ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ» (возрастная группа 5-7 лет)
рабочая программа по обучению грамоте (старшая группа)

Дополнительная образовательная программа «Обучение грамоте» составлена на основе авторской программы Л.Е Журовой, Н.С.Варенцовой, Н.В.Дуровой, Л.Н Невской «Обучение дошкольников грамоте» с элементами авторской программы Е.В.Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_5-7_zhigaylo.docx57.37 КБ

Предварительный просмотр:

Управление дошкольного образования администрации МО ГО «Сыктывкар»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1» г. Сыктывкара

«Челядьöс 1 №-а видзанiн» школаöдз велöдан Сыктывкарса

муниципальнöй асшорлуна учреждение

(МАДОУ «Детский сад № 1» г. Сыктывкара)

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ»

(возрастная группа 5-7 лет)

Срок реализации: 2 года

Составитель: Жигайло Елена Михайловна

воспитатель высшая квал. кат.

г. Сыктывкар, 2025

Содержание:

Раздел 1. Целевой

Пояснительная записка

Актуальность

Нормативные документы

Общая цель программы

Основные направления программы

Задачи рабочей программы

Обще-дидактические принципы программы

Значимые для разработки и реализации рабочей программы возрастные и индивидуальные особенности детей

Ожидаемый результат

Раздел 2. Содержательный

Тематический план для детей 5 - 6 лет.

Тематический план для детей 6 - 7 лет.

Раздел 3. Организационный

Организационно – педагогические условия реализации программы

Работа с родителями

Список используемой литературы

Пояснительная записка

Введение в действие ФГОС ДО диктует внедрение новых подходов к созданию в детском саду системы комплексной помощи детям при подготовки к школе.

«Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего, необходимо достаточное развитие фонематического слуха произносительной стороны речи, что служит основой овладения  навыками звукобуквенного анализа» А.Р. Лурия.

Дополнительная образовательная программа «Обучение грамоте» составлена на основе авторской прогаммы Л.Е Журовой, Н.С.Варенцовой, Н.В.Дуровой, Л.Н Невской «Обучение дошкольников грамоте» с элементами авторской программы Е.В.Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты». Программа соответствует ФГОС ДО, имеет социально – педагогическую направленность и способствует развитию мотивации ребенка к познанию и творчеству, созданию условий для всестороннего развития личности ребенка. В программе используется системный, комплексный, личностный подход к развитию детей. При системном подходе рассматриваются пути освоения ребенком языка в единстве сознания и деятельности. Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания).

Актуальность: сегодня будущим дошкольникам предлагается выбор образовательного учреждения, профиля образования, программ, учебников, итоговых экзаменов (ЕГЭ). Поэтому подготовить ребенка к школе, школьному обучению, помочь перейти ему на новую ступень – задача воспитателей, учителей и родителей. Данная кружковая форма работы позволяет решить задачу обучения элементарным навыкам чтения со значительно большим эффектом, так как учитывает индивидуальные особенности детей, а также позволяет оптимально дозировать нагрузку на каждого ребенка в группе.

Общая цель данной программы

Данная программа направлена на предупреждение нарушения устной и письменной речи. Программа рассчитана на 2 года. Реализуется за рамками основной образовательной деятельности. Количество занятий 1 раз в неделю. Продолжительность 25 минут (5-6 лет) и 30 минут (6-7 лет). Работа проводится фронтально. Предлагаемый цикл занятий способствует развитию звуковой культуры речи, звукобуквенного анализа, а также развитию внимания, мышления, памяти, развивает интерес и способности к чтению.

Основные направления программы

- развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи;

- развитие навыков звукобуквенного анализа слов;

- формирование буквенного гнозиса;

- развитие ручной умелости и графомоторных навыков;

- развитие мыслительных операций, моделирование артикуляции звуков;

- формирование интереса к чтению;

- развитие психических процессов.

