Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Букварёнок» (первый год обучения)
методическая разработка по обучению грамоте

Зверкова Евгения Юрьевна

     Игры, разнообразные по сложности и тематике, являются эффективным инструментом для развития навыков чтения и языкового чутья. Игры со звуками не только поддерживают интерес к обучению, но и стимулируют стремление к новым знаниям. Практика подтверждает, что уделение достаточного внимания звуковому восприятию слова и развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста закладывает прочную основу для их дальнейшего успешного обучения в школе. Раннее освоение чтения у дошкольников открывает двери к более быстрому формированию таких важных учебных навыков, как понимание речи, умение отвечать на вопросы, задавать их и пересказывать. Работа со звуками занимает центральное место в обучении, поскольку именно она, как показывает опыт, формирует фонематический слух, критически важный для школьного обучения.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvaryonok_1g._25-26.docx99.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Северная сказка»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-гуманитарной направленности

«Букварёнок»

Уровень программы: стартовый (первый од обучения)

Возраст обучающихся: 5 – 6 лет

Срок реализации: 1 год

Общее количество часов: 64

Авторы программы:

Зверкова Евгения Юрьевна, учитель-логопед

Мальцева Елена Алексеевна, учитель-логопед

                                                                 

 

г. Новый Уренгой, 2025 г.

СОДЕРЖАНИЕ

I. Комплекс основных характеристик  образования.

1.

Паспорт программы

3

2.

Пояснительная записка

4

3.

Цели и задачи программы

8

4.

Планируемые результаты

8

5.

Содержание программы

9

II. Комплекс организационно-педагогических условий.

1.

Учебный план.

9

2.

Учебно – тематический план.

10

3.

Содержание учебно-тематического плана.

11

4.

Календарный учебный график.

14

5.

Условия реализации программы.

14

6.

Формы аттестации (контроля) и оценивания обучающихся.

16

7.

Воспитательная деятельность.

17

8.

Список литературы.

20

9.

Приложения.

23


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Название программы

«БУКВАРЁНОК»

Учреждение, реализующее программу

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Северная сказка»

Автор/составитель программы

Зверкова Евгения Юрьевна

Мальцева Елена Алексеевна

Аннотация

Программа «БУКВАРЁНОК» направлена на формирование у детей 5 - 6 лет базовых навыков, необходимых для освоения чтения.

В рамках реализации данной программы у дошкольников сформируется умение послогового чтения коротких слов, разовьются  графо-моторные навыки.

Дошкольники, освоившие  программу «БУКВАРЁНОК», имеют значительные преимущества для дальнейшего обучения чтению, что способствует их успешной адаптации и создаёт позитивный фундамент для усвоения школьной программы в будущем.

Год разработки программы

2025 г.

Где, когда и кем утверждена программа

Утверждена заведующим  МБДОУ «Детский сад «Северная сказка»,

приказ № 80 от 21.06.2025 г.

Программа рассмотрена

На педагогическом совете, протокол №7 от 15.08.2025 г.

Вид дополнительной общеразвивающей программы

общеразвивающая

Направленность программы

социально-гуманитарная

Вид деятельности в рамках направленности

гуманитарные технологии

Уровень программы

стартовый

Форма обучения по программе

очная

Модули программы

-

Охват детей по возрастам

5 – 6 лет

Срок реализации программы

1 год

Взаимодействие учреждения, реализующего программу с организациями, учреждениями, профессиональными сообществами

-

Финансирование программы

средства родителей и законных представителей

Вид программы по степени авторского вклада

модифицированная

I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК  ОБРАЗОВАНИЯ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Развитие навыков чтения и  формирование языковой интуиции у детей дошкольного возраста эффективно достигается посредством игр различной сложности и направленности. Игровые формы обучения способствуют поддержанию устойчивого интереса к занятиям и стимулируют познавательную активность. Практика свидетельствует о важности уделения достаточного времени звуковому восприятию слова, что способствует развитию фонематического слуха ребенка. Формирование этой способности играет решающую роль в успешном обучении чтению в школе. Овладение навыками чтения в дошкольном возрасте создает благоприятные условия для раннего формирования различных учебных умений, таких как понимание речи окружающих, умение отвечать на вопросы, задавать свои вопросы и пересказывать прочитанное.  Центральное место в обучении детей занимает работа со звуками, поскольку она является основой для успешного развития навыков чтения.

Нормативно-правовая основа разработки ДОП:

программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

-– Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2023 года N 685-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») (далее – 273-ФЗ);

– Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

– Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации» (в редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 мая 2023 года № 1230-р);

– Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

– Приказ Министерства образования и науки России от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

– Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05 мая 2018 года № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648- 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 года № 61573);

– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (разд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);

– Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

– Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 года №ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».

- Приказ Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 сентября 2023 года № 769 «О требованиях к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ для детей» в Ямало-Ненецком автономном округе в соответствии с социальным сертификатом»;

- Приказ Департамента образования Администрации города Новый Уренгой от 22.09.2023 № 1872 «О Требованиях к условиям и порядку оказания муниципальной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в муниципальном образовании город Новый Уренгой в соответствии с социальным сертификатом»;

− Устав ОО;

− Локальные нормативные акты ОО, регламентирующие организацию и осуществление образовательной деятельности.

Актуальность.

Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. 

Часто родители дошкольников считают, что самый важный показатель готовности к школе – это умение читать, поэтому обучение ребенка чтению начинается с раннего возраста. Однако результаты раннего и неправильного обучения бывают плачевными: дети не проявляют интереса к чтению, с большим трудом овладевают техникой чтения; кроме того, педагоги в школе отмечают, что количество детей, страдающих дисграфией и дислексией, постоянно растет. Чтобы избежать этих проблем, родителям необходимо помнить, что чтение - это сложный навык, которым ребенок овладевает на определенном этапе своего жизненного пути при условии созревания соответствующих структур мозга.

