проект "Стань природе другом!"
методическая разработка по окружающему миру (младшая,средняя,старшая,подготовительная группа) по теме

 Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования.

Необходимо создать систему экологического воспитания дошкольников, направленную на становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде, на формирование основ экологической культуры личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Stan_prirode_drugom.doc219.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           Проект

«Стань природе другом!»

Руководитель проекта –  Шаталова Е.П., воспитатель высшей квалификационной категории

п/п

Состав группы

(Ф.И.О.)

Занимаемая должность

Стаж

работы

Категория

Тема по самообразованию

Затеева Т.А.

воспитатель

19 лет

2

Экология и здоровье дошкольника.

Алиева Г.В.

воспитатель

21 год

2

Экологическое воспитание и развитие детей средствами художественной литературы.

Остапчук Н.Н.

воспитатель

25 лет

1

Проектный метод в экологическом воспитании детей.

Калачева М.С.

воспитатель

23 года

2

Труд детей в природе

Мазур Н.В.

воспитатель

23 года

1

Валеологическое воспитание дошкольника

Актуальность и значимость инициативы:

  • Глобальная причина:

Особенности нынешнего этапа становления цивилизации в целом связаны с обострением целого комплекса проблем  развития общества: экономический, энергетический, экологический, демографический кризисы, нарастание социальных и  национальных конфликтов. Преодоление  экологического кризиса   связано  с духовным оздоровлением общества, с переходом к новому качеству обменных процессов в биосфере. Экологическая ситуация диктует обществу необходимость перехода от «засоряющего» типа взаимодействия с природой к «природосообразному», то есть не разрушающему, а дополняющему,  совершенствующему  основные формы обменных процессов в биосфере. Необходимым условием такого перехода является устранение возникшей деформации, коррекция  духовной культуры. Духовная культура- результат и процесс умственной деятельности людей: наука, искусство, мораль, образование.  Именно через экологическое образование  каждого человека можно достичь  «природосообразного» поведения  людей в окружающей среде.

Современную экологию нужно рассматривать как интегральную комплексную науку, которая:

  • изучает взаимоотношения организмов и среды;
  • определяет  масштабы допустимого воздействия  человека на среду;
  • выявляет пути снижения этих воздействий до полной нейтрализации.

Современная экология – родоначальница нового  мировоззрения. Человек и среда взаимозависимы. Измененная человеком природа вызывает изменения в человеческом организме.

Экологическая  культура личности должна пониматься  как единство культуры познания и понимания экологических процессов, культуры  ответственной  деятельности человека в окружающей среде, экологическая культура включает в себя практический и духовный опыт обеспечения выживания и социального прогресса, как отдельной личности, так и общества в целом.

  • Федеральная причина:

Сегодня речь идет о типе научного знания, обращенного в человека. Но, к сожалению, отмечаемая на всех уровнях «приоритетность экологического образования» не отражена в Федеральном Законе об образовании, сам предмет «Экология» не нашел  место в учебном плане, а должность «эколог» в штатном расписании.

  • Локальная причина:

Экология ХМАО – экология  региона, где нефтегазоразработки явились причиной экологического неблагополучия в  регионе (даже в  заповеднике ведутся геологоразведочные работы и бурение), необходимо менять потребительское сознание человека, для которого ХМАО – постоянное место жительства, от которого зависит его здоровье и состояние окружающей среды.

В соответствии с учебным планом программы «Детство», реализуемой на сегодняшний день в детском саду, разделу «природный мир» отводится 2 занятия в месяц. В связи с этим возникла необходимость введения в дошкольном образовательном учреждении новых форм экологического воспитания интегрированной направленности, способствующих:

- развитию нравственных качеств личности,

- формированию первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения, умений наблюдать за природными объектами и явлениями,  

- воспитанию гуманного, эмоционально-положительного отношения к миру природы и окружающему миру в целом,

- формированию системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника через интегрированный подход

Характеристика воспитательно-образовательного пространства ДОУ

Кадровый потенциал

Количество педагогов - 18 человек

Педагогов, имеющих  категорию - 16 человек: из них

первая категория  -  6 педагогов

вторая категория - 10 педагогов

Контингент детей

НРМ ДОУ «Детский сад комбинированного вида № 25 «Солнышко»  посещают 132 ребенка, распределенные по пяти группам: две  младшие  группы , 1 средняя группа, 1 старшая и 1 подготовительная группа.

