Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Букваренок» (второй год обучения)
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)
Развитие читательских навыков и интуитивного понимания языка происходит благодаря разнообразным играм, отличающимся по уровню сложности и направленности. Игры, фокусирующиеся на звуках, помогают поддерживать устойчивый интерес к занятиям и пробуждают желание исследовать новое. Многолетний опыт свидетельствует о необходимости уделять значительное время развитию звукового восприятия слова и формированию фонематического слуха у детей. Это, в свою очередь, оказывает существенное влияние на их последующую успеваемость в школе. Успешное освоение чтения в дошкольном возрасте позволяет раньше начать формировать у детей ключевые учебные компетенции: понимание обращенной к ним речи, способность отвечать на вопросы, задавать их и излагать содержание прочитанного. Работа со звуками занимает ведущую роль в образовательном процессе, поскольку, как показывает практика, именно она способствует развитию фонематического слуха, что является залогом успешного обучения в школе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 115.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Северная сказка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Букваренок»
Уровень программы: базовый (второй год обучения)
Возраст обучающихся: 6 – 7 лет
Срок реализации: 1 год
Общее количество часов: 64
Авторы программы: Зверкова Евгения Юрьевна, учитель-логопед Мальцева Елена Алексеевна, учитель-логопед |
г. Новый Уренгой, 2025 г.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Комплекс основных характеристик образования. | ||
1. | Паспорт программы | 3 |
2. | Пояснительная записка | 4 |
3. | Цели и задачи программы | 8 |
4. | Планируемые результаты | 8 |
5. | Содержание программы | 10 |
II. Комплекс организационно-педагогических условий. | ||
1. | Учебный план. | 11 |
2. | Учебно – тематический план. | 12 |
3. | Содержание учебно-тематического плана. | 14 |
4. | Календарный учебный график. | 18 |
5. | Условия реализации программы. | 19 |
6. | Формы аттестации (контроля) и оценивания обучающихся. | 20 |
7. | Воспитательная деятельность. | 22 |
8. | Список литературы. | 25 |
9. | Приложения. | 28 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название программы | «Букваренок» |
Учреждение, реализующее программу | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Северная сказка» |
Автор/составитель программы | Зверкова Евгения Юрьевна Мальцева Елена Алексеевна |
Аннотация | Программа «Букваренок» направлена на подготовку детей 6 - 7 лет к успешному освоению навыков чтения в старшем дошкольном возрасте. В рамках реализации данной программы у дошкольников усовершенствуются графо-моторные навыки, сформируется умение плавного послогового чтения, мотивация к школьному обучению. Дошкольники, освоившие данную Программу, имеют больше перспектив для успешного обучения в школе. |
Год разработки программы | 2025 г. |
Где, когда и кем утверждена программа | Утверждена заведующим МБДОУ «Детский сад «Северная сказка», приказ № 80 от 21.06.2025 г. |
Программа рассмотрена | На педагогическом совете, протокол №7 от 15.08.2025 г. |
Вид дополнительной общеразвивающей программы | общеразвивающая |
Направленность программы | социально-гуманитарная |
Вид деятельности в рамках направленности | гуманитарные технологии |
Уровень программы | базовый. |
Форма обучения по программе | очная |
Модули программы | - |
Охват детей по возрастам | 6 – 7 лет |
Срок реализации программы | 1 год |
Взаимодействие учреждения, реализующего программу с организациями, учреждениями, профессиональными сообществами | - |
Финансирование программы | средства родителей и законных представителей |
Вид программы по степени авторского вклада | модифицированная |
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Совершенствование навыков чтения, формирование языкового чутья происходит в играх различной сложности и направленности. С помощью игр со звуками поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонематический слух ребенка, что в дальнейшем влияет на обучение в школе.
Успешное овладение чтением детей дошкольников обеспечивает возможность на более раннем этапе сформировать различные учебные умения воспринимать речь окружающих, отвечать на вопросы, спрашивать, пересказывать прочитанное. Главное место в обучении детей отведено работе со звуками. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонематический слух ребенка, что в дальнейшем влияет на обучение детей в школе.
Нормативно-правовая основа разработки ДОП:
программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
-– Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2023 года N 685-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») (далее – 273-ФЗ);
– Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
– Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 года N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации» (в редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 15 мая 2023 года № 1230-р);
– Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 года № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
– Приказ Министерства образования и науки России от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
– Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05 мая 2018 года № 298 «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648- 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 года № 61573);
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (разд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»);
– Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
– Письмо Министерства просвещения РФ от 19 марта 2020 года №ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».
- Приказ Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 сентября 2023 года № 769 «О требованиях к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ для детей» в Ямало-Ненецком автономном округе в соответствии с социальным сертификатом»;
- Приказ Департамента образования Администрации города Новый Уренгой от 22.09.2023 № 1872 «О Требованиях к условиям и порядку оказания муниципальной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в муниципальном образовании город Новый Уренгой в соответствии с социальным сертификатом»;
− Устав ОО;
− Локальные нормативные акты ОО, регламентирующие организацию и осуществление образовательной деятельности.
Актуальность.
Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей.
Часто родители дошкольников считают, что самый важный показатель готовности к школе – это умение читать, поэтому обучение ребенка чтению начинается с раннего возраста. Однако результаты раннего и неправильного обучения бывают плачевными: дети не проявляют интереса к чтению, с большим трудом овладевают техникой чтения; кроме того, педагоги в школе отмечают, что количество детей, страдающих дисграфией и дислексией, постоянно растет. Чтобы избежать этих проблем, родителям необходимо помнить, что чтение - это сложный навык, которым ребенок овладевает на определенном этапе своего жизненного пути при условии созревания соответствующих структур мозга.
Отличительные особенности.
За основу программы взята методика и букварь Надежды Сергеевны Жуковой, рекомендованный Министерством образования РФ, как пособие по обучению чтению дошкольников. Букварь Н.С. Жуковой опирается на традиционную методику обучения чтению – от звука к букве, т.е. звуковой аналитико-синтетический метод.
Отличительной особенностью дополнительной образовательной программы является комплексное взаимодействие блоков программы, где присутствует единый игровой сюжет.
Ориентируясь на возрастные особенности детей-дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации поставленных задач.
Предлагаемый материал, имеет занимательный характер и опирается на индивидуальные особенности каждого ребенка соответственно уровню его развития.
С помощью игр со звуками и буквами поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Игровая деятельность становится формой сотрудничества взрослого и ребенка, делает занятия увлекательными и желанными. Игры полезны не только для обучения грамоте, но и для развития внимания, памяти, коммуникативных отношений.
Игровые технологии позволяют:
• поддерживать интерес к чтению, давая специальные знания, умения и навыки;
• создают игровую мотивацию, стимулируя детей к деятельности;
• вовлекают в процесс игры всю личность ребёнка: эмоции, волю, чувства, потребности, интересы;
• позволяют лучше усваивать и запоминать материал занятия;
• доставляют детям удовольствие и вызывают желание повторить игру в самостоятельной деятельности,
• повышают уровень развития познавательной активности и творческих способностей.
Педагогическая целесообразность.
Так как чтение – это один из видов речевых умений человека, начинать обучать ему нужно после того, как ребенок овладел навыками устной речи. Усвоение языка происходит не только в результате простого повторения. Это процесс творческий, когда ребенок на основе готовых форм строит свои высказывания. Вполне очевидно, что эти выводы меняют подходы к проблеме обучения родному языку в дошкольный период.
