Главные вкладки

    ОЗДОРОВЛЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ ЦВЕТОТЕРАПИИ
    план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

    Иванькова Татьяна Александровна

    Анализ проблем сиротства, привел к пониманию того, что условия, в которых живут эти дети, искажают развитие морально-личностных качеств. Как правило,  у детей в условиях детского дома не формируется произвольное поведение, не стимулируется развитие познавательной активности, с трудом формируются познавательные интересы. Для обогащения социального, эмоционального, сенсорного, нравственного, речевого опыта поможет использование цветотерапии. Красота цветного окружающего мира будет для ребенка настоящим источником радости, если он научится видеть и созидать эту красоту. Работа поможет разобраться в том, как влияют цвета на психологическое и физическое здоровье детей и окажет помощь в воспитании, обучении детей дошкольного возраста.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Краевое государственное образовательное учреждение

    для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

    «Специальный (коррекционный) детский дом № 2 для детей-сирот и детей,

    оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

    Оздоровление, воспитание, обучение с помощью цветотерапии

    Из опыта работы.

    Я работаю воспитателем в дошкольном детском доме и много лет занимаюсь цветотерапией с целью оздоровления, воспитания и обучения детей. Знания о цветотерапии дошли до нас из глубокой древности. Сейчас их углубляют, проводят научные исследования, применяют на практике. Появилось много литературы по этому разделу мировосприятия.

    Довольно часто в повседневной жизни мы сталкиваемся с различными проблемами в поведении и здоровье маленьких детей, а особенно у детей  живущих в детском доме. С целью помощи в воспитании, обучении и оздоровлении детей я решила использовать цветотерапию. Цвет влияет на людей на подсознательном уровне, а это очень важный фактор в нашей работе, не нужно объяснять, растолковывать.

    Начала я с проведения релаксаций, усиленных цветом. Подбирала каждому ребенку цвет индивидуально. Для этого была составлена специальная таблица.

    Я заметила, что после таких занятий, дети становились уравновешеннее, внимательнее, дружелюбнее, легче усваивали учебный материал.

    Хорошо помогает цветотерапия в профилактике зрительных заболеваний. Я стала применять гимнастики для глаз в цветовом оформлении. Дети стали выполнять эти упражнения с большим интересом, вниманием, желанием. Повысился и оздоровительный эффект.

    Цветотерапия играет свою положительную роль и в закаливании. Когда требовалось более сильное холодовое воздействие стелили синюю дорожку, более теплое - желтую дорожку.

    Здоровье детей может значительно укрепить созерцание бумаги или ткани оранжевого цвета. Оранжевый цвет отторгает болезни.

    Я сделала подборку «Разноцветных сказок». Читаю их детям на соответствующем цветном фоне. Дети, внимание которых привлечено к цвету, живее воспринимают сравнения, снег, как белокрылая лебедушка, одуванчики, как золотой шар. Им становятся понятнее глаголы «посинеть», «позеленеть».

    Так же с целью оздоровления делались водные цветные ванны. Для ванн используются морские цветные соли.

    Было придумано и использовано множество разноцветных игр. Например, голубая игра «Дождик», оранжевая «Апельсин». Очень любят дети играть в «Радугу».

    Так же мною в работе был использован такой раздел цветотерапии, как «Цвет и птица».

    Применяя все перечисленное выше, я могу сказать, что цветотерапия помагает разнообразить занятия с детьми, делать их более интересными.

    Диагностики детей по различным видам деятельности показывают несомненный успех в развитии детей.

    Ниже приводятся сказки, придуманные детьми, с которыми занимались с помощью цветотерапии.



    Предварительный просмотр:

    Занятие по цветотерапии:

    «Путешествие в зеленую страну».

    Задачи: закрепить знание зеленого цвета, узнавать овощи в загадках о них, дать знания о свойствах воды, учить слушать сказку и понимать ее содержание, оздоравливание детей с помощью зеленого цвета.

    Оборудование: корзинка с овощами, тазик с водой, морская соль, железная и деревянная палочки, бумажные зеленые листочки, для полянки зеленая ткань, цветы в горшках.