Задачи программы:

  1. Формирование интереса к процессу обучения.
  2. Развитие звуковой культуры речи.
  3. Умение проводить звуковой анализ и синтез слов, сравнение слов по звуковому составу.
  4. Развитие умений говорить и слушать других людей.
  5. Развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи, к речи окружающих людей.
  6. Обогащение словарного запаса детей.
  7. Усвоение единиц языка: звук, слог, слово, предложение.

Обще-дидактические принципы:

  • Научность;
  • Систематичность;
  • Постепенность усложнения;
  • Перспективность;
  • Доступность;
  • Связь с жизнью.

Значимые для разработки и реализации рабочей программы возрастные и индивидуальные особенности детей

Возрастные особенности детей 5-6 лет.

          Рост и развитие ребёнка протекает неравномерно. Процесс идёт то быстрее, то медленнее, причём включает в себя периоды резких перемен, скачкообразных переломов. Каждому новому этапу может предшествовать небольшой спад.

          Поскольку нервная система детей пока незрелая, то приобретение новых навыков делает их эмоционально неустойчивыми. Каждый новый освоенный этап - своего рода перелом.

          Общему психическому развитию содействует активизация воображения. Педагоги должны научиться ценить в дошкольнике неспособность делать по указанию или образцу то, что предлагает взрослый, а придумывать свои собственные планы, формировать замыслы и реализовать индивидуальное воображение во всех видах деятельности.

          Особенность детей данного возраста - интерес и тяга к красивому, эстетически ценному. И с этим нельзя не считаться педагогу, выбирая методические, приёмы работы с дошкольниками. Эстетичность используемых наглядных материалов, их композиции на занятии, например, математикой, во многом определяет степень заинтересованности ребят самим предметом. Образы из окружающей жизни и литературы становятся сложнее.

          У дошкольника продолжает развиваться речь: звуковая сторона, лексика, грамматический строй. Дети начинают употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные.

          К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития.

Необходимо привить детям вкус к размышлению и рассуждению, поиску решений. Научить испытывать удовольствие от прилагаемых интеллектуальных усилий и получаемого в виде решения проблемы интеллектуального результата.

          Важно, чтобы ребятам сопутствовал успех.

          В качестве резюме отметим самые важные с точки зрения обучения и развития психологические особенности детей 5-6 лет:

ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами внимания и запоминания, эмоциональными реакциями; в любом виде деятельности может выйти за пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в сознании одновременно цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса; ведущее значения приобретает развитие воображения.

 

Возрастные особенности детей 6-7 лет

          У детей подготовительной к школе группы продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено.

          Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

          Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер отношений,' формирующихся в этом возрасте. Дети начинают, активно, употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.

          У дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Ожидаемые результаты:

         К концу курса дети могут:

- различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».

- выделять слова в предложении, определять их место;

- составлять предложение с заданным словом;

- делить слова на слоги, считать слоги в слове;

- составлять слова из готовых слогов;

- знать, что в слове один слог – главный, ударный.

- иметь представление о классификации звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий - глухой);

- проводить звуковой анализ слов и 3-4, 5-6 звуков;

- понимать и различать понятия «звук» и «буква».

- читать простые по звукобуквенному составу слова и небольшие тексты.

Мониторинг качества освоения программы  «Обучение грамоте»

Формы и методы контроля

          Важной задачей обучения чтению является диагностика усвоенных знаний. Это не только показатель работы педагога, но и важный аналитический материал, позволяющий корректировать содержание, методы и формы работы с детьми по данной проблеме.

          Одной из форм диагностики может быть педагогический мониторинг.

Педагогический мониторинг - это педагогическая деятельность, направленная на изучение фактического состояния и специфических особенностей субъектов педагогического взаимодействия, а так же на прогнозирование тенденций их развития как основы для целеполагания и проектирования педагогического процесса. Таким образом, использование в педагогическом процессе технологий образовательного мониторинга позволит решить выявленные проблемы, поскольку мониторинг предполагает:

Постоянный сбор информации об объектах контроля, то есть выполнение функции слежения;

Изучение объекта по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений;

Компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность

в педагогический процесс.

