Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Букварёнок» (первый год обучения)
методическая разработка по обучению грамоте
Игры, разнообразные по сложности и тематике, являются эффективным инструментом для развития навыков чтения и языкового чутья. Игры со звуками не только поддерживают интерес к обучению, но и стимулируют стремление к новым знаниям. Практика подтверждает, что уделение достаточного внимания звуковому восприятию слова и развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста закладывает прочную основу для их дальнейшего успешного обучения в школе. Раннее освоение чтения у дошкольников открывает двери к более быстрому формированию таких важных учебных навыков, как понимание речи, умение отвечать на вопросы, задавать их и пересказывать. Работа со звуками занимает центральное место в обучении, поскольку именно она, как показывает опыт, формирует фонематический слух, критически важный для школьного обучения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 99.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Северная сказка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Букварёнок»
Уровень программы: стартовый (первый од обучения)
Возраст обучающихся: 5 – 6 лет
Срок реализации: 1 год
Общее количество часов: 64
Авторы программы: Зверкова Евгения Юрьевна, учитель-логопед Мальцева Елена Алексеевна, учитель-логопед |
г. Новый Уренгой, 2025 г.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Комплекс основных характеристик образования. | ||
1. | Паспорт программы | 3 |
2. | Пояснительная записка | 4 |
3. | Цели и задачи программы | 8 |
4. | Планируемые результаты | 8 |
5. | Содержание программы | 9 |
II. Комплекс организационно-педагогических условий. | ||
1. | Учебный план. | 9 |
2. | Учебно – тематический план. | 10 |
3. | Содержание учебно-тематического плана. | 11 |
4. | Календарный учебный график. | 14 |
5. | Условия реализации программы. | 14 |
6. | Формы аттестации (контроля) и оценивания обучающихся. | 16 |
7. | Воспитательная деятельность. | 17 |
8. | Список литературы. | 20 |
9. | Приложения. | 23 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название программы | «БУКВАРЁНОК» |
Учреждение, реализующее программу | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Северная сказка» |
Автор/составитель программы | Зверкова Евгения Юрьевна Мальцева Елена Алексеевна |
Аннотация | Программа «БУКВАРЁНОК» направлена на формирование у детей 5 - 6 лет базовых навыков, необходимых для освоения чтения. В рамках реализации данной программы у дошкольников сформируется умение послогового чтения коротких слов, разовьются графо-моторные навыки. Дошкольники, освоившие программу «БУКВАРЁНОК», имеют значительные преимущества для дальнейшего обучения чтению, что способствует их успешной адаптации и создаёт позитивный фундамент для усвоения школьной программы в будущем. |
Год разработки программы | 2025 г. |
Где, когда и кем утверждена программа | Утверждена заведующим МБДОУ «Детский сад «Северная сказка», приказ № 80 от 21.06.2025 г. |
Программа рассмотрена | На педагогическом совете, протокол №7 от 15.08.2025 г. |
Вид дополнительной общеразвивающей программы | общеразвивающая |
Направленность программы | социально-гуманитарная |
Вид деятельности в рамках направленности | гуманитарные технологии |
Уровень программы | стартовый |
Форма обучения по программе | очная |
Модули программы | - |
Охват детей по возрастам | 5 – 6 лет |
Срок реализации программы | 1 год |
Взаимодействие учреждения, реализующего программу с организациями, учреждениями, профессиональными сообществами | - |
Финансирование программы | средства родителей и законных представителей |
Вид программы по степени авторского вклада | модифицированная |
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развитие навыков чтения и формирование языковой интуиции у детей дошкольного возраста эффективно достигается посредством игр различной сложности и направленности. Игровые формы обучения способствуют поддержанию устойчивого интереса к занятиям и стимулируют познавательную активность. Практика свидетельствует о важности уделения достаточного времени звуковому восприятию слова, что способствует развитию фонематического слуха ребенка. Формирование этой способности играет решающую роль в успешном обучении чтению в школе. Овладение навыками чтения в дошкольном возрасте создает благоприятные условия для раннего формирования различных учебных умений, таких как понимание речи окружающих, умение отвечать на вопросы, задавать свои вопросы и пересказывать прочитанное. Центральное место в обучении детей занимает работа со звуками, поскольку она является основой для успешного развития навыков чтения.
Нормативно-правовая основа разработки ДОП:
программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
-– Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2023 года N 685-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») (далее – 273-ФЗ);
– Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
– Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации» (в редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 мая 2023 года № 1230-р);
– Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
– Приказ Министерства образования и науки России от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
– Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05 мая 2018 года № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648- 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 года № 61573);
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (разд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
– Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
– Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 года №ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».
