Конспект занятия по обучению грамоте: «Звук [о] и буква О»
план-конспект занятия по обучению грамоте
Цель: познакомить детей с гласным звуком [о] и буквой О, сформировать первичные навыки звуко‑буквенного анализа.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель Мазур Наталия Васильевна
НРМ ДОБУ «Д/с «Солнышко»
Конспект занятия по обучению грамоте: «Звук [о] и буква О»
Возрастная группа: старшая дошкольная (5–6 лет).
Цель: познакомить детей с гласным звуком [о] и буквой О, сформировать первичные навыки звуко-буквенного анализа.
Задачи:
- Обучающие:
- познакомить с артикуляцией звука [о];
- научить выделять звук [о] в словах;
- познакомить с графическим образом буквы О;
- упражнять в написании буквы О (в воздухе, по трафарету, в тетради).
- Развивающие:
- развивать фонематический слух и слуховое внимание;
- совершенствовать артикуляционную и мелкую моторику;
- формировать умение определять позицию звука в слове (начало, середина, конец).
- Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям по грамоте;
- формировать навыки сотрудничества и взаимопомощи.
Оборудование:
- зеркало (по количеству детей или одно на группу);
- предметные картинки со звуком [о] (огурец, окно, кот, дом, молоко и др.);
- карточки со звуковыми схемами (полоски с клеточками);
- красные фишки для обозначения гласных звуков;
- трафареты буквы О;
- простые карандаши, тетради;
- мяч для игры;
- картинка с изображением мальчика, у которого болит зуб (для мотивации).
Ход занятия
1. Организационный момент (2–3 мин)
- Приветствие.
- Психогимнастика:
Наши умные головки будут думать много, ловко, (держатся за голову)
Наши ушки будут слушать, (руками дёргают ушки)
Глазки будут наблюдать, (руками делают «бинокль»)
Ручки будут трогать, (кулачки сжали, разжали)
А ротик чётко говорить. (произносят звуки: а, у, и, ы)
2. Мотивация и знакомство со звуком [о] (4–5 мин)
- Педагог показывает картинку с мальчиком, у которого болит зуб:
- «Как плачет мальчик? (О-о-о!)»
- «Давайте споём этот звук, как будто наш голос поднимается и опускается по лесенке».
- Артикуляционная гимнастика: дети перед зеркалом наблюдают за положением органов речи при произнесении [о]:
- губы округляются и слегка вытягиваются вперёд;
- зубы закрыты губами;
- язык лежит спокойно на дне рта;
- воздух выходит свободно, без преград.
- Обсуждение:
- «Можно ли пропеть звук [о]? (Да.)»
- «Значит, это гласный или согласный звук? (Гласный.)»
- «Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (Красным.)»
3. Развитие фонематического слуха (5–6 мин)
- Игра «Поймай звук [о]»: педагог произносит звуки, слоги и слова, дети хлопают в ладоши, когда слышат [о].
Примеры:
- звуки: о, и, а, о, у, э, о;
- слоги: со, ма, ко, ти, па, ом;
- слова: дом, кот, мак, свет, молоко.
- Игра «Где звук спрятался?»: дети определяют позицию звука [о] в словах с помощью звуковых схем и красных фишек.
Примеры слов:
- дом (звук [о] в середине);
- пальто (звук [о] в конце);
- озеро (звук [о] в начале).
4. Знакомство с буквой О (4–5 мин)
- Педагог показывает букву О:
- «Какой формы буква О? (Овальной.)»
- «В этой букве нет угла, оттого она кругла. До того она кругла, покатиться бы могла» (стихотворение Е. Тарлапана).
- Дети выкладывают букву О из мозаики или ниток.
- Прописывание буквы О:
- в воздухе пальцем;
- по трафарету;
- в тетради (2 строчки).
5. Физминутка (2–3 мин)
О-о-о — надела мама мне пальто. (показ руками по телу)
О-о-о — мне теперь тепло. (растираем себя руками)
Ом-ом-ом — мы гулять пойдём. (шагаем на месте)
Ок-ок-ок — на дворе идёт снежок. (показ, как идёт снег)
Ом-ом-ом — мы слепим снежный ком. (лепим снежок)
6. Закрепление материала (5–6 мин)
- Игра с мячом «Много — один»: педагог называет множественное число, дети — единственное.
Примеры:
- крылья — крыло;
- вёдра — ведро;
- стёкла — стекло;
- перья — перо;
- окна — окно.
- Отгадывание загадок с выделением первого звука [о]:
- «Без крыльев летит, без ног бежит, без паруса плывёт». (Облака.)
- «Когда ночь длинна, а вода холодна?» (Осень.)
- «Сер, но не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, а не лошадь». (Ослик.)
7. Итог занятия (2–3 мин)
- Рефлексия:
- «С каким звуком мы познакомились? (Со звуком [о].)»
- «Гласный это звук или согласный? Почему? (Гласный, его можно пропеть.)»
- «Какой буквой обозначается звук [о]? (Буквой О.)»
- «Что было самым интересным? Что запомнилось?»
- Поощрение детей за активную работу.
Домашнее задание (по желанию):
- Найти и принести 5 картинок, в названии которых есть звук [о].
- Потренироваться в написании буквы О в прописях.
Список литературы:
- Дурова Н. В. Обучение дошкольников грамоте. М.: Школьная пресса, 2016.
- Нищева Н. В. Весёлая артикуляционная гимнастика. СПб.: Питер, 2013.
- Варенцова Н. С., Старжинская Н. С. (ред.). Подготовка к обучению грамоте в детском саду. Минск: Нар. Асвета, 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки [ф], [ф\']. Буква Ф"
Задачи:· Закрепить правильное произношение звуков [ф, ф'].· Продолжать учить выделять ...

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Фф»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [Ф], [Ф’]. Буква Фф»...
Конспект занятия по обучению грамоте. Звуки Л, ЛЬ. Буква Л. Лексическая тема "Защитники Отечества"
Конспект занятия по обучению грамоте....

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О» в подготовительной группе
Цель: Познакомить со звуком [о], буквами «О», «о». Развивать навыки фонематического анализа (умение выделять заданный звук в слове в разных позициях и находить его среди других...

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [О] и буква О» в подготовительной группе
Цель: Познакомить со звуком [о], буквами «О», «о». Развивать навыки фонематического анализа (умение выделять заданный звук в слове в разных позициях и находить его среди других...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук Щ и буква Щ"
Конспект занятия по обучению грамоте звук и буква Щ...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук Ч и буква Ч"
Конспект занятия по обучению грамоте звук и буква Ч...