 

Целью педагогического мониторинга является отслеживание результатов реализации программы, наблюдение за развитием личности ребенка.

Для отслеживания результатов образовательного процесса используются следующие виды контроля:

начальный контроль (сентябрь),

итоговый контроль (апрель)

Сводная таблица данных отражает динамику роста овладения детьми навыками чтения.

При проведении диагностики следует опираться на следующие принципы:

1. Результаты диагностики не должны получать в мнении педагога эмоциональную или этическую окраску.

2. Результаты диагностики должны рассматриваться как конфиденциальная информация.

  1. Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребёнка обстановке. Во время свободных игр, в режимные моменты, на прогулке или на занятиях воспитатель наблюдает за поведением детей. Результаты своих наблюдений воспитатель фиксирует.

для детей 5-6 лет:

п/п


 

Ф.И. ребенка


 


 

 

Умение понимать роль звука в слове

Умение называть слова с заданным звуком.

Умение различать гласные и согласные звуки, обозначать их на схеме.

Умение различать согласные звуки: твёрдые и мягкие.

Умение различать согласные звуки: глухие и звонкие.

Умение делить слова на слоги.

Умение вычленять ударение, определять его место в слове.

Умение составлять слова из

2-х, 3-х слогов и отдельных букв.


 

Общее кол-во баллов

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

для детей 6-7 лет:

п/п


 

Ф.И. ребенка


 


 

 

Различает звук, слог, слово

Определяет последовательность звуков в слове

Правильно определяет ударный слог в слове

Правильно составляет предложение

Умеет схематически изобразить предложение

Употребляет в речи синонимы, антонимы

Использует в речи сложные предложения

Читает слоги, слова, предложения


 

Общее кол-во баллов

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка дается по трехбальной системе.

Уровень развития ниже среднего – 1 балл – компоненты не сформированы

Средний уровень развития - 2 балла – компоненты не достаточно сформированы

Уровень развития выше среднего – 3 балла – все компоненты сформированы

Содержание программы

Программа рассчитана на 2 учебных года, возраст детей 5-7 лет. Набор детей свободный по желанию родителей, возможно присоединение к группе занимающихся в течение учебного года. Специальная подготовка для зачисления обучающихся в группу не требуется, зачисляются дети с различным уровнем подготовки, без определенных навыков и знаний.

Учитывая специфику занятий, возрастные особенности детей, соблюдая санитарные нормы и требования здоровьесбережения в рамках образовательного процесса, для планомерного распределения нагрузки оптимальной является следующая форма организации работы:

Возраст

детей

Наполняемость

Продолжительность занятия

Количество занятий в неделю/ в год

Старшая группа

(5-6 лет)

до 15 человек

25 мин

2/64

Подготовительная группа

(6-7 лет)

до 15 человек

30 мин

2/64

Итого

128

Расписание занятий составляется в соответствии с требованиями СанПиНа и с учетом возраста обучающихся. Программа реализуется через организацию взаимодействия взрослого и детей по средствам занятий, весь курс рассчитан на 30 занятий.

  • Комплексно-тематический план работы с детьми старшей группы (5 -6 лет)

Месяц

Тема

Задачи

Октябрь

«Собери слова в коробку»

«Скажи как я»

«Назови слово»

Закреплять представления детей о слове;

Интонационно выделять звук в слове, различать на слух твердые и мягкие согласные звуки; определять первый звук в слове.

«Какой звук жужжит?»

«Назови слова»

«Раздели слова»

Закреплять умение интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком; учить детей делить на слоги двухсложные слова.

Игра «Кто у кого?»

«Отгадай мое слово»

«Кто внимательный?»

Учить детей делить на слоги двухсложные и трехсложные слова, познакомить с термином «слог»; учить называть слова с заданным слогом; закреплять умение интонационно выделять звук в слове.

«Что зайчик делает?»

