Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по подготовке к школе «Читалочка»
рабочая программа по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)

Силантьева Вера Владимировна

Данная  программа является модифицированной, она  составлена с учетом основной общеобразовательной программы МДОУ «Детский сад № 84» и методика интенсивного обучения О. В. Лысенко. Программа доступна для детей 5-7 лет. Вариативна и зависит от уровня усвоения материала. Показателем оценки качества является уровень освоения обучающимися дополнительной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitalochka.docx68.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учереждение

 «Детский сад№84»

Утверждаю:

Заведующий МДОУ «Детский сад № 84»

__________________ /_____________/

«___» _____________________202  г.

Принят на заседании педагогического совета

Протоко №____

 от «____»____________________202   г

Социально-гуманитарная направленность

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по подготовке к школе

«Читалочка»

Возраст обучающихся: 5-7 лет

Срок реализации: 2 года

Автор – составитель:

Силантьева Вера Владимировна,

учитель – логопед

высшей квалификационной категории

г. Ярославль 2024г.


Пояснительная записка

Данная  программа является модифицированной, она  составлена с учетом основной общеобразовательной программы МДОУ «Детский сад № 84» и методика интенсивного обучения О. В. Лысенко. Программа доступна для детей 5-7 лет. Вариативна и зависит от уровня усвоения материала. Показателем оценки качества является уровень освоения обучающимися дополнительной программы.

Уровень программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности «читалочка» для детей 5-7 лет.

Уровень освоения – базовый

Срок реализации: 1-2 года

Адресат программы:  дети 6-7 лет дошкольных образовательных учреждений.

Количество участников: 12 человек

Направленность программы: социально – гуманитарная

Цель программы: обучение детей чтению. Создание условий для осмысленного и осознанного чтения.

Задачи программы:

  • Обучение чтению: запоминание графического облика букв, соотнесение звуков с буквами, чтение слогов, чтение односложных и двусложных слов. Развитие навыка осознанного правильного чтения.
  • Пробуждение интереса к книге, самостоятельному чтению.
  • Развитие культуры речи. Воспитание любви и уважения к русскому языку. Развитие сенсорики, крупной и мелкой моторики, фонематического слуха.
  • Пополнение активного и пассивного словарного запаса и умение использовать его в речи, развитие грамматического строя речи, получение навыков словообразования и словоизменения; постановка правильного звукопроизношения.

Нормативно-правовая основа

1.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155.

3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

4.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 г.Москва «СП 2.4.3648-202 «Санитарно –эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»

        Сан Пин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденным постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 №2.

Сан Пин 2.3\2.4.3590-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» постановление Глвного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 №32

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30.08.2013 №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».

6. Методические рекомендации по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования. Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.10. 2013 №08-140

7.Постановление правительства № 527-п 17.07.2018 Концепция персонифицированного дополнительного образования детей в Ярославской области; Приказ департамента образования ЯО от 27.12.2019 №47-нп Правила персонифицированного финансирования ДОД.

Актуальность

Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Школа  и родители заинтересованы в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению, то есть имели бы развитый фонематический  слух, хорошую устную речь, правильно поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе предложений, в делении слов на слоги, умели правильно держать карандаш и свободно ориентироваться в тетради. Дети, получившие такую подготовку,  легко  овладеют в школе процессом чтения и письма. Актуальность  данной программы обусловлена  поиском путей совершенствования процесса подготовки к обучению чтению детей старшего дошкольного возраста. Программа «Читалочка» - это курс занимательных занятий, направленных на то, чтобы сделать для ребенка процесс обучения чтению увлекательным, привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению,

способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи.

Отличительные особенности: 

Раннее овладение приемами чтения и письма обеспечит ребенку комфортное психологическое состояние при адаптации к школьному обучению, сформирует стойкий интерес к чтению и письму, даст ему преимущество в овладении разными предметами; поспособствует росту и развитию его мозга в самый благоприятный возрастной период. 

Методы:
1. Наглядные (показ видео, фото, иллюстрации).
2. Словесные (объяснение, беседа).
3. Практические (самостоятельное и совместное чтение).

4. Частично- поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом)

5. Игровой

Приемы обучения:

пояснение, объяснение, вопросы, показ, контроль, индивидуальная помощь, анализ и оценка, художественное слово.


Принципы построения педагогического процесса
1. Последовательности (все задачи решаются методом «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возможностями детей)

2. Доступности ( простота изложения и понимания материала)

3. Индивидуализации (учитываются психологические особенности дошкольников)

4. Результативности (соответствие возможностей достижения целям программы)

5. Наглядности ( большое количество наглядного раздаточного материала)

6. Межпредметности (связь с другими предметами, окружающим миром, развитием речи)

Цели и задачи реализуются посредством следующих методов и приемов:

Условия реализации программы

Программа имеет два этапа, охватывающих возраст детей с 5 до 7 лет. Игровой курс «Читалочка» представляет собой программу развития речи и обучения детей чтению. Он имеет несколько этапов

1 год обучения «В мире звуков и букв» (5-6 лет). Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительность занятия 25 минут (1 академический час) -в течении 8 месяцев:

2 год обучения «Учимся читать» (6- 7 лет). Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью занятия 30 минут (1 академический час) -в течении 8 месяцев:

64 занятия (62 академических часа) + 2 занятия диагностика (в начале и конце усвоения учебного материала).