- Приказ Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 сентября 2023 года № 769 «О требованиях к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ для детей» в Ямало-Ненецком автономном округе в соответствии с социальным сертификатом»;
- Приказ Департамента образования Администрации города Новый Уренгой от 22.09.2023 № 1872 «О Требованиях к условиям и порядку оказания муниципальной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в муниципальном образовании город Новый Уренгой в соответствии с социальным сертификатом»;
− Устав ОО;
− Локальные нормативные акты ОО, регламентирующие организацию и осуществление образовательной деятельности.
Актуальность.
Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей.
Часто родители дошкольников считают, что самый важный показатель готовности к школе – это умение читать, поэтому обучение ребенка чтению начинается с раннего возраста. Однако результаты раннего и неправильного обучения бывают плачевными: дети не проявляют интереса к чтению, с большим трудом овладевают техникой чтения; кроме того, педагоги в школе отмечают, что количество детей, страдающих дисграфией и дислексией, постоянно растет. Чтобы избежать этих проблем, родителям необходимо помнить, что чтение - это сложный навык, которым ребенок овладевает на определенном этапе своего жизненного пути при условии созревания соответствующих структур мозга.
Отличительные особенности.
За основу программы взята методика и букварь Надежды Сергеевны Жуковой, рекомендованный Министерством образования РФ, как пособие по обучению чтению дошкольников. Букварь Н.С. Жуковой опирается на традиционную методику обучения чтению – от звука к букве, т.е. звуковой аналитико-синтетический метод.
Отличительной особенностью дополнительной образовательной программы является комплексное взаимодействие блоков программы, где присутствует единый игровой сюжет.
Ориентируясь на возрастные особенности детей-дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации поставленных задач.
Предлагаемый материал, имеет занимательный характер и опирается на индивидуальные особенности каждого ребенка соответственно уровню его развития.
С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Игровая деятельность становится формой сотрудничества взрослого и ребенка, делает занятия увлекательными и желанными. Игры полезны не только для обучения грамоте, но и для развития внимания, памяти, коммуникативных отношений.
Игровые технологии позволяют:
• поддерживать интерес к чтению, давая специальные знания, умения и навыки;
• создают игровую мотивацию, стимулируя детей к деятельности;
• вовлекают в процесс игры всю личность ребёнка: эмоции, волю, чувства, потребности, интересы;
• позволяют лучше усваивать и запоминать материал занятия;
• доставляют детям удовольствие и вызывают желание повторить игру в самостоятельной деятельности,
• повышают уровень развития познавательной активности и творческих способностей.
Педагогическая целесообразность.
Так как чтение – это один из видов речевых умений человека, начинать обучать ему нужно после того, как ребенок овладел навыками устной речи. Усвоение языка происходит не только в результате простого повторения. Это процесс творческий, когда ребенок на основе готовых форм строит свои высказывания. Вполне очевидно, что эти выводы меняют подходы к проблеме обучения родному языку в дошкольный период.
Задача, стоящая перед педагогом: сделать для ребенка увлекательной тренировку в технике чтения и привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению, способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей. Исходным принципом дошкольного обучения чтению является то, что знакомству с буквой предшествует глубокая работа над звуками, которые обозначаются данным знаком. Знаки звуков нет смысла вводить до знакомства с самими звуками и знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Поэтому обучение чтению опирается на звуковой анализ слова. Звуковой анализ включает в себя, прежде всего, умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове. Для того чтобы научиться читать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи.
Новизна Программы.
Данная программа направлена на подготовку детей 5 - 6 лет к успешному освоению навыков чтения в старшем дошкольном возрасте. В основу программы положены авторские методические пособия и материалы.
В большом разнообразии азбук, предоставляемых педагогам и родителям, название картинки начинается со звука, соответствующего букве, но сама картинка никак не помогает запоминанию графического образа буквы. Новизна предложенного проекта в том, что данная азбука развивает ассоциативную и зрительную память: буква похожа на небуквенное изображение, что способствует быстрому и прочному ее запоминанию. Буквам соответствуют сходные с ними изображения различных предметов, животных и прочее. В процессе ознакомления детей с буквами введены короткие стихи, которые рекомендуются выучить для закрепления связи буквы с ее написанием. Последовательность изучения букв алфавита предлагается по «Букварю» Жуковой.
Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач, на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний.
Направленность программы: социально – гуманитарная. Программа «Букваренок» направлена на повышение уровня готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Уровень освоения программы: стартовый.
Полным завершением курса по обучению чтения является успешное усвоение программы «Букварёнок» (базовый уровень).
Адресат: дети дошкольного возраста с 5 до 6 лет.
