Главные вкладки

    «Не красна изба углами, а красна пирогами»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

     

    Задачи:

    Прививать любовь к людям и милосердие, знакомить с русскими обычаями. Воспитывать у детей интерес к народному творчеству. Вызывать желание приобщаться к фольклору и побуждать желание использовать его малые формы в повседневной речи. Учить во время драматизации своевременно включаться в диалог персонажей. Развивать у детей чувство юмора.

    Закреплять умение лепить из соленого теста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл folklor_i_lepka_iz_testa_dorogie.docx24.7 КБ

    Предварительный просмотр:

     Конспект развлечения для детей старшей группы

    «Не красна изба углами, а красна пирогами»

     

    Задачи:

    Прививать любовь к людям и милосердие, знакомить с русскими обычаями. Воспитывать у детей интерес к народному творчеству. Вызывать желание приобщаться к фольклору и побуждать желание использовать его малые формы в повседневной речи. Учить во время драматизации своевременно включаться в диалог персонажей. Развивать у детей чувство юмора.

    Закреплять умение лепить из соленого теста.

     

    В зале установлены декорации русской избы.

    Хозяйка:

    В народном календаре зима одно из самых богатых праздниками время года. Когда урожай уже убран, наступает пора отдыха. Какие же были развлечения? Играли свадьбы, праздновали Новый год, Рождество.  Днем катались с горок, забавлялись зимними играми, а вечерами в избах парни и девчата собирались на посиделки. Я предлагаю вам сейчас заглянуть на огонек в мою избушку.

    Хозяйка проходит в избу.

    Хозяйка:

    Зимний вечер темен, долог,

    Насчитаю сорок елок,

    То носочек повяжу,

    То немного попряду.

    Позову ка,  я ребят на посиделки!

     Будут песни, будут пляски и игра в горелки.

    Эй, девчонки – девчушки, веселушки,  хохотушки!

    Эй, мальчишки – молодцы, озорные удальцы,

     Приходите поплясать,

    Зимний вечер скоротать.

    Входят дети.

    Здравствуй, хозяюшка.

    Хозяйка:

    Здравствуйте, гости дорогие, добро пожаловать. Проходите, милости прошу. Проходите, да усаживайтесь. Посидим рядком, да поговорим ладком.

     Сегодня необычный день, по старинному календарю - большой праздник Введение.  Это ввод зимы на землю. Недаром об этом дне говорили – «Введенье пришло – зиму привело». Но, ни осенние заморозки, ни первые декабрьские морозы не могли еще до конца остудить разогретую летним солнцем землю, поэтому погода на введение «гуляла», год на год не приходилось. То морозы ударяли, тогда говорили – «Пришло Введенье – большое леденье». Но, если к празднику не покидала еще землю оттепель, замечали – «Введенье ломает леденье, а введенские морозы зимы не ставят». Если снег до Введения выпадает – непременно растает, а если после – лежать ему сугробами до конца зимы.

    Впрочем, какой бы не случилась погода в этот день, по всей Руси, в городах больших и малых, открывались введенские ярмарки, главным товаром которых были сани, да валенки. Вот и отправлялись деревенские мужики на ярмарки в город.

    А еще говорили, что с этого дня метели над мужиками потешались – в пути могли закружить, а бабам в уши дули, веля печи пожарче затапливать, да на улицу носа не казать, а то не ровен час – прищемит его сердитый Морозко. Хозяйки деревенские народ покладистый, послушный: сказано дома сидеть, значит,  так тому и быть, тем более и в избе всегда находилось чем заняться:  помыть,  прибрать, пошить, попрясть, повязать, а главное – за детушками присматривать, да учить их уму разуму.

    А если так случалось, что стучался в их дом запоздалый путник – его встречали с поклоном, говорили – «милости просим», приглашали к столу, угощали всем, что было в доме из еды. А он в ответ – «Здравствуйте, хозяева, мир вашему дому». Если гость заходил во время ужина, то он, помолясь,  говорил – «хлеб, соль вам хозяева», желая тем самым не только приятного аппетита, но и чтоб не переводилась в этом доме еда, чтоб не знали хозяева голода. Хозяева же отвечали «Добро пожаловать, хлеба, соли откушать»  и приглашали к столу. Это был обязательный обряд гостеприимства и доброты.

    Давайте вместе с вами вспомним пословицы и поговорки о гостеприимстве, доброте и взаимовыручке.

    Игра «Продолжи поговорку»

    Хозяин весел …– и гости радостны.

    Гость доволен …и хозяин рад.

    Гостю щей не жалей,… погуще влей.

    Для дорогого гостя… и ворота настежь.

    Что ни есть в печи,… все на стол мечи.

