Конспект НОД "Природные явления"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Архипова Екатерина Брониславовна

Цель: Знакомство детей с явлениями природы.

Образовательные задачи: Уточнить и расширить знания детей о явлениях природы; познакомить детей с такими природными явлениями как облака, туман, ветер и так далее. Узнавать природные явления и изменение погоды.

Воспитательные задачи: Воспитывать эстетическое восприятие природы, желание любоваться красивыми явлениями природы, воспитывать бережное отношение к природе.

Развивающие задачи: Развивать образное и ассоциативное мышление, внимание, восприятие, память, наблюдательность, любознательность, способность анализировать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_prirodnye_yavleniya.docx31.68 КБ
Файл konspekt_nod_prirodnye_yavleniya.docx31.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Природные явления»

Цель: Знакомство детей с явлениями природы.

Образовательные задачи: Уточнить и расширить знания детей о явлениях природы; познакомить детей с такими природными явлениями как облака, туман, ветер и так далее. Узнавать природные явления и изменение погоды.

Воспитательные задачи: Воспитывать эстетическое восприятие природы, желание любоваться красивыми явлениями природы, воспитывать бережное отношение к природе.

Развивающие задачи: Развивать образное и ассоциативное мышление, внимание, восприятие, память, наблюдательность, любознательность, способность анализировать.

Активизация словаря: Гроза, туман, облако, природные явления, ветер, дождь, молния.

Методы, приемы: Игровой, наглядный, рассказ воспитателя, беседа.

Развивающая предметно-пространственная среда: картинки с изображениями природных явлений (дождь, гроза, туман, втер, облака),природный календарь.

Предварительная работа:

  • Наблюдение за природой в процессе прогулки
  • Провести беседу с детьми о природных явлениях
  • Чтение рассказа «четыре сезона»

Ход занятия:

I часть: Информационно-познавательная

Организационный момент.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю -

Всех мы вас приветствуем!

 Воспитатель: - Ребята, обратите внимание, сегодня мы познакомимся с природным календарём. Обсуждаем, какая сегодня погода, сравниваем с прошедшими днями. Сегодня мы с вами познакомимся с различными природными явлениями.

- Каждое утро мы узнаем прогноз погоды: светит ли сегодня солнышко, или капает дождик, ветрено или спокойно и тихо. Хорошей мы считаем тёплую солнечную безветренную погоду, или мороз и солнце, но без сильного ледяного ветра.

- Как вы думаете, что влияет на изменение в погоде? Как и почему она меняется? (ответы детей)

- За погоду на нашей планете отвечают: красное солнышко, могучий ветер и текучая водичка.

Чтение стихотворения О. Высоцкой:

- Солнце, солнце, ты откуда?

- Я из зорьки золотой!

- Дождик, дождик, ты откуда?

- Я из тучки грозовой!

- Ветер, ветер, ты откуда?

- Я из дальней стороны!

Мы – три брата, и повсюду

Добрым людям мы нужны!

Воспитатель: Так откуда к нам приходит солнышко? А дождик и ветер? (ответы детей). Далее чтение рассказа, сопровождая иллюстрациями для наглядно образного восприятия материала.

- Для того, что бы сменялись времена года, у природы есть свои помощники, которые приходят строго в своё время – месяц и сезон года. Сейчас я вас с ними познакомлю.

Солнце

Солнышко - это яркая звезда, оно восходит каждый день утром на рассвете, и заходит вечером на закате. Мы видим солнышко как яркий круг, на самом деле это огромная горячая звезда. Летом оно светит и греет, а зимой светит, но греет не так хорошо как летом. Если солнышко не видно, а небо затянуто тёмными тучками, то пойдёт дождик.