В период от 5 до 6 лет наблюдается существенная трансформация познавательной деятельности ребенка. Происходит становление произвольности действий, что свидетельствует о росте самоконтроля и способности к целенаправленному поведению.
Наряду с преобладающим наглядно-образным мышлением начинают формироваться элементы словесно-логического мышления. Ребенок учится использовать слова и понятия для описания и анализа окружающего мира. У него развиваются навыки обобщения и рассуждения, однако они всё ещё тесно связаны с конкретными образами и ситуациями.
Воображение продолжает активно развиваться, позволяя ребенку создавать новые образы и ситуации. Внимание становится более управляемым, что позволяет ему сосредоточиваться на задаче в течение 30 минут.
В этом возрасте у детей проявляется особый интерес к математическим соотношениям. Они с удовольствием изучают буквы, овладевают звуковым анализом слов, учатся считать и пересчитывать предметы.
Развитие психических процессов.
Восприятие. Продолжает развиваться восприятие цвета, формы и величины предметов окружающего мира, при этом происходит систематизация этих представлений.
Внимание. Устойчивость внимания растёт, развивается способность к распределению и переключению. Ребёнок способен выполнять сложные инструкции, осознанно переходя от одного вида деятельности к другой, удерживая при этом инструкцию и цель деятельности.
Память. К 5–6 годам начинается формирование произвольной памяти. Ребёнок способен самостоятельно при помощи образно-зрительной памяти (не глядя на предмет) запомнить 5–6 объектов, на слух также 5–6 объектов.
Мышление. Совершенствуется образное мышление. Дети могут решать задачи не только в наглядном плане, но и в уме. Развивается способность схематизации и представления о цикличности изменений.
Воображение. Это период расцвета детской фантазии, которая самым ярким образом проявляется в игре, где ребёнок увлечён. Такое развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно развёрнутые и последовательные истории.
Условия набора: для обучения принимаются дети, не имеющие речевых нарушений, задержки психического развития, нарушений интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы.
Количество обучающихся в группе не более 16 человек.
Срок реализации и объем программы.
Объём программы – 64 часа.
Программа рассчитана на 1 год.
Язык реализации программы: русский.
Форма обучения: очная.
Форма занятий: фронтальная (групповая).
Режим занятий: единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие.
Продолжительность одного академического часа - 30 мин.
Общее количество часов в неделю - 2 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки обучающихся с учетом действующего СанПиН.
Занятия по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени отведенного на прогулку и дневной сон. В середине времени, отведенного на образовательную деятельность, проводят физкультминутку.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы:
Развитие интереса и способностей к чтению в образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста через формирование их познавательной активности на основе игровых методик.
Задачи программы:
1. Сформировать представления детей о лингвистических единицах языка (звук, слог, слово), о буквах и их графическом изображении, формировать начальный навык чтения, графо-моторные навыки, развивать фонематический слух и восприятие.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Задача 1. Сформировать представления детей о лингвистических единицах языка (звук, слог, слово), о буквах и их графическом изображении, формировать начальный навык чтения, графо-моторные навыки, развивать фонематический слух и восприятие.
В результате реализации первого раздела программы будут достигнуты следующие результаты:
- Предметные результаты:
Обучающиеся будут:
- знать буквы русского языка, различать понятия «буква – звук – слог – слово»;
- уметь соотносить «звук» с его графическим образом «буквой»,
- владеть навыком чтения слогов, коротких слов.
- Метапредметные результаты:
Обучающиеся будут:
- уметь логически мыслить, правильно ориентироваться на странице книги и на листе тетради;
- владеть начальным навыком печатного письма;
- классифицировать печатные буквы по разным критериям.
- Личностные результаты:
Обучающиеся будут:
- проявлять интерес к чтению, к познанию мира через книги;
- испытывать желание учиться, постигать новое и развиваться.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Восприятие более совершенно, осмысленно, целенаправленно, анализирующее. Развивается звуковая сторона и грамматический строй речи. Интенсивно растет словарный состав речи. Наступает благоприятный возраст для развития познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, от которых зависит успех в обучении чтению. Основная задача – приобщение детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка. В этот период так же необходимо научить ребенка: различать на слух слова в предложении; делить слова на слоги; выделять звук из слога и слова; находить ударный слог и звук в слове.
План работы осуществляется в следующих направлениях:
- Развитие познавательных процессов: памяти, мышления, внимания.
- Развитие мелкой моторики руки.
- Развитие фонематического слуха.
- Знакомство с буквами и соотнесение их со звуками русского языка.
- Формирование умения соотносить звук с зрительным образом (буквой).
