Консультация для воспитателей на тему: « Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка в современных условиях»
материал (окружающий мир) по теме

 

 

     Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от уровня  и здравоохранения и образования, гигиенической культуры , социально-экономической ситуации в стране .Поэтому здоровье ребенка должно оцениваться в единстве с окружающей средой и адаптационными возможностями организма .

     Повышение устойчивости человека к различным неблагоприятным факторам окружающей среды - основная задача современной физической культуры. Физические упражнения в комплексе с оздоровительными мероприятиями могут служить эффективным средством выведения из организма человека чужеродных химических соединений . В работе даны  комплексы физических упражнений, направленных на выведение ксенобиотиков из  организма.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskaya_kultura_i_sohranenie_zdorovya.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

   В организм современного человека с пищей, водой и воздухом проникает множество вредных химических веществ.

           50-60% населения России живет в экологически неблагополучных районах,20%-в зоне экологического бедствия.

      Особенно уязвимыми оказываются дети дошкольного и младшего школьного возраста, чьи адаптационные механизмы еще недостаточно сформировались.

      С развитием химической промышленности в биосферу стало поступать более тысячи различных ксенобиотиков.                                                   Ксенобиотики  -  это вредные вещества, попадающие в организм   человека из загрязненной окружающей среды.

      При увеличении отрицательных воздействий, в результате которых концентрация вредных веществ увеличивается в несколько раз, растет число детей с тяжелыми формами хронических заболеваний.

      Согласно исследованиям,75% болезней взрослых заложены в детстве. Если 25 лет назад рождалось 20-25% ослабленных детей, то сейчас число «физиологически незрелых» новорожденных утроилось. Каждый четвертый ребенок дошкольного возраста болеет в течение года более 4-х раз.

У 30-40%детей наблюдаются неврологические проявления;

30-40% детей имеют отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата;

10-23% детей страдают аллергическими реакциями;

10-25% детей имеют патологии со стороны сердечно-сосудистой системы;

Только 10% детей приходят в школу здоровыми.

     Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от уровня  и здравоохранения и образования, гигиенической культуры , социально-экономической ситуации в стране .Поэтому здоровье ребенка должно оцениваться в единстве с окружающей средой и адаптационными возможностями организма .  

     Микроэлементы, поступающие в организм из окружающей среды , являются важнейшими катализаторами различных биохимических реакций, и их переизбыток или недостаток могут приводить к различным негативным последствиям . Согласно многочисленным исследованиям , отрицательное воздействие экотоксинов сказывается на :

  1. Физическом развитии;
  2. Иммунной системе;
  3. Дыхательной системе;
  4. Системе крови и кроветворения;
  5. Выделительной системе;
  6. Пищеварительной системе;

     Но многие предпатологические состояния детей можно предпрофилактировать средствами физического воспитания.                Поэтому в последние годы широко внедряются разнообразные средства более полной и эффективной адаптации организма к условиям окружающей среды.

     Повышение устойчивости человека к различным неблагоприятным факторам окружающей среды - основная задача современной физической культуры. Физические упражнения в комплексе с оздоровительными мероприятиями могут служить эффективным средством выведения из организма человека чужеродных химических соединений .

     Так дыхательные упражнения могут способствовать удалению ксенобиотиков  с выдыхаемым воздухом, диафрагмальное дыхание улучшает функцию желудочно-кишечного тракта. Комплекс физических упражнений должен подбираться таким образом, чтобы он приводил к повышению температуры тела , усилению процессов метаболизма и потоотделения , способствовал активации выделительной и защитной функции печени , почек  желудочно-кишечного тракта и легких .Достаточная по объему двигательная активность благоприятно сказывается и на функциональном состоянии головного мозга , увеличении работоспособности , улучшении состояния здоровья в целом.

      Разработан и опробован целый комплекс физических упражнений , состоящий из :

                  1.аэробных упражнений (ходьба, бег  плавание ) , которые направлены на улучшение деятельности сердечно-сосудистой  и дыхательной систем ;

                  2.общеразвивающих и специальных упражнений для улучшения функций желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата , мочевыделительной , дыхательной и центральной нервной систем ;

                  3.дыхательных упражнений для улучшения кровообращения и уравновешения центральной нервной системы.

      Эти упражнения воздействуют на все функции организма и доступны для детей любого возраста. Их целесообразно проводить во время утренней гимнастики, физ. паузы, физминутки, бодрящая гимнастика после дневного сна .Но нецелесообразно проводить всякого рода физ.упражнения на улице .В экологически неблагоприятных районах следует проводить занятия по физвоспитанию в закрытых помещениях при тщательном санитарно-гигиеническом контроле воздушной среды с помощью специальных приборов( ламп Чижевского, ионизаторов и очистителей воздуха

             Комплексы физических упражнений,

направленных на выведение ксенобиотиков из                              

                               организма.

                             Упражнения для улучшения

                       секреторной и моторной функций

                         желудочно  –  кишечного тракта  

1. Исходное положение: стоя, руки на поясе.

а)  наклоны туловища вправо-влево;

б)  повороты корпуса вправо-влево;

в)  наклон вперед-назад.

2. Исходное положение: стоя, руки по швам.

а) вытянуть руки вперед и сделать мах правой ногой вверх к рукам.           То же левой ногой.

3. Исходное положение: лежа на спине:

а)  Упражнение « Велосипед»

б)  Упражнение « Ножницы»

4. Диафрагмальное дыхание.

