Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Юный патриот»
материал (подготовительная группа)

Вера Анатольевна Бурьянова

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально- педагогической направленности «Юный патриот»

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_programma_yunyy_patriot.docx60.24 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ« ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 22» ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Принята на заседании                                                                                 Утверждаю:

 педагогического совета                                                                         Заведующий МКДОУ                                        Протокол №1                                                                                   « ЦРР -  детский сад №22»  « 30»  августа 2022 г                                                                      ____________ М.Ф.Швоева                                                                                                                                     

                                                                                                       

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально- педагогической направленности «Юный патриот»

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации: 1 год

                          Разработана               воспитателем

                                                                                        Бурьяновой В.А.

с. Левокумское

2022-2023уч. год.

Содержание.

1.Пояснительная записка.

2.Учебно-тематический план.

3.Содержание программы.

4.Методическое обеспечение.

5.Список литературы.

Ребёнок — удивительное чудо,

Которое не просто нам дано,

И миссия у нас, у педагогов, —

Любить, понять, посеять в нём зерно:

Зерно, где милосердие и вера,

Терпимость и сочувствие живут,

Где сострадание и преданность и честность

Друг с другом рука об руку идут.

Ю. С. Калинкина

 1. Пояснительная записка.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально- педагогической направленности «Юный патриот», составлена       в соответствии с нормативными документами:

- Федеральным законом от 29.12.2012 №273 – ФЗ« Об образовании                  в Российской Федерации ».

- Приказ Министерства просвещения Росийской Федерации от 30.09.2020г. № 533 «О внесении изменений Порядок организации и осуществления общеобразовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018г. №196.    

- Методическими рекомендациями к составлению программ дополнительного образования детей на основании письма Минобрнауки РФ  от 11-12-2016 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

- Положением о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам в МКДОУ «ЦРР- детский сад №22» Левокумского муниципального округа Ставропольского края (Пр №80-од от 05.09.2019г.)

Также в основу содержания программы положены «духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития России, такие, как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьёй и своим Отечеством» (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания         в Российской Федерации на период до 2025 года»).

      -  В соответствии с ФГОС ДО содержание программы реализуется в ходе образовательной деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной и др.); режимных моментов; в рамках самостоятельной деятельности детей; а также через взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников.

        Направленность ДООП-  социально- педагогической.

         Новизна программы- применение в образовательном процессе современных форм и методов обучения. Отличие данной программы состоит в подаче теоритического и практического материала в игровой форме. Трудно переоценить воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка. Именно в процессе игры у дошкольников формируются личностные качества, необходимые для дальнейшего обучения. В этом возрасте усвоение новых знаний происходит успешнее, если учебная деятельность сочетается с игрой.

Игра может сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность застенчивых детей. Игра выполняет коммуникативную функцию, учит детей общению между собой и с взрослыми. Игр существует множество.                  В программе используются сюжетно-ролевые, дидактические и народные игры.

Актуальность программы.

Образовательная политика на современном этапе формирует новые задачи, стоящие перед дошкольным образовательным ужреждением.С одной стороны это требования к особым компетенциям воспитанников: подготовка ребенка к жизни в современном динамичном мире, формирование таких качеств, которые определяют облик современного человека и обеспечивают ему успешность жизнедеятельности. К ним можно отнести: готовность           и способность делать выбор , сотрудничать,проявлять толерантность, проявлять творчество,ставить и решать проблемы, воспринимать окружающий мир ,как единую систему, быть мобильным и готовым обучаться всю жизнь. Кроме этого современный человек должен обладать развитым правосознанием, позволяющим строить правовое государство, эффективно действовать в нем, соблюдать и защищать права человека,         т.е быть человеком, владеющим правовой культурой. С другой стороны современный детский сад должен стать открытым, мобильным, быстро реагировать на все изменения и выстраивать деятельностьв соответствии        с интересами и  ожиданиями детей, родителей, общества в целом                     и государства.

Цели и задачи программы.

Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, селу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения             к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей. 

Задачи:

Общие задачи программы

Обучающие:

· формировать нравственные представления о выдающихся личностях родного края (исторических личностях и героях современности);

· формировать умение прослеживать связь между разными историческими эпохами;

· формировать представления о нравственности и нравственных чувствах человека (чувство патриотизма); о его нравственном облике (доброта, милосердие, трудолюбие), нравственном поведении (умение общаться            и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками);

· формировать представления о добродетелях и потребности в следовании положительным нравственным примерам;

· формировать культуру речи детей, пополняя их словарный запас нравственными понятиями (добро, милосердие, послушание, красота и т. д.).