Деятельность детей по программе организовывается в форме групповых занятий.

Занятия распределены в соответствии с сеткой-расписанием. Занятия проводятся во второй половине дня и включают в себя: небольшую теоретическую часть, иллюстрированный наглядный материал, игровые, занимательные упражнения, упражнения для развития моторики, физкультминутки. В рамках каждого занятия определены различные виды детской деятельности, отражающие интеграцию образовательных областей.

Учитель - логопед дозирует объём образовательной нагрузки, не превышая допустимые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. По действующему СанПиН для детей возраста от 6 до 7 лет планируются занятия продолжительностью не более 30 минут (СанПиН 2.4.1.1249-03). 

1. Материально-технические:

Занятия по реализации программы проходят в Логопедическом кабинете. Учебная  зона укомплектована всем необходимым количеством мебели:

- столы;

- стулья;

Оборудование: печатные материалы, пеналы, разрезные азбуки.

Наглядные пособия: Слоговые таблицы; таблицы для чтения, картинки – образы букв, схема для слияния букв.

Раздаточный материал: Поисковые таблицы слов, разрезная азбука, рабочие листы, слоговые таблицы.

Материальное оснащение: бумага, карандаши простые и цветные, ручки.

2.  Кадровое обеспечение:

Педагог: Силантьева Вера Владимировна учитель-логопед, высшая категория, высшее образование.

3. Методическое обеспечение:

Особенности организации образовательного процесса - очная форма обучения


Содержание программы

Содержание первого года обучения «В мире звуков и букв»

Этот этап можно назвать «подготовкой» к обучению чтению. Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Восприятие более совершенно, осмысленно, целенаправленно, анализирующее. Развивается звуковая сторона и грамматический строй речи. Интенсивно растет словарный состав речи. Наступает благоприятный возраст для развития познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, от которых зависит успех в обучении чтению. В первый год обучения (5-6 лет) не ставится задача научить детей читать и писать, основная задача – приобщение детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка. В этот период так же необходимо научить ребенка: различать на слух слова в предложении; делить слова на слоги; выделять звук из слога и слова; находить ударный слог и звук в слове.

План работы первого этапа программы «В мире звуков и букв» осуществляется в следующих направлениях:

  1. Развитие познавательных процессов: памяти, мышления, внимания.
  2. Развитие мелкой моторики руки.
  3. Развитие речи: пополнение словарного запаса, работа над грамматической структурой речи.
  4. Развитие фонематического слуха, артикуляционного аппарата.

Знакомство с буквами и соотнесение их со звуками русского языка. Тематический план первого года обучения

Тема

Количество занятий

Цель

«Звуки и буквы»

1

- познакомить детей с понятием «звук», «буква»; – дать понятие об артикуляционном аппарате;

- развивать интерес и внимание к слову;

- воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

Звук и буква «А»

1

- познакомить детей со звуком «А»

(артикуляция звука);

- учить находить этот звук в словах;

- познакомить детей с буквой А;

- развивать умение определять 1-й звук в слове;

- развивать способность называть слова с заданным звуком;

-развивать фонематический слух.

Звук «У»

1

- закрепить знания детей о звуке «А».

- познакомить детей со звуком «У». - уточнить произношение звука в изолированном виде и в словах.

- учить делить слова на слоги.

- формировать умение отвечать на вопросы.

Звук «О»

1

- познакомить детей со звуком «О».

- уточнить произношение звука в словах и в изолированном виде.

- учить придумывать рифмы слов.

-развивать фонематический слух.

- воспитывать умение выслушивать ответы других детей.

Звуки «М», «М’»

2

- познакомить детей со звуками ««М» и «М’». - познакомить детей с твердыми и мягкими согласными звуками.

- учить интонационному выделению звука в слове.

- учить называть 1-й звук в слове.

- воспитывать умение выслушивать ответы товарищей.

Звуки «С», «С’»

2

- познакомить детей со звуками «С» и «С’». - закрепить умение детей определять твердые и мягкие согласные звуки. - продолжать учить определять 1-й звук в слове

- развивать фонематический слух.

- воспитывать стремление участвовать в работе на занятии.

«Длинные и короткие слова»

1

- продолжать расширять представление о словах. - познакомить детей с протяженностью слов.

- учить делить слова на слоги.

- развивать фонематический слух и речевое внимание.

-развивать фонематический слух.

- формировать навыки вежливого общения.

Звуки «Х», «Х’»

2

- познакомить детей со звуками «Х» и «Х’». - учить определять 1-й звук в слове.

- закрепить умение дифференцировать звуки. - развивать умение называть слова с заданным звуком.

- развивать фонематический слух и речевое внимание.

- воспитывать умение выслушивать ответы товарищей.

Звуки «Р», «Р’»

2

- познакомить детей со звуками «Р» и «Р’». - продолжать учить определять 1-й звук в слове. - закрепить умение интонационно выделять звук в словах.

