Конспект занятия по обучению грамоте «Ознакомление со звуками [с], [с’] и буквой Сс.»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Тарасова (Леващева) Елена Владимировна

«Ознакомление со звуками [с], [с’] и буквой Сс.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_po_obuch._gr_bukva_ss.docx21.65 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия  по Обучению грамоте в старшей группе

по теме «Ознакомление со звуками [с], [с’] и буквой Сс.»

Доминирующая ОО: Речевое развитие

Интеграция ОО: Познавательное развитие, Художественно- эстетическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие

Вид деятельности детей: игровая, речевая, двигательная.

Программное содержание:

Цель:  познакомить детей  со звуками [с], [с’] и буквой Сс.

Задачи: Совершенствование навыка слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквой Сс. Профилактика нарушений письменной речи. Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, тонкой и общей моторики. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Материал и оборудование: листочки, рабочая тетрадь и «Мой букварь» по числу детей, карандаши цветные и простые, синие флажки по числу детей, фишки, контейнер с чечевицей, мелкие предметы

Предварительная работа: Разучивание игрового упражнения «На коняшке»

Предполагаемый результат: у детей сформирован навык слогового анализа и синтеза; знают и отличают букву Сс от ранее изученных букв.

                                                                 Структура занятия

1.Вводная часть

2 мин

2.Основная часть

  1. Игра «Подними флажок».
  2. Упражнение «Кто скорее?»
  3. Работа по букварю.
  4. Подвижное упражнение «На коняшке».
  5. Работа в тетради.

20 мин

3.Заключительная часть

Подведение итогов занятия

3 мин

Длительность занятия 25 мин

Ход занятия.

1.Вводная часть.

Педагог встречает детей в дверях кабинета, организует приветствие, приглашает детей к столику, на котором стоит контейнер с чечевицей. В контейнере с чечевицей спрятаны небольшие предметы (свисток, соска, свинка, стаканчик).

Воспитатель:  Сегодня мы познакомимся с новой буквой, почитаем и поиграем.

- Для начала опустите руки в контейнер и выберите по одному предмету. Расскажите, что вы выбрали. С какого звука начинается это слово?

1-й ребенок. Я выбрала соску. Слово начинается со звука [с].

2-й ребенок. А у меня свисток. В этом слове тоже первый звук [с].

3-й ребенок. Я взяла стаканчик. Это слово начинается со звука [с].

4-й ребенок. А я нашла свинку. В этом слове тоже первый звук [с].

 Воспитатель:   Все верно. А теперь разделите названия этих предметов на слоги.

1-й ребенок. Сос-ка.  Два слога.

2-й ребенок. Свис-ток.  Два слога.

 3-й ребенок. Ста-кан-чик. Три слога.

4-й ребенок. Свин-ка. Два слога.

Воспитатель:  Молодцы! Вы справились с моими заданиями.

2. Основная часть

Игра «Подними флажок». 

Педагог раздает детям флажки.

Воспитатель:  Послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречается в нем чаще других.

Санки Сашины сломались,

На снегу лежать остались.

 Дети. Звук [с].

Воспитатель: Давайте произнесем звук [с] все вместе.

Дети вместе с педагогом произносят звук [с].

Воспитатель: Почувствуйте, когда мы произносим этот звук, язык стоит «мостиком» за нижними зубами, а зубы почти сжаты. Значит, во рту есть преграда из зубов.

-  Как вы думаете, звук [с] — гласный или согласный?

Дети. Согласный.

Воспитатель:  Верно. Его нельзя петь.

Воспитатель:  А сейчас вы будете поднимать флажок, как только услышите звук [с].

Для упражнения предлагается следующий материал: с, т, з, с, д, ш, и, с, ц, с;

 са, ту, шо, су, за, со, до;

санки, замок, коса, скакать, топать, ставить, сухой, широкий, простой.

Дети слушают и поднимают флажки, услышав звук [с].

 Воспитатель:  Молодцы! Вы были внимательными и не допускали ошибок.

Упражнение «Кто скорее?» 

Воспитатель: А сейчас уже знакомая вам игра «Кто скорее?» Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот и получит фишку. У победителя должно быть фишек больше всех.

- С, а. Что получилось?

1-й ребенок. Са.

Воспитатель: Верно. Получи фишку. С, о. Что получилось?

2-й ребенок. Со.

Воспитатель:  Правильно. Возьми фишку.

 Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: су, си, усы, сок, нос, сани. Педагог вместе с детьми считает фишки, определяет победителя.

 Работа по букварю.

Воспитатель:  Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней еще раз.

Санки Сашины сломались,

На снегу лежать остались.

- В каких словах этого стихотворения есть звук [с]?

Дети. Санки, Сашины, сломались, снегу, остались.

Воспитатель:  Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это большая и маленькая буквы Сс. Под ними вы видите два кружка: синий и зеленый. Что это значит?

Дети. Значит, буква Сс обозначает два звука: [с] и [с’].