Развивающие:

· пробуждать интерес к истории и формировать потребность в приобретении новых знаний;

· развивать любознательность и активность;

· развивать умение размышлять на духовно-нравственные темы на основе изученного материала, высказывать свои суждения о содержании полученной информации (из книг, иллюстраций, видеоматериалов и др.);

· развивать потребность в познании, желание видеть и чувствовать красоту        в поступках людей разных поколений;

· развивать способности и творческий потенциал каждого ребёнка с учётом его индивидуальных потребностей, связанных с определённой жизненной ситуацией.

Воспитательные:

· вызывать эмоциональную отзывчивость на поступки людей разных времён и поколений;

· воспитывать позитивное отношение ребёнка к окружающему миру, другим людям и самому себе;

· формировать желание сотрудничать со сверстниками, старшими детьми       и взрослыми в разных видах деятельности и разных ситуациях;

· воспитывать уважительное отношение к членам своей семьи, прививать чувство благодарности к старшим за создание семейного благополучия;

· прививать художественный вкус в ходе творческой деятельности, способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру.

Дифференцированные задачи представлены по нескольким направлениям, которые взаимосвязаны между собой. Для каждого направления определены конкретные задачи и система базовых ценностей.

Воспитание нравственных чувств.

Задачи

· Формировать знания об отечественной истории через знакомство                   с биографией известных земляков в разные временные  эпохи.

· Раскрывать сущность полярных понятий «добро» и «зло» и эмоций, которые им соответствуют.

· Знакомить детей с характеристикой эмоциональных состояний, присущих человеку.

· Формировать умение видеть эмоциональное состояние другого                      и собственный эмоциональный образ, соотнося его с конкретной ситуацией.

· Развивать эмоциональную произвольность.

· Учить конструктивным способам управления на примере собственного поведения (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.).

· Способствовать получению первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях друг с другом, расширять опыт позитивного взаимодействия в семье, почтительного отношения к родителям и взрослым, послушания, уважения.

Ценности

· нравственный выбор;

· справедливость;

· добродетель;

· эмоциональная отзывчивость;

· милосердие;

· честь;

· достоинство;

· уважение к старшим;

· ответственность и чувство долга;

· забота и помощь, честность, щедрость, забота о старших и младших.

Воспитание гражданственности, патриотизма.

Задачи

· Знакомить детей с жизнью замечательных людей, являющихся примерами служения Отчизне, исполнения патриотического долга, милосердия                 и сострадания.

· Расширять знания детей о родном селе, районе, области. Знакомить               с гербом, историей возникновения своего села и района, особенностями          и достопримечательностями, историей и культурой.

Ценности:

· любовь к России, своему народу, своему краю, селу, району;

· служение Отечеству.

Воспитание ценностного отношения к окружающему миру.

Задачи

· Формировать представления о заботливом и грамотном взаимодействии человека с окружающим миром.

· Формировать опыт эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе.

· Вырабатывать навыки позитивного взаимодействия с природой.

Ценности:

· родная земля;

· природа;

· братья наши меньшие.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Задачи

· Формировать умение видеть прекрасное в поступках людей, окружающем мире.

· Формировать первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности; умение выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества.

· Формировать элементарные представления о способах выражения внутреннего душевного состояния человека.

Ценности:

· красота;

· гармония;

· духовный мир человека.

Воспитание трудолюбия

Задачи

· Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми.

· Приобретать опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности.

Ценности:

· уважение к труду;

· творчество и созидание;

· стремление к познанию;

· целеустремлённость и настойчивость;

· бережливость;

· трудолюбие.

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных нравственных и культурных ценностей. 

Возраст обучающихся: дети от 6 до7 лет.

Сроки реализации программы: 1 год.

Режим занятий:занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. По 30 минут,всего 36 занятий в год

Форма организации образовательного процесса: групповая.

С учётом возрастных особенностей детей подготовительного к школе дошкольного возраста при реализации программы используются следующие методы: словесный, наглядный, практический, проектный.