    Много гостей…много и новостей.

    Худо тому,… кто добра не делает ни кому.

    Доброе дело… два века живет.

    С миру по нитке… – бедному рубашка.

    Добра желаешь,… добро и делай.

    Живи для людей,… поживут и люди для тебя.

    Когда сделаешь доброе дело,… не хвались, не труби о нем всюду.

    Хозяйка

    Запомните, дети, эти мудрые народные слова. Старайтесь быть  добрыми и гостеприимными. Ведь недаром пословица молвится: «Как аукнется, так и откликнется».

    Что-то вы, ребятки, пригорюнились.

    Что-то вы, ребятки призадумались?

    Мальчик

    Эх, возьму я в руки балалайку,

    Да потешу я свою хозяйку.

    Эй, Тимоха, да Демьян,

    Николай, Семен, Иван.

    Станем, братцы, все рядком,

    Да частушки пропоем.

    Исполняются частушки –перепевки /мальчики и девочки, по очереди  выходят в центр круга и пританцовывая поют/

    М. Девочки – беляночки

    Чем вы набелилися?

    Д. Мы вчера коров доили,

    Молоком умылися.

    Д. Мои глазки как коляски,

    Только не катаются,

    Я не знаю почему

    Мальчики влюбляются!

    М. Собирайтеся, девчонки,

    Я на улицу иду

    Парень видный и веселый

    Враз, подруженьку найду!

    Д. Посылала меня мама

    Загонять гусака.

    А я вышла за ворота

    И давай плясака.

    М. Девочки, подружки

    Накупили сушки,

    А потом их ели,

    Да частушки пели.

    Д. На дворе, на лужку

    Бегают утята,

    А я с печки босиком

    Думала ребята.

    М. Пошла Дуня из ворот

    Во зеленый огород

    Нарвала петрушки

    Повесила на ушки.

    Д. Шила милому кисет

    Вышла рукавица,

    Меня милый похвалил

    Какая мастерица.

    М. А у вас на сарафане

     Косолапы петухи.

    Д. Самы мы не косолапы

    Косолапы женихи.

    Хозяйка

    Ах, гости дорогие, славно хозяюшку потешили, как много вы частушек спели!

    Ребенок

    А мы не только частушки знаем,  но и шутки прибаутки.

    Игра – сценка «Уля и Филя»

    - Здравствуй, Филя!

    - Здравствуй, Уля!

    - Где ты был?

    -У матушки.

    -Что мать гостинцев прислала?

    -Мать прислала лепешек-оладушек.

    -А где же они?

    - Я их под лавку положил.

    -Экий ты, Филя, чудак!

    -А ты бы ,Уля ,как?

    -Я бы их в печь положила, ты бы пришел и съел.

    -Ладно, Уля в следующий раз так и сделаю.

    «Филя» и «Уля»проходят вперед держась за руки, пританцовывая под русскую народную мелодию, затем кланяются и расходятся, а в это время навстречу друг другу выходит следующая пара.

    -Здравствуй, Филя.

    -Здравствуй, Уля.

    -Где ты был?

    -У матушки.

    -Что мать гостинцев прислала?

    - Мать прислала сарафан.

    -А где же он?

    -Я его в печку положил!

    - Экий ты, Филя, чудак!

    - А ты бы , Уля как?

    -Я бы его в шкаф повесила.

    -Ладно, Уля в следующий раз так и сделаю.

    «Филя» и «Уля»проходят вперед держась за руки, пританцовывая под русскую народную мелодию, затем кланяются и расходятся, а в это время навстречу друг другу выходит следующая пара.

    -Здравствуй, Филя.

    -Здравствуй, Уля.

    -Где ты был?

    -У матушки.

    -Что мать гостинцев прислала?

    -Мать прислала барана.

    - А где же он?

    -Я его в шкаф повесил!

    -Экий ты, Филя, чудак!

    -А ты бы, Уля, как?

    -Я бы его в хлев завела, сена дала. Водой напоила.

    -Ладно, Уля в следующий раз так и сделаю.

    «Филя» и «Уля» проходят вперед держась за руки, пританцовывая под русскую народную мелодию, затем кланяются и расходятся, а в это время навстречу друг другу выходит следующая пара.

    -Здравствуй, Филя.

    -Здравствуй, Уля.

    -Где ты был?

    -У матушки.

    -Что мать гостинцев прислала?

    -Мать прислала Настюшку.

    -А где же она?

    - Я ее в хлев завел, водой напоил, сена дал.

    -Экий ты, Филя, чудак!

    - А ты бы Уля как?

    -Я бы ее за стол посадила, чаем напоила.

    -Ладно, Уля в следующий раз так и сделаю.