Задача, стоящая перед педагогом: сделать для ребенка увлекательной тренировку в технике чтения и привить интерес к книге, вкус к самостоятельному чтению, способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи детей. Исходным принципом дошкольного обучения чтению является то, что знакомству с буквой предшествует глубокая работа над звуками, которые обозначаются данным знаком. Знаки звуков нет смысла вводить до знакомства с самими звуками и знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Поэтому обучение чтению опирается на звуковой анализ слова. Звуковой анализ включает в себя, прежде всего, умение сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове. Для того чтобы научиться читать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь «строится» из звуков, а потом открыть отношения звука и буквы. Обучение чтению предполагает научить детей читать на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. В то же время проводится и целенаправленная работа по обогащению, активизации речи, пополнению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры, уточнению значений слов и словосочетаний, развитию диалогической речи.
Новизна Программы.
Данная программа направлена на подготовку детей 6 - 7 лет к успешному освоению навыков чтения в старшем дошкольном возрасте. В основу программы положены авторские методические пособия и материалы.
В большом разнообразии азбук, предоставляемых педагогам и родителям, название картинки начинается со звука, соответствующего букве, но сама картинка никак не помогает запоминанию графического образа буквы. Новизна предложенного проекта в том, что данная азбука развивает ассоциативную и зрительную память: буква похожа на небуквенное изображение, что способствует быстрому и прочному ее запоминанию. Буквам соответствуют сходные с ними изображения различных предметов, животных и прочее. В процессе ознакомления детей с буквами введены короткие стихи, которые рекомендуются выучить для закрепления связи буквы с ее написанием. Последовательность изучения букв алфавита предлагается по «Букварю» Жуковой.
Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач, на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний.
Направленность программы: социально – гуманитарная. Программа «Букварёнок» направлена на повышение уровня готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе.
Уровень освоения Программы: базовый.
Адресат: дети дошкольного возраста с 6 до 7 лет.
В возрасте 6 – 7 лет познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они еще в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение. Внимание становится произвольным, в некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У детей появляется особый интерес к математическим отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом и пересчетом отдельных предметов.
Мышление. Общая линия развития мышления - переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода - к словесному мышлению. Дошкольник образно мыслит, он ещё не приобрёл взрослой логики рассуждений. Начинают закладываться основы словесно-логического мышления.
Память. Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесённый в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами воспоминаний и т.д. Дошкольники, обладают хорошей механической памятью. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте даёт возможность освоить достаточно широкий круг приёмов запоминания. Когда ребёнок осмысливает учебный материал, понимает его, он его одновременно и запоминает. Таким образом, интеллектуальная работа является в то же время деятельностью запоминания, мышление и смысловая память оказываются неразрывно связаны.
Внимание. По сравнению с младшими школьниками дошкольниками менее внимательны. Однако они уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них всё ещё преобладает непроизвольное внимание. Затруднены распределение внимания и его переключение с одного задания на другое.
Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия: наблюдение, рассматривание, поиск. Большое влияние на развитие восприятия в это время оказывает речь. В возрасте 5 – 7 лет язык становится средством общения и мышления ребёнка, а при подготовке к школе - и предметом сознательного изучения.
Условия набора: для обучения принимаются дети, освоившие программу «АБВГДЕЙКА» (стартовый уровень), не имеющие речевых нарушений, задержки психического развития, нарушений интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы.
Количество обучающихся в группе не более 16 человек.
Срок реализации и объем программы.
Объём программы – 64 часа.
Программа рассчитана на 1 год.
Язык реализации программы: русский.
Форма обучения: очная.
Форма занятий: фронтальная (групповая).
Режим занятий: единицей измерения учебного времени и основной формой организации учебно-воспитательного процесса
является учебное занятие.
Продолжительность одного академического часа - 30 мин.
Общее количество часов в неделю - 2 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу.
Продолжительность занятий устанавливается в зависимости от возрастных и психофизиологических особенностей, допустимой
нагрузки обучающихся с учетом действующего СанПиН.
Занятия по дополнительному образованию для детей старшего дошкольного возраста недопустимо проводить за счет времени отведенного на прогулку и дневной сон. В середине времени, отведенного на образовательную деятельность, проводят физкультминутку.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы:
Развитие интереса и способностей к чтению в образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста через формирование их познавательной активности на основе игровых методик.
Задачи программы:
1. Активизировать представления детей о лингвистических единицах языка (звук, слог, слово), закрепить знания о буквах и их графическом изображении, продолжать формировать навык чтения, графо-моторные навыки.
2. Формировать знания детей о лингвистической единице языка: предложение.
3. Совершенствовать навык плавного послогового чтения, понимания прочитанного.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Задача 1. Активизировать представления детей о лингвистических единицах языка (звук, слог, слово), закрепить знания о буквах и их графическом изображении, продолжать формировать навык чтения, графо-моторные навыки.
В результате реализации первого раздела программы будут достигнуты следующие результаты:
- Предметные результаты:
Обучающиеся будут:
- знать буквы русского языка, различать понятия «буква – звук – слог – слово»;
- уметь соотносить «звук» с его графическим образом «буквой»,
- владеть навыком послогового чтения односложных, двусложных и трехсложных слов.
- Метапредметные результаты:
Обучающиеся будут:
- уметь логически мыслить, правильно ориентироваться на странице книге и на листе тетради;
- владеть навыком печатного письма;
- классифицировать печатные буквы по разным критериям.
- Личностные результаты:
Обучающиеся будут:
- проявлять интерес к чтению, к познанию мира через книги;
- испытывать желание учиться, постигать новое и развиваться.
Задача 2. Формировать знания детей о лингвистической единице языка: предложение.
- Предметные результаты:
Обучающиеся будут:
- знать лингвистическую единицу «предложение»;
- уметь определять границы предложения и его тип;
- владеть понятиями «слово – предложение»;
- Метапредметные результаты:
Обучающиеся будут:
- уметь правильно ориентироваться в тексте;
- владеть навыком просодической организации речи;
- анализировать, синтезировать и классифицировать предложения по типу.
- Личностные результаты:
Обучающиеся будут:
- испытывать стойкий интерес к чтению художественной литературы.
Задача 3. Совершенствовать навык плавного послогового чтения, понимания прочитанного.
- Предметные результаты:
Обучающиеся будут:
- свободно читать предложения, короткие тексты;
- владеть навыком осмысления прочитанного (значений слов, связей их во фразе, содержания предложений);
- Метапредметные результаты:
Обучающиеся будут:
- уметь составлять небольшие творческие рассказы по заданному началу.
- Личностные результаты:
Обучающиеся будут:
- проявлять интерес к чтению, к познанию мира через книги;
- применять полученные знания в разных видах деятельности;
- испытывать желание учиться, постигать новое и развиваться.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
На седьмом году жизни совершенствуются все стороны речи: словарный запас, грамматический строй, речевой слух и навыки звукового анализа, связной речи, интонационной выразительности. Уровень развития речи отражает особенности наглядно-образного мышления дошкольника. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был. Дошкольник не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные, временные, условные, сравнительные и другие отношения. В связи с этим речь усложняется в структурном отношении: возрастает объем высказываний, используются различные типы сложных предложений. На седьмом году ребенок полностью овладевает грамматическим строем речи и пользуется им достаточно свободно. Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на его ошибки, исправляют их, показывают правильный образец. В разговорной речи дошкольник в соответствии с темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы. Участвовать в беседе, поддерживать разговор позволяет достаточный словарный запас. За год запас слов, используемых ребенком в общении, увеличивается на 1000-1200 слов по сравнению с предшествующим возрастом и достигает 4000 слов. Дети активно используют существительные с обобщающим, а также с конкретным значением, обозначающие предметы, отдельные их части и детали, качества и свойства; прилагательные, обозначающие материал, свойства, качества, состояние предметов; широко употребляют глаголы с различными приставками и суффиксами. Дети учатся использовать в речи антонимы – противоположные по смыслу слова (друг — враг, высокий — низкий, хорошо — плохо, говорить — молчать) и синонимы – слова, близкие по смыслу (ходить — идти, шагать; грустный — печальный, безрадостный).
Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок еще далек от свободного пользования словами: наблюдаются недочеты и иногда ошибки в употреблении слов и в построении фраз при пересказах сказок, рассказов, во время беседы.
В общении со сверстниками дети осознанно меняют силу и высоту голоса, пользуются различными интонациями: вопросительной, восклицательной, повествовательной. Ребенок осваивает слово в единстве его значения и звучания, учится употреблять слова в точном соответствии со смыслом, правильно их произносить. Обычно к 6 годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, не ошибается в ударении. В возрасте 6 лет ребенок учится различать звуки на слух, проводить элементарный звуковой анализ: определять место звука в слове (начало, середина, конец), последовательность и количество звуков. Навыки элементарного звукового анализа необходимы для освоения чтения и письма. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. К 7 годам начинают формироваться элементы логического мышления. Формируется планирующая функция речи, затем развивается внутренняя речь. В основе познания – самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками.
План работы второго этапа осуществляется в следующих направлениях:
- Совершенствование навыков фонематического слуха и восприятия.
- Закрепление зрительных образов букв и умения соотносить звук с буквой.
- Закрепление навыка слияния букв в слоги, чтение слогов, слов, словосочетаний, предложений.
- Работа над техникой чтения.
- Работа над пониманием прочитанного материала.
- Формирование умения выразительного чтения.
РАЗДЕЛ II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН.
№ | Наименование раздела | Количество часов | Форма контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Активизировать представления детей о лингвистических единицах языка (звук, слог, слово), закрепить знания о буквах и их графическом изображении, продолжать формировать навык чтения, графо-моторные навыки. | 46 | 12,5 | 33,5 | Тестовое задание (индивидуальная карточка) |
2 | Формировать знания детей о лингвистической единице языка: предложение. | 10 | 2,5 | 7,5 | Тестовое задание (индивидуальная карточка) |
3 | Совершенствовать навык плавного послогового чтения, понимания прочитанного. | 8 | 0 | 8 | Тестовое задание (индивидуальная карточка) |
ИТОГО | 64 | 15 | 49 | ||
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ | Наименование раздела, темы | Количество часов | Форма контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Активизировать представления детей о лингвистических единицах языка (звук, слог, слово), закрепить знания о буквах и их графическом изображении, продолжать формировать навык чтения, графо-моторные навыки. | 46 | 12,5 | 33,5 | |
1.1. | «Звуки речи. Слова, слоги». | 1 | 0,5 | 0,5 | Тестовое задание (индивидуальная карточка) |
1.2. | «Буквы А, У, О». | 1 | 0,5 | 0,5 | Тестовое задание (индивидуальная карточка) |
1.3. | «Буквы И, Ы». | 1 | 0,5 | 0,5 | Тестовое задание (индивидуальная карточка) |
1.4. | «Буквы М, Н, Х». | 1 | 0,5 | 0,5 | Тестовое задание (индивидуальная карточка) |
1.5. | «Буквы П, Б, В». | 2 | 0,5 | 1,5 | Тестовое задание (индивидуальная карточка) |
1.6. | «Буквы Г, К, С». | 2 | 0,5 | 1,5 | Тестовое задание (индивидуальная карточка) |
1.7. | «Буквы Д, Т». | 2 | 0,5 | 1,5 | Тестовое задание (индивидуальная карточка) |
1.8. | «Гласный звук [э]; буква Э». | 2 | 0,5 | 1,5 | Тестовое задание (индивидуальная карточка) |
1.9. | «Согласные звуки [ф], [ф’]; буква Ф.». | 2 | 0,5 | 1,5 | Тестовое задание (индивидуальная карточка) |
1.10. | «Согласные звуки [з], [з’]; буква З». | 2 | 0,5 | 1,5 | Тестовое задание (индивидуальная карточка) |
1.11. | «Согласный звук [щ]; буква Щ». | 2 | 0,5 | 1,5 | Тестовое задание (индивидуальная карточка) |
1.12. | «Согласный звук [ч]; буква Ч». | 2 | 0,5 | 1,5 | Тестовое задание (индивидуальная карточка) |
1.13. | «Согласный звук [ц]; буква Ц». | 2 | 0,5 | 1,5 | Тестовое задание (индивидуальная карточка) |
1.14. | «Согласный звук [ш]; буква Ш». | 2 | 0,5 | 1,5 | Тестовое задание (индивидуальная карточка) |
1.15. | «Согласный звук [ж]; буква Ж». | 2 | 0,5 | 1,5 | Тестовое задание (индивидуальная карточка) |
1.16. | «Согласные звуки [л], [л’]; буква Л». | 2 | 0,5 | 1,5 | Тестовое задание (индивидуальная карточка) |
1.17. | «Согласные звуки [р], [р’]; буква Р». | 2 | 0,5 | 1,5 | Тестовое задание (индивидуальная карточка) |
1.18. | «Согласный звук [й]; буква Й». | 2 | 0,5 | 1,5 | Тестовое задание (индивидуальная карточка) |
1.19. | «Буква Е». | 2 | 0,5 | 1,5 | Тестовое задание (индивидуальная карточка) |
1.20. | «Буква Ё». | 2 | 0,5 | 1,5 | Тестовое задание (индивидуальная карточка) |
1.21. | «Буква Ю». | 2 | 0,5 | 1,5 | Тестовое задание (индивидуальная карточка) |
1.22. | «Буква Я». | 2 | 0,5 | 1,5 | Тестовое задание (индивидуальная карточка) |
1.23. | «Мягкий знак – показатель мягкости в конце слога или слова». | 2 | 0,5 | 1,5 | Тестовое задание (индивидуальная карточка) |
1.24. | «Разделительный твёрдый знак – показатель твердости». | 2 | 0,5 | 1,5 | Тестовое задание (индивидуальная карточка) |
1.25. | «Знакомство с алфавитом». | 2 | 0,5 | 1,5 | Тестовое задание (индивидуальная карточка) |
2. | Формировать знания детей о лингвистической единице языка: предложение. | 10 | 2,5 | 7,5 | |
2.1. | «Предложение. Деление предложения на слова». | 2 | 0,5 | 1,5 | Тестовое задание (индивидуальная карточка) |
2.2. | «Работа с предложением. Большая буква в именах, в начале предложений». Работа с предложением. Беседа на тему, когда в словах пишется большая буква. | 2 | 0,5 | 1,5 | Тестовое задание (индивидуальная карточка) |
2.3. | «Работа с предложением. Повествовательные предложения». | 2 | 0,5 | 1,5 | Тестовое задание (индивидуальная карточка) |
2.4. | «Работа с предложением. Вопросительные предложения». | 2 | 0,5 | 1,5 | Тестовое задание (индивидуальная карточка) |
2.5. | «Работа с предложением. Восклицательные предложения». | 2 | 0,5 | 1,5 | Тестовое задание (индивидуальная карточка) |
3. | Совершенствовать навык плавного послогового чтения, понимания прочитанного. | 8 | 0 | 8 | |
3.1. | «Совершенствование навыков чтения предложений». | 3 | 0 | 3 | Тестовое задание (индивидуальная карточка) |
3.2. | «Совершенствование навыков чтения коротких текстов». | 4 | 0 | 4 | Тестовое задание (индивидуальная карточка) |
3.3. | «Итоговое занятие. Диагностика». | 1 | 0 | 1 | Итоговая диагностика |
ИТОГО: | 64 | 15 ч. | 49 ч. | ||
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Задача 1. Активизировать представления детей о лингвистических единицах языка (звук, слог, слово), закрепить знания о буквах и их графическом изображении, продолжать формировать навык чтения, графо-моторные навыки.
