Формирование графомоторных навыков старших дошкольников
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа)

Еделева Наталья Викторовна

В период дошкольного детства приходит закрепление межполушарной асимметрии, формирование доминантного полушария по речи, индивидуальному профилю, сочетающему ведущее полушарие с ведущей рукой, ногой и др. При этом именно возраст 5 лет соотносится с окончательным выбором ребенком ведущей руки.Преобладание левой руки, безусловно, может повлиять на процесс написания, и это нужно учитывать на начальном этапе — при формировании навыков письма.

 
Если учесть эти особенности и нейропсихологические аспекты письменной деятельности, то можно повысить её эффективность и создать благоприятную среду для обучения ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование графомоторных навыков старших дошкольников

В период дошкольного детства приходит закрепление межполушарной асимметрии, формирование доминантного полушария по речи, индивидуальному профилю, сочетающему ведущее полушарие с ведущей рукой, ногой и др. При этом именно возраст 5 лет соотносится с окончательным выбором ребенком ведущей руки.

Мозговая организация у дошкольников с ведущей правой рукой и у детей с ведущей левой рукой имеет отличия. По данным А.В. Семенович, у «правшей» существуют четко обозначенные зоны мозга, выполняющие определенные функции, у «левшей» же наблюдается так называемая внутриполушарная функциональная недифференцированность (мозговой центр, всегда выполняющий у детей с ведущей правой рукой одну и ту же функцию, у детей с ведущей левой рукой может выполнять совершенно другую). Также у «левшей» наблюдается меньшая степень межполушарного взаимодействия, разница между полушариями головного мозга
выражена в меньшей степени, чем у «правшей».

 У детей с ведущей левой рукой наблюдаются часто трудности в усвоении любого рода навыков, в особенности двигательных, а также затруднения при формировании пространственных представлений и пр. Ведущее положение левой руки, несомненно, может сказываться на процессе реализации письма, что необходимо учитывать на одной из его начальных ступеней – формировании графомоторных навыков. В процессе формирования графомоторных навыков учет этих особенностей, а также нейропсихологических механизмов самой письменной деятельности способен повысить ее эффективность и создать комфортные условия для обучения ребенка.

Тенденция современного образования ориентирована на обучение детей с учетом
их психофизиологических особенностей. В связи с этим присутствующее ранее ориентирование ребенка при письме исключительно на удержание ручки в правой руке сменилось принятием выбора ребенка и оказание ему помощи при освоении письма левой рукой. Это важно с точки зрения психофизиологии, ведь выбор левой руки ребенком не означает его простое предпочтение к ней, а является отражением структурной организации мозга. Ведущая левая рука часто соотносится с доминантой правого полушария, а значит, преобладанием в деятельности его характерных черт, что сопряжено с рядом трудностей. Для большинства леворуких детей характерны трудности осуществления зрительно-моторных координаций, нарушения пространственного восприятия, повышенная утомляемость и сниженная работоспособность, присутствуют тревожность и излишняя возбудимость.

Письменная речь является интегративной и целостной системой, которая обеспечивается тесным взаимодействием ряда высших психических функций, к которым следует отнести: восприятие различных модальностей, речь, память, а также предметные действия. Обеспечивая необходимые составляющие письма – различение фонем, подбор образа представления буквенного знака и реализация движений пишущей руки, они олицетворяют собой психологическое содержание письма. С позиции эмоционально-волевого обеспечения важными при рассмотрении будут являться эмоциональные реакции, волевые усилия, а также мотивы деятельности.

Своевременность развития письма определяется совокупностью предпосылок, среди которых:

− формирование (или сохранность) устной речи и оперирование ее характеристиками;
− формирование (или сохранность) зрительно-пространственного и слухо-пространственного гнозиса, сомато-пространственных ощущений, знание и ощущение схемы тела, «правого» и «левого»;

− сформированность двигательной сферы (разных видов праксиса рук, переключаемости, устойчивости и других характеристик движения), формирование абстрактных образов действий с предметами и способов их осуществления;
− целостность общего поведения, включая регуляцию и саморегуляцию, способность осуществлять контроль за выполнением действия, намерения и мотивы поведения.

Каждый из перечисленных компонентов претерпевает изменения в процессе формирования и развития письменной деятельности, но сохраняется при этом в ее структуре, прямо или опосредованно влияя на письмо. Поэтому не представляется возможным выделить какую-либо конкретную область, обозначенную как место локализации письма как функции. Исследования показали, что письмо обеспечивается взаимодействием нижнелобной, нижнетеменной, височной и затылочной зон коры левого полушария мозга.

Графомоторные навыки представляют собой специфичные движения и положения пишущей руки, необходимые для начертания графических элементов. Они являются структурной единицей письма, следовательно, важным при их рассмотрении будет описание их специфики внутри письменной деятельности и ее структурной мозговой организации. Рассматривать графомоторные навыки изолированно от собственно письма, значит, не принимать во внимание значимые компоненты его развития.

Поскольку графомоторный навык является частью двигательной сферы, целесообразно рассматривать его с опорой на концепцию организации движений Н.А. Бернштейна. Любое движение при этом может быть рассмотрено как сложная система, имеющая несколько уровней, каждый из которых характеризуется «ведущей афферентацией» и собственным набором регулируемых движений. Автором концепции были выделены пять уровней регуляции движений в зависимости от реализующих его структур: рубоспинальный, таламо-паллидарный, пирамидно-стриальный, теменно-премоторный, корковый «символический». Первый и второй уровни отвечают за регуляцию непроизвольных движений (движения гладкой мускулатуры, тонус и др.). Уровни с третьего по пятый осуществляют регуляцию двигательных актов, в которых участвуют как движения всего тела, так и отдельных частей тела: рук (предметные действия, рисование, письмо и др.), лица (мимика) и др.

