Главные вкладки

    "Пирогов Н.И."
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

    Кужелева Наталья Александровна

    Почему в честь Пирогова Н.И. названа улица в нашем городе? Детям о заслугах Пирогова в медицине. (Региональный компонент).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zanyatie_o_pirogove.doc78.5 КБ
    Office presentation icon kuzheleva_n.a._zanyatie_o_pirogove_n.i..ppt2.01 МБ

    Предварительный просмотр:

    Подготовила Кужелева Н.А., воспитатель д/с №78 г. Ставрополя

    Тема. Известные люди, посетившие мой город. Н. И. Пирогов.

    Цель. Знакомить детей с жизнью и деятельностью известных людей, посетивших Ставрополь. Продолжать расширять представления детей о людях разных профессий, о значении их труда для общества.

    Задачи. Познакомить детей с деятельностью Н.И. Пирогова. Углублять представления о свойствах и качествах различных материалов. Формировать восприятие живописи.

    Материал. Фотография Н.И. Пирогова, книги со статьями о нём; презентация из некоторых картин, на которых изображён Пирогов, экран, проектор, ноутбук; несколько длинных надутых шариков, крахмал, 2 таза, вода, мешалка; качественный гипс (например, фирмы Прегипс) и бинт разрезать на кусочки; влажные салфетки.

    Предварительная работа. Чтение рассказа Александра Куприна «Чудесный доктор» (в сокращении).

    Ход занятия.

    Воспитатель размещает в книжном уголке фотографию Н. И. Пирогова и расставляет книги о нём (например, в серии «Жизнь замечательных людей» вышли три книги: С. Я. Штрайх  Н. И. Пирогов, 1933; В. Порудомский Пирогов, 1965;                 А. П. Брежнев Пирогов, 1990), стараясь ненавязчиво привлечь внимание детей.

    Дети: Наталья Александровна, что Вы делаете?

    Воспитатель: Я оформляю книжную выставку о чудесном докторе Пирогове. Помните, я вчера вам читала о нём? (Дети высказываются). Что ещё из этого рассказа вам запомнилось? (Дети высказываются). А где ещё мы могли слышать о Пирогове? … Да, в честь этого врача названа улица в нашем городе – ещё раз повторим, какая улица? Правильно, улица Пирогова. Вот я и думаю, что же такое важное сделал доктор Пирогов, из-за чего так берегут память о нём, вот и  улицу назвали в его честь? (Дети высказываются). Конечно, доктор Пирогов отнёсся по-доброму к семье Мерцаловых и очень им помог. И таких добрых врачей в нашей стране очень много. (Воспитатель берёт книгу с полки, почти протягивает её детям и показывает на фотографию Пирогова). Но именно в честь Пирогова названа улица в г. Ставрополе. Почему? (Дети затрудняются ответить). О Пирогове вот и  книги написали, а я о нём так мало знаю! (Дети предлагают прочитать книгу. Воспитатель открывает книгу на первой странице и начинает вслух «читать» её, при этом идёт к стульям и садится на один из них. Дети следуют за воспитателем и тоже садятся на стулья.)