Словесный метод — беседы с элементами диалога, рассказы педагога , чтение литературных произведений, выразительное чтение стихотворений детьми, составление ими рассказов, ответы на вопросы, отгадывание загадок и т. д.

Наглядный метод — рассматривание иллюстраций, репродукций картин, просмотр мультимедийных презентаций, видеофильмов, мультфильмов, рассматривание экспонатов и памятников архитектуры           во время экскурсий.

Практический метод — изготовление различных поделок, подготовка      к праздникам и проведение их, инсценировки, изготовление наглядных пособий, организация тематических выставок, проведение различных игр       и т. д.

Проектный метод — участие детей и родителей в осуществлении замысла, от его возникновения до его завершения с прохождением определённых этапов деятельности.

Перечисленные выше методы используются в разных формах работы      с детьми.

Формы работы с детьми

· Чтение художественных произведений духовно-нравственного             и исторического содержания.

· Этическая беседа.

· Игры различных видов (сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические).

· Инсценировки произведений духовно-нравственного и исторического содержания.

· Просмотр презентаций, мультфильмов, видеофильмов.

· Экскурсии в музеи, по улицам района.

· Посещение библиотеки.

· Различные виды творческой деятельности детей (рисование, лепка, конструирование, пение, выразительное чтение, театральная деятельность).

· Организация тематических выставок.

· Праздники и тематические вечера.

Для дошкольников основным видом деятельности и эффективным способом познания мира является игра. Трудно переоценить воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка. Именно             в процессе игры у дошкольников формируются личностные качества, необходимые для дальнейшего обучения. В этом возрасте усвоение новых знаний происходит успешнее, если учебная деятельность сочетается с игрой.

Игра может сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность застенчивых детей. Игра выполняет коммуникативную функцию, учит детей общению между собой и с взрослыми.

Игр существует множество. В программе используются сюжетно-ролевые, дидактические и народные игры.

При подготовке и организации тематических праздников  используются практически все перечисленные формы работы с детьми. Программой предусмотрено проведение праздников:

День народного единства, День матери, День защитника Отечества, День Победы, День семьи и  др.

Ожидаемые результаты.

· Усвоение детьми основных нравственных норм (что хорошо, а что плохо); приобретение добрых привычек и поступков.

· Сформированные у детей представления о знаменитых личностях родного края.

· Осознание детьми и родителями своей сопричастности к культурному наследию своего народа; осознание себя жителем своего района, села, гражданином своей страны, патриотом.

· Сформированные умения размышлять на духовно-нравственные темы на основе изученного материала, высказывать свои суждения о содержании полученной информации (книги, иллюстрации, видеоматериалы и др.).

· Развитие у детей потребности в познании, желания видеть и чувствовать красоту в поступках людей разных поколений.

· Проявление бережного и гуманного отношения к окружающему миру: растениям, животным, человеку.

· Сформированное уважительное отношение к людям, их достижениям           и поступкам; активное стремление к творческому самовыражению.

· Активное участие детей и родителей в проектной деятельности, праздниках, мероприятиях и т. д.

Формы подведения итогов реализации ДООП.

1. Нравственно- патриотическая информация для родителей на темы: «Воспитание чувства любви к своей малой Родине», «Есть такая профессия – Родину защищать», «Нравственно - патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы».

2. Организация выставок детских работ, создавая рисунки, аппликации, поделки — сувениры к праздникам и историческим датам.

Творческая деятельность детей способствует развитию их воображения     и фантазии, а также закреплению пройденного материала.

Творческие работы детей, как правило, объединены какой-либо темой:

«Моя семья», «Древо семьи», «Подвиг народа бессмертен!»                         и др. Организация целевых прогулок, трудовой деятельности .

Результативность и целесообразность работы по программе  выявляется с помощью мониторинга, мониторинг проводится в два этапа.

Первый этап — диагностический.

На этом этапе проводится сбор информации и заполнение необходимой документации. Педагогическая диагностика формирования основ духовно-нравственного воспитания дошкольников осуществляется с использованием следующих методов:

· беседы с детьми на темы нравственного содержания;

· решение проблемных ситуаций;

· наблюдение за поведением ребёнка в самостоятельной деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками.

На основе диагностических методик и других методов диагностики педагогами заполняется аналитическая справка о сформированности первичных основ духовно-нравственного воспитания детей на начало             и конец учебного года.

