ОД по Обучению грамоте «Ознакомление с буквой ь».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Тарасова (Леващева) Елена Владимировна

ОД по Обучению грамоте «Ознакомление с буквой ь».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_v_podg.gr_._po_obuch._gramote._bukva_.docx41.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по «Обучению грамоте»

в подготовительной группе (6-7 лет)

Тема: «Ознакомление с буквой ь».

Доминирующая образовательная область: «Речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Вид детской деятельности: речевая, коммуникативная, двигательная

Цель: Ознакомление с буквой ь.

Программное содержание: Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Совершенствование навыков конструирования. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Материалы и оборудование: листы с заданиями, карандаши простые,  контейнер с палочками Кюизенера и шнурочками.

Предварительная работа: Повторение пальчиковой гимнастики «На шоссе».

Структура занятия

I ч.

Вводная часть

Психологический настрой

2 мин.

II ч.

Основная часть.

1.Знакомство с новой буквой.

2. Нахождение ь в стихотворении

3. Чтение слов

4. Пальчиковая гимнастика «На шоссе»

5. Чтение предложений. Составление схем предложений.

6.Упражнение «Кто скорее?» Выкладывание буквы Ь из палочки и веревочки. 

7. Игра «Светофор».

25 мин

III ч.

Заключительная часть.

3 мин.

Длительность: 30 минут

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Наши умные головки

Будут думать много, ловко.

Ушки будут слушать,

Ротик четко говорить.

Ручки будут хлопать,

Ножки будут топать.

Спинки выпрямляются,

Друг другу улыбаемся.

  1. Основная часть.

Педагог. Чтобы узнать, чему будет посвящено наше занятие, давайте поиграем. Я буду произносить слово с мягким звуком на конце. Вы будете заменять мягкий звук в конце моего слова на твердый звук. Уголь.

1-й ребенок. Угол.

Педагог. Сталь.

2-й ребенок. Стал.

Педагог. Мель.

3-й ребенок. Мел.

Педагог. Моль.

4-й ребенок. Мол.

Если среди названных слов есть слова, неизвестные детям, педагог объясняет их значение.

Педагог. Итак, у нас получились пары слов:

уголь — угол,

сталь — стал,

мель — мел,

моль — мол.

- Чем же отличается первое слово в каждой паре от второго?

Дети. Первое слово заканчивается мягким согласным, а второе твердым согласным.

Педагог. О том, какая буква делает согласный мягким, мы и узнаем сегодня.

Работа по книге «Мой букварь». Знакомство с буквой Ь.

Педагог. Посмотрите на листы с заданиями. В верхней части правой страницы вы видите ь. С ним вы сегодня познакомитесь. Ь раскрашен в черный цвет, потому что не является ни гласной, ни согласной буквой. А как вы думаете, почему у ь нет ни одного кружка?

Дети. Значит, ь не обозначает звуков.

Педагог. Верно. Посмотрите на картинку рядом с ь. Послушайте стихотворение к ней.

С этой буквой просто мука:

Буква есть, но нету звука,

Потому что мягкий знак

Не произнесешь никак.

Педагог. Возьмите простые карандаши. Обведите в стихотворении все

мягкие знаки. Дети выполняют задание.

Педагог. Вы все сделали верно. Молодцы! Теперь рассмотрите картинку в нижней части страницы. Прочитайте слова под картинкой и найдите предметы, названия которых вы прочитали. Дети читают слова и показывают предметы на картинке.

Дети. Конь, пень, огонь, лось, рысь.

Педагог. Теперь прочитайте слова на следующей странице.

1-й ребенок. Мать.

2-й ребенок. Ноль.

3-й ребенок. Конь.

4-й ребенок. Огонь.

5-й ребенок. Пень.

6-й ребенок. Рысь.

7-й ребенок. Сидеть.

8-й ребенок. Лететь.

9-й ребенок. Бежать.

10-й ребенок. Играть.

11-й ребенок. Лепить.

12-й ребенок. Говорить.

13-й ребенок. Муравьи.

14-й ребенок. Воробьи.

15-й ребенок. Ульи.

16-й ребенок. Братья.

Педагог. Прочитайте слово под картинкой.

Дети. Колья.

Педагог. Что это такое?

Дети. Это заостренные палки.

Пальчиковая гимнастика «На шоссе».

Посмотрите-ка, ребята!     Ритмично хлопают в ладоши.

У зайчат два самоката.     На каждое название животного загибают по одному

                                          пальчику сначала на правой, потом на левой руке.

В джипе едут три медведя.

Мчится ежик на мопеде.

Вы поверите едва ли —

Катит волк на самосвале,

А лисица в лимузине

И цветы везет в корзине.

В синем вертолете — белка,

Волк — в летающей тарелке.

У бобра велосипед,

А у льва кабриолет.

Только серый бегемот

По шоссе пешком идет.      Маршируют на месте.

Педагог. И наконец, прочитайте предложение все вместе, хором.

Дети. Медведь спит в берлоге.

Конь скачет во весь опор.

На поляне стоят ульи.

На дереве затаилась рысь.

Педагог. Вы хорошо читали сегодня. А теперь на листочках запишем с помощью схемы 1 и 2 предложение.

Упражнение «Кто скорее?» Выкладывание буквы Ь из палочки и веревочки. Педагог. Давайте проведем соревнование. Кто скорее сложит букву ь из палочки и шнурочка? Обратите внимание, что полукруг из шнурочка расположен справа от палочки внизу. Дети берут палочки и шнурочки.

Педагог. Вы готовы? Раз, два, три. Начали. Дети выполняют задание.

Педагог. Здорово. Вы одновременно закончили выполнение задания! Значит, все стали победителями. Сложите палочки и шнурочки в контейнер. Дети складывают пособия в контейнеры.

Педагог. А сейчас поиграем в игру «Светофор». Если услышите в конце слова мягкий согласный – то поднимаете, зеленый круг светофора!
Мак, пень, лень, мел, мель, хлеб, сирень, стул, окунь, диван, конь, сыр, день, знак, тополь, василёк, букварь, день.

  1. Заключительная часть.

Воспитатель. Ребята, с каким знаком мы сегодня познакомились?

Дети. Мы познакомились с мягким знаком «Ь». Он не обозначает звука. При произношении смягчает согласный звук (букву) и меняет значение слова.

Воспитатель: Ребята, что вам понравилось на нашем занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентации. Обучение грамоте. Звук и буква...

Обучение грамоте. Звук и буква......

Конспект занятия по обучению грамоте « Знакомство с буквой «С»

Предложенный конспект занятия способствует закреплению знаний об изученных буквах; формировать грамматически граматную речь детей; воспитывать у детей отзывчивость и желание прийти на помощь друг друг...

Обучение грамоте. Звук и буква А

буклет предназначен для закрепления знаний при обучении грамоте детей дошкольного возраста (домашнее задание). содержит речевой и картинный материал...

Конспект занятия по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте "Звук и буква Ч"

занятие по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте...

Презентации к занятиям по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква "И", "Звук и буква "Г"

Материал для педагогов, пользующихся в работе методическим пособием Е.О.Астафьевой "Играем, читаем, пишем"...

Подготовка к обучению грамоте. Звук и буква "Ю" ( знакомство с йотированными буквами)

Цель: познакомить детей с буквой «Ю», обозначающейся 2 звуками.Формировать умение слышать при произношении сочетание звуков.Упражнять в образовании форм глаголов.Закрепить навыки нах...