Сценарий образовательной деятельности с использованием ИКТ в рамках проекта "Тайны птичьего мира"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Лагутина Светлана Равиковна

Закрепление и усвоение знаний детей по лексической теме «Птицы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_tayny_ptichgo_mira.docx28.35 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по речевому развитию для детей логопедической группы        

«ТАЙНЫ ПТИЧЬЕГО МИРА»

НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: «Речевое развитие»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: «Речевое развитие»

ТЕМА: «ТАЙНЫ ПТИЧЬЕГО МИРА»

Цель:  Закрепление и усвоение знаний детей по лексической теме «Птицы».

Задачи:  

Задачи воспитания:

       1.  Воспитывать интерес к природе, желание глубже познать ее тайны;

       2.  Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам, желание  

           помогать им;

Задачи развития:

       1. Развивать общую и мелкую моторику руки;

       2.  Способствовать развитию психических процессов:  внимания, памяти,

           слухового восприятия;

      3.  Развивать речевую активность, словесно-логическое  мышление;

      4.  Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи

          различного характера;

  1. Развивать связную речь, доказательно строить суждения;

Задачи образования:

  1. Расширять и систематизировать у детей обобщенное представление о птицах, как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе и имеют типичное строение;
  2. Активизировать словарь по теме «Птицы», ввести  в речь пространственные термины и предлоги;
  3. Формировать умение составлять сложноподчиненные предложения;
  4. Создавать условия для расширения представления детей об окружающем мире.

Работа над словарем: уточнение и закрепление словаря по теме «Птицы» (название птиц, их детенышей); ввести понятия «орнитолог», «клин», «скученная стая», «прямой фронт», «косяк».

Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулок; чтение стихов, рассказов о птицах; слушание аудиозаписи «Голоса птиц»; рассматривание иллюстраций с птицами; чтение сказок с героями-птицами; загадывание и отгадывание загадок о птицах; составление описательных рассказов по картинкам и схемам; дидактические игры по данной тематике.

Создание среды для организации и проведения интегративной деятельности: Ноутбук; презентация PowerPoint; аудиозапись голосов и пения птиц; макет яйца; лупы; картинки разных видов птиц,  картинки их детенышей; карточки «Кто лишний?»;  макеты: лес, водоем, луг, горы, Антарктида.

Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, чтение худ. литературы.

Приемы руководства деятельностью детей:

Приемы постановки целей и мотивации детской деятельности:

Создание ситуации взаимопомощи, установка на выполнение предстоящих заданий.

Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия:

Создание развивающей среды, использование загадок, проблемные вопросы.

Приемы организации практической деятельности детей:

Работа с ноутбуком, выполнение пальчиковых упражнений, физ. минутка, игровые упражнения и задания, работа с картинками, исследовательская деятельность.

Приемы поддержания интереса у детей:

Сюрпризный момент, чередование видов детской деятельности, использование презентации, картинок, макетов, инструментария для исследовательской деятельности, работа в парах, викторина сказок.

Приемы оценки и самооценки:

Взаимопомощь детей, оценка друг друга.

Планируемые результаты:

Личностные: любознательный, активный, самостоятельный, коммуникативный, эмоционально отзывчивый.

Интеллектуальные: имеет представление о всех видах птиц, умеет составлять рассказы по схемам и картинкам, сформирован игровой навык в играх.

Физические: развита мелкая моторика, согласовывает движения рук и ног со словами.

Интеграция образовательных областей:  речевое, социально-коммуникативное, познавательное, физическая культура.

Непосредственно  образовательная деятельность

Вводная часть (3-4 минуты)

Организационный момент: психологическая разминка

Л. Ребята, приглашаю вас в круг приветствия, улыбнулись все друг другу.

- здравствуй небо голубое,

- здравствуй солнце золотое,

- здравствуйте мои друзья,

  Без друзей нам жить нельзя!

Мотивация 

Л. Ребята, а вы ничего не слышите? (звукозапись, кто-то поет)

Д. Это  Незнайка распевает.

Л. Предлагаю всем пройти к столу и спросить у Незнайки, чем он занят?

Д. Незнайка, что ты делаешь? Чем ты занимаешься?