- Формирование навыка слияния букв в слоги, чтение слогов, коротких слов.
РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН.
№ | Наименование раздела | Количество часов | Форма контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Сформировать представления детей о лингвистических единицах языка (звук, слог, слово), о буквах и их графическом изображении, формировать начальный навык чтения, графо-моторные навыки, развивать фонематический слух и восприятие. | 64 | 16 | 48 | Тестовое задание (индивидуальная карточка) |
ИТОГО | 64 | 16 | 48 | ||
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ | Наименование раздела, темы | Количество часов | Форма контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Сформировать представления детей о лингвистических единицах языка (звук, слог, слово), о буквах и их графическом изображении, формировать начальный навык чтения, графо-моторные навыки, развивать фонематический слух и восприятие. | 46 | 12,5 | 33,5 | |
1.1. | «Речевые и неречевые звуки. Диагностика». | 1 | 0,5 | 0,5 | Вводное тестирование |
1.2. | «Звуки речи. Слова, слоги» | 1 | 0,5 | 0,5 | Контроль не предусмотрен |
1.3. | «Гласный звук [а]; буква А» | 2 | 0,5 | 1,5 | Тестовое задание (индивидуальная карточка) |
1.4. | «Гласный звук [у]; буква У» | 2 | 0,5 | 1,5 | Тестовое задание (индивидуальная карточка) |
1.5. | Гласный звук [о], буква О» | 1 | 0,5 | 0,5 | Тестовое задание (индивидуальная карточка) |
1.6. | «Закрепление букв А, О, У. Учимся соединять буквы А, У, О» | 1 | 0,5 | 0,5 | Тестовое задание (индивидуальная карточка) |
1.7. | «Согласные звуки [м], [м’]; буква М» | 2 | 0,5 | 1,5 | Тестовое задание (индивидуальная карточка) |
1.8. | «Согласные звуки [с], [с’]; буквы С» | 2 | 0,5 | 1,5 | Тестовое задание (индивидуальная карточка) |
1.9. | «Закрепление букв М, С. Чтение буквы, чтение слогов: УА, АУ. Соединяем буквы, читаем слоги: АМ, УМ, УА, АУ, АС, УС, ОС» | 2 | 0,5 | 1,5 | Тестовое задание (индивидуальная карточка) |
1.10. | «Закрепление навыка чтения слогов» | 2 | 0,5 | 1,5 | Тестовое задание (индивидуальная карточка) |
1.11. | «Согласные звуки [х], [х’]; буква Х. Чтение слогов и слов» | 4 | 1 | 3 | Тестовое задание (индивидуальная карточка) |
1.12. | «Гласный звук [ы]; буква ы» | 4 | 1 | 3 | Тестовое задание (индивидуальная карточка) |
1.13. | «Гласный звук [и]; буква И» | 4 | 1 | 3 | Тестовое задание (индивидуальная карточка) |
1.14. | «Согласные звуки [н], [н’]; буква Н» | 4 | 1 | 3 | Тестовое задание (индивидуальная карточка) |
1.15. | «Согласные звуки [к], [к’]; буква К» | 4 | 1 | 3 | Тестовое задание (индивидуальная карточка) |
1.16. | «Согласные звуки [т], [т’]; буква Т» | 4 | 1 | 3 | Тестовое задание (индивидуальная карточка) |
1.17. | «Согласные звуки [п], [п’]; буква П» | 4 | 1 | 3 | Тестовое задание (индивидуальная карточка) |
1.18. | «Согласные звуки [г], [г’]; буква Г» | 4 | 1 | 3 | Тестовое задание (индивидуальная карточка) |
1.19. | «Согласные звуки [в], [в’]; буква В» | 4 | 1 | 3 | Тестовое задание (индивидуальная карточка) |
1.20. | «Согласные звуки [д], [д’]; буква Д» | 4 | 1 | 3 | Тестовое задание (индивидуальная карточка) |
1.21. | «Согласные звуки [б], [б’]; буква Б» | 4 | 1 | 3 | Тестовое задание (индивидуальная карточка) |
1.22. | «Итоговое занятие. Диагностика» | 4 | 0 | 4 | Итоговая диагностика |
ИТОГО: | 64 | 16 ч. | 48 ч. | ||
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Задача 1. Сформировать представления детей о лингвистических единицах языка (звук, слог, слово), о буквах и их графическом изображении, формировать начальный навык чтения, графо-моторные навыки, развивать фонематический слух и восприятие.
В соответствии с поставленной задачей сформулирован следующий раздел программы.