-дифференцировать звуки по твердости и мягкости.

- развивать интерес и внимание к слову.

Звук «Ш»

2

- познакомить детей со звуком «Ш».

- учить интонационно выделять звук в словах. - дать знания о том, что произносить согласные звуки нам помогают зубы, губы, язык

- развивать речевое внимание и фонематический слух.

Звук «Ы»

1

- закрепить знания детей о гласных звуках. - познакомить детей со звуком «Ы».

- учить определять наличие звука в слове. - продолжать учить делить слова на слоги. - развивать фонематическое восприятие.

- воспитывать интерес и внимание к слову.

Звуки «Л», «Л’»

2

- познакомить детей со звуками «Л» и «Л’». - продолжать учить дифференциации звуков по твердости и мягкости.

- учить отличать согласные звуки от гласных. - закрепить умение определять 1-й звук в слове. - познакомить детей с многозначностью слов. - воспитывать стремление участвовать в общей работе на занятии.

Звуки «Н», «Н’»

2

- познакомить детей со звуками «Н» и «Н’».

- продолжать учить дифференцировать звуки по твердости и мягкости.

- закреплять умения детей определять 1-й звук в слове.

- развивать интерес и внимание к слову.

Звуки «К», «К’»

2

- познакомить детей со звуками «К» и «К’». - продолжать учить определять 1-й звук в слове. - учить дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки.

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Звуки «Т», «Т’»

2

- познакомить детей со звуками «Т» и «Т’». - продолжать учить дифференциации звуков по твердости и мягкости.

- учить определять 1-й звук в слове

- развивать умение называть слова со звуками «Т» и «Т’».

- развивать фонематический слух и речевое внимание.

Звук «И»

1

- познакомить детей со звуком «И». – учить определять наличие звука в словах. - учить называть слова с этим звуком. - совершенствовать навыки доброго отношения друг к другу.

Слова - друзья

1

закрепить знания детей о гласных звуках. - сравнивать слова по звучанию. - развивать умения подбирать слова, звучащие похоже к заданному.

- воспитывать интерес и внимание к слову. - воспитывать привычку слушать внимательно.

Звук «П», «П’»

2

- познакомить детей со звуками «П» и «П’». - продолжать учить интонационному выделению звуков в словах.

- продолжать учить дифференцировать согласные звуки по мягкости и твердости. - продолжать учить определять 1-й звук в слове. - развивать интерес и внимание к слову.

Звуки «З», «З’»

2

- познакомить детей со звуками «З» и «З’». - учить интонационному выделению звука в слове.

- продолжать учить делить слова на слоги. - развивать умение определять 1-й звук в слове.

- развивать интерес и внимание к слову. - воспитывать положительную самооценку у детей.

Звуки «Г», «Г’»

2

- познакомить детей со звуками «Г» и «Г’». - продолжать определять 1-й звук в слове. - учить дифференцировать твердые и мягкие согласные.

- развивать фонематический слух.

- воспитывать умение выслушивать ответы друг друга.

Звуки «В», «В’»

2

- познакомить детей со звуками «В» и «В’». - продолжать учить интонационному выделению звуков «В» и «В’» в словах. - учить определять 1 звук.

- закрепить умение делить слова на слоги. - воспитывать желание заниматься и узнавать новое.

Звуки «Д», «Д’»

2

- познакомить детей со звуками «Д» и «Д’». - учить интонационному выделению звука в слове.

- закрепить дифференциации звуков «Д» и «Д’». - закрепить умение определять 1-й звук в слове. - воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Звуки «Б», «Б’»

2

- познакомить детей со звуками «Б» и «Б’»

- учить дифференцировать звуки на твердые и мягкие.

- закреплять умение определять 1-й звук в словах.

- развивать интерес и внимание к слову.

Звук «Ж»

2

познакомить детей со звуком «Ж».

- учить интонационно выделять звук «Ж» в словах.

– учить называть слова с этим звуком. - продолжать учить подбирать рифмы к словам. – развивать речевое внимание и фонематический слух.

- воспитывать дружеские взаимоотношения.

Дифференциация «Ж» - «З»

2

- закрепить знания детей о звуке «Ж».

- закрепить знания детей о звуке «З». - учить называть слова на заданный звук. - развивать фонематический слух и речевое внимание.

Дифференциация «Ж»- «Ш»

2

- закрепить знания детей о звуке «Ж».

- закрепить знания детей о звуках «Ш». - учить называть слова на заданный звук. - развивать фонематический слух и речевое внимание.

Звук «Ч»

2

- познакомить детей со звуком «Ч».

- дать знания о том, что звук «Ч» бывает только мягким.

- учить определять 1-й звук в слове.

- развивать фонематическое восприятие.

Звук «Щ»

2

- познакомить детей со звуком «Щ».

- дать знания о том, что звук «Ч» бывает только мягким.

- продолжать учить интонационному выделению звука в слове.

- продолжать учить сравнивать слова по звучанию.

- развивать умение подбирать слова с заданным звуком.