Н. Вот хочу смастерить рогатку, весна пришла, птиц налетело много, буду их пугать.

Л. Что ты, что ты, Незнайка! Разве ты не знал, что птицы наши друзья, их нельзя обижать. Они наши помощники.

Целеполагание

Л. Ребята, давайте мы с вами поможем Незнайке, поближе познакомится с пернатыми друзьями и тогда он поймет, что птиц обижать нельзя. А для этого  мы отправимся в путешествие, а куда догадайтесь сами? (звучит аудиозапись «пение птиц»)

Д. В гости к птицам.

Основная часть (20 минут)

Л. Действительно, чтобы попасть в мир птиц, мы должны отгадать загадки  о птицах. (Загадки на слайдах с 5-11)

Д. (отгадывают загадки и сверяются с правильностью ответа на экране)

Л. Вы уже очень много  знаете о птицах, в природе существует большое разнообразие птиц. Посмотрите, пожалуйста, на слайд и скажите как же устроено тело птицы?  Из каких частей оно состоит? (слайд 12)

 Д. (Ответы детей с опорой на картинку-схему  на экране)

Л. Ребята специально для Незнайки еще раз повторите что общего у всех птиц на земле?  (слайд 13)

Д. Все птицы имеют оперение, у всех птиц есть крылья, лапы, клюв. Все птицы откладывают яйца, чтобы вывести потомство.

(ответы сопровождаются появлением картинок на слайде).

Л.  Все птицы имеют одинаковое строение и все же птицы отличаются друг от друга.  И я предлагаю вам доказать, чем  же отличаются птицы, чем они не похожи?  (слайд 14)

Д. Различаются птицы по размеру, по окраске перьев, по месту обитания, по тому какую пищу употребляют, по образу жизни, по тому как выводят потомство, по строению своего тела. (ответы детей сопровождаются появлением картинок на слайде)

Л. На какие две группы можно разделить всех птиц?

Д. Перелетные и зимующие.

Л. Давайте поиграем в игру «К какому виду относится птица?» (слайд 16)

Н. А что, только два вида птиц существует?

Л. Конечно же нет, Незнайка! Сейчас тебе ребята назовут и покажут  другие группы птиц, ты только смотри и запоминай! (слайд 17)

Д. (называют разные группы птиц, ответ сопровождается появлением картинке на слайде)

Н. А почему осенью птицы улетают в теплые края?

Д. Потому что наступают холода и исчезают насекомые, птицам нечего есть.

Н. А как же они находят дорогу на юг и обратно?

Д. Они ориентируются  по звездам или же по магнитным колебаниям земли.

Л. Ребята вы обращали внимание на то, как птицы собираются в стаи и улетают. Журавли,  например,  выстраиваются «клином», другие птицы выстраиваются цепочкой в одну линию, это называется «прямой фронт». Гуси летят «косяком». (показ слайда 18)

Л. Предлагаю всем выйти на ковер и полетать как птички: вначале «стайкой»,    затем «клином»,  «прямым фронтом». (дети выполняют упражнения по показу взрослого  карточки). Встали все в кружок, а теперь пальчиковая игра «Птицы» (на последние слова дети рассаживаются на места).

Л. У каждой птицы есть свой домик. Давайте отгадаем, где чей домик? (слайд 19) Зачем птицам нужен домик или гнездо?

Д. Чтобы откладывать яйца. И выводить и высиживать деток.

Л. Как называются дети птиц? Предлагаю поиграть в игру «У кого кто?» (игра на слайде 20)

Л. А знаете ли вы, как появляются на свет птенцы? Предлагаю пройти к столу, на котором расположен макет яйца, посмотрите из чего оно состоит?

Д. Скорлупа, желток, белок, воздушная камера.

Л. Птенец развивается из желтка,  питание он получает из белка, а воздух из воздушной камеры, который поступает из маленьких отверстий на поверхности скорлупы. Мы можем рассмотреть их с помощью лупы. Возьмите лупы и посмотрите, что вы видите?

Д. Маленькие точечки – это еле заметные отверстия, через которые проходит воздух в яйцо.