В соответствии с поставленной задачей сформулирован следующий раздел программы.
Раздел I. Активизировать представления детей о лингвистических единицах языка (звук, слог, слово), закрепить знания о буквах и их графическом изображении, продолжать формировать навык чтения, графо-моторные навыки.
Тема 1.1. «Звуки речи. Слова, слоги». 1 час Теория: Закрепление знаний о понятиях «звук», «буква», «слово», «слог», «предложение», «речь письменная», «речь устная». Практика: Выполнение упражнений в индивидуальных тетрадях: «Обведи буквы». Игра «Где буквы, а где звук?». Диагностика. |
Тема 1.2. «Буквы А, У, О». 1 час Теория: Закрепление знаний о буквах А, У, О: их графическом изображении. Практика: Чтение слогов и коротких слов по букварю: хоровое и индивидуальное. Составление слогов, слов по разрезной азбуке. Печатание букв, штриховка. |
Тема 1.3. «Буквы И, Ы». 1 час Теория: Закрепление знаний о буквах И, Ы: их графическом изображении. Практика: Чтение слогов и коротких слов по букварю: хоровое и индивидуальное. Составление слогов, слов по разрезной азбуке. Печатание букв, штриховка. |
Тема 1.4. «Буквы М, Н, Х». 1 час Теория: Закрепление знаний о буквах М, Н, Х: их графическом изображении. Практика: Чтение слогов и слов по букварю: хоровое и индивидуальное. Составление слов по разрезной азбуке. Печатание букв, штриховка. |
Тема 1.5. «Буквы П, Б, В». 2 часа Теория: Закрепление знаний о буквах П, Б, В: их графическом изображении. Практика: Чтение слогов и слов по букварю: хоровое и индивидуальное. Составление слов по разрезной азбуке. Печатание букв, штриховка. |
Тема 1.6. «Буквы Г, К, С». 2 часа Теория: Закрепление знаний о буквах Г, К, С: их графическом изображении. Практика: Чтение слогов и слов по букварю: хоровое и индивидуальное. Составление слов по разрезной азбуке. Печатание букв, штриховка. |
Тема 1.7. «Буквы Д, Т». 2 часа Теория: Закрепление знаний о буквах Д, Т: их графическом изображении. Практика: Чтение слогов и слов по букварю: хоровое и индивидуальное. Составление слов по разрезной азбуке. Печатание букв, штриховка. |
Тема 1.8. «Гласный звук [э]; буква Э». 2 часа Теория: Знакомство с графическим образом буквы Э. Правильное произношение. Практика: Загадки. Выкладывание букв из пластилина. Игра «Найди букву». Работа с разрезной азбукой и слоговыми таблицами. Чтение букваря (стр. 84). |
Тема 1.9. «Согласные звуки [ф], [ф’]; буква Ф.». 2 часа Теория: Знакомство с графическим изображением буквы Ф. Может обозначать твердый и мягкий звуки. Правильная артикуляция. Практика: Игра «Хлопушки». Печатание слогов в тетрадях. Чтение текстов «Светофор», «Свинья Фефела» из букваря (стр. 88-89). |
Тема 1.10. «Согласные звуки [з], [з’]; буква З». 2 часа Теория: Знакомство с графическим изображением буквы З. Может обозначать твердый и мягкий звуки. Правильная артикуляция. Практика: Игра «Хлопушки». Игра «Прятки». Чтение слогов из двух и трех букв с доски. Штриховка в тетрадях. Чтение и составление из разрезной азбуки слов: КО-ЗА, КО-СА, КО-СЫ. Печатание слогов в тетрадях. Чтение букваря (стр. 39-41). Игра «Услышишь звук З – хлопни». |
Тема 1.11. «Согласный звук [щ]; буква Щ». 2 часа Теория: Знакомство с графическим изображением буквы Щ. Всегда мягкий звук. Правильная артикуляция. Практика: Игра «Хлопушки». Печатание слогов и слов в тетрадях. Игра «Найди букву». Чтение текстов «Три щетки», «Про маленького щенка» из букваря (стр. 90-92). Ответы на вопросы по прочитанным текстам. |
Тема 1.12. «Согласный звук [ч]; буква Ч». 2 часа Теория: Знакомство с графическим изображением буквы Ч. Всегда мягкий звук. Правильная артикуляция. Практика: Придумывание слов, в которых есть буквы Ч, Ш, С. Выкладывание букв из палочек. Игра «Найди букву». Чтение текста «Чайник-начальник» из букваря (стр. 80-83). Ответы на вопросы по прочитанному тексту. |
Тема 1.13. «Согласный звук [ц]; буква Ц». 2 часа Теория: Знакомство с графическим изображением буквы Ц. Всегда твёрдый звук. Правильная артикуляция. Практика: Придумывание слов, в которых есть буквы Ц, Ч, С. Выкладывание букв из пластилина. Игра «Найди букву». Работа с разрезной азбукой. Чтение текстов «Подарок», «Зиме конец», «Весеннее солнце» из букваря (стр. 85-87). |
Тема 1.14. «Согласный звук [ш]; буква Ш». 2 часа Теория: Знакомство с графическим изображением буквы Ш. Всегда твёрдый звук. Правильная артикуляция. Правило чтения сочетаний ШИ. Практика: Игра «Хлопушки». Разгадывание загадок про шарик, шапку, карандаш, машину. Игра «Найди букву». Чтение слогов с помощью «чудесного домика», слов: СА-ША, СУ-ША, МА-ША, ШУМ, САМ. Составление слогов по разрезной азбуке, штриховка в тетради. Чтение букваря (стр. 22-23). |
Тема 1.15. «Согласный звук [ж]; буква Ж». 2 часа Теория: Знакомство с графическим изображением буквы Ж. Всегда твёрдый звук. Правильная артикуляция. Правило чтения сочетаний ЖИ, ШИ. Практика: Придумывание слов, которые начинаются со звука Ж. Игра «Запомни и повтори» (разрезная азбука). Игра «Найди букву». Печатание слогов в тетради: ЖА, ЖО, ЖУ. Придумывание слов, в составе которых есть звуки З, Ж, Ш. Выкладывание из магнитных букв слогов: ЖА, ЗА, ША, ЖУ, ЗУ, ШУ, ЖИ, ШИ. Чтение букваря (стр. 58-60). |
Тема 1.16. «Согласные звуки [л], [л’]; буква Л». 2 часа Теория: Знакомство с графическим изображением буквы Л. Может обозначать твердый и мягкий звуки. Правильная артикуляция. Практика: Игра «Хлопушки». Придумывание предложений из двух, трех слов. Чтение и выкладывание из разрезной азбуки: ЛУ-ША, СЛУХ, МЫ-ЛО. Игра «Найди правильную букву». Чтение букваря (стр. 25-27). Отвечаем на вопросы по прочитанному тексту. |
Тема 1.17. «Согласные звуки [р], [р’]; буква Р». 2 часа Теория: Знакомство с графическим изображением буквы Р. Может обозначать твердый и мягкий звуки. Правильная артикуляция. Практика: Загадки про рыбу, радугу, репку (определение первого звука в словах). Игра «Вода – камень». Выкладывание буквы Р из пластилина. Игра «Прятки». Работа со слоговыми таблицами, «чудесным домиком». Чтение слогов с доски: РА, СУ, ХОР. Чтение по букварю (стр. 20-21). |
Тема 1.18. «Согласный звук [й]; буква Й». 2 часа Теория: Знакомство с графическим изображением буквы Й. Правильная артикуляция. Практика: Игры «Хлопушки», «Прятки». Выкладывание букв из палочек. Чтение с доски. Выкладывание слогов из разрезной азбуки: АЙ, ОЙ, ЫЙ, ИЙ. Штриховка и печатание слогов и слов в тетрадях. Чтение букваря (стр. 42-44). |
Тема 1.19. «Буква Е». 2 часа Теория: Знакомство с графическим изображением буквы Е. Правило чтения буквы Е в начале слова и после согласного звука. Практика: Загадки. Выкладывание буквы Е из счетных палочек. Штриховка в тетрадях. Печатание слогов. Чтение букваря (стр. 61-63). |
