Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Букваренок» (второй год обучения)
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)

Зверкова Евгения Юрьевна

Развитие читательских навыков и интуитивного понимания языка происходит благодаря разнообразным играм, отличающимся по уровню сложности и направленности. Игры, фокусирующиеся на звуках, помогают поддерживать устойчивый интерес к занятиям и пробуждают желание исследовать новое. Многолетний опыт свидетельствует о необходимости уделять значительное время развитию звукового восприятия слова и формированию фонематического слуха у детей. Это, в свою очередь, оказывает существенное влияние на их последующую успеваемость в школе. Успешное освоение чтения в дошкольном возрасте позволяет раньше начать формировать у детей ключевые учебные компетенции: понимание обращенной к ним речи, способность отвечать на вопросы, задавать их и излагать содержание прочитанного. Работа со звуками занимает ведущую роль в образовательном процессе, поскольку, как показывает практика, именно она способствует развитию фонематического слуха, что является залогом успешного обучения в школе.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvaryonok_25-26.docx115.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Северная сказка»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

 социально-гуманитарной направленности

 «Букваренок»

       Уровень программы: базовый (второй год обучения)

                                                         Возраст обучающихся: 6 – 7 лет

                                                         Срок реализации: 1 год

                                                         Общее количество часов: 64

Авторы программы:

Зверкова Евгения Юрьевна, учитель-логопед

Мальцева Елена Алексеевна, учитель-логопед

                                                                 

 

  г. Новый Уренгой, 2025 г.

СОДЕРЖАНИЕ

I. Комплекс основных характеристик  образования.

1.

Паспорт программы

3

2.

Пояснительная записка

4

3.

Цели и задачи программы

8

4.

Планируемые результаты

8

5.

Содержание программы

10

II. Комплекс организационно-педагогических условий.

1.

Учебный план.

11

2.

Учебно – тематический план.

12

3.

Содержание учебно-тематического плана.

14

4.

Календарный учебный график.

18

5.

Условия реализации программы.

19

6.

Формы аттестации (контроля) и оценивания обучающихся.

20

7.

Воспитательная деятельность.

22

8.

Список литературы.

25

9.

Приложения.

28


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Название программы

«Букваренок»

Учреждение, реализующее программу

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Северная сказка»

Автор/составитель программы

Зверкова Евгения Юрьевна

Мальцева Елена Алексеевна

Аннотация

       Программа «Букваренок»  направлена на подготовку детей 6 - 7 лет к успешному освоению навыков чтения в старшем дошкольном возрасте.

     В рамках реализации данной программы у дошкольников усовершенствуются графо-моторные навыки, сформируется умение плавного послогового чтения, мотивация к школьному обучению.

     Дошкольники, освоившие данную Программу,  имеют больше перспектив для успешного обучения в школе.  

Год разработки программы

2025 г.

Где, когда и кем утверждена программа

Утверждена заведующим  МБДОУ «Детский сад «Северная сказка»,

приказ № 80 от 21.06.2025 г.

Программа рассмотрена

На педагогическом совете, протокол №7 от 15.08.2025 г.

Вид дополнительной общеразвивающей программы

общеразвивающая

Направленность программы

социально-гуманитарная

Вид деятельности в рамках направленности

гуманитарные технологии

Уровень программы

базовый.

Форма обучения по программе

очная

Модули программы

-

Охват детей по возрастам

6 – 7 лет

Срок реализации программы

1 год

Взаимодействие учреждения, реализующего программу с организациями, учреждениями, профессиональными сообществами

-

Финансирование программы

средства родителей и законных представителей

Вид программы по степени авторского вклада

модифицированная

I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК  ОБРАЗОВАНИЯ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонематический слух ребенка, что в дальнейшем влияет на обучение в школе.  

      Успешное овладение чтением детей дошкольников обеспечивает возможность на более раннем этапе сформировать различные учебные умения воспринимать речь окружающих, отвечать на вопросы, спрашивать, пересказывать прочитанное. Главное место в обучении детей отведено работе со звуками. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонематический слух ребенка, что в дальнейшем влияет на обучение детей в школе.

Нормативно-правовая основа разработки ДОП:

программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

-– Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2023 года N 685-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») (далее – 273-ФЗ);

– Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

– Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации» (в редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 мая 2023 года № 1230-р);

– Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

– Приказ Министерства образования и науки России от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

– Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05 мая 2018 года № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648- 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 года № 61573);

– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (разд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);

– Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

– Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 года №ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».

- Приказ Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 сентября 2023 года № 769 «О требованиях к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ для детей» в Ямало-Ненецком автономном округе в соответствии с социальным сертификатом»;

- Приказ Департамента образования Администрации города Новый Уренгой от 22.09.2023 № 1872 «О Требованиях к условиям и порядку оказания муниципальной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в муниципальном образовании город Новый Уренгой в соответствии с социальным сертификатом»;

− Устав ОО;

− Локальные нормативные акты ОО, регламентирующие организацию и осуществление образовательной деятельности.

Актуальность.

Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. 

Часто родители дошкольников считают, что самый важный показатель готовности к школе – это умение читать, поэтому обучение ребенка чтению начинается с раннего возраста. Однако результаты раннего и неправильного обучения бывают плачевными: дети не проявляют интереса к чтению, с большим трудом овладевают техникой чтения; кроме того, педагоги в школе отмечают, что количество детей, страдающих дисграфией и дислексией, постоянно растет. Чтобы избежать этих проблем, родителям необходимо помнить, что чтение - это сложный навык, которым ребенок овладевает на определенном этапе своего жизненного пути при условии созревания соответствующих структур мозга.

Отличительные особенности.

За основу программы взята методика и букварь Надежды Сергеевны Жуковой, рекомендованный Министерством образования РФ, как пособие по обучению чтению дошкольников. Букварь Н.С. Жуковой опирается на традиционную методику обучения чтению – от звука к букве, т.е. звуковой аналитико-синтетический метод.

Отличительной особенностью дополнительной образовательной программы является комплексное взаимодействие блоков программы, где присутствует единый игровой сюжет.

 Ориентируясь на возрастные особенности детей-дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации поставленных задач.  

Предлагаемый  материал, имеет занимательный характер и опирается на индивидуальные особенности каждого ребенка соответственно уровню его развития.

С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Игровая деятельность становится формой сотрудничества взрослого и ребенка, делает занятия увлекательными и желанными. Игры полезны не только для обучения грамоте, но и для развития внимания, памяти, коммуникативных отношений.

Игровые технологии позволяют:

• поддерживать интерес к чтению, давая специальные знания, умения и навыки;

• создают игровую мотивацию, стимулируя детей к деятельности;

• вовлекают в процесс игры всю личность ребёнка: эмоции, волю, чувства, потребности, интересы;

• позволяют лучше усваивать и запоминать материал занятия;

• доставляют детям удовольствие и вызывают желание повторить игру в самостоятельной деятельности,

• повышают уровень развития познавательной активности и творческих способностей.