Л. Вы настоящие исследователи. Предлагаю вам разделиться на пары и следующее задание выполнять в парах. Возьмите конверты, там вы найдете карточки. Нужно определить какая птица лишняя, отыщите ее среди других птиц на дереве. У всех разные птицы. Вам предлагается отгадать, что за птица у вас, выбрать тот корм, которым она питается, найти место ее обитания (в группе заранее приготовлены макеты: гор, леса, лужайки, водоема, птичий двор.) Дома вашу птицу поджидают птенцы, вам нужно посчитать их и вместе с мамой покормить тем, что мама для них принесла.

Д. (дети выполняют практическое задание в парах, советуются, обсуждают, договариваются о совместных действиях, сообщают о проделанной работе)

Л. Все пары справились с заданием. Приглашаю вас занять свои места  у экрана.

Н. Ребята, а какую пользу приносят птицы природе и людям?

Д. Уничтожают гусениц, личинок, вредителей лесов и огородов, мошек и комаров, грызунов, переносят семена растений. Яйца, мясо птиц люди используют в пищу, пух для утепления одежды. Во времена,  когда не было почты, люди использовали птиц (голубей) для сообщения каких-либо вестей. ( слайд 22)

Н. Ребята, я понял, что птицы наши помощники, их не только нельзя обижать, но и нужно о них заботиться.

Л. Действительно, Незнайка, ты сделал правильные выводы. А как нужно заботиться о птицах, сейчас расскажут наши ребята.

Д. (Дети дают свои ответы и подтверждают их картинками на слайде 23)

Л. Ребята, люди, которые изучают птиц, их поведение, повадки, называются орнитологами. А какие еще профессии людей связаны с птицами?

Д. (ответы детей, с демонстрацией картинок на  слайде 24)

Л. Мы с вами много читали сказок и рассказов о птицах. Давайте проведем небольшую викторину. За правильные ответы вы будете получать в подарок картинку-раскраску.

Кем была жена князя Гвидона в «Сказке о царе Салтане»? (Царевна-лебедь). Птица, которая помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов? (Ласточка). Волшебная птица с золотым оперением? (Жар-птица).                    У Алёнушки – сестрицы унесли братишку птицы. Назовите их. (Гуси-лебеди). Птица, которая заставила плакать деда и бабку из-за яйца? (Курочка Ряба). У кого лиса была в гостях, и, обидевшись, преподнесла угощение на тарелке? (Журавль). Какие птицы жили у бабуси? (Два весёлых гуся).

Заключительная часть (2 минуты))

Л. Какие замечательные картинки вы все получили. Нам с вами пора возвращаться в наш реальный мир. Скажите ребята, вам понравилось наше необычное путешествие в мир птиц? Что больше всего вам запомнилось?  Что вы рассказали Незнайке? На прощание мы подарим Незнайке  Птичий кроссворд. Он столько много узнал о птицах, надеюсь сможет его разгадать, но если он не справится, вы ребята обязательно ему поможете.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий непосредственной образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в группе раннего возраста с использованием мнемотехники.

Сценарий  непосредственной образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром в группе раннего возраста с использованием мнемотехники.Тема: «Волшебная Капелька».Автор...

Итоговый практико-ориентированный проект «Непосредственно образовательная деятельность с использованием инновационных педагогических технологий». Тема: «Птичья столовая»

Цель проекта: расширять и систематизировать знания детей о мире птиц через заботливое отношение к зимующим птицам, их подкормку....

Конспект образовательной деятельности с использованием (ЦОР) по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Путешествие в мир живой природы »

Цель ОД: обобщение и систематизация знаний о диких животных, птицах и рыбах родного края.Задачи:1.Расширять представления детей о живой природе родного края.2.Развивать связную речь и навыки общения, ...

Сценарий образовательная деятельность с использованием ИКТ по экологии в средней группе «Живая и неживая природа»

Сценарий образовательная деятельность с использованием ИКТ по экологии в средней группе ...

КОНСПЕКТ совместной образовательной деятельности с использованием здоровесберегающих технологий в старшей группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема «На птичьем дворе»

Уточнить и систематизировать представления детей о домашних птицах, местах их обитания, как они подают голос, об их питании, членах птичьих семей, пользе для человека. Закреплять у детей знания через ...