Раздел I. Сформировать представления детей о лингвистических единицах языка (звук, слог, слово), о буквах и их графическом изображении, формировать начальный навык чтения, графо-моторные навыки, развивать фонематический слух и восприятие.
|
Оценка усвоения знаний воспитанников происходит постоянно в ходе образовательной деятельности. В игровой форме проверяется понимание и усвоение каждой темы. Данная система работы позволяет достигнуть полного усвоения программного материала всеми воспитанниками.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Кол-во учебных часов | Режим занятий |
2025/2026 | 01.10.2025 | 15.05.2026 | 32 | 64 | 2 раза в неделю по 1 часу |
Летние каникулы с 16 мая по 31 сентября.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение программы:
№ п/п | Наименование | Единица измерения | Количество |
1. | Учебный кабинет | шт. | 1 (для размещения 16 обучающихся) |
2. | Магнитная доска | шт. | 1 |
3. | Стол детский | шт. | 8 |
4. | Детский стул | шт. | 16 |
5. | Шкаф для пособий | шт. | 2 |
6. | Полка напольная | шт. | 4 |
7. | Компьютер в комплекте | шт. | 2 |
8. | Многофункциональное устройство (принтер, скан) | шт. | 1 |
9. | Интерактивный программно-аппаратный комплекс "Колибри" | шт. | 1 |
10. | Портативные колонки | шт. | 1 |
11. | Беспроводная клавиатура, мышь. | шт. | 1 |
12. | Цветные карандаши | набор | 16 |
13. | Простые карандаши | шт. | 16 |
14. | Цветные маркеры на водной основе | набор | 16 |
15. | Цветные маркеры на водной основе для магнитной доски | набор | 2 |
16. | Индивидуальные разрезные азбуки. | набор | 16 |
17. | Авторские тетради (прописи). | комплект | 16 |
18. | Ноутбук «Алфавит» (касса букв). | набор | 16 |
19. | Пособие «окошечки» | шт. | 16 |
20. | Букварь Н.С. Жуковой. | шт. | 16 |
21. | Детские книги с короткими текстами и крупным шрифтом. | ||
22. | Картинки, игрушки и др. наглядность |
Методическое обеспечение:
- Методы обучения – В соответствии с ФГОС ДО, реализация программы «Букваренок», осуществляется с использованием в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям. Образовательный процесс осуществляется различными методами: наглядными, словесными и практическими, игровыми. На первое место выступают игровые и практические методы. Выбор и использование того или иного метода определяется содержанием, целями и задачами педагогического воздействия, этапом работы и др.
- формы организации образовательной деятельности: фронтальная (групповая);
- формы организации учебного занятия - игра, занятие, практическое занятие;
- педагогические технологии - здоровьесберегающая технология, технология игрового обучения, проектная технология, технология дифференцированного обучения, информационно-коммуникативные технологии, технология развивающего обучения, технология интерактивного обучения и др.
Методическое и дидактическое обеспечение:
- учебная, методическая литература, детская литература, электронные методические пособия для педагога;
- методические разработки и планы - конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям; практические задания, демонстрационные и раздаточные учебные материалы;
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования с соответствующим уровнем образования и курсовой подготовкой.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ (КОНТРОЛЯ) И ОЦЕНИВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Для определения начального уровня знаний проводится стартовая диагностика.
Оценивание осуществляется по 3-балльной системе (от 0 - 2 баллов).
Оценка уровня начальных знаний:
10 – 8 – высокий уровень
7 – 4 – средний уровень
3 – 0 – низкий уровень.
Текущий контроль проводится систематически на занятиях в процессе всего периода обучения по программе.
Для проверки уровня усвоения программы проводится итоговая диагностика.
По итогам контроля определяется уровень сформированности практических умений и навыков.
Оценивание осуществляется по 6-балльной системе (от 0 - 5 баллов).
Оценка уровня освоения программы:
20 – 15 – высокий уровень
14 – 6 – средний уровень
5 – 0 – низкий уровень.
Высокий уровень – обучающийся хорошо знает теоретический материал, владеет терминологией и осознанно употребляет термины, уверенно применяет на практике полученные знания и умения.
Средний уровень – учащийся в целом знает теоретический материал, частично владеет терминологией, в целом умеет применять на практике полученные знания и умения, изредка прибегает к помощи педагога.
Низкий уровень - учащийся обладает минимальным объемом знаний и умений, не способен выполнять задания без помощи педагога.