«назови слова со звуком Р»

Познакомить детей с предложением, учить составлять предложения из двух слов, называя первое и второе слово.

Ноябрь

«Составь предложение с заданным словом»

«Как кричат в лесу?»

Игра «Телеграф»

Закрепить знания о предложении, учить составлять предложения; познакомить детей со схемой звукового состава слова; закрепить умение делить слова на слоги.

Игра «Назови первый звук»

Звуковой анализ слова

Учить проводить звуковой анализ слова; закреплять умение называть первый звук в слове; учить называть слова с заданным звуком.

«Кто внимательнее?»

Звуковой анализ слова

Игра с заданиями

«Назови слова»

Учить проводить звуковой анализ слова; закреплять умение называть слова с заданным звуком; разучить игру с заданиями.

Игра «Сколько звуков услышали7»

Звуковой анализ слова.

«Найди звук»

Учить проводить звуковой анализ слова; познакомить со словоразличительной ролью звука.

Декабрь

Звуковой анализ слова.

«Какой звук заблудился?»

«Назови слова»

Учить детей проводить звуковой анализ слова; закреплять знание о словоразличительной роли звука; продолжать учить называть слова с заданным звуком.

Игра «Назови пару»

Звуковой анализ слова

Игра с заданиями

Игра «Магазин»

Учить проводить звуковой анализ слова; продолжать учить называть слова с заданным звуком; закреплять знание о словоразличительной роли звука;

Игра «перекличка»

Звуковой анализ слова

«Найди звук»

Игра «Построим дом»

Учить проводить звуковой анализ слова; закреплять умение называть слова с заданным звуком; учить составлять из трех слов предложения и делить их на слова.

«Что можно сделать со звуком?

Игра «Мамина сумка»

Дать понятие о гласных звуках; продолжать учить детей называть слова с заданным звуком;

Январь

Звуковой анализ слова

Игры с заданиями

Игра «Какой звук гласный?»

Учить проведению звукового анализа слова; закреплять знания о гласных  звуках; познакомить со слогообразовательной ролью гласных звуков; продолжать учить называть слова с заданным звуком.

Звуковой анализ слова

«Какой первый звук в слове?»

«Назови пару»

Продолжать обучение звуковому анализу слова; познакомить с тем, что звуки делятся на гласные и согласные, а гласные на твердые и мягкие.

Звуковой анализ слова

Игра с заданиями

Игра «Угада-ка»

Продолжать обучение звуковому анализу слова; учить различать гласные, твердые и мягкие согласные.

Звуковой анализ слова

Игра с заданиями

«Отгадай загадку»

Игра «Назови слова»

Продолжать учить проводить звуковой анализ слова; закреплять знание о гласных, твердых и мягких согласных звуках; познакомить со словоразличительной ролью твердых и мягких согласных звуков; учить называть слова с заданным звуком.

Февраль

Игра «Твердый или мягкий?»

Звуковой анализ слова

Игра с заданиями

Игра «Назови слова»

Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слова, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; закреплять знание о словоразличительной роли звука; учить называть слова с заданным звуком.

Игра «назови пару»

Звуковой анализ слова

«Какой звук заблудился?»

Игра «Назови слова»

Продолжать обучение звуковому анализу слова, умению различать звуки; называть слова с заданным звуком.

Игра «Кто внимательный?»

Звуковой анализ слова

«Какой звук заблудился?»

Игра «Поймай конец и продолжай»

Закреплять умение проводить звуковой анализ слова; закреплять знание о словоразличительной роли звука; учить называть слова с заданным звуком.

Звуковой анализ слова

Игра с заданиями

«Какой звук остался?»

Игра «Назови слова»

Закреплять умение проводить звуковой анализ слова; различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; называть слова с заданным звуком

Март

Игра «Назови свое слово»

Звуковой анализ слова

Игра с заданиями

Игра «Назови слова»

Закреплять умение проводить звуковой анализ слова, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; закреплять знание о словоразличительной роли звука; называть слова с заданным звуком

Игра «Кто внимательный?»

