Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по подготовке к школе «Читалочка»
рабочая программа по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа)
Данная программа является модифицированной, она составлена с учетом основной общеобразовательной программы МДОУ «Детский сад № 84» и методика интенсивного обучения О. В. Лысенко. Программа доступна для детей 5-7 лет. Вариативна и зависит от уровня усвоения материала. Показателем оценки качества является уровень освоения обучающимися дополнительной программы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 68.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учереждение
«Детский сад№84»
Утверждаю:
Заведующий МДОУ «Детский сад № 84»
__________________ /_____________/
«___» _____________________202 г.
Принят на заседании педагогического совета
Протоко №____
от «____»____________________202 г
Социально-гуманитарная направленность
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по подготовке к школе
«Читалочка»
Возраст обучающихся: 5-7 лет
Срок реализации: 2 года
Автор – составитель:
Силантьева Вера Владимировна,
учитель – логопед
высшей квалификационной категории
г. Ярославль 2024г.
Пояснительная записка
Данная программа является модифицированной, она составлена с учетом основной общеобразовательной программы МДОУ «Детский сад № 84» и методика интенсивного обучения О. В. Лысенко. Программа доступна для детей 5-7 лет. Вариативна и зависит от уровня усвоения материала. Показателем оценки качества является уровень освоения обучающимися дополнительной программы.
Уровень программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности «читалочка» для детей 5-7 лет.
Уровень освоения – базовый
Срок реализации: 1-2 года
Адресат программы: дети 6-7 лет дошкольных образовательных учреждений.
Количество участников: 12 человек
Направленность программы: социально – гуманитарная
Цель программы: обучение детей чтению. Создание условий для осмысленного и осознанного чтения.
Задачи программы:
- Обучение чтению: запоминание графического облика букв, соотнесение звуков с буквами, чтение слогов, чтение односложных и двусложных слов. Развитие навыка осознанного правильного чтения.
- Пробуждение интереса к книге, самостоятельному чтению.
- Развитие культуры речи. Воспитание любви и уважения к русскому языку. Развитие сенсорики, крупной и мелкой моторики, фонематического слуха.
- Пополнение активного и пассивного словарного запаса и умение использовать его в речи, развитие грамматического строя речи, получение навыков словообразования и словоизменения; постановка правильного звукопроизношения.
Нормативно-правовая основа
1.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155.
3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
4.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 г.Москва «СП 2.4.3648-202 «Санитарно –эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Сан Пин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденным постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 №2.
Сан Пин 2.3\2.4.3590-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» постановление Глвного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 №32
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30.08.2013 №1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».
6. Методические рекомендации по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования. Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.10. 2013 №08-140
7.Постановление правительства № 527-п 17.07.2018 Концепция персонифицированного дополнительного образования детей в Ярославской области; Приказ департамента образования ЯО от 27.12.2019 №47-нп Правила персонифицированного финансирования ДОД.
Актуальность
Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Школа и родители заинтересованы в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению, то есть имели бы развитый фонематический слух, хорошую устную речь, правильно поставленные первоначальные навыки в составлении и анализе предложений, в делении слов на слоги, умели правильно держать карандаш и свободно ориентироваться в тетради. Дети, получившие такую подготовку, легко овладеют в школе процессом чтения и письма. Актуальность данной программы обусловлена поиском путей совершенствования процесса подготовки к обучению чтению детей старшего дошкольного возраста. Программа «Читалочка» - это курс занимательных занятий, направленных на то, чтобы сделать для ребенка процесс обучения чтению увлекательным, привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению,
способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи.
Отличительные особенности:
Раннее овладение приемами чтения и письма обеспечит ребенку комфортное психологическое состояние при адаптации к школьному обучению, сформирует стойкий интерес к чтению и письму, даст ему преимущество в овладении разными предметами; поспособствует росту и развитию его мозга в самый благоприятный возрастной период.
Методы:
1. Наглядные (показ видео, фото, иллюстрации).
2. Словесные (объяснение, беседа).
3. Практические (самостоятельное и совместное чтение).
4. Частично- поисковый (решение поставленной задачи совместно с педагогом)
5. Игровой
Приемы обучения:
пояснение, объяснение, вопросы, показ, контроль, индивидуальная помощь, анализ и оценка, художественное слово.
Принципы построения педагогического процесса
1. Последовательности (все задачи решаются методом «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возможностями детей)
2. Доступности ( простота изложения и понимания материала)
3. Индивидуализации (учитываются психологические особенности дошкольников)
4. Результативности (соответствие возможностей достижения целям программы)
5. Наглядности ( большое количество наглядного раздаточного материала)
6. Межпредметности (связь с другими предметами, окружающим миром, развитием речи)
Цели и задачи реализуются посредством следующих методов и приемов:
Условия реализации программы
Программа имеет два этапа, охватывающих возраст детей с 5 до 7 лет. Игровой курс «Читалочка» представляет собой программу развития речи и обучения детей чтению. Он имеет несколько этапов
1 год обучения «В мире звуков и букв» (5-6 лет). Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительность занятия 25 минут (1 академический час) -в течении 8 месяцев:
2 год обучения «Учимся читать» (6- 7 лет). Занятия проводятся 2 раза в неделю продолжительностью занятия 30 минут (1 академический час) -в течении 8 месяцев:
64 занятия (62 академических часа) + 2 занятия диагностика (в начале и конце усвоения учебного материала).