Дифференциация шипящих «Ч», «Щ».

2

- закрепить знания детей о звуке «Ч».

- закрепить знания детей о звуке «Щ». - учить называть слова на заданный звук. - развивать фонематический слух и речевое внимание.

Звук «Ц»

2

- познакомить детей со звуком «Ц».

- учить интонационному выделению звука «Ц» в слове.

- сравнение слов по звучанию.

- развивать умение подбирать слова с заданным звуком.

- развивать интерес и внимание к слову.

Звуки «Ф», «Ф’»

2

- познакомить детей со звуками «Ф» и «Ф’». - продолжать учить определять 1-й звук в слове. - учить дифференциации звуков по твердости и мягкости.

- учить называть слова на заданный звук. - развивать фонематический слух и речевое внимание.

Дифференциация согласных «Ц», «Ф», «Ф’»

2

- закрепить знания детей о звуке «Ц».

- закрепить знания детей о звуках «Ф» и «Ф’» . - учить дифференциации звуков по твердости и мягкости.

- учить называть слова на заданный звук . - развивать фонематический слух и речевое внимание.

Звук «Э»

1

- продолжать учить делить слова на слоги. - познакомить детей со звуком «Э». - учить определять наличие звука в словах. - учить называть слова с этим звуком.

- воспитывать умение выслушивать ответы других.

Повторение. Индивидуальные коррекционные занятия.

7

- определение начального гласного под ударением и согласного звуков в слове.

Нахождение заданных звуков в слове.

64 занятия

Тематический план второго года обучения

Предполагаемые результаты для группы детей 5-6 лет (первого года обучения):

По окончании первого года обучения «В мире звуков и букв» ребенок

  • умеет употреблять в речи правильную грамматическую форму слов, обозначающих предмет, признак предмета, действие;
  • различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;
  • владеет навыком словообразования;
  • различает слова по звучанию и протяжности;
  • умеет интонационно выражать радость, удивление, недовольство;
  • различает на слух все речевые звуки; соотносит звуки с образом буквы;
  • читает слова из 3-4 букв;
  • умеет определять 1й звук в слове;
  • составляет предложение с заданным словом.

Содержание второго года обучения «Учимся читать»

На седьмом году жизни совершенствуются все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа, связной речи, интонационной выразительности. Уровень развития речи отражает особенности наглядно-образного мышления дошкольника. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был. Дошкольник не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные, временные, условные, сравнительные и другие отношения. В связи с этим речь усложняется в структурном отношении: возрастает объем высказываний, используются различные типы сложных предложений. На седьмом году ребенок полностью овладевает грамматическим строем речи и пользуется им достаточно свободно. Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на его ошибки, исправляют их, показывают правильный образец. В разговорной речи дошкольник в соответствии с темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы. Участвовать в беседе, поддерживать разговор позволяет достаточный словарный запас. За год запас слов, используемых ребенком в общении, увеличивается на 1000-1200 слов по сравнению с предшествующим возрастом и достигает 4000 слов. Дети активно используют существительные с обобщающим, а также с конкретным значением, обозначающие предметы, отдельные их части и детали, качества и свойства; прилагательные, обозначающие материал, свойства, качества, состояние предметов; широко употребляют глаголы с различными приставками и суффиксами. Дети учатся использовать в речи антонимы – противоположные по смыслу слова (друг — враг, высокий — низкий, хорошо — плохо, говорить — молчать) и синонимы – слова, близкие по смыслу (ходить — идти, шагать; грустный — печальный, безрадостный). Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами: наблюдаются недочеты и иногда ошибки в употреблении слов и в построении фраз при пересказах сказок, рассказов, во время беседы.

В общении со сверстниками дети осознанно меняют силу и высоту голоса, пользуются различными интонациями: вопросительной, восклицательной, повествовательной. Ребенок осваивает слово в единстве его значения и звучания, учится употреблять слова в точном соответствии со смыслом, правильно их произносить. Обычно к 6 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, не ошибается в ударении.  В возрасте 6 лет ребенок учится различать звуки на слух, проводить элементарный звуковой анализ: определять место звука в слове (начало, середина, конец), последовательность и количество звуков. Навыки элементарного звукового анализа необходимы для освоения чтения и письма. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. К 7 годам начинают формироваться элементы логического мышления. Формируется планирующая функция речи, затем развивается внутренняя речь. В основе познания – самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками.

План работы второго этапа «Учимся читать» осуществляется в следующих направлениях:

  • Закрепление зрительных образов букв и умения соотносить звук с буквой.
  • Формирование навыка слияния букв в слоги, чтение слогов, слов, словосочетаний, предложений.
  • Работа над грамматической структурой речи и развитие связной речи.
  • Знакомство с начальными грамматическими категориями.
  • Работа над техникой чтения. Чтение предложений и легких для понимания текстов.
  • Сказки русского языка. Знакомство с первыми орфограммами русского языка. «Почему Ж не дружит с Ы», «Как мягкий знак в гости ходил», «Заколдованное ударение» и многие другие.
  • Развитие культуры речи. Постановка ударения и выразительности речи. Словоизменение и словообразование.
  • Развитие связной речи: монолог, диалог, описание по картине, пересказ текста и т д.
  • Подготовка руки к письму.

