Конспект занятия: Природное явление - кислотный дождь?
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Крючкова Светлана Леонидовна

Занятие, которое учит детей бережно относиться к природе, через литературное слово, невербальные средства общения, непосредственное общение с природой. На занятии используется множество различных методов и приемов, подобрано большое количество наглядного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_kislotnyy_dozhd.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  интегрированного занятия в подготовительной к школе группе

по экологии  «Природное явление - кислотный дождь?»  

Цель: дать понятие о кислотных дождях.

Задачи: 1. Развивать умение делать логические выводы о развитии природы и взаимоотношениях людей, животных и растений, закреплять знания о весенних первоцветах и садовых цветах.

2. Формировать культуру природопользования – создания и поддержания условий для жизни растений.

3. Воспитывать детей, способных понять природу, беречь её, любить. Воспитывать в детях умение логически мыслить, правильно формируя выводы. Воспитывать бережное отношение к природе через литературное слово, невербальные средства общения, непосредственное общение с природой (экскурсии) и труд на благо природы нашего города. Воспитывать экологическую грамотность родителей.

Предварительная работа:

  1. Экскурсия на берег Камы с последующим наблюдением и беседой.
  2. Чтение стихов экологического содержания. Л. Савчук, Ф. Васильева, С. Погореловского, Л. Николаенко.
  3. Работа с родителями
  1. Беседа с родителями по поводу их деятельности на садовых участках, во время прогулок в лес, по поводу вторичного использования домашних отходов, а самое главное – о воспитании экологически просвещенного человека.
  2. Реализация проекта «Экологическая ситуация в городе». Цель проекта: увеличить численность растений в наших домах, детском саду, в своем микрорайоне. Очищение города, микрорайона, детского сада от загрязнения (бумага, банки, стекла).

Для реализации этого проекта создана группа детей и родителей «Зелёные помощники»:

  1. Дети с родителями сажают растения: кустарники, деревья, цветочную рассаду. Когда придут в детский сад, всем расскажут о том, что они посадили.

!  Детей необходимо подвести к тому, что зеленые растения улавливают пыль, очищают воздух и обогащают его кислородом, с помощью которого мы дышим.

  1. Затем в детском саду высадить цветочную рассаду, окапывать деревья и кустарники.

Развивающая среда: веточки в вазах (береза, осина, рябина, ива, дуб, тополь, липа): иллюстрации деревьев, около них – вазы, фланелеграф и доска; иллюстрации цветов: садовых и лесных: сухая ветка; черный фломастер, мольберт с рисунком; аудиозапись «Времена года» П.И. Чайковского «Весна».

Методы и приемы:

  1. Информационно-рецептивный метод

а) наблюдение;

б) рассматривание;

в) беседа-вопросы;

г) музыкальный;

д) художественное слово;

е) объяснение;

ё) напоминание-уточнение.

  1. Репродуктивный метод

а) закрепление знаний через:

  • развитие ребенка к познавательной деятельности;
  • проявление собственного творчества через воображение;

б) выработка навыков и умений.

  1. Исследовательский метод

а) представление возможности на высказывании гипотезы об ожидаемых результатах, впоследствии чего, обязательное обсуждение.

б) наблюдение и собственное обследование объекта (берег реки);

в) выполнение творческих заданий.

Ход занятия:

  1. Упражнения «Здесь и сейчас». Цель: концентрация внимания.

- «Ребята, закройте глаза, сядьте удобнее. Слушайте мои слова. Всё плохое, что с вами произошло вчера, ушло навсегда. Это уже прошлое. Все неприятности, грубые слова, которые вам говорили, исчезли навсегда…Все, что будет завтра, - это пока сон, мечты, фантазии…

Существует только то, что находится здесь и сейчас, здесь и сейчас.Постарайтесь подумать о себе сейчас. Вам нравиться то, во что вы одеты, место, где вы сидите. Полюбите себя в эту минуту. Подумайте, что каждый из вас – самое ценное, что есть на свете. Итак, вы находитесь только «здесь и сейчас». Все ваше внимание сосредоточено на том, чем мы будем заниматься «здесь и сейчас».

