Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально - педагогического направления "Школа юного пешехода"
рабочая программа по теме

Антохина Ольга Владимировна

Данная  программа  является модифицированной, реализует социально-педагогическую направленность, предусматривает дополнительное обучение и воспитание  детей с ОВЗ во внеурочное  время.  
Знания и навыки, полученные учащимися, расширяются в последующие годы обучения. Даётся дополнительный материал, обучение связывается с наблюдениями самих учеников на примерах из повседневной жизни. Данные занятия помогут детям с ,ограниченными возможностями здоровья , систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформируют у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитают дисциплинированных пешеходов и  пассажиров.

В связи с тем, что длительность занятий утомляет обучающихся, теоретические и практические части занятий будут комбинироваться в зависимости от изучаемой темы. В целях поддержания устойчивого внимания и активизации обучающих в ходе объяснения теоретического материала необходимо сочетать устные объяснения материала с применением наглядных пособий, увязывать изучаемый материал с жизнью, практикой, опытом обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_byudzhetnoe_spetsialnoe.docx340.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное

учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад №10»

Принята на заседании

Педагогического совета

Протокол №  

На 2015 – 2017г

Для детей с ограниченными возможностями здоровья

Возраст детей: 9 до 12  лет

Срок реализации: 2 годда

                                                                                                                   Автор – составитель:                                                                                                        Антохина О.В.                                                                                                                  воспитатель 2 класса

г. Троицк 2015г.

Содержание:

  1. Целевой раздел

1.1. Информационно-аналитические данные об образовательном учреждении

  1. Пояснительная записка к программе «Школа юного пешехода»

2.1. Направленность дополнительной образовательной программы

           2.2. Цель и задачи дополнительной образовательной программы.

 2.3.Педагогическая целесообразность дополнительной       образовательной программы.

  1. Организационно-методические обеспечение программы

3.1.   Возраст детей, участвующих в реализации программы.

          3.2.        Сроки реализации программы.

          3.3.        Формы и методы занятий

          3.4.        Ожидаемые результаты и способы определения их     результативности:

  1. Учебно – тематическое планирование

4.1. Содержание дополнительной образовательной программы

«Школа юного пешехода»

5. Материально-технические условия реализации дополнительной  образовательной программы

5.1 Материально-техническая база для реализации дополнительной образовательной программы 3 класса

        6. Список литературы

1. Целевой раздел

1.1. Информационно-аналитические данные об образовательном учреждении

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение  для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад №10»

2. Пояснительная записка к программе «Школа юного пешехода»

Из  года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создаёт объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий.  Причём, несчастные случаи всё чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети.    

Это происходит потому, что учащиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их,  не осознавая опасных последствий своих действий.

Сегодня в Российской Федерации особо остро стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм, который в настоящее время достигает масштабов социальной катастрофы. В стране ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий погибает более 30 тыс. человек и свыше 250 тыс. получает травмы. Цифры детского травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий велики: ежегодно погибают и получают травмы в результате ДТП до 27 тыс. детей и подростков до 16 лет.

Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, являются недисциплинированность учащихся, незнание ими Правил дорожного движения Российской Федерации.

Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.

Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.

Знания, умения и навыки, приобретаемые в результате использования программы для коррекционной школы не отличаются от  детей, обучающихся в массовой школе. Это достигается путём доступного изложения информации, предназначенной для усвоения детьми с ОВЗ, её дозированностью, использованием различных форм работы и закрепления материала, а также большим количеством игровых моментов в каждом занятии.

Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Данная программа сориентирована на изучение основ безопасности направленных  на обеспечение безопасности личности на дороге от всех источников угроз, на знания и навыки использования правил дорожного движения  в жизни, которые  являются одним из фрагментов культуры  личной безопасности.

2.1. Направленность дополнительной образовательной программы

Данная  программа  является модифицированной, реализует социально-педагогическую направленность, предусматривает дополнительное обучение и воспитание  детей с ОВЗ во внеурочное  время.  
Знания и навыки, полученные учащимися, расширяются в последующие годы обучения. Даётся дополнительный материал, обучение связывается с наблюдениями самих учеников на примерах из повседневной жизни. Данные занятия помогут детям с ,ограниченными возможностями здоровья , систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформируют у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитают дисциплинированных пешеходов и  пассажиров.

В связи с тем, что длительность занятий утомляет обучающихся, теоретические и практические части занятий будут комбинироваться в зависимости от изучаемой темы. В целях поддержания устойчивого внимания и активизации обучающих в ходе объяснения теоретического материала необходимо сочетать устные объяснения материала с применением наглядных пособий, увязывать изучаемый материал с жизнью, практикой, опытом обучающихся.

2.2.  Цель и задачи дополнительной образовательной программы.

Ведущей  идеей  данной программы -  является реализация знаний,  умений, относящихся к культуре безопасности и жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности для детей с ОВЗ.

Цель Программы:

  • Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности  участников дорожного движения,
  •  расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дороге.