Тема

Количество занятий

Цель

«Звуки и буквы»

1

-развивать умение оперировать понятиями звук и буква.

- закрепить знания детей об артикуляционном аппарате.

- развивать интерес и внимание к слову. - воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

«Слова. Звуки»

1

- закрепить знания детей о понятии «звук», «буква».

- закрепить представление детей о слове. - закрепить знания детей о протяженности слов. - развивать представления детей о многообразии слов.

Звук и буква «А»

1

- уточнить знания детей о звуке «А» (артикуляция звука). - учить находить этот звук в словах. - закрепить умения придумывать слова на звук «А».

- закрепить умение определять 1-й звук в слове. - развивать способность называть слова с заданным звуком.

Звук и буква «У»

1

- закрепить знания детей о звуке «У». - познакомить детей с буквой «У». - закрепить умение детей делить слова на слоги. - продолжать учить определять кол-во повторяющихся звуков в слове. - развивать фонематический слух и речевое внимание.

Звук и буква «О»

1

- закрепить умения детей называть слова со звуком «А».

- закрепить знания детей о звуке «О». - учить устанавливать кол-во повторяющихся звуков в словах. - продолжать учить определять 1-й и последний звуки в словах. - развивать умения анализировать, делать выводы - воспитывать доброжелательные отношения.

Звуки «М», «М’»,

Буква М

2

- закрепить знания детей о звуках «М», «М’». – развивать умение отличать гласные звуки от согласных.

- развивать умение составлять прямые и обратные слоги.

- формировать умение определять позицию звука в слове.

- воспитание у детей положительных эмоций от выполнения задания.

Звуки «С», «С’»,

Буква С

2

- закрепить знание детей о звуках «С» и «С» ’. - закрепить умение детей определять твердые и мягкие согласные звуки. - продолжать учить определять 1-й звук в слове.

- развивать фонематический слух.

- воспитывать стремление участвовать в работе на занятии.

Звуки «Х», «Х’»,

Буква Х

2

- закрепить умение детей дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки. - уточнить знания детей о звуке «Х», «Х’».

- продолжать учить определять позиция звука в слове.

- закрепить умение делить слова на слоги.

- развивать речевое внимание и фонематический слух.

- воспитывать положительную самооценку.

Звуки «Р», «Р’»,

Буква Р

2

- уточнить знания детей о звуках «Р» и «Р’». - продолжать учить определять 1-й звук в слове. - закрепить умение интонационно выделять звук в словах.

-дифференцировать звуки по твердости и мягкости.

- развивать интерес и внимание к слову.

Звук и буква «Ш»

1

- закрепить знания детей о звуке «Ш».

- учить интонационно выделять звук в словах. - дать знания о том, что произносить согласные звуки нам помогают зубы, губы, язык (происходит согласие).

- развивать речевое внимание и фонематический слух.

«С-Ш»

1

- учить интонационно выделять звук в словах. - дать знания о том, что произносить согласные звуки нам помогают зубы, губы, язык (происходит согласие).

- развивать речевое внимание и фонематический слух.

Звук и буква «Ы»

1

- закрепить знания детей о звуке «Ы». - закрепить умение определять позицию звука в слове.

– учить изменять слова при помощи добавления звуков в слово.

- развивать умение оперировать понятиями звук и буква.

«И-Ы»

1

- уточнить знания детей о звуках «И» и «Ы».

- учить определять позицию звука в слове.

- продолжать учить изменять слова путем замены звуков в словах.

- развивать понимание смыслоразличительной функции звука.

- воспитывать умение слушать внимательно взрослого и товарищей.

Звуки «Л», «Л’»,

Буква Л

1

- закрепить знания детей о звуках «Л» и «Л’». - продолжать учить дифференциации звуков по твердости и мягкости.

- учить отличать согласные звуки от гласных. - закрепить умение определять 1-й звук в слове. - познакомить детей с многозначностью слов. - воспитывать стремление участвовать в общей работе на занятии.

«Л-Р»

1

- закрепить умение интонационно выделять звук в словах.

- продолжать учить дифференциации звуков по твердости и мягкости.

- учить отличать согласные звуки от гласных. - закрепить умение определять 1-й звук в слове.

Звуки «Н», «Н’»,

Буква Н

1

- закрепить знания детей о звуках «Н», «Н’». - продолжать учить выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений.

- закрепить знания детей о гласных звуках, мягких и твердых согласных звуках. – воспитывать речевое внимание и фонематический слух.

Звуки «К», «К’»,

Буква К

1

- закрепить знания детей о звуке «К», «К’». - формировать умение определять позицию звука в слове.

- продолжать учить выкладывать слова с помощью звуковых обозначений. - развивать интерес и внимание к слову.

- воспитывать стремление участвовать в общей работе на занятии.

- познакомить детей с буквой К. - продолжать учить определять позицию звука в слове.

- продолжать учить выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений. – формировать умение разгадывать ребусы. - воспитывать доброжелательные отношения на занятии друг к другу.

