конспект занятия по обучению грамоте по теме: "Звуки Л, Ль. Буква Л. Звуковой анализ слова ЛИСА.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Ззанятие составлено для воспитанников старшей группы специального детского сада для детей с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l-l_lisa.docx125 КБ

Предварительный просмотр:

Яворович Софья Сергеевна

учитель-дефектолог

ГУО «Специальный детский сад №6 для детей с нарушением речи г. Пинска»

высшая квалификационная категория

педагогический стаж – 21 год

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (от5 до 6 лет)

Тема: «Звуки Л-ЛЬ. Буква Л. Звуковой анализ слова Лиса»

Программное содержание:

  • Закреплять навык произношения звука в слогах, словах.
  • Закреплять умение определять мягкий и твёрдый звуки, правильно выделять их в словах.
  • Развивать умение  образовывать мн. ч. существительного Именительного и Родительного падежа;
  • Развивать умение  образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными  суффиксами;
  • Познакомить с графическим изображением звука Л.
  • Развивать умение делить слова на слоги;
  • Развивать умение проводить звуковой анализ слова с помощью моделей звуков.

Предварительная работа: проведение игры «Весёлый поезд» (деление слов на слоги), игры «Поймай комарика» (определение заданного звука в слове), игры «На что похожа буква», игры «Один-много», «Чего не стало», «Назови ласково», отгадывание загадок о диких животных и посуде.

Подготовка к занятию:  изготовление символов звуков Л (по количеству детей и демонстрационный), И (демонстрационный), С (демонстрационный), А (демонстрационный), картинок Лиса (демонстрационный и по количеству детей), подготовка иллюстраций к игре «На что похожа буква».

Оборудование: картинки «Лиса» по количеству детей и демонстрационная, красные, зелёные, синие фишки, символы звуков, указки, мяч, буквы Л, И, С, А, счётные палочки, веер.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

2. Знакомство со звуком [Л].

Отгадать загадку, назвать первый звук в слове:

Сама не ем,

А людей кормлю. (Ложка)

Объясняется артикуляция звука [Л]:

- губки слегка в улыбке;

- зубки сближены;

- узкий кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам;

     - горлышко «работает».

Символ звука: корабль плывёт: ЛЛЛЛЛ...

 Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, звонкий.

3. Проговаривание слогов и слов с движением (дети выполняют его стоя возле стульев).

Произнося слоги (ла-ла-ла), дети вращают кистями рук над головой, делают «Фонарики».

Далее дети произносят слова ЛАМПА и ЛУНА следующим образом:

Лампа

Лам -

Па -

Дети делают одно вращательное движение кистями рук («фонарик»)

Прижимают кулачки к груди

Луна

Лу -

На -

Дети делают одно вращательное движение кистями рук («фонарик»)

Протягивают руки перед собой, ладонями вверх

4. Дидактическое упражнение «Семафор» (подними символ, если услышишь звук [Л]»:

л, г, з, л...; ла, ма, му, лу...; ал, ол, ум, ип...;

 ласка, ложка, пила, кошка, стол, башня, полка...

5. Игра «Один - Много» (проводится с мячом)

Послушай слова, измени по образцу.

Усложнённое задание

Лапа –лапы – много лап

Ложка

Лось

Пила

Клоун – клоуны – много клоунов

Велосипед

Блокнот

Лампа

Салат

Яблоко

6.Игра «Назови ласково» (проводится с мячом)

Послушай слова, назови ласково.

Усложнённое задание

Вилка – вилочка

Стол

Стул

лапа

Лампа – лампочка

Яблоко

Каблук

Слон

Лужа

колбаса

7. Знакомство с буквой Л.

Представление буквы

Игра «На что похожа буква Л»

8. Выкладывание буквы из пальчиков, из палочек

9. Физкультминутка.

Координация речи с движением

Лампочка перегорела

Вероятно заболела

И теперь у нас темно

Лишь луна глядит в окно

Дети делают «Фонарики»

Наклоняют голову к плечу и подносят сложенные ладошки к лицу

Указывают на себя, затем закрывают лицо руками

Соединяют руки в кольцо над головой

10. Звуковой анализ слова «ЛИСА».

Загадка про лису

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной - ….
(Лиса)

 - Сегодня мы разбираем слово ЛИСА.

 - Назовите первый звук в слове. Какой это звук? (гласный или согласный, если согласный, то твёрдый или мягкий, звонкий или глухой)

Выставляется символ звука.

  - Каким цветом его обозначаем?

Также характеризуются  все остальные звуки и обозначаются символами и фишкой.

Далее дети самостоятельно, на своих местах. проводят звуковой анализ слова, используя цветные фишки и картинки с рисунком ЛИСА (на рисунках есть рамки для слова. Усложнение: рамка без деления на части; более лёгкий вариант – рамка поделена на 4 квадрата: по количеству звуков в слове.

В конце работы прочитывается всё слово, чтобы проверить, правильно ли найдены все звуки.

  - Сколько слогов в слове ЛИСА?

 - Сколько звуков в слове ЛИСА?

 - Сколько гласных звуков, сколько согласных звуков, сколько мягких согласных звуков в слове, сколько твёрдых согласных звуков в слове?

К доске выходят 4 ребёнка.

 - Сейчас я раздам вам буквы, а вы должны будете составить слово. Остальные ребята проверят, правильно ли составили слово.

11. Итоги занятия.

Литература:

  1. Старжинская, Н.С. Подготовка к обучению грамоте в детском саду: занятия, игры, занимательный материал: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих дошкольное образование/ Н.С. Старжинская. Минск: Новое знание, 2011.
  2. Щерба, Н.В. Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: пособие для педагогов учреждений образования, реализующих программу специального образования на уровне дошкольного образования/ Н.В.Щерба. Мозырь: ООО ИД «Белый        ветер», 2014.
  3. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению    грамоте: Пособие для воспитателей, логопедов и родителей/ Т.А.Ткаченко. М., 2000.


http://omel.ucoz.ru/_ld/2/s13602301.jpg


https://otvet.imgsmail.ru/download/e95437a273285388a78bb07b3ec08f0d_i-1920.jpg

http://900igr.net/data/chtenie/Alfavit-S.Lupan.files/0012-023-Kto-zakryl-Solntse.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки З-Зь. Буква З"".

Занятие для детей с ОНР по обучению грамоте в подготовительной к школе группе....

Конспект занятия по обучению грамоте на тему: Звук и буква Р

Данный конспект занятия предназначен для детей подготовительной группы...

Конспект занятия по обучению грамоте по теме:Звуки [c], [c\'] и буквы С с

Занятие разработано по программе "Радуга", для детей подготовительной группы. Дети знакомяться со звуками [c] [c'], учатся выделять эти звуки в словах и распознавать графическое изображе...

Обучение грамоте в старшей группе. Тема: Звуки ( с - с*) и буква С. Звуковой анализ слова : лиса.

Уточнить артикуляцию звуков ( с- с*); упражнять детей в определении места звука  в слове и в проведении  слого- звукового анализа слова; повторить значение терминов « слоги» , &l...

Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки [г],[гь], буква Г

Целью данного конспекта является закрепелние у детей представлений о звуках[г], [гь], знакомство с буквой Г....

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы Тема: Звуковой анализ слова «слон»

Цель:Создать условия по овладению первоначальными основами грамотыЗадачи:Освоение звукового анализа словРазвитие представлений о гласных звукахРазвитие умения отличать гласные звуки от согласныхОбучен...

Конспект занятия по обучению грамоте по теме: "Звук [С], [С\'] и буква "С"

Закрепление знания о звуках [с], [с’] и букве «С»...