Главные вкладки

    Конспект игровой образовательной ситуации по образовательной области: «Познание» для детей старшего дошкольного воз « Не красна изба углами, а красна – пирогами!»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Олейникова Наталья Викторовна

    Приобщение детей к истокам кубанской  культуры.познакомить с историей кубанского быта, его традициями, особенностями  русской печи, бытом казачьей семьи.развивать духовный потенциал, прививать любовь к самобытной красоте жизни наших предков. 

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_ne_krasna_izba_pirogami.docx27.19 КБ
    Файл konspekt_ne_krasna_izba_pirogami.docx27.19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №1 Берёзка» поселка Мостовского

    муниципального образования Мостовский район

                                                                       

    Конспект

     игровой образовательной ситуации

     по образовательной области: «Познание»

    для детей старшего дошкольного воз

    « Не красна изба углами, а красна – пирогами!» 

           

           

                                                                                 Составила:

                                                                                 воспитатель Олейникова Наталья Викторовна

    п.г.т. Мостовской

    2017 г.

    Тема:  « Не красна изба углами, а красна – пирогами!» 

    Цель: Приобщение детей к истокам кубанской  культуры.

     Задачи:

    • . Образовательные: познакомить с историей кубанского быта, его традициями, особенностями  русской печи, бытом казачьей семьи.
    • Развивающие:

    развивать духовный потенциал, прививать любовь к самобытной красоте жизни наших предков.

    • Воспитательные: воспитывать у детей интерес к культуре своих предков.

    Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, чтение русской народной сказки «Гуси лебеди», загадывание загадок, разучивание пословиц и поговорок, экскурсия в музей-горницу.

    ХОД ЗАНЯТИЯ:

    Дети подходят к кубанской хате, оттуда доносится казачья песня, распахивается дверь: Утро доброе, хозяюшка.

    Казачка:

    Мир вам, гости долгожданные,

    Что пришли вы в добрый час.

    Встречу теплую, желанную,

    Я устрою здесь для вас!

    Какие хорошие да добрые гости пожаловали сегодня ко мне. А знаете ли вы, как на Кубани говорят про гостей?

    - Хорошему гостю и хозяин рад.

    - Гость немного гостит, да много видит.

    - Гость на порог - хозяину радость.

    Казачка: Ах да молодцы, знаете Кубанские пословицы. Проходите гости, проходите дорогие, в тесноте, да не в обиде. Где теснее – там и веселее.

    Воспитатель: А куда мы с вами ребята попали?

    Дети: В казачью хату.

    Воспитатель: Какая интересная у тебя хата, хозяюшка, необычное убранство, много интересных и не знакомых для нас вещей.

    Казачка: Я хочу вам сегодня рассказать о своем доме.

    Каждый человек где-то живёт. У него есть свой дом. Ребята, а вы в каких домах живёте? (Ответы детей)
    Сегодня мы с вами поговорим о том, как жили казаки раньше.
    Раньше не было многоэтажных домов, а у каждого человека был дом. В старину, ребята, дом назывался по-другому – изба.

    Это был дом деревянный, срубленный из досок. В избу вели деревянные ступеньки. 
    Входя в избу, гости должны были поклониться хозяевам. Так люди здоровались. 

    Слайд№3

    На Кубани казаки строили избу из глины, сырцового кирпича или тонкого дерева, обмазанного глиной. Называли такое строение мазанкой.

     Слайд №4

    Казачка: Рассаживайтесь поудобней, а  о чем я сегодня речь поведу, вы сами догадаетесь, когда ответите на мои вопросы:

    -Кто в сказке «Гуси-лебеди» спрятал Машу?

    -Кто вез Емелю к царю?

    -Где испекла бабка Колобок?

    Дети: Это печка.

     Казачка: Верно ребятки, мой рассказ сегодня будет о печи, ведь недаром молвится: «Без печи, хата – не хата». Садитесь рядком, да поговорим ладком. Вот она моя родимая кормилица. Как вы думаете, где в наше время можно увидеть такую печь?