Звуки «Т», «Т’»,

Буква Т

1

- закрепить знания детей о звуке «Т», «Т’».

- формировать умение называть слова с этими звуками. - развивать звуковую культуру речи. - воспитывать умение внимательно слушать.

- закрепить умение выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений. - продолжать учить дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки. - развивать интерес и внимание к слову.

Звук и буква «И»

1

- закрепить знания детей о звуке «И». – познакомить детей с буквой И. - продолжать учить определять позицию звука в слове.

- развивать умение оперировать понятиями звук и буква.

- воспитывать положительные эмоции от выполнения заданий.

Звуки «П», «П’»,

Буква П

1

- закрепить умение отличать звуки от букв. - закрепить знания детей о звуке «П», «П’». - формировать умение определять 1-й звук в слове.

-формировать умение дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки.

- закрепить умение выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений. - развивать фонематический слух и речевое внимание.

- воспитывать положительную самооценку детей.

Звуки «З», «З’»,

Буква З

1

- закрепить знания детей о звуке «З» и «З’». - учить интонационному выделению звука в слове.

- продолжать учить делить слова на слоги. - развивать умение определять 1-й звук в слове.

- развивать интерес и внимание к слову. - воспитывать положительную самооценку у детей.

«С-З»

1

- учить интонационному выделению звука в слове.

- продолжать учить делить слова на слоги. - развивать умение определять 1-й звук в слове.

Звук и буква «Й»

1

- закрепить умение дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки. - познакомить детей со звуком «Й».

- продолжать учить выкладывать и читать слоги с помощью звуковых обозначений. - развивать фонематический слух и речевое внимание.

«Й-И»

1

- учить определять наличие звука в словах. - учить называть слова с этим звуком. - совершенствовать навыки доброго отношения друг к другу.

Звуки «Г», «Г’»,

Буква Г

1

- закрепить знания детей о звуках «Г» и «Г’». - продолжать определять 1-й звук в слове. - учить дифференцировать твердые и мягкие согласные.

- развивать фонематический слух.

- воспитывать умение выслушивать ответы друг друга.

«Г» - «К»

1

- уточнить знания детей о звуках «К», «К’» и «Г», «Г’».

-формировать умение называть слова с этими звуками.

-продолжать учить детей давать качественную характеристику звукам.

- закрепить умение детей изменять слова путем перестановки звуков или слогов в слове. - учить выкладывать слова с помощью звуковых обозначений.

- развивать звуковую культуру речи.

Звуки «В», «В’»,

Буква В

1

- познакомить с буквой В.

- продолжать учить соотносить буквы и звуки. - развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.

- воспитывать сдержанность и внимание.

Звуки «Д», «Д’»,

Буква Д

1

- закрепить знания детей о звуках.

- познакомить детей с буквой Д.

- закрепить умение детей выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений. - формировать умения образовывать новые слова с помощью перестановки звуков и слогов. - развивать речевое внимание и фонематический слух.

- воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

«Д-Т»

1

- закрепить умение детей определять мягкость и твердость звуков, глухость и звонкость. - закреплять знания детей о звуках «Д», «Д’», «Т», «Т’».

- закреплять умение определять количество повторяющихся звуков в словах. - закрепить умение изменять слова путем замены звуков в словах.

-формировать умения отвечать на вопросы распространенными предложениями.

Звуки «Б», «Б’»,

Буква Б

1

- закрепить умения детей отвечать на вопросы распространенными предложениями. - уточнить знания детей о звуках «Б» и «Б’». - познакомить с буквой Б.

- продолжать учить дифференцировать звуки по твердости и мягкости, по глухости и звонкости. - формировать умение изменять слова путем замены одних звуков другими. - развивать умение оперировать понятиями: звук, слог, слово, предложение. - воспитывать умения положительно оценивать ответы товарищей.

«Б-П»

1

- закрепить знания детей о звуках «Б» и «Б’», букве Б.

- закрепить знания детей о звуках «П» и «П’», букве П.

-развивать фонематический слух.

-учить определять нужный звук в начале, в середине, в конце.

- развивать интерес и внимание к слову.

Звуки «Ж»,

Буква Ж

1

- уточнить знания детей о звуке «Ж» и букве Ж. - познакомить детей с термином «шипящие звуки».

- закрепить умение отличать шипящие звуки. - продолжать учить изменять слоги и получать новые слова.

- продолжать формировать умение выкладывать слова при помощи звуковых обозначений. - продолжать учить давать качественную характеристику звукам.

- воспитывать умение контролировать свои действия.

«Ж-З»

1

- закрепить знания детей о звуке «Ж».

- закрепить знания детей о звуках «З», «З’». - учить называть слова на заданный звук. - развивать фонематический слух и речевое внимание.

«Ж-Ш»

1

- закрепить знания детей о звуке «Ж».

- закрепить знания детей о звуках «Ш». - учить называть слова на заданный звук. - развивать фонематический слух и речевое внимание.

Звук и буква «Е»

2

- закрепить знания детей о звуке «Е» и букве Е. - развивать внимание, культуру речи.