Дождь

Если посмотреть на небо в хмурую погоду, можно увидеть, что всё небо затянуто облаками. Если облака белые, то, скорее всего они не дождевые. Но, а если облака тёмные и как будто находятся совсем близко к земле, значит пойдёт дождик. Спасти нас от дождика поможет зонтик, или любое укрытие. Дождик может быть долгим, с крупными каплями, может быть лёгким и приятным и даже сопровождаться солнышком, так дождик называют грибным, так как говорится, что грибы любят такую погоду и начинают быстро расти. Так же дождь может сопровождаться раскатами грома и грозой.

- Что же такое гроза?

Когда дождь идёт сильный, случаются раскаты грома и сверкает молния. Это природное явление называется грозой. От неё лучше спрятаться дома, так как при грозе поднимается ветер и дождик льёт с большой силой. Очень важно не прятаться от них под одиноким деревом в поле, так как гроза может в него ударить.

- После дождика обычно выглядывает красавица радуга.

Это очень яркий цвет, который отображается от солнечных лучей и сияет разноцветными красками. Есть такое стихотворение, помогающее запомнить последовательность цветов на радуге. Они всего одинаковые

Каждый (красный)

Охотник (оранжевый)

Желает (жёлтый)

Знать (зелёный)

Где (голубой)

Сидит (синий)

Фазан (фиолетовый)

- Ещё один помощник природы, это ветер.

Ветер дует в любое время года. Но бывают месяца, которые принято считать самыми ветряными, они зависят от города, например на Камчатке, ветра дуют очень часто и достигают такой силы, что начинаются ураганы, а зимой – пурга. Дети тогда не ходят в садики по нескольку дней. Ветерок бывает тёплым, летним, осенью становится холоднее. Что бы защититься от сильного ветра нам помогает верхняя тёплая одежда.

- Зимой, когда на улице совсем холодает, дождик замерзает и становится снежинками, которые образуют сугробы. Из которых можно слепить снеговиков. Ещё по снегу можно кататься на лыжах, а на льду на коньках. Чем ближе вена, тем становится теплее и снег начинает таять, превращаясь в ручейки.

Физкультминутка «Ветерок»

Ветер веет над лесами, (Повороты тела в стороны)

Ветер веет над полями, (наклоны в стороны)

И качается трава. (качаем руками как травинками)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (поднимаем руки вверх высоко)

Ветер пыль над полем носит. (вращаем кистями рук)

Наклоняются колосья -

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот. ( наклоны тела по сторонам)

Воспитатель: ещё одним природным явлением являются облака. Они плывут над Землёй и иногда проливают дождик. Их хорошо видно днём на небе. Так же облака принимают различные формы, можно наблюдать за ними и, включив фантазию, увидеть различных животных, людей и фигурки. Если облака тёмные или серые – то это уже тучи. Когда туча становится все темнее, в ней образовывается вода и может пойти дождь и, даже, гроза с громом и молнией.

- А теперь разгадайте загадку:

Явление природы

Доброе, хорошее

На людей глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит. (солнышко)

Творческая игра «Облачка»

Воспитатель: давайте представим, что мы стали белыми, пушистыми, воздушными облачками. Подул сильный ветер и поднял облачка высоко над Землёй. Давайте будем летать и кружиться и споём песенку маленьких облачков.

Мы летим под облаками,

Мы летим под облаками,

А земля плывёт под нами:

Роща, поле, сад и речка,

И дома, и человечки.

- Теперь подул ветерок и разогнал облачка. Выглянуло солнышко. Ребята что мы знаем о солнце? Что мы можем сказать когда светит солнышко? А когда не светит и на небе тучки?

Итог занятия (рефлексия)

- О каких природных явлениях мы сегодня говорили?

- Какие природные явления влияют на состояние погоды?

- Что нового и интересного вы узнали?

- Какие моменты вам больше понравились и почему?



Предварительный просмотр:

Тема «Природные явления»

Цель: Знакомство детей с явлениями природы.

Образовательные задачи: Уточнить и расширить знания детей о явлениях природы; познакомить детей с такими природными явлениями как облака, туман, ветер и так далее. Узнавать природные явления и изменение погоды.