    Дети: У бабушки в деревне есть такая печь.

    Казачка В каждой избе была печь. С печью связан весь быт, вся жизнь людей.  Хорошая печь - гордость и печника и хозяина.

    Слайд№5

    Самая  большая  помощница  в избе – печка. Посмотрите –ка, какая она красивая да нарядная.

    Слайд № 6

    Начиная возводить избу, сначала определяли, где сложить печь, и лишь после этого делали планировку остальных помещений. Отсюда и пошли знаменитые пословицы и поговорки: «Плясать от печки»

    Слайд № 7

    Печь складывалась из кирпича, а сверху обмазывалась глиной. 

    Слайд № 8

    Печь без кирпича построить не так просто. Глину и песок подбирали особенно тщательно и со знанием дела. Смешивали глину с песком в строго определенной пропорции.

    Слайд №9

     Когда укладывали раствор в дощатую опалубку в стенки печи, то его тщательно трамбовали, получая кирпичи для будущей печи.

    Слайд №10

    В каждом доме русская печь была немножко не такая, как в соседнем. Они отличались формой и устройством кожуха, формой и размером устья, количеством печурок, расположением задвижек, размерами, наличием или отсутствием подтопка.

    Слайд № 11

    Печь не только обогревала избу. В печи пекли хлеб. Недаром говорят «Не красна изба углами, а красна пирогами».Если  изба в порядке, значит она полна добром и богатством, а печь значит, что  дом хлебосольный, есть всё в достатке. Здесь готовили  еду для всей семьи и домашней живности.

    Слайд № 12

    Чтобы ставить в печь и вытаскивать тяжелые чугуны и корчаги, применяли вот такое нехитрое приспособление -ухват. Чугун слегка приподнимали с помощью рычага, а потом катили на этом деревянном ролике.

    Слайд №13

    На печи лечили простудные заболевания, прогревали застуженную спину. Лечились не только теплом, но и печной золой, часто смешивая ее с солью.

    Пучки лекарственных трав, кореньев и корневищ сушили  возле печки, вешая их на специальную жердочку. Высушенные, травы и коренья хранились в холщовых мешочках.

    Слайд№14

    Здесь малые ребята  и спали. Для этого делалась специальная лежанка. На специальной лежанке спать  было тепло и приятно. Зимой можно полежать, погреться, помечтать. А сколько сказок и разных историй рассказывали  ребятам на русской печке. На печке грели косточки старики и старухи – и говорят помогало. 
    Слайд№15

    В русской печи крестьяне парились. Эта процедура считалась на Руси лечебной. Для этого из печи после топки удаляли угли и золу, внутри подметали, клали солому или коврик из камыша, сверху их накрывали половичком. Любитель попариться залезал в печь головой вперед, в печи разворачивался и садился на солому.

    Слайд №16 

    Печь объединяла семью: зимними вечерами возле нее садились все домочадцы, и кто-нибудь рассказывал сказку или историю, приключившуюся с ним или услышанную от кого-нибудь, пели протяжные крестьянские песни. Одновременно продолжали делать несложные домашние дела: женщины занимались рукоделием, мужчины что-нибудь чинили. Печь нужна была в любом возрасте.

    Слайд №17

    Физкультминутка.  звучит народная мелодия, дети встают в хоровод и делают движения, повторяя за взрослым.
    Ребята посмотрите в окно. Какое время года сейчас на дворе.
    Дети отвечают (осень).
    Казачка предлагает вспомнить стихотворение об осени.
    Утром мы во двор идём-
    Листья сыплются дождём,
    Под ногами шелестят
    И летят…летят…летят
    Казачка:
    А осенью часто бывают дожди, значит сыро и холодно. Чтобы не замёрзнуть люди топят печь.