Педагогическая целесообразность.

Так как чтение – это один из видов речевых умений человека, начинать обучать ему нужно после того, как ребенок овладел навыками устной речи. Усвоение языка происходит не только в результате простого повторения. Это процесс творческий, когда ребенок на основе готовых форм  строит свои высказывания. Вполне очевидно, что эти выводы меняют подходы к проблеме обучения родному языку в дошкольный период.

Задача, стоящая перед педагогом: сделать для ребенка увлекательной тренировку в технике чтения и привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению, способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей. Исходным принципом дошкольного обучения чтению является то, что знакомству с буквой предшествует глубокая работа над звуками, которые обозначаются данным знаком. Знаки звуков нет смысла вводить до знакомства с самими звуками и знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Поэтому обучение чтению опирается на звуковой анализ слова. Звуковой анализ включает в себя, прежде всего, умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове. Для того чтобы научиться читать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи.

Новизна Программы.

Данная программа  направлена на подготовку детей 6 - 7 лет к успешному освоению навыков чтения в старшем дошкольном возрасте. В основу программы положены авторские методические пособия и материалы.  

В большом разнообразии азбук, предоставляемых педагогам и родителям, название картинки начинается со звука, соответствующего букве, но сама картинка никак не помогает запоминанию графического образа буквы. Новизна предложенного проекта в том, что данная азбука развивает ассоциативную и зрительную память: буква похожа на небуквенное изображение, что способствует быстрому и прочному ее запоминанию. Буквам соответствуют сходные с ними изображения различных предметов, животных и прочее.   В процессе ознакомления детей с буквами введены короткие стихи, которые рекомендуются выучить для закрепления связи буквы с ее написанием. Последовательность изучения букв алфавита предлагается по «Букварю» Жуковой.  

Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач,  на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний.  

Направленность программы: социально – гуманитарная. Программа «Букварёнок» направлена на повышение уровня готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.

Уровень освоения Программы: базовый.

Адресат: дети дошкольного возраста с 6 до 7 лет.  

В возрасте 6 – 7 лет познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они еще в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение. Внимание становится произвольным, в некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У детей появляется особый интерес к математическим отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом и пересчетом отдельных предметов.

Мышление. Общая линия развития мышления - переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода - к словесному мышлению. Дошкольник образно мыслит, он ещё не приобрёл взрослой логики рассуждений. Начинают закладываться основы словесно-логического мышления.

Память. Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесённый в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами воспоминаний и т.д. Дошкольники, обладают хорошей механической памятью. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте даёт возможность освоить достаточно широкий круг приёмов запоминания. Когда ребёнок осмысливает учебный материал, понимает его, он его одновременно и запоминает. Таким образом, интеллектуальная работа является в то же время деятельностью запоминания, мышление и смысловая память оказываются неразрывно связаны.

Внимание. По сравнению с младшими школьниками дошкольниками менее внимательны. Однако они уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них всё ещё преобладает непроизвольное внимание. Затруднены распределение внимания и его переключение с одного задания на другое.

Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия: наблюдение, рассматривание, поиск. Большое влияние на развитие восприятия в это время оказывает речь.   В возрасте 5 – 7  лет язык становится средством общения и мышления ребёнка, а при подготовке к школе - и предметом сознательного изучения.  

 Условия набора: для обучения принимаются дети, освоившие программу «АБВГДЕЙКА» (стартовый уровень), не имеющие речевых нарушений, задержки психического развития, нарушений интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы.

Количество обучающихся в группе  не более 16 человек.

Срок реализации и объем программы.

Объём программы – 64 часа.

Программа рассчитана на 1 год.

Язык реализации программы: русский.

Форма обучения: очная.

   Форма занятий: фронтальная (групповая).

Режим занятий: единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательного процесса

является учебное занятие.

Продолжительность одного академического часа - 30 мин.

Общее количество часов в неделю - 2 часа.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.

Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой

нагрузки обучающихся с учетом действующего СанПиН.

Занятия по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени отведенного на прогулку и дневной сон. В середине времени, отведенного на образовательную деятельность, проводят физкультминутку.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы:

Развитие интереса и способностей к чтению в образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста через формирование их познавательной активности на основе игровых методик.

Задачи программы:

1. Активизировать представления детей о лингвистических единицах языка (звук, слог, слово),  закрепить знания   о буквах  и  их графическом изображении, продолжать формировать навык чтения, графо-моторные навыки.

2. Формировать знания детей о лингвистической единице языка: предложение.

3. Совершенствовать навык плавного послогового чтения, понимания прочитанного.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Задача 1. Активизировать представления детей о лингвистических единицах языка (звук, слог, слово),  закрепить знания   о буквах  и  их графическом изображении, продолжать формировать навык чтения, графо-моторные навыки.

В результате реализации первого раздела программы будут достигнуты следующие результаты:

  • Предметные результаты:

Обучающиеся будут:

  • знать буквы русского языка, различать понятия «буква – звук – слог – слово»;
  • уметь соотносить «звук» с его графическим образом «буквой»,  
  • владеть навыком послогового чтения односложных, двусложных и трехсложных слов.
  • Метапредметные результаты:

Обучающиеся будут:

  • уметь логически мыслить, правильно ориентироваться на странице книге и на листе тетради;
  • владеть навыком печатного письма;
  • классифицировать печатные буквы по разным критериям.
  • Личностные результаты:

Обучающиеся будут:

  • проявлять интерес к чтению, к познанию мира через книги;
  • испытывать желание учиться, постигать новое и развиваться.

Задача 2. Формировать знания детей о лингвистической единице языка: предложение.

  • Предметные результаты:

Обучающиеся будут:

  • знать лингвистическую единицу «предложение»;
  • уметь определять границы предложения и его тип;  
  • владеть понятиями «слово – предложение»;
  • Метапредметные результаты:

Обучающиеся будут:

  • уметь правильно ориентироваться в тексте;
  • владеть навыком просодической организации речи;
  • анализировать, синтезировать и классифицировать предложения по типу.
  • Личностные результаты:

Обучающиеся будут:

  • испытывать стойкий интерес к чтению художественной литературы.

Задача 3. Совершенствовать навык плавного послогового чтения, понимания прочитанного.