Звук и буква «Я»

1

- закрепить знания детей о звуке «Я» и букве «Я».

- продолжать учить определять позицию звука в слове.

- продолжать учить выделять в словах первый и последний слоги.

- формировать умение разгадывать ребусы.

«А-Я»

1

- продолжать учить определять позицию звука в слове.

- продолжать учить выделять в словах первый и последний слоги.

- формировать умение разгадывать ребусы.

Звук и буква «Ю»

2

- познакомить детей со звуком и буквой «Ю».

- формировать умение изменять слова путем замены одних звуков другими. - познакомить детей с термином «предложение» - развивать фонематический слух.

- совершенствовать навык доброжелательного отношения.

Звук и буква «Ё»

2

- познакомить детей со звуком «Ё» и буквой Ё. - продолжать учить определять позицию звука в слове.

- формировать умение изменять слова путем дополнения или исключения отдельных звуков.

- развивать интерес и внимание к слову. - вырабатывать умение внимательно слушать взрослого.

«Дружные звуки»

(звуки «Я», «Ё», «Ю», «Е»)

1

- уточнить знания детей о двойных звуках - закрепить знания детей в определении позиции звука в слове.

- дифференцировать понятия звук и буква.

- развивать интерес и внимание к слову.

- воспитывать доброжелательные отношения на занятии друг к другу.

Звук и буква «Ч»

1

-уточнить знания детей о звуке «Ч». - продолжать учить выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений. - закрепить умение делить слова на слоги. - развивать умение восстанавливать нарушенную последовательность слогов в структуре слова. - продолжать учить соотносить понятия звук и буква.

- воспитывать умение спокойного общения на занятии.

«Ч»-«С»-«Ш»

1

- закрепить знания детей о звуках «Ч», «Ш», «С».

- учить давать качественную характеристику звукам.

- продолжать учить определять позицию звука в слове.

- формировать умение соотносить понятия звук и буква.

– продолжать учить выкладывать слова с помощью звуковых обозначений.

«Ч-Т’»

1

- продолжать учить давать качественную характеристику звукам.

- продолжать учить соотносить понятия звук и буква.

- учить давать положительную оценку ответам товарищей.

Звук и буква «Э»

1

- закрепить знания детей о звуке и букве «Э» (артикуляция звука). - продолжать учить устанавливать кол-во

повторяющихся звуков в словах. - расширять представления детей об окружающем мире.

- развивать фонематический слух и речевое внимание.

Звук и буква «Ц»

1

- уточнить знания детей о звуке «Ц». - закрепить умение дифференцировать звуки «Ц», «Ч», «С».

- закрепить умение детей определять последний звук в слове.

- закрепить умение детей определять позицию звука в слове.

- формировать умение называть слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова.

- развивать звуковую культуру речи.

- воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

«Ц-Ч»

1

- дифференцировать звуки «Ц», «Ч». - закрепить умение детей определять последний звук в слове.

- закрепить умение детей определять позицию звука в слове.

- формировать умение называть слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова.

- развивать звуковую культуру речи.

- воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

«Ц-С»

1

- дифференцировать звуки «Ц», «С». - закрепить умение детей определять последний звук в слове.

- закрепить умение детей определять позицию звука в слове.

- формировать умение называть слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова.

- развивать звуковую культуру речи.

- воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.

«Ц-Ч-С»

1

- дифференцировать звуки «Ц», «Ч», «С». - закрепить умение детей определять последний звук в слове.

- закрепить умение детей определять позицию звука в слове.

Звуки «Ф», «Ф’» буква Ф

1

- закрепить знания детей о звуке «Ф», «Ф’». - закреплять умение определять позицию звука в слове

- развивать умение разгадывать ребусы. - продолжать учить читать слоги с опорой на звуковые обозначения.

- закрепить умение выкладывать слоги при помощи звуковых обозначений. – продолжать учить определять позицию звука в слове.

- формировать умение изменять слова путем перестановки слогов в слове. - развивать речевое внимание и фонематический слух.

Звук и буква «Щ»

1

- уточнить знания детей о звуке «Щ». - учить давать качественную характеристику звуку.

- продолжать учить определять позицию звука в слове.

- формировать умение соотносить понятия звук и буква.

- продолжать учить выкладывать слова с помощью звуковых обозначений. - развивать интерес и внимание к слову.

«Щ-С»

1

- учить давать качественную характеристику звуку.

- продолжать учить определять позицию звука в слове.

«Щ-Ч»

1

- закрепить знания детей о звуках «Щ» и «Ч».

- продолжать учить давать качественную характеристику этим звукам.

- продолжать учить изменять слова путем замены одних звуков другими.

- продолжать учить соотносить понятия звук и буква.

- учить давать положительную оценку ответам товарищей.

Звук и буква «Ь», «Ъ»

4

- познакомить с буквами «Ь» и «Ъ» знак.

- объяснить значение букв в словах.

- упражнять в дифференциации гласных и согласных звуков.

- упражнять в звуковом анализе слов.