Отличительные особенности.

За основу программы взята методика и букварь Надежды Сергеевны Жуковой, рекомендованный Министерством образования РФ, как пособие по обучению чтению дошкольников. Букварь Н.С. Жуковой опирается на традиционную методику обучения чтению – от звука к букве, т.е. звуковой аналитико-синтетический метод.

Отличительной особенностью дополнительной образовательной программы является комплексное взаимодействие блоков программы, где присутствует единый игровой сюжет.

 Ориентируясь на возрастные особенности детей-дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации поставленных задач.  

Предлагаемый  материал, имеет занимательный характер и опирается на индивидуальные особенности каждого ребенка соответственно уровню его развития.

С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Игровая деятельность становится формой сотрудничества взрослого и ребенка, делает занятия увлекательными и желанными. Игры полезны не только для обучения грамоте, но и для развития внимания, памяти, коммуникативных отношений.

Игровые технологии позволяют:

• поддерживать интерес к чтению, давая специальные знания, умения и навыки;

• создают игровую мотивацию, стимулируя детей к деятельности;

• вовлекают в процесс игры всю личность ребёнка: эмоции, волю, чувства, потребности, интересы;

• позволяют лучше усваивать и запоминать материал занятия;

• доставляют детям удовольствие и вызывают желание повторить игру в самостоятельной деятельности,

• повышают уровень развития познавательной активности и творческих способностей.

Педагогическая целесообразность.

Так как чтение – это один из видов речевых умений человека, начинать обучать ему нужно после того, как ребенок овладел навыками устной речи. Усвоение языка происходит не только в результате простого повторения. Это процесс творческий, когда ребенок на основе готовых форм  строит свои высказывания. Вполне очевидно, что эти выводы меняют подходы к проблеме обучения родному языку в дошкольный период.

Задача, стоящая перед педагогом: сделать для ребенка увлекательной тренировку в технике чтения и привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению, способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей. Исходным принципом дошкольного обучения чтению является то, что знакомству с буквой предшествует глубокая работа над звуками, которые обозначаются данным знаком. Знаки звуков нет смысла вводить до знакомства с самими звуками и знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Поэтому обучение чтению опирается на звуковой анализ слова. Звуковой анализ включает в себя, прежде всего, умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове. Для того чтобы научиться читать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи.

Новизна Программы.

Данная программа  направлена на подготовку детей 5 - 6 лет к успешному освоению навыков чтения в старшем дошкольном возрасте. В основу программы положены авторские методические пособия и материалы.  

В большом разнообразии азбук, предоставляемых педагогам и родителям, название картинки начинается со звука, соответствующего букве, но сама картинка никак не помогает запоминанию графического образа буквы. Новизна предложенного проекта в том, что данная азбука развивает ассоциативную и зрительную память: буква похожа на небуквенное изображение, что способствует быстрому и прочному ее запоминанию. Буквам соответствуют сходные с ними изображения различных предметов, животных и прочее. В процессе ознакомления детей с буквами введены короткие стихи, которые рекомендуются выучить для закрепления связи буквы с ее написанием. Последовательность изучения букв алфавита предлагается по «Букварю» Жуковой.  

Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач,  на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний.  

Направленность программы: социально – гуманитарная. Программа «Букваренок» направлена на повышение уровня готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.

Уровень освоения программы: стартовый.

Полным завершением курса по обучению чтения является успешное усвоение программы «Букварёнок» (базовый уровень).

Адресат: дети дошкольного возраста с 5 до 6 лет.  

В период от 5 до 6 лет наблюдается существенная трансформация познавательной деятельности ребенка.  Происходит становление произвольности действий, что свидетельствует о росте самоконтроля и способности к целенаправленному поведению.

Наряду с преобладающим наглядно-образным мышлением начинают формироваться элементы словесно-логического мышления. Ребенок учится использовать слова и понятия для описания и анализа окружающего мира.  У него развиваются навыки обобщения и рассуждения, однако они всё ещё тесно связаны с конкретными образами и ситуациями.

Воображение продолжает активно развиваться, позволяя ребенку создавать новые образы и ситуации. Внимание становится более управляемым, что позволяет ему сосредоточиваться на задаче в течение 30 минут.

В этом возрасте у детей проявляется особый интерес к математическим соотношениям. Они с удовольствием изучают буквы, овладевают звуковым анализом слов, учатся считать и пересчитывать предметы.

Развитие психических процессов.

Восприятие. Продолжает развиваться восприятие цвета, формы и величины предметов окружающего мира, при этом происходит систематизация этих представлений.

Внимание. Устойчивость внимания растёт, развивается способность к распределению и переключению. Ребёнок способен выполнять сложные инструкции, осознанно переходя от одного вида деятельности к другой, удерживая при этом инструкцию и цель деятельности.

Память. К 5–6 годам начинается формирование произвольной памяти. Ребёнок способен самостоятельно при помощи образно-зрительной памяти (не глядя на предмет) запомнить 5–6 объектов, на слух также 5–6 объектов.

Мышление. Совершенствуется образное мышление. Дети могут решать задачи не только в наглядном плане, но и в уме. Развивается способность схематизации и представления о цикличности изменений.

Воображение. Это период расцвета детской фантазии, которая самым ярким образом проявляется в игре, где ребёнок увлечён. Такое развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно развёрнутые и последовательные истории.