  • Предметные результаты:

Обучающиеся будут:

  • свободно читать предложения, короткие тексты;
  • владеть навыком  осмысления прочитанного (значений слов, связей их во фразе, содержания предложений);
  • Метапредметные результаты:

Обучающиеся будут:

  • уметь  составлять небольшие творческие рассказы по заданному началу.
  • Личностные результаты:

Обучающиеся будут:

  • проявлять интерес к чтению, к познанию мира через книги;
  •  применять   полученные знания в разных видах деятельности;
  • испытывать желание учиться, постигать новое и развиваться.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

На седьмом году жизни совершенствуются все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа, связной речи, интонационной выразительности. Уровень развития речи отражает особенности наглядно-образного мышления дошкольника. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был. Дошкольник не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные, временные, условные, сравнительные и другие отношения. В связи с этим речь усложняется в структурном отношении: возрастает объем высказываний, используются различные типы сложных предложений. На седьмом году ребенок полностью овладевает грамматическим строем речи и пользуется им достаточно свободно. Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на его ошибки, исправляют их, показывают правильный образец. В разговорной речи дошкольник в соответствии с темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы. Участвовать в беседе, поддерживать разговор позволяет достаточный словарный запас. За год запас слов, используемых ребенком в общении, увеличивается на 1000-1200 слов по сравнению с предшествующим возрастом и достигает 4000 слов. Дети активно используют существительные с обобщающим, а также с конкретным значением, обозначающие предметы, отдельные их части и детали, качества и свойства; прилагательные, обозначающие материал, свойства, качества, состояние предметов; широко употребляют глаголы с различными приставками и суффиксами. Дети учатся использовать в речи антонимы – противоположные по смыслу слова (друг — враг, высокий — низкий, хорошо — плохо, говорить — молчать) и синонимы – слова, близкие по смыслу (ходить — идти, шагать; грустный — печальный, безрадостный).

Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами: наблюдаются недочеты и иногда ошибки в употреблении слов и в построении фраз при пересказах сказок, рассказов, во время беседы.

В общении со сверстниками дети осознанно меняют силу и высоту голоса, пользуются различными интонациями: вопросительной, восклицательной, повествовательной. Ребенок осваивает слово в единстве его значения и звучания, учится употреблять слова в точном соответствии со смыслом, правильно их произносить. Обычно к 6 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, не ошибается в ударении.  В возрасте 6 лет ребенок учится различать звуки на слух, проводить элементарный звуковой анализ: определять место звука в слове (начало, середина, конец), последовательность и количество звуков. Навыки элементарного звукового анализа необходимы для освоения чтения и письма. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. К 7 годам начинают формироваться элементы логического мышления. Формируется планирующая функция речи, затем развивается внутренняя речь. В основе познания – самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками.

План работы второго этапа осуществляется в следующих направлениях:

  1. Совершенствование навыков фонематического слуха и восприятия.
  2. Закрепление зрительных образов букв и умения соотносить звук с буквой.
  3. Закрепление навыка слияния букв в слоги, чтение слогов, слов, словосочетаний, предложений.
  4.  Работа над техникой чтения.
  5. Работа над пониманием прочитанного материала.
  6. Формирование умения выразительного чтения.

РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

УЧЕБНЫЙ ПЛАН.

Наименование раздела

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1

Активизировать представления детей о лингвистических единицах языка (звук, слог, слово),  закрепить знания   о буквах  и  их графическом изображении, продолжать формировать навык чтения, графо-моторные навыки.

 46

12,5

33,5

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

2

Формировать знания детей о лингвистической единице языка: предложение.

 10

2,5

7,5

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

3

Совершенствовать навык плавного послогового чтения, понимания прочитанного.

8

0

8

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

ИТОГО

64

15

49

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Наименование раздела, темы

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Активизировать представления детей о лингвистических единицах языка (звук, слог, слово),  закрепить знания   о буквах  и  их графическом изображении, продолжать формировать навык чтения, графо-моторные навыки.

46

12,5

33,5

1.1.

 «Звуки речи. Слова, слоги».

1

0,5

0,5

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

1.2.

 «Буквы А, У, О».

1

0,5

0,5

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

1.3.

 «Буквы И, Ы».

1

0,5

0,5

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

1.4.

 «Буквы М, Н, Х».

1

0,5

0,5

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

1.5.

 «Буквы П, Б, В».

2

0,5

1,5

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

1.6.

 «Буквы Г, К, С».

2

0,5

1,5

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

1.7.

 «Буквы Д, Т».  

2

0,5

1,5

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

1.8.

«Гласный звук [э]; буква Э».

2

0,5

1,5

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

1.9.

 «Согласные звуки [ф], [ф’]; буква Ф.».

2

0,5

1,5

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

1.10.

 «Согласные звуки [з], [з’]; буква З».

2

0,5

1,5

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

1.11.

 «Согласный звук [щ]; буква Щ».

2

0,5

1,5

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

1.12.

 «Согласный звук [ч]; буква Ч».

2

0,5

1,5

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

1.13.

 «Согласный звук [ц]; буква Ц».

2

0,5

1,5

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

1.14.

 «Согласный звук [ш]; буква Ш».

2

0,5

1,5

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

1.15.

 «Согласный звук [ж]; буква Ж».

2

0,5

1,5

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

1.16.

 «Согласные звуки [л], [л’]; буква Л».

2

0,5

1,5

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

1.17.

 «Согласные звуки [р], [р’]; буква Р».

2

0,5

1,5

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

1.18.

 «Согласный звук [й]; буква Й».

2

0,5

1,5

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

1.19.

 «Буква Е».

2

0,5

1,5

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

1.20.

 «Буква Ё».

2

0,5

1,5

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

1.21.

 «Буква Ю».

2

0,5

1,5

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

1.22.

 «Буква Я».

2

0,5

1,5

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

1.23.

 «Мягкий знак – показатель мягкости в конце слога или слова».

2

0,5

1,5

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

1.24.

 «Разделительный твёрдый знак – показатель твердости».

2

0,5

1,5

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

1.25.

 «Знакомство с алфавитом».

2

0,5

1,5

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

2.

Формировать знания детей о лингвистической единице языка: предложение.

 10

2,5

7,5

2.1.

 «Предложение. Деление предложения на слова».

2

0,5

1,5

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

2.2.

 «Работа с предложением. Большая буква в именах, в начале предложений».

Работа с предложением. Беседа на тему, когда в словах пишется большая буква.

2

0,5

1,5

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

2.3.

 «Работа с предложением. Повествовательные предложения».

2

0,5

1,5

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

2.4.

 «Работа с предложением. Вопросительные предложения».

2

0,5

1,5

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

2.5.

 «Работа с предложением. Восклицательные предложения».

2

0,5

1,5

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

3.

Совершенствовать навык плавного послогового чтения, понимания прочитанного.

8

0

8

3.1.

«Совершенствование навыков чтения предложений».

3

0

3

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

3.2.

 «Совершенствование навыков чтения коротких текстов».

4

0

4

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

3.3.

 «Итоговое занятие. Диагностика».

1

0

1

Итоговая диагностика

ИТОГО:

64

15 ч.

49 ч.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

Задача 1. Активизировать представления детей о лингвистических единицах языка (звук, слог, слово),  закрепить знания   о буквах  и  их графическом изображении, продолжать формировать навык чтения, графо-моторные навыки.