«Страна Азбука»

1

- обобщить знания детей о гласных и согласных буквах.

- уметь отличать гласные буквы от согласных.

- уметь восстанавливать нарушенную последовательность звуков и слогов в структуре слова.

- уметь делать звуковой анализ слогов и слов.

- развивать интерес и внимание к слову.

- воспитывать умение давать положительную оценку ответам товарищей.

64 занятия

Предполагаемые результаты для группы детей 6-7 лет (второго года обучения):

  • умеет отличать слово от предложения;
  • умеет составлять предложения из заданных слов;
  • умеет делить слова на слоги;
  • умеет составлять слова из букв разрезной азбуки;
  • различает понятия «буква - звук»;
  • определяет наличие звука в слове и его место в нем (начало, середина, конец);
  • владеет понятиями: звук «гласный» - «согласный», согласный «мягкий»
  • - «твёрдый», «глухой» - «звонкий»;
  • читает прямые и обратные слоги, односложные, двусложные и
  • трехсложные слова;
  • читает предложения, короткие тексты;
  • умеет составлять пересказ (общий, выборочный);
  • владеет правильным орфоэпическим ударением, тоном речи;
  • владеет навыком выразительного чтения по ролям;
  • умеет определять ударение в слове, выделять ударный слог в схеме слова;
  • знает способы обозначения мягкости согласных звуков (Ь знаком и последующим гласным);
  • знает пары согласных звуков по глухости - звонкости, твердости – мягкости;
  • знает значение Ъ и Ь знаков в словах;
  • знает алфавит (полное название букв);
  • различает на слух предложения по цели высказывания, знает знаки препинания в конце предложения;
  • владеет приемами звукобуквенного анализа слова (определяет количество

Критерии и формы оценки качества знаний

Оценка усвоения знаний воспитанников происходит постоянно в ходе образовательной деятельности. Проверяется понимание и усвоение каждой темы, при необходимости проводится дополнительное индивидуальное занятие. Данная система работы позволяет достигнуть полного усвоения программного материала всеми воспитанниками. В конце первого года обучения запланировано 7 коррекционных занятий, на которых происходит повторение с закреплением пройденного материала. В конце второго года обучения запланировано итоговое занятие по закреплению и проверке полученных знаний за два учебных года.

Материально-методическое обеспечение программы

Материальное оснащение: доска магнитная, азбука магнитная, рабочие тетради, картины предметные и сюжетные для работы, карандаши простые и цветные, ручки.

Список литературы

  1. Волина В.В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995.
  2. Волина В.В. Учимся играя. - М. , 1994.
  3. Жукова Н.С. Букварь. – М., 1994.
  4. Жукова Н.С. Первая после букваря книга для чтения. - М.: Эксмо-пресс, 2009.
  5. Жукова Н.С. Я пишу правильно. От Букваря к умению красиво и грамотно писать. – М.: Эксмо, 2009.
  6. Жукова Н.С. Я говорю правильно. От первых устных уроков к букварю. - М.: Эксмо, 2009.
  7. Жукова Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. - М.: Эксмо, 2008.
  8. Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. Обучение дошкольников грамоте. - М.: Школа-Пресс, 1998.
  9.  Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у дошкольников. - М.: Гном- Пресс, 1997.
  10. Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2007.
  11. Кузнецова Е.В., Техонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушением речи. - М.: Сфера, 1999.
  12. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: Академия развития, 1997.
  13. Микляева Н.В. Методические условия обучения детей грамоте: методическое пособие/ Н.В. Микляева - М.: Айрис - ПРЕСС, 2007.
  14. Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников (Программа «Я- человек») мл, и ср. группы. – М.: Школьная пресса, 2000.
  15. Пятак С.В. Читаю слова и предложения. – М.: Эксмо, 2007.
  16. Пятак С.В. Читаю легко и правильно. - М.: Эксмо, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально - педагогического направления "Школа юного пешехода"

Данная  программа  является модифицированной, реализует социально-педагогическую направленность, предусматривает дополнительное обучение и воспитание  детей с ОВЗ во внеурочное  вр...

ПРОГРАММА НА 2020-2021 учебный год к дополнительной образовательной (общеразвивающей) программе «Студия мультипликации» (Продолжительность – 1 год)

Мультипликация как вид детского творчества существует уже, по крайней мере, два десятка лет - как в нашей стране, так и во многих странах мира. Проводимые на различных уровнях смотры, конкурсы, фестив...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по здоровьесбережению детей «Школа здоровья»

Программа направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах безопасного поведения, гигиены, охраны здоровья.К моменту выпу...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по подготовке детей к школе «Дошкольная академия»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по подготовке детей к школе «Дошкольная академия» для детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по подготовке к обучению в школе «Школа раннего развития. АБВГДЕЙка»

Дополнительная общеразвивающая программа «Школа раннего развития. АБВГДЕЙка» (далее – программа) по содержанию является программой социально-гуманитарной направленности, по функциона...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по подготовке детей к школе «Тропинка к школе»

Программа рассчитана на 1год обучения. Материал программы рассчитан на учащихся в возрасте 5-7 лет. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительностью 1 час....