Конспект занятия по обучению грамоте: «Звук [о] и буква О»
план-конспект занятия по обучению грамоте

Мазур Наталия Васильевна

Цель: познакомить детей с гласным звуком [о] и буквой О, сформировать первичные навыки звуко‑буквенного анализа.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель Мазур Наталия Васильевна

НРМ ДОБУ «Д/с «Солнышко»

Конспект занятия по обучению грамоте: «Звук [о] и буква О»

Возрастная группа: старшая дошкольная (5–6 лет).

Цель: познакомить детей с гласным звуком [о] и буквой О, сформировать первичные навыки звуко-буквенного анализа.

Задачи:

  • Обучающие:
  • познакомить с артикуляцией звука [о];
  • научить выделять звук [о] в словах;
  • познакомить с графическим образом буквы О;
  • упражнять в написании буквы О (в воздухе, по трафарету, в тетради).
  • Развивающие:
  • развивать фонематический слух и слуховое внимание;
  • совершенствовать артикуляционную и мелкую моторику;
  • формировать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).
  • Воспитательные:
  • воспитывать интерес к занятиям по грамоте;
  • формировать навыки сотрудничества и взаимопомощи.

Оборудование:

  • зеркало (по количеству детей или одно на группу);
  • предметные картинки со звуком [о] (огурец, окно, кот, дом, молоко и др.);
  • карточки со звуковыми схемами (полоски с клеточками);
  • красные фишки для обозначения гласных звуков;
  • трафареты буквы О;
  • простые карандаши, тетради;
  • мяч для игры;
  • картинка с изображением мальчика, у которого болит зуб (для мотивации).

Ход занятия

1. Организационный момент (2–3 мин)

  • Приветствие.
  • Психогимнастика:

Наши умные головки будут думать много, ловко, (держатся за голову)
Наши ушки будут слушать, 
(руками дёргают ушки)
Глазки будут наблюдать, 
(руками делают «бинокль»)
Ручки будут трогать, 
(кулачки сжали, разжали)
А ротик чётко говорить. 
(произносят звуки: а, у, и, ы)

2. Мотивация и знакомство со звуком [о] (4–5 мин)

  • Педагог показывает картинку с мальчиком, у которого болит зуб:
  • «Как плачет мальчик? (О-о-о!)»
  • «Давайте споём этот звук, как будто наш голос поднимается и опускается по лесенке».
  • Артикуляционная гимнастика: дети перед зеркалом наблюдают за положением органов речи при произнесении [о]:
  • губы округляются и слегка вытягиваются вперёд;
  • зубы закрыты губами;
  • язык лежит спокойно на дне рта;
  • воздух выходит свободно, без преград.
  • Обсуждение:
  • «Можно ли пропеть звук [о]? (Да.)»
  • «Значит, это гласный или согласный звук? (Гласный.)»
  • «Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (Красным.)»

3. Развитие фонематического слуха (5–6 мин)

  • Игра «Поймай звук [о]»: педагог произносит звуки, слоги и слова, дети хлопают в ладоши, когда слышат [о].
    Примеры:
  • звуки: о, и, а, о, у, э, о;
  • слоги: со, ма, ко, ти, па, ом;
  • слова: дом, кот, мак, свет, молоко.
  • Игра «Где звук спрятался?»: дети определяют позицию звука [о] в словах с помощью звуковых схем и красных фишек.
    Примеры слов:
  • дом (звук [о] в середине);
  • пальто (звук [о] в конце);
  • озеро (звук [о] в начале).

4. Знакомство с буквой О (4–5 мин)

  • Педагог показывает букву О:
  • «Какой формы буква О? (Овальной.)»
  • «В этой букве нет угла, оттого она кругла. До того она кругла, покатиться бы могла» (стихотворение Е. Тарлапана).
  • Дети выкладывают букву О из мозаики или ниток.
  • Прописывание буквы О:
  • в воздухе пальцем;
  • по трафарету;
  • в тетради (2 строчки).

5. Физминутка (2–3 мин)

О-о-о — надела мама мне пальто. (показ руками по телу)
О-о-о — мне теперь тепло. 
(растираем себя руками)
Ом-ом-ом — мы гулять пойдём. 
(шагаем на месте)
Ок-ок-ок — на дворе идёт снежок. 
(показ, как идёт снег)
Ом-ом-ом — мы слепим снежный ком. 
(лепим снежок)

6. Закрепление материала (5–6 мин)

  • Игра с мячом «Много — один»: педагог называет множественное число, дети — единственное.
    Примеры:
  • крылья — крыло;
  • вёдра — ведро;
  • стёкла — стекло;
  • перья — перо;
  • окна — окно.
  • Отгадывание загадок с выделением первого звука [о]:
  • «Без крыльев летит, без ног бежит, без паруса плывёт». (Облака.)
  • «Когда ночь длинна, а вода холодна?» (Осень.)
  • «Сер, но не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, а не лошадь». (Ослик.)

7. Итог занятия (2–3 мин)

  • Рефлексия:
  • «С каким звуком мы познакомились? (Со звуком [о].)»
  • «Гласный это звук или согласный? Почему? (Гласный, его можно пропеть.)»
  • «Какой буквой обозначается звук [о]? (Буквой О.)»
  • «Что было самым интересным? Что запомнилось?»
  • Поощрение детей за активную работу.

Домашнее задание (по желанию):

  • Найти и принести 5 картинок, в названии которых есть звук [о].
  • Потренироваться в написании буквы О в прописях.

Список литературы:

  1. Дурова Н. В. Обучение дошкольников грамоте. М.: Школьная пресса, 2016.
  2. Нищева Н. В. Весёлая артикуляционная гимнастика. СПб.: Питер, 2013.
  3. Варенцова Н. С., Старжинская Н. С. (ред.). Подготовка к обучению грамоте в детском саду. Минск: Нар. Асвета, 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки [ф], [ф\']. Буква Ф"

Задачи:·         Закрепить правильное произношение звуков [ф, ф'].·         Продолжать учить выделять ...

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Фф»

Конспект занятия по обучению  грамоте в подготовительной группе «Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Фф»...

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О» в подготовительной группе

Цель: Познакомить со звуком [о], буквами «О», «о». Развивать навыки фонематического анализа (умение выделять заданный звук в слове в разных позициях и находить его среди других...

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О» в подготовительной группе

Цель: Познакомить со звуком [о], буквами «О», «о». Развивать навыки фонематического анализа (умение выделять заданный звук в слове в разных позициях и находить его среди других...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук Щ и буква Щ"

Конспект занятия по обучению грамоте звук и буква Щ...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук Ч и буква Ч"

Конспект занятия по обучению грамоте звук и буква Ч...