Программно-методическое обеспечение реализации проекта

Здоровье дошкольника

Комплексная программа «Детство»

Картушина М.Ю. Программа оздоровления дошкольников «Зелёный огонёк здоровья».

Бочкарева О.И. Система работы по формированию здорового образа жизни. В., 2008

Кудрявцев В.Т. Развивающая педагогика оздоровления. М.: Линка-пресс, 2000

Зимонина В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника. Расту здоровым. М., Владос, 2003

Маханёва М.Д. Воспитание здорового ребенка. М., Аркти, 1998

Рунова  М. А., Бутилова А. В. Ознакомление с природой через движение.

Познавательное развитие

Комплексная программа «Детство»  

Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. СПб, Детство-Пресс, 2003

Грекова Л.И. В союзе с природой. М., Илекса, Ставрополь, 2001.

Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М., Мозаика-синтез, 2000 г.

Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. М., Сфера, 2005.

Рыжова Н. А. Наш дом – природа.

Саво И.Л. Планирование работы  по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада. СПб, Детство-пресс, 2010-09-06

Система экологического воспитания в ДОУ.//Под ред. О.Ф.Горбатенко.

Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста. СПб., Детство-пресс, 2009

Павленко И. Н., Родюшкина Н. Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ.

Социальное развитие

Комплексная программа «Детство»  

Программа «Юный эколог»

С.Н.Николаевой

Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью.

Голицина Н.С., Люзина С.В., Бухарова Е.Е. ОБЖ для старших дошкольников. М., Скрипотрий 2003, 2010.

Комарова Т.С., Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю.Трудовое воспитание в детском саду. М., Мозаика-Синтез, 2006.

Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Ахтян А.Г.. Социально-нравственное воспитание детей.М., Айрис – пресс, 2009

Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет. //Под ред. Н.В. Коломиец. Волгоград, Учитель, 2011.

Эколого-развивающая среда группы и детского сада

   

 

  • Уголок природы в группах
  • Экологическая тропа на участке детского сада
  • Экологический мини-музей
  • Огород на  участке
  • Огород на окне
  • Наглядный и демонстрационный материал
  • Библиотека

Характеристика существующей системы работы по экологическому воспитанию

До настоящего времени  в ДОУ реализуется  система работы по экологическому воспитанию «Ребенок открывает мир природы», разработанная мной  и успешно опробированная на протяжении уже 8 лет.

                    Цель системы: формирование осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста.

Задачами работы по этой системе являются:

  1. Формирование у дошкольников основных природоведческих представлений и понятий о живой и неживой природе;
  2.  Развитие понимания взаимосвязей в природе и места человека в них;
  3. Воспитание любви и бережного отношения ко всему живому на Земле;
  4. Вовлечение детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
  5. Формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
  6. Создание поэтапной системы по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение диагностики знаний детей.  

Принципы организации воспитательно-образовательного процесса:  

- последовательное распределение программного материала с учётом возрастающей детской компетентности;

- интеграция программных областей знаний: экология + развитие речи + двигательная активность;

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности в экспериментировании, решении проблемных ситуаций;

- рациональное сочетание разных видов детской деятельности (согласно возрасту интеллектуальные, двигательные,  эмоциональные нагрузки);

- обеспечение психологического комфорта, повышенного внимания к здоровью детей;

- отношение к ребенку как к личности, ориентация на его интересы и мотивационную сферу;

- сотрудничество между детьми, педагогами и родителями.

                Суть системы в поэтапном освоении экологического материала, где деятельность воспитателя на каждом определенном этапе продиктована возрастными возможностями и особенностями ребенка-дошкольника.

Этап

Направление экологического воспитания

Основные задачи этапа

1 этап

2 Младшая группа

Организация  наблюдений в окружающем мире.