Тема 1.20. «Буква Ё». 2 часа Теория: Знакомство с графическим изображением буквы Ё. Правило чтения буквы Ё в начале слова и после согласного звука. Сравнение букв Е, Ё. Практика: Игра «Найди букву». Выкладывание букв из палочек. Печатание слогов в тетрадях. Чтение текстов «Кот Буся и дождь», «Ёж и кот» из букваря (стр. 74-79). Ответы на вопросы по прочитанным текстам. |
Тема 1.21. «Буква Ю». 2 часа Теория: Знакомство с графическим изображением буквы Ю. Правило чтения буквы Ю в начале слова и после согласного звука. Практика: Загадки. Лепка букв из пластилина. Игра «Найди букву». Печатание слогов: ТУ-ТЮ, СУ-Сю, ДУ-ДЮ, их звуковой анализ. Чтение букваря (стр. 72-73). |
Тема 1.22. «Буква Я». 2 часа Теория: Знакомство с графическим изображением буквы Я. Правило чтения буквы Я в начале слова и после согласного звука. Практика: Загадки. Придумывание слов с буквой Я. Штриховка в тетрадях. Игра «Найди букву». Печатание слогов: МА-МЯ, ЛА-ЛЯ, БА-БЯ. Чтение текстов «Зоя, Ваня», «Наша семья», «Дикая яблоня», «Наша яблоня» из букваря (стр. 68-71). Ответы на вопросы по прочитанным текстам. |
Тема 1.23. . «Мягкий знак – показатель мягкости в конце слога или слова». 2 часа Теория: Знакомство с графическим изображением Ь. Практика: Игра «Прятки». Лепка букв из пластилина. Чтение слогов с доски. Составление слов Ел-Ель, Угол-Уголь из разрезной азбуки. Чтение букваря (стр. 64-67). Печатание в тетрадях. |
Тема 1.24«Разделительный твёрдый знак – показатель твердости». 2 часа Теория: Знакомство с графическим изображением Ъ. Сравнение букв Ь, Ъ. Практика: Игра «Найди букву». Работа с «чудесными домиком». Чтение текстов из букваря (стр. 93-95). |
Тема 1.25. «Знакомство с алфавитом». 2 часа Теория: Понятие «алфавит». Знакомство с последовательностью и правильным произношением всех букв алфавита. Практика: Игра «Засели алфавит». Печатание в тетрадях. Чтение стихотворения В. Берестова «Как хорошо уметь читать». |
Задача 2. Формировать знания детей о лингвистической единице языка: предложение. В соответствии с поставленной задачей сформулирован следующий раздел программы. Раздел II. Формировать знания детей о лингвистической единице языка: предложение. |
Тема 2.1. Предложение. Деление предложения на слова». 2 часа Теория: Закрепление графического образа изученных букв (загадки про буквы). Понятие «предложение». Практика: Читаем слоги на доске двухбуквенные и трехбуквенные в составе слов: МА-МА, СА-МА, САМ, СОМ, О-СА, СМА, СМО, СМУ. Чтение слов в предложениях О-СА, МА-МА. Выкладывание слов из разрезной азбуки. Составление предложений с заданным словом. Деление предложения на слова (определение первого, второго, третьего слова). Работа в тетрадях (печатание слогов). |
Тема 2.2. «Работа с предложением. Большая буква в именах, в начале предложений». 2 часа Теория: Работа с предложением. Беседа на тему, когда в словах пишется большая буква. Практика: Составление предложений. Деление предложения на слова (определение количества слов в предложении). |
Тема 2.3. «Работа с предложением. Повествовательные предложения». 2 часа Теория: Работа с предложением. Понятия «повествовательное предложение», «повествовательная интонация». Практика: Составление повествовательных предложений. Деление предложения на слова (определение количества слов в предложении). |
Тема 2.4. «Работа с предложением. Вопросительные предложения». 2 часа Теория: Работа с предложением. Понятия «вопросительное предложение», «вопросительная интонация». Практика: Составление вопросительных предложений. Деление предложения на слова (определение количества слов в предложении). |
Тема 2.5. «Работа с предложением. Восклицательные предложения». 2 часа Теория: Работа с предложением. Понятия «восклицательное предложение», «восклицательная интонация». Практика: Составление восклицательных предложений. Деление предложения на слова (определение количества слов в предложении). |
Задача 3. Совершенствовать навык плавного послогового чтения, понимания прочитанного. В соответствии с поставленной задачей сформулирован следующий раздел программы. Раздел III. Совершенствовать навык плавного послогового чтения, понимания прочитанного. |
Тема 3.1. «Совершенствование навыков чтения предложений». 1 часа Практика: Чтение предложений из трех, четырех слов. |
Тема 3.2. «Совершенствование навыков чтения предложений». 1 часа Практика: Чтение предложений с предлогами. |
Тема 3.3. «Совершенствование навыков чтения предложений». 1 часа Практика: Чтение предложений с союзами а, но. |
Тема 3.4. «Совершенствование навыков чтения». 2 часа Практика: Чтение русской народной сказки «Колобок» по ролям |
Тема 3.5. «Совершенствование навыков чтения». 2 часа Практика: Чтение русской народной сказки «Теремок» по ролям. |
Тема 3.6. «Итоговое занятие. Диагностика». 1 часа Практика: Чтение текстов. Диагностика. |
Оценка усвоения знаний воспитанников происходит постоянно в ходе образовательной деятельности. В игровой форме проверяется понимание и усвоение каждой темы. Данная система работы позволяет достигнуть полного усвоения программного материала всеми воспитанниками.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Кол-во учебных часов | Режим занятий |
2025/2026 | 01.10.2025 | 15.05.2026 | 32 | 64 | 2 раза в неделю по 1 часу |
Летние каникулы с 16 мая по 31 сентября.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение программы:
№ п/п | Наименование | Единица измерения | Количество |
1. | Учебный кабинет | шт. | 1 (для размещения 16 обучающихся) |
2. | Магнитная доска | шт. | 1 |
3. | Стол детский | шт. | 8 |
4. | Детский стул | шт. | 16 |
5. | Шкаф для пособий | шт. | 2 |
6. | Полка напольная | шт. | 4 |
7. | Компьютер в комплекте | шт. | 2 |
8. | Многофункциональное устройство (принтер, скан) | шт. | 1 |
9. | Интерактивный программно-аппаратный комплекс "Колибри" | шт. | 1 |
10. | Портативные колонки | шт. | 1 |
11. | Беспроводная клавиатура, мышь. | шт. | 1 |
12. | Цветные карандаши | набор | 16 |
13. | Простые карандаши | шт. | 16 |
14. | Цветные маркеры на водной основе | набор | 16 |
15. | Цветные маркеры на водной основе для магнитной доски | набор | 2 |
16. | Индивидуальные разрезные азбуки. | набор | 16 |
17. | Авторские тетради (прописи). | комплект | 16 |
18. | Ноутбук «Алфавит» (касса букв). | набор | 16 |
19. | Пособие «окошечки» | шт. | 16 |
20. | Букварь Н.С. Жуковой. | шт. | 16 |
21. | Детские книги с короткими текстами и крупным шрифтом. | ||
22. | Картинки, игрушки и др. наглядность |
Методическое обеспечение:
- Методы обучения – В соответствии с ФГОС ДО, реализация программы «Букварёнок», осуществляется с использованием в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям. Образовательный процесс осуществляется различными методами: наглядными, словесными и практическими, игровыми. На первое место выступают игровые и практические методы. Выбор и использование того или иного метода определяется содержанием, целями и задачами педагогического воздействия, этапом работы и др.
