ОД по Обучению грамоте «Ознакомление с буквой ь».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
ОД по Обучению грамоте «Ознакомление с буквой ь».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 41.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по «Обучению грамоте»
в подготовительной группе (6-7 лет)
Тема: «Ознакомление с буквой ь».
Доминирующая образовательная область: «Речевое развитие».
Интеграция образовательных областей: «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Вид детской деятельности: речевая, коммуникативная, двигательная
Цель: Ознакомление с буквой ь.
Программное содержание: Формирование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой. Совершенствование навыков конструирования. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Материалы и оборудование: листы с заданиями, карандаши простые, контейнер с палочками Кюизенера и шнурочками.
Предварительная работа: Повторение пальчиковой гимнастики «На шоссе».
Структура занятия
I ч. | Вводная часть | Психологический настрой | 2 мин. |
II ч. | Основная часть. | 1.Знакомство с новой буквой. 2. Нахождение ь в стихотворении 3. Чтение слов 4. Пальчиковая гимнастика «На шоссе» 5. Чтение предложений. Составление схем предложений. 6.Упражнение «Кто скорее?» Выкладывание буквы Ь из палочки и веревочки. 7. Игра «Светофор». | 25 мин |
III ч. | Заключительная часть. | 3 мин. |
Длительность: 30 минут
Ход занятия
- Вводная часть.
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
- Основная часть.
Педагог. Чтобы узнать, чему будет посвящено наше занятие, давайте поиграем. Я буду произносить слово с мягким звуком на конце. Вы будете заменять мягкий звук в конце моего слова на твердый звук. Уголь.
1-й ребенок. Угол.
Педагог. Сталь.
2-й ребенок. Стал.
Педагог. Мель.
3-й ребенок. Мел.
Педагог. Моль.
4-й ребенок. Мол.
Если среди названных слов есть слова, неизвестные детям, педагог объясняет их значение.
Педагог. Итак, у нас получились пары слов:
уголь — угол,
сталь — стал,
мель — мел,
моль — мол.
- Чем же отличается первое слово в каждой паре от второго?
Дети. Первое слово заканчивается мягким согласным, а второе твердым согласным.
Педагог. О том, какая буква делает согласный мягким, мы и узнаем сегодня.
Работа по книге «Мой букварь». Знакомство с буквой Ь.
Педагог. Посмотрите на листы с заданиями. В верхней части правой страницы вы видите ь. С ним вы сегодня познакомитесь. Ь раскрашен в черный цвет, потому что не является ни гласной, ни согласной буквой. А как вы думаете, почему у ь нет ни одного кружка?
Дети. Значит, ь не обозначает звуков.
Педагог. Верно. Посмотрите на картинку рядом с ь. Послушайте стихотворение к ней.
С этой буквой просто мука:
Буква есть, но нету звука,
Потому что мягкий знак
Не произнесешь никак.
Педагог. Возьмите простые карандаши. Обведите в стихотворении все
мягкие знаки. Дети выполняют задание.
Педагог. Вы все сделали верно. Молодцы! Теперь рассмотрите картинку в нижней части страницы. Прочитайте слова под картинкой и найдите предметы, названия которых вы прочитали. Дети читают слова и показывают предметы на картинке.
Дети. Конь, пень, огонь, лось, рысь.
Педагог. Теперь прочитайте слова на следующей странице.
1-й ребенок. Мать.
2-й ребенок. Ноль.
3-й ребенок. Конь.
4-й ребенок. Огонь.
5-й ребенок. Пень.
6-й ребенок. Рысь.
7-й ребенок. Сидеть.
8-й ребенок. Лететь.
9-й ребенок. Бежать.
10-й ребенок. Играть.
11-й ребенок. Лепить.
12-й ребенок. Говорить.
13-й ребенок. Муравьи.
14-й ребенок. Воробьи.
15-й ребенок. Ульи.
16-й ребенок. Братья.
Педагог. Прочитайте слово под картинкой.
Дети. Колья.
Педагог. Что это такое?
Дети. Это заостренные палки.
Пальчиковая гимнастика «На шоссе».
Посмотрите-ка, ребята! Ритмично хлопают в ладоши.
У зайчат два самоката. На каждое название животного загибают по одному
пальчику сначала на правой, потом на левой руке.
В джипе едут три медведя.
Мчится ежик на мопеде.
Вы поверите едва ли —
Катит волк на самосвале,
А лисица в лимузине
И цветы везет в корзине.
В синем вертолете — белка,
Волк — в летающей тарелке.
У бобра велосипед,
А у льва кабриолет.
Только серый бегемот
По шоссе пешком идет. Маршируют на месте.
Педагог. И наконец, прочитайте предложение все вместе, хором.
Дети. Медведь спит в берлоге.
Конь скачет во весь опор.
На поляне стоят ульи.
На дереве затаилась рысь.
Педагог. Вы хорошо читали сегодня. А теперь на листочках запишем с помощью схемы 1 и 2 предложение.
Упражнение «Кто скорее?» Выкладывание буквы Ь из палочки и веревочки. Педагог. Давайте проведем соревнование. Кто скорее сложит букву ь из палочки и шнурочка? Обратите внимание, что полукруг из шнурочка расположен справа от палочки внизу. Дети берут палочки и шнурочки.
Педагог. Вы готовы? Раз, два, три. Начали. Дети выполняют задание.
Педагог. Здорово. Вы одновременно закончили выполнение задания! Значит, все стали победителями. Сложите палочки и шнурочки в контейнер. Дети складывают пособия в контейнеры.
Педагог. А сейчас поиграем в игру «Светофор». Если услышите в конце слова мягкий согласный – то поднимаете, зеленый круг светофора!
Мак, пень, лень, мел, мель, хлеб, сирень, стул, окунь, диван, конь, сыр, день, знак, тополь, василёк, букварь, день.
- Заключительная часть.
Воспитатель. Ребята, с каким знаком мы сегодня познакомились?
Дети. Мы познакомились с мягким знаком «Ь». Он не обозначает звука. При произношении смягчает согласный звук (букву) и меняет значение слова.
Воспитатель: Ребята, что вам понравилось на нашем занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте « Знакомство с буквой «С»
Предложенный конспект занятия способствует закреплению знаний об изученных буквах; формировать грамматически граматную речь детей; воспитывать у детей отзывчивость и желание прийти на помощь друг друг...

Обучение грамоте. Звук и буква А
буклет предназначен для закрепления знаний при обучении грамоте детей дошкольного возраста (домашнее задание). содержит речевой и картинный материал...

Конспект занятия по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте "Звук и буква Ч"
занятие по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте...

Презентации к занятиям по подготовке к обучению грамоте "Звук и буква "И", "Звук и буква "Г"
Материал для педагогов, пользующихся в работе методическим пособием Е.О.Астафьевой "Играем, читаем, пишем"...

Подготовка к обучению грамоте. Звук и буква "Ю" ( знакомство с йотированными буквами)
Цель: познакомить детей с буквой «Ю», обозначающейся 2 звуками.Формировать умение слышать при произношении сочетание звуков.Упражнять в образовании форм глаголов.Закрепить навыки нах...

Конспект занятия по обучению грамоте «Ознакомление со звуками [с], [с’] и буквой Сс.»
laquo;Ознакомление со звуками [с], [с’] и буквой Сс.»...