  1. Учить детей наблюдать за объектами и явлениями природы, применять элементы игротерапии с природоведческим содержанием: физкультминутки, динамически паузы, игры (программа М. Ю. Картушиной «Зеленый огонек здоровья»)
  2. Учить детей сравнивать и обобщать результаты наблюдений.
  3. Наметить пути работы с родителями и педагогами с целью повышения знаний и умений по экологическому воспитанию дошкольников.

2 этап

Средняя  группа

Интегрированный подход к развитию речи и экологических представлений: «Развитие речи + экология»  

1) Продолжать накапливать багаж экологических представлений детей с позиции осознанно-правильного отношения к природе

2) Направлять познавательную активность детей, совершенствуя и развивая речь

3) Развивать творческие способности, отражая полученные знания в продуктивных видах деятельности, в играх

4) Формировать способность делать выводы, умозаключения, развивать коммуникативные способности

3 этап

Старшая группа

Интегрированный подход к развитию двигательных навыков и экологических представлений: «Природа + движение».

1) Поддерживать и развивать устойчивый интерес детей к природе.

2) Расширять знания о неповторимости и многообразии объектов живой и неживой природы.

3) Формировать потребность в здоровом образе жизни через совершенствование разных видов движений, применять игровые упражнения в ежедневной активной деятельности.

4) Повышение уровня экологического сознания, познание природы через многообразие форм двигательной активности

4 этап

Подготовительная группа

Старшие дошкольники – исследователи и защитники природы.

Цель работы: сформировать у детей подготовительной группы основы экологической культуры личности. Задачи:

  1. Расширить знания об экологической ответственности, навыки природоохранного поведения.
  2. Формировать  у детей умение применять на практике знания о приспособляемости животных и растений к условиям жизни, понимать причинно – следственные связи в природе.
  3. Развивать умение решать проблемные  ситуации, закреплять знания о правилах поведения в экосистемах.
  4. Использовать опыты для проверки предположений, самостоятельно ставить  познавательную задачу и находить пути её решения. Учить делать выводы, развивать способность к оценке и самооценке.

Проблема:

Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования.

Необходимо создать систему экологического воспитания дошкольников, направленной на становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде, на формирование основ экологической культуры личности. Но увеличить нагрузку на воспитанников без ущерба для здоровья нельзя.

Необходимо найти эффективные формы воспитания и обучения дошкольников без ущерба для здоровья.

Объект исследования:

Экологическое   воспитание дошкольников, формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения

Предмет исследования:

Создание системы экологического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении.

Суть проектного предложения:

Создать целостную систему экологического воспитания дошкольников на основе здоровьесберегающих технологий в контексте единого воспитательно-образовательное пространства ДОУ и семьи


Получение экологических  ЗУН  на занятиях

Получение знаний на прогулке

Получение экологических ЗУН вне занятий

Культурно-досуговая деятельность

Развитие экологической среды  в группе и экологического пространства в ДОУ

Внедрение здоровьесберегающего компонента в экологическое воспитание

Деятельность вне детского сада

Летняя оздоровительная работа

Создание единого воспитательного пространства семьи и ДОУ

Повышение профессионализма педагогов в воспитании экологической культуры

*Занятия по «природному миру»

(2 раза в месяц)

*Интеграция экологических знаний в другие разделы программы

«Детство»

(межпред

метные связи)

Наблюдения в природе

Осенние

прогулки  по окресностям

Подвижные игры

- природо-

охранная деятельность

(«Зеленый патруль»)

- работа в «исследовательской лаборатории» (в уголке экспериментирования)

*Праздники

*Вечера развлечений

*Викторины

*Интеллектуальные игры

*Просмотр видеофиль

мов

*Конкурсы рисунков

Улучшение уголков экспериментирования в группах

Создание картотек

 в помощь педагогу

Создание дидактических пособий

и игр

Создание макетов

Создание «Поляны сказок»

Внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий

Экологические физкультминутки

Динамические паузы

Подвижные игры в группе

Создание дорожек здоровья для взбадривающей гимнастики

*Экологические акции  в поселке,  на прилегающей территории;