В соответствии с поставленной задачей сформулирован следующий раздел программы.

Раздел I. Активизировать представления детей о лингвистических единицах языка (звук, слог, слово),  закрепить знания   о буквах  и  их графическом изображении, продолжать формировать навык чтения, графо-моторные навыки.

Тема 1.1. «Звуки речи. Слова, слоги». 1 час

Теория: Закрепление знаний о  понятиях «звук», «буква», «слово», «слог», «предложение», «речь письменная», «речь устная». Практика: Выполнение упражнений в индивидуальных тетрадях: «Обведи буквы». Игра «Где буквы, а где звук?». Диагностика.

Тема 1.2. «Буквы А, У, О». 1 час

Теория: Закрепление знаний о буквах А, У, О: их графическом изображении.

Практика: Чтение слогов и коротких слов по букварю: хоровое и индивидуальное. Составление слогов, слов по разрезной азбуке. Печатание букв, штриховка.

Тема 1.3. «Буквы И, Ы». 1 час

Теория: Закрепление знаний о буквах И, Ы: их графическом изображении.

Практика: Чтение слогов и коротких слов по букварю: хоровое и индивидуальное. Составление слогов, слов по разрезной азбуке. Печатание букв, штриховка.

Тема 1.4. «Буквы М, Н, Х». 1 час

Теория: Закрепление знаний о буквах М, Н, Х: их графическом изображении.

Практика: Чтение слогов и слов по букварю: хоровое и индивидуальное. Составление слов по разрезной азбуке. Печатание букв, штриховка.

Тема 1.5. «Буквы П, Б, В». 2 часа

Теория: Закрепление знаний о буквах П, Б, В: их графическом изображении.

Практика: Чтение слогов и слов по букварю: хоровое и индивидуальное. Составление слов по разрезной азбуке. Печатание букв, штриховка.

Тема 1.6. «Буквы Г, К, С». 2 часа

Теория: Закрепление знаний о буквах Г, К, С: их графическом изображении.

Практика: Чтение слогов и слов по букварю: хоровое и индивидуальное. Составление слов по разрезной азбуке. Печатание букв, штриховка.

Тема 1.7. «Буквы Д, Т». 2 часа

Теория: Закрепление знаний о буквах Д, Т: их графическом изображении.

Практика: Чтение слогов и слов по букварю: хоровое и индивидуальное. Составление слов по разрезной азбуке. Печатание букв, штриховка.

Тема 1.8. «Гласный звук [э]; буква Э». 2 часа

Теория: Знакомство с графическим образом буквы Э. Правильное произношение.

Практика: Загадки. Выкладывание букв из пластилина. Игра «Найди букву». Работа с разрезной азбукой и слоговыми таблицами. Чтение букваря (стр. 84).

Тема 1.9. «Согласные звуки [ф], [ф’]; буква Ф.». 2 часа

Теория: Знакомство с графическим изображением буквы Ф. Может обозначать твердый и мягкий звуки. Правильная артикуляция.

Практика: Игра «Хлопушки». Печатание слогов в тетрадях. Чтение текстов «Светофор», «Свинья Фефела» из букваря (стр. 88-89).

Тема 1.10.  «Согласные звуки [з], [з’]; буква З». 2 часа

Теория:  Знакомство с графическим изображением буквы З. Может обозначать твердый и мягкий звуки. Правильная артикуляция.

Практика: Игра «Хлопушки». Игра «Прятки». Чтение слогов из двух и трех букв с доски. Штриховка в тетрадях. Чтение и составление из разрезной азбуки слов: КО-ЗА, КО-СА, КО-СЫ. Печатание слогов в тетрадях. Чтение букваря (стр. 39-41). Игра «Услышишь звук З – хлопни».

Тема 1.11.  «Согласный звук [щ]; буква Щ». 2 часа

Теория: Знакомство с графическим изображением буквы Щ. Всегда мягкий звук. Правильная артикуляция.

Практика: Игра «Хлопушки». Печатание слогов и слов в тетрадях. Игра «Найди букву». Чтение текстов «Три щетки», «Про маленького щенка» из букваря (стр. 90-92). Ответы на вопросы по прочитанным текстам.

Тема 1.12.  «Согласный звук [ч]; буква Ч». 2 часа

Теория: Знакомство с графическим изображением буквы Ч. Всегда мягкий звук. Правильная артикуляция.

Практика: Придумывание слов, в которых есть буквы Ч, Ш, С. Выкладывание букв из палочек. Игра «Найди букву». Чтение текста «Чайник-начальник» из букваря (стр. 80-83). Ответы на вопросы по прочитанному тексту.

Тема 1.13.  «Согласный звук [ц]; буква Ц». 2 часа

Теория: Знакомство с графическим изображением буквы Ц. Всегда твёрдый звук. Правильная артикуляция.

Практика: Придумывание слов, в которых есть буквы Ц, Ч, С. Выкладывание букв из пластилина. Игра «Найди букву». Работа с разрезной азбукой. Чтение текстов «Подарок», «Зиме конец», «Весеннее солнце» из букваря (стр. 85-87).

Тема 1.14. «Согласный звук [ш]; буква Ш». 2 часа

Теория: Знакомство с графическим изображением буквы Ш. Всегда твёрдый звук. Правильная артикуляция. Правило чтения сочетаний ШИ.

Практика: Игра «Хлопушки». Разгадывание загадок про шарик, шапку, карандаш, машину. Игра «Найди букву». Чтение слогов с помощью «чудесного домика», слов: СА-ША, СУ-ША, МА-ША, ШУМ, САМ. Составление слогов по разрезной азбуке, штриховка в тетради. Чтение букваря (стр. 22-23).

Тема 1.15. «Согласный звук [ж]; буква Ж». 2 часа

Теория: Знакомство с графическим изображением буквы Ж. Всегда твёрдый звук. Правильная артикуляция. Правило чтения сочетаний ЖИ, ШИ.

Практика: Придумывание слов, которые начинаются со звука Ж. Игра «Запомни и повтори» (разрезная азбука). Игра «Найди букву». Печатание слогов в тетради: ЖА, ЖО, ЖУ. Придумывание слов, в составе которых есть звуки З, Ж, Ш. Выкладывание из магнитных букв слогов: ЖА, ЗА, ША, ЖУ, ЗУ, ШУ, ЖИ, ШИ. Чтение букваря (стр. 58-60).

Тема 1.16. «Согласные звуки [л], [л’]; буква Л». 2 часа

Теория: Знакомство с графическим изображением буквы Л. Может обозначать твердый и мягкий звуки. Правильная артикуляция.