- формы организации образовательной деятельности: фронтальная (групповая);
- формы организации учебного занятия - игра, занятие, практическое занятие;
- педагогические технологии - здоровьесберегающая технология, технология игрового обучения, проектная технология, технология дифференцированного обучения, информационно-коммуникативные технологии, технология развивающего обучения, технология интерактивного обучения и др.
Методическое и дидактическое обеспечение:
- учебная, методическая литература, детская литература, электронные методические пособия для педагога;
- методические разработки и планы - конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям; практические задания, демонстрационные и раздаточные учебные материалы;
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования с соответствующим уровнем образования и курсовой подготовкой.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ (КОНТРОЛЯ) И ОЦЕНИВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В начале года проводится стартовая диагностика с целью определения уровня знаний, полученных по программе «АБВГДЕЙКА».
Оценка уровня освоения программы:
20 – 15 – высокий уровень
14 – 6 – средний уровень
5 – 0 – низкий уровень.
Текущий контроль проводится систематически на занятиях в процессе всего периода обучения по программе.
Для определения уровня усвоения программы «Букварёнок» проводится итоговая диагностика.
Оценивание осуществляется по 6-балльной системе (от 0 - 5 баллов).
Оценка уровня освоения программы:
50 – 36 – высокий уровень
35 – 16 – средний уровень
15 – 0 – низкий уровень.
Высокий уровень – обучающийся хорошо знает теоретический материал, владеет терминологией и осознанно употребляет термины, уверенно применяет на практике полученные знания и умения.
Средний уровень – учащийся в целом знает теоретический материал, частично владеет терминологией, в целом умеет применять на практике полученные знания и умения, изредка прибегает к помощи педагога.
Низкий уровень - учащийся обладает минимальным объемом знаний и умений, не способен выполнять задания без помощи педагога.
Пункт УТП | Наименование темы | Оценочные материалы/продукты | Форма контроля | Вид контроля |
1.1. | «Звуки речи. Слова, слоги». | Тестовое задание (индивидуальная карточка) | Практическое задание | Начальный |
1.2. | «Буквы А, У, О». | Тестовое задание (индивидуальная карточка) | Практическое задание | Текущий |
1.3. | «Буквы И, Ы». | Тестовое задание (индивидуальная карточка) | Практическое задание | Текущий |
1.4. | «Буквы М, Н, Х». | Тестовое задание (индивидуальная карточка) | Практическое задание | Текущий |
1.5. | «Буквы П, Б, В». | Тестовое задание (индивидуальная карточка) | Практическое задание | Текущий |
1.6. | «Буквы Г, К, С». | Тестовое задание (индивидуальная карточка) | Практическое задание | Текущий |
1.7. | «Буквы Д, Т». | Тестовое задание (индивидуальная карточка) | Практическое задание | Текущий |
1.8. | «Гласный звук [э]; буква Э». | Тестовое задание (индивидуальная карточка) | Практическое задание | Текущий |
1.9. | «Согласные звуки [ф], [ф’]; буква Ф.». | Тестовое задание (индивидуальная карточка) | Практическое задание | Текущий |
1.10. | «Согласные звуки [з], [з’]; буква З». | Тестовое задание (индивидуальная карточка) | Практическое задание | Текущий |
1.11. | «Согласный звук [щ]; буква Щ». | Тестовое задание (индивидуальная карточка) | Практическое задание | Текущий |
1.12. | «Согласный звук [ч]; буква Ч». | Тестовое задание (индивидуальная карточка) | Практическое задание | Текущий |
1.13. | «Согласный звук [ц]; буква Ц». | Тестовое задание (индивидуальная карточка) | Практическое задание | Текущий |
1.14. | «Согласный звук [ш]; буква Ш». | Тестовое задание (индивидуальная карточка) | Практическое задание | Текущий |
1.15. | «Согласный звук [ж]; буква Ж». | Тестовое задание (индивидуальная карточка) | Практическое задание | Текущий |
1.16. | «Согласные звуки [л], [л’]; буква Л». | Тестовое задание (индивидуальная карточка) | Практическое задание | Текущий |
1.17. | «Согласные звуки [р], [р’]; буква Р». | Тестовое задание (индивидуальная карточка) | Практическое задание | Текущий |
1.18. | «Согласный звук [й]; буква Й». | Тестовое задание (индивидуальная карточка) | Практическое задание | Текущий |
1.19. | «Буква Е». | Тестовое задание (индивидуальная карточка) | Практическое задание | Текущий |
1.20. | «Буква Ё». | Тестовое задание (индивидуальная карточка) | Практическое задание | Текущий |
1.21. | «Буква Ю». | Тестовое задание (индивидуальная карточка) | Практическое задание | Текущий |
1.22. | «Буква Я». | Тестовое задание (индивидуальная карточка) | Практическое задание | Текущий |
1.23. | «Мягкий знак – показатель мягкости в конце слога или слова». | Тестовое задание (индивидуальная карточка) | Практическое задание | Текущий |
1.24. | «Разделительный твёрдый знак – показатель твердости». | Тестовое задание (индивидуальная карточка) | Практическое задание | Текущий |
1.25. | «Знакомство с алфавитом». | Тестовое задание (индивидуальная карточка) | Практическое задание | Промежуточный |
2.1. | «Предложение. Деление предложения на слова». | Тестовое задание (индивидуальная карточка) | Практическое задание | Текущий |
2.2. | «Работа с предложением. Большая буква в именах, в начале предложений». Работа с предложением. Беседа на тему, когда в словах пишется большая буква. | Перечень вопросов по теме занятия | Опрос по теме занятия | Текущий |
2.3. | «Работа с предложением. Повествовательные предложения». | Перечень вопросов по теме занятия | Опрос по теме занятия | Текущий |
2.4. | «Работа с предложением. Вопросительные предложения». | Перечень вопросов по теме занятия | Опрос по теме занятия | Текущий |
2.5. | «Работа с предложением. Восклицательные предложения». | Перечень вопросов по теме занятия | Опрос по теме занятия | Текущий |
3.1. | «Совершенствование навыков чтения предложений». | Тестовое задание (индивидуальная карточка) | Практическое задание | Текущий |
3.2. | «Совершенствование навыков чтения коротких текстов». | Тестовое задание (индивидуальная карточка) | Практическое задание | Текущий |
3.3. | «Итоговое занятие. Диагностика». | Диагностическая карта усвоения программы | Тестирование | Итоговый |
Оценочные материалы представлены в Приложении 1.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. Целью воспитания является развитие личности, самоопределение и социализация детей на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм по- ведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и право- порядку, человеку труда и старшему поколению; взаимного уважения; бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачами воспитания по программе являются:
- усвоение детьми знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций русской культуры;
- формирование и развитие личностного отношения детей к собственным нравственным позициям и этике поведения в учебном коллективе;
-приобретение детьми опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применение полученных знаний, организация активностей детей, их ответственного поведения;
- создание, поддержка и развитие среды воспитания детей, условий физической безопасности, комфорта, активностей и обстоятельств общения, социализации, признания, самореализации, творчества при освоении предметного и метапредметного содержания программы.