(Творческая инициативная группа сотрудников ДОУ «Экологический ОМОН»)

*Издание  экологической газеты «Экологический альманах»

*Участие в конкурсах акции «Спасти и сохранить»

Создание экологической тропы

на участке детского сада, разработка маршрута и мероприятий на тропе

 Детско-родительские проекты

Туристические походы

Участие в экологических праздниках

Участие в конкурсах акции «Спасти и сохранить»

Облагораживание и озеленение территории детского сада

Работа творческой группы «ЭКОП»

Мастер-классы

Открытые занятия и мероприятия

Выставка методических наработок

Создание новых методических пособий

Распространение опыта работы на муниципальном, региональном и всероссийском уровне

Участие в  конкурсах


Мы собираемся экспериментально подтвердить,  что в результате  действия в ДОУ предложенной системы экологического воспитания у дошкольников сформируются первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения,

А значит, выпускник ДОУ станет личностью, заботящейся о чистоте окружающей среды как гаранте собственного здоровья.

Цель:

Создание системы экологического воспитания и образования дошкольников, направленной на становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде, экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения как основы сохранения его здоровья

Задачи:

  1. Провести «экологический всеобуч» для членов творческой группы  по способам (технологиям, методикам, формам) эффективной организации экологического воспитания и образования дошкольников
  2. Создать систему экологического воспитания дошкольников через:
  • Получение экологических  ЗУН  на занятиях
  • Получение экологических ЗУН вне занятий
  • Получение знаний на прогулке
  • Получение экологических  ЗУН  в рамках культурно-досуговой деятельности
  • Развитие экологической среды  в группе и экологического пространства в ДОУ
  • Внедрение здоровьесберегающего компонента в экологическое воспитание
  • Деятельность вне детского сада
  • Летняя оздоровительная работа
  • Создание единого воспитательного пространства семьи и ДОУ
  • Повышение профессионализма педагогов в воспитании экологической культуры

  1. Отработать систему диагностики и мониторинга для отслеживания динамики формирования первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения, приобретения навыков здорового образа жизни, сохранения параметров здоровья.

Гипотеза:

ЕСЛИ

ТО

Создать систему экологического воспитания в ДОУ

удастся дать необходимые экологические знания  представления и избежать перегрузки учащихся

дать детям  действительно научные  представления в области биологии, экологии, географии

интерес дошкольников к миру природы и любовь ко всему живому возрастет

осуществлять воспитательно-образовательный процесс с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий

удастся дать необходимые экологические знания  и сохранить здоровье дошкольников

применять на занятиях по «природному миру» нестандартные формы работы

появиться возможность развить творческие способности и исследовательские умения детей

с помощью активных форм обучения и воспитания на занятиях раскрыть дошкольнику значение человека в природе с точки зрения «биоцентризм»

появится возможность искоренения потребительского отношения к природе уже в дошкольном детстве возрастет

предусмотреть в планах работы семейных клубов по проекту «Содружество: детский сад+семья» активные формы работы с детского сада с семьей

просвещенность родителей в вопросах экологии и их заинтересованность

в экологическом просвещении детей возрастет

улучшить предметно-развивающую среду

будет создана благоприятная атмосфера для познавательной и творческой активности дошкольников

экологические знания будут интегрироваться  в различные аспекты дошкольной жизни

экологическая культура дошкольника будет формироваться через весь комплекс взаимосвязей:

человек (живой организм)

общество

окруж.              живые                 неживая

среда             организмы           природа

через весь учебно- воспитательный  пройдут «красной нитью»:

знания:  о природе и окружающей среде родного края, России, Земли в целом;

умения: исследовать явления и объекты окружающего мира;

навыки: экологически целесообразного поведения в окружающей среде

то удастся сформировать основы экологически  грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения как основы сохранения его здоровья

Сроки проведения:

2007/2008  - 2009/2010 (проект рассчитан на 3 года)

Представление интересов участников проекта.