Практика: Игра «Хлопушки». Придумывание предложений из двух, трех слов. Чтение и выкладывание из разрезной азбуки: ЛУ-ША, СЛУХ, МЫ-ЛО. Игра «Найди правильную букву». Чтение букваря (стр. 25-27). Отвечаем на вопросы по прочитанному тексту.

Тема 1.17. «Согласные звуки [р], [р’]; буква Р». 2 часа

Теория: Знакомство с графическим изображением буквы Р. Может обозначать твердый и мягкий звуки. Правильная артикуляция.

Практика: Загадки про рыбу, радугу, репку (определение первого звука в словах). Игра «Вода – камень». Выкладывание буквы Р из пластилина. Игра «Прятки». Работа со слоговыми таблицами, «чудесным домиком». Чтение слогов с доски: РА, СУ, ХОР. Чтение по букварю (стр. 20-21).

Тема 1.18. «Согласный звук [й]; буква Й». 2 часа

Теория: Знакомство с графическим изображением буквы Й. Правильная артикуляция.

Практика: Игры «Хлопушки», «Прятки». Выкладывание букв из палочек. Чтение с доски. Выкладывание слогов из разрезной азбуки: АЙ, ОЙ, ЫЙ, ИЙ. Штриховка и печатание слогов и слов в тетрадях. Чтение букваря (стр. 42-44).

Тема 1.19. «Буква Е». 2 часа

Теория: Знакомство с графическим изображением буквы Е. Правило чтения буквы Е в начале слова и после согласного звука.

Практика: Загадки. Выкладывание буквы Е из счетных палочек. Штриховка в тетрадях. Печатание слогов. Чтение букваря (стр. 61-63).

Тема 1.20. «Буква Ё». 2 часа

Теория: Знакомство с графическим изображением буквы Ё. Правило чтения буквы Ё в начале слова и после согласного звука. Сравнение букв Е, Ё.

Практика: Игра «Найди букву». Выкладывание букв из палочек. Печатание слогов в тетрадях. Чтение текстов «Кот Буся и дождь», «Ёж и кот» из букваря (стр. 74-79). Ответы на вопросы по прочитанным текстам.

Тема 1.21. «Буква Ю». 2 часа

Теория: Знакомство с графическим изображением буквы Ю. Правило чтения буквы Ю в начале слова и после согласного звука.

Практика:  Загадки. Лепка букв из пластилина. Игра «Найди букву». Печатание слогов: ТУ-ТЮ, СУ-Сю, ДУ-ДЮ, их звуковой анализ. Чтение букваря (стр. 72-73).

Тема 1.22. «Буква Я». 2 часа

Теория: Знакомство с графическим изображением буквы Я. Правило чтения буквы Я в начале слова и после согласного звука.

Практика: Загадки. Придумывание слов с буквой Я. Штриховка в тетрадях. Игра «Найди букву». Печатание слогов: МА-МЯ, ЛА-ЛЯ, БА-БЯ. Чтение текстов «Зоя, Ваня», «Наша семья», «Дикая яблоня», «Наша яблоня» из букваря (стр. 68-71). Ответы на вопросы по прочитанным текстам.

Тема 1.23. . «Мягкий знак – показатель мягкости в конце слога или слова». 2 часа

Теория: Знакомство с графическим изображением Ь.

Практика: Игра «Прятки». Лепка букв из пластилина. Чтение слогов с доски. Составление слов Ел-Ель, Угол-Уголь из разрезной азбуки. Чтение букваря (стр. 64-67). Печатание в тетрадях.

Тема 1.24«Разделительный твёрдый знак – показатель твердости». 2 часа

Теория: Знакомство с графическим изображением Ъ. Сравнение букв Ь, Ъ.

Практика: Игра «Найди букву». Работа с «чудесными домиком». Чтение текстов из букваря (стр. 93-95).  

Тема 1.25. «Знакомство с алфавитом». 2 часа

Теория: Понятие «алфавит». Знакомство с последовательностью и правильным произношением всех букв алфавита.

Практика: Игра «Засели алфавит». Печатание в тетрадях. Чтение стихотворения В. Берестова «Как хорошо уметь читать».

Задача 2. Формировать знания детей о лингвистической единице языка: предложение.

В соответствии с поставленной задачей сформулирован следующий раздел программы.

Раздел II. Формировать знания детей о лингвистической единице языка: предложение.

Тема 2.1. Предложение. Деление предложения на слова». 2 часа

Теория: Закрепление графического образа изученных букв (загадки про буквы). Понятие «предложение».

Практика: Читаем слоги на доске двухбуквенные и трехбуквенные в составе слов: МА-МА, СА-МА, САМ, СОМ, О-СА, СМА, СМО, СМУ. Чтение слов в предложениях О-СА, МА-МА. Выкладывание слов из разрезной азбуки. Составление предложений с заданным словом. Деление предложения на слова (определение первого, второго, третьего слова). Работа в тетрадях (печатание слогов).

Тема 2.2. «Работа с предложением. Большая буква в именах, в начале предложений». 2 часа

Теория: Работа с предложением. Беседа на тему, когда в словах пишется большая буква.

Практика: Составление предложений. Деление предложения на слова (определение количества слов в предложении).

Тема 2.3. «Работа с предложением. Повествовательные предложения».  2 часа

Теория: Работа с предложением.  Понятия «повествовательное предложение», «повествовательная интонация».

Практика: Составление повествовательных предложений. Деление предложения на слова (определение количества слов в предложении).

Тема 2.4. «Работа с предложением. Вопросительные предложения».  2 часа

Теория: Работа с предложением. Понятия «вопросительное предложение», «вопросительная интонация».

Практика: Составление вопросительных предложений. Деление предложения на слова (определение количества слов в предложении).

Тема 2.5. «Работа с предложением. Восклицательные предложения». 2 часа

Теория: Работа с предложением. Понятия «восклицательное предложение», «восклицательная интонация».

Практика: Составление восклицательных предложений. Деление предложения на слова (определение количества слов в предложении).

Задача 3. Совершенствовать навык плавного послогового чтения, понимания прочитанного.

В соответствии с поставленной задачей сформулирован следующий раздел программы.

Раздел III. Совершенствовать навык плавного послогового чтения, понимания прочитанного.

Тема 3.1. «Совершенствование навыков чтения предложений». 1 часа

Практика: Чтение предложений из трех, четырех  слов.

Тема 3.2. «Совершенствование навыков чтения предложений». 1 часа

Практика: Чтение предложений с  предлогами.

Тема 3.3. «Совершенствование навыков чтения предложений». 1 часа

Практика: Чтение предложений с союзами а, но.

Тема 3.4. «Совершенствование навыков чтения». 2 часа

Практика: Чтение русской народной сказки «Колобок» по ролям

Тема 3.5. «Совершенствование навыков чтения». 2 часа

Практика: Чтение русской народной сказки «Теремок» по ролям.

Тема 3.6. «Итоговое занятие. Диагностика». 1 часа

Практика: Чтение текстов. Диагностика.