Условия набора: для обучения принимаются дети, не имеющие речевых нарушений, задержки психического развития, нарушений интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы.

Количество обучающихся в группе не более 16 человек.

Срок реализации и объем программы.

Объём программы – 64 часа.

Программа рассчитана на 1 год.

Язык реализации программы: русский.

Форма обучения: очная.

Форма занятий: фронтальная (групповая).

Режим занятий: единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательного процесса является учебное занятие.

Продолжительность одного академического часа - 30 мин.

Общее количество часов в неделю - 2 часа.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.

Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой нагрузки обучающихся с учетом действующего СанПиН.
Занятия по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени отведенного на прогулку и дневной сон. В середине времени, отведенного на образовательную деятельность, проводят физкультминутку.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы:

Развитие интереса и способностей к чтению в образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста через формирование их познавательной активности на основе игровых методик.

Задачи программы:

1. Сформировать представления детей о лингвистических единицах языка (звук, слог, слово), о буквах и их графическом изображении, формировать начальный навык чтения, графо-моторные навыки, развивать фонематический слух и восприятие.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Задача 1. Сформировать представления детей о лингвистических единицах языка (звук, слог, слово), о буквах и их графическом изображении, формировать начальный навык чтения, графо-моторные навыки, развивать фонематический слух и восприятие.

В результате реализации первого раздела программы будут достигнуты следующие результаты:

  • Предметные результаты:

Обучающиеся будут:

  • знать буквы русского языка, различать понятия «буква – звук – слог – слово»;
  • уметь соотносить «звук» с его графическим образом «буквой»,  
  • владеть навыком чтения слогов, коротких слов.
  • Метапредметные результаты:

Обучающиеся будут:

  • уметь логически мыслить, правильно ориентироваться на странице книги и на листе тетради;
  • владеть начальным навыком печатного письма;
  • классифицировать печатные буквы по разным критериям.
  • Личностные результаты:

Обучающиеся будут:

  • проявлять интерес к чтению, к познанию мира через книги;
  • испытывать желание учиться, постигать новое и развиваться.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Восприятие более совершенно, осмысленно, целенаправленно, анализирующее. Развивается звуковая сторона и грамматический строй речи. Интенсивно растет словарный состав речи. Наступает благоприятный возраст для развития познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, от которых зависит успех в обучении чтению. Основная задача – приобщение детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка. В этот период так же необходимо научить ребенка: различать на слух слова в предложении; делить слова на слоги; выделять звук из слога и слова; находить ударный слог и звук в слове.

План работы  осуществляется в следующих направлениях:

  1. Развитие познавательных процессов: памяти, мышления, внимания.
  2. Развитие мелкой моторики руки.
  3.  Развитие фонематического слуха.
  4. Знакомство с буквами и соотнесение их со звуками русского языка.
  5. Формирование умения соотносить звук с зрительным образом (буквой).
  6. Формирование навыка слияния букв в слоги, чтение слогов, коротких слов.

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

УЧЕБНЫЙ ПЛАН.

Наименование раздела

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1

Сформировать представления детей о лингвистических единицах языка (звук, слог, слово), о буквах и их графическом изображении, формировать начальный навык чтения, графо-моторные навыки, развивать фонематический слух и восприятие.

64

16

48

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

ИТОГО

64

16

48

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Наименование раздела, темы

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Сформировать представления детей о лингвистических единицах языка (звук, слог, слово), о буквах и их графическом изображении, формировать начальный навык чтения, графо-моторные навыки, развивать фонематический слух и восприятие.

46

12,5

33,5

1.1.

«Речевые и неречевые звуки.  Диагностика».

1

0,5

0,5

Вводное тестирование

1.2.

«Звуки речи. Слова, слоги»

1

0,5

0,5

Контроль не предусмотрен

1.3.

«Гласный звук [а]; буква А»

2

0,5

1,5

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

1.4.

«Гласный звук [у]; буква У»

2

0,5

1,5

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

1.5.

Гласный звук [о], буква О»

1

0,5

0,5

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

1.6.

«Закрепление букв А, О, У. Учимся соединять буквы А, У, О»

1

0,5

0,5

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

1.7.

«Согласные звуки [м], [м’]; буква М»

2

0,5

1,5

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

1.8.

«Согласные звуки [с], [с’]; буквы С»

2

0,5

1,5

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

1.9.

«Закрепление букв М, С. Чтение буквы, чтение слогов: УА, АУ. Соединяем буквы, читаем слоги: АМ, УМ, УА, АУ, АС, УС, ОС»

2

0,5

1,5

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

1.10.

«Закрепление навыка чтения слогов»

2

0,5

1,5

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

1.11.

«Согласные звуки [х], [х’]; буква Х. Чтение слогов и слов»

4

1

3

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

1.12.

«Гласный звук [ы]; буква ы»

4

1

3

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

1.13.

«Гласный звук [и]; буква И»

4

1

3

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

1.14.

«Согласные звуки [н], [н’]; буква Н»

4

1

3

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

1.15.

«Согласные звуки [к], [к’]; буква К»

4

1

3

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

1.16.

«Согласные звуки [т], [т’]; буква Т»

4

1

3

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

1.17.

«Согласные звуки [п], [п’]; буква П»

4

1

3

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

1.18.

«Согласные звуки [г], [г’]; буква Г»

4

1

3

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

1.19.

«Согласные звуки [в], [в’]; буква В»

4

1

3

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

1.20.

«Согласные звуки [д], [д’]; буква Д»

4

1

3

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

1.21.

«Согласные звуки [б], [б’]; буква Б»

4

1

3

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

1.22.