Группа

Интересы участников проекта

Общественность

  • Экологическое воспитании дошкольников – первый шаг на пути формирования личности с экологически ориентированным поведением в окружающей среде
  • Единое воспитательное пространство по экологическому воспитанию в ДОУ позволит привлечь внимание и детей, и их родителей к проблемам, связанным с экологией

Родители

  • Познакомить своих детей с новыми знаниями через   совместную деятельность
  • Возможность повысить психолого-педагогическую компетентность в вопросах экологического воспитания детей  
  • Возможность расширить собственный кругозор

Дошкольники

  • Углубить свои знания через знакомство  с природными явлениями в игровой форме
  • Развивать фантазию, творческое воображение детей
  • Сформировать способность делать выводы, умозаключения, развивать коммуникативные способности
  • Получить возможность участвовать в совместных с родителями экологических  проектах

Педагоги

  • Повысить уровень профессионализма в вопросах воспитания экологической культуры
  • Повысить мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей
  • Добиться  положительных результатов в освоении дошкольниками экологических знании и представлений

Деловые партнеры

  • Музей ПСОШ № 1
  • Музей ПСОШ № 4
  • Детская библиотека «Радость»

Этапы реализации проекта

п/п

Сроки

Этапы эксперимента

Содержание

 деятельности на этапе.

1.

2007 / 2008 учебный год

Подготовительный (проектировочный)

  • Анализ предметно-развивающей среды в группах и ДОУ
  • Анализ обеспеченности ДОУ программно- методическими материалами
  • Обобщение передового педагогического опыта
  • Изучение  новинок методической литературы и периодической печати
  • Анализ сформированности экологических представлений
  • Создание творческой группы для работы над проектом
  • Создание системы мониторинга, диагностики
  • Анкетирование педагогов

Методы исследования

Необходимые условия проведения эксперимента

Прогнозируемые результаты

Мониторинг успешности

  • Анализ методической и периодической литературы по проблеме
  • Обобщение передового педагогического опыта
  • Мозговой штурм
  • Диагностика экологических знаний
  • Анкетирование педагогов
  • Анализ документации

  • Пополнение библиотеки  литературой экологического и природоохранного содержания.
  • Создание творческой группы для работы над проектом.
  • Самообразование педагогов

  • Создание проекта.
  • Готовность  к организации  экспериментальной работы.
  • Определение «недостатков» в существующей организации экологического воспитания дошкольников
  • Оценка методической и дидактической базы
  • Анализ методов работы с родителями по экологическому воспитанию

  • Экспертиза проекта на педагогическом совете
  • Диагностика  готовности коллектива к проведению эксперимента

п/п

Сроки

Этапы эксперимента

Содержание

 деятельности на этапе.

2.

Июнь– сентябрь 2008 г.

Организационный

  • Составление плана организационных мероприятий
  • Утвердить состав творческой группы с распределением функциональных обязанностей внутри нее; разработать механизмы морального и материального стимулирования педагогов – участников  эксперимента.
  • Участникам эксперимента ввести коррективы в календарно-тематические планы, в планы работы по самообразованию, в планы работы семейных клубов, в планы культурно-досуговой деятельности
  • Ввести в комплексный годовой план работы ДОУ,  мероприятия, способствующие совершенствованию  процесса экологического воспитания дошкольников

  • Подобрать диагностические материалы для отслеживания результатов работы
  • Укрепление материально- технической базы: пополнение лабораторного оборудования,наглядных средств обучения, ТСО.

Методы исследования.

Необходимые условия проведения эксперимента.

Прогнозируемые результаты.

Мониторинг успешности.

  • Логические методы (анализ и синтез, классификация, моделирование).

  • Организация дифференцированной работы  с различными группами участников проекта.
  • Достаточное обеспечение литературой, программами ,    возможность доступа в сеть «Интернет».

  • Составление подпрограмм,  творческих планов каждым участником творческой группы.

  • Повышение качества  планирования

  • Утверждение плана инновационной работы

  • Методы научного познания (наблюдение, эксперимент, получение количества данных об изучаемом объекте).
  • Методы теоретического исследования (мыслительный эксперимент, выдвижение гипотез, мозговой штурм).
  • Взаимопонимание между участниками эксперимента, партнерские взаимоотношения; оперативные, правильные действия со стороны администрации ДОУ.