Пункт УТП | Наименование темы | Оценочные материалы/продукты | Форма контроля | Вид контроля |
1.1. | «Речевые и неречевые звуки. Диагностика». | Тестовое задание (индивидуальная карточка) | Практическое задание | Начальный |
1.2. | «Звуки речи. Слова, слоги» | Тестовое задание (индивидуальная карточка) | Практическое задание | Текущий |
1.3. | «Гласный звук [а]; буква А» | Тестовое задание (индивидуальная карточка) | Практическое задание | Текущий |
1.4. | «Гласный звук [у]; буква У» | Тестовое задание (индивидуальная карточка) | Практическое задание | Текущий |
1.5. | Гласный звук [о], буква О» | Тестовое задание (индивидуальная карточка) | Практическое задание | Текущий |
1.6. | «Закрепление букв А, О, У. Учимся соединять буквы А, У, О» | Тестовое задание (индивидуальная карточка) | Практическое задание | Текущий |
1.7. | «Согласные звуки [м], [м’]; буква М» | Тестовое задание (индивидуальная карточка) | Практическое задание | Текущий |
1.8. | «Согласные звуки [с], [с’]; буквы С» | Тестовое задание (индивидуальная карточка) | Практическое задание | Текущий |
1.9. | «Закрепление букв М, С. Чтение буквы, чтение слогов: УА, АУ. Соединяем буквы, читаем слоги: АМ, УМ, УА, АУ, АС, УС, ОС» | Тестовое задание (индивидуальная карточка) | Практическое задание | Текущий |
1.10. | «Закрепление навыка чтения слогов» | Тестовое задание (индивидуальная карточка) | Практическое задание | Текущий |
1.11. | «Согласные звуки [х], [х’]; буква Х. Чтение слогов и слов» | Тестовое задание (индивидуальная карточка) | Практическое задание | Текущий |
1.12. | «Гласный звук [ы]; буква ы» | Тестовое задание (индивидуальная карточка) | Практическое задание | Текущий |
1.13. | «Гласный звук [и]; буква И» | Тестовое задание (индивидуальная карточка) | Практическое задание | Текущий |
1.14. | «Согласные звуки [н], [н’]; буква Н» | Тестовое задание (индивидуальная карточка) | Практическое задание | Текущий |
1.15. | «Согласные звуки [к], [к’]; буква К» | Тестовое задание (индивидуальная карточка) | Практическое задание | Текущий |
1.16. | «Согласные звуки [т], [т’]; буква Т» | Тестовое задание (индивидуальная карточка) | Практическое задание | Текущий |
1.17. | «Согласные звуки [п], [п’]; буква П» | Тестовое задание (индивидуальная карточка) | Практическое задание | Текущий |
1.18. | «Согласные звуки [г], [г’]; буква Г» | Тестовое задание (индивидуальная карточка) | Практическое задание | Текущий |
1.19. | «Согласные звуки [в], [в’]; буква В» | Тестовое задание (индивидуальная карточка) | Практическое задание | Текущий |
1.20. | «Согласные звуки [д], [д’]; буква Д» | Тестовое задание (индивидуальная карточка) | Практическое задание | Текущий |
1.21. | «Согласные звуки [б], [б’]; буква Б» | Тестовое задание (индивидуальная карточка) | Практическое задание | Текущий |
1.22. | «Итоговое занятие. Диагностика» | Диагностическая карта усвоения программы | Тестирование | Итоговый |
Оценочные материалы представлены в Приложении 1.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм по- ведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и право- порядку, человеку труда и старшему поколению; взаимного уважения; бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачами воспитания по программе являются:
- усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций русской культуры;
- формирование и развитие личностного отношения детей к собственным нравственным позициям и этике поведения в учебном коллективе;
-приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применение полученных знаний, организация активностей детей, их ответственного поведения;
- создание, поддержка и развитие среды воспитания детей, условий физической безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения, социализации, признания, самореализации, творчества при освоении предметного и метапредметного содержания программы.
Целевые ориентиры воспитания:
- российской гражданской принадлежности (идентичности), сознания единства с народом России и Российским государством в его тысячелетней истории и в современности, в настоящем, прошлом и будущем;
- российского национального исторического сознания на основе исторического просвещения, знания истории России, сохранения памяти предков;
- этнической, национальной принадлежности, знания и уважения истории и культуры своего народа;
- принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Российскому Отечеству, российской культурной идентичности;
- деятельного ценностного отношения к историческому и культурному наследию народов России, российского общества, к языкам, литературе, традициям, праздникам, памятникам, святыням, религиям народов России, к российским соотечественникам, защите их прав на сохранение российской культурной идентичности;
- уважения к художественной культуре народов России, мировому искусству, культурному наследию.
2. Направления и содержание воспитательной работы.