«Итоговое занятие. Диагностика»

4

0

4

Итоговая диагностика

ИТОГО:

64

16 ч.

48 ч.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

Задача 1. Сформировать представления детей о лингвистических единицах языка (звук, слог, слово), о буквах и их графическом изображении, формировать начальный навык чтения, графо-моторные навыки, развивать фонематический слух и восприятие.

В соответствии с поставленной задачей сформулирован следующий раздел программы.

Раздел I. Сформировать представления детей о лингвистических единицах языка (звук, слог, слово), о буквах и их графическом изображении, формировать начальный навык чтения, графо-моторные навыки, развивать фонематический слух и восприятие.

Тема 1.1. «Речевые и неречевые звуки.  Диагностика». 1 час

Теория: Знакомство с речевыми и неречевыми звуками. Знакомство с букварём. Правила общения с книгой.

Практика: Диагностика. Игра «Стучалочка». Выполнение упражнений в индивидуальных тетрадях: «Будь внимателен!», «Найди буквы», «Сколько букв спряталось».

Тема 1.2. «Звуки речи. Слова, слоги». 1 час

Теория: Продолжение знакомства с понятиями «звук», «буква», «слово», «слог», «предложение», «речь письменная», «речь устная». Продолжение знакомства с букварём, с правилами общения с книгой.

Практика: Выполнение упражнений в индивидуальных тетрадях: «Обведи буквы», «Где буквы?», «Зачеркни неправильную букву».

Тема 1.3. «Гласный звук [а]; буква А». 2 часа

Теория: Знакомство с буквой А, её графическим изображением. Звук А – гласный.

Практика: Игра «Кто внимательный». Лепка букв из пластилина. Чтение «Букваря» (стр. 4-6), передвигая пальчик от красной линии. Штриховка букв, печатание. Поиск и подчеркивание заданных букв среди других.

Тема 1.4. «Гласный звук [у]; буква У». 2 часа 

Теория: Знакомство с буквой У: её графическим изображением. Звук У – гласный.

Практика: Игра «Кто внимательный». Лепка букв из пластилина. Чтение «Букваря» (стр. 4-6), передвигая пальчик от красной линии. Штриховка букв, печатание. Поиск и подчеркивание заданных букв среди других.

Тема 1.5. Гласный звук [о], буква О». 1 час

Теория: Знакомство с буквой О: её графическим изображением. Звук О – гласный.

Практика: Игра «Кто внимательный». Лепка букв из пластилина. Чтение «Букваря» (стр. 4-6), передвигая пальчик от красной линии. Штриховка букв, печатание. Поиск и подчеркивание заданных букв среди других.

Тема 1.6. «Закрепление букв А, О, У. Учимся соединять буквы А, У, О». 1 час

Теория: Закрепление знаний о буквах А, У, О: их графическом изображении.

Практика: Дидактическая игра «Поймай звук» (на звуки А, У, О). Повторение букв А, У, О (найти в конвертике). Игра «Назови слова на букву…». Чтение по букварю в строчку и в столбик. Обучение соединению букв (стр. 9 «Букваря»). Составление слогов с буквами А, О, У по разрезной азбуке. Раскрашивание картинок на определенную букву.

Тема 1.7. «Согласные звуки [м], [м’]; буква М». 2 часа

Теория: Звук М – согласный, может быть мягкий и твердый. Правильная артикуляция изучаемых звуков. Показ графического изображения буквы М.

Практика: Выкладывание буквы из палочек. Игра с «чудесным домиком». Чтение по букварю в строчку и в столбик (стр. 7-8). Штриховка и печатание букв.

Тема 1.8. «Согласные звуки [с], [с’]; буквы С». 2 часа

Теория: Звук С – согласный, может быть твердый или мягкий. Правильная артикуляция изучаемых звуков. Показ графического изображения буквы С.

Практика: Выкладывание буквы из палочек. Игра с «чудесным домиком». Чтение по букварю в строчку и в столбик (стр. 7-8). Штриховка и печатание букв.

Тема 1.9. «Закрепление букв М, С. Чтение буквы, чтение слогов: УА, АУ. Соединяем буквы, читаем слоги: АМ, УМ, УА, АУ, АС, УС, ОС». 2 часа

Теория: Закрепление знаний о буквах М, С, их графическом изображении.

Практика: Игра «Какой буквы не стало». Чтение слогов по букварю: хоровое и индивидуальное (стр. 10-13). Составление слогов по разрезной азбуке. Печатание букв и выкладывание слогов. Определение слогов в немой артикуляции педагога.

Тема 1.10. «Закрепление навыка чтения слогов». 2 часа

Теория: Закрепление знаний о буквах А, О, У, М, С, их графическом изображении.

Практика: Загадки про маму, выкладывание слова МАМА из разрезной азбуки. Игра на нахождение определенного звука в слове «Хлопушки». Работа по ориентировке на странице книги. Чтение слогов МА, МУ, МО, СА, СУ, СО, АС, ОС, УС, АМ, ОМ, УМ. Работа с «Букварём» (стр. 14-16) и в тетрадях (печатание слогов).

Тема 1.11. «Согласные звуки [х], [х’]; буква Х. Чтение слогов и слов». 4 часа

Теория: Графическое изображение буквы Х. Может обозначать твердый и мягкий звуки. Правильное произношение.

Практика: Вычленение буквы Х в словах в разных позициях на слух. Штриховка буквы, печатание буквы. Чтение букваря (стр. 18-19), работа в тетрадях (печатание слогов).