Воспитательные задачи: Воспитывать эстетическое восприятие природы, желание любоваться красивыми явлениями природы, воспитывать бережное отношение к природе.

Развивающие задачи: Развивать образное и ассоциативное мышление, внимание, восприятие, память, наблюдательность, любознательность, способность анализировать.

Активизация словаря: Гроза, туман, облако, природные явления, ветер, дождь, молния.

Методы, приемы: Игровой, наглядный, рассказ воспитателя, беседа.

Развивающая предметно-пространственная среда: картинки с изображениями природных явлений (дождь, гроза, туман, втер, облака),природный календарь.

Предварительная работа:

  • Наблюдение за природой в процессе прогулки
  • Провести беседу с детьми о природных явлениях
  • Чтение рассказа «четыре сезона»

Ход занятия:

I часть: Информационно-познавательная

Организационный момент.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю -

Всех мы вас приветствуем!

 Воспитатель: - Ребята, обратите внимание, сегодня мы познакомимся с природным календарём. Обсуждаем, какая сегодня погода, сравниваем с прошедшими днями. Сегодня мы с вами познакомимся с различными природными явлениями.

- Каждое утро мы узнаем прогноз погоды: светит ли сегодня солнышко, или капает дождик, ветрено или спокойно и тихо. Хорошей мы считаем тёплую солнечную безветренную погоду, или мороз и солнце, но без сильного ледяного ветра.

- Как вы думаете, что влияет на изменение в погоде? Как и почему она меняется? (ответы детей)

- За погоду на нашей планете отвечают: красное солнышко, могучий ветер и текучая водичка.

Чтение стихотворения О. Высоцкой:

- Солнце, солнце, ты откуда?

- Я из зорьки золотой!

- Дождик, дождик, ты откуда?

- Я из тучки грозовой!

- Ветер, ветер, ты откуда?

- Я из дальней стороны!

Мы – три брата, и повсюду

Добрым людям мы нужны!

Воспитатель: Так откуда к нам приходит солнышко? А дождик и ветер? (ответы детей). Далее чтение рассказа, сопровождая иллюстрациями для наглядно образного восприятия материала.

- Для того, что бы сменялись времена года, у природы есть свои помощники, которые приходят строго в своё время – месяц и сезон года. Сейчас я вас с ними познакомлю.

Солнце

Солнышко - это яркая звезда, оно восходит каждый день утром на рассвете, и заходит вечером на закате. Мы видим солнышко как яркий круг, на самом деле это огромная горячая звезда. Летом оно светит и греет, а зимой светит, но греет не так хорошо как летом. Если солнышко не видно, а небо затянуто тёмными тучками, то пойдёт дождик.

Дождь

Если посмотреть на небо в хмурую погоду, можно увидеть, что всё небо затянуто облаками. Если облака белые, то, скорее всего они не дождевые. Но, а если облака тёмные и как будто находятся совсем близко к земле, значит пойдёт дождик. Спасти нас от дождика поможет зонтик, или любое укрытие. Дождик может быть долгим, с крупными каплями, может быть лёгким и приятным и даже сопровождаться солнышком, так дождик называют грибным, так как говорится, что грибы любят такую погоду и начинают быстро расти. Так же дождь может сопровождаться раскатами грома и грозой.

- Что же такое гроза?

Когда дождь идёт сильный, случаются раскаты грома и сверкает молния. Это природное явление называется грозой. От неё лучше спрятаться дома, так как при грозе поднимается ветер и дождик льёт с большой силой. Очень важно не прятаться от них под одиноким деревом в поле, так как гроза может в него ударить.

- После дождика обычно выглядывает красавица радуга.

Это очень яркий цвет, который отображается от солнечных лучей и сияет разноцветными красками. Есть такое стихотворение, помогающее запомнить последовательность цветов на радуге. Они всего одинаковые

Каждый (красный)

Охотник (оранжевый)

Желает (жёлтый)

Знать (зелёный)

Где (голубой)

Сидит (синий)

Фазан (фиолетовый)

- Ещё один помощник природы, это ветер.