Деятельность детей по программе организовывается в форме групповых занятий.
Занятия распределены в соответствии с сеткой-расписанием. Занятия проводятся во второй половине дня и включают в себя: небольшую теоретическую часть, иллюстрированный наглядный материал, игровые, занимательные упражнения, упражнения для развития моторики, физкультминутки. В рамках каждого занятия определены различные виды детской деятельности, отражающие интеграцию образовательных областей.
Учитель - логопед дозирует объём образовательной нагрузки, не превышая допустимые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. По действующему СанПиН для детей возраста от 6 до 7 лет планируются занятия продолжительностью не более 30 минут (СанПиН 2.4.1.1249-03).
1. Материально-технические:
Занятия по реализации программы проходят в Логопедическом кабинете. Учебная зона укомплектована всем необходимым количеством мебели:
- столы;
- стулья;
Оборудование: печатные материалы, пеналы, разрезные азбуки.
Наглядные пособия: Слоговые таблицы; таблицы для чтения, картинки – образы букв, схема для слияния букв.
Раздаточный материал: Поисковые таблицы слов, разрезная азбука, рабочие листы, слоговые таблицы.
Материальное оснащение: бумага, карандаши простые и цветные, ручки.
2. Кадровое обеспечение:
Педагог: Силантьева Вера Владимировна учитель-логопед, высшая категория, высшее образование.
3. Методическое обеспечение:
Особенности организации образовательного процесса - очная форма обучения
Содержание программы
Содержание первого года обучения «В мире звуков и букв»
Этот этап можно назвать «подготовкой» к обучению чтению. Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Восприятие более совершенно, осмысленно, целенаправленно, анализирующее. Развивается звуковая сторона и грамматический строй речи. Интенсивно растет словарный состав речи. Наступает благоприятный возраст для развития познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, от которых зависит успех в обучении чтению. В первый год обучения (5-6 лет) не ставится задача научить детей читать и писать, основная задача – приобщение детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка. В этот период так же необходимо научить ребенка: различать на слух слова в предложении; делить слова на слоги; выделять звук из слога и слова; находить ударный слог и звук в слове.
План работы первого этапа программы «В мире звуков и букв» осуществляется в следующих направлениях:
- Развитие познавательных процессов: памяти, мышления, внимания.
- Развитие мелкой моторики руки.
- Развитие речи: пополнение словарного запаса, работа над грамматической структурой речи.
- Развитие фонематического слуха, артикуляционного аппарата.
Знакомство с буквами и соотнесение их со звуками русского языка. Тематический план первого года обучения
Тема | Количество занятий | Цель |
«Звуки и буквы» | 1 | - познакомить детей с понятием «звук», «буква»; – дать понятие об артикуляционном аппарате; - развивать интерес и внимание к слову; - воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. |
Звук и буква «А» | 1 | - познакомить детей со звуком «А» (артикуляция звука); - учить находить этот звук в словах; - познакомить детей с буквой А; - развивать умение определять 1-й звук в слове; - развивать способность называть слова с заданным звуком; -развивать фонематический слух. |
Звук «У» | 1 | - закрепить знания детей о звуке «А». - познакомить детей со звуком «У». - уточнить произношение звука в изолированном виде и в словах. - учить делить слова на слоги. - формировать умение отвечать на вопросы. |
Звук «О» | 1 | - познакомить детей со звуком «О». - уточнить произношение звука в словах и в изолированном виде. - учить придумывать рифмы слов. -развивать фонематический слух. - воспитывать умение выслушивать ответы других детей. |
Звуки «М», «М’» | 2 | - познакомить детей со звуками ««М» и «М’». - познакомить детей с твердыми и мягкими согласными звуками. - учить интонационному выделению звука в слове. - учить называть 1-й звук в слове. - воспитывать умение выслушивать ответы товарищей. |
Звуки «С», «С’» | 2 | - познакомить детей со звуками «С» и «С’». - закрепить умение детей определять твердые и мягкие согласные звуки. - продолжать учить определять 1-й звук в слове - развивать фонематический слух. - воспитывать стремление участвовать в работе на занятии. |
«Длинные и короткие слова» | 1 | - продолжать расширять представление о словах. - познакомить детей с протяженностью слов. - учить делить слова на слоги. - развивать фонематический слух и речевое внимание. -развивать фонематический слух. - формировать навыки вежливого общения. |
Звуки «Х», «Х’» | 2 | - познакомить детей со звуками «Х» и «Х’». - учить определять 1-й звук в слове. - закрепить умение дифференцировать звуки. - развивать умение называть слова с заданным звуком. - развивать фонематический слух и речевое внимание. - воспитывать умение выслушивать ответы товарищей. |
Звуки «Р», «Р’» | 2 | - познакомить детей со звуками «Р» и «Р’». - продолжать учить определять 1-й звук в слове. - закрепить умение интонационно выделять звук в словах. -дифференцировать звуки по твердости и мягкости. - развивать интерес и внимание к слову. |