Оценка усвоения знаний воспитанников происходит постоянно в ходе образовательной деятельности. В игровой форме проверяется понимание и усвоение каждой темы. Данная система работы позволяет достигнуть полного усвоения программного материала всеми воспитанниками.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Кол-во учебных часов

Режим занятий

2025/2026

01.10.2025

15.05.2026

32

64

2 раза в неделю по 1 часу

Летние каникулы с 16 мая по 31 сентября.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение программы:

№ п/п

Наименование

Единица измерения

Количество

1.

Учебный кабинет

шт.

1 (для размещения 16 обучающихся)

2.

Магнитная доска

шт.

1

3.

Стол  детский

шт.

8

4.

Детский стул

шт.

16

5.

Шкаф для пособий

шт.

2

6.

Полка напольная

шт.

4

7.

Компьютер в комплекте

шт.

2

8.

Многофункциональное устройство (принтер, скан)

шт.

1

9.

Интерактивный программно-аппаратный комплекс "Колибри"

шт.

1

10.

Портативные колонки

шт.

1

11.

Беспроводная клавиатура, мышь.

шт.

1

12.

Цветные карандаши

набор

16

13.

Простые карандаши

шт.

16

14.

Цветные маркеры на водной основе

набор

16

15.

Цветные маркеры на водной основе для магнитной доски

набор

2

16.

Индивидуальные разрезные азбуки.

набор

16

17.

Авторские тетради (прописи).

комплект

16

18.

Ноутбук «Алфавит» (касса букв).

набор

16

19.

Пособие «окошечки»

шт.

16

20.

Букварь Н.С. Жуковой.

шт.

16

21.

Детские книги с короткими текстами и крупным шрифтом.

22.

Картинки, игрушки и др. наглядность

 Методическое обеспечение:

- Методы обучения – В соответствии с ФГОС ДО, реализация программы «Букварёнок», осуществляется с использованием в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям. Образовательный процесс осуществляется различными методами: наглядными, словесными и практическими, игровыми. На первое место выступают игровые и практические   методы. Выбор и использование того или иного метода определяется  содержанием, целями и задачами педагогического воздействия, этапом работы и др.

- формы организации образовательной деятельности:  фронтальная (групповая);

- формы организации учебного занятия - игра, занятие, практическое занятие;

- педагогические технологии - здоровьесберегающая технология,   технология игрового обучения, проектная технология, технология дифференцированного обучения, информационно-коммуникативные технологии, технология развивающего обучения, технология интерактивного обучения и др.

Методическое и дидактическое обеспечение:

- учебная, методическая литература, детская литература, электронные методические пособия для педагога;

- методические разработки и планы - конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям; практические задания, демонстрационные и раздаточные учебные материалы;

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования с соответствующим уровнем образования и курсовой подготовкой.

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ (КОНТРОЛЯ) И ОЦЕНИВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В начале года проводится стартовая диагностика с целью определения уровня знаний, полученных по программе «АБВГДЕЙКА».

Оценка уровня освоения программы:

20 – 15 – высокий уровень

14 – 6 – средний уровень

5 – 0 – низкий уровень.

Текущий контроль проводится систематически на занятиях в процессе всего периода обучения по программе.

Для определения уровня усвоения программы «Букварёнок» проводится итоговая диагностика.

Оценивание осуществляется по 6-балльной системе (от 0 - 5 баллов).

Оценка уровня освоения программы:

50 – 36 – высокий уровень

35 – 16 – средний уровень

15 – 0 – низкий уровень.

Высокий уровень – обучающийся хорошо знает теоретический материал, владеет терминологией и осознанно употребляет термины, уверенно  применяет на практике полученные знания и умения.

Средний уровень – учащийся в целом знает теоретический материал, частично владеет терминологией, в целом умеет применять на практике полученные знания и умения, изредка прибегает к помощи педагога.

Низкий уровень - учащийся обладает минимальным объемом знаний и умений, не способен выполнять задания без помощи педагога.
 

Пункт УТП

Наименование темы

Оценочные материалы/продукты

Форма контроля

Вид контроля

1.1.

 «Звуки речи. Слова, слоги».

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

Практическое задание

Начальный

1.2.

 «Буквы А, У, О».

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

Практическое задание

Текущий

1.3.

 «Буквы И, Ы».

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

Практическое задание

Текущий

1.4.

 «Буквы М, Н, Х».

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

Практическое задание

Текущий

1.5.

 «Буквы П, Б, В».

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

Практическое задание

Текущий

1.6.

 «Буквы Г, К, С».

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

Практическое задание

Текущий

1.7.

 «Буквы Д, Т».  

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

Практическое задание

Текущий

1.8.

«Гласный звук [э]; буква Э».

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

Практическое задание

Текущий

1.9.

 «Согласные звуки [ф], [ф’]; буква Ф.».

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

Практическое задание

Текущий

1.10.

 «Согласные звуки [з], [з’]; буква З».

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

Практическое задание

Текущий

1.11.

 «Согласный звук [щ]; буква Щ».

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

Практическое задание

Текущий

1.12.

 «Согласный звук [ч]; буква Ч».

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

Практическое задание

Текущий

1.13.

 «Согласный звук [ц]; буква Ц».

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

Практическое задание

Текущий

1.14.

 «Согласный звук [ш]; буква Ш».

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

Практическое задание

Текущий

1.15.

 «Согласный звук [ж]; буква Ж».

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

Практическое задание

Текущий

1.16.

 «Согласные звуки [л], [л’]; буква Л».

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

Практическое задание

Текущий

1.17.

 «Согласные звуки [р], [р’]; буква Р».

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

Практическое задание

Текущий

1.18.

 «Согласный звук [й]; буква Й».

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

Практическое задание

Текущий

1.19.

 «Буква Е».

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

Практическое задание

Текущий

1.20.

 «Буква Ё».

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

Практическое задание

Текущий

1.21.

 «Буква Ю».

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

Практическое задание

Текущий

1.22.

 «Буква Я».

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

Практическое задание

Текущий

1.23.

 «Мягкий знак – показатель мягкости в конце слога или слова».

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

Практическое задание

Текущий

1.24.

 «Разделительный твёрдый знак – показатель твердости».

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

Практическое задание

Текущий

1.25.

 «Знакомство с алфавитом».

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

Практическое задание

Промежуточный

2.1.

 «Предложение. Деление предложения на слова».

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

Практическое задание

Текущий

2.2.

 «Работа с предложением. Большая буква в именах, в начале предложений».

Работа с предложением. Беседа на тему, когда в словах пишется большая буква.

Перечень  вопросов по теме занятия

Опрос по теме занятия

Текущий

2.3.

 «Работа с предложением. Повествовательные предложения».

Перечень  вопросов по теме занятия

Опрос по теме занятия

Текущий

2.4.