Ветер дует в любое время года. Но бывают месяца, которые принято считать самыми ветряными, они зависят от города, например на Камчатке, ветра дуют очень часто и достигают такой силы, что начинаются ураганы, а зимой – пурга. Дети тогда не ходят в садики по нескольку дней. Ветерок бывает тёплым, летним, осенью становится холоднее. Что бы защититься от сильного ветра нам помогает верхняя тёплая одежда.

- Зимой, когда на улице совсем холодает, дождик замерзает и становится снежинками, которые образуют сугробы. Из которых можно слепить снеговиков. Ещё по снегу можно кататься на лыжах, а на льду на коньках. Чем ближе вена, тем становится теплее и снег начинает таять, превращаясь в ручейки.

Физкультминутка «Ветерок»

Ветер веет над лесами, (Повороты тела в стороны)

Ветер веет над полями, (наклоны в стороны)

И качается трава. (качаем руками как травинками)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора. (поднимаем руки вверх высоко)

Ветер пыль над полем носит. (вращаем кистями рук)

Наклоняются колосья -

Вправо-влево, взад-вперёд,

А потом наоборот. ( наклоны тела по сторонам)

Воспитатель: ещё одним природным явлением являются облака. Они плывут над Землёй и иногда проливают дождик. Их хорошо видно днём на небе. Так же облака принимают различные формы, можно наблюдать за ними и, включив фантазию, увидеть различных животных, людей и фигурки. Если облака тёмные или серые – то это уже тучи. Когда туча становится все темнее, в ней образовывается вода и может пойти дождь и, даже, гроза с громом и молнией.

- А теперь разгадайте загадку:

Явление природы

Доброе, хорошее

На людей глядит,

А людям на себя

Глядеть не велит. (солнышко)

Творческая игра «Облачка»

Воспитатель: давайте представим, что мы стали белыми, пушистыми, воздушными облачками. Подул сильный ветер и поднял облачка высоко над Землёй. Давайте будем летать и кружиться и споём песенку маленьких облачков.

Мы летим под облаками,

Мы летим под облаками,

А земля плывёт под нами:

Роща, поле, сад и речка,

И дома, и человечки.

- Теперь подул ветерок и разогнал облачка. Выглянуло солнышко. Ребята что мы знаем о солнце? Что мы можем сказать когда светит солнышко? А когда не светит и на небе тучки?

Итог занятия (рефлексия)

- О каких природных явлениях мы сегодня говорили?

- Какие природные явления влияют на состояние погоды?

- Что нового и интересного вы узнали?

- Какие моменты вам больше понравились и почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в средней группе по разделу «Ребенок и окружающий мир. Явления общественной жизни» на тему« Мой любимый детский сад»

Программное содержание:Продолжать знакомитьДетей с детским садом и его сотрудниками,Совершенствовать умение свободноОриентироваться в помещении детского сада;Развивать слуховое внимание - умение...

Конспект занятия "Явления природы"

Занятие по экспериментированию в подготовительной к школе группе....

Конспект занятия "Явления природы, их многообразие"

Цель - знакомство детей с явлениями природы.Задачи.1. Познакомить детей с природными явлениями (листопад, дождь, снегопад, солнце)2. Учить соотносить многообразие природных явлений с временами года, д...

Опасные природные явления с использованием ИКТ "Есть природное явление, людям всем на удивление"

Конспект образовательной деятельности в старшей группе по ОБЖ....

Конспект занятия «Явления природы зимой»

Цель: создание условий для расширения представления детей о зимних явлениях в природе.  Задачи: Закрепить с детьми признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зим...

Конспект " Зимней явления в природе"

Программное содержание:       Расширять представления детей о зимних изменениях в природе. Закреплять знания о зимних месяцах. Активизировать словарный запас...