    А как ещё можно согреться?(ответы детей)

    Казачка:
    Да, ребята, в холодную погоду нас греет не только печка, но и горячий чай. И самовар у меня уже подоспел. Да вот беда, к чаю не успела приготовить. И тесто уже подошло.
    Ребята, а давайте вместе что-нибудь приготовим? А потом вместе будем чай пить.
    Детушки, а что вы к чаю можете слепить?
    Дети:
    -Баранки.
    Казачка подводит детей к столам, на которых лежат пластины и комочки теста,
    накрытые салфетками, и начинают лепить баранки. По окончании лепки, дети
    складывают свои работы на противень, а казачка ставит его в печь. Казачка
    хвалит детей за красивые баранки.

    Ребята, вы ничего не чувствуете? Какой аромат? Давайте посмотрим на наши
    баранки.
    Казачка достает из печи противень с баранками и приглашает детей к самовару, читает потешку;
    Сверху пар, снизу пар -
    Шипит наш русский самовар.
    Милости просим на чашечку чая!
    Вот так мы живем.
    Баранки жуем, чаем запиваем,
    Всех в гости приглашаем.
    Казачка предлагает детям подняться в группу и угостить ребят баранками и всем
    вместе чай попить.

    Список используемой литературы.

    1.Т.П.Хлопова «Ты. Кубань, ты наша Родина».

    2. А.В.Маслов « Кубанская старина. Жизнь и быт казаков».

    3.Н. В. Макарычева «Программа ознакомления с малой Родиной. Я и моя станица Ленинградская».

    4. Л.О. Тимофеева В.Ф. Князева «Приобщение старших дошкольников к традициям родного края.

    5. Вертепа И.В.  Программа воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста посредством приобщения к региональным ценностям «НАШ КРАЙ»



    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №1 Берёзка» поселка Мостовского

    муниципального образования Мостовский район

                                                                       

    Конспект

     игровой образовательной ситуации

     по образовательной области: «Познание»

    для детей старшего дошкольного воз

    « Не красна изба углами, а красна – пирогами!» 

           

           

                                                                                 Составила:

                                                                                 воспитатель Олейникова Наталья Викторовна

    п.г.т. Мостовской

    2017 г.

    Тема:  « Не красна изба углами, а красна – пирогами!» 

    Цель: Приобщение детей к истокам кубанской  культуры.

     Задачи:

    • . Образовательные: познакомить с историей кубанского быта, его традициями, особенностями  русской печи, бытом казачьей семьи.
    • Развивающие:

    развивать духовный потенциал, прививать любовь к самобытной красоте жизни наших предков.

    • Воспитательные: воспитывать у детей интерес к культуре своих предков.

    Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, чтение русской народной сказки «Гуси лебеди», загадывание загадок, разучивание пословиц и поговорок, экскурсия в музей-горницу.

    ХОД ЗАНЯТИЯ:

    Дети подходят к кубанской хате, оттуда доносится казачья песня, распахивается дверь: Утро доброе, хозяюшка.

    Казачка:

    Мир вам, гости долгожданные,

    Что пришли вы в добрый час.

    Встречу теплую, желанную,

    Я устрою здесь для вас!

    Какие хорошие да добрые гости пожаловали сегодня ко мне. А знаете ли вы, как на Кубани говорят про гостей?

    - Хорошему гостю и хозяин рад.

    - Гость немного гостит, да много видит.

    - Гость на порог - хозяину радость.

    Казачка: Ах да молодцы, знаете Кубанские пословицы. Проходите гости, проходите дорогие, в тесноте, да не в обиде. Где теснее – там и веселее.

    Воспитатель: А куда мы с вами ребята попали?

    Дети: В казачью хату.

    Воспитатель: Какая интересная у тебя хата, хозяюшка, необычное убранство, много интересных и не знакомых для нас вещей.

    Казачка: Я хочу вам сегодня рассказать о своем доме.

