Игра-путешествие «Кораблекрушение около необитаемого острова»
план-конспект занятия (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

Мещерякова Любовь Владиславна

Моделирование проблемных ситуаций, развитие поисковой деятельности детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Igra-puteshestvie.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-путешествие

 «Кораблекрушение около необитаемого острова»

Цель: активизация мышления в процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций.

Задачи:

1) развивать поисковую деятельность детей:

- способность к определению задач на основе заданной проблемы;

- умение планировать свои действия;

- отражать в речи и аргументировать свой выбор;

2)  совершенствовать уровень накопленных практических навыков:

- экспериментирования с объектами неживой природы;

- создания предметов–заменителей, дополняя их деталями;

3) активизировать речь детей;

4) совершенствовать коммуникативные навыки.

Ход игры-путешествия

  1. Введение в игровую ситуацию.

Дети с воспитателем строят корабль и  отправляются в плавание, они терпят бедствие. Бурей их выбрасывает на необитаемый остров.  

Воспитатель:  Дети, мы с вами попали на необитаемый остров. А что такое остров?  Дети: Это суша, со всех сторон окружённая водой.

Воспитатель: если вокруг нет людей, то как вы думаете, на какой остров мы попали?

А что же мы можем сделать, чтобы каждый, кто попадает в подобную ситуацию, не растерялся и выжил, пока не прибудут спасатели?

  1. Поэтапное решение проблемы. (Диалоговая беседа).

Бурей нас выбросило на берег. Идёт сильный дождь, на море шторм. Как же нам переждать бурю?

Дети: Нужно:

  1. Спрятаться в пещере;
  2. Укрыться под деревьями;
  3. Укрыться парусами от яхты, если их выбросило на берег.

Воспитатель: Буря кончилась. Выглянуло солнце, Посмотрите, где мы оказались. Со всех сторон нас окружает вода. Где мы?

А как же нам позвать на помощь, дать о себе знать?

 а) Как позвать на помощь:

- громко покричать;

- зажечь на самом высоком месте костёр;

- поднять кусок яркой ткани на длинной палке;

- выложить на песке из камней, ракушек или веток большое слово « sos» - «спасите!»;

- написать записку, положить в бутылку и бросить как можно дальше в море.

б) Поиск предметов, выброшенных штормом на берег, которые могут пригодиться в дальнейшем. (Отбирают из предложенных предметов необходимые).

в) Осмотр острова, в ходе которого выявляется, были ли на острове раньше люди ( это подтверждают предметы, оставленные на острове: глиняный горшок, консервные банки, очки, сеть, верёвки, остатки костровища, клочки бумаги).

г) Оборудование жилища: сбор травы, чтобы выстелить пол в пещере, и камней для очага, крупные ветки для шалаша, паруса от яхты).

д) Изготовление посуды для сбора ягод и воды: из найденных на побережье пластиковых бутылок, половинок кокоса ит.д.

е) Обсуждение проблемы поиска воды:  морская вода не пригодна для питья, нужно поискать родниковую или озёрную воду. А если нет озера, ручья на острове, то какую воду можно использовать для питья и приготовления пищи? Предлагаются варианты: собрать дождевую воду или снег на вершине горы.

- Можно ли такую воду сразу пить?

- Нет, она грязная.

Опыт по фильтрации воды и талого снега.

Делают вывод, что и процеженную воду нужно обязательно прокипятить.

ж) Добывание огня. Приготовление пищи. Можно питаться вымытыми фруктами, знакомыми съедобными растениями, можно сварить рыбу на костре в воде или запечь в углях или песке, заварить чай, используя листья знакомых ягод и фруктов.

Предложения детей по разведению костра: найденная зажигалка, спички – просушить, очки – линзами очков поймать солнечный луч и направить его на сухие травинки, высечь искры с помощью кремня, дерева – вращать палочку); собирать сухие ветки и растения для костра.

Слышится звук самолёта. Дети привлекают его внимание, размахивая яркими косынками, рубашками и т.п.  Помощь близка.

5. Определение дальнейших действий.

а) изготовить плот;

б) создать свиток полезных советов для терпящих бедствие. Запечатать его в банку и оставить на острове.

( Дети распределяются на 2 подгруппы: одна из них строит плот, другая изготавливает свиток, рисуя на нём схематично картинки в той последовательности, в какой были произведены действия на острове.)

«Островитяне» усаживаются на плот и под музыкальное сопровождение «отправляются» на встречу с пароходом, который издаёт гудок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно - ролевая игра "Невероятные приключения на необитаемом острове"

Конспект сюжетно – ролевой игры «Невероятные приключения на необитаемом острове». Проблемная ситуация. Во время игры с воздушными шарами дети находят записку со странным письмом. Они расшифровывают за...

Занятие " Невероятные приключения на необитаемом острове" Подготовительная группа

МДОУ «Детский сад п. МолодежныйПрелюбского муниципального районаСаратовской области».  Занятие "  Невероятные приключения на необитаемом острове". Подготовительная группа...

Сценарий праздника 8 МАРТА "На необитаемом острове"

Веселый , интересный праздник, с подключением родителей....

Авторское открытое занятие с элементами тренинга: « Путешествие по необитаемому острову!» Цель: Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

В твоих руках послание в бутылке,Оставил их тебе пиратИ если ты имеешь вредные привычкиТо не отыщите на острове вы клад.  Ну что ж Я капитан, И за слова свои всегда  я отвечаюДолой таба...

Авторское открытое занятие с элементами тренинга: « Путешествие по необитаемому острову!» Цель: Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

В твоих руках послание в бутылке,Оставил их тебе пиратИ если ты имеешь вредные привычкиТо не отыщите на острове вы клад.  Ну что ж Я капитан, И за слова свои всегда  я отвечаюДолой таба...

конспект занятия "На необитаемом острове".

Данный конспект занятия помогает детям познакомиться с первоочередными потребностями человека , развивает любознательность ,чувство коллективизма....

Проект занятия «Невероятные приключения на необитаемом острове»

Проблема: «Как выжить на необитаемом острове».Игровая мотивация: «Помочь выжить маленькому Робинзону, попавшему на необитаемый остров»....