Второй этап — аналитико-обобщающий.

Этот этап мониторинга позволяет оценить динамику достижений детей в духовно-нравственном воспитании и эффективность реализации программы.

2. Учебно - тематический план в подготовительной группе

Тема

Количество

занятий

в неделю

Максимально

допустимый

объём образовательной

нагрузки (мин)

1

Вводное занятие

«Кто такой герой?»

1

30

Ра з де л 1. Рус ь — Великая, многолика я (10 ч)

2

Становление многонациональной Руси (Часть 1)

1

30

3

Становление многонациональной Руси (Часть 2)

1

30

4

У истоков родного города,

района,села.

1

30

5

Герои древних времён (Александр Невский)

1

30

6

 Герои древних времён (Юрий

Долгорукий)

1

30

7

Герои древних времён (Дмитрий Пожарский)

1

30

8

Герои древних времён (Кузьма

Минин)

1

30

9

 Николай Александрович Добролюбов

1

30

10

Максим Горький

1

30

11

Люди, оставившие след в истории родного края

1

30

Ра з де л 2. Ник то не забыт и ни что не забыто (9 ч)

12

 На фронтах Великой Отечественной

1

30

13

 Валерий Павлович Чкалов

1

30

14

Аркадий Петрович Гайдар

1

30

15

Подвиг земляков (часть 1)

1

30

16

 Подвиг земляков (часть 2)

1

30

17

 Подвиг земляков (часть 3)

1

30

18

 Подвиг земляков (часть 4)

1

30

19

 Подвиг тыла

1

30

20

 Герои моей семьи в Великой

Отечественной войне

1

30

Ра з де л 3. Герои современности (4 ч)

21

 Какие бывают поступки

1

30

22

Гордимся нашими олимпийцами

1

30

23

Преодолей себя!

1

30

24

 «Подвиг возраст не выбирает»

1

30

Ра з де л 4. Улиц ы родного района (3 ч)

25

 Улицы-герои моего края (города,

района, села)

1

30

26

Улицы-герои моего края (города,

района, села)

1

30

27

Могу ли я совершить ПОСТУПОК?

1

30

Ра з де л 3. Моя родина Россия (3 ч)

28

Герб России

1

30

29

Флаг России

1

30

30

Гимн России

1

30

Ра з де л 3. Мала я родина (6 ч)

31

Мой родной край

1

30

32

Место, в котором я живу

1

30

33

Место, в котором я живу

1

30

34

Достопримечательности родного края (города, района, села)

1

30

35

Достопримечательности родного края (города, района, села)

1

30

36

 Итоговое занятие. Интеллекту-

альная игра «Что? Где? Когда?»

1

30

Количество занятий в год /

объём нагрузки в год (мин)

36

1080

      3. Содержание  программы ориентировано: на добровольную группу воспитанников. Прием детей в творческое объединение производится            на основе письменного заявлени родителей ( законных представителей).

Специальных требований к знаниям и умениям,состоянию здоровья            при приеме нет.Воспитательно- образовательный процесс организуется в группе на постоянной основе.

Расписание занятий объединения составлено с учетом режима пребывания детей в МКДОУ «ЦРР – детский сад № 22», осуществляющий образовательную деятельность, по представлению педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся, родителей( законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей обучающихся.

Виды занятий определяются содержанием программы. В основном используются беседы, игры,игры – путешествия, наблюдения, экскурсии, комбинированные занятия, практические занятия, проектная деятельность.

4. Методическое обеспечение программы

Дидактические игры

«Дай правильный совет». Детям предлагается рассмотреть сюжетные картинки, на которых изображены различные ситуации, после чего дети дают свою оценку увиденному на картинке и ищут верные пути разрешения конфликта или проблемы.

«Зимние и летние виды спорта».

«Знаешь ли ты свой город?»

«Как я помогаю дома?» На одной из карточек изображён мальчик, на другой — девочка. К карточке, изображающей мальчика (девочку), нужно подобрать маленькие карточки, изображающие то, как мальчики (девочки) помогают взрослым по дому.

«Солдат и техника».

«Сопоставь событие и человека».

«Узнай по фотографии место в детском саду».

«Добрые слова». Воспитатель говорит сидящему рядом ребёнку доброе слово и даёт ему в руки цветок. Тот передаёт его следующему, произнося другое хорошее слово.