Согласно данной концепции, при формировании любого навыка можно условно
выделить два периода. Первый сопряжен с установлением навыка и включает в себя
следующие компоненты:

1) становление ведущего уровня;

2) определение состава движений, в том числе на уровне наблюдения и анализа движений другого человека;

3) выявление адекватных коррекций как «самоощущение этих движений – изнутри», как отправная точка развития навыка, наиболее устойчивая;

4) переключение фоновых коррекций в низовые уровни, в результате чего происходит автоматизация навыка.

Далее следует стабилизация навыка. Второй период также представлен несколькими сменяющими друг друга фазами: синергетическая фаза, то есть срабатывание нескольких разных уровней вместе; фаза стандартизации, то есть запечатление навыка и возможность его повторения; фаза стабилизации, благодаря чему навык становится устойчивым к помехам.

При этом навык не рассматривается как нечто статичное, а анализируется сквозь
призму концепции переключения уровней, перехода с ведущего уровня на уровень автоматизма, фонового автоматизма. Стоит принимать во внимание, что навык подвержен внешним (например, отсутствие упражнений) и внутренним (усталость, болезнь и пр.) влияниям, в результате чего может быть деавтоматизирован, то есть частично утерян, и реавтоматизирован, то есть восстановлен.

Как было отмечено выше, важным для закрепления навыка является упражнение.
Однако на эффективности данного процесса могут сказываться различные факторы. К
основным можно отнести следующие: правильное распределение упражнений во временном отрезке, осмысление обучающимся принципа, базисного плана выполнения действий, знание результатов выполненного действия, влияние ранее усвоенных знаний и выработанных навыков на данный момент научения, рациональное соотношение репродуктивности и продуктивности.

Являясь неотъемлемой частью учебной деятельности, навык подлежит фиксации,
ведь иначе результаты обучения будут не вполне ясны. Поэтому в качестве объективных показателей сформированности навыка можно отметить две группы показателей.
Данные показатели справедливо применимы и к процессу формирования графомоторных навыков. Среди них выделяются:

− внешние: правильность и качественность навыков оформления, куда следует отнести отсутствие ошибок, скорость выполнения отдельных операций или их последовательности;
− внутренние: отсутствие направленности сознания на форму выполнения действия,
отсутствие напряжения и быстрой утомляемости, выпадение промежуточных операций,
то есть редуцированность действия.

Графомоторный навык тесно сопряжен с уровнем развития моторики, поэтому важно рассмотреть ее специфические особенности с позиции нейропсихологии. Мелкая моторика представляет собой совокупность скоординированных движений мышечной, нервной, сенсорной и костной систем организма. Она находит свое проявление как в крупных движениях, так и более мелких, например, направленных на захват и удержание предметов. Мелкая моторика как часть психической деятельности взаимосвязана с различными компонентами. При этом, рассматривая психомоторную сферу дошкольников, в современных педагогических системах практиками образования недостаточно внимания уделяется развитию именно крупных и мелких
движений.

Наряду с мелкой моторикой в реализации письма участвует крупная моторика –
удержание позы во время письма, сохранение положения рук, наклон туловища. Зарубежный исследователь С. Годдарт Блайт отмечает, что значительный процент детей, испытывающих трудности при обучении в школе, характеризуется нейромоторной незрелостью, то есть незрелостью моторных навыков. Это еще раз подчеркивает важность проработки возникающих трудностей в моторной сфере не в направлении «сверху вниз», то есть через многократные упражнения в том, что не получается, а обосновывает подход «снизу вверх», то есть от чего-то более простого и базисного. Тем самым при возникновении трудностей в овладении графомоторным навыком внимание стоит акцентировать не на упражнениях в начертании
символов и элементов, а на состоянии готовности крупной и мелкой моторики.

Важным элементом письма является достаточный уровень развития зрительно-моторной координации и пространственных представлений. Чтобы образ элементов, а затем и графемы были сложены верно, необходимо точное понимание отношения графических элементов относительно друг друга и строки. Старший дошкольный возраст характеризуется развитием данных умений, однако не все из них совершенны. Поэтому при формировании графомоторных навыков важно отрабатывать эти умения.

Рис. 1 Показатели сформированности графомоторных навыков у старших дошкольников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи

Представлены основные направления работы по формированию  графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи...

"Формирование графомоторных навыков у дошкольников"

В настоящее время все более актуальной становится проблема преемственности дошкольного и младшего школьного звеньев образовательной системы. Наиболее остро, на практике, она п...

"Формирование графомоторных навыков у дошкольников с ОНР"

консультация для воспитателей и логопедов...

«Формирование графомоторных навыков у дошкольников в условиях детского сада» март

laquo;Формирование графомоторных навыков у дошкольников в условиях детского сада» март...

Формирование графомоторных навыков у дошкольников.

Рекомендации по формированию графомоторных навыков у дошкольников....

Опыт работы воспитателя на тему:«Формирование графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Недостаточный уровень сформированности графомоторных навыков приводит к ошибкам на письме в школе, что в свою очередь приведёт к снижению общей успеваемости и к школьной дезадаптации. Сдесь предс...