Звуковой анализ слова

Игра с заданиями

«Какой звук заблудился?»

Игра «назови слова»

Закреплять умение проводить звуковой анализ слова, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; закреплять знание о словоразличительной роли звука; называть слова с заданным звуком

Игра «Назови пару»

Звуковой анализ слова

Игра «Озорные звуки»

«Поймай конец и продолжай»

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; закреплять знание о словоразличительной роли звуков; продолжать учить называть слова с заданным звуком.

«Одинаковые слоги»

Игра «Поищи слово»

Закреплять умение детей делить слова на слоги; учить вычленять в слове ударный слог; закреплять умение проводить звуковой анализ слова.

Апрель

Игра «Назови пару»

Звуковой анализ слова

Игра «Как же правильно сказать?»

«Озорные звуки»

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; учить вычленять в слове ударный слог; закреплять знание о словоразличительной роли звука.

«Какие бывают звуки?»

Звуковой анализ слова

Игра «Назови слова»

Продолжать обучение звуковому анализу слова, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; учить вычленять словесное ударение и определять его место в слове; познакомить со словоразличительной ролью ударения; продолжать учить называть слова с заданным звуком.

Звуковой анализ слова

Игра с заданиями

Игра «Назови слова»

Продолжать обучение звуковому анализу слова, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; учить вычленять словесное ударение и определять его место в слове; учить называть слова с заданным ударным гласным звуком.

Звуковой анализ слова

«Назови ударный звук»

Игра «Назови слова»

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; учить вычленять словесное ударение и определять его место в слове; учить называть слова с заданным ударным гласным звуком.

Май

Звуковой анализ слова

Игра с заданиями

Игра «Сравни слова»

«Угадай-ка»

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, различать ударные  и безударные гласные звуки, твердые и мягкие согласные; учить сравнивать слова по звуковому составу.

Звуковой анализ слова

Игра с заданиями

«Какой звук заблудился?»

Игра «Назови слова»

Продолжать учить детей проводить ударные и безударные гласные, твердые и мягкие согласные звуки; закреплять умение называть слова с заданным ударным гласным звуком.

Звуковой анализ слова

Игра с заданиями

Работа с предложением

Учить проводить звуковой анализ слов, дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; применять правила написания гласных букв. Закреплять умение определять место ударения в словах. Учить составлять предложение из 2-х слов, называть 1-ое и 2-ое слово.

Повторение и закрепление пройденного материала

Закрепить умение проводить звуковой анализ слов, дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; применять правила написания гласных букв. Закреплять умение определять место ударения в словах. Учить составлять предложение

  • Комплексно-тематический план работы с детьми старшей группы (6 - 7 лет)

Октябрь

Звуковой анализ слова

Игра с заданиями

«Найди парные звуки»

Работа над предложением

Учить проводить звуковой анализ слов, дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки. Закреплять умение определять место ударного гласного звука в слове. Учить составлять предложение из двух слов, называть слова по порядку. Продолжать учить называть слова с заданным звуком.

Буква «а», «А»

Игра с мячом «назови ударный гласный звук»

Звуковой анализ слова

Работа над предложением

Игра «Назови слова»

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов. Познакомить с гласными буквами «а», «А»

Учить составлять предложения о действиях игрушки. Продолжать учить называть слова определенной звуковой структуры.

Работа над предложением

Звуковой анализ слова

Игра с заданиями

Игра «Назови слова»

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Познакомить с тем, что буква «я» обозначает два звука – йа. Учить называть слова по определенной модели.

Буква «о», «О»

Работа над предложением

Звуковой анализ слов

Игра «Кто внимательный?»

«Назови слова»

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Познакомить с буквами «о», «О». Учить составлять предложения о действиях детей. Учить называть слова по определенной модели.

Ноябрь

Буква «Е»

Работа над предложением

Игра с заданиями

Звуковой анализ слов

Игра «Кто внимательный?»

