Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в слогах, словах, предложениях для детей 6 -7 лет. Тема: "Звук [Р]"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Жумагулова Лариса Леонидовна

yes

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_avtomat.zvuka_r.docx35.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в слогах, словах, предложениях   для детей 6 -7 лет.

Тема: "Звук [Р]"

 

Тема занятия: Звук [Р].

Цель: автоматизация звука [Р] в начале слов в позиции  открытого слога в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

1. Образовательные:

закреплять знания  детей об артикуляции  и характеристике звука [Р];

упражнять в правильном произношении звука [Р] в слогах, словах и предложениях;

закреплять умение определять наличие звука на фоне слова,  место звука [Р]  в словах (в начале, в середине, в конце);

упражнять в согласовании притяжательных местоимений мой, моя, моё, мои с существительными;

упражнять в образовании множественного числа, уменьшительно-ласкательных форм имён  существительных;

упражнять в образовании слов – действий;

упражнять в составлении предложений с заданным словом.

2. Коррекционные:

развивать зрительное и слуховое внимание и  память,  фонематический и ритмический слух,  навыки звукового анализа и синтеза;

укреплять мышцы и совершенствовать функции кистей рук у детей;

развивать зрительно-моторную координацию;

закреплять кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад.

3. Воспитательные:

воспитывать стремление овладеть правильной речью;

развивать умение внимательно слушать в ходе всего логопедического занятия;

прививать интерес к занятиям.

 

Оборудование:  

предметные картинки:  рак, рама, ранец, радио, руки, ракета, радуга, рыба, рыбак; мелкая игрушка дракончик; волшебная палочка; фишки; картинки со звуком [Р] в начале, в середине, конце слова: рот, топор, картина, комар, рысь, ворона; схема слова; красный, синий, зелёный кружки, набор букв, карточки, плоские резиновые массажёры 5 штук.

Ход занятия:

  1. Организационный этап. Сообщение темы.

-  Здравствуй, Дима! Ты научился произносить звук [Р], молодец.

- Когда ты разговариваешь с родителями, друзьями всегда ли ты правильно произносишь звук [Р]? (Не всегда)

- Звук [Р] будет главным на нашем занятии. Мы будем учиться правильно произносить звук [Р] в слогах, словах, предложениях.

              2.   Артикуляция  и характеристика звука [Р].

- Пожалуйста, расскажи, что делают наши губы, зубы, язык, голосовые связки, когда мы произносим звук [Р]? (Губы и зубы раскрыты, язык в форме чашечки поднимается к нёбу за верхние зубы, кончик языка дрожит. Голосовые связки работают. Воздушная струя идёт посередине языка.)  

-  Какой звук [Р]? (Звук [Р] - согласный, сонорный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Р).

3. Упражнение «Подними букву Р, если услышишь в слове звук [Р].»

- Найди букву Р среди других букв.

- Дима, я тебе буду называть слова,  ты будешь поднимать вверх букву «Р», если услышишь в слове   звук  [Р].

- Рукав, лоб, барабан, шея, глаза, рот, арка, молоко, катер, дракон.

4. Упражнение «Определи место звука в слове»

- Дима, я тебе буду называть слова,  ты будешь определять, где находится звук [Р], в начале, середине или конце слова.  

- Возьми схему слова и кружок.

- Какого цвета кружок ты возьмёшь? (Синего цвета, потому что звук [Р] – твёрдый)

- рот, топор, картина, комар, рысь, ворона  (Звук [Р] находится в начале слова «Рот»)

        5. Упражнение «Пальчики здороваются 2»

- Дима, локти поставь на стол, кисти рук смотрят вверх ладонями внутрь. Пальцы левой и правой рук здороваются поочерёдно, начиная с мизинцев, наклоняясь внутрь.

РА-РА-РА (3 раза поздоровались мизинцы)

РО-РО-РО (3 раза поздоровались безымянные пальцы)

РУ-РУ-РУ (3 раза поздоровались средние пальцы)

РЫ-РЫ-РЫ (3 раза поздоровались указательные пальцы)

РЭ-РЭ-РЭ (3 раза поздоровались большие пальцы)

6. Упражнение «По дорожке песенка»

На столе перед ребёнком  лежат массажёры.