Тема 1.12. «Гласный звук [ы]; буква ы». 4 часа

Теория: Знакомство с графическим образом буквы Ы. Правильное произношение. В русском языке нет слов, которые начинаются на Ы. Практика: Игра «Какой звук я выделяю?». Игра «Хлопушки». Чтение на доске: СЫ, МЫ. Лепка из пластилина буквы Ы. Составление из разрезной азбуки слов: О-СЫ, У-СЫ. Поиск на зашумленной картинке загаданной буквы. Печатание слогов. Чтение букваря (стр. 24).

Тема 1.13. «Гласный звук [и]; буква И». 4 часа

Теория: Знакомство с графическим изображением буквы И. Правильная артикуляция.

Практика: Игры «Хлопушки», «Найди букву». Чтение на доске. Печатание слогов в тетрадях: МЫ-МИ, СЫ-СИ, ХЫ-ХИ. Работа со слоговыми таблицами и «чудесным домиком».

Тема 1.14. «Согласные звуки [н], [н’]; буква Н». 4 часа

Теория: Знакомство с графическим изображением буквы Н. Может обозначать твердый и мягкий звуки. Правильная артикуляция.

Практика: Выкладывание из счетных палочек буквы Н, штриховка в тетрадях. Печатание слогов: НА, НО, НУ. Составление из разрезной азбуки слов: НОС, СЫН. Чтение букваря (стр. 28-30).

Тема 1.15. «Согласные звуки [к], [к’]; буква К». 4 часа

Теория: Знакомство с графическим изображением буквы К. Может обозначать твердый и мягкий звуки. Правильная артикуляция.

Практика Игры «Хлопушки», «Прятки». Выкладывание букв из палочек. Работа с «чудесным домиком», кубиками. Чтение букваря (стр. 31-32).

Тема 1.16. «Согласные звуки [т], [т’]; буква Т». 4 часа

Теория: Знакомство с графическим изображением буквы Т. Может обозначать твердый и мягкий звуки. Правильная артикуляция.

Практика: Загадки. Штриховка в тетрадях. Выкладывание букв из палочек. Нахождение буквы в ряду других букв. Чтение букваря (стр. 33).

Тема 1.17. «Согласные звуки [п], [п’]; буква П». 4 часа

Теория: Знакомство с графическим изображением буквы П. Может обозначать твердый и мягкий звуки. Правильная артикуляция.

Практика: Придумывание слов, в составе которых есть звуки М, Н, К, П. Составление из разрезной азбуки слов из четырех букв: КО-ТЫ, НИ-ТИ и др., а также печатание слогов и слов в тетради: ПА, ПО, ПУ, ПЫ, Па-па, па-ра. Чтение букваря (стр. 37-38).

Тема 1.18. «Согласные звуки [г], [г’]; буква Г». 4 часа

Теория: Знакомство с графическим изображением буквы Г. Может обозначать твердый и мягкий звуки. Правильная артикуляция.

Практика: Выкладывание буквы Г из счетных палочек. Игра «Хлопушки» (К, Г). Придумывание слов, в составе которых есть звуки Г, П, У,  Складывание из букв слогов: ГА, ГИ, ГО, ГУ, ГЫ. Выкладывание слов из разрезной азбуки: НО-ГА, ГУ-СИ. Чтение по слоговым таблицам. Чтение букваря (стр. 45-46).

Тема 1.19. «Согласные звуки [в], [в’]; буква В». 4 часа

Теория: Знакомство с графическим изображением буквы В. Может обозначать твердый и мягкий звуки. Правильная артикуляция.

Практика: Игра «Хлопушки» (на звук В). Чтение и составление слогов и слов по разрезной азбуке (ВА, ВО, ВЫ, ВИ, И-ВА, СО-ВА). Печатание слогов в тетради. Штриховка в тетради. Чтение букваря (стр. 47-50). Работа с «чудесным домиком».

Тема 1.20. «Согласные звуки [д], [д’]; буква Д». 4 часа

Теория Знакомство с графическим изображением буквы Д. Может обозначать твердый и мягкий звуки. Правильная артикуляция.

Практика: Игра «Найди букву». Придумывание слов, в составе которых есть звуки Т, Д. Чтение и составление слогов по разрезной азбуке: ТА, ДА, ДО, ТО, ДУ, ТУ, ТЫ, ДЫ. Выкладывание слов из разрезной азбуки: ДОМ, ДЫМ, ТОМ. Печатание слогов в тетрадях. Чтение букваря (стр. 51-52).

Тема 1.21. «Согласные звуки [б], [б’]; буква Б». 4 часа

Теория: Знакомство с графическим изображением буквы Б. Может обозначать твердый и мягкий звуки. Правильная артикуляция.

Практика: Игры «Хлопушка», «Найди букву». Выкладывание слогов из разрезной азбуки: БА, БО, БУ, БИ, БЫ. Придумывание слов, в составе которых есть звуки Б, П. Работа с «чудесным домиком»: найди слоги БА, ПА, БУ, ПУ, БИ, ПИ. Печатание слов в тетрадях: БАК, БОК, БУ-СЫ, БО-БЫ. Чтение букваря (стр. 53-57).

Тема 1.22. «Итоговое занятие. Диагностика». 4 часа

Практика: Чтение и составление слогов по разрезной азбуке. Упражнения на отчетливое произнесение слов. Задания на понимание смысла прочитанного. Диагностика.

Оценка усвоения знаний воспитанников происходит постоянно в ходе образовательной деятельности. В игровой форме проверяется понимание и усвоение каждой темы. Данная система работы позволяет достигнуть полного усвоения программного материала всеми воспитанниками.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Кол-во учебных часов

Режим занятий

2025/2026

01.10.2025

15.05.2026

32

64

2 раза в неделю по 1 часу

Летние каникулы с 16 мая по 31 сентября.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение программы:

№ п/п

Наименование

Единица измерения

Количество

1.