«Назови слова»

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Познакомить с тем, что буква «е» обозначает звук «о» и пишется после мягкого согласного звука.

Буква «у», «У».

Работа над предложением

Звуковой анализ слов

Игра «Кто внимательный?»

«Назови слова»

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Познакомить с буквами «у», «У». Продолжать  учить составлять предложения из 3-х слов с соединительным союзом «и».

Буква «Ю»

Работа над предложением

Звуковой анализ слов

Игра «Кто внимательный?»

«Найди слова»

«назови слова»

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Познакомить с буквой «ю» и правилами ее написания после мягких согласных звуков.

Познакомить с тем, что буква «ю» обозначает два звука «йу».

Буква «Ы»

Звуковой анализ слов

Игры с заданиями

«Назови слова»

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Познакомить с буквой «ы». учить составлять предложения с союзом «и».

Декабрь

Буква «И»

Игра «Кто внимательный?»

Звуковой анализ слов

Игры с заданиями

«Назови слова»

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука.

Познакомить с буквами «и», «И» и правилом их написания после мягких согласных. Учить детей слвоизменению.

Продолжать учить называть слова по заданной модели.

Буква «Э»

Игра «Кто внимательный?»

Игра «Откуда этот звук?»

«Назови слова»

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука.

Познакомить с буквами «э», «Э». учить детей словоизменению.

Буква «Е»

Работа над предложением

Игра «Кто быстрее?»

«Назови слова»

 Познакомить с буквами «е», «Е» и правилами их написания после мягких согласных звуков. Также дать знания о том, что буква «е» обозначает два звука «йэ». Продолжать учить детей словоизменению.

Буква «М»

Игра «Назови слова»

Чтение слогов

Чтение текста

Познакомить детей с буквой «м» и тем, что она обозначает звуки «м» и «мь». Закреплять умение проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Учить читать слоги с буквой «м».

Январь

Буква «Н»

Звуковой анализ слова

Игра «Назови слова»

«Где звук?»

Познакомить детей с буквой «н» и тем, что она обозначает звуки «н» и «нь». Закреплять умение проводить звуковой анализ слов. Читать слоги и слова с буквами «м» и «н».

Буква «Р»

«Назови ударный гласный звук»

Звуковой анализ слов

Игра «Назови слова»

Познакомить детей с буквой «н» и тем, что она обозначает звуки «р» и «рь». Закреплять умение проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука. Учить называть слова определенной звуковой структуры.

Буква «Л»

Работа с предложением

Звуковой анализ слов

Чтение слогов

Игра «Назови слова»

Познакомить детей с буквой «н» и тем, что она обозначает звуки «л» и «ль». Учить читать слоги с пройденными буквами. Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

Буква «Г»

Выкладывание предложения

Игра «Назови слова»

Чтение слогов

Познакомить с буквами «г» и «Г» и с тем, что они обозначают звуки «г», «гь». Учить читать слова с пройденными буквами. Учить выкладывать предложения из букв разрезной азбуки, познакомить с правилами выкладывания.

Февраль

Буква «К»

Выкладывание предложения

Игра «Назови слова»

Чтение текста

Познакомить с буквами «к» и «К» и с тем, что они обозначают звуки «к», «кь». Учить выкладывать предложения в соответствии с правилами. Закрепить знания, что буква «я» может обозначать два звука («й», «а» в начале слова и после гласной).

Буква «С»

Выкладывание предложения

Звуковой анализ слов

Чтение текста

Игра «Назови слова»

Познакомить с буквами «с» и «С» и с тем, что они обозначают звуки «с», «сь». Закреплять умение выкладывать предложения с применением пройденных правил. Продолжать совершенствовать чтение детей.

Буква «З»

Звуковой анализ слов

Выкладывание предложения

Игра «Назови слова»

Познакомить с буквами «з» и «З» и с тем, что они обозначают звуки «з», «зь». Закреплять умение выкладывать предложения с применением пройденных грамматических и синтаксических правил. Продолжать совершенствовать чтение детей. Учить отвечать на вопросы по тексту.