                       

                   Методические рекомендации:

    Кроме этих упражнений, широко применяются игры средней и малой подвижности со сменой исходного положения (стоя, сидя, лежа)

    Упражнения для укрепления мышц брюшного пояса следует выполнять без чрезмерного напряжения, избегая неприятных ощущений, с небольшим количеством повторений.

                   Упражнения для улучшения

дренажной функции желчного пузыря и его протоков.

  1. Исходное положение: лежа на спине.

 а)  поднять вверх правую ногу, выдох. Повторить движения левой   ногой.

б)  вытянуть руки вперед и перейти в положение сидя, выдох;

в) вытянуть руки вперед и перейти в положение сидя, повернуть туловище вправо на 45 градусов, выдох. То же влево.

г) приподнять голову и плечи, посмотреть на носки, выдох.

  1. Диафрагмальное дыхание.
  2. Исходное положение – лежа на левом боку:

а) согнуть ноги в коленях и притянуть их к груди, выдох.

  1. Исходное положение: стоя на четвереньках.

а)  поднять голову вверх. Вдох. Не отрывая руки от пола, сесть на пятки, выдох;

б) « Кошечка ласковая»;

в)  « Кошечка сердитая».

          Методические рекомендации:  

Упражнения выполняются в среднем темпе лежа на спине, на левом боку или стоя на четвереньках (дренажные положения) Упражнения для брюшного пресса выполняются без значительного повышения внутрибрюшного давления в сочетании со статическими и динамическими дыхательными упражнениями.

                      Упражнения для улучшения

        обменных и выделительных  процессах в почках.

  1. Исходное положение: стоя, руки по швам:

а) наклон вправо, руки на поясе, наклон влево, руки на поясе.

б) пружинящие наклоны вперед, руки согнуты перед грудью и пальцы  сцеплены в замок;

в)  Поворот туловища вправо, влево.

  1. Исходное положение: лежа на спине.

а) диафрагмальное дыхание;

б) упражнение « Бревнышко»: перекатывание со спины на живот и обратно;

в) упражнение « Велосипед»;

г) упражнение « Ножницы»;

  1. Исходное положение: лежа на животе:

а) поднять прямую правую (левую) ногу вверх. Удержать ноги наверху вместе;

б) напрячь ягодицы, расслабить;

в)  на вдохе поднять голову и плечи над полом, опираясь на согнутые в локтях руки; и. п., выдох;

г) Упражнение « Рыбка».

  1. Исходное упражнение: стоя на четвереньках:

а) упражнение «Кошечка ласковая»;

б) Упражнение « Кошечка сердитая».

  1. Диафрагмальное дыхание.

                               Методические рекомендации:

Упражнения выполняются в среднем и медленном темпе, т.к. небольшие физические нагрузки активизируют мочеобразование и почечный кровоток.

                               Упражнения для улучшения

                          работы  бронхо - легочной системы

  1. Исходное положение: стоя, руки на поясе.

     а) Пружинящие наклоны вперед, касаясь пола;

     б) повороты корпуса вправо, влево;

  1. Исходное положение: стоя, кисти рук на плечах.

     а) круговые движения согнутыми в локтях руками вперед, назад;

  1. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе.

а)  упираясь руками в колени и разведя при этом согнутые локти в стороны, присесть и выдохнуть;

б) наклон вперед, руки в стороны, повернуть корпус вправо, влево.

  1. Исходное положение: стоя с гимнастической палкой в руках;

а) поднять палку до уровня плеч, вдох, присесть, выдох; встать, вытянув руки вперед, вдох. Вернуться в и.п., выдох;

б) поднять палку вверх, слегка прогнуть спину, вдох. И.п., выдох.

  1. Исходное положение: стоя с гимнастической палкой в руках:

а) поднять руки вверх, поставить правую (левую) ногу на носочек, вдох. И. п., выдох;

  1. Исходное положение: стоя,

а) обхватить нижнюю часть грудной клетки руками и на выдохе сделать наклон вперед, произнося при этом» ж-ж-ж

  1. Исходное положение: лежа на спине:

а) согнуть руки в локтях и, упираясь ими в пол, поднять грудную клетку вверх, выдох. И.п. Вдох.

б) попеременно поднять вверх  правую, левую ноги .

  1. Диафрагмальное дыхание.

                      Методические рекомендации:

  При выполнении общеразвивающих упражнений важно согласовывать амплитуду и тем движений с фазами, глубиной и ритмом дыхания.

 Упражнения выполнять в среднем и медленном темпе, в спокойной обстановке.

 

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка в современных условиях

Экологическая культура и  сохранение здоровья ребенка в современных условиях  - это материал, который можно использовать как практимум для родителей. в данной   консультации предла...

Мастер – класс для педагогов ДОУ «Экология и сохранение здоровья ребенка в современных условиях»

Состояние окружающей среды ухудшается с каждым годом и напрямую влияет на наше здоровье. С того момента, как человеческая деятельность стала активно влиять на природу, все настойчивее появляются данны...

«Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка"

В организм человека с пищей, водой и воздухом попадает множество химических веществ. Особенно уязвивыми оказываются дети дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Основные факторы, способствующие укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях»

Под культурой здоровья понимается общая способность и готовность личности ребенка к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанных на знаниях и опыте, которые приобретены в образовательном п...

Консультация для воспитателей на тему: «Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка — это основа формирования личности»

Что же такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка» С.И. Ожегова: "Правильная, нормальная деятельность организма». В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) г...

Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка в современных условиях.

С развитием химической прoмышленности в биoсферу стало поступать бoлee тысячи различных ксeнобиотиков. Ксенобиотики – это вредные вещества, пoпадающие в организм человека из загрязненн...