  • Налаженный механизм взаимодействия всех участников проекта
  • Создание новых положений, регламентирующих деятельность  участников творческой группы

п/п

Сроки

Этапы

эксперимента

Содержание

 деятельности на этапе

3.

2008/ 2009 учебный год

Практический

  • «Запускается» вся схема экологического воспитания дошкольников
  • Разрабатываются и создаются авторские «продукты»: дидактические игры по экологии, наглядные пособия,  методические материалы в помощь педагогу, создаются и пополняются картотеки, разрабатываются авторские занятия
  • В методическом кабинете создается копилка ППО по экологическому воспитанию дошкольников
  • Внедряются информационно-коммуникационные технологии
  • Участниками творческой группы создаются подпрограммы и подпроекты
  • Диагностика и мониторинг качества экологического образования по всем показателям (см. диагностическую  карту в приложении).
  • Презентация наработок участников проекта
  • Проведение мастер-классов и других мероприятий по обмену опытом

4.

2009-2010 учебный год

Обобщающий

  • Обработка и анализ результатов;
  • Оформление методических брошюр, сборников сценариев и т.д.
  • Обобщение и оформление опыта;
  • Распространения опыта работы на разных уровнях

Методы исследования.

Необходимые условия проведения эксперимента.

Прогнозируемые результаты.

Мониторинг успешности.

  • Анализ, обобщение, аналогия, моделирование.

  • Систематизация и классификация,  стимулирование и мотивация.
  • Совместная творческая деятельность (согласованное партнерство в творческой группе).
  • Наличие возможности пользования компьютером, принтером, ксероксом для всех участников   эксперимента.
  • Создание методических сборников  конспектов занятий, мероприятий,
  • Рост  нравственных качеств участников проекта
  • Укрепление сотрудничества детского сада и семьи, появление совместных творческих продуктов
  • приобретение навыка экологически ориентированного поведения в  окружающей среде на основе усвоения новых экологических знаний, приобретения умений.
  • Посещение занятий и мероприятий администрацией
  • Взаимопосещения занятий и мероприятий  членами творческой группы.
  • Использование опыта работы другими членами творческой группы
  • Проведение районных мероприятий (семинаров, дней открытых дверей и т.д.) для обмена опытом.
  • Анализ результатов работы по формированию экологически грамотного поведения человека в природе
  • Систематизация
  • Классификация
  • Обобщение
  • Аналогия
  • Моделирование
  • Наличие материально-технических условий для оформления  материалов (оргтехника и канцтовары);  доступность их для педагогов- экспериментаторов.
  • Моральное и материальное стимулирование по результатам труда.
  • Повышение педагогической компетентности воспитателей
  • Повышение экологической культуры родителей
  • Формирование у дошкольников интереса к миру природы
  • Формирование  первоначальных экологических представлений и экологически грамотного поведения в природе
  • Появление творческих продуктов педагогов в обобщенном виде.
  • Распространение опыта работы на разных уровнях

  • Личный  пример
  • Распространение опыта работы
  • Наличие МТБ для  размножения творческих  продуктов.
  • Другие детские сады начнут применить наиболее удачные разработки коллектива детского сада «Солнышко»
  • Интерес коллег к проекту.

Ожидаемые результаты проекта:

а) на уровне образовательного учреждения:

Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства

Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников

б) на уровне педагогического процесса:

совершенствование форм экологического воспитания дошкольников, переход от узкопредметного обучения  к интеграционному.

в) педагогической системы:

переход от традиционной системы обучения и воспитания к обучению с помощью активных форм и методов, внедрению здоровьесберегающих инновационных технологий

Результаты работы по проекту

Представленная ранее  система работы  по экологическому воспитанию «Ребёнок открывает мир природы» стала системообразующим звеном, лежащим в основе экологического воспитания детей в ДОУ.

