Главные вкладки

    Сценарий образовательной деятельности по приобщению старших дошкольников к ИРНК «Не красна изба углами, а красна – пирогами!»
    методическая разработка (подготовительная группа)

    Елена Ивановна Рагозина

    Методическая разработка

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Сценарий образовательной деятельности по приобщению старших дошкольников к ИРНК

    Тема: «Не красна изба углами, а красна – пирогами!»

    Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.

    Задачи:

    1. Образовательные:

    - познакомить с историей русского быта, его традициями.

    - активизировать слова: изба, печка, лапти, матрешка, деревянная посуда.

    - закрепление умения скатывать колбаску в ладонях из пластилина.

    2. Развивающие:

    - развивать умение отвечать на вопросы воспитателя.

    3. Воспитательные:

    - воспитывать у детей интерес к культуре своих предков.

    Интеграция образовательных областей: Познавательная, социально-коммуникативная, физическая, художественно-эстетическая, речевая область.

    Предварительная работа:

    - раскатывание колбасок в ладонях, соединение их в кольца, знакомство с бубликами,

    - слушание аудио записей русских народных песен,

    - рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам,

    - знакомство с русскими народными потешками,

    - чтение русских народных сказок «Колобок»«Теремок»«Волк и козлята»«Гуси-лебеди», и др.

    Словарь: изба, печка, лапти, матрешки, посуда деревянная.

    Материалы, оборудование:

    - Группа (зал) оформляется в виде русской народной избы, с традиционными предметами быта.

    - Воспитатель (Хозяюшка) одета в русском народном костюме.

    - Домовенок Кузя (игрушка).

    - тесто

    - Поднос

    - Лапти

    - Матрешки

    - Магнитофон

    - Посуда деревянная

    Ход занятия:

    Воспитатель в русском народном костюме входит в группу.

    Хозяйка приветливо встречает гостей.

    Затем хозяйка рассказывает о своем доме, выясняет сколько вокруг знакомых и незнакомых вещей).

    - В старину, ребята, дом назывался по-другому – ИЗБА. Давайте повторим (изба).

    Посмотрите-ка на самую большую помощницу в моей избе – вот она – ПЕЧКА.

    Посмотрите, ребята, какая она красивая да нарядная. Строилась она из кирпича, а сверху обмазывали глиной.

    Печь не только обогревала избу. Я в печи пеку хлеб, пирожки, бублики. Недаром говорят «Не красна изба углами, а красна пирогами», готовлю еду для своей семьи и домашней живности. На печи сушат одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбешку. Здесь можно и спать. А сколько сказок и разных историй рассказано ребятам на русской печке. На печке грели косточки старики и старухи – и говорят помогало. Вместе скажем это? (печь)

    А сколько сказок придумали о печке, и не счесть! Кто вспомнит? («Гуси-Лебеди»«Колобок»)

    - Ой ребята, посмотрите, кто это тут спрятался? (Из-за печки появляется Домовенок Кузя)

    - Это же Домовенок Кузя! Он живет в каждой избе.

    - Кузя говорит: «Здравствуйте, ребятки! Ой, сколько вас много здесь.

    (Кузя здоровается с ребятами, гладит по головке)

    - Ребята, я что то очень проголодался, давайте испечем бублики, пироги в печи!»

    - Ребята, но прежде чем мы их испечем, нам нужно их слепить. Кузю мы посадим вот здесь.

    Я сегодня утром поставила тесто для вас, и оно уже поднялось. Посмотрите, как много его стало! Это тесто уже готово. Но прежде чем начать работать, что нужно сделать?

    Правильно, мыть руки, надевать фартуки.

    На столах в тарелочках лежит начинка для пирогов. Я раздаю вам по кусочку теста, расплющите его руками, затем кладите начинку. Чтобы тесто не прилипало к рукам, его нужно обсыпать мукой. Посмотрите, как нужно защипывать шов на пирожках. Как будут готовы пирожки, мы сложим их на противень, смазанный маслом.

    - Сколько много бубликов, да пирогов  мы слепили. Давайте, я поставлю их в печь.

    - Ребята, посмотрите, кто это? (матрешка)

    - Ребята, расписными матрешками украшали избу. А еще ими можно играть деткам.

    - Ой ты барышня-матрёшка,

    Я возьму тебя в ладошки,

    Покажи мне тех девчат,

    Что внутри тебя сидят

    Физкультминутка «Веселые матрешки»

    Хлопают в ладоши

    Дружные матрешки,

    На ногах сапожки

    Топают матрешки,

    Вправо, влево наклонились,

    Всем знакомым поклонись.

    Ладушки ладушки

    Веселые матрешки!

    -А загадки вы умеете отгадывать?

    1. Попало наше тесто

    В горячее место.

    Попало –

    Не пропало,

    Румяной булкой стало Печь) 

    2. Стоит пан на столе,

    Густой пар в голове.

    Всех за стол зазывает.

    Вкусным чаем угощает. (Самовар)

    3. Однорук, зато рогат,

    Он в избе первейший хват.

    Ухватил горшок —

    Да в печку.

    Вот ухватистый!...

    (Ухват) 

    - Наши пироги да бублики спеклись. Посмотрите, какие они румяные, ароматные!

    - Кузя, посмотри какие бублики получились. Угощайся, Кузя, бубликами, пирогами. И, вы,ребята, угощайтесь!

    Пирожки-то с пылу - с жару!

    К чайнику и самовару!

    Вы, друзья, скорей садитесь!

    Пирогами угоститесь!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Не красна изба углами, а красна пирогами»

    Задачи: Прививать любовь к людям и милосердие, знакомить с русскими обычаями. Воспитывать у детей интерес к народному творчеству. Вызывать желание приобщаться к фольклору и побуждать желание исп...

    НОД по ФКЦМ Тема: "Не красна изба углами, а красна пирогами"

    НОД по ФЦКМ формирующая у детей представлене о национальном блюде русского народа - пирог и процессе его приготовления....

    "Не красна изба углами, а красна пирогами"

    Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста(6-7 лет)....

    Конспект игровой образовательной ситуации по образовательной области: «Познание» для детей старшего дошкольного воз « Не красна изба углами, а красна – пирогами!»

    Приобщение детей к истокам кубанской  культуры.познакомить с историей кубанского быта, его традициями, особенностями  русской печи, бытом казачьей семьи.развивать духовный потенциал, привива...

    Программа дополнительно – образовательной деятельности по приобщению старших дошкольников к истокам русского народного творчества средствами театрализованной деятельности. «КУКЛЯНДИЯ»

    Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не толь...

    Занятие по познавательному развитию «Не красна изба углами, а красна пирогами»

    Занятие по познавательному развитию «Не красна изба углами, а красна пирогами»Цель: Показать детям предметы старинного быта, назначение кухонной утвари, познакомить с народными т...

    Сценарий образовательной деятельности по приобщению к истокам народной культуре во второй младшей группе Тема: «Петушок, золотой гребешок»

    Сценарий образовательной деятельностипо приобщению к истокам народной культурыво второй младшей группеТема: «Петушок, золотой гребешок»   Ход занятия:  Орган...