    Воспитатель: Дети, мы сегодня отправимся с вами в зеленую страну. В этой стране будет все зеленое. Чтобы попасть в нее, нужно, чтобы на каждом из вас было что-нибудь зеленого цвета. Опрос детей - у кого, что зеленое.

    По зеленой дорожке дети идут в зеленую страну.

    1-я остановка «Овощная».

    Дети рассматривают овощи зеленого цвета: кабачок, капуста, огурец, перец, горошек и яблоко.

    Вопрос к детям: - Что в корзинке лишнее?

    Ответ детей:- яблоко, потому что это фрукт.

    Далее воспитатель загадывает детям про каждый овощ загадку.

    1.  Как надела сто рубах,

    захрустела на зубах

    2. Летом – в огороде,

    Свежие, зеленые.

    А зимою в бочке,

    Крепкие, соленые.

    Отгадайте, молодцы,

    Как зовут нас ….

    3. Вот стручок – огромный дом,

    Поселились братцы в нем.

    Каждый братец – скоморох,

    А стручок этот - ….

    4. Кто разлегся среди грядки,

    Кто играть не любит в прятки.

    Вот Емеля – простачок

    Зеленобокий - …..

    5. Что,  как светофор

    Красный, желтый, зеленый

    Дети отгадывают.

    Отправляются на 2-ю остановку «Водная».

    Вместе с детьми делаем зеленую воду с помощью морской соли.

    Далее проводятся опыты. В воду опускаются сначала деревянная палочка, затем железная. Дети отмечают, что деревянная не тонет, потому, что она легкая, а железная тонет, потому что она тяжелая.

    После опытов проводится релаксационное упражнение «Зеленые листочки».

    На деревьях мы висели,

    Ветер дунул, полетели

    И на землю тихо сели,

    Снова ветер набежал

    И листочки все поднял.

    Закружились, полетели

    На полянку тихо сели.

    На оформленной зеленой полянке детям читается «Зеленая сказка».

    Девочка надела ЗЕЛЕНЫЙ сарафан с ЗЕЛЕНЫМ кармашком и пошла в лес. А в лесу все было ЗЕЛЕНОЕ – преЗЕЛЕНОЕ. И деревья были ЗЕЛЕНЫЕ, и кусты были ЗЕЛЕНЫЕ, и трава была ЗЕЛЕНАЯ, даже вода в маленькой луже и та была ЗЕЛЕНАЯ.

    Девочке очень захотелось поймать ЗЕЛЕНОГО лягушонка и разглядеть, сколько пальцев у него на лапках. Вот она и решила: «Если лягушонок увидит мой ЗЕЛЕНЫЙ сарафан с ЗЕЛЕНЫМ кармашком, он ничуть меня не испугается».

    Так оно и было. ЗЕЛЕНЫЙ лягушонок вылез из ЗЕЛЕНОЙ лужи, в которой отражались ЗЕЛЕНЫЕ листья деревьев и ЗЕЛЕНЫЕ травинки, и ничуть не испугался девочки в ЗЕЛЕНОМ сарафане.

    - Ква! – удивился он – какое смешное ЗЕЛЕНОЕ деревце выросло возле моей лужи!

    Тут девочке и надо бы взять лягушонка в руки и разглядеть, сколько у него на лапках пальцев. Но ей стало очень смешно: подумать только – лягушонок принял ее за дерево! Она засмеялась и сказала:

    - Я вовсе не дерево!

    Конечно, лягушонок очень испугался. Ведь он никогда не слышал, чтобы деревья смеялись, да и вдобавок и говорили. И – бултых обратно в лужу.



    Предварительный просмотр:

    Желтая /солнечная физкультура.

    Задачи: укрепить здоровье детей с помощью организованной двигательной активности и влияния желтого цвета на подсознательном уровне; закрепить бег врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, ходьба змейкой между предметами; учить метать мешочки в цель, замах рукой снизу, повторить прыжки из круга в круг с продвижением вперед; в игре умение действовать по сигналу; воспитывать доброту, желание прийти на помощь, умение преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели; коррекционная работа над осанкой, дыханием.