Целевые ориентиры воспитания:
- российской гражданской принадлежности (идентичности), сознания единства с народом России и Российским государством в его тысячелетней истории и в современности, в настоящем, прошлом и будущем;
- российского национального исторического сознания на основе исторического просвещения, знания истории России, сохранения памяти предков;
- этнической, национальной принадлежности, знания и уважения истории и культуры своего народа;
- принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Российскому Отечеству, российской культурной идентичности;
- деятельного ценностного отношения к историческому и культурному наследию народов России, российского общества, к языкам, литературе, традициям, праздникам, памятникам, святыням, религиям народов России, к российским соотечественникам, защите их прав на сохранение российской культурной идентичности;
- уважения к художественной культуре народов России, мировому искусству, культурному наследию.
2. Направления и содержание воспитательной работы.
Формы и методы воспитания
Решение задач информирования детей, создания и поддержки воспитывающей среды общения и успешной деятельности, формирования межличностных отношений на основе российских традиционных духовных ценностей осуществляется на каждом из учебных занятий.
В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение), метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста) и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного); метод переключения в деятельности; методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
3. Условия воспитания, анализ результатов
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации деятельности детей на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы организации, а также при участии в театральных постановках, участие в творческих конкурсах.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Косвенная оценка результатов воспитания, достижения целевых ориентиров воспитания по программе проводится путём опросов родителей в процессе реализации программы (отзывы родителей, интервью с ними) и после её завершения (итоговые исследования результатов реализации программы за учебный период, учебный год).
Анализ результатов воспитания по программе не предусматривает определение персонифицированного уровня воспитанности, развития качеств личности конкретного ребёнка, обучающегося, а получение общего представления о воспитательных результатах реализации программы, продвижения в достижении определённых в программе целевых ориентиров воспитания, влияния реализации программы на коллектив обучающихся: что удалось достичь, а что является предметом воспитательной работы в будущем.
4. Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Название события, мероприятия | Сроки | Форма проведения |
1 | День воспитателя и всех дошкольных работников | 27 сентября | Развлечение |
2 | «Самым милым и любимым» — концерт, посвящённый Международному женскому дню | 7 марта | Праздник |
3 | «Всей семьей у книжной полки» ко Всемирному дню книги | 23 апреля | Конкурс чтецов |
4 | День славянской письменности и культуры | 24 мая | Конкурс чтецов |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы, рекомендованный педагогам:
1 | Алексеева И.А. Планирование и новые формы работы по чтению с детьми от 3 до 7 лет. – СПб, Гармония, 1997. |
2 | Астафьева Е.О. Играем. Пишем. Читаем. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1999. |
3 | Бадулина О.И. Готвимся к школе. (Подготовка к чтению и письму). –М.: Линкапресс, 2003. |
4 | Бортникова Е. Учимся читать. – Екб, Литур, 2013. |
5 | Бортникова Е. Обучение грамоте. – Екб, Литур, 2013. |
6 | Бортникова Е. Проверим подготовку к школе. – Екб, Литур, 2013. |
7 | Буйко В., Сыропятова Г. Речевые игралочки. Гласные звуки и буквы. – Екб, Литур, 2013. |
8 | Волина В. Праздник Букваря. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1995. |
9 | Волина В.В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995. |
10 | Волина В.В. Учимся играя. - М. , 1994. |
11 | Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа,1994. |
12 | Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Урок чистописпния. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Эксилибрис,2002. |
13 | Жукова Н.С. Букварь. – М., 1994. |
14 | Жукова Н.С. Первая после букваря книга для чтения. - М.: Эксмо-пресс, 2014. |
15 | Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. Обучение дошкольников грамоте. - М.: Школа-Пресс, 1998. |
16 | Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с фонетико – фонематическим недоразвитием. – М.; Гном и Д, 2000. |
17 | Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 2009. |
18 | Миронова Н.М. Альбом упражнений «Развитие фонематическое восприятие». - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1998. – М.; Гном и Д, 2009. |
19 | Морозова И.А., Пушкарева М.А. Подготовка к обучению грамоте. - М.: Мозайка-Синтез, 2007. |
20 | Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль: Академия развития, 1997. |
21 | Новоторцева Н.В. Развитие речи детей 2. - Ярославль: Академия развития, 1997. |
22 | Новоторцева Н.В. Развитие речи. Уроки риторики. - Ярославль: Академия развития, 1997. |
23 | Пожиленко Е.А. «Волшебный мир звуков», Москва – Владос, 1999 г. |
24 | Смирнова Л.Н. Обучение дошкольников чтению.- М.: Мозайка-Синтез, 2005. |
25 | Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. .- М.: Мозайка-Синтез, 2006. |
26 | Узорова О.В., Нефедова Е.А. Физкультурные минутки. – М.: Астрель, 2006. |
27 | Ундзенкова А., Колтыгина Л. По ступенькам к грамоте. Звукарик. – Екб, Литур, 2013. |
28 | Федины О. и С. Как научить ребенка читать- М.: АйрисПресс, 2006. |
29 | Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. |
30 | Цвынтарный В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. – СПб, Лань, 1999. |
Список литературы, рекомендованный для родителей:
- Абдулова Г. «Читаем после азбуки: развиваем скорочтение : 10 шагов к успешному обучению!» - Москва : АСТ : Малыш, 2020.
- Волина В. В. Игры с буквами и словами на уроках и дома: Весёлый наборщик. Кто это? Что это? Волшебные цепочки. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1996. – 64 с. ил. (Занимательные уроки)
- Гусева Ю. «Первоклассный первоклассник. Книга для родителей будущих первоклассников» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2021.
- Данилова Ю. Г. Букварь очень занятой мамы. Читаем сразу! Просвещение – Союз 2023.
- Веселая азбука: Кн. Для воспитателей дет. Сада и родителей/ Сост. Л.Е. Стрельцова; - М.: Просвящение 1994-192 с
- Книга для чтения в детском саду и дома: 5-7 лет: Пособие для воспитателей детского сада и родителей/ Сост. В.В. Гербова и др.- М.:Издательство Оникс, 2006-336 с.
- Кузнецова Ю. Н. Расчитайка : как помочь ребенку полюбить чтение : – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2018.– 108, [3] с. : ил.
8. Раппопорт Р.«Читай не хочу: что мешает ребенку полюбить книги» - Москва : Индивидуум, 2021.
Интернет ресурсы, рекомендованые для детей:
1. Учимся читать для детей
https://yandex.ru/games/app/202563
2. Онлайн упражнения по обучению детей чтению.
