НОД "Тайны птичьего мира"
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

Немытова Ирина Васильевна

НОД "Тайны птичьего мира"

I

1. Организационный момент.

2. Задание 1 «Дополни рассказ рисунками»

3. Логическая задачка.

4. Задание 2 «Зимующие птицы»

5. Беседа с детьми о перелетных птицах.

6. Дидактическая игра «Кто как поет?»

7. Инсценировка стихотворения «Спор в скворечнике».

II

  1. Разминка для пальцев и гимнастика для глаз «Птичка»

  2. Показ и объяснение изготовления фигуры «Воробей» (оригами)

  3. Упражнение на развитие дыхания и силы голоса «Птички летают»

  4. Итог занятия.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_tayny_ptichego_mira.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание:

1 - Уточнить и  расширить представления детей о зимующих и перелетных птицах - почему называются зимующими, перелетными, чем питаются, где строят гнезда, как голос подают;

- классифицировать птиц на зимующих и перелетных;

- учить детей описывать птиц по характерным признакам и по описанию, узнавать их;

- упражнять в образовании сложных прилагательных; развивать у детей интерес к жизни птиц;

- обогатить словарь путем введения слов:

зимующие, перелетные, ухает, тинькает, воркует, свистит: развивать умение пересказывать стихотворный текст по ролям; учить логически мыслить;

2- Продолжать учить детей работать руками, следуя устным инструкциям; развивать мелкую моторику рук:

- закрепить приемы складывания фигуры «Воробей»

- упражнять в развитии дыхания и силы голоса;

-  воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

Оборудование:

конверт с карточками, на которых изображены птицы; рисунки к рассказам;

картинки с зимующими и перелетными птицами; грамзапись птичьих голосов;

на каждого ребенка лист с изображением зимующих и перелетных птиц;

бумага 8х8 коричневого цвета.

План занятия:

I

1. Организационный момент.

2. Задание 1 «Дополни рассказ рисунками»

3. Логическая задачка.

4. Задание 2 «Зимующие птицы»

5. Беседа с детьми о перелетных птицах.

6. Дидактическая игра «Кто как поет?»

7. Инсценировка стихотворения «Спор в скворечнике».

II

  1. Разминка для пальцев и гимнастика для глаз «Птичка»
  2. Показ и объяснение изготовления фигуры «Воробей»
  3. Упражнение на развитие дыхания и силы голоса «Птички летают»
  4. Итог занятия.

Ход занятия

  1. Организационный момент

«Кто - то бросил нам в окошко, посмотрите, письмецо

Может, это лучик солнца, что щекочет мне лицо?

Может, это воробьишко, Пролетая обронил?

Может, кот письмо, как мышку, На окошко заманил?

Как попал ты в группу нашу? Разберемся, ой, постой

На конверте адрес наш ведь, А обратный чей?

- А обратного адреса нет, наверное, забыли написать. Давайте вскроем конверт (достаю карточку с птицами) Так, кто - же прислал нам конверт? (Лесные птицы) Им хотелось бы узнать, как вы умеете о них рассказывать.

2. Задание 1: «Дополни рассказ рисунками»

Сейчас я вам буду рассказывать рассказ, а вы должны дополнить мой рассказ рисунками, которые лежат на столе (один ребенок выполняет, а остальные дети - внимательно слушайте и проверяйте, правильно ли он выполнил задание.)

а) Крепким клювом долбит (дятел) поврежденное (дерево) и достает вредных (насекомых). Намусорил под деревом, разбросал пустые (шишки). Гнездо строит в (дупле), у него длинный (клюв).

Правильно ли выполнено задание?

Артикуляционное упражнение для языка

Покажите, как дятел высовывает язык, чтобы достать насекомых «Иголочка»

б) Эта птица живет в ельнике (клест), утепляет гнездо (перьями), крестообразный (клюв), питается (семенами). Выводит зимой (птенцов).

Упражнения для языка.

Давайте покажем, как птенчики ждут пищу «Чашечка» и удержать по счету до 6,

Прилетел папа и принес семена

Упражнения для жеват. артик. мышц.

«Птенчики глотают пищу» (сглатывают слюну),

Упражнения для языка.

«Очень вкусная пища» (присосать широкий язык к небу, затем произнести «а»).