Буква «Ш»

Выкладывание предложения

Игра «Назови слова»

 Чтение текста

Познакомить с буквой «ш», с правилами написания сочетания «ши». Совершенствовать навык чтения. Учить пересказывать прочитанный рассказ. Учить называть слова определенной звуковой структуры.

Март

Буква «Ж»

Игра «Кто внимательный?»

Выкладывание предложения

Чтение текста

Игра «Назови слова»

Познакомить с буквой «ж», с правилами написания сочетания «жи». Совершенствовать навык чтения. Учить отвечать на вопросы по тексту.

Буква «Д»

Выкладывание предложения

Игра с заданиями

«Назови слова»

Познакомить с буквами «д» и «Д» и с тем, что они обозначают звуки «д», «дь». Совершенствовать навык чтения. Учить детей озаглавливать и пересказывать текст. Учить называть слова определенной звуковой структуры.

Буква «Т»

«Поставь ударение»

Чтение текста

Игра «Назови слова»

Познакомить с буквами «д» и «Д» и с тем, что они обозначают звуки «д», «дь». Учить проставлять ударение в напечатанных словах и читать их с ударением.

Буква «П»

Игра «Назови слова»

Выкладывание предложения

Познакомить с буквами «п» и «П» и с тем, что они обозначают звуки «п», «пь». Продолжать учить проставлять ударение в  словах и читать их с ударением. Учить называть слова определенной звуковой структуры.

Апрель

Буква «Б»

Упражнение «Поставь ударение»

Выкладывание предложения

Игра «назови слова»

Чтение текста

Игра - загадка

Познакомить с буквами «б» и «Б» и с тем, что они обозначают звуки «б», «бь». Продолжать учить проставлять ударение в  словах и читать их с ударением. Учить отгадывать слово, представленное моделью (по вопросам).

Буква «В»

Игра «Назови пару звука»

Чтение текста

Игра «Назови слово»

Познакомить с буквами «в» и «В» и с тем, что они обозначают звуки «в», «вь». Продолжать учить проставлять ударение в  словах и читать их с ударением. Закреплять умение выкладывать предложения. Учить называть слова определенной звуковой структуры.

Буква «Ф»

Выкладывание предложения

Игра «Назови слова»

Чтение текста

Игра – загадка ребенка.

Познакомить с буквами «ф» и «Ф» и с тем, что они обозначают звуки «ф», «фь». Продолжать учить проставлять ударение в  словах и читать их с ударением. Совершенствовать навык чтения. Учить определять слово, выраженное моделью.

Буква «Й»

Выкладывание слов

Игра «Назови цвета»

Чтение текста

Игра загадка ребенка.

Познакомить с буквой «й», повторить правила, что это самый короткий звук и всегда мягкий согласный. Учить детей словообразованию. Продолжать учить отгадывать слово, представленное моделью.

Май

Буква «Щ»

Звуковой анализ слова

Чтение текста

Игра – загадка воспитателя.

Познакомить с буквой «щ», правилом, что звук «щ» - всегда мягкий и с написанием сочетания «ща», «щу». Совершенствовать навык чтения. Потренировать детей в чтении скороговорки.

Буква «Ц»

Игра «Назови пару»

«Назови слова»

Чтение текста

Игра - загадка

Познакомить с буквами «ц» и «Ц» и правилом, что звук «ц» - всегда твердый согласный. Совершенствовать навык чтения. Продолжать учить отгадывать слова.

Буква «Х»

Выкладывание предложения

Чтение текста

Игра «Цепочка слов»

Игра - загадка

Познакомить с буквами «х» и «Х» и с тем, что они обозначают звуки «х», «хь». Совершенствовать навык чтения. Учить составлять цепочку слов, производя в данном слове одну замену для получения нового слова.

Повторение и закрепление пройденного материала.

Закреплять навык чтения. Составление цепочки слов. Отгадывание загадок. Проставление ударений.

