Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в слогах, словах, предложениях для детей 6 -7 лет. Тема: "Звук [Р]"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в слогах, словах, предложениях для детей 6 -7 лет.
Тема: "Звук [Р]"
Тема занятия: Звук [Р].
Цель: автоматизация звука [Р] в начале слов в позиции открытого слога в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
1. Образовательные:
закреплять знания детей об артикуляции и характеристике звука [Р];
упражнять в правильном произношении звука [Р] в слогах, словах и предложениях;
закреплять умение определять наличие звука на фоне слова, место звука [Р] в словах (в начале, в середине, в конце);
упражнять в согласовании притяжательных местоимений мой, моя, моё, мои с существительными;
упражнять в образовании множественного числа, уменьшительно-ласкательных форм имён существительных;
упражнять в образовании слов – действий;
упражнять в составлении предложений с заданным словом.
2. Коррекционные:
развивать зрительное и слуховое внимание и память, фонематический и ритмический слух, навыки звукового анализа и синтеза;
укреплять мышцы и совершенствовать функции кистей рук у детей;
развивать зрительно-моторную координацию;
закреплять кинестетические ощущения на данный артикуляционный уклад.
3. Воспитательные:
воспитывать стремление овладеть правильной речью;
развивать умение внимательно слушать в ходе всего логопедического занятия;
прививать интерес к занятиям.
Оборудование:
предметные картинки: рак, рама, ранец, радио, руки, ракета, радуга, рыба, рыбак; мелкая игрушка дракончик; волшебная палочка; фишки; картинки со звуком [Р] в начале, в середине, конце слова: рот, топор, картина, комар, рысь, ворона; схема слова; красный, синий, зелёный кружки, набор букв, карточки, плоские резиновые массажёры 5 штук.
Ход занятия:
- Организационный этап. Сообщение темы.
- Здравствуй, Дима! Ты научился произносить звук [Р], молодец.
- Когда ты разговариваешь с родителями, друзьями всегда ли ты правильно произносишь звук [Р]? (Не всегда)
- Звук [Р] будет главным на нашем занятии. Мы будем учиться правильно произносить звук [Р] в слогах, словах, предложениях.
2. Артикуляция и характеристика звука [Р].
- Пожалуйста, расскажи, что делают наши губы, зубы, язык, голосовые связки, когда мы произносим звук [Р]? (Губы и зубы раскрыты, язык в форме чашечки поднимается к нёбу за верхние зубы, кончик языка дрожит. Голосовые связки работают. Воздушная струя идёт посередине языка.)
- Какой звук [Р]? (Звук [Р] - согласный, сонорный, звонкий, твердый, обозначаем синим цветом, буквой Р).
3. Упражнение «Подними букву Р, если услышишь в слове звук [Р].»
- Найди букву Р среди других букв.
- Дима, я тебе буду называть слова, ты будешь поднимать вверх букву «Р», если услышишь в слове звук [Р].
- Рукав, лоб, барабан, шея, глаза, рот, арка, молоко, катер, дракон.
4. Упражнение «Определи место звука в слове»
- Дима, я тебе буду называть слова, ты будешь определять, где находится звук [Р], в начале, середине или конце слова.
- Возьми схему слова и кружок.
- Какого цвета кружок ты возьмёшь? (Синего цвета, потому что звук [Р] – твёрдый)
- рот, топор, картина, комар, рысь, ворона (Звук [Р] находится в начале слова «Рот»)
5. Упражнение «Пальчики здороваются 2»
- Дима, локти поставь на стол, кисти рук смотрят вверх ладонями внутрь. Пальцы левой и правой рук здороваются поочерёдно, начиная с мизинцев, наклоняясь внутрь.
РА-РА-РА (3 раза поздоровались мизинцы)
РО-РО-РО (3 раза поздоровались безымянные пальцы)
РУ-РУ-РУ (3 раза поздоровались средние пальцы)
РЫ-РЫ-РЫ (3 раза поздоровались указательные пальцы)
РЭ-РЭ-РЭ (3 раза поздоровались большие пальцы)
6. Упражнение «По дорожке песенка»
На столе перед ребёнком лежат массажёры.
- Дима, я тебе буду говорить разные песенки, ты за мной будешь их повторять. Ты будешь переставлять руки по массажёрам вперёд, как бы ходить ладошками и пальчиками по дорожке из массажёров вперёд под песенку.