3. Игры малышам.
https://игры-малышам.рф/uchimsya-chitat/
4. Читаем по слогам IQsha.ru
https://iqsha.ru/uprazhneniya/topic/chitaem-slogi
5. Чтение по слогам - Учебные ресурсы
https://wordwall.net/ru-ru/community/чтение-по-слогам
6. Игра «Читания» — приложение для обучение чтению.
7. Онлайн уроки и тренажеры по чтению для детей.
https://ygadaika.ru/categories/trenazher-dlia-chteniia
8. SLOGY — платформа для онлайн обучения чтению.
9. Учимся читать. Материалы для обучения чтению.
https://ot2do7.ru/read/page/2/
10. Мерсибо. Игры для развивающих занятий.
Приложение 1.
Карта стартовой диагностики к программе «Букварёнок»
Фамилия, имя ребенка ________________________________________________________________________________________________
Компоненты усвоения программы | Критерии оценки | Баллы | ||
Буквы | Знание букв алфавита | знает все изученные по программе буквы | 5 | |
допускает ошибки (1-2) | 4 | |||
допускает ошибки (3-4) | 3 | |||
допускает ошибки (5-7) | 2 | |||
допускает множественные ошибки (более 7) | 1 | |||
отказ от чтения | 0 | |||
Слоги | Чтение обратных слогов | уверенное беглое чтение | 5 | |
медленное безошибочное чтение | 4 | |||
медленное чтение с единичными ошибками | 3 | |||
медленное чтение с множественными ошибками | 2 | |||
побуквенное чтение | 1 | |||
отказ от чтения | 0 | |||
Чтение прямых слогов | уверенное беглое чтение | 5 | ||
медленное безошибочное чтение | 4 | |||
медленное чтение с единичными ошибками | 3 | |||
медленное чтение с множественными ошибками | 2 | |||
побуквенное чтение | 1 | |||
отказ от чтения | 0 | |||
Слова | Чтение коротких слов | уверенное беглое чтение | 5 | |
медленное безошибочное чтение | 4 | |||
медленное чтение с единичными ошибками | 3 | |||
медленное чтение с множественными ошибками | 2 | |||
побуквенное чтение | 1 | |||
отказ от чтения | 0 | |||
Оценка уровня освоения программы:
20 – 15 – высокий уровень
14 – 6 – средний уровень
5 – 0 – низкий уровень.
Карта итоговой диагностики к программе «Букварёнок»
Фамилия, имя ребенка ________________________________________________________________________________________________
Компоненты усвоения программы | Критерии оценки | Баллы | ||
Буквы | Знание букв алфавита | знает все буквы | 5 | |
допускает ошибки (1-2) | 4 | |||
допускает ошибки (3-4) | 3 | |||
допускает ошибки (5-7) | 2 | |||
допускает множественные ошибки (более 7) | 1 | |||
отказ от чтения | 0 | |||
Слоги | Чтение обратных слогов | уверенное беглое чтение | 5 | |
медленное безошибочное чтение | 4 | |||
медленное чтение с единичными ошибками | 3 | |||
медленное чтение с множественными ошибками | 2 | |||
побуквенное чтение | 1 | |||
отказ от чтения | 0 | |||
Чтение прямых слогов | уверенное беглое чтение | 5 | ||
медленное безошибочное чтение | 4 | |||
медленное чтение с единичными ошибками | 3 | |||
медленное чтение с множественными ошибками | 2 | |||
побуквенное чтение | 1 | |||
отказ от чтения | 0 | |||
Чтение слогов со стечением согласных | уверенное беглое чтение | 5 | ||
медленное безошибочное чтение | 4 | |||
медленное чтение с единичными ошибками | 3 | |||
медленное чтение с множественными ошибками | 2 | |||
побуквенное чтение | 1 | |||
отказ от чтения | 0 | |||
Слова | Чтение коротких слов | уверенное беглое чтение | 5 | |
медленное безошибочное чтение | 4 | |||
медленное чтение с единичными ошибками | 3 | |||
медленное чтение с множественными ошибками | 2 | |||
побуквенное чтение | 1 | |||
отказ от чтения | 0 | |||
Чтение длинных слов | уверенное беглое чтение | 5 | ||
медленное безошибочное чтение | 4 | |||
медленное чтение с единичными ошибками | 3 | |||
медленное чтение с множественными ошибками | 2 | |||
побуквенное чтение | 1 | |||
отказ от чтения | 0 | |||
Чтение со сложной слоговой структурой | уверенное беглое чтение | 5 | ||
медленное безошибочное чтение | 4 | |||
медленное чтение с единичными ошибками | 3 | |||
медленное чтение с множественными ошибками | 2 | |||
побуквенное чтение | 1 | |||
отказ от чтения | 0 | |||
Предложения | Чтение коротких предложений | уверенное беглое чтение | 5 | |
медленное безошибочное чтение | 4 | |||
медленное чтение с единичными ошибками | 3 | |||
медленное чтение с множественными ошибками | 2 | |||
побуквенное чтение | 1 | |||
отказ от чтения | 0 | |||
Чтение предложений с предлогами /союзами (а, но) | беглое, интонационно выразительное чтение, определяет границы и тип предложения | 5 | ||
безошибочное чтение, определяет границы предложения, при определении типа предложения допускает ошибки | 4 | |||
медленное чтение с единичными ошибками при определении границ и типа предложения | 3 | |||
медленное чтение с множественными ошибками | 2 | |||
побуквенное чтение, не определяет границы и тип предложения | 1 | |||
отказ от чтения | 0 | |||
Тексты | Чтение текстов | беглое, интонационно выразительное чтение целыми словами с пониманием прочитанного; | 5 | |
беглое чтение целыми словами; | 4 | |||
уверенное слоговое чтение; | 3 | |||
медленное слоговое чтение; | 2 | |||
побуквенное чтение; | 1 | |||
отказ от чтения | 0 | |||
Оценка уровня освоения программы:
50 – 36 – высокий уровень
35 – 16 – средний уровень
15 – 0 – низкий уровень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «АБВГДейка» (развитие речи и обучение грамоте)
Направленность программы: социально-педагогическаяУровень программы: ознакомительныйВозраст учащихся: 3-7 лет Срок реализации программы: 2 года...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по раннему обучению чтению детей дошкольного возраста (проект) «Как хорошо уметь читать…»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№23» Согласовано:...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Юный пианист» ( индивидуальное обучение)
Дополнительная Общеобразовательная Общеразвивающая Программа "Юный пианист" позволяет ребенку 5-10 лет получить начальные навыки владения фортепиано....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лейне» (составлена на основе программы А. И. Исайкиной «Обучение детей мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях» Республики Мордовия)
Одна из важнейших проблем современного образования – переход к культуробразующей системы преподавания, цель которой в формировании гармонически развитой личности. Большую роль в накоплении культ...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа ОБУЧЕНИЕ ПЛАВАНИЮ В БАССЕЙНЕ
В нашем дошкольном учреждении работает бассейн. Воспитанники вторых младших, средних, старших и подготовительных к школе групп посещают занятия в бассейне один раз в неделю. У нас созданы условия для ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ кружок «Букварёнок»(обучение грамоте)
Переход ребенка из детского сада в школу является трудным этапом в его жизни, необходимо организовать преемственность между детским садом и школой. В последние годы многие учителя начальных классов от...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Волшебные кубики» (обучение чтению с использованием методики Н.Зайцева) для дошкольников с 3 до 7лет срок реализации программы 1 год
Актуальность программы определена тем, что дошкольники имеют высокую мотивацию к обучению чтению. Занятия помогут детям научиться читать, проявлять интерес к познавательной деятельности, развивать &la...
