Конспект занятия по обучению грамоте на тему: Звук и буква Р
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Данный конспект занятия предназначен для детей подготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_r_flyuza.docx16.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звук и буква Р»

Цель: : Познакомить детей со звуком [Р] и буквой Р

образовательные задачи:

- формировать у детей умение характеризовать звук [Р] по акустическим и артикуляционным признакам;

- упражнять детей в правильном произнесении звука [Р] в слогах, словах и в предложениях; в определении места звука [Р] в словах;

-совершенствовать умение детей составлять предложения по предметным картинкам, деление их на слова, подбор родственных слов ,пересказ сказки «Ворона и рак» (по Л.Н.Толстому).

 развивающие:

- развивать фонематические процессы;

 - развивать мышление, память, общую и мелкую моторику;

- развивать навык звуко-буквенного анализа слов;

воспитательные:

- воспитывать у детей умение вслушиваться в свою речь и в речь окружающих;

- формировать навык сотрудничества на занятии.

Средства реализации:  предметные картинки (рак, рама, радуга, карандаш, барабан,      рука, рубашка, кукуруза, куры, шар, арбузы, карта, груши, крыша, зебра,    баран, гитара, рыба, тигр, шарф), несколько картинок на [Р’], [Л], текст сказки «Ворона и рак», наборы для составления схем слов, тетради, ручки,

             

Ход организованной образовательной деятельности

I.Организационный момент.

Дети проговаривают: Мы будем заниматься,

          Мы будем все стараться,

           Будем четко говорить,

           Будем думать, не спешить.

1.Упражнение на развитие внимания «Запомни и повтори»

II. Сообщение темы занятия.

 Отгадывание по характеристике звука [Р],

      Произнесение громко, тихо, шепотом, хором и индивидуально.

III. Характеристика звука [Р] по акустическим и артикуляционным признакам. (аналогично предыдущим занятиям) Звук Р- согласный, твердый, сонорный

IV. Развитие фонематического восприятия.

- Хлопните в ладоши, если услышите твердый звук [Р]:

Р, М, Л, Р, Д, З, Р

Ма, ол, ро, ур, та, ру

Рак, малина, книга, корова, топор, стол, рама

V. Произношение звука [Р] в слогах.

 - Прослушайте ряды слогов, запомните и повторите.

                       ра-ро-ру-ры                                               ар-ор-ур-ыр

        шра-шро-шру-шры                                    ашр-ошр-ушр-ышр

                      рша-ршо-ршу-ршы                                     арш-орш-урш-ырш

V. Произношение звука [Р] в словах

–Мы с вами читали сказку «Ворона и рак      а) беседа по содержанию:

          Как называется сказка? Кто написал её?

          О ком эта сказка? О чём она?

          Кто поймал рака?

          Что решила сделать ворона?

          Как удалось раку спастись?

          Как рак перехитрил ворону?

          Какой рак? Назовите признаки.

          Какая ворона? Назовите признаки.

б) повторное чтение;

Упражнения по тексту

   1.Припоминание слов со звуком [Р]:

               рак, ворона, озеро, рот, брат, сестра, родители;

2.  Подбор родственных слов:

            ворона – ворон, вороний, воронье, воронёнок, воронята, проворонить;

            рак – раковый, рачок, рачище, ракушка.

   Физкультминутка.

VI. Произношение звука [Р] в предложениях

  Составление предложений по картинкам на [Р]:  

       а) составление предложений по отобранным картинкам, деление их на слова.

VII. Звуковой анализ слова БРАТ. (выкладывание звуковой схемы на доске и столах у детей)

VIII. Знакомство с буквой эР.

Мы сегодня с вами произносили много разных звуков. А теперь давайте же познакомимся с новой буквой. Звук [Р] обозначается буквой «Р»

-На что похожа буква Р

-сложите букву Р из нитки.

-Где находится буква Р в слове БРАТ?

IX.   Итог занятия:

- С каким звуком мы сегодня с вами познакомились?

- Дайте характеристику звуку [Р].

- С какой буквой вы познакомились?