Звук «Ш» | 2 | - познакомить детей со звуком «Ш». - учить интонационно выделять звук в словах. - дать знания о том, что произносить согласные звуки нам помогают зубы, губы, язык - развивать речевое внимание и фонематический слух. |
Звук «Ы» | 1 | - закрепить знания детей о гласных звуках. - познакомить детей со звуком «Ы». - учить определять наличие звука в слове. - продолжать учить делить слова на слоги. - развивать фонематическое восприятие. - воспитывать интерес и внимание к слову. |
Звуки «Л», «Л’» | 2 | - познакомить детей со звуками «Л» и «Л’». - продолжать учить дифференциации звуков по твердости и мягкости. - учить отличать согласные звуки от гласных. - закрепить умение определять 1-й звук в слове. - познакомить детей с многозначностью слов. - воспитывать стремление участвовать в общей работе на занятии. |
Звуки «Н», «Н’» | 2 | - познакомить детей со звуками «Н» и «Н’». - продолжать учить дифференцировать звуки по твердости и мягкости. - закреплять умения детей определять 1-й звук в слове. - развивать интерес и внимание к слову. |
Звуки «К», «К’» | 2 | - познакомить детей со звуками «К» и «К’». - продолжать учить определять 1-й звук в слове. - учить дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки. - воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. |
Звуки «Т», «Т’» | 2 | - познакомить детей со звуками «Т» и «Т’». - продолжать учить дифференциации звуков по твердости и мягкости. - учить определять 1-й звук в слове - развивать умение называть слова со звуками «Т» и «Т’». - развивать фонематический слух и речевое внимание. |
Звук «И» | 1 | - познакомить детей со звуком «И». – учить определять наличие звука в словах. - учить называть слова с этим звуком. - совершенствовать навыки доброго отношения друг к другу. |
Слова - друзья | 1 | - закрепить знания детей о гласных звуках. - сравнивать слова по звучанию. - развивать умения подбирать слова, звучащие похоже к заданному. - воспитывать интерес и внимание к слову. - воспитывать привычку слушать внимательно. |
Звук «П», «П’» | 2 | - познакомить детей со звуками «П» и «П’». - продолжать учить интонационному выделению звуков в словах. - продолжать учить дифференцировать согласные звуки по мягкости и твердости. - продолжать учить определять 1-й звук в слове. - развивать интерес и внимание к слову. |
Звуки «З», «З’» | 2 | - познакомить детей со звуками «З» и «З’». - учить интонационному выделению звука в слове. - продолжать учить делить слова на слоги. - развивать умение определять 1-й звук в слове. - развивать интерес и внимание к слову. - воспитывать положительную самооценку у детей. |
Звуки «Г», «Г’» | 2 | - познакомить детей со звуками «Г» и «Г’». - продолжать определять 1-й звук в слове. - учить дифференцировать твердые и мягкие согласные. - развивать фонематический слух. - воспитывать умение выслушивать ответы друг друга. |
Звуки «В», «В’» | 2 | - познакомить детей со звуками «В» и «В’». - продолжать учить интонационному выделению звуков «В» и «В’» в словах. - учить определять 1 звук. - закрепить умение делить слова на слоги. - воспитывать желание заниматься и узнавать новое. |
Звуки «Д», «Д’» | 2 | - познакомить детей со звуками «Д» и «Д’». - учить интонационному выделению звука в слове. - закрепить дифференциации звуков «Д» и «Д’». - закрепить умение определять 1-й звук в слове. - воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. |
Звуки «Б», «Б’» | 2 | - познакомить детей со звуками «Б» и «Б’» - учить дифференцировать звуки на твердые и мягкие. - закреплять умение определять 1-й звук в словах. - развивать интерес и внимание к слову. |
Звук «Ж» | 2 | - познакомить детей со звуком «Ж». - учить интонационно выделять звук «Ж» в словах. – учить называть слова с этим звуком. - продолжать учить подбирать рифмы к словам. – развивать речевое внимание и фонематический слух. - воспитывать дружеские взаимоотношения. |
Дифференциация «Ж» - «З» | 2 | - закрепить знания детей о звуке «Ж». - закрепить знания детей о звуке «З». - учить называть слова на заданный звук. - развивать фонематический слух и речевое внимание. |
Дифференциация «Ж»- «Ш» | 2 | - закрепить знания детей о звуке «Ж». - закрепить знания детей о звуках «Ш». - учить называть слова на заданный звук. - развивать фонематический слух и речевое внимание. |
Звук «Ч» | 2 | - познакомить детей со звуком «Ч». - дать знания о том, что звук «Ч» бывает только мягким. - учить определять 1-й звук в слове. - развивать фонематическое восприятие. |
Звук «Щ» | 2 | - познакомить детей со звуком «Щ». - дать знания о том, что звук «Ч» бывает только мягким. - продолжать учить интонационному выделению звука в слове. - продолжать учить сравнивать слова по звучанию. - развивать умение подбирать слова с заданным звуком. |
Дифференциация шипящих «Ч», «Щ». | 2 | - закрепить знания детей о звуке «Ч». - закрепить знания детей о звуке «Щ». - учить называть слова на заданный звук. - развивать фонематический слух и речевое внимание. |
Звук «Ц» | 2 | - познакомить детей со звуком «Ц». - учить интонационному выделению звука «Ц» в слове. - сравнение слов по звучанию. - развивать умение подбирать слова с заданным звуком. - развивать интерес и внимание к слову. |