    Воспитатель «читает»: «Николай Иванович Пирогов был тринадцатым ребёнком, а всего в их семье было четырнадцать детей. Большинство детей умерло в младенчестве; из шестерых оставшихся в живых Николай был самый юный». Представляете, ребята, какая в то время, двести лет назад, была медицина – восемь братьев и сестёр Пирогова умерли, и только шестеро остались в живых! Хотя поначалу семья Пироговых не была бедной. Вот на этой картине (А. Сорока. «Николай Пирогов с няней Екатериной Михайловной») мы видим маленького Николая Пирогова с его няней Екатериной Михайловной. Конечно, семье, в которой было шестеро детей, требовалась няня. Учились дети Пироговых дома, для обучения детей отец приглашал хороших учителей.  И комната у них не бедная, и сам Николай хорошо одет.  И всех детей лечил самый лучший московский врач - доктор Ефрем Мухин. Но даже самый лучший доктор не смог спасти нескольких детей семьи Пироговых, потому что в то время врачи ещё не совсем хорошо понимали, как лечить разные болезни. А когда заболел ещё один брат Николая, вся семья была очень встревожена. На этот раз доктору Мухину удалось вылечить ребёнка от простуды, вся семья была благодарна доктору, о нём часто и восхищённо говорили. (Воспитатель «читает» книгу). Доктор Мухин часто навещал семью Пироговых, и всегда, по случаю его приезда, в доме возникала особая атмосфера. Николаю так понравились завораживающие манеры этого врача, что он стал играть с домашними в доктора Мухина. По многу раз он выслушивал всех домашних трубкой, покашливал и, подражая мухинскому голосу, назначал лекарства. Доктор Мухин заметил способности мальчика и стал заниматься с ним.  Николай так заигрался, что действительно стал врачом. Да каким! Знаменитым русским хирургом!

    Потом Николая отдали учиться в частный пансион. Он любил поэзию и сам писал стихи. В пансионе Николай пробыл только два года вместо положенных четырех лет. В семье Пироговых опять случилось несчастье. Отец его разорился, то есть стал очень бедным. Платить за обучение Николая было нечем. У отца душа разрывалась от той боли, что его сын не может получить образование. Тогда отец совершил преступление – он купил своему сыну новые документы. На самом деле Николаю было четырнадцать лет, а по новым документам как будто шестнадцать. В четырнадцать лет Николая не приняли бы на бесплатное обучение в Московский университет. А теперь Николаю как будто бы было шестнадцать, и доктор Мухин помог ему поступить в университет. Преступления – это плохо. Но я для себя прощаю этого отца, Ивана Ивановича Пирогова. Он очень любил своего сына, видел в нём врачебный талант, и в конце концов в мире появился замечательный врач! Двести лет прошло, а Пирогова помнят! И ещё двести лет пройдёт, а Пирогова будут помнить! (Вопрос от детей: «А его отца посадили в тюрьму?») Нет, через год отец умер, семья же стала нищенствовать.

    Пирогов очень хорошо учился в университете. Учился и работал, чтобы деньгами помогать своей матери. Когда учёба закончилась, ему предложили через некоторое время стать преподавателем в том же самом университете. А сначала надо было поработать в больнице, чтобы знать медицину не только по книгам, но и по-настоящему уметь лечить людей. Пять лет Пирогов лечил людей, придумал совершенно новую операцию на горле и написал об этом научную работу. На этой картине (В. Пирогов. «Защита Н.И. Пироговым докторской диссертации») мы видим, как Пирогов читает другим учёным свою научную работу – диссертацию. Некоторые учёные очень внимательно слушали Пирогова, другие удивлялись, третьи – обсуждали между собой. Кое-кто даже обиделся, что он сам не придумал такую хорошую операцию. А кто это там стоит за колонной и улыбается? Кто  мог всем сердцем радоваться за Пирогова?... Я думаю, что это доктор Мухин. Тот самый доктор Мухин, что был первым его учителем по медицине. Я знаю, что настанет день, когда и вы сделаете в этом мире что-то новое или важное. И вы знайте, что в этот день я буду очень рада за вас, как доктор Мухин рад за Пирогова. Ваши хорошие дела – это моя радость.

    А Пирогову дали учёное звание – профессор. Но он решил дальше учиться, узнать, как делают операции самые лучшие врачи в мире. Учился он в Германии. Вернувшись, Пирогов начал оперировать как учитель, то есть делать операции в присутствии будущих врачей. На этой картине (Автор не известен. «Показательная операция в клинике Пирогова») мы видим Пирогова. Он делает операцию, а молодые врачи (их 43 на картине) наблюдают за ним, учатся. Чтобы будущим врачам легче было учиться, Пирогов  за 10 лет нарисовал тысячу картинок человека. Конечно, другие врачи до Пирогова тоже рисовали картинки, но они были не точные. Если они считали что-то не важным, например, кость или мышцу, то и не рисовали её на картинках. А Пирогов сказал, что в организме человека нет ничего неважного, и рисовал всё очень точно. Никто больше не нарисовал столько картинок, притом таких точных. Будущих врачей стали учить по этим картинкам.