Формы и методы воспитания
Решение задач информирования детей, создания и поддержки воспитывающей среды общения и успешной деятельности, формирования межличностных отношений на основе российских традиционных духовных ценностей осуществляется на каждом из учебных занятий.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение), метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста) и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
3. Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детей на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы организации, а также при участии в театральных постановках, участие в творческих конкурсах.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после её завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учебный период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств личности конкретного ребёнка, обучающегося, а получение общего представления о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем.
4. Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Название события, мероприятия | Сроки | Форма проведения |
1 | День воспитателя и всех дошкольных работников | 27 сентября | Развлечение |
2 | «Самым милым и любимым» — концерт, посвящённый Международному женскому дню | 7 марта | Праздник |
3 | «Всей семьей у книжной полки» ко Всемирному дню книги | 23 апреля | Конкурс чтецов |
4 | День славянской письменности и культуры | 24 мая | Конкурс чтецов |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы, рекомендованный педагогам:
1 | Алексеева И.А. Планирование и новые формы работы по чтению с детьми от 3 до 7 лет. – СПб, Гармония, 1997. |
2 | Астафьева Е.О. Играем. Пишем. Читаем. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1999. |
3 | Бадулина О.И. Готвимся к школе. (Подготовка к чтению и письму). –М.: Линкапресс, 2003. |
4 | Бортникова Е. Учимся читать. – Екб, Литур, 2013. |
5 | Бортникова Е. Обучение грамоте. – Екб, Литур, 2013. |
6 | Бортникова Е. Проверим подготовку к школе. – Екб, Литур, 2013. |
7 | Буйко В., Сыропятова Г. Речевые игралочки. Гласные звуки и буквы. – Екб, Литур, 2013. |
8 | Волина В. Праздник Букваря. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1995. |
9 | Волина В.В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995. |
10 | Волина В.В. Учимся играя. - М. , 1994. |
11 | Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа,1994. |
12 | Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Урок чистописпния. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Эксилибрис,2002. |
13 | Жукова Н.С. Букварь. – М., 1994. |
14 | Жукова Н.С. Первая после букваря книга для чтения. - М.: Эксмо-пресс, 2014. |
15 | Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. Обучение дошкольников грамоте. - М.: Школа-Пресс, 1998. |
16 | Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием. – М.; Гном и Д, 2000. |
17 | Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 2009. |
18 | Миронова Н.М. Альбом упражнений «Развитие фонематическое восприятие». - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998. – М.; Гном и Д, 2009. |
19 | Морозова И.А., Пушкарева М.А. Подготовка к обучению грамоте. - М.: Мозайка-Синтез, 2007. |
20 | Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: Академия развития, 1997. |
21 | Новоторцева Н.В. Развитие речи детей 2. - Ярославль: Академия развития, 1997. |
22 | Новоторцева Н.В. Развитие речи. Уроки риторики. - Ярославль: Академия развития, 1997. |
23 | Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков», Москва – Владос, 1999 г. |
24 | Смирнова Л.Н. Обучение дошкольников чтению.- М.: Мозайка-Синтез, 2005. |
25 | Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. .- М.: Мозайка-Синтез, 2006. |
26 | Узорова О.В., Нефедова Е.А. Физкультурные минутки. – М.: Астрель, 2006. |
27 | Ундзенкова А., Колтыгина Л. По ступенькам к грамоте. Звукарик. – Екб, Литур, 2013. |
28 | Федины О. и С. Как научить ребенка читать- М.: АйрисПресс, 2006. |
29 | Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. |
30 | Цвынтарный В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. – СПб, Лань, 1999. |
Список литературы, рекомендованный для родителей:
- Абдулова Г. «Читаем после азбуки: развиваем скорочтение : 10 шагов к успешному обучению!» - Москва : АСТ : Малыш, 2020.
- Волина В. В. Игры с буквами и словами на уроках и дома: Весёлый наборщик. Кто это? Что это? Волшебные цепочки. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. – 64 с. ил. (Занимательные уроки)
- Гусева Ю. «Первоклассный первоклассник. Книга для родителей будущих первоклассников» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2021.
- Данилова Ю. Г. Букварь очень занятой мамы. Читаем сразу! Просвещение – Союз 2023.
- Веселая азбука: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей/ Сост. Л.Е. Стрельцова; - М.: Просвящение 1994-192 с
- Книга для чтения в детском саду и дома: 5-7 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей/ Сост. В.В. Гербова и др.- М.:Издательство Оникс, 2006-336 с.
- Кузнецова Ю. Н. Расчитайка : как помочь ребенку полюбить чтение : – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2018.– 108, [3] с. : ил.
8. Раппопорт Р.«Читай не хочу: что мешает ребенку полюбить книги» - Москва : Индивидуум, 2021.