Звуки «Ф», «Ф’» | 2 | - познакомить детей со звуками «Ф» и «Ф’». - продолжать учить определять 1-й звук в слове. - учить дифференциации звуков по твердости и мягкости. - учить называть слова на заданный звук. - развивать фонематический слух и речевое внимание. |
Дифференциация согласных «Ц», «Ф», «Ф’» | 2 | - закрепить знания детей о звуке «Ц». - закрепить знания детей о звуках «Ф» и «Ф’» . - учить дифференциации звуков по твердости и мягкости. - учить называть слова на заданный звук . - развивать фонематический слух и речевое внимание. |
Звук «Э» | 1 | - продолжать учить делить слова на слоги. - познакомить детей со звуком «Э». - учить определять наличие звука в словах. - учить называть слова с этим звуком. - воспитывать умение выслушивать ответы других. |
Повторение. Индивидуальные коррекционные занятия. | 7 | - определение начального гласного под ударением и согласного звуков в слове. Нахождение заданных звуков в слове. |
64 занятия |
Тематический план второго года обучения
Предполагаемые результаты для группы детей 5-6 лет (первого года обучения):
По окончании первого года обучения «В мире звуков и букв» ребенок
- умеет употреблять в речи правильную грамматическую форму слов, обозначающих предмет, признак предмета, действие;
- различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»;
- владеет навыком словообразования;
- различает слова по звучанию и протяжности;
- умеет интонационно выражать радость, удивление, недовольство;
- различает на слух все речевые звуки; соотносит звуки с образом буквы;
- читает слова из 3-4 букв;
- умеет определять 1й звук в слове;
- составляет предложение с заданным словом.
Содержание второго года обучения «Учимся читать»
На седьмом году жизни совершенствуются все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа, связной речи, интонационной выразительности. Уровень развития речи отражает особенности наглядно-образного мышления дошкольника. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был. Дошкольник не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные, временные, условные, сравнительные и другие отношения. В связи с этим речь усложняется в структурном отношении: возрастает объем высказываний, используются различные типы сложных предложений. На седьмом году ребенок полностью овладевает грамматическим строем речи и пользуется им достаточно свободно. Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на его ошибки, исправляют их, показывают правильный образец. В разговорной речи дошкольник в соответствии с темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы. Участвовать в беседе, поддерживать разговор позволяет достаточный словарный запас. За год запас слов, используемых ребенком в общении, увеличивается на 1000-1200 слов по сравнению с предшествующим возрастом и достигает 4000 слов. Дети активно используют существительные с обобщающим, а также с конкретным значением, обозначающие предметы, отдельные их части и детали, качества и свойства; прилагательные, обозначающие материал, свойства, качества, состояние предметов; широко употребляют глаголы с различными приставками и суффиксами. Дети учатся использовать в речи антонимы – противоположные по смыслу слова (друг — враг, высокий — низкий, хорошо — плохо, говорить — молчать) и синонимы – слова, близкие по смыслу (ходить — идти, шагать; грустный — печальный, безрадостный). Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами: наблюдаются недочеты и иногда ошибки в употреблении слов и в построении фраз при пересказах сказок, рассказов, во время беседы.
В общении со сверстниками дети осознанно меняют силу и высоту голоса, пользуются различными интонациями: вопросительной, восклицательной, повествовательной. Ребенок осваивает слово в единстве его значения и звучания, учится употреблять слова в точном соответствии со смыслом, правильно их произносить. Обычно к 6 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, не ошибается в ударении. В возрасте 6 лет ребенок учится различать звуки на слух, проводить элементарный звуковой анализ: определять место звука в слове (начало, середина, конец), последовательность и количество звуков. Навыки элементарного звукового анализа необходимы для освоения чтения и письма. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. К 7 годам начинают формироваться элементы логического мышления. Формируется планирующая функция речи, затем развивается внутренняя речь. В основе познания – самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками.
План работы второго этапа «Учимся читать» осуществляется в следующих направлениях:
- Закрепление зрительных образов букв и умения соотносить звук с буквой.
- Формирование навыка слияния букв в слоги, чтение слогов, слов, словосочетаний, предложений.
- Работа над грамматической структурой речи и развитие связной речи.
- Знакомство с начальными грамматическими категориями.
- Работа над техникой чтения. Чтение предложений и легких для понимания текстов.
- Сказки русского языка. Знакомство с первыми орфограммами русского языка. «Почему Ж не дружит с Ы», «Как мягкий знак в гости ходил», «Заколдованное ударение» и многие другие.
- Развитие культуры речи. Постановка ударения и выразительности речи. Словоизменение и словообразование.