- Открыли глаза, проследили за осанкой. Предлагаю вам послушать стихотворение А.С. Пушкина:

Гонимый вешними лучами

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года…»

  • О каком времени года это стихотворение? (о весне)
  • Правильно, о весне. И к нам пришла весна, мы с вами убедились в этом на прогулках. Какие же признаки весны мы видели на улице? (Снег потемнел, стал рыхлый, сверху наст. День длиннее - ночь короче. Солнце греет теплее. Небо чище, синее. Облака кучевые. На реках ледоход. Деревья просыпаются, набухают почки.)
  • Да, дети, действительно, мы все это наблюдали на прогулках и экскурсии.
  • В группе у нас тоже есть уголок природы. Наблюдая и работая в нем, мы убеждались, что наши растения и животные также радуются весне, чувствуют её приход. Что мы заметили?! (Растения лучше растут, начинают цвести, птицы радостно поют, сажаем рассаду)
  • Да, действительно, усилился рост растений, появилось много ростков, некоторые зацвели. Но вот у нас все зелено, а на улице нет. Почему? (Не хватает солнца, тепла)
  • Конечно, самое главное, им не хватает сейчас тепла. А как мы ухаживаем за животными и растениями в уголке природы? (Поливаем, рассаживаем, рыхлим, кормим, поим, чистим)
  • А если перестанем это делать, что произойдет? (Погибнут, повянут)
  • Все, что живет в уголке природы зависит от нас. Растение не может само себя напоить, животное – само себя накормить. Мы взяли их к себе. И должны нести за них ответственность. Есть такое выражение: «Мы в ответе за тех, кого приручили». А в природе дождь, солнце, земля и ветер сами поят, кормят растения, животных, насекомых, птиц. Сама природа ухаживает за своими «детьми» - животными и растениями.
  1. Послушайте загадку:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает (Лес).

Правильно, лес, деревья. Посмотрите, у меня в вазочках ветки деревьев. Сейчас каждый ко мне подойдет, и возьмет по одной веточке, какую хочет, отнесет к тому дереву, на котором она росла (ива, липа, береза, дуб, тополь, рябина).

/подхожу к детям/:

  • Объясни, почему ты подошел к березе?
  • Как ты определил, что эта веточка от тополя?
  • Как называется это дерево?
  • А эта веточка с какого дерева?
  • Поставьте веточки в вазы – подарите деток деревцам. /читаю стихотворение о дереве/
  • Мы за ними еще будем наблюдать, а я предлагаю отдохнуть!

Физминутка «К нам весна шагает»

«К нам весна шагает

Быстрыми шагами

И сугробы тают

Под её ногами».

/дети выполняют соответствующие тексту движения. Используется аудиозапись/

  • Молодцы. Сели, проследили за осанкой.
  1. Ребята, а мне досталась веточка, не могу понять, с какого дерева. (дети помогают)
  • Почему же она не распустилась? (погибла)
  • И мне помнится, что мы принесли её с последней экскурсии, когда ходили на берег Камы. (была свалка, на ней – яд, стиральный порошок, бочки, мусор)
  • А при чем же деревья? Свалка ведь на земле? (дерево отравилось через корни. Снег растаял и вместе со стиральным порошком, ядовитыми веществами эту воду пили растения)
  • Да, это так. Отравятся деревья, трава – заболеют букашки, птицы и все живое. Но как мы можем помочь природе? И как помогли? (мы убрали стиральный порошок, проволоку, пакеты, написали письмо в экологический центр, послали фотографии, рисунки)
  • Чтобы не погибли и другие деревья, мы должны вмешаться, сходить еще раз на берег с родителями и убрать вытаявший мусор. Это наш долг перед беззащитной природой и нашим городом.
  1. – А сейчас послушайте сказку.