- Дима, я тебе буду говорить разные песенки, ты за мной будешь их повторять. Ты будешь переставлять руки по массажёрам вперёд, как бы ходить ладошками и пальчиками по дорожке из массажёров вперёд под песенку.

рА-ра-ра

ра-рА-ра

ра-ра-рА

рО-ро-ро

ро-рО-ро

ро-ро-рО

ра-ра   ра-ра-рА

ро-ро-рО  ро-ро

рУ-ру    ру-ру-ру  

ры-ры-ры  рЫ-ры  и т.д.

7. Упражнение «Песенки»

- Посмотри, к нам в гости пришёл маленький дракончик Дракоша. Он хочет заниматься вместе с тобой. Дракончик будет тебе называть слоговые песенки, слушай внимательно и повторяй песенки точь - в - точь, как сказал дракончик, старайся не ошибаться.

РА-РА-РО

РО-РО-РУ

РУ-РУ-РЫ

РЫ-РЫ-РЭ

РЭ-РЭ-РА

РА-РО-РУ-РЫ

РО-РУ-РЫ-РЭ

РУ-РЫ-РЭ-РА

        8. Упражнение «Назови картинку»

предметные картинки:  рак, рама, ранец, радио, руки, ракета, радуга, рыба, рыбак

- Дима, дракончик плохо говорит звук [Р], покажи ему, как нужно правильно говорить слова со звуком [Р].

        9. Упражнение «Жадина»

- Дима, Дракоша очень жадный, он сейчас будет ходить по картинкам и жадничать: «Мой рак, моя рама, мой ранец…»

        10. Упражнение «Один и много»

- Дима, возьми волшебную палочку, дотрагивайся волшебной палочкой до картинок, как – будто, ты превращаешь один предмет во много предметов и называй: «Рак – раки, рама – рамы…»

- Какое слово не изменилось? (Радио)

        11. Упражнение «Запомни и назови»

- Дракончик не может запомнить все картинки. А ты можешь? Посмотри внимательно на картинки, запомни их, я их закрою сверху карточками, а ты с Дракошей  назовёшь, какие картинки были?  

        12. Упражнение «Большой и маленький»

- В Дракошином  Царстве всё маленькое: у него не рубашка, а рубашечка; не рынок, а рыночек.

- Возьми дракончика, ходи по картинкам и превращай большие предметы в маленькие.

(рак - рачок, рама - рамочка, ранец - ранчик, радио - радио, руки - ручки, ракета - ракеточка, радуга - радужка, рыба - рыбка, рыбак – рыбачок)

- Какое слово не изменилось? (Радио)

        13. Упражнение «Что делает?»

- Дракоша будет задавать тебе вопросы, а ты подбери к ним как можно больше ответов.

- Рак что делает? (ползает, пятится, роет, закапывается…)

        14. Упражнение «Придумай предложение с каждым словом - картинкой»  

- Дима, возьми фишки, закрой каждую картинку одной фишкой. Дракоша не умеет придумывать предложения со словами. Покажи ему, как это делается. Придумай предложения с каждым словом -  картинкой. С каким словом ты составишь предложение, с той  картинки  снимешь фишку.

15.     Итог занятия.

- Какой звук был главным на нашем занятии?

- Какое упражнение тебе понравилось больше всего?

             16.    Оценка занятия.

- Дима, нашему гостю пора возвращаться в своё маленькое Царство. Ему очень понравилось играть с тобой. Дома он будет терпеливо заниматься и обязательно научится правильно говорить звук [Р].

Молодец, Дима! Сегодня ты очень хорошо поработал. Учил Дракошу говорить правильно звук [Р] в слогах, словах, предложениях!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях»

Конспект индивидуального логопедического занятия. Цель: Автоматизировать звук [Л] в слогах, словах, предложениях....

Конспект подгруппового логопедического занятия на автоматизацию звука [Р]в слогах, словах, предложениях по теме «Зоопарк». (Для детей подготовительной группы 6-7 лет).

Цель: Автоматизация чёткого произношения звука [Р] в слогах, словах и предложениях  Задачи:Образовательные:-актуалиазация словаря по лексической теме «Зоопарк»  Коррекц...

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш в слогах, словах, предложениях у детей 4-7 лет.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука  Ш в слогах, словах, предложениях у детей 4-7 лет. Цель: Автоматизация звука Ш в слогах, словах и предложениях.Тренировать ...