- Развитие связной речи: монолог, диалог, описание по картине, пересказ текста и т д.
- Подготовка руки к письму.
Тема | Количество занятий | Цель |
«Звуки и буквы» | 1 | -развивать умение оперировать понятиями звук и буква. - закрепить знания детей об артикуляционном аппарате. - развивать интерес и внимание к слову. - воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. |
«Слова. Звуки» | 1 | - закрепить знания детей о понятии «звук», «буква». - закрепить представление детей о слове. - закрепить знания детей о протяженности слов. - развивать представления детей о многообразии слов. |
Звук и буква «А» | 1 | - уточнить знания детей о звуке «А» (артикуляция звука). - учить находить этот звук в словах. - закрепить умения придумывать слова на звук «А». - закрепить умение определять 1-й звук в слове. - развивать способность называть слова с заданным звуком. |
Звук и буква «У» | 1 | - закрепить знания детей о звуке «У». - познакомить детей с буквой «У». - закрепить умение детей делить слова на слоги. - продолжать учить определять кол-во повторяющихся звуков в слове. - развивать фонематический слух и речевое внимание. |
Звук и буква «О» | 1 | - закрепить умения детей называть слова со звуком «А». - закрепить знания детей о звуке «О». - учить устанавливать кол-во повторяющихся звуков в словах. - продолжать учить определять 1-й и последний звуки в словах. - развивать умения анализировать, делать выводы - воспитывать доброжелательные отношения. |
Звуки «М», «М’», Буква М | 2 | - закрепить знания детей о звуках «М», «М’». – развивать умение отличать гласные звуки от согласных. - развивать умение составлять прямые и обратные слоги. - формировать умение определять позицию звука в слове. - воспитание у детей положительных эмоций от выполнения задания. |
Звуки «С», «С’», Буква С | 2 | - закрепить знание детей о звуках «С» и «С» ’. - закрепить умение детей определять твердые и мягкие согласные звуки. - продолжать учить определять 1-й звук в слове. - развивать фонематический слух. - воспитывать стремление участвовать в работе на занятии. |
Звуки «Х», «Х’», Буква Х | 2 | - закрепить умение детей дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки. - уточнить знания детей о звуке «Х», «Х’». - продолжать учить определять позиция звука в слове. - закрепить умение делить слова на слоги. - развивать речевое внимание и фонематический слух. - воспитывать положительную самооценку. |
Звуки «Р», «Р’», Буква Р | 2 | - уточнить знания детей о звуках «Р» и «Р’». - продолжать учить определять 1-й звук в слове. - закрепить умение интонационно выделять звук в словах. -дифференцировать звуки по твердости и мягкости. - развивать интерес и внимание к слову. |
Звук и буква «Ш» | 1 | - закрепить знания детей о звуке «Ш». - учить интонационно выделять звук в словах. - дать знания о том, что произносить согласные звуки нам помогают зубы, губы, язык (происходит согласие). - развивать речевое внимание и фонематический слух. |
«С-Ш» | 1 | - учить интонационно выделять звук в словах. - дать знания о том, что произносить согласные звуки нам помогают зубы, губы, язык (происходит согласие). - развивать речевое внимание и фонематический слух. |
Звук и буква «Ы» | 1 | - закрепить знания детей о звуке «Ы». - закрепить умение определять позицию звука в слове. – учить изменять слова при помощи добавления звуков в слово. - развивать умение оперировать понятиями звук и буква. |
«И-Ы» | 1 | - уточнить знания детей о звуках «И» и «Ы». - учить определять позицию звука в слове. - продолжать учить изменять слова путем замены звуков в словах. - развивать понимание смыслоразличительной функции звука. - воспитывать умение слушать внимательно взрослого и товарищей. |
Звуки «Л», «Л’», Буква Л | 1 | - закрепить знания детей о звуках «Л» и «Л’». - продолжать учить дифференциации звуков по твердости и мягкости. - учить отличать согласные звуки от гласных. - закрепить умение определять 1-й звук в слове. - познакомить детей с многозначностью слов. - воспитывать стремление участвовать в общей работе на занятии. |
«Л-Р» | 1 | - закрепить умение интонационно выделять звук в словах. - продолжать учить дифференциации звуков по твердости и мягкости. - учить отличать согласные звуки от гласных. - закрепить умение определять 1-й звук в слове. |
Звуки «Н», «Н’», Буква Н | 1 | - закрепить знания детей о звуках «Н», «Н’». - продолжать учить выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений. - закрепить знания детей о гласных звуках, мягких и твердых согласных звуках. – воспитывать речевое внимание и фонематический слух. |
Звуки «К», «К’», Буква К | 1 | - закрепить знания детей о звуке «К», «К’». - формировать умение определять позицию звука в слове. - продолжать учить выкладывать слова с помощью звуковых обозначений. - развивать интерес и внимание к слову. - воспитывать стремление участвовать в общей работе на занятии. - познакомить детей с буквой К. - продолжать учить определять позицию звука в слове. - продолжать учить выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений. – формировать умение разгадывать ребусы. - воспитывать доброжелательные отношения на занятии друг к другу. |