«Кто больше назовёт добрых дел». Дети по кругу передают мягкий пушистый мячик, называя при этом добрые дела и поступки.

«Помоги богатырю отыскать дорогу». Лабиринт.

«Угадай профессию». Дети стоят в кругу. Ведущий показывает действия, которые выполняет сотрудник детского сада. Дети повторяют движения ведущего, они должны угадать, о какой профессии идёт речь, и назвать действия, которые выполняет представитель этой профессии.

«Угадай, о ком я говорю».

Альбомы для рассматривания

«Моя родословная».

«Достопримечательности нашего села». Комплект фотографий .

Комплект наглядных пособий «Россия — Родина моя»:—                            « Негосударственные символы России» (описания неофициальных символов нашей страны: природных, архитектурных, музыкальных, гастрономических).

— «Державные символы России». Рассматриваются такие важные понятия, как Конституция, государственные символы —гимн, флаг, которые в ходе исторического развития приобрели функции объединения людей, выражения нравственных идеалов государства, служения стране, символы воинской доблести и героизма ( Знамя Победы, георгиевская ленточка, Андреевский

флаг, а также архитектурный символ нашей страны — Московский Кремль).

— «История России». Рассматриваются яркие события отечественной истории: подвиги великих правителей, воинов, землепроходцев, повлиявших на судьбу нашей страны. Тексты проиллюстрированы отобранными репродукциями произведений выдающихся русских художников с учётом детского восприятия.

«Дети — герои войны». Комплект посвящён юным защитникам Родины, которые плечом к плечу со взрослыми сражались с захватчиками в годы Великой Отечественной войны (1941–1945). Лаконичные тексты картинок содержат краткую биографию; описание подвига или военных операций,

в которых они участвовали. Выводы о значении подвига в истории войны.

«Города-герои». Комплект посвящён героическому подвигу городов          и Брестской крепости в годы Великой Отечественной войны.

В современных условиях актуально использование аудио-видеоматериалов и мультимедийных презентаций:

«Во времена Древней Руси».

«Сила России в единстве народа».

«По страницам Великой войны».

«Блокада Ленинграда».

«Битва за Москву».

«Дети — герои войны».

«Битва за Берлин».

«Преодолей себя!»

«Улицы моего района».

Один из любимых видов деятельности детей — просмотр мультфильмов.

«Алёша Попович и Тугарин Змей».

«Добрыня Никитич и Змей Горыныч».

«Илья Муромец и Соловей-разбойник».

«Александр Невский. Победа над смертью».

«Садко».

«Тебе, Москва».

«Воробьишко».

«Мальчиш-Кибальчиш».

«Солдатская сказка».

«Солдатская лампа».

«Воспоминание».

«Скрипка пионера».

«Легенда о старом маяке».

«Василёк».

«Великая Отечественная».

Для организации бесед используется литература духовно-нравственного содержания: произведения В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, М. Горького, А. Л. Барто и др.; русские народные сказки; авторские сказки; былины; легенды и т. д.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.  Инновационная программа дошкольного образования «От рождения   до школы» / Под.ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой - 5-е изд. испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019

2.  Парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей 5–7 лет «С чистым сердцем» / Р.Ю. Белоусова, А.Н. Егорова, Ю.С. Калинкина. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 112 с. — (ФГОС ДО. ПМК «Мозаичный ПАРК»).

3.   Нравственно-патриотическое  воспитание  детей дошкольного  возраста. А.Я.Ветохина, З.С. Дмитренко.Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов.-СПб.: «ОООИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2021.-192с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)

Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 лет к школе

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 л...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Юный патриот»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программасоциально- педагогической направленности «Юный патриот»Возраст обучающихся: 5-6 летСрок реализации: 1 год...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Юный исследователь"

Одним изэффективнфх методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериметирования, который относится к познавательному развитию. Детское экспериметирование имеет огромн...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Волшебные кубики» (обучение чтению с использованием методики Н.Зайцева) для дошкольников с 3 до 7лет срок реализации программы 1 год

Актуальность программы определена тем, что дошкольники имеют высокую мотивацию к обучению чтению. Занятия помогут детям научиться читать, проявлять интерес к познавательной деятельности, развивать &la...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников «Юные финансисты»

Программа «Финансовая грамотность» для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ «Детский сад №30&raq...