Воспитатель: Верно. А в каких словах стихотворения есть звук [с’]?

Дети. Сломались, остались.

Воспитатель:  Отлично. Давайте поможем мальчику Саше найти на картинке в нижней части страницы все продукты и предметы, названия которых начинаются со звука [с].

 Дети. Салат, сосиски, слива, сковорода, солонка, сахарница, стакан, скатерть, стол, стул.

Воспитатель:  .Молодцы! Вы быстро нашли все предметы. Я вами горжусь. А в каком из этих слов есть звук [с’]?

Дети. Сосиски.

Педагог . Правильно. Какие вы внимательные! А теперь давайте почитаем, что написано рядом с зелеными кружками.

1-й ребенок. Са.

2-й ребенок. Су.

3-й ребенок. Со.

4-й ребенок. Си.

1-й ребенок. Сы.

2-й ребенок. Усы.

3-й ребенок. Оса.

4-й ребенок. Осы.

1-й ребенок. Сом.

2-й ребенок. Сок.

3-й ребенок. Сон.

4-й ребенок. Нос.

1-й ребенок. Квас.

2-й ребенок. Коса.

3-й ребенок. Сода.

4-й ребенок. Соки.

1-й ребенок. Гуси.

2-й ребенок. Хвост.

3-й ребенок. Стог.

4-й ребенок. Носики.

1-й ребенок. Оксана.

Воспитатель: Теперь рассмотрите картинки и прочитайте подписи под ними.

1-й ребенок. Стог.

2-й ребенок. Коса.

3-й ребенок. Носики.

Воспитатель: Что такое носики?

Дети. Это семена клена.

Воспитатель:  Теперь прочитайте предложения.

1-й ребенок. У Оксаны коса.

2-й ребенок. Оксана носит бусы.

3-й ребенок. По мосту ходит кот.

4-й ребенок. У кота усы.

Воспитатель:  Вы сегодня очень хорошо читаете. Молодцы! Обратите внимание: слово Оксана написано с большой буквы. Почему?

Дети. Имена людей всегда пишутся с большой буквы.

Воспитатель: Отлично. Можете закрыть буквари.

Подвижное упражнение «На коняшке». 

Я несусь как вольный ветер,

Самый быстрый я на свете.

На коняшке я скачу,

Над дорогою лечу.

Дети двигаются поскоками по кругу друг за другом. В руках держат перед грудью воображаемые вожжи.

Пролетают мимо речка,

Поле, сад, в саду овечка.

Я скачу, скачу, скачу,

Обогнуть весь мир хочу.

 Меняют направление движения.

Работа в тетради.

Воспитатель:  Посмотрите на страницу справа. Что вы видите в ее верхней части?

 Дети. Стол, стул, большую и маленькую буквы Сс.

Воспитатель: Верно. Раскрасьте сначала обе буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется?

Дети. Синий, потому что буква С — согласная. Дети раскрашивают буквы.

Воспитатель: А теперь подумайте, как правильно раскрасить стол и стул. Выполняйте задание. Дети выполняют задание, педагог контролирует их и оказывает им помощь, если это необходимо.

 Воспитатель:  Теперь положите карандаши. Давайте «напишем» букву Сс в воздухе. Дети «пишут» букву вместе с педагогом, который стоит к ним спиной.

 Воспитатель: А теперь посмотрите, как я пишу букву С на доске. Я пишу сверху вниз полукруг, открытый вправо. Возьмите простые карандаши, напишите четыре больших и три маленьких буквы по точкам.

- Слова и предложение мы будем писать на индивидуальных занятиях. Закройте тетради.

3. Заключительная часть.

- С какой буквой сегодня познакомились?

- Какой звук она обозначает?

- Что узнали нового и интересного?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки З-Зь. Буква З"".

Занятие для детей с ОНР по обучению грамоте в подготовительной к школе группе....

Конспект занятия по обучению грамоте на тему: Звук и буква Р

Данный конспект занятия предназначен для детей подготовительной группы...

конспект занятия по обучению грамоте по теме: "Звуки Л, Ль. Буква Л. Звуковой анализ слова ЛИСА.

Ззанятие составлено для воспитанников старшей группы специального детского сада для детей с ТНР....

Конспект занятия по обучению грамоте Тема: Согласный звук [Ф][Ф,], буква «Ф»

Задачи: познакомить детей с буквой «ф»; уточнить артикуляцию звуков[ф][ф,]; совершенствовать умение детей рассуждать, чётко выражая свои мысли; закреплять умения делить слова на слоги; составлять пред...

Конспект занятия по обучению грамоте по теме:Звуки [c], [c\'] и буквы С с

Занятие разработано по программе "Радуга", для детей подготовительной группы. Дети знакомяться со звуками [c] [c'], учатся выделять эти звуки в словах и распознавать графическое изображе...

Конспект занятия по обучению грамоте по теме: "Звук [С], [С\'] и буква "С"

Закрепление знания о звуках [с], [с’] и букве «С»...