Интернет ресурсы, рекомендованые для детей:
1. Учимся читать для детей
https://yandex.ru/games/app/202563
2. Онлайн упражнения по обучению детей чтению.
3. Игры малышам.
https://игры-малышам.рф/uchimsya-chitat/
4. Читаем по слогам IQsha.ru
https://iqsha.ru/uprazhneniya/topic/chitaem-slogi
5. Чтение по слогам - Учебные ресурсы
https://wordwall.net/ru-ru/community/чтение-по-слогам
6. Игра «Читания» — приложение для обучение чтению.
7. Онлайн уроки и тренажеры по чтению для детей.
https://ygadaika.ru/categories/trenazher-dlia-chteniia
8. SLOGY — платформа для онлайн обучения чтению.
9. Учимся читать. Материалы для обучения чтению.
https://ot2do7.ru/read/page/2/
10. Мерсибо. Игры для развивающих занятий.
Приложение 1.
Карта стартовой диагностики к программе «Букваренок» (первый год обучения)
Фамилия, имя ребенка ________________________________________________________________________________________________
Диагностические компоненты | Критерии оценки | Баллы | |
Воспроизведение слоговых рядов | задание выполняет правильно | 2 | |
допускает ошибки | 1 | ||
задание выполняет неверно | 0 | ||
Называние звуков речи | задание выполняет правильно | 2 | |
допускает ошибки | 1 | ||
задание выполняет неверно | 0 | ||
Определение количества звуков в слове | задание выполняет правильно | 2 | |
допускает ошибки | 1 | ||
задание выполняет неверно | 0 | ||
Понимание отличия звука от буквы | задание выполняет правильно | 2 | |
допускает ошибки | 1 | ||
задание выполняет неверно | 0 | ||
Знание букв алфавита | знает все буквы | 2 | |
знает некоторые буквы | 1 | ||
буквы не знает | 0 | ||
Оценка уровня начальных знаний:
10 – 8 – высокий уровень
7 – 4 – средний уровень
3 – 0 – низкий уровень.
Карта итоговой диагностики к программе «Букваренок» (первый год обучения)
Фамилия, имя ребенка ________________________________________________________________________________________________
Компоненты усвоения программы | Критерии оценки | Баллы | ||
Буквы | Знание букв алфавита | знает все изученные по программе буквы | 5 | |
допускает ошибки (1-2) | 4 | |||
допускает ошибки (3-4) | 3 | |||
допускает ошибки (5-7) | 2 | |||
допускает множественные ошибки (более 7) | 1 | |||
отказ от чтения | 0 | |||
Слоги | Чтение обратных слогов | уверенное беглое чтение | 5 | |
медленное безошибочное чтение | 4 | |||
медленное чтение с единичными ошибками | 3 | |||
медленное чтение с множественными ошибками | 2 | |||
побуквенное чтение | 1 | |||
отказ от чтения | 0 | |||
Чтение прямых слогов | уверенное беглое чтение | 5 | ||
медленное безошибочное чтение | 4 | |||
медленное чтение с единичными ошибками | 3 | |||
медленное чтение с множественными ошибками | 2 | |||
побуквенное чтение | 1 | |||
отказ от чтения | 0 | |||
Слова | Чтение коротких слов | уверенное беглое чтение | 5 | |
медленное безошибочное чтение | 4 | |||
медленное чтение с единичными ошибками | 3 | |||
медленное чтение с множественными ошибками | 2 | |||
побуквенное чтение | 1 | |||
отказ от чтения | 0 | |||
Оценка уровня освоения программы:
20 – 15 – высокий уровень
14 – 6 – средний уровень
5 – 0 – низкий уровень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности «Мир оригами» для детей подготовительной группы
Конструирование из бумаги...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности «Эврика»
Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа«Эврика» имеет социально-гуманитарную направленность...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности по духовно-нравственному воспитанию детей 4-5 лет «Сказки для воспитания души»
Направленность и уровень программыНаправленность (профиль) программы – социально-гуманитарнаяУровень программы - базовыйАктуальностьРоль детских сказок в развитии детей многогранна. От развития ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности для детей 5-7 лет" Школа Гнома Эконома".
Программа разработана на основе следующих нормативных документов: − Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп....

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Зигзаг удачи» (катание на самокатах) в рамках программы «Формула безопасности».
Летняя занятость детей сегодня - это не только социальная защита, это еще и пространство для всестороннего развития, оздоровления, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что созд...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Букваренок» (второй год обучения)
Развитие читательских навыков и интуитивного понимания языка происходит благодаря разнообразным играм, отличающимся по уровню сложности и направленности. Игры, фокусирующиеся на звуках, помогают подде...