рА-ра-ра
ра-рА-ра
ра-ра-рА
рО-ро-ро
ро-рО-ро
ро-ро-рО
ра-ра ра-ра-рА
ро-ро-рО ро-ро
рУ-ру ру-ру-ру
ры-ры-ры рЫ-ры и т.д.
7. Упражнение «Песенки»
- Посмотри, к нам в гости пришёл маленький дракончик Дракоша. Он хочет заниматься вместе с тобой. Дракончик будет тебе называть слоговые песенки, слушай внимательно и повторяй песенки точь - в - точь, как сказал дракончик, старайся не ошибаться.
РА-РА-РО
РО-РО-РУ
РУ-РУ-РЫ
РЫ-РЫ-РЭ
РЭ-РЭ-РА
РА-РО-РУ-РЫ
РО-РУ-РЫ-РЭ
РУ-РЫ-РЭ-РА
8. Упражнение «Назови картинку»
предметные картинки: рак, рама, ранец, радио, руки, ракета, радуга, рыба, рыбак
- Дима, дракончик плохо говорит звук [Р], покажи ему, как нужно правильно говорить слова со звуком [Р].
9. Упражнение «Жадина»
- Дима, Дракоша очень жадный, он сейчас будет ходить по картинкам и жадничать: «Мой рак, моя рама, мой ранец…»
10. Упражнение «Один и много»
- Дима, возьми волшебную палочку, дотрагивайся волшебной палочкой до картинок, как – будто, ты превращаешь один предмет во много предметов и называй: «Рак – раки, рама – рамы…»
- Какое слово не изменилось? (Радио)
11. Упражнение «Запомни и назови»
- Дракончик не может запомнить все картинки. А ты можешь? Посмотри внимательно на картинки, запомни их, я их закрою сверху карточками, а ты с Дракошей назовёшь, какие картинки были?
12. Упражнение «Большой и маленький»
- В Дракошином Царстве всё маленькое: у него не рубашка, а рубашечка; не рынок, а рыночек.
- Возьми дракончика, ходи по картинкам и превращай большие предметы в маленькие.
(рак - рачок, рама - рамочка, ранец - ранчик, радио - радио, руки - ручки, ракета - ракеточка, радуга - радужка, рыба - рыбка, рыбак – рыбачок)
- Какое слово не изменилось? (Радио)
13. Упражнение «Что делает?»
- Дракоша будет задавать тебе вопросы, а ты подбери к ним как можно больше ответов.
- Рак что делает? (ползает, пятится, роет, закапывается…)
14. Упражнение «Придумай предложение с каждым словом - картинкой»
- Дима, возьми фишки, закрой каждую картинку одной фишкой. Дракоша не умеет придумывать предложения со словами. Покажи ему, как это делается. Придумай предложения с каждым словом - картинкой. С каким словом ты составишь предложение, с той картинки снимешь фишку.
15. Итог занятия.
- Какой звук был главным на нашем занятии?
- Какое упражнение тебе понравилось больше всего?
16. Оценка занятия.
- Дима, нашему гостю пора возвращаться в своё маленькое Царство. Ему очень понравилось играть с тобой. Дома он будет терпеливо заниматься и обязательно научится правильно говорить звук [Р].
Молодец, Дима! Сегодня ты очень хорошо поработал. Учил Дракошу говорить правильно звук [Р] в слогах, словах, предложениях!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия . Тема: Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах, предложениях.
Интересное индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш в речи...

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях»
Конспект индивидуального логопедического занятия. Цель: Автоматизировать звук [Л] в слогах, словах, предложениях....

Конспект подгруппового логопедического занятия на автоматизацию звука [Р]в слогах, словах, предложениях по теме «Зоопарк». (Для детей подготовительной группы 6-7 лет).
Цель: Автоматизация чёткого произношения звука [Р] в слогах, словах и предложениях Задачи:Образовательные:-актуалиазация словаря по лексической теме «Зоопарк» Коррекц...
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш в слогах, словах, предложениях у детей 4-7 лет.
Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука Ш в слогах, словах, предложениях у детей 4-7 лет. Цель: Автоматизация звука Ш в слогах, словах и предложениях.Тренировать ...