    Пособия: Большой макет солнца, круги с изображением солнца по количеству детей, обручи желтого цвета по количеству детей, мешочки с песком желтого цвета по количеству детей.

    Организационный момент: Воспитатель спрашивает: «Какое сейчас время года?» Правильно, зима, холодно. А хорошо когда светит теплое, яркое, лучистое солнышко? Давайте позовем его в гости.

    Дети зовут Солнышко в гости.

    Солнышко появляется.

    Воспитатель: «Давайте покажем солнышку, как мы умеем играть.

    I часть Построение в шеренгу, ходьба с высоким подниманием колен; бег врассыпную; ходьба змейкой между «лучиками»; бег до 1,5 минут в умеренном темпе, переход на ходьбу.

    II часть ОРУ с предметами «Солнышками».

    1. И.п.: основная стойка, руки внизу.
    1. руки «лучи» вверх, вниз – вернутся в исходное положение (8 раз).
    1. И.п. тоже – руки «лучи» вперед, к груди – вернутся в и.п. (8 раз).
    2. И.п.: ноги врозь, руки внизу – повороты влево, вправо (показать «солнышко», вернутся в и.п. (4-6 раз).
    3. И.п. о.с. наклоны вперед, вернутся в и.п. (8 раз).
    4. И.п. лежа, ноги понять вверх, упражнение «велосипед» - поехали к солнышку.
    5. И.п. о.с., руки на поясе, «солнышко» внизу, перед ногами, прыжки через «солнышко» на двух ногах (9-12 раз).

    III часть Игровые упражнения.

    1. «Разгоним тучи» - метание мешочков в обручи.

    Мотивация – чем больше попадаем, тем быстрее разгоним тучи.

    1. «По пути к солнышку преодоление препятствий».

    Выполнение прыжков из обруча в обруч на двух ногах вместе.

    П.И. «Солнышко и дождик».

    Действие по сигналу на слово «дождь» - бег врассыпную по всему залу, не наталкиваясь друг на друга.

    На слово «солнце» - остановка – греемся на солнышке.

    IV часть Релаксация «Ласковое солнышко».

    Солнышко заглянуло в глаза, закрываем глаза, побежали лучики по лицу- нежно поглаживаем лицо: лоб, нос, щеки; побежало по телу – гладим шею, живот, руки, ноги. Ходьба по залу в медленном темпе, дыхательное упражнение – дуем на «солнышко».



    Предварительный просмотр:

    Подарки Принца из Оранжевой страны

    Цель. Продолжать учить сравнивать предметы по количеству. Формировать умение выделять предметы с заданными признаками. Развивать логическое мышление.

    Материал. Четыре оранжевых воздушных шарика и веревочки к ним. Кукла Принц. Карточки с изображением предметов разного цвета (среди них карточки с изображением предметов оранжевого цвета – по количеству детей). Игрушки оранжевого цвета: мяч, кубик, кольцо, машинка, тарелка. Коробка, обернутая оранжевой бумагой. Оранжевая гуашь, лист белой бумаги, кисточка, банка с водой, салфетка – на каждого ребенка.

    Ход занятия

    Воспитатель. Сегодня к нам в гости пришел Принц из Оранжевой страны. (Выставляет куклу). В этой стране все-все оранжевое. Поэтому она называется Оранжевая страна. Давайте поздороваемся с Принцем. (Дети здороваются).

    Принц (за него говорит воспитатель). Здравствуйте, дети! Посмотрите: вся одежда у меня оранжевого цвета. В моей стране все оранжевое: и игрушки, и дома, и мебель, и машины. А у вас в группе есть игрушки оранжевого цвета? (Да.) Принесите их мне, пожалуйста!

    Дети находят игрушки, разложенные по комнате, и приносят их Принцу.

    Принц. Никита, что за игрушку ты принес? (Мячик.) Какого он цвета? (Мячик оранжевого цвета.) Сколько у тебя мячиков? (Один.)