    Каждый человек где-то живёт. У него есть свой дом. Ребята, а вы в каких домах живёте? (Ответы детей)
    Сегодня мы с вами поговорим о том, как жили казаки раньше.
    Раньше не было многоэтажных домов, а у каждого человека был дом. В старину, ребята, дом назывался по-другому – изба.

    Это был дом деревянный, срубленный из досок. В избу вели деревянные ступеньки. 
    Входя в избу, гости должны были поклониться хозяевам. Так люди здоровались. 

    Слайд№3

    На Кубани казаки строили избу из глины, сырцового кирпича или тонкого дерева, обмазанного глиной. Называли такое строение мазанкой.

     Слайд №4

    Казачка: Рассаживайтесь поудобней, а  о чем я сегодня речь поведу, вы сами догадаетесь, когда ответите на мои вопросы:

    -Кто в сказке «Гуси-лебеди» спрятал Машу?

    -Кто вез Емелю к царю?

    -Где испекла бабка Колобок?

    Дети: Это печка.

     Казачка: Верно ребятки, мой рассказ сегодня будет о печи, ведь недаром молвится: «Без печи, хата – не хата». Садитесь рядком, да поговорим ладком. Вот она моя родимая кормилица. Как вы думаете, где в наше время можно увидеть такую печь?

    Дети: У бабушки в деревне есть такая печь.

    Казачка В каждой избе была печь. С печью связан весь быт, вся жизнь людей.  Хорошая печь - гордость и печника и хозяина.

    Слайд№5

    Самая  большая  помощница  в избе – печка. Посмотрите –ка, какая она красивая да нарядная.

    Слайд № 6

    Начиная возводить избу, сначала определяли, где сложить печь, и лишь после этого делали планировку остальных помещений. Отсюда и пошли знаменитые пословицы и поговорки: «Плясать от печки»

    Слайд № 7

    Печь складывалась из кирпича, а сверху обмазывалась глиной. 

    Слайд № 8

    Печь без кирпича построить не так просто. Глину и песок подбирали особенно тщательно и со знанием дела. Смешивали глину с песком в строго определенной пропорции.

    Слайд №9

     Когда укладывали раствор в дощатую опалубку в стенки печи, то его тщательно трамбовали, получая кирпичи для будущей печи.

    Слайд №10

    В каждом доме русская печь была немножко не такая, как в соседнем. Они отличались формой и устройством кожуха, формой и размером устья, количеством печурок, расположением задвижек, размерами, наличием или отсутствием подтопка.

    Слайд № 11

    Печь не только обогревала избу. В печи пекли хлеб. Недаром говорят «Не красна изба углами, а красна пирогами».Если  изба в порядке, значит она полна добром и богатством, а печь значит, что  дом хлебосольный, есть всё в достатке. Здесь готовили  еду для всей семьи и домашней живности.

    Слайд № 12

    Чтобы ставить в печь и вытаскивать тяжелые чугуны и корчаги, применяли вот такое нехитрое приспособление -ухват. Чугун слегка приподнимали с помощью рычага, а потом катили на этом деревянном ролике.

    Слайд №13

    На печи лечили простудные заболевания, прогревали застуженную спину. Лечились не только теплом, но и печной золой, часто смешивая ее с солью.

    Пучки лекарственных трав, кореньев и корневищ сушили  возле печки, вешая их на специальную жердочку. Высушенные, травы и коренья хранились в холщовых мешочках.

    Слайд№14

    Здесь малые ребята  и спали. Для этого делалась специальная лежанка. На специальной лежанке спать  было тепло и приятно. Зимой можно полежать, погреться, помечтать. А сколько сказок и разных историй рассказывали  ребятам на русской печке. На печке грели косточки старики и старухи – и говорят помогало. 
    Слайд№15

    В русской печи крестьяне парились. Эта процедура считалась на Руси лечебной. Для этого из печи после топки удаляли угли и золу, внутри подметали, клали солому или коврик из камыша, сверху их накрывали половичком. Любитель попариться залезал в печь головой вперед, в печи разворачивался и садился на солому.