Работа в творческой группе позволила  усовершенствовать мою деятельность и качественно улучшить среду. Каждый этап моей работы  был обновлен и дополнен по нескольким направлениям:

  • Предметно-развивающая среда способна усовершенствовать и качественно дополнить деятельность педагога, расширить круг его возможностей в   области воспитания и образования дошкольника
  • Совершенствование педагогического мастерства, создание новых пособий
  • Внедрение здоровьесберегающих технологий – непременного условия организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
  • Совершенствование работы с родителями: экологическое воспитание дошкольников во многом определяется отношением родителей к данному вопросу в семье. Но заинтересовать родителей – не простая задача. На первый план здесь выступают  активные формы сотрудничества, способные воодушевить и заинтересовать родителей в сотрудничестве с детским садом. 

Система работы по  экологическому воспитанию предусматривала перспективный план работы с родителями, где отражены различные формы: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные, коллективные, индивидуальные.

Но новая форма работы с родителями, введенная в рамках проекта, позволила увеличить количество родителей, активно участвующих в педагогическом процессе детского сада и своей группы. Рассмотрим внедренные на каждом этапе инновации более подробно:

Этап

Направление экологического воспитания

Инновации

1 этап

2 Младшая группа

Организация  наблюдений в окружающем мире.

1) Внедрение здоровьесберегающих методик, которые способствуют раскрепощению детей во время занятий, более успешному усвоению знаний (физкультминутки, динамические паузы, музыкотерапия, сказкотерапия, подвижные игры, пальчиковые игры, релаксационные паузы).

2) С целью обновления и усовершенствования предметно-развивающей среды на территории ДОУ была создана «Поляна сказок», включающая в себя альпийскую горку, скульптуры животных. Дети приходят в гости к животным, рассказывают им сказки, играют.

3) Разработаны творческой группой «Экология и здоровье» оздоровительные дорожки для взбадривающей гимнастики после дневного сна. Каждая из дорожек сугубо индивидуальна, несет в себе природоведческую направленность (чудо-река, веселая гусеница и т.д.)

4) Создан сборник наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки. А также сборник физкультминуток «Веселый зоопарк», картотека игр с водой и песком.

2 этап

Средняя  группа

Интегрированный подход к развитию речи и экологических представлений: «Развитие речи + экология»  

2) Интегрированный подход к проведению занятий по экологии и развитию речи нашел отклик в деятельности и полноправном сотрудничестве детей и родителей. Содержательная сторона совместной деятельности помогает осуществить поставленные цели и задачи по 2-му этапу уже в первой половине года. Совместно с родителями были созданы:

- макет «Дары реки Обь»

- сборник экологических сказок

- годовой проект «Экологическая почта»

- макет «Веселый поезд» в уголке экспериментирования

- видеотека «Любимые питомцы»

- уголок «Времена года»

- дидактическая игра «Волшебный зонт»

- книжки – малышки:   «Веселая почемучка», «Экологическая почемучка»

3 этап

Старшая группа

Интегрированный подход к развитию двигательных навыков и экологических представлени: «Природа + движение».

1) В помощь педагогу и в рамках обмена опытом созданы:

-  сборник интегрированных занятий «Экология + движение»

- сборник развлечений «Путешествия по экологии»

2) Для усовершенствования предметно-развивающей среды и включение здоровьесберегающих технологий в процесс работы созданы:

- дорожки здоровья

- картотека физминуток, динамических пауз

- пособие «Экран настроения»

4 этап

Подготовительная группа

Старшие дошкольники – исследователи и защитники природы.

1) В помощь педагогу для работы с детьми на занятии был создан сборник «Экологические сказки»

2) В ходе работы по самообразованию были созданы:

- авторская игра «Удивительный круг»;

- «Полезные советы для детей и взрослых»;

- книжка – малышка авторских стихов «Загляни в прекрасное»;

3) Для усовершенствования предметно-развивающей среды расширен и реконструирован

- Уголок  экспериментирования в группе

4) Для активного включения родителей в воспитательно-образовательный процесс было реализовано несколько совместных детско-родительских проектов:

Проект «Экологическая почта»

Проект «Экологические сказки»

Проект «Красная книга Югории»

Проект «Красота вокруг нас»

Проект «Экологический календарь»

Проведена акция «Твой рисунок – на календарь»

А также выпускалась газета для родителей «Экологический альманах»

Диагностические  данные  по  экологическому  воспитанию доказывают,  что уровень  знаний   детей  достаточно  высок.