Организационно-педагогические условия реализации программы

При реализации программы в образовательном процессе используются методические пособия, дидактические материалы, фото и видеоматериалы, журналы и книги, материалы на электронных носителях.

Для успешной реализации учебного процесса необходимо наличие светлого, проветренного, удобного помещения с температурным режимом, отвечающего санитарно – гигиеническим нормам.

Работа с родителями

Основные направления взаимодействия с родителями

          Информирование о современных тенденциях в образовании, об образовательных технологиях, о программе, которую реализует образовательная программа «Грамотеи» (обучение чтению).

          Построение детско-родительских отношений в процессе подготовки родителей к роли родителей первоклассников. Основная функция родителей - эмоциональная поддержка, предоставление детям максимально возможной самостоятельности в организации своих действий по выполнению заданий.

          Организация консультационной помощи родителям в построении отношений с ребенком, поддержки ребенка в трудных для него ситуациях, активном поощрении каждого его достижения.

          Учить родителей отзываться на желание детей согласовывать свое мнение.

          Воспитывать желание участвовать в будущем своего ребёнка.

Перспективный план по взаимодействию с родителями

Цель: сплочение родителей и педагогов ДОУ, создание установок на формирование у дошкольников ценностных установок.

Тема

Форма работы

«Чего вы ждёте от дополнительного образования?»

Анкетирование

«Познавательные игры в домашних условиях»

Оформление папки-передвижки

«Нужно ли заставлять детей заниматься»

Консультация

«Приходите в гости»

День открытых дверей

«Что такое готовность к школе»

Консультация

«Задачи семьи в подготовке ребёнка к обучению в школе»

Тематическая беседа

«Развитие самостоятельности и активности детей»

Консультация 

«Использование художественной литературы в эстетическом воспитании дошкольников в семье»

Консультация

 

Список используемой литературы:

  1. Арушанова А.Г. «Речь и речевое общение». М., 1999
  2. Волина В. «Занимательноеазбуковедение». М.,1991
  3.  Л.Е.Журова, Н.Е. Варенцова «Обучение дошкольников грамоте. Методическое пособие под ред. Н.В Дуровой.
  4. «Игры и игровые упражнения с детьми дошкольного возраста» Киев, 1995
  5. Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» . Москва 2008 г.
  6. Ушакова О. С., Струнина Е. М. «Методика развития речи детей». М., ТЦ «Сфера», 2006
  7. Шумаева Д. Г. «Как хорошо уметь читать» С.П., 2008
  8. Яшина В. И., Алексеева М. М. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников». М.,2008
  9. Узорова О.В., Нефёдова Е. А. «Практическое пособие для обучения детей чтению» М.:АСТ, 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)

     Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...

Дополнительная общеразвивающая программа «Обучение детей чтению»

Программа школы раннего развития построена на методике Н.С.Жуковой и предназначена для развития детской речи и направлено на обучение дошкольников правильному чтению. В данной программе предложена сис...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Обучение плаванию плюс»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ«Школа № 1222 имени Маршала Советского Союза И.Х. Баграмяна»...

Дополнительная общеразвивающая программа «Финансовые грамотеи»

Начинать работу по формированию основ финансовой грамотности детей необходимо с дошкольного возраста, так как данный период является наиболее благоприятным для формирования первоначальных представлени...

Аннотация дополнительной общеобразовательной программы обучение грамоте по методике «Кубики Зайцева».

Дополнительная общеобразовательная программа обучение грамоте по методике «Кубики Зайцева»....

Дополнительная образовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Обучение нетрадиционным техникам рисования»

Дополнительная образовательнаяпрограмма-дополнительная общеразвивающаяпрограмма «Обучение нетрадиционнымтехникам рисования»...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Обучение коми языку»

Цель программы: Формирование элементарных навыков речевой деятельности в разных видах: восприятие звучащей коми речи на слух, понимание и говорение на коми языке в игровых и бытовых ситуациях...