    Но и сам Пирогов хотел продолжать учиться у самых лучших врачей во всём мире. В Германии он уже был, теперь решил учиться во Франции. Пирогов рассказал такой случай. Пришёл я к одному французскому врачу, а он читает мои научные работы. Я ему сказал, что я – русский врач. А он спросил, не знаком ли я с Пироговым. Я ответил, что я и есть Пирогов. А французский врач сказал: не Вам у меня учиться, а мне у Вас. Ничего нового не узнал Пирогов во Франции.

    Вернулся Николай Иванович Пирогов в Россию и снова стал учить молодых врачей. (К. Кузнецов. «Н.И. Пирогов у Джузеппе Гарибальди»). Он начал работать в академии – рассказывал о своих операциях и научных статьях. Послушать его приходило человек по триста, не менее: теснились на скамьях не только медики, но и литераторы, чиновники, военные, художники, инженеры, даже дамы. О нем писали газеты и журналы. Пирогова приглашают в разные больницы показывать операции, и он соглашался. Николая Ивановича назначают директором завода медицинских инструментов. Теперь он придумывает инструменты, которыми любой врач сделает операцию хорошо и быстро.

    В это время один американский врач впервые во всём мире сделал операцию под наркозом. Больному дали такое лекарство - наркоз, после которого он не чувствовал боль во время операции. И всего через четыре месяца другой врач, русский, сделал такую же операцию в России. А ещё через неделю операцию под наркозом сделал Пирогов. Потом ещё целый год он изучал наркоз на животных, делал операции под наркозом людям и написал об этом научную статью.

    Затем Пирогов отправился  к нам на Кавказ. Здесь уже 30 лет шла война. Россия с трудом завоёвывала Кавказ. На войне всегда много раненых и очень нужны врачи. Едет Пирогов на войну на своей телеге, вместе с ним ровными колоннами солдатским шагом идут бойцы на фронт. Покажем, как это было?

    Шли солдаты на войну

    Защищать свою страну.

    Левой – раз, левой – раз,

    Будет мирным наш Кавказ!

     По пути к местам боёв Пирогов побывал в Ставрополе. "От Ставрополя едешь будто сидя в ароматической ванне, - записал Николай Иванович в дневнике. - Мне нигде не случалось встретить такие необозримые пространства, как будто бы нарочно засеянные различными породами шалфея, богородицкой травою, солодковым корнем, диким лавендулом и пр. Мне невольно пришло на мысль, что в Пятигорске вместе с другими целебными ваннами можно было бы легко устроить и теплые ароматические ванны, которые даже и в нашем северном климате, приготовленные, следовательно, из сухих уже трав, сколько раз оказывали благодетельное действие при разных недугах".

    По пути Пирогов останавливался в больницах и показывал врачам операции под наркозом. (Л. Коштелянчук. «После операции»). В том селе, где была война, не было больницы. Раненые были размещены в палатках. Пирогов стал специально оперировать в присутствии других раненых, чтобы те перестали бояться и поверили, что с наркозом боли нет. Так и работал Пирогов: в шалаше из древесных ветвей, крытых сверху соломой, с двумя длинными, сложенными из камней, скамьями, покрытыми тоже соломой, стоя на коленях, в согнутом положении – война! О том, что на войну приехал такой известный врач, знали даже враги. Не раз они просили Пирогова вылечить их раненых, врагов России. Пирогов лечил. Так делают врачи во всём мире. Для врачей нет своих и врагов, есть больные люди и всем надо помочь. Именно здесь, на Кавказской войне, Пирогов впервые применил накрахмаленные бинты. Он хотел проверить, помогут ли они при ранении в кость.