    Принц задает аналогичные вопросы каждому ребенку.

    Принц. У меня есть волшебная коробка. Вот она. (Показывает коробку, обернутую оранжевой бумагой.) Какого цвета коробка? (Оранжевого цвета.) Верно, она оранжевого цвета. В этой коробке спрятано сюрпризов. И вот один из них. (Достает воздушные шарики.) Что это? (Воздушные шарики.) Какого они цвета? (Оранжевого.) Что надо сделать, чтобы мы могли поиграть с этими шариками? (Их надо надуть.) Правильно. (Надувает один шарик.) Если я отпущу шарик, что с ним будет? (предложения детей. Если дети затрудняются ответить, воспитатель отпускает шарик, затем спрашивает, что с ним стало.) Что надо сделать, чтобы шарик не сдувался? (Его надо завязать.) Верно. У меня и веревочки есть. (Достает из коробки.) Как вы думаете, хватит этих веревочек, чтобы завязать все шарики? Не знаете? Тогда скажите, сколько у нас шариков. (Много.) Давайте к каждому шарику приложим одну веревочку. (Раскладывает попарно шарики и веревочки, сопровождая свои действия словами.) Около каждого шарика лежит веревочка? (Да.) Так сможем мы завязать все шарики? (Сможем.) Давайте это проверим. (Надувает шарики, завязывает их.) Все шарики мы надули? (Все.) Шарики завязали? (Все.) Значит, веревочек столько же, сколько шариков. Теперь поиграем с шариками.

    Дети идут в игровой уголок и выполняют упражнения с шариками (по выбору воспитателя).

    Воспитатель. Как весело мы играли с Принцем! Давайте подарим ему шарики. Одежда у него оранжевого цвета и шарики тоже оранжевые. (Привязывает шарики к рукам куклы.)

    Принц. Большое спасибо! А в моей коробке есть еще сюрпризы. (Достает карточки с изображением предметов разного цвета.) Что нарисовано на этих карточках? (Ответы детей.) Верно. Все эти предметы разного цвета. Давайте найдем карточки с оранжевыми предметами.

    Воспитатель поочередно приглашает детей к столу, просит найти карточку с изображением предмета оранжевого цвета и задает вопросы каждому ребенку: «Что нарисовано у тебя на карточке? Какого он (она, оно) цвета?»

    Принц. Посмотрим, что осталось в моей волшебной коробочке. (Достает банку с оранжевой гуашью.) Как вы думаете, что это? (Краска.) Какого она цвета? (Оранжевого.) Верно. Оранжевый цвет мой любимый. Хотите порисовать оранжевой краской? (Да.)

    Воспитатель. Кисточки и бумага у нас есть, так что можно и порисовать. Принц любит все оранжевое, значит, и нарисовать нам нужно что-то оранжевое. А что бывает оранжевого цвета? (Ответы детей.)

    По окончании работы воспитатель демонстрирует рисунки всем детям.

    Воспитатель. Сегодня Принц преподнес нам много сюрпризов, давайте и мы порадуем его: подарим наши рисунки.

    Принц. Спасибо! Мне ваши рисунки очень понравились! И вы мне тоже понравились. С вами было интересно играть. Ну а сейчас мне пора возвращаться в Оранжевую страну. До свидания, до новых встреч!



    Предварительный просмотр:

    «Радуга сказок»

    Занятия с применением цветотерапии помогают решать ряд задач: снять психоэмоциональное и мышечное напряжение; развивать познавательные процессы; формировать речевые навыки; эмоциональную сферу; закреплять сенсорные эталоны.

    Сказки, придуманные детьми, в занятиях с которыми применялась цветотерапия.

    Желтая сказка

    Жили-были желтые человечки. Они были очень веселые и жили в ярко-желтых солнечных одуванчиках. Все лето они помогали всем быть активными, здоровыми, веселыми. Желтые человечки направляли свои волшебные золотые лучики на людей и они становились счастливыми и радостными.