Звуки «Т», «Т’», Буква Т | 1 | - закрепить знания детей о звуке «Т», «Т’». - формировать умение называть слова с этими звуками. - развивать звуковую культуру речи. - воспитывать умение внимательно слушать. - закрепить умение выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений. - продолжать учить дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки. - развивать интерес и внимание к слову. |
Звук и буква «И» | 1 | - закрепить знания детей о звуке «И». – познакомить детей с буквой И. - продолжать учить определять позицию звука в слове. - развивать умение оперировать понятиями звук и буква. - воспитывать положительные эмоции от выполнения заданий. |
Звуки «П», «П’», Буква П | 1 | - закрепить умение отличать звуки от букв. - закрепить знания детей о звуке «П», «П’». - формировать умение определять 1-й звук в слове. -формировать умение дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки. - закрепить умение выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений. - развивать фонематический слух и речевое внимание. - воспитывать положительную самооценку детей. |
Звуки «З», «З’», Буква З | 1 | - закрепить знания детей о звуке «З» и «З’». - учить интонационному выделению звука в слове. - продолжать учить делить слова на слоги. - развивать умение определять 1-й звук в слове. - развивать интерес и внимание к слову. - воспитывать положительную самооценку у детей. |
«С-З» | 1 | - учить интонационному выделению звука в слове. - продолжать учить делить слова на слоги. - развивать умение определять 1-й звук в слове. |
Звук и буква «Й» | 1 | - закрепить умение дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки. - познакомить детей со звуком «Й». - продолжать учить выкладывать и читать слоги с помощью звуковых обозначений. - развивать фонематический слух и речевое внимание. |
«Й-И» | 1 | - учить определять наличие звука в словах. - учить называть слова с этим звуком. - совершенствовать навыки доброго отношения друг к другу. |
Звуки «Г», «Г’», Буква Г | 1 | - закрепить знания детей о звуках «Г» и «Г’». - продолжать определять 1-й звук в слове. - учить дифференцировать твердые и мягкие согласные. - развивать фонематический слух. - воспитывать умение выслушивать ответы друг друга. |
«Г» - «К» | 1 | - уточнить знания детей о звуках «К», «К’» и «Г», «Г’». -формировать умение называть слова с этими звуками. -продолжать учить детей давать качественную характеристику звукам. - закрепить умение детей изменять слова путем перестановки звуков или слогов в слове. - учить выкладывать слова с помощью звуковых обозначений. - развивать звуковую культуру речи. |
Звуки «В», «В’», Буква В | 1 | - познакомить с буквой В. - продолжать учить соотносить буквы и звуки. - развивать фонематический слух и фонематическое восприятие. - воспитывать сдержанность и внимание. |
Звуки «Д», «Д’», Буква Д | 1 | - закрепить знания детей о звуках. - познакомить детей с буквой Д. - закрепить умение детей выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений. - формировать умения образовывать новые слова с помощью перестановки звуков и слогов. - развивать речевое внимание и фонематический слух. - воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. |
«Д-Т» | 1 | - закрепить умение детей определять мягкость и твердость звуков, глухость и звонкость. - закреплять знания детей о звуках «Д», «Д’», «Т», «Т’». - закреплять умение определять количество повторяющихся звуков в словах. - закрепить умение изменять слова путем замены звуков в словах. -формировать умения отвечать на вопросы распространенными предложениями. |
Звуки «Б», «Б’», Буква Б | 1 | - закрепить умения детей отвечать на вопросы распространенными предложениями. - уточнить знания детей о звуках «Б» и «Б’». - познакомить с буквой Б. - продолжать учить дифференцировать звуки по твердости и мягкости, по глухости и звонкости. - формировать умение изменять слова путем замены одних звуков другими. - развивать умение оперировать понятиями: звук, слог, слово, предложение. - воспитывать умения положительно оценивать ответы товарищей. |
«Б-П» | 1 | - закрепить знания детей о звуках «Б» и «Б’», букве Б. - закрепить знания детей о звуках «П» и «П’», букве П. -развивать фонематический слух. -учить определять нужный звук в начале, в середине, в конце. - развивать интерес и внимание к слову. |
Звуки «Ж», Буква Ж | 1 | - уточнить знания детей о звуке «Ж» и букве Ж. - познакомить детей с термином «шипящие звуки». - закрепить умение отличать шипящие звуки. - продолжать учить изменять слоги и получать новые слова. - продолжать формировать умение выкладывать слова при помощи звуковых обозначений. - продолжать учить давать качественную характеристику звукам. - воспитывать умение контролировать свои действия. |
«Ж-З» | 1 | - закрепить знания детей о звуке «Ж». - закрепить знания детей о звуках «З», «З’». - учить называть слова на заданный звук. - развивать фонематический слух и речевое внимание. |
«Ж-Ш» | 1 | - закрепить знания детей о звуке «Ж». - закрепить знания детей о звуках «Ш». - учить называть слова на заданный звук. - развивать фонематический слух и речевое внимание. |
Звук и буква «Е» | 2 | - закрепить знания детей о звуке «Е» и букве Е. - развивать внимание, культуру речи. |
Звук и буква «Я» | 1 | - закрепить знания детей о звуке «Я» и букве «Я». - продолжать учить определять позицию звука в слове. - продолжать учить выделять в словах первый и последний слоги. - формировать умение разгадывать ребусы. |