    «Филя» и «Уля» проходят вперед держась за руки, пританцовывая под русскую народную мелодию, затем кланяются и расходятся, а в это время навстречу друг другу выходит следующая пара.

    -Здравствуй, Филя.

    -Здравствуй, Уля.

    -Где ты был?

    -У матушки.

    -Что мать гостинцев прислала?

    -Мать прислала свинью.

    -А где же она?

    - Я ее за стол посадил, да чаем напоил.

    Все девочки

    -Эх ты, Филя, Филя-простофиля!

    Хозяйка

    Что ж славно вы позабавились да повеселились, пора и за дело приниматься. Недаром говорится «делу время – потехе час». Знаете ребята, нет, пожалуй, на земле дома уютнее нашей русской избы. Особенно хорошо в избе зимой. За окном дедко  Морозко, да бабушка Вьюга снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно. От печки теплый жар струится. Вкусным да теплым калачом тянет, угольки светятся да избу согревают. В холода нет приятнее занятия, чем лежать на печи, да жевать калачи!

    Печка – деревенская кормилица. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Ставит в печку три больших чугуна. Первый для щей, второй для каши, а третий  для  всех остальных надобностей. В старину так и говорили «Щи да каша – пища наша». Ну а по праздникам во всех избах обязательно пахло пирогами, пряниками, кренделями, калачами да пышками. А вы ребята, хотите сами пряники испечь? Тогда помогайте мне.

    -Первым делом на доску насыпаем мы …\муку\

    -Добавляем масло, меду, а еще, конечно…\воду\

    -Все в дежу, ведь это место где замешивают…\ тесто\

    -Посыпаем ванилин и раскатываем…\блин\

    -Соблюдаем строго норму, тесто делим мы на…\формы\

    Хозяйка отделяет одинаковые кусочки и предлагает детям самим слепить пряники, какие они хотят. По окончании все пряники укладываются на поднос.

    -И чтоб пряники испечь, помещаем прямо в …\печь\

    Молодцы, детушки, вы славно потрудились. Печь печет и не дымится, дети могут веселиться!

    Исполняется танец «Ах, вы, сени»

    В то время пока дети танцуют, взрослые  незаметно меняют в печке детские поделки на настоящую горячую выпечку.

    Хозяйка

    Пока мы плясали, наши пряники испеклись. Посмотрите, какие они пышные. Понюхайте, какой аромат от них исходит. Ох, а какие горячие так и просятся, чтобы их скорее съели. Как говорится «Что ни есть в печи – все на стол мечи». Пора приглашать гостей к столу чаевничать, ведь «чай пить – не дрова рубить». Вспомните, дети, какими словами гостей приглашают к столу \ «Милости просим, гости дорогие» …\

    Все вместе идут в группу на чаепитие.


    Используемая литература:

    1.Русский народный календарь/ О.В.Третьякова, Н.В.Тверитинова. М.Метафора. 2005г.

    2.Живая вода. Сост. В.П.Аникина. Изд. «Детская литература» 1975 г.

    3.Развлечения в детском саду. Сост. Л. С. Фурмина и др. М. «Просвещение» 1975г.

    4. «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду» Петрова Т.И. и др.  М. «Школьная Пресса» 2003г.

    5.Л.А.Перевозчикова.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Непосредственно образовательная деятельность Развитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений, с взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания. Ребенок входит в мир социальных отношений. «Не красна изба углами – красна пирогами»

    Непосредственно образовательная деятельностьРазвитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений, с взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания.  Ребенок входит в мир социал...

    НОД по ФКЦМ Тема: "Не красна изба углами, а красна пирогами"

    НОД по ФЦКМ формирующая у детей представлене о национальном блюде русского народа - пирог и процессе его приготовления....

    НОД "Не красна изба углами, красна пирогами"

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы.НЕ КРАСНА ИЗБА УГЛАМИ- КРАСНА ПИРОГАМИ.Образовательные области : «Познание»,  «Труд». Цель: приобщение ...

    "Не красна изба углами, а красна пирогами"

    Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста(6-7 лет)....

    Конспект игровой образовательной ситуации по образовательной области: «Познание» для детей старшего дошкольного воз « Не красна изба углами, а красна – пирогами!»

    Приобщение детей к истокам кубанской  культуры.познакомить с историей кубанского быта, его традициями, особенностями  русской печи, бытом казачьей семьи.развивать духовный потенциал, привива...

    Занятие по познавательному развитию «Не красна изба углами, а красна пирогами»

    Занятие по познавательному развитию «Не красна изба углами, а красна пирогами»Цель: Показать детям предметы старинного быта, назначение кухонной утвари, познакомить с народными т...