    Вернувшись с Кавказской войны, Пирогов написал новую научную работу. За бескорыстную, самоотверженную и усердную работу он был награждён орденом. А Пирогова бесконечно радовал не орден, а то, что  теперь раненые перестали испытывать боль. Наркоз применяли абсолютно во всех операциях, что делали раненым на Кавказе.

    Я думаю, что такой труд заслуживает аплодисментов. Я предлагаю вам, ребята, вместе со мной в честь Николая Ивановича Пирогова хлопнуть в ладоши 5 раз, с каждым разом всё сильнее. (Хлопаем).

    А потом в жизни Пирогова была Крымская война. Война шла на полуострове Крым, воевали с Турцией. Наши солдаты героически сражались в боях. Но страшнее любого боя, страшнее самой смерти было оказаться раненым. Потому что о раненых плохо заботились, почти совсем не заботились. Когда-то давно я читала о том, каково было раненым на Крымской войне, и слёзы наворачивались на мои глаза. Огромное количество раненых. Ни врача, ни лекарств, ни наркоза, ни кровати, ни еды.

    Когда Пирогов приехал на Крымскую войну, первым делом он начал сортировать раненых. Несложные операции, раны от которых заживут дня через три, стали делать в ближайших от места сражения госпиталях.             (Л. Коштелянчук. «Н.И. Пирогов и матрос Г. Кошка»). Госпиталь – это военная больница. И самые сложные, очень срочные операции делали в ближайших госпиталях. Остальным раненым делали перевязки и отправляли в дальние госпитали. (Воспитатель откладывает книгу). Пирогов впервые в мире придумал сортировать раненых. Иностранцы научились этому у Пирогова лишь через 10 лет. Пирогов стал добиваться для раненых лекарств, еды, открытия госпиталей. Пирогов впервые в мире привлёк женщин для ухода за ранеными – сестёр милосердия, медицинских сестёр. Врач делает операции, а до и после операции за ранеными ухаживает медсестра. Простой русский солдат, в бурю и непогоду, на бою и на отдыхе, на операционном столе и в перевязочной с чувством глубокой благодарности благословлял самоотверженную "севастопольскую сестричку", дни и ночи беззаветно за ним ухаживающую.  Впервые в мире Пирогов делает очень прочные бинты, не с крахмалом, а с гипсом. Хотите сами увидеть, какими прочными были эти бинты?

    У меня есть два шарика. На эти шарики мы наложим повязки, какие делал чудесный доктор Пирогов. На синий шарик наложим бинты с крахмалом. Я наливаю в таз воды. Вот этот порошок называется крахмал. Сам крахмал делают из картофеля, а из крахмала потом делают кисель. А Пирогов из крахмала сделал особые бинты. Я высыпаю крахмал в воду, перемешиваю. Помогайте мне. Намочите кусочки бинта в воде с крахмалом, сильно отожмите и укройте ими весь шарик. Руки вытрите влажными салфетками. Мы получили крахмальную повязку. Я положу шарик сушиться к батарее. Точно так же Пирогов делал гипсовую повязку. Только в воду он добавлял гипс. Гипс добывают из земли. Но сейчас уже продаются бинты, посыпанные гипсом. Я купила такой бинт, так что гипс в воду нам добавлять не нужно. Сразу опускайте бинты с гипсом в воду, сильно отожмите и укрывайте ими весь красный шарик. Руки вытрите влажными салфетками. Мы получили гипсовую повязку. И этот шарик я так же положу сушиться к батарее.