 «Работа с предложением. Вопросительные предложения».

Перечень  вопросов по теме занятия

Опрос по теме занятия

Текущий

2.5.

 «Работа с предложением. Восклицательные предложения».

Перечень  вопросов по теме занятия

Опрос по теме занятия

Текущий

3.1.

«Совершенствование навыков чтения предложений».

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

Практическое задание

Текущий

3.2.

 «Совершенствование навыков чтения коротких текстов».

Тестовое задание (индивидуальная карточка)

Практическое задание

Текущий

3.3.

 «Итоговое занятие. Диагностика».

Диагностическая карта усвоения программы

Тестирование

Итоговый

Оценочные материалы представлены в Приложении 1.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм по- ведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и право- порядку, человеку труда и старшему поколению; взаимного уважения; бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

Задачами воспитания по программе являются:

- усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций русской культуры;

- формирование и развитие личностного отношения детей к собственным нравственным позициям и этике поведения в учебном коллективе;

-приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применение полученных знаний, организация активностей детей, их ответственного поведения;

- создание, поддержка и развитие среды воспитания детей, условий физической безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения, социализации, признания, самореализации, творчества при освоении предметного и метапредметного содержания программы.

Целевые ориентиры воспитания:

  • российской гражданской принадлежности (идентичности), сознания единства с народом России и Российским государством в его тысячелетней истории и в современности, в настоящем, прошлом и будущем;
  • российского национального исторического сознания на основе исторического просвещения, знания истории России, сохранения памяти предков;
  • этнической, национальной принадлежности, знания и уважения истории и культуры своего народа;
  • принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Российскому Отечеству, российской культурной идентичности;
  • деятельного ценностного отношения к историческому и культурному наследию народов России, российского общества, к языкам, литературе, традициям, праздникам, памятникам, святыням, религиям народов России, к российским соотечественникам, защите их прав на сохранение российской культурной идентичности;
  • уважения к художественной культуре народов России, мировому искусству, культурному наследию.

2. Направления и содержание воспитательной работы.

Формы и методы воспитания

Решение задач информирования детей, создания и поддержки воспитывающей среды общения и успешной деятельности, формирования межличностных отношений на основе российских традиционных духовных ценностей осуществляется на каждом из учебных занятий.

В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение), метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста) и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе.

3. Условия воспитания, анализ результатов

Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детей на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы организации, а также при участии в театральных постановках, участие в творческих конкурсах.

Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после её завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учебный период, учебный год).

Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств личности конкретного ребёнка, обучающегося, а получение общего представления о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем.

4. Календарный план воспитательной работы

 № п/п

Название события, мероприятия

Сроки

Форма проведения

1

День воспитателя и всех дошкольных работников

27 сентября

Развлечение

2

«Самым милым и любимым» — концерт, посвящённый Международному женскому дню

7 марта

Праздник

3

«Всей семьей у книжной полки»

 ко Всемирному дню книги

23 апреля

Конкурс чтецов

4

День славянской письменности и культуры

24 мая

Конкурс чтецов

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы, рекомендованный педагогам:

1

Алексеева И.А. Планирование и новые формы работы по чтению с детьми от 3 до 7 лет. – СПб, Гармония, 1997.

2

Астафьева Е.О. Играем. Пишем. Читаем. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1999.

3

Бадулина О.И. Готвимся к школе. (Подготовка к чтению и письму). –М.: Линкапресс, 2003.

4

Бортникова Е.  Учимся читать.  – Екб, Литур, 2013.

5

Бортникова Е. Обучение грамоте. – Екб, Литур, 2013.

6

Бортникова Е. Проверим подготовку к школе.  – Екб, Литур, 2013.

7

Буйко В., Сыропятова Г. Речевые игралочки. Гласные звуки и буквы. – Екб, Литур, 2013.

8

Волина В. Праздник Букваря. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1995.

9

Волина В.В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995.

10

Волина В.В. Учимся играя. - М. , 1994.

11

 Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа,1994.

12

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Урок чистописпния. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Эксилибрис,2002.

13

Жукова Н.С. Букварь. – М., 1994.

14

Жукова Н.С. Первая после букваря книга для чтения. - М.: Эксмо-пресс, 2014.

15

Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. Обучение дошкольников грамоте. - М.: Школа-Пресс, 1998.

16

Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием. – М.; Гном и Д, 2000.

17

Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.

18

Миронова Н.М. Альбом упражнений «Развитие фонематическое восприятие». - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998. – М.; Гном и Д, 2009.

19

Морозова И.А., Пушкарева М.А. Подготовка к обучению грамоте. - М.: Мозайка-Синтез, 2007.

20

Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: Академия развития, 1997.

21

Новоторцева Н.В. Развитие речи детей 2. - Ярославль: Академия развития, 1997.

22

Новоторцева Н.В. Развитие речи. Уроки риторики. - Ярославль: Академия развития, 1997.

23

Пожиленко  Е.А.  «Волшебный мир звуков», Москва – Владос, 1999 г.

24

Смирнова Л.Н. Обучение дошкольников чтению.- М.: Мозайка-Синтез, 2005.

25

Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. .- М.: Мозайка-Синтез, 2006.

26

 Узорова О.В., Нефедова Е.А. Физкультурные минутки. – М.: Астрель, 2006.

27

 Ундзенкова А., Колтыгина Л. По ступенькам к грамоте. Звукарик. – Екб, Литур, 2013.

28

Федины О. и С. Как научить ребенка читать- М.: АйрисПресс, 2006.

29

Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001.

30

Цвынтарный В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. – СПб, Лань, 1999.

Список литературы, рекомендованный для родителей:

  1.  Абдулова Г. «Читаем после азбуки: развиваем скорочтение : 10 шагов к успешному обучению!» - Москва : АСТ : Малыш, 2020.
  2.   Волина В. В. Игры с буквами и словами на уроках и дома: Весёлый наборщик. Кто это? Что это? Волшебные цепочки. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. – 64 с. ил. (Занимательные уроки)
  3.  Гусева Ю. «Первоклассный первоклассник. Книга для родителей будущих первоклассников» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2021.
  4.  Данилова Ю. Г. Букварь очень занятой мамы. Читаем сразу! Просвещение – Союз 2023.
  5.  Веселая азбука: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей/ Сост. Л.Е. Стрельцова; - М.: Просвящение 1994-192 с
  6.  Книга для чтения в детском саду и дома: 5-7 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей/ Сост. В.В. Гербова и др.- М.:Издательство Оникс, 2006-336 с.
  7.  Кузнецова Ю. Н. Расчитайка : как помочь ребенку полюбить чтение : – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2018.– 108, [3] с. : ил.

8. Раппопорт Р.«Читай не хочу: что мешает ребенку полюбить книги» - Москва : Индивидуум, 2021.