Учебный кабинет

шт.

1 (для размещения 16 обучающихся)

2.

Магнитная доска

шт.

1

3.

Стол  детский

шт.

8

4.

Детский стул

шт.

16

5.

Шкаф для пособий

шт.

2

6.

Полка напольная

шт.

4

7.

Компьютер в комплекте

шт.

2

8.

Многофункциональное устройство (принтер, скан)

шт.

1

9.

Интерактивный программно-аппаратный комплекс "Колибри"

шт.

1

10.

Портативные колонки

шт.

1

11.

Беспроводная клавиатура, мышь.

шт.

1

12.

Цветные карандаши

набор

16

13.

Простые карандаши

шт.

16

14.

Цветные маркеры на водной основе

набор

16

15.

Цветные маркеры на водной основе для магнитной доски

набор

2

16.

Индивидуальные разрезные азбуки.

набор

16

17.

Авторские тетради (прописи).

комплект

16

18.

Ноутбук «Алфавит» (касса букв).

набор

16

19.

Пособие «окошечки»

шт.

16

20.

Букварь Н.С. Жуковой.

шт.

16

21.

Детские книги с короткими текстами и крупным шрифтом.

22.

Картинки, игрушки и др. наглядность

 Методическое обеспечение:

- Методы обучения – В соответствии с ФГОС ДО, реализация программы «Букваренок», осуществляется с использованием в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям. Образовательный процесс осуществляется различными методами: наглядными, словесными и практическими, игровыми. На первое место выступают игровые и практические методы. Выбор и использование того или иного метода определяется содержанием, целями и задачами педагогического воздействия, этапом работы и др.

- формы организации образовательной деятельности:  фронтальная (групповая);

- формы организации учебного занятия - игра, занятие, практическое занятие;

- педагогические технологии - здоровьесберегающая технология,   технология игрового обучения, проектная технология, технология дифференцированного обучения, информационно-коммуникативные технологии, технология развивающего обучения, технология интерактивного обучения и др.

Методическое и дидактическое обеспечение:

- учебная, методическая литература, детская литература, электронные методические пособия для педагога;

- методические разработки и планы - конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям; практические задания, демонстрационные и раздаточные учебные материалы;

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования с соответствующим уровнем образования и курсовой подготовкой.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ (КОНТРОЛЯ) И ОЦЕНИВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Для определения начального уровня знаний проводится стартовая диагностика.

Оценивание осуществляется по 3-балльной системе (от 0 - 2 баллов).

Оценка уровня начальных знаний:

10 – 8 – высокий уровень

7 – 4 – средний уровень

3 – 0 – низкий уровень.

Текущий контроль проводится систематически на занятиях в процессе всего периода обучения по программе.

Для проверки уровня усвоения программы проводится итоговая диагностика.

По итогам контроля определяется уровень сформированности практических умений и навыков.

Оценивание осуществляется по 6-балльной системе (от 0 - 5 баллов).

Оценка уровня освоения программы:

20 – 15 – высокий уровень

14 – 6 – средний уровень

5 – 0 – низкий уровень.

Высокий уровень – обучающийся хорошо знает теоретический материал, владеет терминологией и осознанно употребляет термины, уверенно  применяет на практике полученные знания и умения.

Средний уровень – учащийся в целом знает теоретический материал, частично владеет терминологией, в целом умеет применять на практике полученные знания и умения, изредка прибегает к помощи педагога.

Низкий уровень - учащийся обладает минимальным объемом знаний и умений, не способен выполнять задания без помощи педагога.
 

Пункт УТП

Наименование темы

Оценочные материалы/продукты

Форма контроля

Вид контроля

1.1.

«Речевые и неречевые звуки.  Диагностика».

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

Практическое задание

Начальный

1.2.

«Звуки речи. Слова, слоги»

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

Практическое задание

Текущий

1.3.

«Гласный звук [а]; буква А»

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

Практическое задание

Текущий

1.4.

«Гласный звук [у]; буква У»

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

Практическое задание

Текущий

1.5.

Гласный звук [о], буква О»

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

Практическое задание

Текущий

1.6.

«Закрепление букв А, О, У. Учимся соединять буквы А, У, О»

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

Практическое задание

Текущий

1.7.

 «Согласные звуки [м], [м’]; буква М»

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

Практическое задание

Текущий

1.8.

«Согласные звуки [с], [с’]; буквы С»

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

Практическое задание

Текущий

1.9.

«Закрепление букв М, С. Чтение буквы, чтение слогов: УА, АУ. Соединяем буквы, читаем слоги: АМ, УМ, УА, АУ, АС, УС, ОС»

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

Практическое задание

Текущий

1.10.

«Закрепление навыка чтения слогов»

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

Практическое задание

Текущий

1.11.

«Согласные звуки [х], [х’]; буква Х. Чтение слогов и слов»

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

Практическое задание

Текущий

1.12.

«Гласный звук [ы]; буква ы»

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

Практическое задание

Текущий

1.13.

«Гласный звук [и]; буква И»

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

Практическое задание

Текущий

1.14.

«Согласные звуки [н], [н’]; буква Н»

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

Практическое задание

Текущий

1.15.

«Согласные звуки [к], [к’]; буква К»

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

Практическое задание

Текущий

1.16.

«Согласные звуки [т], [т’]; буква Т»

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

Практическое задание

Текущий

1.17.