    Пока наши шарики сохнут, я хочу показать вам фотографию одной картины. Сама картина находится в Крыму, в городе Севастополе, где проходило очень важное сражение. Я была в этом городе, своими глазами видела эту картину, она мне очень понравилась. Называется картина «Оборона Севастополя». Написал её художник Франц Алексеевич Рубо («Штурм 6 июня 1855 г.»). Вот она. (Панорама полностью). Картина очень большая, кроме того  правый и левый концы «склеены» и получается картина как круг. А я стояла в центре этого круга и в какую сторону ни глянь – всюду картина. Кажется, что стоишь на поле боя. Кто может показать на этой картине Николая Ивановича Пирогова. А я его сразу заметила, видите, как хорошо люди запоминают то, что видели сами и что им понравилось. Когда вы вырастете и будете путешествовать по миру, советую - поезжайте в город Севастополь и посмотрите эту картину. Обещаю, вы не забудете её никогда! Теперь как будто подойдём поближе к картине (увеличение изображения). Идёт бой. Клубится дым от орудийной стрельбы, неприятельские войска идут в атаку, защитники отражают штурм. На перевязочном пункте в синем халате  и шапочке спиной к нам стоит Пирогов и разговаривает с фельдшером, своим помощником. А вот другой фрагмент этой картины – вывоз раненых с поля боя. Оборона Севастополя – великий подвиг наших солдат. О Мевастополе так и говорят – город русской воинской славы. Несмотря на героизм наших солдат, Севастополь пал.

    С Крымской войны Пирогов вернулся национальным  героем. Он не бил врага, но был единственным, кто спасал своих. Сам император Александр II пригласил Пирогова к себе и стал спрашивать про обстановку на войне. И Пирогов не побоялся сказать о том, что война организована плохо, солдаты голодные, лекарств для раненых нет. Император рассердился и сказал: «Как ты смеешь учить меня, императора! Если ты такой умный, то иди куда подальше и учи детей в школах!».

    Куда подальше – это на Украину. Именно туда император отправил Пирогова. Пирогов написал статью про обучение детей и все грамотные люди её прочитали, так как народ люби и уважал Пирогова. В этой статье он говорил о том, что учиться должны все дети, сначала изучать разные науки, а потом уже свою профессию. С Пироговым согласился и весь народ, и самые лучшие учителя России, например, К.Д. Ушинский (О. Сидоров. «Н.И. Пирогов и К.Д. Ушинский в Гейдельберге»). Но император сказал: «Мы сами знаем, кого и чему учить. Вы лучше смотрите, чтоб Ваши ученики не придумали заговор против меня!» Пирогов ответил, что он не полицейский, чтобы заговоры раскрывать, и уехал к себе в имение.

    Там он организовал бесплатную больницу. (Автор не известен. «Пирогов у постели больного мальчика»). Его помощи ждали бесчисленные пациенты, в основном, бедные люди. Они шли к нему толпами. Он помогал им как мог. Выписать бедняку рецепт и не дать ему денег на рецепт было нелепо. И он попросту раздавал деньги беднякам. Здесь он и помог семье Мерцаловых (К.Кузнецов и В. Сидорчук. «Чудесный доктор»). В его больницу съезжались люди не только из ближайших мест, но и со всей России. Именно тогда его прозвали «чудесным доктором», то есть доктором, творящим чудеса.

    И ещё в двух войнах, но уже за границей, участвовал Н.И. Пирогов. Он  организовывал лечение солдат, уход за ранеными и больными в военных больницах, сам оперировал и лечил солдат. За границей его называли «большим русским доктором».

     В честь такого великого человека было устроено большое торжество в Москве – пятидесятилетие научной деятельности Пирогова (И.Репин. «Приезд Н.И. Пирогова в Москву по поводу пятидесятилетия научной деятельности»). Однако в это время ученый уже был неизлечимо болен и знал об этом. Лучшие врачи уговаривали его сделать операцию, но Пирогов не согласился – знал, что не поможет. (О.Сидоров. «Приезд Склифосовского в усадьбу Вишня»). Так закончилась жизнь этого великого человека.

    Пирогов сделал много открытий в медицине. И, конечно,  придумал гипсовые бинты. Предлагаю посмотреть, что с нашими повязками. Я лопаю шарики и отдаю вам повязки на исследование. Что вы можете сказать? (Дети высказываются). Как вы думаете, почему крахмальные бинты нам пришлось делать самим, а гипсовые продаются в аптеках?

    Так почему же в честь Николая Ивановича Пирогова названа одна из улиц нашего города? (Дети высказываются).

