р] — в садик.

    Предлагается детям изобразить букву р с помощью пальчиков и соответствующих поз. Затем подставляется недостающая буква в слове радуга

    VІ. Итог занятия

    Логопед: Вот и пришел звук [р] в детский сад. Понравилось вам путешествие звука [р]? Чем понравилось путешествие звука [р]? Какие трудности возникали перед звуком  [р]? С какими друзьями подружился звук [р]?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему «Путешествие в заколдованный лес» (автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях).

    Этап: Автоматизация звука [ш]  в слогах, словах, предложениях.Тема: «Путешествие в заколдованный лес».Цель: Учить детей правильно произносить звук [ш]  на материале слогов, слов, предл...

    Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях»

    Конспект индивидуального логопедического занятия. Цель: Автоматизировать звук [Л] в слогах, словах, предложениях....

    Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р в слогах, словах, предложениях»

    Конспект индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука р в слогах, словах, предложениях» с применением биоэнергопластики...

    Конспект организованной образовательной деятельности в форме индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях» для детей подготовительной группы

    Конспект организованной образовательной деятельности в форме индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях»для детей под...

    Конспект подгруппового логопедического занятия на автоматизацию звука [Р]в слогах, словах, предложениях по теме «Зоопарк». (Для детей подготовительной группы 6-7 лет).

    Цель: Автоматизация чёткого произношения звука [Р] в слогах, словах и предложениях  Задачи:Образовательные:-актуалиазация словаря по лексической теме «Зоопарк»  Коррекц...