«Стоял лес, росли кустики, цвели цветы. Щебетали птицы. Зайка прятался под ёлкой. Было жарко. Всем хотелось пить. Набежал ветерок, налетела туча. Все живое стало ждать дождя. Дождь всегда умывает землю, поит её водичкой, освежает. И дождь пошел. Но что это? Первым понял цветок: «Что-то не то». Он был маленький, хотел быстрее напиться, умыть личико. Но вода показалась ему невкусной, а личико он измазал дождевой водой. И он стал вянуть – загрустил.

Давайте изобразим, как загрустили все растения в движении. Затем кустики приуныли: листочки их не стали лучше дышать после такого дождя, да и на вкус вода была противной. Деревья приуныли по той же причине. Дождь кончился, подошли звери, подлетели птицы к лужицам – захотелось попить. Но у них сразу после питья заболели животики. Почему? Это был непростой дождь, полезный, живительный, а грязный, страшный, черный дождь. Когда тучка хотела полить землю, её окутал ядовитый дым, идущий из труб заводов. Дыма было так много, что вся грязь от дыма прилипла к капелькам дождя и вышла на землю вместе с дождем. Это вредный кислотный дождь отравил все живое.

  • Вот такая печальная сказка. Но так бывает в жизни. Эти дожди кислотные.

Посмотрите, как я нарисую их портрет. Черным фломастером. Подрастете, постарайтесь сделать все, чтобы не было кислотных дождей. Многое нас сегодня расстроило, заставило задуматься. Это правильно.

  • Но природа – это радость, это красота. И скоро порадует она нас цветами. Давайте поможем ей. Вы знаете цветы и где какие цветы растут? (Да)
  • Будете подходить к мольберту, называть цветок, помещая его в «клумбу» или «лес». («клумба»: роза, лилия, нарцисс, тюльпан, настурция, гладиолус, незабудки. «Лес»: ветреница, мать-и-мачеха, медуница, первоцвет, хохлатка, ромашка, пижма, ландыш)
  • Красиво стало?! (красиво)
  • Эту красоту, дети, мы должны беречь и защищать:

«Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда сумеют защититься

Если будут уничтожены они –

На планете мы останемся одни!»

  1. Упражнение «Визуализация»

Цель: развитие механизмов памяти.

  • «Закройте глаза…Представьте, что возникает цветной экран телевизора…Вы видите слова, которые сегодня запомнили на занятии. Вы также видите все движения, выполненные вами, вспоминаете стихи и сказки. Вы как будто видите на экране телевизора всё занятие от начала до конца, а теперь откройте глаза. Назовите каждый хотя бы по одному слову, которое вам удалось увидеть на экране вашего «внутреннего» телевизора. /Дети показывают движения, называют слова/
  • Я думаю, что вы многое узнали сегодня. Надеюсь, что в будущем вы станете настоящими Друзьями Природы.
  • На этом наше занятие закончено. Спасибо.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия №2 "Явления природы"

Занятие №2 из цикла  "Юный эколог". Вспоминаем с детьми времена года, и знакомими с явлениями природы, которые происходят в каждое время года. Занятие проводиться при помощи Балансира ...

Конспект занятий "Зимние явления в природе"

Цель: обогащение знаний детей об особенностях зимней природы.Задачи:1. Расширять знания детей о зимних явлениях природы: оттепель, иней,снегопад, метель; совершенствовать умение рисовать широкие линии...

Конспект НОД "Природные явления, погода"

Цель занятия: расширение представления детей о природных явлениях, учить наблюдать, развивать любознательность, всматриваться в явления и объекты природы, замечать их изменения....

Конспект НОД "Природные явления"

Цель: Знакомство детей с явлениями природы.Образовательные задачи: Уточнить и расширить знания детей о явлениях природы; познакомить детей с такими природными явлениями как облака, туман, ветер и так ...

Конспект занятия : «Зимние явления в природе».

Зима не только холод и морозы, но многое интересное вокруг....

Конспект занятия «Природные явления» (Старшая группа)

Конспект занятия  «Природные явления» (Старшая группа)...