    Слава Б. (5 лет)

    Красная сказка

    Жил-был мальчик, он любил все красное и рисовал картинки, на которых все было красное. Однажды он увидел свою подружку Леру, которая плакала. Он подарил ей свои красные картинки и она перестала плакать.

    Рома Х. (6 лет)

    Зеленая сказка

    Жили-были дети и однажды они отправились в путешествие в зеленую страну. В зеленой стране был замечательный зеленый лес, овощи и фрукты только зеленые и все-все зеленое. Когда дети вернулись из зеленой страны, они перестали болеть.

    Настя Г. (5 лет)

    Синяя сказка

    Жил-был синий мир. В этом мире все было синее. Люди, которые попадали в синий мир, сразу умели летать в синем небе и все их мечты сбывались.

    Петя Т. (5 лет)

    Голубая сказка

    Жили-были голубые бусинки. Они появлялись, когда шел голубой дождь. Бусинки подпрыгивали по дорожке, стучали по зонтикам и все загаданные людьми желания сбывались.

    Лера С. (5 лет)

    Оранжевая сказка

    Однажды детям на сладкое дали замечательные, вкусные, сочные оранжевые апельсины. Дети их съели и больше никогда не жадничали и всегда делились своими игрушками и сладостями.

    Настя Д (5 лет)

    Фиолетовая сказка

    Жил на свете фиолетовый колокольчик. Он часто потихонечку пел свою фиолетовую песенку. Кому удавалось услышать его песенку становился добрым и мудрым.

    Данила Б (5 лет)



    Предварительный просмотр:

    Список литературы

    Бриль М., Исцеляющий свет. Цветотерапия: с чего начать. – СПб.: Изд-во «Вектор», 2009. – 160с. – (Практики для начинающих).

    Глушанок Т.Г., Волкова Л.Н. Тайны здоровья ребенка. - СПб.: Изд-во "Образование", 1994. - 230 с.

    Ерофеев В., Нестандартные методы оздоровления. - СПб, «Золотой век», «Диамант», 2000 - 244 с.

    Нищева Н.В., Разноцветные сказки. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1999.

    Лилли Саймон и Сью., Сила цвета и цветотерапия: Используйте преобразующие силы света и цвета для здоровья и благополучия/ пер. с анг. – СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2006. – 96 с.

    Швайко Г.С. 'Игры и игровые упражнения для развития речи' - Москва: Просвещение, 1983 - с.64


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОЗДОРОВЛЕНИЕ, ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ ЦВЕТОТЕРАПИИ

    Анализ проблем сиротства, привел к пониманию того, что условия, в которых живут эти дети, искажают развитие морально-личностных качеств. Как правило,  у детей в условиях детского дома не формируе...

    Практический материал для занятий по экологическому воспитанию дошкольников"В помощь педагогам ДОУ"

    Пояснительная запискаМир окружающий нас, устроен интересно и сложно. Много удивительного происходит в природе и всё кажется таким загадочным.Для интеллектуального развития маленького человека, для усв...

    "оздоровление дыхательнои системы с помощью физических упражнении"

    консультация для родителеи "оздоровление дыхательнои системы с помощью физических упражнении"...

    Обучение с помощью сюжетных картинок

    Обучение детей последовательному рассказыванию с помощью сюжетных картинок...

    Формирование мотивации к школьному обучению с помощью сказки у воспитанников ДОУ

    Готовность к школьному обучению у детей подготовительной группы детского сада предполагает у них наличие мотивов обучения и положительного отношения к школе. Позитивная мотивация к школе предполагает ...

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте "Помощь Карлсону. Звук и буква К"

    Занятие по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе детского сада. Тема: "Звуки к-кь и буква К"....

    РЕГУЛЯЦИЯ ЭМОЦИЙ И ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППЕ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ДЕТЬМИ С ОВЗ С ПОМОЩЬЮ ЦВЕТОТЕРАПИИ (Консультация по практическому применению методов цветотерапии)

    : Консультация посвящена практическому применению методов цветотерапии в дошкольных образовательных учреждениях как эффективного способа выявления и коррекции психоэмоционального состояния ребёнка. Ра...