Конспект занятия "Знакомство со звуком (а) и буквой А"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Соломка Анастасия Андреевна

Цель: познакомить детей с гласным звуком «а» и буквой А. Учить подбирать слова со звуком а в начале, середине и конце слова. Дать первое понятие о гласном звуке. Развивать мелкую моторику, ориентировки на листе с наклонными линиями при печатании буквы А.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия "Знакомство со звуком (а) и буквой А"

Цель: познакомить детей с гласным звуком «а» и буквой А. Учить подбирать слова со звуком а в начале, середине и конце слова. Дать первое понятие о гласном звуке. Развивать мелкую моторику, ориентировки на листе с наклонными линиями при печатании буквы А.

Оборудование: кукла, картинки: арбуз, Айболит, автобус; картинка с изображением буквы А, карандаши красного цвета, простые карандаши, счетные палочки, мяч.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Аня. Она приготовила для вас задания.

- Что называют звуком? (это то, что мы произносим и слышим)

- Что называют буквой? (это то, что мы пишем и видим)

Отгадайте загадки.

Что за чудо — желтый дом!

Ребятишек много в нём.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды из болота

Вытащил он бегемота.

Он известен, знаменит.

Это доктор .... (Айболит)

Он большой, как мяч футбольный,

Если спеет, все довольны,

Так приятен он на вкус.

А зовут его ... (арбуз)

- Какой звук вы слышите в этих словах? Правильно, слышится звук «А».

А чтобы нам было легче говорить, давайте разомнем наши язычок и губки.

  • упражнения для губ: улыбка – заборчик – хоботок
  • упражнения для язычка: «вкусное варенье», «часики», «качели».

Артикукяция звука.

- Давайте вместе произнесем звук «А».

Широко рот открываем

Куклу ласково качаем.

(Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)

Рот широко открыт.

Губы спокойны (не напряжены и не округлены).

Кончик языка находится у нижних зубов, язык плоский.

- Когда мы произносим звук, как выходит из ротика воздух? (легко, свободно)

- Есть ли преграда? (воздух не встречает преграды)

Если при произношении звука воздух из ротика выходит легко и свободно, не встречает преград, то такой звук называется гласным.

- Каким цветом он обозначается?

Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А»:

а, у, о, а, ы, и, а, э, у, а.

ом, уф, ам, ур, ат, ит, ык, ар, ау, ок

сом, кот, рак, азбука, ананас, ангел, индюк, Англия, умный, овощ, туфли, тапки, бант, бинт, бунт.

Игра «Где звук?» (в начале, в середине или в конце слова)

Аист, тучА, АстрА, Автобус, вАтА, рАмА, рАкетА, глинА, рекА, кАмень, тАнк, трубА, тАйнА, мышкА, зимА, рАк, клАд, лунА, пАрк?

Физкультминутка «Аист»

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде «раз».

А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде «два».

Соберем в корзинки ягоды, грибы –

Дружно наклоняемся по команде «три».

На «четыре» и на «пять»

Будем дружно мы скакать.

Ну, а по команде «шесть»

Всем на стулья тихо сесть!

Знакомство с буквой «А». Показ буквы «А».

- Вот буква вроде шалаша.

Не правда, ль буква хороша!

И хоть она проста на вид,

А начинает Алфавит.

- Вот два столба наискосок,

А между ними – поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А!

- Из скольких элементов состоит буква?

Выкладывание буквы из палочек.

Прорисовывание буквы в воздухе.

– Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.

Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин»

(Рука сжата в кулачок) Мы делили апельсин.

(Крутим кулачком вправо-влево) Много нас, а он один!

(Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого) Эта долька для ежа, (Разгибаем указательный пальчик) Эта долька для чижа,

(Разгибаем средний пальчик) Эта долька для утят,

(Разгибаем безымянный пальчик) Эта долька для котят,

(Разгибаем мизинчик) Эта долька для бобра,

(Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево) Ну, а волку - кожура.

(Двумя руками показываем волчью пасть) Он сердится на нас - беда!

(Складываем руки домиком) В домик прячемся - сюда!

Воспитатель: Кукле Ане пора возвращаться домой. Давайте ей скажем до свидания!

Итог:

- Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

- С какой буквой?

- Каким цветом обозначаем?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия "Звуки а,у. Буквы а,у"

Конспект логопедического занятия "Звуки а,у. Буквы а,у"...

Конспект НОД. Тема: « Звуки [ п], [пь ].Буква П.»

Конспект НОД. Тема: « Звуки  [ п], [пь ].Буква П.»...

Конспект НОД: «Согласный звук Ш и буква Ш

Познакомить детей с согласным глухим твёрдым звуком [ш] и буквой «ш...

Конспект логопедического занятия "Звуки "Г", "Гь". Буква "Г".

Тема : Звуки  «Г», «Гь». Буква «Г».Цель: Закрепление правильного произношения звука «Г»;Учить образованию существительных с уменьшительно-ласкатель...

Конспект фронтального занятия "Звуки В - Вь. Буква В"

Коррекционно-развивающее занятие по развитию фонетико-фонематических и лексико-грамматических навыков у детей подготовительной к школе группы...

Конспект фронтального занятия "Звуки Д - Дь. Буква Д"

Коррекционно-развивающее занятие по развитию фонетико-фонематических и лексико-грамматических навыков у детей подготовительной к школе группы...