«А-Я» | 1 | - продолжать учить определять позицию звука в слове. - продолжать учить выделять в словах первый и последний слоги. - формировать умение разгадывать ребусы. |
Звук и буква «Ю» | 2 | - познакомить детей со звуком и буквой «Ю». - формировать умение изменять слова путем замены одних звуков другими. - познакомить детей с термином «предложение» - развивать фонематический слух. - совершенствовать навык доброжелательного отношения. |
Звук и буква «Ё» | 2 | - познакомить детей со звуком «Ё» и буквой Ё. - продолжать учить определять позицию звука в слове. - формировать умение изменять слова путем дополнения или исключения отдельных звуков. - развивать интерес и внимание к слову. - вырабатывать умение внимательно слушать взрослого. |
«Дружные звуки» (звуки «Я», «Ё», «Ю», «Е») | 1 | - уточнить знания детей о двойных звуках - закрепить знания детей в определении позиции звука в слове. - дифференцировать понятия звук и буква. - развивать интерес и внимание к слову. - воспитывать доброжелательные отношения на занятии друг к другу. |
Звук и буква «Ч» | 1 | -уточнить знания детей о звуке «Ч». - продолжать учить выкладывать слоги с помощью звуковых обозначений. - закрепить умение делить слова на слоги. - развивать умение восстанавливать нарушенную последовательность слогов в структуре слова. - продолжать учить соотносить понятия звук и буква. - воспитывать умение спокойного общения на занятии. |
«Ч»-«С»-«Ш» | 1 | - закрепить знания детей о звуках «Ч», «Ш», «С». - учить давать качественную характеристику звукам. - продолжать учить определять позицию звука в слове. - формировать умение соотносить понятия звук и буква. – продолжать учить выкладывать слова с помощью звуковых обозначений. |
«Ч-Т’» | 1 | - продолжать учить давать качественную характеристику звукам. - продолжать учить соотносить понятия звук и буква. - учить давать положительную оценку ответам товарищей. |
Звук и буква «Э» | 1 | - закрепить знания детей о звуке и букве «Э» (артикуляция звука). - продолжать учить устанавливать кол-во повторяющихся звуков в словах. - расширять представления детей об окружающем мире. - развивать фонематический слух и речевое внимание. |
Звук и буква «Ц» | 1 | - уточнить знания детей о звуке «Ц». - закрепить умение дифференцировать звуки «Ц», «Ч», «С». - закрепить умение детей определять последний звук в слове. - закрепить умение детей определять позицию звука в слове. - формировать умение называть слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова. - развивать звуковую культуру речи. - воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. |
«Ц-Ч» | 1 | - дифференцировать звуки «Ц», «Ч». - закрепить умение детей определять последний звук в слове. - закрепить умение детей определять позицию звука в слове. - формировать умение называть слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова. - развивать звуковую культуру речи. - воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. |
«Ц-С» | 1 | - дифференцировать звуки «Ц», «С». - закрепить умение детей определять последний звук в слове. - закрепить умение детей определять позицию звука в слове. - формировать умение называть слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова. - развивать звуковую культуру речи. - воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. |
«Ц-Ч-С» | 1 | - дифференцировать звуки «Ц», «Ч», «С». - закрепить умение детей определять последний звук в слове. - закрепить умение детей определять позицию звука в слове. |
Звуки «Ф», «Ф’» буква Ф | 1 | - закрепить знания детей о звуке «Ф», «Ф’». - закреплять умение определять позицию звука в слове - развивать умение разгадывать ребусы. - продолжать учить читать слоги с опорой на звуковые обозначения. - закрепить умение выкладывать слоги при помощи звуковых обозначений. – продолжать учить определять позицию звука в слове. - формировать умение изменять слова путем перестановки слогов в слове. - развивать речевое внимание и фонематический слух. |
Звук и буква «Щ» | 1 | - уточнить знания детей о звуке «Щ». - учить давать качественную характеристику звуку. - продолжать учить определять позицию звука в слове. - формировать умение соотносить понятия звук и буква. - продолжать учить выкладывать слова с помощью звуковых обозначений. - развивать интерес и внимание к слову. |
«Щ-С» | 1 | - учить давать качественную характеристику звуку. - продолжать учить определять позицию звука в слове. |
«Щ-Ч» | 1 | - закрепить знания детей о звуках «Щ» и «Ч». - продолжать учить давать качественную характеристику этим звукам. - продолжать учить изменять слова путем замены одних звуков другими. - продолжать учить соотносить понятия звук и буква. - учить давать положительную оценку ответам товарищей. |
Звук и буква «Ь», «Ъ» | 4 | - познакомить с буквами «Ь» и «Ъ» знак. - объяснить значение букв в словах. - упражнять в дифференциации гласных и согласных звуков. - упражнять в звуковом анализе слов. |
«Страна Азбука» | 1 | - обобщить знания детей о гласных и согласных буквах. - уметь отличать гласные буквы от согласных. - уметь восстанавливать нарушенную последовательность звуков и слогов в структуре слова. - уметь делать звуковой анализ слогов и слов. - развивать интерес и внимание к слову. - воспитывать умение давать положительную оценку ответам товарищей. |
