лесные жители
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

занятие в старшей логопедической группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiyae__oznokomlenie_s_prirodnym_okruzheniem.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание:

1.Уточнить и углубить представление детей о лесе: его растительном и животном мире; формировать у детей представление о взаимосвязях обитателей леса – растений и животных,  их пищевой зависимости друг от друга.

2.Развивать умения составлять экологические цепочки, аргументировать свои действия; закрепить понятия: хищники и травоядные.

3.Воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к природе.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением леса, животных леса; чтение сказки В.Бианки «Сова»; игра по сказке; чтение произведений Е.Чарушина «Заяц, «Лиса», «Волк»

Материал: магнитная доска, картинки с изображением животных, птиц, насекомых, дидактические карточки «С какой ветки детки», карточки «Найди и обведи», карточки «Пищевые цепочки»

Словарная работа: лесные цепи, равновесие, питание.

Ход занятия:

- Ребята, сегодня  я с вами хочу поговорить о лесе. Ведь лес – это особенный прекрасный  мир, который в первую очередь состоит из деревьев.

- Назовите, какие  деревья растут в лесу? (липа., клен, ель и др.)

- Какие из этих деревьев хвойные? (Ель, сосна, кедр) Хвойные деревья. Почему их так называют? (Потому что у них хвоинки) Скажите, какие виды деревьев вы знаете? (лиственные и хвойные)

- Липа, осина, тополь, клен – к какому виду относятся эти деревья? (К лиственным) Почему их так называют – лиственные деревья? (Потому что у них на ветках листья) Назовите лиственные деревья. (Липа, осина, тополь клен)

- Да, все деревья разделяются на лиственные и хвойные.

- Как назовем лес, в котором растут липы, березы. клены. осины? (Лиственный лес)

- Лес, в котором  растут  ели,  называют ельником. Там, где растут только сосны – сосновым бором. А еще их можно назвать хвойными лесами.

Кроме лиственных и хвойных  бывают   смешанные леса. Как вы думаете, какие деревья растут  в таких лесах?  (И лиственные, и  хвойные)

- Сейчас мы будем с вами лесничими и вырастим хвойный и лиственный леса. Здесь  вместо поляны с елочкой должен  вырасти хвойный лес. А здесь, на поляне с кленом – лиственный лес. Возьмите карточки  с изображением  деревьев и  положите на нужную поляну. Там же вы найдете и  их деток – листья и семена.

- У кого сложился пазл? Какое дерево у тебя Саша, Сережа, Ангелина?

- Какой лес вырастили вы, ребята? (Лиственный)

-А у вас? (Хвойный)

-Скажите  одним словом: кедр, ель, сосна –это…… (хвойные)

- В чем отличие лиственных деревьев от хвойных? (у лиственных – листочки, а  у хвойных - иголочки)

- Возьмите карточки с изображением деревьев определите, в каком лесу оно должно расти в лиственном или хвойном. Будьте внимательны при выполнении задания.

- Ну а теперь проверим выполнение задания, если все деревья растут в правильно лесу, то деток с ваших деревьев вы найдете на полянке, каждый в своем лесу. А теперь переверните  пазлы, если пазлы одного цвета, то задание выполнено правильно, если нет, то значит это ошибка.

- Давайте прислушаемся к звукам наших лесов. Тихо, кажется, что здесь кроме деревьев никого нет. Прислушайтесь, и лес откроет нам свои секреты.

(звукозапись звуков леса)

-Что же вы услышали? (дует ветер, поют птицы, падают шишки)

- В лесу живет много разных обитателей. И они прислали нам гостинцы, (из-под дерева достаю корзинку) Хотите узнать, что там? посмотреть? А вот посмотреть, мы  сможем, если правильно выполним задания. Определять мы будем на запах. на вкус, на ощупь.

Достаю из корзинки коробочку с надписью «угадай на вкус» один ребенок с закрытыми глазами пробует на вкус яблоко.  (Аналогично определяют на запах орехи,  на ощупь – груши, шишки.  Как вы думаете, кто  прислал  вам эти  подарки. какие животные прислали нам гостинцы

(белка, медведь, ежик, заяц)

- Да в лесу живут разные виды лесных обитателей.  Например, белка и заяц – травоядные они питаются растениями,  волк и лиса – хищники, они охотятся на более мелких обитателей леса, а  ежик и медведь – всеядные: они едят и растительную пищу   и   мелких  животных.