    В честь Пирогова названы многие больницы, школа, даже астероид, есть премия Пирогова, во многих городах установлены памятники ему. О Пирогове снят фильм и написана эта интересная книга. (Воспитатель ставит книгу на полку). А я хочу вам рассказать ещё об одном способе прославления героев – выпуск почтовых марок и конвертов. В России почтовые марки с изображением Николая Ивановича Пирогова выпускали уже три раза. Вот они на экране. Почтовые марки с изображением Пирогова выпускали на Украине и в Болгарии.

    Интересно, кто-нибудь из вас захотел стать врачом? Может быть, нам, как Пирогову, стоит начать с игры в доктора? (Часть детей начинает играть в больницу). Может, нам сделать конверт и нарисовать на нём, как Пирогов лечил людей? (Часть детей занимается рисованием. Некоторые дети продолжают самостоятельно исследовать гипс).

    Литература:

    www.strana360.net/panorama/3506

    www.wikipedia.org

    www.pirogov.com.ua

    www.kuban-xxi.h1.ru

    www.gazavat.ru


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 21

    Спасибо за внимание! Воспитатель д\с №78 г. Ставрополя Кужелева Наталья Александровна


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий праздника "Д Е Н Ь З А Щ И Т Н И К А О Т Е Ч Е С Т В А"

              Праздник  для двух  групп старшего  дошкольного  возраста...

    Праздник"Д Е Н Ь З Н А Н И Й"

    Для  детей  старшего  дошкольного   возраста....

    Проект «Театральная студия «Арлекин» как одна из форм взаимодействия с семьями воспитанников». Соавторы музыкальный руководитель Гутова Н.Н и воспитатель Моисеенко Н.Н

    Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению- это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это може...

    Конспект логопедического занятия в старшей группе по обучению грамоте "Приключения Наф-Нафа и Ниф-Нифа" (знакомство со звуками Н и Н/).

    В конспекте представлены игры и упражнения с целью:1. Закрепить навык четкого произношения и различения звуков Н и Н* в  словах, фразах.2. Упражнять в составлении предложений.3. Выделение звуков ...

    Методическая разработка по развитию лексико-грамматического строя речи на тему: "Звуки Н и НЬ. Бука Н".

    Новаторова Д.О., учитель–логопед, Санкт-Петербург.Лексическая тема: Зимние забавы.Цель: Познакомить детей со звуками «Н» и «НЬ». Буквой Н. Обобщить представления детей о зимних забавах;Задачи:Коррекци...

    Конспект по ОГ :"Знакомство с буквой Н, звуками [н] и [н\']".

    Конспект с презентационными материалами по подготовке детей старшего возраста к обучению грамоте....

    Пܶеܶдܶаܶгܶоܶгܶиܶчܶеܶсܶкܶиܶеܶ уܶсܶлܶоܶвܶиܶяܶ сܶтܶиܶмܶуܶлܶиܶрܶоܶвܶаܶнܶиܶяܶ иܶгܶрܶоܶвܶоܶйܶ дܶеܶяܶтܶеܶлܶьܶнܶоܶсܶтܶиܶ детей мܶлܶаܶдܶшܶеܶгܶоܶ дܶоܶшܶкܶоܶлܶьܶнܶоܶгܶоܶ вܶоܶзܶрܶаܶсܶтܶаܶ

    Прܶеܶоܶбܶрܶаܶзܶоܶвܶаܶнܶнܶаܶяܶ пܶрܶеܶдܶмܶеܶтܶнܶоܶ-пܶрܶоܶсܶтܶрܶаܶнܶсܶтܶвܶеܶнܶнܶаܶяܶ среда даёт каж­дому рܶеܶбܶеܶнܶкܶуܶ вܶоܶзܶмܶоܶжܶнܶоܶсܶтܶьܶ зܶаܶнܶиܶмܶаܶтܶьܶсܶяܶ пܶоܶиܶсܶкܶаܶмܶиܶ, не мешая дру­...