«Согласные звуки [п], [п’]; буква П»

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

Практическое задание

Текущий

1.18.

«Согласные звуки [г], [г’]; буква Г»

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

Практическое задание

Текущий

1.19.

«Согласные звуки [в], [в’]; буква В»

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

Практическое задание

Текущий

1.20.

«Согласные звуки [д], [д’]; буква Д»

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

Практическое задание

Текущий

1.21.

«Согласные звуки [б], [б’]; буква Б»

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

Практическое задание

Текущий

1.22.

«Итоговое занятие. Диагностика»

Диагностическая карта усвоения программы

Тестирование

Итоговый

Оценочные материалы представлены в Приложении 1.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм по- ведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и право- порядку, человеку труда и старшему поколению; взаимного уважения; бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Задачами воспитания по программе являются:

- усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций русской культуры;

- формирование и развитие личностного отношения детей к собственным нравственным позициям и этике поведения в учебном коллективе;

-приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применение полученных знаний, организация активностей детей, их ответственного поведения;

- создание, поддержка и развитие среды воспитания детей, условий физической безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения, социализации, признания, самореализации, творчества при освоении предметного и метапредметного содержания программы.

Целевые ориентиры воспитания:

  • российской гражданской принадлежности (идентичности), сознания единства с народом России и Российским государством в его тысячелетней истории и в современности, в настоящем, прошлом и будущем;
  • российского национального исторического сознания на основе исторического просвещения, знания истории России, сохранения памяти предков;
  • этнической, национальной принадлежности, знания и уважения истории и культуры своего народа;
  • принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Российскому Отечеству, российской культурной идентичности;
  • деятельного ценностного отношения к историческому и культурному наследию народов России, российского общества, к языкам, литературе, традициям, праздникам, памятникам, святыням, религиям народов России, к российским соотечественникам, защите их прав на сохранение российской культурной идентичности;
  • уважения к художественной культуре народов России, мировому искусству, культурному наследию.

2. Направления и содержание воспитательной работы.

Формы и методы воспитания

Решение задач информирования детей, создания и поддержки воспитывающей среды общения и успешной деятельности, формирования межличностных отношений на основе российских традиционных духовных ценностей осуществляется на каждом из учебных занятий.

В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение), метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста) и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе.

3. Условия воспитания, анализ результатов

Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детей на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы организации, а также при участии в театральных постановках, участие в творческих конкурсах.

Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после её завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учебный период, учебный год).

Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств личности конкретного ребёнка, обучающегося, а получение общего представления о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем.

4. Календарный план воспитательной работы

№ п/п

Название события, мероприятия

Сроки

Форма проведения

1

День воспитателя и всех дошкольных работников

27 сентября

Развлечение

2

«Самым милым и любимым» — концерт, посвящённый Международному женскому дню

7 марта

Праздник

3

«Всей семьей у книжной полки»

 ко Всемирному дню книги

23 апреля

Конкурс чтецов

4

День славянской письменности и культуры

24 мая

Конкурс чтецов

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы, рекомендованный педагогам:

1

Алексеева И.А. Планирование и новые формы работы по чтению с детьми от 3 до 7 лет. – СПб, Гармония, 1997.

2

Астафьева Е.О. Играем. Пишем. Читаем. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1999.

3

Бадулина О.И. Готвимся к школе. (Подготовка к чтению и письму). –М.: Линкапресс, 2003.

4

Бортникова Е.  Учимся читать.  – Екб, Литур, 2013.

5

Бортникова Е. Обучение грамоте. – Екб, Литур, 2013.

6

Бортникова Е. Проверим подготовку к школе.  – Екб, Литур, 2013.

7

Буйко В., Сыропятова Г. Речевые игралочки. Гласные звуки и буквы. – Екб, Литур, 2013.

8

Волина В. Праздник Букваря. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1995.

9

Волина В.В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995.

10

Волина В.В. Учимся играя. - М. , 1994.

11

 Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа,1994.

12

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Урок чистописпния. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Эксилибрис,2002.

13

Жукова Н.С. Букварь. – М., 1994.

14

Жукова Н.С. Первая после букваря книга для чтения. - М.: Эксмо-пресс, 2014.

15

Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. Обучение дошкольников грамоте. - М.: Школа-Пресс, 1998.

16

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием. – М.; Гном и Д, 2000.

17

Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.

18

Миронова Н.М. Альбом упражнений «Развитие фонематическое восприятие». - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998. – М.; Гном и Д, 2009.

19

Морозова И.А., Пушкарева М.А. Подготовка к обучению грамоте. - М.: Мозайка-Синтез, 2007.

20

Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: Академия развития, 1997.

21

Новоторцева Н.В. Развитие речи детей 2. - Ярославль: Академия развития, 1997.

22

Новоторцева Н.В. Развитие речи. Уроки риторики. - Ярославль: Академия развития, 1997.

23

Пожиленко  Е.А.  «Волшебный мир звуков», Москва – Владос, 1999 г.

24

Смирнова Л.Н. Обучение дошкольников чтению.- М.: Мозайка-Синтез, 2005.

25

Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. .- М.: Мозайка-Синтез, 2006.

26

 Узорова О.В., Нефедова Е.А. Физкультурные минутки. – М.: Астрель, 2006.

27

 Ундзенкова А., Колтыгина Л. По ступенькам к грамоте. Звукарик. – Екб, Литур, 2013.

28

Федины О. и С. Как научить ребенка читать- М.: АйрисПресс, 2006.

29

Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.

30

Цвынтарный В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. – СПб, Лань, 1999.