в) Красногрудый (снегирь) украшает (дерево). У него короткий толстый (клюв). Ест насекомых, а также (семена и ягоды), устраивает гнездо в (ельнике).

Упражнение для губ и щек

«Покажите клюв у снегиря» (Медленно всасывайте щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты, вытянуты вперед.)

(Дети, которые правильно выполнили задание, возьмите своих птиц и поселите их на дерево.)

Вопросы:

у дятла красная голова, значит он какой? (Дятел красноголовый)

у снегиря красная грудь, значит он какой? (Снегирь красногрудый). у клеста черный хвост, значит он какой? (Клест чернохвостый)

у воробья короткие лапы - он коротколапый.

у синицы желтая грудь - она желтогрудая.

у сороки белые бока - она белобокая.

у вороны длинный клюв - она длинноклювая.

3. Задание 2. Логическая задача.

А сейчас я вам загадаю задачу, чтобы ее решить надо очень внимательно слушать.

«Положили ребята в птичью кормушку ветку сушеной рябины, крошки хлеба, кусочки сала, насыпали пшеницу и горох. Прилетела стайка ма леньких сереньких птичек, сразу начали клевать крошки хлеба. К ним прилетели желтогрудые птицы - поклевать сала. Сели на кормушку трещетки.

Какие это были птицы? Как догадались ?

(Маленькие серенькие птички - это воробьи. Они прилетели поклевать крошки хлеба)

(Желтогрудые птицы - это синицы. Они прилетели поклевать кусочки сала.)

(Трещетки - это сороки. Они прилетели поклевать пшеницу и горох).

Поселите их.

Какие еще птицы могут прилететь на кормушку, кроме тех, которые у нас сидят на дереве?

(На кормушку могут прилететь вороны, голуби, кукушки, свиристели ... )

Посадите и этих птиц на наше дерево.

Как можно назвать всех этих птиц?

(Всех этих птиц можно назвать зимующими)

Почему? (Потому, что они зимуют у нас и не улетают в теплые края).

4. Задание 3. Зимующие птицы.

Вот мы с вами и вспомнили всех зимующих птиц, а сейчас соедините их изображения с рисунком того места, где они будут зимовать Назовите всех птиц, которые вы соединили с елочкой.

Если вы соединили этих птиц с елочкой, значит они зимующие или перелетные? (Зимующие).

Да, все эти птицы зимующие.

  1. Беседа с детьми о перелетных птицах.

А вот сегодня я проснулась от весеннего пения и перезвона птичьих голосов за окном. (Грамзапись).

Птицы весело и громко пели свои песни. На улицах появились птицы, которых не было зимой.

Откуда же прилетают к нам птицы? (Птицы прилетают к нам из теплых стран, с юга).

Почему птицы прилетают к нам? (Птицы прилетают к нам потому, что наступила весна, тает снег, становится тепло, появляются насекомые ... ) Как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края, а весной прилетают обратно? (Этих птиц называют перелетными).

Я сейчас перелетных птиц звать буду. Закличка (пою)

Уж вы наши пташечки, щебетушечки

Прилетайте к нам,

Весну ясную, весну красную

Принесите к нам.

Не слышат. Слаб мой голос, один он.

Ребята, помогите, птиц перелетных со мной позовите. Шире, шире хоровод,

Собирайся народ.

(Дети поют закличку)

Глядите а вот и они ....

Жаворонки - перелетушки, грач - летун, соловей - певун, Чижик - -пыжик, ласточка - свистунья, скворец - санитар. Покажите грача и расскажите о нем.

Расскажи, как можно догадаться, что это ласточка? Расскажите о скворце.

Перечислите всех остальных перелетных птиц, которые сидят на нашем чудо - дереве.

6. Кто как поет?

Ребята ,все люди мечтают когда-нибудь стать птицей и полететь, давайте и мы с вами полетаем и изобразим голоса птиц. Дети летают.

Я говорю :«ворона» Юля - кар - кар. Ворона что делает? (Каркает)

Сова - ух - ух (ухает)

Воробей - чик - чирик (чирикает)

Синица - тинь - тинь (тинькает)

Голубь - ур - ур (воркует)

 Кукушка - ку- ку (кукует)

Ласточка - синь - синь ( свистит)

Снегирь - фью - фью

Щегол - пить - пить

  1. Инсценировка стихотворения «Спор в скворечнике» Л. Ладонщиков

Ребята, а помните, мы с вами учили стихотворение «спор в скворечнике», автор Л. Ладонщиков.