Интернет ресурсы, рекомендованые для детей:

1. Учимся читать для детей 

https://yandex.ru/games/app/202563

2. Онлайн упражнения по обучению детей чтению.


  https://poskladam.ru/mozaik/

3. Игры малышам.

https://игры-малышам.рф/uchimsya-chitat/

4. Читаем по слогам IQsha.ru

https://iqsha.ru/uprazhneniya/topic/chitaem-slogi

5. Чтение по слогам - Учебные ресурсы

https://wordwall.net/ru-ru/community/чтение-по-слогам

6. Игра «Читания»  — приложение для обучение чтению.

https://uzelki.com/

7. Онлайн уроки и тренажеры по чтению для детей.

https://ygadaika.ru/categories/trenazher-dlia-chteniia

8. SLOGY — платформа для онлайн обучения чтению.

https://slogy.ru/

9. Учимся читать. Материалы для обучения чтению.

https://ot2do7.ru/read/page/2/

10. Мерсибо. Игры для развивающих занятий.

https://mersibo.ru/

Приложение 1.

Карта стартовой диагностики к программе «Букварёнок»

Фамилия, имя ребенка ________________________________________________________________________________________________

Компоненты усвоения программы

Критерии оценки

Баллы

Буквы

Знание букв алфавита

знает все изученные по программе буквы

5

допускает ошибки (1-2)

4

допускает ошибки (3-4)

3

допускает ошибки (5-7)

2

допускает множественные ошибки (более 7)

1

отказ от чтения

0

Слоги

Чтение обратных слогов

уверенное беглое чтение

5

медленное безошибочное чтение

4

медленное чтение с единичными ошибками

3

медленное чтение с множественными ошибками

2

побуквенное чтение

1

отказ от чтения

0

Чтение прямых слогов

уверенное беглое чтение

5

медленное безошибочное чтение

4

медленное чтение с единичными ошибками

3

медленное чтение с множественными ошибками

2

побуквенное чтение

1

отказ от чтения

0

Слова

Чтение коротких слов

уверенное беглое чтение

5

медленное безошибочное чтение

4

медленное чтение с единичными ошибками

3

медленное чтение с множественными ошибками

2

побуквенное чтение

1

отказ от чтения

0

Оценка уровня освоения программы:

20 – 15 – высокий уровень

14 – 6 – средний уровень

5 – 0 – низкий уровень.

Карта итоговой диагностики к программе «Букварёнок»

Фамилия, имя ребенка ________________________________________________________________________________________________

Компоненты усвоения программы

Критерии оценки

Баллы

Буквы

Знание букв алфавита

знает все буквы

5

допускает   ошибки  (1-2)

4

допускает   ошибки  (3-4)

3

допускает   ошибки  (5-7)

2

допускает  множественные ошибки (более 7)

1

отказ от чтения  

0

Слоги

Чтение обратных слогов

уверенное беглое чтение

5

медленное безошибочное чтение

4

медленное чтение с    единичными ошибками

3

медленное чтение с  множественными ошибками

2

побуквенное чтение

1

отказ от чтения  

0

Чтение прямых слогов

уверенное беглое чтение

5

медленное безошибочное чтение

4

медленное чтение с    единичными ошибками

3

медленное чтение с  множественными ошибками

2

побуквенное чтение

1

отказ от чтения  

0

Чтение слогов со стечением согласных

уверенное беглое чтение

5

медленное безошибочное чтение

4

медленное чтение с    единичными ошибками

3

медленное чтение с  множественными ошибками

2

побуквенное чтение

1

отказ от чтения  

0

Слова

Чтение коротких слов

уверенное беглое чтение

5

медленное безошибочное чтение

4

медленное чтение с    единичными ошибками

3

медленное чтение с  множественными ошибками

2

побуквенное чтение

1

отказ от чтения  

0

Чтение длинных слов

уверенное беглое чтение

5

медленное безошибочное чтение

4

медленное чтение с    единичными ошибками

3

медленное чтение с  множественными ошибками

2

побуквенное чтение

1

отказ от чтения  

0

Чтение со сложной слоговой структурой

уверенное беглое чтение

5

медленное безошибочное чтение

4

медленное чтение с    единичными ошибками

3

медленное чтение с  множественными ошибками

2

побуквенное чтение

1

отказ от чтения  

0

Предложения

Чтение коротких предложений

уверенное беглое чтение

5

медленное безошибочное чтение

4

медленное чтение с    единичными ошибками

3

медленное чтение с  множественными ошибками

2

побуквенное чтение

1

отказ от чтения  

0

Чтение предложений с предлогами /союзами (а, но)

беглое, интонационно выразительное чтение, определяет границы и тип предложения

5

безошибочное чтение, определяет границы предложения, при определении типа предложения допускает ошибки

4

медленное чтение с    единичными ошибками при определении границ и типа предложения

3

медленное чтение с  множественными ошибками

2

побуквенное чтение, не определяет границы и тип предложения

1

отказ от чтения  

0

Тексты

Чтение текстов

беглое, интонационно выразительное чтение целыми словами с пониманием прочитанного;

5

беглое чтение целыми словами;

4

уверенное слоговое чтение;

3

медленное слоговое чтение;

2

побуквенное чтение;

1

отказ от чтения  

0

 Оценка уровня освоения программы:

50 – 36 – высокий уровень

35 – 16 – средний уровень

15 – 0 – низкий уровень.

                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «АБВГДейка» (развитие речи и обучение грамоте)

Направленность программы: социально-педагогическаяУровень программы: ознакомительныйВозраст учащихся: 3-7 лет Срок реализации программы: 2 года...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный пианист» ( индивидуальное обучение)

Дополнительная Общеобразовательная  Общеразвивающая  Программа "Юный пианист" позволяет ребенку 5-10 лет получить начальные навыки владения фортепиано....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лейне» (составлена на основе программы А. И. Исайкиной «Обучение детей мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях» Республики Мордовия)

Одна из важнейших проблем современного образования – переход к культуробразующей системы преподавания, цель которой в формировании гармонически развитой личности. Большую роль в накоплении культ...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ В БАССЕЙНЕ

В нашем дошкольном учреждении работает бассейн. Воспитанники вторых младших, средних, старших и подготовительных к школе групп посещают занятия в бассейне один раз в неделю. У нас созданы условия для ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ кружок «Букварёнок»(обучение грамоте)

Переход ребенка из детского сада в школу является трудным этапом в его жизни, необходимо организовать преемственность между детским садом и школой. В последние годы многие учителя начальных классов от...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Волшебные кубики» (обучение чтению с использованием методики Н.Зайцева) для дошкольников с 3 до 7лет срок реализации программы 1 год

Актуальность программы определена тем, что дошкольники имеют высокую мотивацию к обучению чтению. Занятия помогут детям научиться читать, проявлять интерес к познавательной деятельности, развивать &la...