64 занятия |
Предполагаемые результаты для группы детей 6-7 лет (второго года обучения):
- умеет отличать слово от предложения;
- умеет составлять предложения из заданных слов;
- умеет делить слова на слоги;
- умеет составлять слова из букв разрезной азбуки;
- различает понятия «буква - звук»;
- определяет наличие звука в слове и его место в нем (начало, середина, конец);
- владеет понятиями: звук «гласный» - «согласный», согласный «мягкий»
- - «твёрдый», «глухой» - «звонкий»;
- читает прямые и обратные слоги, односложные, двусложные и
- трехсложные слова;
- читает предложения, короткие тексты;
- умеет составлять пересказ (общий, выборочный);
- владеет правильным орфоэпическим ударением, тоном речи;
- владеет навыком выразительного чтения по ролям;
- умеет определять ударение в слове, выделять ударный слог в схеме слова;
- знает способы обозначения мягкости согласных звуков (Ь знаком и последующим гласным);
- знает пары согласных звуков по глухости - звонкости, твердости – мягкости;
- знает значение Ъ и Ь знаков в словах;
- знает алфавит (полное название букв);
- различает на слух предложения по цели высказывания, знает знаки препинания в конце предложения;
- владеет приемами звукобуквенного анализа слова (определяет количество
Критерии и формы оценки качества знаний
Оценка усвоения знаний воспитанников происходит постоянно в ходе образовательной деятельности. Проверяется понимание и усвоение каждой темы, при необходимости проводится дополнительное индивидуальное занятие. Данная система работы позволяет достигнуть полного усвоения программного материала всеми воспитанниками. В конце первого года обучения запланировано 7 коррекционных занятий, на которых происходит повторение с закреплением пройденного материала. В конце второго года обучения запланировано итоговое занятие по закреплению и проверке полученных знаний за два учебных года.
Материально-методическое обеспечение программы
Материальное оснащение: доска магнитная, азбука магнитная, рабочие тетради, картины предметные и сюжетные для работы, карандаши простые и цветные, ручки.
Список литературы
- Волина В.В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995.
- Волина В.В. Учимся играя. - М. , 1994.
- Жукова Н.С. Букварь. – М., 1994.
- Жукова Н.С. Первая после букваря книга для чтения. - М.: Эксмо-пресс, 2009.
- Жукова Н.С. Я пишу правильно. От Букваря к умению красиво и грамотно писать. – М.: Эксмо, 2009.
- Жукова Н.С. Я говорю правильно. От первых устных уроков к букварю. - М.: Эксмо, 2009.
- Жукова Н.С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи. - М.: Эксмо, 2008.
- Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. Обучение дошкольников грамоте. - М.: Школа-Пресс, 1998.
- Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у дошкольников. - М.: Гном- Пресс, 1997.
- Козырева Л.М. Развитие речи. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2007.
- Кузнецова Е.В., Техонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушением речи. - М.: Сфера, 1999.
- Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: Академия развития, 1997.
- Микляева Н.В. Методические условия обучения детей грамоте: методическое пособие/ Н.В. Микляева - М.: Айрис - ПРЕСС, 2007.
- Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников (Программа «Я- человек») мл, и ср. группы. – М.: Школьная пресса, 2000.
- Пятак С.В. Читаю слова и предложения. – М.: Эксмо, 2007.
- Пятак С.В. Читаю легко и правильно. - М.: Эксмо, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально - педагогического направления "Школа юного пешехода"
Данная программа является модифицированной, реализует социально-педагогическую направленность, предусматривает дополнительное обучение и воспитание детей с ОВЗ во внеурочное вр...

ПРОГРАММА НА 2020-2021 учебный год к дополнительной образовательной (общеразвивающей) программе «Студия мультипликации» (Продолжительность – 1 год)
Мультипликация как вид детского творчества существует уже, по крайней мере, два десятка лет - как в нашей стране, так и во многих странах мира. Проводимые на различных уровнях смотры, конкурсы, фестив...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа по здоровьесбережению детей «Школа здоровья»
Программа направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах безопасного поведения, гигиены, охраны здоровья.К моменту выпу...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по подготовке детей к школе «Дошкольная академия»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по подготовке детей к школе «Дошкольная академия» для детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по подготовке к обучению в школе «Школа раннего развития. АБВГДЕЙка»
Дополнительная общеразвивающая программа «Школа раннего развития. АБВГДЕЙка» (далее – программа) по содержанию является программой социально-гуманитарной направленности, по функциона...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по подготовке детей к школе «Тропинка к школе»
Программа рассчитана на 1год обучения. Материал программы рассчитан на учащихся в возрасте 5-7 лет. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительностью 1 час....