Давайте об это расскажем.

Вед. Этот случай был весною

С юга птицы прилетели

Таял снег

А воробья выгоняли из жилья.

Сквор. - Убирайся вон отсюда.

Вед. Просвистел ему скворец

Вороб.- Ни за что, моя квартира Я не временный жилец Я тут вьюги и метели Терпеливо перенес.

Сквор. - Не упрямься

Мне в наследство

Этот дом достался с детства

Вместе: «Вылетай! Вылетай!»

Воспит. - Не ссорьтесь, милые мои, Я друзьям сердечно рада Охраняйте вместе сад!

Соедините крылышки «Мы одна большая, добрая птица. Давайте, послушаем как она дышит. Вдох - все делают шаг вперед, выдох - шаг назад

- Так не только дышит птица, так бьется ее большое, доброе сердце. Так давайте всегда будем добрыми, дружно жить и не ссориться. Воробушек, уступи, пожалуйста, домик скворцам, они снесут яички и будут долго вы сиживать их, чтобы вылупились птенцы. А мы сделаем тебе вот таких воробьев, у вас будет целое воробьиное семейство, вы будете летать в на шем волшебном саду.

11 ч. Конструирование (оригами)

Изготовление фигуры «Воробей»

1. Разминка для пальцев и гимнастика для глаз «Птичка»

Птичка крылышки сложила - руки сцеплены в замок

Птичка перышки намыла

Птичка клювом повела - Мизинцами водим по столу

 Птичка зернышки поела - Стучим мизинцами по столу.

 Птичка песенку запела - Мизинцем стучим по мизинцу

 Птичка крылышки раскрыла

Полетела, полетела

Птичка вправо полетела - Палец вправо

 Птичка влево полетела - Палец влево

К нам на нос она присела - Палец к носу

Посидела, посидела

И куда - то улетела - Отводим палец вперед на вытянутую руку.

1. Изготовление фигуры «Воробей», показ и объяснение.

  1. Упражнение на развитие дыхания и силы голоса.

Вот они наши симпатичные воробушки. Возьмите их и давайте поселим их в наш сад. А сейчас наши воробушки оживут и полетят. Чтобы птички далеко летели, надо дуть долго, сделайте глубокий вдох и плавный выдох (щеки на надувать)

И так они летают каждый день.

Итог занятия.

Заканчивая наше занятие, я хочу напомнить всем о чудесном весеннем празднике, который называется «Жаворонки»

Почему он так называется, как вы думаете?

(Потому, что в этот день ожидался прилет жаворонков).

По старинной традиции в этот день пекли из теста вестников весны.

Эти печенья раздавали детям со словами «Жаворонки прилетели, на головку детям сели», тем самым благословляли детей, чтобы дети были здоровы и счастливы. Я дарю вам и нашим гостям этих птичек - невеличек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему: "Тайны птичьего мира"

Познакомить детей  с удивительными загадками и тайнами  живой природы;- продолжать  активизировать познавательные способности  детей;-развивать у детей   интерес к жизни ...

Проект "Тайны птичьего мира" в рамках городского творческого конкурса "Внедрение ИКТ в практику работы учителей-логопедов ДОУ"

Формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры личности через развитие интереса к птицам....

Сценарий образовательной деятельности с использованием ИКТ в рамках проекта "Тайны птичьего мира"

Закрепление и усвоение знаний детей по лексической теме «Птицы»....

Конспект НОД по теме: "Тайны птичьего мира"

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для старшей группы....

«Тайны птичьего мира»

развитие у детей интереса к жизни птиц; продолжение знакомства с удивительными загадками и тайнами живой природы; активизация познавательных способностей детей...

Технологическая карта конспекта по окружающему миру "Тайна птичьего мира"

уточнять и расширять представления детей о птицах, об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособления их среде обитания- развивать речевую активность, внимание, мышление, моторику-расш...

,, Секреты птичьего мира.

Итоговое занятие по познавательному развитию (природный мир) в старшей группе с использованием элементов ТРИЗа...