Список литературы, рекомендованный для родителей:

  1.  Абдулова Г. «Читаем после азбуки: развиваем скорочтение : 10 шагов к успешному обучению!» - Москва : АСТ : Малыш, 2020.
  2.   Волина В. В. Игры с буквами и словами на уроках и дома: Весёлый наборщик. Кто это? Что это? Волшебные цепочки. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. – 64 с. ил. (Занимательные уроки)
  3.  Гусева Ю. «Первоклассный первоклассник. Книга для родителей будущих первоклассников» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2021.
  4.  Данилова Ю. Г. Букварь очень занятой мамы. Читаем сразу! Просвещение – Союз 2023.
  5.  Веселая азбука: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей/ Сост. Л.Е. Стрельцова; - М.: Просвящение 1994-192 с
  6.  Книга для чтения в детском саду и дома: 5-7 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей/ Сост. В.В. Гербова и др.- М.:Издательство Оникс, 2006-336 с.
  7.  Кузнецова Ю. Н. Расчитайка : как помочь ребенку полюбить чтение : – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2018.– 108, [3] с. : ил.

8. Раппопорт Р.«Читай не хочу: что мешает ребенку полюбить книги» - Москва : Индивидуум, 2021.

Интернет ресурсы, рекомендованые для детей:

1. Учимся читать для детей 

https://yandex.ru/games/app/202563

2. Онлайн упражнения по обучению детей чтению.


  https://poskladam.ru/mozaik/

3. Игры малышам.

https://игры-малышам.рф/uchimsya-chitat/

4. Читаем по слогам IQsha.ru

https://iqsha.ru/uprazhneniya/topic/chitaem-slogi

5. Чтение по слогам - Учебные ресурсы

https://wordwall.net/ru-ru/community/чтение-по-слогам

6. Игра «Читания»  — приложение для обучение чтению.

https://uzelki.com/

7. Онлайн уроки и тренажеры по чтению для детей.

https://ygadaika.ru/categories/trenazher-dlia-chteniia

8. SLOGY — платформа для онлайн обучения чтению.

https://slogy.ru/

9. Учимся читать. Материалы для обучения чтению.

https://ot2do7.ru/read/page/2/

10. Мерсибо. Игры для развивающих занятий.

https://mersibo.ru/

Приложение 1.

Карта стартовой диагностики к программе  «Букваренок» (первый год обучения)

Фамилия, имя ребенка ________________________________________________________________________________________________

Диагностические компоненты

Критерии оценки

Баллы

Воспроизведение слоговых рядов

задание выполняет правильно

2

допускает ошибки

1

задание выполняет неверно

0

Называние звуков речи

задание выполняет правильно

2

допускает ошибки

1

задание выполняет неверно

0

Определение количества звуков в слове

задание выполняет правильно

2

допускает ошибки

1

задание выполняет неверно

0

Понимание отличия звука от буквы

задание выполняет правильно

2

допускает ошибки

1

задание выполняет неверно

0

Знание букв алфавита

знает все буквы

2

знает некоторые буквы

1

буквы не знает

0

Оценка уровня начальных знаний:

10 – 8 – высокий уровень

7 – 4 – средний уровень

3 – 0 – низкий уровень.

Карта итоговой диагностики к программе «Букваренок» (первый год обучения)

Фамилия, имя ребенка ________________________________________________________________________________________________

Компоненты усвоения программы

Критерии оценки

Баллы

Буквы

Знание букв алфавита

знает все изученные по программе буквы

5

допускает ошибки (1-2)

4

допускает ошибки (3-4)

3

допускает ошибки (5-7)

2

допускает множественные ошибки (более 7)

1

отказ от чтения

0

Слоги

Чтение обратных слогов

уверенное беглое чтение

5

медленное безошибочное чтение

4

медленное чтение с единичными ошибками

3

медленное чтение с множественными ошибками

2

побуквенное чтение

1

отказ от чтения

0

Чтение прямых слогов

уверенное беглое чтение

5

медленное безошибочное чтение

4

медленное чтение с единичными ошибками

3

медленное чтение с множественными ошибками

2

побуквенное чтение

1

отказ от чтения

0

Слова

Чтение коротких слов

уверенное беглое чтение

5

медленное безошибочное чтение

4

медленное чтение с единичными ошибками

3

медленное чтение с множественными ошибками

2

побуквенное чтение

1

отказ от чтения

0

Оценка уровня освоения программы:

20 – 15 – высокий уровень

14 – 6 – средний уровень

5 – 0 – низкий уровень.

                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - гуманитарной направленности «Эврика»

Пояснительная записка         Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа«Эврика» имеет социально-гуманитарную направленность...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности по духовно-нравственному воспитанию детей 4-5 лет «Сказки для воспитания души»

Направленность и уровень программыНаправленность (профиль) программы – социально-гуманитарнаяУровень программы - базовыйАктуальностьРоль детских сказок в развитии детей многогранна. От развития ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности для детей 5-7 лет" Школа Гнома Эконома".

Программа разработана на основе следующих нормативных документов: − Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп....

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Зигзаг удачи» (катание на самокатах) в рамках программы «Формула безопасности».

 Летняя занятость детей сегодня - это не только социальная защита, это еще и пространство для всестороннего развития, оздоровления, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что созд...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Юный эколог» Направленность: познавательно –исследовательской деятельности, Уровень программы: ознакомительный Возраст обучающихся: 4-5 года Срок реализаци

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ Пояснительная записка«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безг...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Букваренок» (второй год обучения)

Развитие читательских навыков и интуитивного понимания языка происходит благодаря разнообразным играм, отличающимся по уровню сложности и направленности. Игры, фокусирующиеся на звуках, помогают подде...