Задачи Программы

Обучающие  (предметные)

  • изучение Правил дорожного движения, истории из создания в России и за рубежом;
  • изучение различных транспортных средств и их особенностей;
  • обучение детей навыкам безопасного поведения на дорогах;
  • изучение устройства велосипеда;
  • обучение практическим навыкам   вождения велосипеда;
  • обучение приёмам оказания доврачебной помощи пострадавшим  при дорожно-транспортных происшествиях;
  • изучение форм пропаганды безопасности движения.

Развивающие

  • развитие творческих и мыслительных способностей детей с ОВЗ;
  • развитие навыков ораторского искусства, артистических способностей детей с ОВЗ;
  • развитие потребности активного участия в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Воспитательные

  • повышение общего уровня культуры участников дорожного движения;
  • воспитание чувства ответственности за себя и товарищей, дисциплинированности, находчивости, ловкости.

Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным способностямучащихся и уровня их физического развития);
  • наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
  • Демократичность и гуманизма (взаимодействие педагога и обучающегося в социуме);
  • Научность (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
  • «от простого к сложному»
  • Последовательность;
  • Систематичность.

2.3. Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы.

Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма  обусловлена  высокими статистическими показателями ДТП  участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе – детей с ОВЗ. Учащиеся не обладают навыками поведения  в транспортной среде, не умеют правильно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.

Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. В последние годы в  России   наблюдается значительное число детей и подростков, которые становятся причиной дорожно-транспортных происшествий.  Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего школьного возраста правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка на столько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики.  Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.     Одним из методов решения   проблемы  детского дорожно-транспортного травматизма является работа образовательных   учреждений в данном направлении. 

Уже с раннего возраста у детей с ОВЗ необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.

Новизна программы заключается в воспитание личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества происходит посредством ИКТ, ролевых игр, креативных заданий.

3. Организационно-методические обеспечение программы

3.1. Возраст детей, участвующих в реализации программы.

Программа охватывает возрастные группы детей с ограниченными возможностями здоровья от 8 до 12 лет, набор детей свободный. Определяет основные направления воспитания: доброжелательность, самостоятельность, гражданственность, коллективизм, ответственность. Позволяет готовить обучающихся к самостоятельной жизни и является прекрасным методом профилактики асоциального поведения.

3.2. Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 2 года. Первый год 34 часа, второй год 34 часа, 1 час в неделю.

Для успешного освоения программы численность детей с ОВЗ в группе кружка составляет не менее 6 человек. Занятия проходят в классе с использованием мультимедийной  установки, настольных игр, наглядно-дидактического и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД, приглашением инспектора ГИБДД.

Организация деятельности кружкового направления позволяет создать атмосферу сотрудничества и увлечённости совместной деятельности воспитанников и воспитателя:

  • Деятельность организована на добровольных началах;
  • Дети занимаются в свободное и удобное для них время;
  • Атмосфера организации деятельности носит неформальный, комфортный характер, не регламентируется обязательствами  и стандартами;
  • Учитываются возрастные психологические закономерности;
  • Доступность программного материала и его вариативность.

Этапы:

С учётом познавательных возможностей школьника начальных классов программа  разделена на 4 блочно-модульных этапа:

  1. «Улица полна неожиданностей»
  2. «Наши верные друзья»
  3. «Мы – пассажиры и пешеходы»
  4. «Это должны знать все»

       В первом блоке программы учащиеся узнают об опасностях, которые подстерегают их на улицах, как избежать неприятностей на дорогах.

Во втором блоке учащиеся знакомятся со знаками дородного движения.

В третьем учащиеся должны усвоить правила поведения на улице, в общественном транспорте и т. д.

В четвёртом блоке учащиеся повторяют знания по ПДД, полученные ранее.

После каждого блока освоения программы проводятся контрольные срезы по усвоению детьми правил дорожного движения.

3.3. Формы и методы занятий:

обучения учащихся Правилам дорожного движения очень разнообразны:

  • тематические занятия;
  • практические занятия;
  • беседы;
  • конкурсы;
  • соревнования;
  • викторины на лучшее знание правил дорожного движения;
  • настольные, дидактические, ролевые  и подвижные игры;
  • экскурсии;
  • демонстрация фильмов и видеороликов;
  • беседы с инспекторами дорожного движения.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.);
  • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдений, показ (выполнение педагогом) и др.);
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам, по образцу и др.).

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • исследовательский – самостоятельная работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности обучающихся на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой – организация работы в группах;
  • индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и другие.

3.4. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

В результате обучения по данной программе, к концу учебного года, обучающиеся  должны знать правила дорожного движения:

  • переходить улицу только на зеленый сигнал светофора;
  • не играть на дороге или около проезжей части;
  • переходить улицу только по пешеходному переходу;
  • при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо;
  • знать устройство проезжей части, некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.

Должен уметь:

  • с помощью картинок показывать и рассказывать, каких ситуаций надо избегать на улице;
  • различать положительные и отрицательные поступки, давать оценку деятельности человека;
  • называть дорожные знаки и рассказывать об их общем значении, поясняя ситуацию, в которой применяется данный знак;
  • отражать в играх разные сюжеты, связанные с соблюдением правил безопасности на улице.

Контрольный срез знаний по данной программе, осуществляется путём викторин, конкурсов и опросников, в течение всего учебного года.