Работа творческой группы выразилась не только в улучшении качества моей работы, но и улучшении качества воспитательно-образовательной работы с детьми всех участников творческой группы.

                   Результатами деятельности творческой группы стало:

  1. Увеличение количества локальных актов, разработанных творческой группой и регламентирующих не только методическую деятельность ДОУ, но и деятельность педагогов, работающих над экологическим воспитанием и образованием детей и взрослых (Положение о творческой группе  педагогов, Положение  о педагоге, работающем на самоконтроле, Положение об экологической газете, Положение об организации инновационной деятельности в ДОУ, Положение о конкурсе рисунков, Положение об уголке экспериментирования, Положение о конкурсе фотографий)
  2. Увеличение количества совместных с родителями проектов, увеличение количества семей с активной педагогической позицией
  3. Совершенствование мастерства педагогов, работающих по экологическому воспитанию, увеличение количества методических и наглядных пособий, авторских игр и т.п.
  4. Обмен накопленным педагогическим опытом, совершенствование методической работы в ДОУ
  5. Повышение профессионализма педагогов в вопросах экологического воспитания дошкольников на основе здоровьесберегательных технологий. Диагностика профессиональной компетентности педагога в вопросах организации экологического воспитания в группе показала повышение  ее уровня на 27 %.

Обобщение и распространение данный проект по экологическому воспитанию в ДОУ уже получил как на муниципальном, так и региональном и всероссийском уровне. Он был представлен:

на муниципальном уровне:

- на сайте виртуального методического объединения по дошкольному образованию

на региональном уровне:

- на региональном совещании-семинаре «Организация и проведение экспертной деятельности в ходе аттестации педагогических работников образовательных учреждений»

на всероссийском уровне:

- на общероссийском педагогическом сайте «Фестиваль педагогических идей», в разделе «работа с дошкольниками» (www.1september.festival.ru)

- на V Всероссийской научно-практической конференции «Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития» (г. Нижневартовск, 2010)

И хотя впереди еще много работы, но полученные результаты убеждают, что объединение семьи и дошкольного учреждения поможет вырастить из маленького человечка гармоничную личность. Задача остается неизменной – научить детей смотреть и видеть, знать и любить и, конечно, беречь природу. Твердо уверена, что большая экология – та, от которой зависят судьбы планеты Земля, начинаются с первых шагов маленьких ножек. Я люблю свою работу. Своих детей. Свой детский сад. Это – моя судьба, мое призвание, моя жизнь. Все, что я делаю, я делаю ради детей, ведь они – наше будущее. Я смотрю в их глаза и твердо знаю, что это будущее будет счастливым, но только для этого нужно выбрать свою дорогу и смело идти вперед, не жалея себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Войди в природу другом

Экологическое воспитание детей с разрешением проблемных ситуаций...

"Войди в природу другом". Аукцион педагогических знаний и идей.

"Войди в природу другом" Аукцион педагогических знаний и идей Аукцион педагогических знаний и идей "Войди в природу другом" нацелен на умение представлять и снабжать собеседников творческой информац...

Открытое занятие по экологии "Будь природе другом".

ситематизация и уточнения представлений свойств воды и воздуха....

ИНФОРМАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ "БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ"

В проектной деятельности "Будь природе  другом" воспитываю в детях заботливое  отношение к природе, прививаю правила поведения в природе, пополняю  знания о растениях, животных, деревья...

Конспект кружкового занятия по духовно-нравственному воспитанию детей через общение с природой."Войди в природу другом".

Задачи: Способствовать развитию у детей эмоционально- положительного экологически правильного отношения к животному и растительному миру.  Воспитывать экологическую культуру, осознание пони...

"Войди в природу другом" (по проекту "Жалобная книга природы")

Интегрированное НОД по экологии в подготовительной группе....

Проект: "Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края: «Стань природе другом!»

.Формирование   экологической культуры у  детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой  родного края...