- Кто запомнил , какие     животные   травоядные? (заяц, белка)

- К какому виду  животных относятся лиса и волк? (это хищники)

- Почему ежа и медведя называют всеядными? (потому что медведь и еж едят и растения и мелких животных)

3. Пройдите, пожалуйста, к столам и возьмите карточки с зеленой рамкой.  Перечислите кто нарисован у вас на карточках. (лось, волк, куница, белка, заяц, лиса)

- А теперь будьте внимательны! Первый ряд обведет маркером хищных животных, а второй ряд – травоядных.

- Каких животных обвел? Почему?(я обвел лося, белку и зайца, потому что они питаются растениями)

- Почему не обвел волка (лису, куницу)? (потому что это хищник)

Физминутка

У нас славная осанка

Мы свели лопатки

Мы походим на носках

А потом на пятках

 Пойдем мягко. Как лисята

И как мишка косолапый

И как серый волк – волчище

И как заинька трусишка

Вот свернулся волк в клубок,

Потому что он продрог

Лучик ежика коснулся

Ежик сладко потянулся

4.  Но кроме зверей в лесу живут и насекомые, и птицы и другие представители животного мира.

Вот гусеница сидит на листе дерева. У нее одно дело поедать листья. Вот мышка съела травинку, а тут под корой жук-усач грызет дерево.

  Не съедят ли они весь лес?  Нет, не съедят. За ними много глаз присматривают. Вот синичка гусеницу цап – понесла в гнездо птенцов кормить. Дятел продолбил дырку в дереве и вытащил жука.

За  синицей и дятлом следят другие животные. Синицу и дятла ловят соколы, ястребы. И получается, что все жители леса друг от друга зависят. Ястребам не прожить без синиц, синицам без гусениц, а гусеницам без листьев. И всем вместе без леса. А зависимость жителей леса друг от друга называют «Пищевой цепочкой»

-  Возьмите карточки на подносках голубого и оранжевого цвета и выложите пищевые цепочки.

Солнце – шишка – белка – ласка

Солнце – береза – заяц – волк

Давайте проверим оранжевые карточки (выкладываю цепочку на магнитой доске): солнце светит, на хвойных деревьях растут шишки, белка грызет орешки, белку ловит ласка. А теперь проверим, как вы выложили цепочку на голубой карточке. (Ответы 1-2 детей)

- Ребята скажите, а что произойдет, если вдруг исчезнут все деревья (зайцы останутся без пищи, и погибнут, а если не будет зайцев, то и волки тоже исчезнут)

-А если не будет волков?

-А если не будет зайцев?

-А если солнце не будет светить  обогревать?

(рассуждения 2-3 детей)

В природе все взаимосвязано и важно, чтобы взаимосвязь сохранялась.

Ведь все  обитатели  леса, являются важными и ценными членами лесного братства. Даже без маленькой гусеницы или хищного волка нарушается равновесие в природе. И очень важно чтобы человек сохранять равновесие в природе. Не засорял окружающую среду и бережно относился к животному и растительному миру.

МУ «Управление дошкольного образования»

Альметьевского муниципального района

Конкурс «Воспитатель года 2011»

Занятие «Лесные жители»

в старшей логопедической группе

        Подготовила и провела: Бодрягина Е.Г

        Альметьевск 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический вечер развлечений о ПДД в старшей группе "Приключение лесных жителей"

Дети всегда тянутся ко всему зрелищному, яркому, музыкальному, поэтому вечера развлечений, особенно тематические, надолго остаются в детской памяти. Данное мероприятие продолжает знакомить детей ...

Занятие по обучению чтению детей средней группы по методике Н.А. Зайцева Тема: "Лесные жители"

Цель:Привлечь внимание детей к кубикам;Учить работать с кубиками, выбирая на них сторону с заданной гласной;Уточнять произнесение различных звуков в сочетаниях с гласными;Учить запоминать алгоритм про...

Конспект математической игры-развлечения "Лесной переполох" или о том, как плохо обижать маленьких лесных жителей.

Конспект математической игры-развлечения "Лесной переполох" или о том, как плохо обижать маленьких лесных жителей....

Сценарий проведения игры на лесной поляне «В гостях у лесных жителей» для воспитанников старших групп группы

Цель мероприятия: создание в ДОУ здоровьесберегающей среды как средства сохранения и укрепления здоровья всех воспитанников.Задачи:1. Создать благоприятный психологический климат в дошкольном коллекти...

Конспект Математической игры-развлечения "Лесной переполох" или о том, как плохо обижать маленьких лесных жителей.

Конспект математической игры-развлечения для старшей группы "Лесной переполох"...

Конспект Математической игры-развлечения "Лесной переполох" или о том, как плохо обижать маленьких лесных жителей.

Конспект Математической игры-развлечения "Лесной переполох" или о том, как плохо обижать маленьких лесных жителей....