    Слайд №16 

    Печь объединяла семью: зимними вечерами возле нее садились все домочадцы, и кто-нибудь рассказывал сказку или историю, приключившуюся с ним или услышанную от кого-нибудь, пели протяжные крестьянские песни. Одновременно продолжали делать несложные домашние дела: женщины занимались рукоделием, мужчины что-нибудь чинили. Печь нужна была в любом возрасте.

    Слайд №17

    Физкультминутка.  звучит народная мелодия, дети встают в хоровод и делают движения, повторяя за взрослым.
    Ребята посмотрите в окно. Какое время года сейчас на дворе.
    Дети отвечают (осень).
    Казачка предлагает вспомнить стихотворение об осени.
    Утром мы во двор идём-
    Листья сыплются дождём,
    Под ногами шелестят
    И летят…летят…летят
    Казачка:
    А осенью часто бывают дожди, значит сыро и холодно. Чтобы не замёрзнуть люди топят печь.

    А как ещё можно согреться?(ответы детей)

    Казачка:
    Да, ребята, в холодную погоду нас греет не только печка, но и горячий чай. И самовар у меня уже подоспел. Да вот беда, к чаю не успела приготовить. И тесто уже подошло.
    Ребята, а давайте вместе что-нибудь приготовим? А потом вместе будем чай пить.
    Детушки, а что вы к чаю можете слепить?
    Дети:
    -Баранки.
    Казачка подводит детей к столам, на которых лежат пластины и комочки теста,
    накрытые салфетками, и начинают лепить баранки. По окончании лепки, дети
    складывают свои работы на противень, а казачка ставит его в печь. Казачка
    хвалит детей за красивые баранки.

    Ребята, вы ничего не чувствуете? Какой аромат? Давайте посмотрим на наши
    баранки.
    Казачка достает из печи противень с баранками и приглашает детей к самовару, читает потешку;
    Сверху пар, снизу пар -
    Шипит наш русский самовар.
    Милости просим на чашечку чая!
    Вот так мы живем.
    Баранки жуем, чаем запиваем,
    Всех в гости приглашаем.
    Казачка предлагает детям подняться в группу и угостить ребят баранками и всем
    вместе чай попить.

    Список используемой литературы.

    1.Т.П.Хлопова «Ты. Кубань, ты наша Родина».

    2. А.В.Маслов « Кубанская старина. Жизнь и быт казаков».

    3.Н. В. Макарычева «Программа ознакомления с малой Родиной. Я и моя станица Ленинградская».

    4. Л.О. Тимофеева В.Ф. Князева «Приобщение старших дошкольников к традициям родного края.

    5. Вертепа И.В.  Программа воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста посредством приобщения к региональным ценностям «НАШ КРАЙ»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности (образовательная область "Здоровье") для детей среднего дошкольного возраста "Здоровому-все здорово!"

    Занятие способствует формированию сознательной установки на здоровый образ жизни, посредством здоровьесберегающих технологий, нетрадиционных методов и художественного слова....

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности. Образовательная область: «Познание» для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Чудо-воздух»

    Конспектнепосредственно-образовательнойдеятельности. Образовательная область:«Познание»для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Чудо-воздух»...

    КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «КРАСНАЯ ШАПОЧКА РАССКАЗЫВАЕТ О ПТИЦАХ»

    Программное содержание:·        Учить распознавать птиц: голубя, воробья, синицу, снегиря;·        Составлять рассказ о птицах при...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЗДУХ И ЕГО СВОЙСТВА»

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВО...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности образовательная область Познание ФЭМП в старшей группе

    В конспекте представлен полный развернутый план занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе "Интересный мир геометрических фигрур"...